Куперс

Бухучет и анализ

Консервация опо на длительный срок

2. Нужно ли выведенному из эксплуатации оборудованию/сооружениям проводить экспертизу промышленной безопасности, техническое диагностирование, техническое освидетельствование? В случае, если необходимо проводить ЭПБ, то какой вывод должен сделать эксперт в части соответствия требованиями промышленной безопасности / возможности дальнейшей эксплуатации, при условии, что оборудование/сооружение эксплуатироваться не будет.

В нашей организации ЭПБ выведенным из эксплуатации дымовым трубам проводится, эксперт делает вывод о соответствии/соответствии не в полной мере требованиями промышленной безопасности и делает вывод о возможности дальнейшей эксплуатации до определенного года несмотря на то, что дымовая труба длительное время не эксплуатировалась и эксплуатироваться не будет. Насколько это законно и правильно?

Ответ :

Следует отметить, что на сегодняшний день отсутствует отдельный нормативный правовой акт, который бы определял как процедуру вывода в консервацию технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, так и порядок оформления соответствующей документации. Не устанавливает законодательство и требований к необходимости и порядку учета оборудования, выведенного из эксплуатации, а также не устанавливает правовых норм, согласно которым такое техническое устройство подлежит или не подлежит внесению в сведения, характеризующие опасный производственный объект.

В то же время следует отметить, что федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности могут устанавливать требования как к порядку консервации, выводу из эксплуатации (демонтажу) технического устройства, так и к самому оборудованию, выведенному из эксплуатации и к лицам, на которых возложена соответствующая ответственность за безопасность такого оборудования.

Считаем, что консервация, вывод из эксплуатации (демонтаж) технического устройства должен осуществляться в порядке, предусмотренном требованиями технических регламентов, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, паспортом (эксплуатационной документацией) соответствующего технического устройства, проектной и иной технической документацией опасного производственного объекта.

Необходимо отметить, что могут быть разными не только причины, но и последствия вывода из эксплуатации (демонтажа) оборудования. В числе которых — консервация опасного производственного объекта в целом. При этом законодательство в области промышленной безопасности устанавливает определенные требования к процедуре консервации опасного производственного объекта.

Так, например, в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» консервация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном указанным Федеральным законом, с учетом требований законодательства о градостроительной деятельности.

Документация на консервацию опасного производственного объекта подлежит в силу требований п.1 ст.8 и ст.13 Федерального закона «О промышленной безопасности» экспертизе промышленной безопасности.

В п. 8 приложения к приказу Ростехнадзора от 06.08.2013 N 339 «Об утверждении рекомендаций по предоставлению в режиме тестирования сведений об опасных производственных объектах в электронном виде для целей регистрации (перерегистрации) в государственном реестре опасных производственных объектов» перечислены причины исключения ОПО из реестра, среди которых — консервация опасного производственного объекта.

Кроме того, согласно подп.»в» п.23.3.1. ранее действующего Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утв. приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 N 606, одним из оснований для исключения опасного производственного объекта из государственного реестра являлась его консервация (на срок не менее 1 года).

Как видим, соответствующие требования касались не консервации технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а консервации опасного производственного объекта в целом.

Действующее законодательство аналогичных требований не содержит. В связи с чем, считаем необходимым за соответствующим разъяснением обратиться в Ростехнадзор.

Касаемо экспертизы промышленной безопасности поясняем следующее.

Основания и объекты экспертизы промышленной безопасности определены в ст. ст.7, 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Так, технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, подлежат экспертизе промышленной безопасности только тогда, когда иная форма оценки не установлена техническими регламентами и только в случаях, установленных п.2 ст.7 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:

— до начала применения на опасном производственном объекте;

— по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;

— при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;

— после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

Основания проведения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на ОПО, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий определены в п.7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утв. приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538:

— в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;

— в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;

— после аварии на ОПО, в результате которой были повереждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;

— по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы;

— при возникновении сверхнормативных деформаций здания или сооружения.

При этом действующее законодательство о промышленной безопасности не определяет подлежат ли экспертизе промышленной безопасности выведенные из эксплуатации технические устройства, здания и сооружения при наличии оснований проведения такой экспертизы.

Исключение опасного производственного объекта – процедура, целью которой является снятие опасного производственного объекта с регистрации в Ростехнадзоре, посредством исключения сведений из единого государственного реестра опасных производственных объектов (ЕГРОПО).

Исключение ОПО: 30 дней

Внимание: Приказом Ростехнадзора от 25 ноября 2016 года № 494 был утвержден новый административный регламент по регистрации ОПО в ГРОПО. Документ официально опубликован 03 февраля 2017 на портале правовой информации.

С 1 сентября 2016 г. вступили в силу поправки к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в соответствии с которыми технические устройства, работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 мегапаскаля включительно сети газораспределения и сети газопотребления подлежат исключению из государственного реестра опасных производственных объектов и не подлежат регистрации в Ростехнадзоре. Читать.

Снять с регистрации опасный производственный объект и снять с учета (регистрации) технических устройств это разные процессы. В случае, когда требуется снять с учета техническое устройство, это делается через профильный отдел Ростехнадзора, который занимается данными техническими устройствами (например: надзор за ГПМ).

Как снять ОПО с учета в Ростехнадзоре

Процесс исключения опасного производственного объекта из реестра ОПО не является сложным, но при этом к нему нужно отнестись ответственно, так как нарушение процесса влечет за собой ряд проблем и дополнительные финансовые затраты. Если вы планируете исключить объект из реестра ОПО, то необходимо запомнить следующее: «Ростехнадзор не исключает ОПО, если не предоставлены документы определяющие, где находятся технические устройства входящие в состав ОПО». Рассмотрим два основных случая, когда появляется необходимость исключить опасные объекты из реестра ОПО:

Вы продали опасный производственный объект:

Начнем с ошибок, которые допускают собственники ОПО. Многие считают, что имея на руках договор купли-продажи, могут исключить ОПО из реестра ОПО, но это не так. После того как вы продали ОПО, необходимо дождаться момента когда новый собственник зарегистрирует данный опасный производственный объект на себя. Как только наступил момент, когда одно и то же ОПО зарегистрировано на две компании, теперь Вы можете снять с регистрации ОПО. Данное требование регламентировано пунктом 41.1. Приказа Ростехнадзора №606 от 04.09.2007 г.

История нашего клиента: Крупная иностранная компания (имеет заводы практически во всех регионах РФ) продала один завод и забыла. Наступил 2015 год, появилась необходимость провести перерегистрацию ОПО. Они обратились к нам и в процессе работы всплыл проданный завод. Данный завод числится все еще на компании, причем продали его еще в 2013 году, но ни кто не озаботился вопросом снятия его с регистрации. Начали копать глубже и оказалось, что новый собственник не зарегистрировал завод на себя. Начали искать рычаги давления, которые не юридическая служба, не иные отделы не нашли. Ситуация тупиковая, документов на завод нет ни каких, директор иностранец не понимает проблемы. Решение нашлось: Всем объектам которые в собственности на данный момент присвоили класс опасности, а этот завод остался без класса опасности. Это не лучшее решение, но на тот момент было самым оптимальным, так как у заказчика горели сроки и срывалась крупная сделка.

По этому мы рекомендуем включать в договор купли-продажи дополнительный пункт, который будет обязывать нового собственника регистрировать ОПО в течение конкретного срока. В ином случае Вы можете попасть в аналогичную ситуацию, когда новый собственник не хочет регистрировать ОПО на себя, и данный объект будет числится за Вами вечно.

Вы хотите ликвидировать ОПО:

Основная ошибка владельцев объекта, при ликвидации ОПО, это то что сначала все сносится, режется и сдается в металлолом, а потом начинают снимать ОПО с регистрации в Ростехнадзоре, апеллируя тем, что все уничтожено. Ростехнадзор при таком подходе, не исключит ОПО из реестра. По этому в данном случае, необходимо разработать проект на ликвидацию ОПО, провести экспертизу проекта и затем приступать к работам по демонтажу. Проект ликвидации опасного производственного объекта и экспертиза промышленной безопасности данного проекта является основанием для снятия с регистрации ОПО из реестра Ростехнадзора согласно.

Регистрация ОПО Перерегистрация ОПО Идентификация ОПО Карта учета ОПО

Случаи когда исключаются ОПО из реестра

Согласно пункта 7 Постановления Правительства РФ №1371 от 24.11.1998 г. «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» исключение опасных производственных объектов осуществляется Ростехнадзором в следующих случаях:

1) изменение критериев отнесения объектов к категории ОПО или требований к идентификации их (пример: изменение законодательства);

2) утрата объектом признаков опасности;

3) ликвидация ОПО или вывод из эксплуатации ОПО;

Так же стоит отметить, что в данном Постановлении Правительства указанны не все случаи исключения ОПО из реестра. Согласно пункта 23.3.1. Административного регламента по регистрации ОПО, которым Ростехнадзор руководствуется при оказании данной государственной услуги, есть дополнительные основания исключения опасного производственного объекта из реестра Ростехнадзора:

4) Продажа ОПО (смена организации владельца ОПО);

5) Передача прав на эксплуатацию ОПО (сдача в аренду ОПО);

6) Консервация ОПО на срок не менее одного года (примечание: в данном случае ОПО исключается только временно).

ВАЖНО: Согласно пункта 41.1 Административного регламента по регистрации ОПО исключить объект в случаях 4 и 5 возможно только, когда новый владелец и(или) эксплуатирующая организация зарегистрировала данный объект на себя.

Перечень документов для снятия с учета ОПО

В соответствии с пунктом 23.3.1. Приказа Ростехнадзора №606 от 04.09.2007 г. «Административный регламент Ростехнадзора по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов» для исключения опасного производственного объекта из реестра ОПО эксплуатирующей организацией требуется предоставить в Ростехнадзор следующий пакет документов:

1) заявление от эксплуатирующей организации (оформляется в соответствии с образцом Приложения №5 к Приказу Ростехнадзора №606);

2) ранее выданную карту учета ОПО;

3) ранее выданное свидетельство о регистрации ОПО;

4) копии документов, подтверждающих (в зависимости от причины исключения):

  • ликвидацию ОПО (списание с баланса предприятия);
  • сдачу в аренду ОПО (заверенные нотариально);
  • консервацию ОПО (на срок не менее 1 года);
  • смена организации — владельца ОПО;
  • факт купли-продажи ОПО (заверенные нотариально);
  • утрату объектом признаков опасности (дегазация, акт отключения от газоснабжения и иное).

В случае сдачи в аренду организация — арендодатель обязана предоставить в Ростехнадзор документацию, содержащую сведения об организации — арендаторе (пункт 23.3.2. Приказа Ростехнадзора №606).

Наши специалисты подготовят документы и выведут объекты из реестра ОПО. Звоните.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх