Куперс

Бухучет и анализ

Конституция 8

22 фримера VIII года

(13 декабря 1799 г.)

Печатается с сайта «Великая французская революция» http://liberte.newmail.ru

Глава I . Осуществление прав граждан

1. Французская Республика — единая и нераздельная. Ее европейская территория разделена на департаменты и коммунальные округа.

2. Каждый человек, родившийся и проживающий во Франции, которому исполнился двадцать один год, записанный в гражданский реестр своего коммунального округа и проживающий на территории Французской Республики один год, является французским гражданином.

3. Иностранец становится французским гражданином после достижения двадцати одного года, если он заявит о своем желании обосноваться во Франции, если он проживает здесь в течение десяти лет подряд.

4. Французское гражданство теряется: в случае натурализации за границей, принятия на себя исполнения функций, порученных иностранным государством, или пенсий от него, вступления в какие-либо иностранные общества, признающие неравенство в зависимости от рождения; вынесения приговора, предусматривающего применение мучительного или позорящего наказания.

5. Действие прав французских граждан прекращается в случае несостоятельности должника-банкрота или неосновательного получения его прямым наследником-владельцем всего или части наследства; состояния слуги на жаловании, обслуживающего лицо или семью; опеки над расточителем или умалишенным; обвинения или уклонения от суда.

6. Чтобы пользоваться правом гражданина в округе, необходимо иметь там местопребывание в течение года, и не потерять его в результате годичного отсутствия.

7. Граждане каждого коммунального округа отдают свои голоса за тех, кого они считают наиболее достойными руководить общественными делами. Результатом этого является доверительный список, содержащий имена лиц, в количестве, равном одной десятой числа граждан, имеющих право сотрудничать для этой цели.

8. Граждане, включенные в коммунальные списки департамента, выделяют одну десятую часть из своего состава. Результатом этого является составление вторичного списка, называемого департаментским списком, в который должны быть включены должностные лица департамента.

9. Граждане, включенные в департаментский список, также выделяют одну десятую часть из своего состава. Результатом этого является составление третьего списка, в который включаются граждане этого департамента, избираемые для осуществления национальных функций.

10. Граждане, имеющие право участия в составлении одного из списков, предусмотренных тремя предыдущими статьями, призываются в течение всех трех лет, в случае выбытия по смерти или по другой причине лиц, внесенных в эти списки, которые исполняли общественные функции.

11. Они могут, в то же время, исключить из списка лиц, которых они сочтут непригодными, и заменить их другими гражданами, к которым они питают доверие.

12. Никто не может быть исключен из списка без проведения голосования по абсолютному большинству голосов граждан, имеющих право принимать участие в создании списка.

13. Никто не может быть удален из списка лиц, подлежащих избранию только таким путем , если он не удален также и из других списков высшей и низшей степени.

14. Внесение в списки лиц, подлежащих избранию, обязательно только в отношении тех должностных лиц, для которых это условие определенно предусмотрено конституцией или законом. Списки лиц, подлежащих избранию, впервые будут составляться в IX год.

Граждане, которые будут первыми выдвинуты для образования конституционных властей, составят необходимую часть первичных списков лиц, подлежащих избранию.

Глава II. Об охранительном сенате

15. Охранительный сенат состоит из двадцати пяти членов, назначаемых пожизненно в возрасте не менее сорока лет.

Для создания сената сначала необходимо назначить шестьдесят членов: это число в течение VIII года увеличится до шестидесяти двух, до шестидесяти четырех — к IX году, и в той же последовательности возрастет до восьмидесяти, путем ежегодного прибавления по два члена в течение первых десяти лет.

16. Назначение на место сенатора осуществляется сенатом, который выбирает из трех кандидатов, первый из которых выдвигается Законодательным Корпусом, второй Трибунатом, третий — первым консулом.

Из двух кандидатов назначается тот, который выдвинут двумя из трех существующих властей: если кандидат выдвинут тремя властями, то назначен должен быть он.

17. Первый консул, оставляя свое место или по истечении срока действия его функций, или в связи с выходом в отставку, с необходимостью и с полным правом становится сенатором.

Двое других консулов, в течение месяца, следующего за окончанием действия их функций, могут занять место в сенате, но не обязаны использовать это право.

Они совсем те пользуются этим правом, в случае прекращения их консульских функций в связи с отставкой.

18. Сенатор никогда не может быть избран для осуществления какой-либо другой публичной функции.

19. Все списки, составленные в департаментах в силу статьи 9, представляются в сенат: он составляет общенациональный список.

20. На основе этого списка сенатом выбираются законодатели, трибуны, консулы, судьи кассационного суда, комиссары счетоводства.

21. Сенат одобряет или отменяет все акты, которые направляются ему как неконституционные Трибунатом и правительством: списки лиц, подлежащих избранию, включаются в эти акты.

22. Затраты, производимые сенатом, покрываются за счет доходов от национального имущества. Годовое жалование каждого из членов сената выплачивается из этих доходов, и оно равно одной двадцатой части жалования первого консула.

23. Заседания сената не публичны.

24. Граждане Сийес и Роже-Дюко, бывшие консулы, назначаются членами охранительного сената: они собираются на совещание с назначенным этой конституцией вторым и третьим консулом. Эти четверо граждан назначают большинство сената, который пополняется и приступает к порученным ему выборам.

Глава III. О законодательной власти

25. Новые законы могут быть обнародованы только тогда, когда законопроект будет предложен правительством, сообщен Трибунатом и директирован Законодательным Корпусом.

26. Законопроекты, которые предлагает правительство, изложены в статьях. Во всякой стадии обсуждения законопроекта правительство может вернуть его обратно; оно может представить его вновь в измененном виде.

27. Трибунат состоит из ста членов, в возрасте не менее двадцати пяти лет; они переизбираются на одну пятую часть ежегодно и могут быть переизбраны всякий раз, когда они будут значиться в общенациональном списке лиц, подлежащих избранию.

28. Трибунат обсуждает проекты законов; он отвергает или принимает их путем голосования.

Он направляет из своей среды трех ораторов, которые отстаивают и защищают перед Законодательным Корпусом основания выдвинутых ими предложений, предусмотренных законопроектом.

29. Он выражает свои пожелания по поводу уже принятых и принимаемых законов, злоупотреблений, которые нужно устранить, улучшений, которые нужно предпринять во всех частях публичной администрации, но он никогда не вмешивается в гражданские или уголовные дела, которые разбираются трибуналами.

Пожелания, которые он высказывает на основании настоящей статьи, не имеют обязательной силы и их обсуждение конституционными властями является необязательным.

30. Когда Трибунат распускается на каникулы, он может назначить комиссию из десяти-пятнадцати своих членов, которой поручается созыв Трибуната, в случае надобности.

31. Законодательный Корпус состоит из трехсот членов в возрасте не менее тридцати лет; они возобновляются ежегодно на одну пятую часть.

Он должен включать по меньшей мере по одному гражданину от каждого департамента.

32. Выбывший член Законодательного Корпуса не может вновь войти в него ранее истечения года; но он может быть немедленно избран для исполнения любых других публичных функций, включая функции трибуна, если он может быть им избран.

33. Заседания Законодательного Корпуса начинаются 1 фримера и длятся только 4 месяца; он может быть созван на чрезвычайное заседание в течение остальных восьми месяцев правительством.

34. Законодательный Корпус принимает законы путем тайного голосования и без обсуждения законопроектов, которые были обсуждены перед этим ораторами Трибуната и правительства.

35. Заседания Трибуната и заседания Законодательного Корпуса происходят публично; число присутствующих при этом лиц, как на заседании Трибуната, так и на заседании Законодательного Корпуса, не может быть более двухсот.

36. Ежегодное жалование члена Трибуната — пятнадцать тысяч франков; жалование члена Законодательного Корпуса — десять тысяч франков.

37. Всякий декрет Законодательного Корпуса обнародуется на десятый день, после его принятия, первым консулом, кроме случаев, когда будет заявлено в сенат о его неконституционности. Это заявление не может иметь места в отношении опубликованных законов.

38. Первое обновление Законодательного Корпуса и Трибуната будет иметь место в течение десятого года.

Глава IV. О правительстве

39. Правительство состоит из трех консулов, выбираемых на десять лет и переизбираемых без перерыва.

Каждый из них выбирается индивидуально, в соответствии с различными правилами, в качестве первого, второго или третьего консула.

Конституция назначает первым консулом гражданина Бонапарта, временного экс-консула; вторым консулом гражданина Комбасереса, экс-министра юстиции; и третьим консулом гражданина Лебрена, экс-члена комиссии Совета старейшин.

На этот раз третий консул назначается только на пять лет.

40. Первый консул наделен особыми функциями и полномочиями, которые он может временно дополнять, в случае надобности, при помощи своих коллег.

41. Первый консул обнародует законы; он назначает и смещает по своей воле членов Государственного совета, министров, послов и других государственных представителей за границей, офицеров сухопутных и морских вооруженных сил, членов местных администраций и комиссаров правительства при трибуналах. Он назначает уголовных и гражданских судей, а также мировых и кассационных судей, без права их смещения.

42. В отношении остальных актов правительства второй и третий консулы пользуются правом сообщать свои мнения: они подписывают регистр этих актов для удостоверения их наличия, и, при желании, могут записать в регистр свое мнение; после этого окончательным является решение первого консула.

43. Жалование первого консула с VIII года устанавливается в размере пятисот тысяч франков в год. Жалование обоих других консулов равно трем десятым жалованья первого.

44. Правительство предлагает законы и регламентирует обеспечение их исполнения.

45. Правительство распоряжается доходами и расходами государства, в соответствии с ежегодным законом, который регулирует рост тех и других; оно следит за изготовлением денег, выпуск которых предусмотрен законом, устанавливает их наименование, вес и вид.

46. Если правительству становится известно о каких-либо заговорах против государства, оно может издать приказ о задержании, аресте лиц, рассматриваемых в качестве исполнителей и соучастников. Но если в течение десяти дней они не будут освобождены или преданы суду, то министр, издавший подобный приказ, будет виновен в незаконном задержании.

47. Правительство заботится о внутренней безопасности и внешней защите государства; оно распоряжается сухопутными и морскими вооруженными силами путем издания приказов.

48. Действующая национальная гвардия подчиняется распоряжениям публичной администрации; местная национальная гвардия подчиняется только закону.

49. Правительство поддерживает внешнеполитические отношения, ведет переговоры, заключает предварительные договоры, подписывает, предоставляет право подписывать все договоры и заключает все договоры о мире, союзе, перемирии, нейтралитете, торговые и другие соглашения.

50. Объявление войны, договоры о мире, союзе и торговле — предлагаются, обсуждаются, декретируются и обнародуются в качестве законов.

Для проведения дискуссий и обсуждений этих вопросов как в Трибунате, так и в Законодательном Корпусе образуется тайный совет только в случае, если этого потребует правительство.

51. Секретные статьи договора не могут противоречить другим соответствующим статьям договора.

52. Государственный совет, под руководством консулов, управомочен представлять законопроекты, издавать распоряжения в отношении деятельности публичной администрации, разрешать затруднения, возникающие в административной деятельности.

53. Из состава Государственного совета выделяются сенаторы, которые выступают от имени правительства в Законодательном Корпусе.

Эти ораторы направляются в числе не более трех для защиты одного законопроекта.

54. Министры исполняют законы и обеспечивают выполнение постановлений публичной администрации.

55. Никакой акт правительства не имеет силы без подписи министра.

56. Одному из министров специально поручается заведывание государственной казной: он распоряжается поступлениями, руководит движением фондов и платежами, производимыми на основании закона. Он не может производить никаких выплат:

  1. сверх сумм, определенных законом для данного вида расходов;
  2. без постановления правительства;
  3. без приказа, подписанного министром.

57. Подробные счета затрат, произведенных министром, подписанные и удостоверенные им, должны быть опубликованы.

58. Правительство может назначить членом Государственного совета или министром только лицо из числа граждан, записанных в национальном списке.

59. Местные администрации как коммунального округа, так и более крупных территориальных единиц подчинены министрам. Никто не может становиться или оставаться членом этих администраций, если он не внесен и не находится в одном из списков, упомянутых в ст.ст. 7 и 8.

Глава V. О трибуналах

60. В каждом коммунальном округе имеется один или несколько мировых судей, избираемых непосредственно гражданами на 3 года.

Их основная функция состоит в примирении сторон, обращающихся в суд в случае несогласия, для решения дела через посредничество суда.

61. Для решения гражданских дел существуют трибуналы первой инстанции и кассационные трибуналы.

Закон определяет организацию тех и других, их компетенцию, территорию их деятельности.

62. По делам о деликтах, влекущих мучительные или позорящие наказания, первое жюри утверждает пли отклоняет обвинение: если оно утверждено, второе жюри рассматривает событие; судьи, входящие в уголовный трибунал, решают вопрос о применении наказания. Их решение окончательно.

63. Функция публичного обвинения при трибуналах осуществляется комиссаром правительства.

64. Деликты, не влекущие мучительных или позорящих наказаний, .подлежат рассмотрению трибуналов исправительной полиции и могут быть обжалованы в уголовные трибуналы.

65. Для всей Республики имеется один национальный трибунал, который рассматривает кассационные жалобы, не подлежащие обжалованию, судебные решения, вынесенные трибуналами; просьбы о передаче дела из одного суда в другой на основе законного подозрения или по требованию публичной безопасности; жалобы сторон на трибунал в целом.

66. Кассационный трибунал не рассматривает существо дела; но он кассирует решения, вынесенные с нарушением процедурных форм или содержащие явное противоречие с законом; он направляет дело для рассмотрения по существу в трибунал, который должен рассмотреть его.

67. Судьи, составляющие трибунал первой инстанции, и комиссары правительства при трибуналах включены в коммунальный или департаментский список.

Судьи, составляющие апелляционные трибуналы, и комиссары при них назначаются из числа лиц, включенных в департаментский список.

Судьи, составляющие кассационный трибунал, и комиссары при них назначаются из числа лиц, включенных в национальный список.

68. Судьи, кроме мировых судей, исполняют свои функции пожизненно, за исключением случаев осуждения за должностное преступление или исключения из списка лиц, подлежащих избранию.

Глава VI. Об ответственности должностных лиц

69. Исполнение функций членов сената или Законодательного Корпуса, или Трибуната, функций консулов членов Государственного совета не освобождает от ответственности.

70. Дела о деликтах, влекущих применение мучительных или позорящих наказаний, совершенных членом Совета или Трибуната, или членом Законодательного Корпуса, рассматриваются обычными трибуналами, после того, как орган, к которому принадлежит обвиняемый, подтвердит обвинение.

71. Министры, обвиненные в совершении частного деликта, влекущего применение мучительного или позорящего наказания, привлекаются к ответственности в том же порядке, что и члены Государственного совета.

72. Министры отвечают:

  1. за каждый подписанный ими правительственный акт, объявленный сенатом неконституционным;
  2. за неисполнение законов и распоряжений публичной администрации;
  3. за отдельные приказы, отданные в нарушение конституции, законов и распоряжений.

73. В случаях, предусмотренных предыдущей статьей, Трибунат изобличает министра посредством акта, который обсуждается в обычном порядке Законодательным Корпусом, после того, как обвиняемый будет вызван и допрошен. Министр отдается под суд декретом Законодательного Корпуса, его судит Верховный суд, решения которого не подлежат ни апелляции, ни кассации.

Верховный суд состоит из судей и присяжных. Судьи выбираются из своей среды кассационным трибуналом; присяжные — из числа лиц, включенных в национальный список: каждый — по правилам, предписанным законом.

74. Гражданские и уголовные судьи, в случае совершения деликтов, связанных с их должностными функциями, направляются в трибуналы после того, как кассационный трибунал аннулирует их действия.

75. Правительственные служащие, за исключением министров, не могут быть преследуемы за действия, связанные с их функциями, кроме, как по решению Государственного совета: в этом случае преследование имеет место в обычных трибуналах.

Глава VII. Общие положения

76. Жилище каждого человека, проживающего во Франции, является ненарушимым убежищем.

Никто не имеет права войти туда в течение ночи, кроме случаев пожара, наводнения или по требованию проживающих в нем.

В течение дня туда можно войти только с целые, предусмотренной законом, или по приказу, отданному публичными властями.

77. Для того чтобы приказ об аресте был выполнен, необходимо:

  1. чтобы в нем точно указывались мотивы ареста и был приведен закон, на основе которого отдан приказ;
  2. принадлежность должностного лица, который наделен законом этой властью;
  3. чтобы лицо было поставлено в известность об этом и ему была оставлена копия.

78. Охранник или тюремщик не может ни принять, ни заключить никого без занесения в регистр акта, приказывающего производство ареста: этот акт должен являться приказом, выданным в форме, предусмотренной предыдущей статьей, или приказом о задержании, или обвинительным декретом, или судебным решением.

79. Каждый охранник или тюремщик обязан, независимо от отданного ему приказа, представить задержанного гражданскому офицеру, возглавляющему полицию места заключения каждый раз, когда он это потребует.

80. В представлении задержанного лица не может быть отказано его родственникам или друзьям, предъявившим приказ гражданского офицера, который должен быть согласован или с охранником, или тюремщиком, если они не представят судебный приказ о секретном содержании заключенного.

81. В случае если те, кому законом не предоставлено право производить аресты, отдадут, подпишут приказ об аресте или произведут арест кого-либо; те, кто, даже обладая правом производить аресты, примут или заключат арестованного в место заключения, не предусмотренное законом; охранники и тюремщики, которые нарушат правила, предусмотренные тремя предыдущими статьями, — будут виновными в незаконном задержании.

82. Все строгости, проявленные при производстве арестов, заключении и исполнении приговоров, кроме предусмотренных законом, являются преступными.

83. Каждое лицо имеет право направлять индивидуальные петиции всем конституционным властям и специально в Трибунат.

84. Все публичные вооруженные силы соблюдают подчиненность: никакая воинская часть не может выходить из повиновения.

85. Деликты, совершенные военнослужащими, разбираются в военных трибуналах и на основе специального судопроизводства.

86. Французская нация объявляет, что она установит пенсии для всех воинов, раненных при защите родины, а также вдовам, детям военных, умерших на поле битвы и вследствие ранений.

87. Будут установлены национальные премии для воинов, которые отличаются, сражаясь за Республику.

88. Национальному институту поручено собирать открытия, совершенствовать науку и искусство.

89. Комиссия национального счетоводства устанавливает правила и контролирует счета доходов и расходов Республики. Эта комиссия состоит из семи членов, избранных Сенатом среди лиц, занесенных в национальный список.

90. Учрежденный орган может проводить заседания, если присутствуют две трети его членов.

91. Строй французских колоний определяется специальными законами.

92. В случае вооруженного восстания или волнений, угрожающих безопасности государства, законом может быть приостановлено, в определенном месте, на определенное время, действие конституции.

Это приостановление может быть временно введено, в этом случае, постановлением правительства, на основании одной из статей которого Законодательный Корпус, в случае его роспуска на каникулы, должен быть досрочно созван.

93. Французская нация заявляет, что она ни в коем случае не потерпит возвращения французов, которые покинули свою родину 14 июня 1789 года, за исключением случаев, предусмотренных законом об эмигрантах; она запрещает вводить какие-либо новые исключения по этому поводу.

Имущество эмигрантов безвозвратно переходит в собственность Республики.

94. Французская нация заявляет, что после совершения законной продажи национального имущества, независимо от его происхождения, законный приобретатель не может быть лишен его, за исключением случаев, когда третьи лица предъявляют к национальной казне требования о возмещении понесенных убытков..

95. Настоящая конституция будет впоследствии предложена для принятия французскому народу.

Основа правового регулирования в Российской Федерации – Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Конституция – Основной Закон государства.

Предмет регулирования Конституции:

  1. права и свободы человека;
  2. организация управления государством с соблюдением принципов суверенитета и разделения властей;
  3. устройство государственного механизма;
  4. политико-территориальное устройство;
  5. форма правления;
  6. форма государственного устройства.

К основным направлениям реализации конституционных норм, в которых проявляется назначение Конституции, относятся:

  1. учредительная – так как именно Конституция придает законность государству, общественному строю, основам политической системы;
  2. организаторская – потому что в Конституции установлен правовой порядок в стране;
  3. идеологическая – так как выражает идеологическую основу проводимой государством политики;
  4. информационная – так как является главным источником информации о стране, ее принявшей;
  5. стабилизирующая – так как путем принятия устойчивых конституционных норм обеспечивается стабильное развитие страны в определенном направлении;
  6. программная – так как она содержит ряд положений, реальность которых будет возможна в будущем, а также те положения, которые в момент ее принятия казались новыми, но со временем стали широко распространены.

Конституция как основа нормативно-правовых отношений и как нормативно-правовой акт обладает следующими свойствами:

  1. основополагающий характер – она регулирует важнейшие общественные отношения в стране (политический строй, статус личности, устройство Федерации);
  2. нормативность;
  3. высшая юридическая сила – ее нормы по правовой силе превышают иные законы;
  4. особый порядок ее принятия и изменения – отличный от принятия федеральных законов;
  5. учредительность.

Конституция РФ непосредственно порождает права и обязанности всех субъектов правоотношений. Конституция РФ:

1) называет носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации многонациональный народ (п. 1 ст. 3 Конституции РФ). Государственная власть целостна. Полномочия, предоставленные Конституцией РФ народу страны, не могут быть переданы кому-либо другому;

2) закрепляет принцип, согласно которому народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (п. 2 ст. 3 Конституции РФ), при этом высшим непосредственным выражением власти народа называется референдум и свободные выборы (п. 3 ст. 3 Конституции РФ);

3) устанавливает принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ).

Общая характеристика Конституции Российской Федерации

Конституция является основным законом государства, главным источником права и конституционного права. В Конституции определяются виды других источников права. В ней устанавливаются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, опубликования и отмены.

Конституция является единственным действующим актом, принятым посредством референдума. Она воздействует на все сферы общественной жизни: политическую, экономическую, социальную, духовную и тем самым отличается от иных источников права, направленных на регулирование какой-либо одной сферы общественных отношений.

Конституция устанавливает базовое правовое регулирование, необходимое для всего правового регулирования. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применятся на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции). В соответствии с п. 2 раздела 2 «Заключительные и переходные положения» Конституции любые правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу Конституции, могут применяться лишь в части, которая ей не противоречит.

Верховенство Конституции объясняет ее роль как юридической базы текущей нормотворческой и правоприменительной деятельности, основы законности и правопорядка. Обычные законы, иные нормативные и правоприменительные акты должны соответствовать Конституции, любые коллизии решаются в ее пользу. Неуклонное соблюдение Конституции должно быть эталоном для всех граждан и других лиц.

Конституция является актом не только высшего государственно-правового уровня, но и общественного значения. Ее нормы в той или степени касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.

Конституция выступает и как способ социальной ориентации. Она закрепляет стратегические цели и задачи развития общества и государства. Сформулированные в Конституции цели общественного развития определяют генеральное направление развития системы общественных отношений, служат критерием оценки социальных процессов. Исключительно важно, чтобы Конституция и общественная практика не расходились друг с другом.

Существенная особенность Конституции состоит в сложной процедуре внесения поправок. Поправки к Конституции должны приниматься Федеральным Собранием — Парламентом России в соответствии с Федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» (1998 г.) в форме особого правового акта — закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ. Исключение составляют такие главы Конституции, как «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Для внесения поправок в эти главы необходимо созывать Конституционное Собрание. Однако созыв Конституционного Собрания, порядок его формирования и т. д. должны устанавливаться федеральным конституционным законом, который пока не принят. Когда же Конституционное Собрание будет созвано, то оно либо подтвердит неизменность Конституции, либо разработает проект новой Конституции, который примет двумя третями голосов или вынесет на референдум.

Особенности норм Конституции Российской Федерации

Нормы Конституции (конституционные нормы) обладают как основными свойствами, присущими правовым нормам в целом, так и рядом особенностей.

Нормам Конституции присущи учредительный характер и высшая юридическая сила. Они создают нормативную основу, предопределяют содержание норм всех других отраслей права. Это обусловлено тем, что они содержат политико-юридические решения наиболее важных проблем общества и государства, объективно требующих признания за ними высшего авторитета.

Действующая Конституция установила иерархию собственных норм. Однако установление о том, что никакие другие ее положения не могут противоречить главе об основах конституционного строя (ст. 16), не означает различий в их юридической силе по отношению к иным правовым актам, а свидетельствует лишь о приоритете положений гл. 1 в системе конституционных норм. Все нормы Конституции обладают высшей юридической силой — это свойство принадлежит Конституции в целом.

Нормы Конституции обладают самой большой информационной насыщенностью, универсальным, многоцелевым характером. Множеству конституционных норм может соответствовать и множество социальных установок, вариантов поведения, содержаний законодательного и (или) подзаконного регулирования общественных отношений. На основании одной конституционной нормы может быть принят не один, а несколько правовых актов.

Особенностью конституционных норм является их стабильность. Она обусловлена устойчивостью тех основных общественных отношений, которые регулируют эти нормы, и предполагает их действие в течение длительного исторического периода развития общества и государства. Достаточно сказать, что в отличие от большинства федеральных законов в Конституцию поправки не вносились.

Нормы Конституции направлены на регулирование отношений между всеми субъектами права, в том числе и такими специфическими субъектами, как народ, государство в целом, части государства. Конституционные нормы содержат единый масштаб оценки поведения субъектов права, исходят из необходимости равного подхода к каждому из них. Они трансформируют социальные свободы в государственно-нормированные, государственно-защищенные возможности субъектов, выступая в качестве меры социальной свободы.

Многие нормы Конституции характеризуются особым механизмом реализации. Они реализуются не только в конкретных правоотношениях, но и в отношениях общего характера, или в правовых состояниях (состояние в гражданстве, состояние субъектов РФ в ее составе и др.).

Специфика конституционно-правовых норм связана и с их структурой. Трехэлементная структура правовой нормы (гипотеза, диспозиция и санкция) является ее общей моделью. Структура одних норм Конституции соответствует данной модели, структура других представлена в виде ее различных модификаций, с меньшим числом элементов, часть которых содержится в иных правовых актах.

Так, некоторые нормы Конституции содержат только диспозицию. Условия их применения настолько очевидны, что нет надобности в их специальном закреплении в Конституции. Например, норма Конституции, предусматривающая, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства» (ст. 2), имеет абсолютный характер. Поэтому устанавливать гипотезу этой нормы нет практической надобности.

Отсутствие во многих нормах Конституции санкций не означает, что отвергается сама возможность государственного принуждения в случае нарушения таких норм. Это свидетельствует лишь о специфике конституционной ответственности, сравнительно редком ее применении. Санкции устанавливаются, как правило, иными отраслями права, принятыми во исполнение норм Конституции.

Теоретические основы конституционного строя Российской Федерации

Нормы Конституции, закрепляющие основы конституционного строя, воздействуют на общественные отношения путем установления определенных начал устройства общества и государства, не порождая обычно конкретных правоотношений. Эти нормы определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений. Им не могут противоречить никакие другие положения Конституции и иных правовых актов. Они призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, принципов, основополагающих для общества и государства, и для практической реализации содержащихся в них целей предполагают использование всех отраслей права. Основы конституционного строя — это своеобразная общая часть, несущая конструкция всего права.

РФ представляет собой определенную организацию государства. При этом государство функционирует в рамках формируемого им права. Это «самоограничение» имеет целью создание оптимальных условий для развития гражданского общества, которое представляет собой систему самостоятельных и относительно независимых от государства общественных институтов, обеспечивающих реализацию интересов и потребностей индивидов и коллективов. Гражданское общество охватывает совокупность отношений в области частной собственности, предпринимательства, организации и деятельности общественных объединений в семье, а также совокупность элементов воспитания, образования, науки и культуры. Таким образом, конституционный строй РФ — это способ организации гражданского общества и государства в их основных, наиболее важных институциональных образованиях.

Глава 1 Конституции посвящена основам конституционного строя и охватывает довольно широкий круг конституционно регулируемых общественных отношений. В соответствии с ней к основам конституционного строя РФ относятся признание государства демократическим, федеративным, правовым, социальным и светским; закреплены республиканская форма правления, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, суверенитет России, единое гражданство РФ, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, единое экономическое пространство и многообразие форм собственности, местное самоуправление, идеологическое и политическое многообразие. Все основы конституционного строя конституируют государство и общество в совокупности и должны рассматриваться только во взаимосвязи.

Основы конституционного строя РФ могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном Конституцией. Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ (ст. 16).

В ст. 13 Конституции указывается, что в России признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Политическое многообразие (плюрализм)— это свобода политических мнений и действий. Оно означает создание возможностей оказывать влияние на политику государства всем организациям, деятельность которых имеет политический характер и не противоречит Конституции. Плюрализм способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения, легализует политическую оппозицию, создает условия для преодоления апатии народа и отчуждения его от государственной власти. Надежная конституционно-правовая защита политического многообразия — предпосылка не только реализации народовластия, но и функционирования правового государства.

Экономическую основу конституционного строя РФ составляют определенные принципы организации экономической жизни общества. К ним относятся многообразие форм собственности, существующих в едином экономическом пространстве, в котором осуществляется свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8). Исходя из этого РФ должна стремиться к тому, чтобы обеспечивать общественную пользу, регулирование хозяйственной жизни в интересах человека и общества, а экономические отношения строить на социальном партнерстве между гражданином и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем.

В условиях развивающейся рыночной экономики в России производство и распределение благ осуществляется как частными, так и государственными и муниципальными предприятиями. Регулирование отношений собственности осуществляется посредством различных правовых норм, главное место среди которых принадлежит конституционным нормам,— основе всего правового регулирования отношений собственности.

Конституция (ч. 2 ст. 8) признает частную, государственную и муниципальную формы собственности, допуская существование иных форм собственности. В ст. 9 также устанавливается, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Они используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно Конституции (ст. 7) РФ является социальным государством. Главная задача социального государства — достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать малоимущим, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа социальной справедливости, чтобы обеспечить каждому достойную жизнь.

Социальное государство в том понимании, которое вкладывает в него Конституция, должно стремиться к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному предоставлению благ всем гражданам и равномерному распределению жизненных тягот. Социальное государство должно стремиться к уничтожению социального неравенства, не допуская при этом так называемой уравниловки.

Характерные черты социального государства воплощаются в его социальной политике, которая направлена на «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7). Социальная политика — это часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в структуре общества, ростом благосостояния граждан, удовлетворением их материальных и духовных потребностей.

В основах конституционного строя РФ могут быть выделены и духовные основы. К ним относятся идеологическое многообразие и светское государство.

Конституция РФ закрепляет принцип идеологического многообразия как одну из основ конституционного строя. Этот принцип исключает возможность существования в России чьей-либо монополии на идеологию. «Никакая идеология, — указывается в ст. 13,— не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Тем самым в РФ должно быть обеспечено идеологическое многообразие, признанное государством.

Идеологическое многообразие означает свободное существование в обществе различных политических и иных мнений, взглядов, школ, идей. Оно непосредственно связано с такими конституционными свободами, как свобода мысли и совести. Наиболее важные гарантии рассматриваемого принципа — отмена цензуры, свобода информации, издательской деятельности, преподавания. Многообразие в сфере идеологии позволяет каждому человеку, группам людей, их объединениям свободно развивать свои научные теории и воззрения, распространять и защищать их с помощью всех допускаемых Конституцией и законами средств, активно способствовать их осуществлению путем разработки программных документов, законопроектов и т. п.

Отсутствие государственной или обязательной идеологии не означает, что должностные лица органов власти действуют независимо от каких-либо идеологических взглядов. Наоборот, именно возможность проводить в жизнь не одни, а разные идеологические воззрения обусловливает активную борьбу социальных групп населения и политических партий за выдвижение своих сторонников в различные органы власти, прежде всего путем активного участия в выборах.

В ст. 14 Конституции указывается, что РФ является светским государством. В светском государстве не существует официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не должны определять конституционный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, систему государственного образования и другие сферы деятельности государства.

Отделение церкви от государства означает, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или заменяющими их лицами в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не должна сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица, военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

В то же время в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в ред. от 25.07.02)1 государство охраняет законную деятельность религиозных объединений. Оно предоставляет религиозным организациям налоговые и иные льготы, оказывает им материальную и иную помощь в реставрации, содержании и охране объектов, являющихся памятниками истории и культуры.

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии с собственной иерархической и институциональной структурой. Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничения прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в деятельности общественных объединений.

Конституционно-правовой статус республики в составе РФ

Ключевые слова: конституционно-правовой, статус, республик, состав, РФ

В составе РФ в качестве ее субъектов в настоящее время находится 21 республика: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия (ст. 65 Конституции).

Эти республики существенно отличаются друг от друга по размеру территории, численности населения и т.д. Например, территория Республики Бурятия составляет 351,3 тыс. кв. км, тогда как Республика Северная Осетия имеет территорию размером 8 тыс. кв. км. Население Республики Башкортостан более чем в 5 раз превышает население Кабардино-Балкарской Республики и в 16 раз — население Республики Тыва. Однако эти различия не оказывают влияния ни на место республик в составе РФ, ни на объем их полномочий. Таким образом, все эти республики имеют равный конституционно-правовой статус в составе РФ.

Республика в составе РФ — это демократическое правовое государство, созданное в рамках РФ.

Согласно Конституции РФ (ст. 66), статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики. Таким образом, именно Конституция РФ устанавливает конституционно-правовой характер взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами — республиками в ее составе.

Конституционно-правовой статус республики в составе РФ характеризуется, прежде всего, тем, что республика является государством в составе Федерации, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Государственная власть республики исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в форме государства в составе РФ.

Конституционно-правовой статус республики в составе РФ далее характеризуется тем, что каждая республика имеет свою территорию. Так, Конституция Республики Саха (Якутия) устанавливает ст. 44, что территория Республики принадлежит ее многонациональному народу и является исконной землей традиционного расселения ее коренных народов. Пределы территории республики определяются государственной границей республики.

Республика имеет внутреннюю границу, отделяющую ее от других субъектов РФ. Республика может иметь и внешнюю границу, отделяющую ее от иностранных государств. Внешняя граница республики является вместе с тем государственной границей РФ. Она определяется международными договорами и соглашениями РФ с иностранными государствами.

Республика обладает территориальным верховенством. Ее территория является пространственным пределом ее власти. Органы государственной власти республики распространяют свою власть на всю ее территорию.

Территория республики не может быть изменена без ее согласия. Границы между республикой и другими субъектами РФ, согласно Конституции РФ (ст. 67), могут быть изменены с взаимного согласия соответствующих субъектов.

В конституции республики устанавливается порядок выражения такого согласия. Например, согласно Конституции Республики Бурятия (ст. 60), изменение территории Республики осуществляется путем референдума. При этом решение считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан Республики, в том числе более половины граждан бурятской национальности, принявших участие в голосовании.

Конституционно-правовой статус республики в составе РФ характеризуется и тем, что каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему, которая включает в себя конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные в пределах ее компетенции, договоры и соглашения республики с Российской Федерацией, с другими субъектами РФ, а также с зарубежными странами, акты о делегировании полномочий.

Каждая республика принимает свою конституцию, которая закрепляет основы ее конституционного строя; права, свободы и обязанности человека и гражданина в республике; государственно-правовой статус республики; систему, принципы организации и деятельности, а также компетенцию законодательных, исполнительных и судебных органов республики и органов местного самоуправления.

Конституции республик устанавливаются ими самостоятельно. Конституции принимаются в порядке, определенном самой республикой, и не нуждаются в последующем их утверждении органами государственной власти РФ. Так, согласно Конституции (Основному закону) Республики Карелия (ст. 57), принятие Конституции Республики Карелия и внесение в нее изменений и дополнений относятся к ведению Палаты Представителей Законодательного Собрания Республики.

Республика самостоятельно разрабатывает и принимает также другие республиканские нормативные правовые акты. Законы республик, принятые в пределах их полномочий, на территории соответствующих республик обладают верховенством и обязательны к исполнению всеми юридическими и физическими лицами.

Являясь относительно самостоятельной, республиканская конституционно-правовая система входит в федеральную конституционно-правовую систему в качестве ее составной части. Поэтому конституции, законы и иные нормативные правовые акты республик не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам, принятым в пределах полномочий РФ. В случае противоречия между федеральным законом и актом, изданным в республике, действует федеральный закон. Вместе с тем в случае противоречия между федеральным законом, изданным вне пределов полномочий РФ, и нормативным правовым актом республики действует нормативный правовой акт республики.

Республика в составе РФ пользуется правом законодательной инициативы в Федеральном Собрании РФ. Республика вправе участвовать в разработке федеральных нормативных правовых актов по предметам совместного ведения Федерации и республик. В случае нарушения федеральными властями прерогатив республики в области нормотворческой деятельности она вправе обратиться за защитой своих интересов в Конституционный Суд РФ.

Республики в составе РФ самостоятельно определяют систему своих органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти в РФ и законодательством республики.

Каждая республика имеет свой законодательный (представительный) орган — парламент; главу исполнительной власти или главу республики (Президента); свое правительство; Верховный суд и Высший арбитражный суд. Многие республики имеют также свой Конституционный суд. Систему органов прокуратуры в республике возглавляет прокурор республики, подчиненный Генеральному прокурору РФ.

В пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и республик федеральные органы исполнительной власти и республиканские органы исполнительной власти образуют в этих республиках единую систему исполнительной власти в РФ.

В Москве при Президенте РФ имеются постоянные представительства республик в составе РФ, главной задачей которых является координация взаимодействия республиканских правительств с администрацией Президента РФ.

Конституционно-правовой статус республик в составе РФ характеризуется наличием республиканской собственности. Она включает в себя землю, ее недра, леса, воды, растительный и животный мир, другие природные богатства, находящиеся на их территории, а также памятники истории и культуры и иные ценности национального достояния. Эти объекты используются для обеспечения материальных и духовных потребностей народов республик.

Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами регулируются законодательством РФ и законодательством республик в ее составе. По взаимной договоренности между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти республик в составе РФ часть природных ресурсов может приобретать статус федеральных.

Согласно Конституции РФ (ст. 68), республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с русским языком — государственным языком РФ. Так, Конституцией Республики Коми (ст. 67) статус государственного предоставлен коми и русскому языкам; Конституцией Республики Бурятия (ст. 67) — бурятскому и русскому языкам; Степным Уложением (Основным законом) Республики Калмыкия (ст. 18) — калмыцкому и русскому языкам.

Республики признают и гарантируют равные права всех национальных языков на их сохранение и развитие. Например, в Конституции Республики Бурятия (ст. 67) указывается: «Республика Бурятия гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития».

В местностях компактного проживания национальных групп, не имеющих своих национально-государственных и национально-территориальных образований, наряду с государственными языками республик в составе РФ в официальных сферах общения может использоваться язык населения данной местности.

Республики в составе РФ обладают международной правосубъектностью. Они вправе выступать в качестве участников международных отношений и внешнеэкономических связей, подписывать договоры и соглашения с иностранными государствами, открывать зарубежные представительства, участвовать в деятельности международных организаций. Так, Конституция Республики Коми устанавливает (ст. 62), что Республика является самостоятельным участником международных и внешнеэкономических отношений, соглашений с другими республиками, краями, областями, автономной областью, автономными округами РФ, если это не противоречит Конституции РФ.

Однако международная правосубъектность республик ограничена. Она не может противоречить Конституции и законам РФ, Федеративному договору. Международная деятельность республик координируется федеральными органами государственной власти совместно с республиками.

Наконец, одним из элементов конституционно-правового статуса республик является их право на государственную символику, включающую Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн, а также на столицу.

Каждая республика самостоятельно утверждает Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн — официальные символы государства, выражающие его самобытность и исторические традиции народов, населяющих эти республики, а также имеет столицу.

Так, согласно гл. 18 Конституции (Основного закона) Республики Тыва, ее Государственным гербом является изображение на голубом фоне всадника в тыва национальной одежде, скачущего на лошади навстречу лучам восходящего солнца. В основании герба на традиционной ленте «кадак» белого цвета надпись на тыва языке «Тыва». Всадник, лошадь, солнце и его лучи, надпись «Тыва» выполнены золотым (желтым) цветом. Изображение заключено в обрамление пятилепестковой формы с чередованием по контуру полос золотого (желтого), белого и золотого (желтого) цветов.

Государственный флаг Республики Тыва представляет собой голубое прямоугольное полотнище. Со стороны древка из верхнего и нижнего углов флага исходят наклонные белые и голубые полосы. Голубые полосы образуют при соединении одну полосу, проходящую вдоль длины флага по его середине. Параллельно ей, сверху и снизу, проходят белые полосы. Условный треугольник, образованный белыми полосами, исходящими из верхнего и нижнего углов флага, и его левым краем, имеет золотой (желтый) цвет. Отношение ширины флага к его длине — 1:2.

Республика Тыва, указывается в Конституции, имеет Государственный гимн. Столицей Республики Тыва является город Кызыл. Статус столицы Республики определяется законом Республики Тыва.

Республики в составе РФ не вправе в одностороннем порядке изменять свой статус. Вместе с тем статус республики не может быть изменен и без ее согласия. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 66) статус республики может быть изменен по взаимному согласию РФ и республики в ее составе в порядке, установленном ФКЗ.

В Конституциях некоторых республик определен порядок выражения согласия республики на изменение ее конституционно-правового статуса. Так, по Конституции Республики Тыва (ст. 1) изменение конституционно-правового статуса Республики осуществляется на основе волеизъявления двух третей ее граждан, обладающих избирательным правом, и в соответствии с принятым соответствующим законом Республики. В соответствии с Конституцией Республики Бурятия (ст. 60) изменение государственно-правового статуса Республики осуществляется путем референдума. При этом решение считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан Республики, в том числе больше половины граждан бурятской национальности, принявших участие в голосовании.

Республики вправе самостоятельно решать вопрос о своем наименовании. Пользуясь этим правом, все республики за последние годы изменили свои наименования. Так, Республика Горный Алтай переименована в Республику Алтай, Калмыцкая Советская Социалистическая Республика — в Республику Калмыкия, Марийская Советская Социалистическая Республика — в Республику Марий Эл, Чувашская Советская Социалистическая Республика — в Чувашскую Республику — Чувашия, Якутская Советская Социалистическая Республика — в Республику Саха (Якутия), Ингушская Республика — в Республику Ингушетия.

Конституция РФ, Федеративный договор и конституции республик в составе РФ определяют предметы ведения этих республик. Часть из них составляют предметы совместного ведения Федерации и республик в ее составе. Эти вопросы решаются как федеральными, так и республиканскими государственными органами. Остальные — вопросы, относящиеся к ведению самих республик и, следовательно, находящиеся вне пределов ведения и полномочий РФ, они решаются самими республиками.

Предметы совместного ведения Федерации и республик в ее составе можно разделить на три группы.

В области государственного строительства в совместном ведении РФ и республик в ее составе находятся, прежде всего, обеспечение соответствия конституций и законов республик Конституции РФ и федеральным законам. Обеспечение верховенства федерального закона в современной российской государственности играет особую роль, учитывая те центробежные тенденции, которые обнаружились в РФ в последние годы. Вот почему проведение в жизнь этого принципа — дело как самой Федерации, так и всех ее субъектов, заинтересованных в сохранении Федерации и нормальном ее функционировании. Разумеется, имеется в виду не копирование республиканским законодательством федерального. Речь идет о последовательном проведении в жизнь тех принципов, на которых базируются взаимоотношения Федерации и ее субъектов, а также о приведении в соответствие с федеральным законодательством тех законодательных актов республик, которые были приняты под влиянием упомянутых центробежных сил.

В совместном ведении РФ и республик находятся также защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режима пограничных зон.

К совместному ведению РФ и республик в ее составе отнесен большой круг вопросов законодательного регулирования. Это административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Вопросами совместного ведения РФ и республик в ее составе являются также кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура и нотариат; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

В области экономического и социально-культурного строительства к совместному ведению РФ и республик в ее составе относятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ.

Российская Федерация и республики в ее составе совместно ведают общими вопросами воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; охраной памятников истории и культуры; защитой исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; координацией вопросов здравоохранения; защитой семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защитой, включая социальное обеспечение; осуществлением мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацией их последствий.

Особую область совместного ведения РФ и республик в ее составе составляют внешние сношения, где общей заботой РФ и находящихся в ее составе республик являются координация международных и внешнеэкономических связей республик, выполнение международных договоров РФ.

Конституция РФ предусматривает (ч. 2 ст. 76), что по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Правда, согласно Федеративному договору, по вопросам совместного ведения федеральные органы государственной власти РФ издают Основы законодательства, в соответствии с которыми органы власти республики в составе РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных правовых актов. Однако в этой части Федеративный договор не действует, поскольку в п. 1 Раздела второго Конституции РФ установлено, что в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора действуют положения Конституции РФ.

Законопроекты по предметам совместного ведения, разработанные федеральными органами государственной власти, направляются республикам в составе РФ, соответствующие предложения которых рассматриваются федеральными органами государственной власти.

Согласно Договору РФ и Республики Татарстан от 15 февраля 1994 г. «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Татарстан» органами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Татарстан совместно осуществляется и целый ряд других полномочий.

В число таких полномочий входят защита суверенитета и территориальной целостности; организация мобилизационной подготовки народного хозяйства, руководство разработкой и производством вооружений и военной техники на территории Республики Татарстан; вопросы продажи оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, а также конверсии оборонной промышленности; общие и коллизионные вопросы гражданства; координация ценовой политики; образование фондов регионального развития; проведение денежной политики; управление объектами собственности РФ или Республики Татарстан, которые могут быть переданы в совместное управление с учетом заинтересованности по добровольному и взаимному согласию; координация деятельности по вопросам геодезии, метеорологической службы, исчисления времени. В число совместно осуществляемых полномочий РФ и Республики Татарстан входят также создание общих фондов для финансирования совместных программ; координация управления общими фондами: энергетической системой, магистральным, железнодорожным, трубопроводным, воздушным и водным транспортом, связью, информационными системами; обеспечение режима беспрепятственного и беспошлинного передвижения транспорта, грузов и продукции по воздушным, морским, речным, железнодорожным и шоссейным путям, а также по трубопроводному транспорту, проведение общей политики в сфере занятости, миграционных процессов; подготовка национальных кадров для школ, учебных заведений, учреждений культуры, средств массовой информации и других учреждений и организаций; обеспечение дошкольных учреждений и учебных заведений литературой на родном языке; координация научных исследований в области истории, культуры народов и их языков; арбитраж; координация деятельности правоохранительных органов, взаимодействие органов безопасности, разработка и реализация целевых программ по борьбе с преступностью; другие полномочия, устанавливаемые по взаимной договоренности.

Наряду с предметами совместного ведения РФ и республик в ее составе имеется ряд предметов, относящихся к исключительному ведению республик. Исключительные полномочия республик в составе РФ определены их конституциями на основе федеральной Конституции и Федеративного договора. Эти полномочия осуществляются республиканскими органами законодательной, исполнительной и судебной власти.

Например, согласно Конституции Бурятии (ст. 63), к исключительному ведению Республики относятся принятие Конституции Республики, внесение в нее изменений и дополнений, контроль за ее соблюдением; законодательство Республики; территория и административно-территориальное устройство Республики; защита государственно-правового статуса Республики; гражданство в Республике; установление системы республиканских органов государственной власти, порядок их организации и деятельности, формирование государственных органов Республики, обеспечение деятельности органов местного самоуправления; государственная служба Республики; государственные награды и почетные звания Республики.

Республика самостоятельно распоряжается своей государственной собственностью, землей, недрами, лесами и водами, ведает охраной окружающей среды. Она устанавливает республиканский бюджет, республиканские и местные налоги, республиканские фонды экономического, социального и культурного развития; осуществляет правовое регулирование политического, экономического и социально-культурного развития Республики.

Республика устанавливает и регулирует внешнеэкономические, а также научные и культурные связи с зарубежными странами, представительство в международных организациях.

В ведение Республики входят заключение Федеративного договора, межпарламентских и межправительственных договоров и соглашений, а также другие вопросы, отнесенные Конституцией Республики к ведению ее государственных органов.

Закрепленный в конституциях некоторых республик перечень их исключительных полномочий не является исчерпывающим. К исключительным полномочиям могут быть отнесены и другие полномочия, если это не противоречит Конституции РФ. Иначе говоря, республики в составе РФ самостоятельно осуществляют полномочия, не отнесенные федеральной Конституцией и Федеративным договором к ведению Федерации или к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти республики в составе РФ могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий. В свою очередь органы исполнительной власти республик в составе РФ по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

В РФ действует Положение о порядке работы по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ и о взаимной передаче осуществления части своих полномочий федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 12 марта 1996 г. … читать далее …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх