Куперс

Бухучет и анализ

Конституция характеристика

Общая характеристика Конституции РФ.

Конституционное (государственное) право это юридическая наука, которая изучает общественные отношения, лежащие в основе конституционного устройства России, правового положения человека и гражданина, способа организации и деятельности государственных органов и местного самоуправления.

Общая характеристика Конституции РФ.

Конституция представляет собой основной закон России, который учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина. Действующая Конституция РФ была принята в результате общегосударственного референдума 12 декабря 1993 года. Она состоит из 2 разделов, 9 глав, 137 статей.

Роль Конституции в обществе реализуется в ее функциях. Различают политическую, правовую и гуманистическую функции российской Конституции.

Политическая функция Конституции заключается в том, что она закрепляет наличие многопартийности, существование в обществе различных идеологических взглядов и концепций.

Правовая функция заключается в том, что Конституция является ядром правовой системы общества, вокруг нее располагаются нормы других отраслей права России. Такое центральное место Конституции обусловлено тем, что она решает наиболее важные для государства, общества и человека вопросы: политическая модель общества, система государственной власти, порядок формирования и механизм функционирования государственных органов, права и свободы человека и гражданина и др. Кроме этого Конституция России является базой для развития текущего законодательства. Поясним это положение на примере: статья 41 Конституции закрепляет право каждого на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Это положение служит базой для развития текущего законодательства в сфере здравоохранения, к которому относятся такие нормативно-правовые акты, как «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», «О медицинском страховании граждан в РФ», «Об обязательном медицинском страховании граждан в РФ», «О трансплантации органов и (или) тканей человека», «О донорстве крови и ее компонентов», «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и др.

Гуманистическая функция российской Конституции состоит в том, что человек, его права и свободы объявляются высшей ценностью. В соответствии со статьей 2 Конституции признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Конституция РФ обладает рядом правовых признаков:

· она представляет собой нормативно-правовой акт, нормы которого носят

обязательный характер, а исполнение обеспечивается принудительной силой

государства;

· Конституция это основной закон государства, который базируется на государственной воле общества, поэтому ее можно рассматривать как правовую форму выражения и закрепления воли народа РФ;

· Конституция обладает юридическим верховенством, ей присуща высшая юридическая сила. Все другие нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции;

· Конституция является базой текущего законодательства;

· Конституцию характеризует особый порядок принятия и изменения.

Законность как принцип деятельности всех субъектов права и как одно из непременных условий существования правового государства подразумевает строгое и неукоснительное соблюдение в общественной практике действующего законодательства. Признано также, что законы и другие правовые акты должны соответствовать Конституции как Основному Закону страны.

В России федеральная Конституция имеет «высшую юридическую силу» (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Это положение является исходным для понимания соотношения Конституции и законности, конституционного контроля и законности, конституционализма и законности, для разработки понятия конституционной законности. В отличие от соотношения Конституции и закона понятийный аппарат для этих явлений, на наш взгляд, еще не выстроен в должной мере. Ни в российской, ни в зарубежной науке анализом соотношения этих понятий юристы-государствоведы почти не занимались.

Конституция — основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его столицу и др.

Все остальные законы должны ориентироваться на содержание конституции, подчиняться ей, соответствовать ее положениям.

В юридической науке и практике конституции уделяется очень большое внимание. Ею занимается целая отрасль права, так и называемого конституционным правом.

Конституционное право – отрасль права, рассматривающая отношения, регулируемые конституцией, и положения самой конституции, конституционных законов. Как и любая другая конституция, Конституция РФ обладает своими юридическими свойствами.

Юридические свойства конституции – это ее качественные характеристики, отличающие данный правовой акт от актов текущего законодательства.

Рассмотрим, какими свойствами обладает Конституция РФ.

Во-первых, Конституция РФ представляет собой нормативно-правовой акт. И, как и всякий подобный акт, она обладает его характеристиками. Это, прежде всего, содержащиеся в ней нормы права, которые носят общеобязательный характер. Как и любой иной нормативно-правовой акт, конституция характеризуется неконкретностью адресата. Ее нормы действуют независимо от их исполнения. Причем их действие обеспечивается принудительной силой государства.

Конституция базируется на государственной воле общества. Именно указанной воле она обязана своим возникновением и существованием. Об этом свидетельствуют результаты всенародного голосования по ее проекту, состоявшегося 12 декабря 1993 г. Поэтому Конституцию РФ можно рассматривать как правовую форму выражения и закрепления общеобязательной воли многонационального народа Российской Федерации.

Во-вторых, Конституция РФ 1993 г. обладает юридическим верховенством. Это означает, что ей присуща высшая юридическая сила по отношению ко всем иным нормативно-правовым актам, включая и законы. Все они должны соответствовать Конституции РФ. Никакой акт не должен изменять или отменять положения конституции, за исключением актов, принятых в порядке, предусмотренном самой Конституцией РФ. Верховенство Конституции РФ закрепляется в ст. 4 Основного закона РФ.

В-третьих, Конституция является базой текущего законодательства, служит источником его норм. Текущее законодательство конкретизирует основополагающие положения Конституции РФ в соответствующей сфере правовой жизни общества. Оно детализирует конституционные нормы в рамках их специфического содержания.

В-четвертых, действие Конституции РФ на всей территории России. Наличие такого положения в Конституции РФ связанно с федеративным характером нашего государства и означает, что ни одна часть территории России не может быть изъята из-под действия Конституции РФ и ни один акт, в том числе принятый в субъекте Федерации, не может противоречить Конституции РФ.

Далее. Особая правовая охрана Конституции РФ. В литературе различается охрана и защита Конституции. Под охраной Конституции РФ понимается комплекс мер по устранению препятствий в реализации Конституции РФ и предотвращению конституционных нарушений. Защита Конституции РФ заключается в устранении конкретных нарушений конституционных норм. Т.е. охрана Конституции РФ направлена на предупреждение конституционных правонарушений, а защита Конституции начинается лишь при совершении конституционного правонарушения.

В охране Конституции РФ задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах. Например, Президент РФ, являющийся гарантом Конституции РФ и обязанный соблюдать и защищать ее, вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Кроме того, охрана Конституции РФ осуществляется в порядке конституционно контроля, осуществляемого Конституционным Судом РФ, и в порядке конституционного надзора, осуществляемого целым рядом органов, например Прокуратурой РФ.

Кроме того, Конституцию РФ характеризует также особый порядок принятия и изменения. Впервые в истории Российской Федерации Конституция была принята в результате всенародного голосования, порядок принятия которой определялся Указом Президента РФ «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» от 15 октября 1993г. Особый порядок изменения российской Конституции закреплен в ней же. Конституция РФ достаточно сильно защищена от произвольного изменения какой-либо властью. Столь строгий порядок внесения изменений в Конституцию РФ имеет своей целью обеспечение стабильности, а вместе с ней и всей правовой системы Российской Федерации.

Структура Конституции РФ 1993 г. состоит из преамбулы, двух разделов, девяти глав, 136 статей.

Преамбула – важная часть конституции, содержащая цели ее принятия, задачи принципы, заложенные в нее. Преамбула не обладает юридической силой, однако имеет большое политическое и идеологическое значение.

В первой главе Конституции закрепляются основы конституционного строя: народовластие, суверенитет, признание прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью, права национальных меньшинств и т.п.

В ряде конституций зарубежных государств на первое место вынесена глава о правах и свободах человека и гражданина (например, Конституция Германии). Место этой главы свидетельствует о том значении, которое придается проблеме прав и свобод людей в данной стране.

В Конституции России глава «Права и свободы человека и гражданина» занимает второе место. Считается, что такой порядок расположения глав является более логичным, поскольку первая глава определяет общие основы устройства российского общества и государства, от которых зависит реальное положение личности в данном обществе.

Девять глав, включенные в первый раздел конституции РФ, расположены в следующем порядке:

— Основы конституционного строя;

— Права и свободы человека и гражданина;

— Федеративное устройство;

— Президент Российской Федерации;

— Федеральное собрание;

— Правительство Российской Федерации;

— Судебная власть;

— Местное самоуправление;

— Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Характеристики конституции

Основным источником, т. е. нормативным актом, в котором содержатся нормы конституционного права, является Конституция РФ.

Конституционное развитие России является хотя и не столь длительным, как, допустим, в США, где Конституция принята более двухсот лет назад, однако достаточно бурным. В истории собственно Российской Федерации насчитывается пять конституций — соответственно 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993 гг. (Почти все они издавались через год после принятия конституций Союза ССР: 1924, 1936, 1977 гг.).

Срок действия российских конституций небольшой — соответственно 7, 12, 40 и 15 лет. Первые четыре конституции были по своей сущности советскими, т.е. фиктивными. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни: принадлежность власти трудящимся, полновластие Советов, федеративное устройство государства, возможность граждан пользоваться широкими правами и свободами, закрепленными в конституциях. Ныне действующая Конституция существенно отличается от предыдущих. Она была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие 25 декабря 1993 г.

Ей присущи следующие особенности.

  • 1. Это в основном деидеологазированный правовой документ. В нем высшей ценностью объявляются не интересы государства или определенной партии, а права и свободы человека. Права и свободы личности к тому же гарантируются установленным в Конституции приоритетом норм международного права. Из Конституции исключены положения, касающиеся классового подхода к решению проблем общества. Пустопорожние положения об активной роли трудового коллектива заменены нормами, закрепляющими право частной собственности, нормами о свободе предпринимательской деятельности, о развитии рыночных отношений.
  • 2. Конституция имеет классическую структуру, т. е. такую, которая используется при построении конституций во многих странах. Она состоит из девяти глав: «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Федеративное устройство», «Президент», «Федеральное Собрание», «Правительство», «Судебная власть», «Местное самоуправление» и, наконец, «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».
  • 3. В Конституции провозглашается принцип разделения властей, но вместе с тем в ней устанавливается сильная роль Президента. В конечном счете любая конституция отражает соотношение политических сил. Парламент, являющийся представительным органом народа, зародился в России недавно и пока не может взять на себя основную нагрузку по управлению обществом. Однако в действующей Конституции заложена возможность превращения Российской Федерации в парламентскую республику путем установления соответствующих конституционных норм (например, участие в формировании Правительства в соответствии с расстановкой сил в парламенте).
  • 4. Конституция РФ устанавливает юридическое равенство субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это положение не означает установления абсолютно одинакового правового статуса субъектов РФ, а скорее декларирует равный подход федеральных органов к любому субъекту, независимо от каких-либо (фактических, юридических) факторов. Правда, реально это положение пока не реализовано.
  • 5. В Конституции устанавливается довольно сложный порядок изменения и пересмотра ее положений. Нормы, касающиеся конституционного строя, прав и свобод граждан, не могут быть пересмотрены иначе как всенародным голосованием при поддержке не менее 50% избирателей, принявших участие в голосовании. Другие же нормы Конституции могут быть изменены в порядке, используемом для принятия федеральных конституционных законов (3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы), при условии их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации. Такой сложный порядок изменения Конституции РФ установлен сознательно: главная цель любой конституции — стабилизировать общество, но прежде всего сама конституция должна быть относительно стабильным правовым документом.
  • 6. Конституция РФ — это документ, рассчитанный на перспективу. В ней находят отражение положения, которые пока, к сожалению, не претворены в жизнь, например положение о том, что Россия — правовое государство, и др. Существование таких деклараций оправдывается целью установления ориентиров развития государства. Общество должно видеть путь, по которому оно движется. Конституция — это не однодневный документ, а нормативный акт долговременного действия.

Сущность конституции. По этому вопросу высказывались различные мнения. Так, представители школы естественного права считают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций того или иного народа. Но они не отвечают на вопрос о том, как же ранее эти традиции закреплялись. Ведь первые конституции появились только в конце XVIII в. (в США — в 1787 г., во Франции и в Польше — в 1791 г.).

Другие трактуют конституцию как общественный договор.

Марксистско-ленинская теория усматривала назначение конституции в том, что она выражает волю господствующего класса (закрепляет диктатуру буржуазии, диктатуру рабочего класса и др.). В таком случае конституция становится правовым документом насилия и репрессий.

В настоящее время наиболее распространенным является взгляд на конституцию как на общесоциальный регулятор общественных отношений. Ее сущность проявляется в ее основной функции — функции поиска и установления оптимального соотношения интересов различных социальных групп, слоев общества. Конституция фиксирует скорее не результат борьбы классовых сил, а компромисс различных социальных слоев, поскольку всякая борьба — это нестабильность государства, ведущая его не по пути прогресса, а по пути регресса.

Итак, сущность конституции состоит не в том, чтобы выражать соотношение антагонистических сил, а в том, чтобы закреплять баланс основных интересов и ценностей различных слоев общества.

Каковы основные задачи Конституции РФ как главного источника права? (кратко)

Помогите пожалуйста: Приведите примеры объективного и субъективного права Может ли бездействие стать правонарушением? В ответе должно быть два примера (если да и если нет) 5. В международном разделении труда Россияучаствует, поставляя:1) высокотехнологические товары2) продукцию сельского хозяйства3) товары легкой промышл енности4) энергетические ресурсы​ Прочтите приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано. (А) Добро всегда предполагает единство намерения совершать поступок и резу льтата (действия). (Б) Благие побуждения, не проявившиеся в действиях, еще не стали реальным добром. (В) Вот почему, по нашему мнению, хороший поступок, ставший случайным результатом злонамеренных мотивов, нельзя считать в полной мере добром. Определите, какие положения текста 1) отражают факты​2) выражают мнения Сформулируйте свою позицию: Какой смысл сегодня вкладывается в понятия Правые партии и движения и левые партии и движения.? Что произошло с идеями ли берализма и социализма во второй половине 20-го века как изменились их место в политической жизни развитых стран, степень и способы влияния на политическое решение? Как изменились правые партии и движения, их лозунги и место в политической жизни? 1)Проанализируйте текст как автор понимает правые левые политические движения ? Происходит ли, с его точки зрения изменение смысла этих понятий? 2) Сф ормулируйте свою позицию: Какой смысл сегодня вкладывается в понятие правые Партии и движения и левые партии движения? Что произошло с идеями либерализма и социализм во второй половине 20-го века? Как изменилась их место в политической жизни разных стран, Степень и способы влияния на политические решения? Как изменились правые партии и движения, их лозунги и место политической жизни? Помогите по-братски по общаге ! Предположим,что Вы купили автомобиль Aston Martin,но он сломался,когда вы поехали покупать шоколадку в «Пятерочке».Ка кие способы решения проблемы Вам может предложить продавец? Срочно прошу о помощи в решении задачи. Помогите умоляю хорошие люди по общаге Предположим,что Вы купили автомобиль Aston Martin,но он сломался,когда вы поехали покупать шоколадку в «Пятеро чке».Какие способы решения проблемы Вам может предложить продавец? СРОЧНОСРОЧНОСРОЧНО Назовите философов которые разрабатывали теорию правового государства. Кратко объясните, как они понимали понятие «правовое государ ство»

Конституция

КОНСТИТУЦИЯ

от лат. constitutio — установление, устройство) — осн. закон гос-ва, закрепляющий в соответствии со сложившимся в обществе соотношением клас. сил социально-экономич. и политич. основы власти господств, классов (в общенародном гос-ве — всего народа), основы правового положения граждан, порядок образования, построения и деятельности гос. органов.

К. определяет осн. устои и принципы устройства государства и в силу этого составляет юридич. базу текущего законодательства. Для принятия, изменения и дополнения К. обычно устанавливается более сложный порядок, чем для обыкновенных законов. Она принимается представит, органом страны, а в отд. случаях для этой цели созывается спец. орган (учредит, собрание, конвент). Иногда проект К. выносится на референдум. Изменение К. производится не простым, а квалифицированным большинством (2/3, 3/5) голосов членов представит, органа. Вследствие этого К. обладает наивысшей юридич. силой. В указанном смысле К. не была известна ни рабовладельч., ни феод. гос-вам. Первые К. появились в ходе борьбы нар. масс против феодализма в результате бурж. революций. Уже в тот период большинство бурж. К. представляло собой единый систематизированный законодат. акт, утвержденный парламентом (исключением являлась К. Великобритании, состоящая из ряда разновременно принятых актов). В Европе к числу первых бурж. К. относятся К. Франции, принятые в последнее десятилетие 18 в. (1791, 1793, 1795, 1799), в Америке — К. США 1781 и 1787. По мере утверждения капиталистич. обществ. отношений и завоевания власти буржуазией К. были приняты и в др. странах Европы и Америки. Характеризуя бурж. К. и процесс их создания, Ленин писал: «Писаные и неписаные конституции… представляют из себя лишь запись итогов борьбы, получившихся после ряда тяжело доставшихся побед нового над старым и ряда поражений, нанесенных новому старым» (Соч., т. 18, с. 526-27). Гл. цель этих К. заключалась в том, чтобы, закрепив результаты бурж. революции, ввести ее в определ. рамки, преградить нар. массам путь к власти, узаконить капиталистич. порядки. Несмотря на существующие между бурж. К. конкретные различия в содержании и форме, всем им присущ ряд характерных общих черт. Все они прямо или косвенно юридически закрепляют капиталистич. систему х-ва, частную собственность на средства произ-ва и тем самым узаконяют деление общества на имущих и неимущих, эксплуататоров и эксплуатируемых, устанавливают такой порядок образования органов гос-ва, их структуру и взаимоотношения, к-рый при любой игре политич. сил обеспечивает всевластие буржуазии; всем им присущи декларативность и формализм; признание прав и свобод личности в общей форме и ограничение их в оговорках, провозглашение защиты прав и свобод и отсутствие материальных гарантий их осуществления. Исторически новым типом осн. закона являются К. социалистич. гос-в, возникшие в результате свержения власти капиталистов и помещиков и завоевания диктатуры рабочего класса в союзе с трудящимся крестьянством. Первыми К. социалистич. типа были К. РСФСР 1918, К. Венгерской советской республики 1919, К. МНР. Разработанная под руководством Коммунистич. партии и при непосредств. участии В. И. Ленина К. РСФСР 1918 впервые в истории человечества законодательно закрепила социалистич. устои и принципы устройства гос-ва и тем самым послужила прообразом для основных законов др. социалистических стран (см. Конституция СССР, Конституции социалистических государств). В наст. время все социалистич. гос-ва имеют К., каждая из к-рых юридически закрепляет достигнутый страной этап социалистич. строительства и определяет общие перспективы дальнейшего развития. В рамках ныне действующих К. социалистич. типа следует различать две разновидности К.: конституции гос-в строящегося социализма и К. гос-в победившего социализма. Социалистич. К. отличаются между собой и по форме и по конкретному содержанию, но в основе всех их лежат общие черты, единые принципы, отражающие общие закономерности развития социалистич. общества. Каждая из них закрепляет господство социалистич. системы х-ва, основанной на обществ. собственности на средства произ-ва, социалистич. принципы произ-ва и распределения, утверждает полновластие трудящихся, осуществляемое через систему представит, органов, провозглашает и гарантирует материальными средствами подлинно демократич. права и свободы. Социалистич. и бурж. К. — это два типа осн. законов, выражающих два противоположных типа обществ. отношений. Вдохновляясь примером социалистич. гос-в, ряд недавно освободившихся от колониальной зависимости и вступивших на путь независимого нац. развития стран провозгласил в своих К. строительство социализма (напр., К. Нар. Демократич. Алж. Республики 1963, временная К. О АР 1964). Лит.: Маркс К., Клас. борьба во Франции с 1848 по 1850, К. Марко и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7; Энгельс Ф., (Письмо) И. Блоху, 21-22 сект., 1890 г., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, М., 1853; Ленин В И., Три конституции или три порядка гос. устройства, Соч., 4 изд., т. 8; его же, Как социалисты-революционеры подводят итоги революции и как революция подвела итоги социалистам-революционерам, там же, т. 15, с. 303; его же, Письма из далека, там же, т. 23; его же, О задачах пролетариата в данной революции, там же, т. 24; его же, Задачи пролетариата в нашей революции, там же; его же, Материалы по пересмотру парт. программы, там же; его же, Один из коренных вопросов революции, там же, т. 25; его же, Проект декрета о роспуске Учредит. собрания, там же, т. 26; его же, V Всеросс. съезд Советов рабочих, крестьянских, солдатских и красноармейских депутатов. Доклад СНК 5 июля 1918 г., там же, т. 27; Калинин М. И., Речь на открытии Чрезвычайного VIII Всесоюзного съезда Советов 25 ноября 1936 г., в кн.: Калинин М. И., Статьи и речи 1936-1937, М., 1938. Л. Д. Воеводин. Москва. Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. — М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх