Куперс

Бухучет и анализ

Контрабанда в 19 веке

действует Редакция от 27.11.2006 Подробная информация

Наименование документ ПРИКАЗ ФТС РФ от 27.11.2006 N 1227 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ОБ ОПЕРАТИВНО — РОЗЫСКНОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ, ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ПО БОРЬБЕ С ОСОБО ОПАСНЫМИ ВИДАМИ КОНТРАБАНДЫ, ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ПО БОРЬБЕ С КОНТРАБАНДОЙ НАРКОТИКОВ, ОПЕРАТИВНО — АНАЛИТИЧЕСКОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ТАМОЖНИ»
Вид документа приказ, положение
Принявший орган фтс рф
Номер документа 1227
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 27.11.2006
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • На момент включения в базу документ опубликован не был
Навигатор Примечания

ПРИКАЗ ФТС РФ от 27.11.2006 N 1227 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ОБ ОПЕРАТИВНО — РОЗЫСКНОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ, ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ПО БОРЬБЕ С ОСОБО ОПАСНЫМИ ВИДАМИ КОНТРАБАНДЫ, ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ПО БОРЬБЕ С КОНТРАБАНДОЙ НАРКОТИКОВ, ОПЕРАТИВНО — АНАЛИТИЧЕСКОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ТАМОЖНИ»

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ПО БОРЬБЕ С ОСОБО ОПАСНЫМИ ВИДАМИ КОНТРАБАНДЫ ТАМОЖНИ

I. Общие положения

1. Подразделение по борьбе с особо опасными видами контрабанды (далее — Подразделение) является структурным подразделением таможни, непосредственно осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а также организующим деятельность структурных подразделений таможни и подчиненных ей таможенных постов по выявлению, предупреждению, пресечению особо опасных видов контрабанды — контрабанды оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, а также других преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации (далее — таможенные органы).

2. Непосредственное руководство оперативно-служебной деятельностью Подразделения осуществляет заместитель начальника таможни по правоохранительной деятельности.

3. Подразделение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Таможенным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Федеральной таможенной службе, иными нормативными правовыми актами в области таможенного дела, нормативными и иными правовыми актами ФТС России, правовыми актами оперативной таможни, а также настоящим типовым положением.

II. Задачи Подразделения

4. Проведение на основе объектового принципа работы в регионе деятельности таможни оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление, предупреждение, пресечение особо опасных видов контрабанды, других преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов.

5. Анализ данных об оперативной обстановке в регионе деятельности таможни.

6. Выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений в сфере таможенного дела.

7. Взаимодействие с другими правоохранительными и контролирующими органами, их оперативными подразделениями, а также научными либо иными учреждениями, организация взаимного обмена оперативной и иной информацией по вопросам, отнесенным к компетенции Подразделения.

III. Функции Подразделения

8. Осуществление в пределах своей компетенции оперативно-розыскной деятельности в сфере борьбы с особо опасными видами контрабанды.

9. Формирование аппарата конфиденциальных источников.

10. Ведение дел оперативного учета, подборок оперативных материалов.

11. Проверка поступивших в Подразделение сообщений, заявлений и иной информации о подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлениях в сфере таможенного дела.

12. Выполнение поручений следователей и дознавателей по уголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов.

13. Организация взаимодействия со структурными подразделениями таможни по вопросам борьбы с особо опасными видами контрабанды.

14. Организация взаимодействия с правоохранительными и государственными органами Российской Федерации по вопросам борьбы с особо опасными видами контрабанды.

15. Организация и проведение во взаимодействии с правоохранительными органами специальных операций по борьбе с особо опасными видами контрабанды.

16. Участие в установленном порядке в работе по взаимодействию с таможенными и иными правоохранительными органами иностранных государств.

17. Реализация системы мер по профилактике преступлений и иных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов, организация и контроль за проведением работы в иных структурных подразделениях таможни.

18. Обеспечение соблюдения режима секретности.

19. Подготовка предложений по совершенствованию форм и методов выявления, предупреждения и пресечения преступлений и правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов, стратегии и тактики организации этой деятельности.

20. Профилактика преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов, и иных правонарушений в сфере таможенного дела, выявление причин и условий, способствующих их совершению.

21. Планирование и подготовка отчетов по итогам оперативно-служебной деятельности Подразделения в вышестоящие таможенные органы.

22. Своевременное рассмотрение поступающих в таможню предложений, заявлений, жалоб и сообщений по вопросам, отнесенным к компетенции Подразделения.

23. Обеспечение заместителя начальника таможни по правоохранительной деятельности информацией о состоянии оперативно-розыскной деятельности при осуществлении борьбы с контрабандой и иными преступлениями, отнесенными к компетенции таможенных органов.

24. Ведение делопроизводства в соответствии с установленным порядком.

IV. Права Подразделения

25. Подразделение для выполнения возложенных задач и функций имеет право:

1) устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе таможенным органам в лице Подразделения;

2) расходовать в установленном порядке денежные средства, выделяемые на проведение мероприятий, связанных с осуществлением оперативно-розыскной деятельности; .

3) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц Подразделения, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств таможенных органов, а также личность граждан, оказывающих содействие таможенным органам на конфиденциальной основе;

4) применять в соответствии с законодательством Российской Федерации в ходе осуществления оперативно-служебной деятельности и проведении оперативно-розыскных мероприятий, оперативно-технические средства, оружие, специальные средства, физическую силу;

5) запрашивать от других структурных подразделений таможни и подчиненных ей таможенных постов необходимые документы, материалы, сведения;

6) запрашивать в соответствии с законодательством Российской Федерации от государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций независимо от форм собственности и подчиненности, от должностных лиц правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов, а также от частных лиц необходимые документы и сведения.

26. Подразделение пользуется другими правами, предусмотренными Таможенным кодексом Российской Федерации и другими актами законодательства Российской Федерации.

V. Заключительные положения

27. Подразделение возглавляет начальник Подразделения, назначаемый на должность и освобождаемый от должности заместителем начальника таможни по правоохранительной деятельности по согласованию с оперативной таможней и Главным управлением по борьбе с контрабандой (в таможнях, непосредственно подчиненных ФТС России, — по согласованию с Главным управлением по борьбе с контрабандой).

28. Начальник Подразделения подчиняется заместителю начальника таможни по правоохранительной деятельности.

29. Начальник Подразделения:

1) руководит деятельностью Подразделения на основе принципа единоначалия;

2) организовывает и контролирует работу Подразделения;

3) несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Подразделение задач и функций, а также за соблюдение служебной и исполнительской дисциплины сотрудниками Подразделения;

4) распределяет должностные обязанности между сотрудниками Подразделения;

5) вносит на рассмотрение заместителя начальника таможни по правоохранительной деятельности предложения о численности Подразделения;

6) вносит согласно установленному порядку представления о присвоении специальных званий сотрудникам Подразделения, а также предложения о применении в отношении них мер поощрения и дисциплинарного воздействия;

7) представляет Подразделение в государственных органах, общественных объединениях и других организациях по поручению заместителя начальника таможни по правоохранительной деятельности;

8) создает условия для повышения квалификации сотрудников Подразделения, способствует улучшению условий их службы;

9) осуществляет другие функции, пользуется другими правами и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

30. Сотрудники Подразделения назначаются на должность и освобождаются от должности заместителем начальника таможни по правоохранительной деятельности по представлению начальника Подразделения.

31. Сотрудники Подразделения имеют право доступа в служебные помещения таможни, таможенных постов, зоны таможенного контроля при выполнении ими должностных обязанностей.

32. Права и обязанности сотрудников Подразделения устанавливаются должностными инструкциями, утвержденными согласно установленному порядку.

33. Сотрудники Подразделения при выполнении должностных обязанностей обладают всеми полномочиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации, регламентирующим осуществление оперативно-розыскной деятельности.

34. Возложение на Подразделение задач и функций, не предусмотренных настоящим типовым положением, кроме специальных (адресных) поручений заместителя начальника таможни по правоохранительной деятельности, не допускается.

И.о. начальника
Главного управления
по борьбе с контрабандой
А.А.УФРУТОВ

Приложение N 3
к приказу ФТС России
от 27.11.2006 N 1227

Отдельный корпус пограничной стражи.

Государственный Совет России выделял значительные средства на борьбу с контрабандой, которая стала разворачиваться не только на границе, но и на подступах к ней. В 1864 г. созданы судебные уставы, а в 1892 г. Был принят новый Таможенный Устав. Он стал основой для последующего совершенствования нормативной базы таможенного регулирования и сыграл определенную положительную роль в укреплении таможенной системы России. В Таможенном Уставе 1892 г. были сконцентрированы все постановления о контрабанде, которые издавались ранее.

Согласно Уставу контрабандой признавались: провозимые или проносимые мимо таможен за границу или из-за границы товары, а равно и те, которые из-за границы привезены в таможню, но в грузовых документах и поданных объявлениях не показаны.

Производство по делам о контрабанде по подавляющему большинству статей согласно Уставу возлагалось на таможенное учреждение. По каждому факту обнаружения контрабанды в соответствии со ст.ст.1606–1610 составлялся протокол и производились оценка задержанного товара.

Если контрабандист оказывался несостоятельным, то дело о контрабанде передавалось к судебному производству. Если незаконно перемещаемые товары задерживались в пограничной полосе, то согласно Уложению о наказаниях уголовных и исправительных суд признавал такую контрабанду рецидивом. В этом случае кроме конфискации товара и денежного взыскания применялись выселение из пограничного района.

Квалифицированной контрабандой считалось выдворение контрабандных товаров «скопищем» (группой лиц), вооруженными людьми, и при сопротивлении задержателям. Средства перемещения контрабандных товаров, если они принадлежали частным лицам, — подлежали конфискации, а казенные — возвращались после уплаты их оценочной стоимости. По Уставу 1892 года взыскание за контрабанду накладывалось на хозяина, а не на лицо, провозившее его.

Отдельный корпус пограничной стражи — воинское формирование специального назначения в Вооружённых Силах Российской империи, предназначенное для охраны границ государства, находился в ведении Министерства финансов.

Корпус создан указом Александра III в 1893 году путём выделения в особое военное формирование отделения пограничного надзора Департамента таможенных сборов Министерства финансов России.

Отдельный корпус пограничной стражи подчинялся министерству финансов, руководитель которого был Шефом корпуса, непосредственное руководство осуществлял командир Корпуса. Первым Шефом Отдельного корпуса пограничной стражи стал министр финансов Сергей Витте, а первым командиром — генерал от артиллерии Александр Свиньин.

Корпус делился на округа, затем на бригады, затем на отделы. Отделы – на отряды, отряды на кордоны и посты.

ОКПС активизировал борьбу по работе с контрабандой (совместно с Департаментом таможенных сборов).

Проблема таможенно-тарифной политики в научном наследии д.И. Менделеева

http://economicarggu.ru/2002_5/04.shtmlстатьи Савченко

??? 37.Конвенционная таможенная политика России в конце 19 – начале 20 вв.

КОНВЕНЦИОННЫЙ ТАРИФ – разновидность льготного таможенного тарифа, размеры которого определяются международными соглашениями на определенный срок и не могут изменяться без обоюдного согласия договаривающихся сторон.

КОНВЕНЦИОННЫЙ ТАРИФ – ставки таможенных пошлин, устанавливаемые в торговых межгосударственных соглашениях для отдельных товаров, ввозимых с территории одного договаривающегося государств а на территорию другого.

После заключения торгового договора с Германией (после Торгово-таможенной войны) наступил этап господства конвенционных тарифов, что отражало общую тенденцию роста экономических связей между странами в период империализма, и невозможность в этих условиях проводить сугубо автономную таможенную политику. Конвенциональные соглашения были заключены Россией не только с Германией, но также с Францией (еще в 1983 г.), Австро-Венгрией, Болгарией, Италией и Португалией.

конвенционные тарифы 1894, 1904 годов

Договор 1894 года знаменовал собой принципиальный поворот в развитии международных торговых отношений. Во избежание похожих конфликтов европейские государства в 90-е годы XIX века стали отказываться от принципа таможенно-тарифной автономии и подписывать двусторонние торговые конвенции, предусматривающие взаимные уступки и обязательства при выработке и корректировке национальных таможенных тарифов.

(Тимофеев И. А.) («Российский следователь», 2008, N 23)

К ВОПРОСУ О СПОСОБАХ СОВЕРШЕНИЯ КОНТРАБАНДЫ НАРКОТИКОВ

И. А. ТИМОФЕЕВ

Тимофеев И. А., соискатель.

В статье автор рассматривает вопросы, связанные с криминалистической характеристикой контрабанды наркотиков, классифицируются способы совершения рассматриваемых преступлений. Данные о способах преступления единодушно признаются учеными в качестве одного из центральных элементов криминалистической характеристики преступлений. По этому поводу А. Н. Колесниченко и В. Е. Коновалова отмечают, что «признаки способа занимают особое, доминирующее место в системе криминалистической характеристики. Это объясняется тем, что, во-первых, способ преступления определенным образом детерминирован, что позволяет выяснить взаимосвязи элементов криминалистической характеристики, и, во-вторых, его признаки весьма важны для отыскания следов преступления и самого преступника» <1>. ——————————— <1> Колесниченко А. Н., Коновалова В. Е. Криминалистическая характеристика преступлений. Харьков, 1985. С. 22.

Внимание ученых-криминалистов к способу совершения преступления как к одному из ключевых элементов, необходимых для создания криминалистической методики, уделяется постоянно. Но, несмотря на всеобщий интерес к рассматриваемой категории, однозначного решения в данной области до сих пор не наблюдается. В основном разногласия относятся к структуре и содержанию способа преступления. Одни авторы утверждают, что структуру способа совершения преступления образуют действия по подготовке, совершению и сокрытию преступлений, выступающие во взаимосвязанном комплексе <2>, другие рассматривают способ совершения и способ сокрытия преступления в качестве равнозначных самостоятельных элементов в структуре криминалистической характеристики <3>. Так, разделить понятия «способ совершения» и «способ сокрытия преступления» одним из первых предложил Г. Н. Мудьюгин. Обосновывая свою точку зрения, он утверждал, что способ совершения преступления — это «комплекс действий, совершенных преступником в определенном порядке и направленных на достижение преступной цели. Способ сокрытия как действие направлен на то, чтобы скрыть преступление от окружающих, в первую очередь от следственных органов, чтобы уклониться от ответственности за содеянное» <4>. В то же время Г. Н. Мудьюгин подчеркивал, что в ряде случаев совершение и сокрытие преступления невозможно разграничить. ——————————— <2> См.: Белкин Р. С. Курс криминалистики. 3-е изд., доп. М., 2001. С. 765; Зуйков Г. Г. Поиск преступников по признакам способов совершения преступлений. М., 1970. С. 74; Он же. Криминалистическое учение о способе совершения преступления: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 1970. С. 10; Возгрин И. А. Курс криминалистики (Основы методики преподавания). СПб., 1998. С. 168; Ермолович В. Ф. Криминалистическая характеристика преступлений. Минск, 2001. С. 56. <3> См.: Николайчук И. А. Классификация способов сокрытия преступлений // Российское законодательство и юридические науки в современных условиях: состояние, проблемы, перспективы. Тула, 2000. С. 127 — 130; Головин А. Ю. Криминалистическая систематика. М., 2002. С. 161 — 162; Астапова И. А. Особенности первоначального этапа расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, совершаемых организованными преступными группами: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2004. С. 11 — 15. <4> Васильев А. Н., Мудьюгин Г. Н., Якубович Н. А. Планирование расследования преступления. М., 1957. С. 66.

В. П. Колмаков предложил включить в способ совершения преступления такие элементы, как время и место совершения преступления <5>. Эта точка зрения была подвергнута справедливой критике со стороны Л. Я. Драпкина и М. С. Уткина, которые отмечали, что эти структурные элементы имеют самостоятельное значение в криминалистической характеристике <6>. ——————————— <5> См.: Колмаков В. П. Следственный осмотр. М.: Юридическая литература, 1969. <6> См.: Драпкин Л. Я., Уткин М. С. Понятие и структура способа совершения преступления // Проблемы борьбы с преступностью. Омск, 1978. С. 130.

Наиболее полное понятие и структуру способа совершения преступления предлагает Г. Г. Зуйков. Способ преступления им рассматривается как «система действий по подготовке, совершению и сокрытию преступления, детерминированных условиями внешней среды и психофизическими свойствами личности, могущих быть связанными с избирательным использованием соответствующих орудий или средств в условии места и времени» <7>. ——————————— <7> Зуйков Г. Г. Криминалистическое учение о способе совершения преступления: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 1970. С. 10.

Подобной точки зрения придерживается и А. Н. Колесниченко, который считает, что «способ преступления представляет собой образ действия преступника, выражающийся в определенной взаимосвязанной системе операций и приемов подготовки, совершения и сокрытия преступлений» <8>. ——————————— <8> Колесниченко А. Н., Коновалова В. Е. Криминалистическая характеристика преступлений. Харьков, 1985. С. 22.

С учетом структуры способа совершения преступления, которая включает в себя взаимосвязанную систему действий преступников (подготовка, совершение и сокрытие), Л. Я. Драпкин и М. С. Уткин предложили классифицировать способы совершения преступлений в зависимости от различной сложности, объема и содержания, как: 1) полноструктурные или наиболее квалифицированные способы, характеризующиеся действиями преступников по подготовке, совершению и сокрытию преступлений; 2) менее квалифицированные, или усеченные, способы первого типа, структура которых при наличии взаимосвязанных приемов не содержит подготовительных действий к совершению преступления; 3) менее квалифицированные, или усеченные, способы второго типа, в структуре которых при наличии подготовительных действий нет приемов по сокрытию преступлений; 4) упрощенные способы, в структуре которых отсутствуют подсистемы действий как по подготовке, так и по сокрытию преступления <9>. ——————————— <9> См.: Драпкин Л. Я., Уткин М. С. Понятие и структура способа совершения преступления // Проблемы борьбы с преступностью. ВШ МВД СССР. Омск, 1978. С. 133 — 134.

Многие ученые-криминалисты объединяют понятием «способ совершения преступления» действия по подготовке, совершению и сокрытию преступления, верно полагая, что все эти действия направлены на достижение одной преступной цели. Некоторые ученые отмечают, что последовательность выполняемых преступником действий, образующих способ совершения преступления, может быть различной. Очередность этих действий связывается в значительной мере с особенностями совершения конкретных видов преступлений <10>. ——————————— <10> См.: Драпкин Л. Я., Уткин М. С. Понятие и структура способа совершения преступления // Проблемы борьбы с преступностью. ВШ МВД СССР. Омск, 1978. С. 131 — 132.

Немаловажное место в способе совершения контрабанды наркотиков занимает подготовка к их незаконному перемещению. Так, опрошенные нами сотрудники правоохранительных органов указали на то, что подготовка предшествует совершению контрабанды наркотиков практически всегда (90% случаев). Исключение составляют случаи, когда контрабандное перемещение наркотиков осуществляется с помощью лиц, используемых «вслепую» для этих целей за определенное вознаграждение. Подготовка к совершению контрабанды наркотиков прежде всего предполагает совершение ряда разведывательных действий, когда предварительно изучаются режим работы таможенных органов на границе, образ жизни, связи и особенности времяпрепровождения лиц, задействованных в проведении таможенного контроля и оформления грузов, перемещаемых через границу, и др. В ходе проведенного нами исследования установлено, что с этой целью в 59% случаев предполагаемые места предварительно изучались, особенно: — режим несения службы пограничным нарядом (34% изученных дел); — режим работы таможенного поста с целью определения времени наибольшего скопления лиц и транспортных средств (29%); — порядок и тщательность проведения таможенного контроля перемещаемых товаров, применяемые при этом технические средства (67%); — прилегающая к таможенному посту территория с целью пересечения границы вне зоны таможенного контроля (27%). В некоторых случаях контрабандного перемещения наркотиков через границу осуществляются их «пробные» перемещения. Показателен в этом отношении следующий пример, зафиксированный в Ошской области. Там при досмотре следовавших из Горно-Бадахшанской автономной области машин сотрудники милиции изымали кульки и пакеты с белым порошком, на которых прямо было написано «героин». При этом водители также были уверены, что перевозят именно героин, о чем и давали в ходе следствия соответствующие показания. Проведенная же судебно-химическая экспертиза дала заключение, что в представленных на исследование пакетах содержатся гипс, тальк, сода. Таким образом, считают оперативные работники УВД Ошской области, организаторы наркобизнеса проверяли, насколько здесь готовы пресекать перевозку героина, качественно отличающуюся от транспортировки опия по целому ряду показателей — отсутствию запаха, малому объему, высоким ценам и т. д. <11>. ——————————— <11> См.: Как остановить наркотрафик? // Вечерний Бишкек. 1999. 19 мая.

При подготовке незаконного перемещения определяется время, необходимое на выполнение тех или иных действий, связанных с перемещением наркотиков: прибытие к пункту пропуска на границе, ее пересечение и отход (сокрытие). Такие случаи зафиксированы в 11% изученных материалов уголовных дел. Нередко в ходе подготовки к незаконному перемещению наркотиков составляются планы территории, где намечается пересечение государственной границы, с указанием расположения таможенных и пограничных постов пропуска. В итоге подготовка незаконного перемещения наркотиков через границу предполагает выбор конкретных способов такого перемещения. В общем виде способ совершения контрабанды наркотиков, т. е. способ их незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации, законодательно определяется как совершение незаконных действий по ввозу наркотических средств и психотропных веществ на таможенную территорию России или их вывозу с этой территории. При этом незаконное перемещение наркотиков через таможенную границу можно определить в качестве основного, генерального способа совершения данного вида преступления <12>, который должен быть конкретизирован применительно к тем действиям, которые уголовный закон квалифицирует как контрабанду. Исчерпывающий перечень незаконных действий по перемещению наркотиков через таможенную границу Российской Федерации, квалифицируемых как контрабанда, приводится в Уголовном кодексе Российской Федерации (ч. 2 ст. 188 УК РФ). К ним относятся действия по перемещению наркотиков, осуществляемые: ——————————— <12> См.: Родина Л. Ю. Ответственность за контрабанду: социально экономический, криминологический и уголовно-правовой аспекты: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1998. С. 21.

— помимо таможенного контроля; — с сокрытием наркотических средств от таможенного контроля; — с обманным использованием документов; — с обманным использованием средств таможенной идентификации; — с недекларированием наркотических средств или психотропных веществ; — с недостоверным декларированием наркотических средств или психотропных веществ. Рассмотрим каждый из указанных способов более подробно. Перемещение наркотических средств и психотропных веществ помимо таможенного контроля предполагает любые действия по ввозу и вывозу наркотиков вне таможни, таможенных постов или иных мест, определенных таможенными органами Российской Федерации, в которых, прежде чем товары будут допущены к пересечению границы, необходимо проведение таможенного контроля <13>. В практике раскрытия и расследования контрабанды наркотиков данный способ по изученным нами материалам уголовных дел встречался в 32% случаев. Данный способ незаконного перемещения наркотиков получил свое распространение из-за большой протяженности сухопутных границ с сопредельными государствами <14>. В силу такой большой протяженности границы не все ее участки остаются под контролем пограничных и таможенных органов, существует достаточное количество объездных дорог, позволяющих перемещать наркотики в объезд оборудованных стационарных таможенных постов и пунктов оформления. Как верно отмечает И. О. Жук, реализуя данный способ, лица перемещают предметы через границу, «вообще не вступая в правовые отношения по данному поводу с государством в лице таможенных органов» <15>. ——————————— <13> В соответствии с п. 19 ст. 11 ТК РФ таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. <14> Например, протяженность сухопутной границы между Казахстаном и Россией составляет около 7500 км. <15> Жук И. О. Выявление и раскрытие контрабанды. Н. Новгород, 2005. С. 56.

Перемещение наркотических средств и психотропных веществ с сокрытием от таможенного контроля в самом общем виде означает, что лицо, осуществляющее перемещение наркотиков через границу, не уклоняется от досмотра, а маскирует, камуфлирует наркотические средства и психотропные вещества с помощью различных тайников или иным образом, утаивая и скрывая их. Такие случаи имели место в 45% изученных уголовных дел. При этом преступники прибегают к различным способам маскировки перемещения наркотиков и их сокрытию от таможенного контроля. Изучение уголовных дел и опрос сотрудников правоохранительных органов показали, что одним из самых распространенных приемов сокрытия является перемещение наркотиков с помощью тела человека. Предварительно кокаин или героин упаковывают в полиэтиленовые пакетики или специальные капсулы. Затем упаковки либо маскируются на теле человека (в нательных поясах, нижнем белье, на самом теле с помощью скотча), либо глотаются перевозчиками и перевозятся непосредственно в желудке. Так, Кировский суд г. Саратова установил, что гражданин Ф. Н. Одинаев, уроженец г. Душанбе Республики Таджикистан, контрабандно перевез из Таджикистана в Россию 20 контейнеров наркотического средства (героина) общим весом 93,74 грамма в своем желудке, сокрыв его от таможенного контроля. В случаях перемещения наркотиков в полости желудка необходим курьер, не только способный проглотить и перевезти контейнеры, но и готовый к смертельному риску в случае их разгерметизации в желудке. Известно, например, что наркокурьеров — членов нигерийской наркомафии к такой работе готовят с детства. С малых лет, еще не совсем отчетливо представляя себе, зачем, собственно, все это нужно, они — под руководством старших товарищей, естественно, — глотают какие-то шарики, величиной примерно с грецкий орех. Тренировка происходит постоянно, регулярно, и неудивительно, что к зрелому возрасту пищевод принимает форму, удобную для таких манипуляций, немыслимых для нормального человека… Подготовленный таким образом наркокурьер способен проглотить десятки капсул, начиненных героином. Был случай, когда такой «глотатель» «принял» более семидесяти капсул! А это составляло полтора килограмма наркотика» <16>. ——————————— <16> Шакиров М. Ш. Наркобизнес в России. М., 1998. С. 164 — 165.

Кроме использования тела человека наркотики нередко переправляются в личных вещах пассажиров, как в багаже, так и в носимых вещах (44% случаев). Иногда наркотики прячутся непосредственно в самих транспортных средствах: вагонах, автомобилях и самолетах (37% случаев). При переправке наркотиков в контейнерах и грузах они зачастую маскируются в сухофруктах, комбикорме и в других упаковках промышленных товаров, а также могут растворяться в различных напитках (19% случаев). Для незаконного перемещения наркотиков с сокрытием их от таможенного контроля часто используются различного рода тайники. Так, в материалах изученных нами уголовных дел тайники изготавливались в различных частях автомобилей (46%), в предметах ручной клади (31%), в подошвах обуви (13%), в продуктах питания (10%). В предметах ручной клади тайники изготавливались путем изготовления двойного дна в дорожных сумках, изготовления трубчатых частей раскладушки тележки для перевозки багажа, изготовлении складных табуреток с полыми ножками. Еще одним способом контрабандного перемещения наркотиков путем сокрытия их от таможенного контроля, является их переправление с помощью почтовых отправлений: в конвертах, бандеролях и посылках (13% случаев). Нередко при этом их вкладывают в какие-либо емкости из-под кофе, шампуней или стиральных порошков. Если переправляются марки ЛСД, то обычно лист с марками вкладывается в какой-либо журнал или книгу, которые затем отправляются международной экспресс-почтой. Перемещение наркотических средств и психотропных веществ с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации <17> в судебно-следственной практике встречается в тех случаях, когда наркотики перемещаются через границу полулегальными способами: осуществляется перемещение лекарственных средств, которые по документам не относятся ни к наркотическим, ни к психотропным. При этом таможенным органам могут предоставляться поддельные, недействительные и другие документы на перемещаемые лекарственные средства. Таких случаев в материалах изученных нами уголовных дел не выявлено. ——————————— <17> В соответствии со ст. 185 ТК РФ к средствам таможенной идентификации относятся действия по: наложению пломб и печатей; нанесению цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков; проставлению штампов; взятию проб и образцов; описанию товаров и транспортных средств; составлению чертежей; изготовлению масштабных изображений, фотографий, иллюстраций; использованию товаросопроводительной и иной документации и т. п.

Что касается контрабанды наркотических средств и психотропных веществ путем их недекларирования или недостоверного декларирования, то такие случаи также встречались редко (зафиксировано 6% случаев). В основном они относятся к тем ситуациям, когда лицо перемещает сильнодействующие лекарственные препараты и не заявляет их в таможенной декларации. Подводя итоги проведенного исследования, можно констатировать, что по делам о контрабанде наркотиков чаще всего встречаются полноструктурные или наиболее квалифицированные способы, характеризующиеся действиями преступников по подготовке, совершению и сокрытию преступлений (66%). На втором месте по распространенности (26%) стоят менее квалифицированные (усеченные) способы первого типа, структура которых при наличии вуалирующих приемов в большинстве случаев не содержит подготовительных действий. При этом в структуре контрабанды наркотиков в большинстве случаев содержатся элементы сокрытия преступления. Поэтому усеченные способы второго типа, а также упрощенные способы используются достаточно редко (8%).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх