Куперс

Бухучет и анализ

Контроль и корректировка таможенной стоимости

Корректировка таможенной стоимости ввозимых товаров

В последнее время корректировка таможенной стоимости ввозимых товаров становится скорее привычным явлением, чем проблемой, с которой пытаются бороться. В то же время судебная практика по спорам с таможней не так пессимистична, и однозначно свидетельствует, что решение таможни о корректировке – еще не приговор, и в случае уверенности в подлинности документов на поставку с таможней можно и нужно спорить.

Адвокатское бюро «ВМП Власова, Михель и Партнеры» достаточно давно и успешно представляет интересы субъектов хозяйствования в данной категории дел и уже удалось систематизировать опыт и выявить предпосылки будущего успеха!

Первая рекомендация: активно участвовать на всех этапах проверки таможенным органом. Чаще всего корректировка происходит из-за того, что указанная в декларации цена оказалась ниже, чем у ранее ввезенных аналогичных товаров. В результате декларанту на выбор предлагается два варианта: уплатить пошлины без права на последующие возражения либо подвергнуться дополнительной проверке. Последняя заключается в подготовке и подаче для целей дополнительной проверки документов, список которых формирует таможня.

Тщательность подготовки запрашиваемых документов однозначно влияет на успех в доказывании достоверности заявленной первоначально стоимости.

В документе «Решение о дополнительной проверке» имеется таблица запрашиваемых документов и сведений. Цель — максимум представить все запрашиваемые документы в таможню по перечню, цель минимум – собрать все документы, имеющиеся наличии и прокомментировать причины отсутствия отсутствующих. При этом важно, чтобы все документы были переведены на русский язык, а причины отсутствия части из них полно и понятно описаны таможенному органу в сопроводительном письме.

Если, несмотря на то, что представлены все необходимые документы, таможня практически всегда остается на своей позиции и требует доплатить в бюджет таможенные пошлины путем вынесения соответствующего решения.

Это решение может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд. В нашей практике есть положительные примеры отмены решений о корректировке как первым, так и вторым органом, потому единственно верного решения, куда обращаться, здесь нет. Позиция же защиты строится по одинаковой схеме.

Вторая рекомендация – комплексно использовать нормы законодательства, которые достаточно тщательно защищают права декларантов. Из практики коллег видим, что тактика защиты часто сводится к обоснованию, почему те или иные документы предоставлены не были. Такая позиция часто не приводит к результату. В силу же законодательства единственной причиной корректировки таможенной стоимости может быть заявление недостоверной стоимости товара при ее декларировании (например, когда неправильно выбран метод определения таможенной стоимости или она неверно определена), а не факт непредоставления всех запрошенных документов в рамках дополнительной проверки.

Согласно п.5 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, контроль таможенной стоимости товаров осуществляется с целью проверки соблюдения декларантом (таможенным представителем) требований, установленных законодательством Евразийского экономического союза и законодательством государств — членов Союза в части правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, ее структуры и величины, а также документального подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.

Таким образом, при таможенном оформлении заявленная декларантом таможенная стоимость товара подлежит принятию, если не установлено, что

— неправильно выбран и (или) применен метод определения таможенной стоимости товаров;

— неправильно определена структура и (или) величина таможенной стоимости товаров;

— заявленная таможенная стоимость товаров не подтверждена документально.

Одним из примеров из практики по такому делу поделимся ниже.

ЗАО «А» обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения таможни о корректировке таможенной стоимости товаров (ввозимые товары — велосипеды двухколесные, стоимость ввезенных товаров была определена заявителем и предъявлена к таможенному оформлению в размере от 17$/кг до 35$/кг).

При проверке заявленных в таможенной декларации сведений у таможенного органа возникли сомнения относительно заявленной заявителем таможенной стоимости ввозимых товаров по цене 17$/кг, в связи с тем, что заявленная таможенная стоимость значительно отличалась от имеющейся информации.

По результатам рассмотрения дополнительно представленных документов таможенный орган известил заявителя о том, что предоставленных документов для принятия первоначально заявленной таможенной стоимости недостаточно, в связи с чем было принято решение о корректировке таможенной стоимости.

В обоснование принятого решения таможенный орган указал, что заявителем не были представлены: калькуляция производителя на оцениваемые товары, либо иной документ, отражающий статьи расходов на производство оцениваемого товара. Также таможенный орган отметил, что представленный заявителем документ в качестве экспортной декларации Польши не содержит уникальный идентифицированный номер, а также штрих-код. Кроме того, представленный документ представлен без перевода на русский язык.

При проведении таможенным органом корректировки, таможенная стоимость ввезенных заявителем товаров была определена в соответствии с пунктом 22 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденным решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 №376 «О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» (далее — Порядок №376), статьей 10 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 25.01.2008 с применением резервного метода: использование иных методов определения таможенной стоимости ввезенных товаров, по мнению таможенного органа было невозможно по причине отсутствия у таможенного органа достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Суд пришел к выводу об обоснованности требований заявителя, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 22 Закона Республики Беларусь «О таможенном тарифе», заявляемая декларантом таможенная стоимость товара и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, документально подтвержденной и количественно определимой информации.

Согласно пункту 11 Порядка №376 если при проведении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, то таможенный орган проводит дополнительную проверку (статья 69 Кодекса) любым способом, не запрещенным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государства — члена Таможенного союза, с целью принятия решения в отношении таможенной стоимости товаров. Признаками недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров могут, в частности, являться выявленные с использованием СУР риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров.

Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения операций таможенного контроля в отношении ввезенного заявителем товара (велосипеды двухколесные), предъявленного к таможенному оформлению таможенным органом с использованием СУР были выявлены признаки недостоверного декларирования товаров, в результате чего заявителю было предложено представить документы и сведения, изложенные в решении о проведении дополнительной проверки.

По результатам оценки представленных заявителем документов таможенным органом было принято оспариваемое решение, в обоснование которого таможенный орган указал непредставление заявителем требуемых документов и сведений. Для определения стоимости таможней была использована информация по товарам, ввезенным из Китая, а не из Польши, Китайского происхождения. Вес одной единицы товара составил 17,4 кг в то время как масса одной единицы товара, ввезенного заявителем составила 14 кг. На вопрос суда, почему за основу были взяты товары Китайского происхождения при том, что в ценовой информации содержатся сведения о товарах, везенных из Польши, представитель таможенного органа пояснил, что при проведении корректировки и определении таможенной стоимости товара принимаются во внимание не только ценовая информация, содержащаяся в базе данных но и иные сведения получаемые из сети интернет. Поэтому таможенная стоимость товара была определена с учетом всех факторов, в том числе и полученных из интернета. Вместе с тем показать суду источники сети интернет представитель таможенного органа затруднился.

Оценивая вышеизложенные обстоятельства, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 9 Порядка №376 решение о корректировке таможенной стоимости товаров принимается, если по результатам проведенного таможенного контроля обнаружено, что заявленная таможенная стоимость товаров является недостоверной, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров (или) определена таможенная стоимость товаров (статья 68 Кодекса).

Вместе с тем, в оспариваемом решении таможенного органа не указано, что заявленная таможенная стоимость товаров является недостоверной, либо заявителем неправильно выбран метод определения стоимости.

Исходя из смысла пункта 21 Порядка №376 следует, что должностное лицо принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров также в случаях непредставления дополнительно запрошенных документов, либо в случае, если представленные документы не устраняют основания для проведения дополнительной проверки.

Однако в обоснование принятого таможенным органом решения были положены не обстоятельства того, что представленные заявителем документы не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, а сам факт непредставления ряда документов. При этом, каким образом не представленные документы влияют на таможенную стоимость ввозимого товара таможенным органом не указано.

Также следует отметить, что основанием для принятия решения о проведении дополнительной проверки послужили признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными, выявленные при помощи СУР, но не факт недостоверности заявленной стоимости.

Исходя из смысла пункта 6 Положения о системе управления рисками и некоторых вопросах взаимодействия таможенных органов и республиканских органов государственного управления в рамках применения данной системы, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.03.2008 №419 СУР включат в себя сбор, обработку, выявление, анализ и оценку рисков, с учетом совокупности условий и факторов, влияющих на риски.

Обобщая представленную заявителем таможенному органу и в материалы дела информацию о ввезенных товарах, а также сопоставляя ее с ценовой информацией из базы данных таможни, согласно которой стоимость сравнимого товара колеблется в пределах от 4,82$ до 11,56$ за 1 кг, следует, что обоснование принятого таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости является несостоятельным, поскольку при его принятии таможенным органом не были учтены все имеющиеся факторы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость.

При осуществлении контроля таможенной стоимости товаров может быть использована информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа, в частности по сделкам с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, ввозимыми при сопоставимых условиях.

Согласно статье 6 «Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза» в случае если таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, не может быть определена по стоимости сделки, таможенной стоимостью таких товаров является стоимость сделки с идентичными товарами, проданными для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и ввезенными на таможенную территорию Таможенного союза в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые (ввозимые) товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (ввозимых) товаров.

Если имеющаяся в распоряжении таможенного органа Республики Беларусь ценовая информация о товарах, таможенное оформление которых произведено ранее, не соответствует критериям, указанным в настоящем пункте, такая информация не может быть использована для целей таможенной оценки товаров.

Из представленных в материалы дела документов следует, что в качестве основы для определения таможенной стоимости товара в размере 32,05 $ за 1 кг таможенным органом была использована таможенная декларация № ххх.

Вместе с тем, как отмечено выше, пояснить четкий порядок формирования цены 32.05 $ за 1 кг представители таможенного органа затруднились.

Анализируя вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что при принятии оспариваемого решения таможенным органом была использована необъективная информация.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 10 Соглашения «Об определении таможенной стоимости товара, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза» установлено, что таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определенная согласно положениям настоящей статьи, в максимально возможной степени должна основываться на ранее определенных таможенных стоимостях.

Таможенная стоимость товаров в соответствии с настоящей статьей не должна определяться на основе, в частности произвольной или фиктивной стоимости.

Ольга Николаева, адвокат Адвокатского бюро

«ВМП Власова, Михель и Партнеры».

Таможенная стоимость товаров является объектом постоянного контроля для таможенных органов. Данный вид контроля урегулирован ст. 66 ТК ТС, имеющей бланкетный характер. Ее положения отсылают к Соглашению между Правительствами РФ, Республики Беларусь и Республики Казахстан от 12.12.2008 «О порядке осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза» и к решению КТС от 20.09.2010 № 376.

Под контролем таможенной стоимости товаров понимаются действия должностных лиц таможенных органов, уполномоченных производить контроль таможенной стоимости товаров, и декларантов (таможенных представителей) при осуществлении таможенного контроля товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза.

Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля при:

  • • осуществлении таможенного контроля до выпуска товаров;
  • • проведении дополнительной проверки в целях принятия решения в отношении таможенной стоимости товаров;
  • • осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, но которым принято решение в отношении их таможенной стоимости (в том числе с использованием системы управления рисками).

Основной целью контроля таможенной стоимости товаров является осуществление проверки соблюдения декларантом (таможенным представителем) требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств – членов Таможенного союза в части правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, ее структуры и величины, а также документального подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.

В соответствии со ст. 67 ТК ТС результаты, достигнутые в ходе таможенного контроля таможенной стоимости, могут быть оформлены в виде решения:

  • • о принятии заявленной таможенной стоимости товаров;
  • • корректировке заявленной таможенной стоимости товаров в соответствии с положениями ст. 68 ТК ТС.

При этом, если таможенным органом или декларантом будет обнаружено, что были заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе был неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров, то корректировка таможенной стоимости товаров может применяться таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров.

Существует немало ситуаций, требующих изменения определенной ранее таможенной стоимости товаров посредством ее корректировки (например, если в ходе осуществления таможенного контроля были выявлены: технические ошибки, оказавшие влияние на величину заявленной ранее стоимости товара и, соответственно, на размер таможенных платежей; факт использования декларантом неправильного метода при оценке таможенной стоимости товара или базы для определения таможенной стоимости товара или искажения сведений, характеризующих товар или поступления дополнительных документов, которые существенно влияют на таможенную стоимость товара и последующий расчет величины таможенных платежей и т.д.).

В ситуациях, перечисленных выше, таможенным органом принимается решение о корректировке таможенной стоимости товара. Такое решение должно содержать обоснование и срок его исполнения.

В зависимости от времени принятия таможенным органом решения о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров наступают разные правовые последствия, связанные с уплатой таможенной пошлины, налогов.

Так, если таможенным органом было принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров до их выпуска, то на декларанта возлагается обязанность осуществить корректировку недостоверных сведений и уплатить таможенные пошлины, налоги в объеме, исчисленном с учетом скорректированных сведений, в сроки, не превышающие сроков выпуска товаров, установленных в ст. 196 ТК ТС. В противном случае таможенный орган отказывает декларанту в выпуске товаров.

В случае если таможенным органом было принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров после выпуска товаров, декларант осуществляет корректировку недостоверных сведений и уплачивает таможенные

пошлины, налоги, исчисленные с учетом скорректированных сведений.

Наконец, если таможенным органом было принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров после выпуска товаров, и декларант с ним не согласен, то корректировка заявленной таможенной стоимости товаров и пересчет подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом. Взыскание же таких пошлин и налогов производится по правилам, предусмотренным гл. 14 ТК ТС.

Порядок корректировки таможенной стоимости утвержден решением КТС от 20.09.2010 № 376, которым определяются условия корректировки таможенной стоимости товаров и процедуры осуществления: корректировки таможенной стоимости до и после выпуска товаров, в отношении которых принято решение по таможенной стоимости, и пересчета подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов; выпуска товаров с предоставлением обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если дополнительная проверка не может быть проведена в сроки выпуска товаров.

Корректировочный расчет таможенной стоимости товара производится на бланке ДТС, к которой прилагаются все документы, являющиеся обоснованием изменения таможенной стоимости товара, заполняется форма корректировки таможенной стоимости в отношении товаров, стоимость которых корректируется.

Форма корректировки таможенной стоимости (состоит из основного листа (КТС-1) и добавочных листов (КТС-2).

При корректировке таможенной стоимости или при выпуске с предоставлением обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов товаров одного наименования используется КТС-1.

В дополнение к основному листу при корректировке таможенной стоимости или выпуске с предоставлением обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов двух и более наименований товаров, декларируемых в одной декларации на товары, используются КТС-2, в каждом из которых могут указываться сведения по двум наименованиям товара.

Корректировка таможенной стоимости заполняется в двух экземплярах (первый экземпляр остается в таможенном органе и используется для таможенных целей, второй возвращается (направляется) декларанту (таможенному представителю)).

При ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза после корректировки их таможенной стоимости таможенными органами, ее размер увеличивается и соответственно увеличивается размер таможенных пошлин и налогов, подлежащих доначислению в бюджет. Однако неблагоприятные правовые последствия, порожденные фактом осуществления корректировки таможенной стоимости таможенными органами, не сводятся только к необходимости доплаты недостающих сумм таможенных платежей и налогов. В некоторых случаях действующим российским законодательством предусматривается наступление административной и даже уголовной ответственности.

При обнаружении признаков, указывающих на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения об их таможенной стоимости могут являться недостоверными либо не были должным образом подтверждены, таможенные органы, осуществляющие контроль таможенной стоимости товаров, могут принять решение о проведении дополнительной проверки в соответствии со ст. 69 ТК ТС.

Признаками недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров могут, в частности, являться:

  • 1) выявленные с использованием системы управления рисками риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров;
  • 2) установленные несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость товаров, в документах, представленных декларантом (таможенным представителем);
  • 3) более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары при сопоставимых условиях их ввоза (по информации иностранных производителей);
  • 4) более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценами на идентичные или однородные товары по данным аукционов, биржевых торгов (котировок), ценовых каталогов;
  • 5) более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой компонентов (в том числе, сырьевых), из которых изготовлены ввозимые товары;
  • 6) наличие взаимосвязи продавца и покупателя в сочетании с низкими ценами декларируемых товаров, дающие основания подозревать согласно информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, факт влияния такой взаимосвязи на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товары;
  • 7) наличие оснований полагать, что не соблюдена структура таможенной стоимости (например, не учтены либо учтены не в полном объеме лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, транспортные расходы, расходы на страхование и т.п.).
  • См.: п. 5 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утв. решением КТС от 20.09.2010 № 376.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИКИ КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

А.А. Кеменова, магистрант Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)

Аннотация. Данная статья посвящена разработке теоретических и практических рекомендаций по совершенствованию государственного финансового контроля в системе таможенных органов, направленного на обеспечение полного и своевременного поступления таможенных платежей в федеральный бюджет и эффективного использования бюджетных средств. Актуальность выбранной темы предопределена необходимостью решения одной из приоритетных задач финансовой политики государства — создание прочной основы для мобилизации доходов в бюджетную систему государства и эффективного управления общественными финансами. В решении этой задачи особая роль отводится организации государственного финансового контроля.

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, таможенные платежи, таможенная стоимость, контроль таможенной стоимости, система управления рисками.

Контроль таможенной стоимости товаров — это совокупность мер, реализуемых таможенными органами при проверке достоверности заявляемых участниками ВЭД сведений о таможенной стоимости товаров, правильности выбранного метода определения таможенной стоимости, направленных на обеспечение соблюдения положений таможенного законодательства, а также полное поступление таможенных платежей в федеральный бюджет.

Целью контроля таможенной стоимости является осуществление объективной и точной оценки товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, для обеспечения поступления в Федеральный бюджет полных сумм причитающихся таможенных платежей, исчисляемых на основе таможенной стоимости, применения нетарифных мер регулирования, базирующихся на стоимости товаров, и ведения таможенной статистики, а также создания предпосылок для формирования равных конкурентных условий в части налогообложения в связи с внешнеторговой деятельностью хозяйствующих субъектов.

Основные направления контроля таможенной стоимости включают:

а) контроль правильности выбора метода определения таможенной стоимости;

б) контроль правильности определения участником ВЭД структуры заявленной таможенной стоимости, полноты и точности включения всех предусмотренных компонентов;

в) документальный контроль заявленной таможенной стоимости;

г) анализ достоверности заявленной таможенной стоимости путем использования системы управления рисками .

Контроль таможенной стоимости осуществляется таможенными органами на трех этапах, в форме предварительного, текущего и последующего контроля:

а) предварительный контроль осуществляется путем применения комплекса контрольно-аналитических, прогностических и управленческих мероприятий, направленных на выявление потенциальных угроз совершения таможенных правонарушений до совершения внешнеторговых операций, нацеленных на предупреждение потерь федерального бюджета;

б) текущий контроль реализуется в ходе осуществления основного таможенного оформления и таможенного контроля в целях обеспечения соблюдения законодательства при заявлении таможенной стоимости, выявления и предотвращения возможной неуплаты таможенных платежей в

полном объеме. На данном этапе ключевым является метод документального контроля и использованием сравнительного экономического и стоимостного анализа;

в) последующий контроль за I обоснованностью принятых решений по I таможенной стоимости осуществляется норм Налогового и Таможенного кодекса в форме общей или специальной таможенной ревизии I с использованием методов документального контроля, аудита, ревизии, анализа данных бухгалтерского учета, коммерческой документации.

Соглашением об определении таможенной стоимости I товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза от 25 января 2008 г. установлены методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров (анализ использования I данных методов представлен на рис. 1):

1. Метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1).

2. Метод по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2).

3. Метод по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3).

4. Метод вычитания (метод 4).

5. Метод сложения (метод 5).

6. Резервный метод (метод 6).

Первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки с учетом необходимых доначислений и разрешенных вычетов, установленных законом. Если таможенная стоимость товаров не может быть определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами, таможенная стоимость товаров определяется на основе цен идентичных или однородных товаров, применяемых последовательно, а при их отсутствии — методом сложения или вычитания с учетом возможности их выбора декларантом. Если для определения таможенной стоимости товаров невозможно использовать ни один из указанных выше методов, то таможенная стоимость товаров определяется по резервному методу.

Рис. 1. Степень использования методов определени таможенной стоимости ввозимых товаров

Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 №191 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации» закреплены методы определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров (анализ использования данных методов представлен на рис. 2) :

Первостепенное значение для любой деятельности имеет вопрос достижения поставленных целей и задач, для чего необходима разработка системы критериев эффективности работы (организации в целом, подразделения, отдельных функциональных направлений). При оценке эффективности системы контроля таможенной стоимости наиболее оптимальным представляется использование следующих характеристик :

а) степени выполнения формализованных, установленных вышестоящими I таможенными органами требований;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) положительная динамика показателей, характеризующих состояние работы по I контролю таможенной стоимости I в

1. Метод по стоимости сделки с вывозимыми товарами (метод 1).

2. Метод по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2).

3. Метод по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3).

4. Метод сложения (метод 5).

5. Резервный метод (метод 6).

сравнении с тенденциями развития внешнеторговой деятельности;

в) доля довзысканных таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет в результате корректировки таможенной стоимости, в общем объеме доначисленных по результатам корректировок таможенных платежей;

г) количественные и качественные показатели защиты решений по корректировке таможенной стоимости в судебных органах;

д) динамика жалоб участников ВЭД на неправомерные действия таможенных органов в сфере контроля таможенной стоимости.

Рис. 2. Степень использования методов определения таможенной стоимости вывозимых товаров

В 2015 году таможенными органами продолжалась работа по дальнейшему развитию системы управления рисками на основе обеспечения контроля за качеством и полнотой применения мер по минимизации I рисков, совершенствования I нормативной правовой базы, модернизации специальных программных средств, обеспечивающих функционирование процесса управления рисками в таможенных органах.

В настоящее время таможенными органами в рамках системы управления рисками реализованы практические механизмы по обеспечению выявления рисков нарушения таможенного законодательства на различных стадиях совершения таможенных операций как до, так и после выпуска товаров.

По итогам реализации системы управления рисками в 2015 году в целях предотвращения возможного перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу ЕАЭС с нарушением права ЕАЭС и (или) законодательства Российской Федерации утверждены следующие профили рисков, отмеченные на рис. 3.

В результате их применения таможенными органами в 2015 году дополнительно начислено таможенных платежей на сумму 19 млрд. рублей (довзыскано 18,5 млрд. рублей), возбуждено 32 231 дело об административных правонарушениях и I 934 уголовных дела, принято 24 304 решения об отказе в выпуске товаров и 12 556 решений о запрете к ввозу/вывозу товаров.

2012 год 2013 год 2014 год 2015 год Рис. 3. Соотношение профиля риска по итогам реализации системы управления рисками в

2015 году

Анализ деятельности участников ВЭД, вне зависимости от категории перемещаемых ими товаров, осуществляется ежеквартально в рамках автоматизированного

категорирования в автоматическом режиме штатными программными средствами таможенных органов с использованием информационных ресурсов ФНС России и

Банка России на основании алгоритмов расчета сформированных критериев.

В рамках автоматизированного подхода к категории низкого уровня риска нарушения таможенного законодательства (далее — «низкий уровень риска») по состоянию на 31 декабря 2015 года отнесено более 2 тысяч участников ВЭД, на долю которых приходится порядка 44% от общего количества оформленных импортных деклараций на товары и более 57% от общей суммы уплаченных таможенных платежей при импорте.

Результатом применения I субъектно-ориентированного подхода стало сокращение к концу 2015 года срока выпуска товаров, декларируемых участниками ВЭД с «низким уровнем риска», до 2 часов 47 минут (при плановом значении срока выпуска товаров, установленном планом мероприятий («дорожной картой») «Совершенствование таможенного администрирования», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1125-р, — в течение 4 часов с момента регистрации таможенной декларации) .

Таким образом, в результате применения системы управления рисками доля ре-

зультативных таможенных досмотров увеличилась с 22,2% в 2014 году до 33,4% в 2015 году.

Одним из основных направлений деятельности таможенных органов является выявление и пресечение случаев занижения таможенной стоимости перемещаемых товаров.

Динамика I количества I проведенных корректировок таможенной стоимости товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в 2013-2015 гг., представлена на рис. 4.

Анализируя приведенные составляющие, можно сделать вывод о том, что в 2015 году осуществлено 167,5 тысячи корректировок таможенной стоимости товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (в 2014 году — 215,2 тысячи корректировок). Снижение данного показателя не свидетельствует об уменьшении I напряженности работы таможенных органов, а отражает значительное повышение в 2015 г. требований к качеству уточнения и корректировки таможенной стоимости.

300 000

250 000

200 000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

150 000

100 000

50 000

267 607

12013 г. «2014 г. «2015 г.

Рис. 4. Количество проведенных корректировок таможенной стоимости товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в 2013-2015 гг., шт.

Ключевым показателем эффективности контроля таможенной стоимости, его непосредственным результатом является объем таможенных платежей, доначисленных по результатам проведения контрольных мероприятий.

По результатам проведенных корректировок в федеральный бюджет дополнительно перечислено 19,5 млрд. рублей (в

2014 году — 23,4 млрд. рублей). По итогам

2015 года в производстве таможенных органов находилось более 33 тысяч судебных дел на общую сумму 76 млрд. рублей.

В результате вынесенных судебными органами решений не в пользу таможенных органов по делам, связанным с корректировкой таможенной стоимости товаров, сумма возвращенных в бюджет таможенных пошлин, налогов составила I 5,1

Необходимо отметить, что по искам, предъявленным таможенными I органами, судами было рассмотрено 4495 дел, из которых в 91,7% случаев решения приняты в пользу таможенных органов, что более чем на 3% больше в сравнении с 2014 годом. Таможенными органами в судебном порядке довзыскано более 2 млрд. рублей таможенных платежей в федеральный бюджет.

млрд. рублей (в 2014 году — 9,7 млрд. рублей).

Несмотря на снижение значений абсолютных показателей, характеризующих деятельность таможенных органов по направлению контроля таможенной стоимости, результативность проведения корректировок таможенной стоимости товаров в расчете на количество импортных деклараций на товары возросла. Так, в среднем на 1 тысячу деклараций на товары, таможенными органами довзыскано в федеральный бюджет 8,5 млн. рублей (в 2014 году — 7,9 млн. рублей), принятие таможенным органом одного решения о корректировке таможенной стоимости позволило дополнительно перечислить в бюджет в среднем порядка 116 тыс. рублей (в 2014 году — 108 тыс. рублей).

Помимо I этого, доля I результативных таможенных проверок после выпуска товаров за январь-март 2016 года (проведено 1672 проверочных мероприятия) увеличилась в общем количестве завершенных таможенных проверок до 89% (82,3% в 2014 году).

Также, в 2015 году наблюдалось увеличение значений показателей применения системы управления рисками по направ-

дела о корректировке таможенной стоимости, рассмотренные в пользу таможенных органов

дела о корректировке таможенной стоимости, рассмотренные не в пользу таможенных органов

Рис. 5. Результаты рассмотрения судебных дел по корректировке таможенной стоимости за 2015 г.

лению контроля таможенной стоимости. Результат применения профилей рисков по контролю таможенной стоимости средний платеж по товару составил 55,71 тыс. рублей (в 2014 году — 39,79 тыс. рублей).

Таким образом, система управления рисками по направлению контроля таможенной стоимости остается главным инструментом реализации основного принципа таможенного контроля — выборочности и достаточности применяемых мер таможенного контроля при одновременной концентрации внимания уполномоченных должностных лиц таможенных органов на товарах, отнесенных к группе риска, с учетом заявленной величины их таможенной стоимости.

В настоящее время осуществляется переход от «тотального» таможенного контроля на этапе таможенного декларирования к таможенному контролю после выпуска товаров, направленному, в том числе, на профилактику правонарушений.

В рамках реализации основных направлений работа таможенных органов была направлена на создание устойчивой системы таможенного контроля, которая позволяет обеспечить полноту поступления таможенных платежей в бюджет в условиях предоставления упрощений и неприменения отдельных мер по минимизации рисков в отношении лиц, отнесенных к низкому уровню риска нарушения законодательства.

Большое внимание уделялось работе по пресечению ввоза и оборота на территории Российской Федерации товаров, в отношении которых применяются специальные экономические меры, в соответствии с Планом мероприятий по обеспечению исполнения требований Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 года № 560 и постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 года № 778.

В целях недопущения перемещения в Российскую Федерацию запрещенных к ввозу товаров в местах, приближенных к российско-казахстанскому и российско-белорусскому участкам государственной

границы Российской Федерации, созданы и функционируют 35 мобильных групп, осуществляющих мероприятия таможенного контроля.

За период с октября 2014 г. по март 2016 г. подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров и правоохранительными подразделениями таможенных органов (как самостоятельно, так и во взаимодействии с контролирующими органами) проведено 2161 проверочное мероприятие в отношении 63562 тонн товаров.

По нашему мнению, система посттаможенного контроля является одним из приоритетных направлений совершенствования деятельности таможенной службы и одной из наиболее эффективных мер проверки добросовестности участников внешнеэкономической деятельности, соблюдения законодательства и выявления нарушений, связанных с таможенной стоимостью. Данная форма контроля является также частью финансового контроля, направленной на соблюдение финансового законодательства и финансовой дисциплины участниками ВЭД.

Посттаможенный контроль подразумевает проведение проверок и аудита внешнеэкономической деятельности после производства таможенного оформления. Другими словами, посттаможенный контроль — это проведение всех установленных законодательством форм таможенного контроля не на этапе таможенного оформления либо предварительных операций, а на этапе после выпуска товара, то есть окончания таможенного оформления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, необходимо отметить, что для успешного решения задач по повышению эффективности деятельности таможенной службы, проведение детальной результативности «внешнего» таможенного контроля за деятельностью участников внешнеэкономической деятельности, должно сопровождаться одновременным усилением «внутреннего» финансового контроля и проведением оценки результативности, аудита эффективности деятельности самих таможенных органов.

Библиографический список

2. Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 №191 (ред. от 12.08.2015) «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации»

4. Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 №1125-р (ред. от 12.12.2015) «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования».

5. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 384-Ф3 «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» // Российская газета — Федеральный выпуск. — 2014. — №6550 (278).

6. Порядок контроля таможенной стоимости товаров (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 376).

7. Соглашение от 21 мая 2010 г. «Об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин».

8. «Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров» (Заключено в г. Санкт-Петербурге 21.05.2010) (ред. от 08.05.2015).

9. Концепция развития таможенного контроля после выпуска товаров до 2016 года: утверждена приказом ФТС 29.12.12 №2709.

10. Гущина О.Г. Таможенная стоимость товаров: учебное пособие. — СПб.: Интермедия, 2015. — 220 с.

RESEARCH STUDY OF CONTROL CUSTOMS VALUE AS A COMPONENT OF THE STATE FINANCIAL CONTROL AT THE PRESENT STAGE

A.A. Kemenova, graduate student Russian customs academy (Russian, Lyubertsy)

В Уральском и Северо-Западном таможенных управлениях проведены публичные обсуждения результатов правоприменительной практики. В процессе обсуждений специалисты ФТС отвечали на различные вопросы участников ВЭД, касающиеся таможенного декларирования товаров, и сопровождающих его процессов. Ниже вы можете ознакомиться с вопросами, заданными в ходе публичных обсуждений, и ответами на них.

Где можно увидеть типичные ошибки участников ВЭД при заполнении ДТ?

Публикация таможенными органами аналитических и обзорных материалов в отношении ошибок, допускаемых декларантами или таможенными представителями при заполнении деклараций на товары (далее – ДТ), не предусмотрена.

Ст. 106 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ЕАЭС) определены сведения, которые указываются в декларации на товары.

Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 №257 утверждена Инструкция о порядке заполнения декларации на товары и форма декларации на товары.

Одним из оснований для отказа в регистрации ДТ является отсутствие сведений, подлежащие указанию в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования (пп. 4 п. 5 ст. 111 ТК ЕАЭС).

Также правильность заполнения граф ДТ существенно влияет на процесс автоматической регистрации ДТ.

В целях снижения случаев непрохождения алгоритма автоматической регистрации ДТ по причинам, связанным с нарушениями при заполнении ДТ либо формализацией документов, вопросы качества оформления таможенных документов обсуждаются с участниками ВЭД и таможенными представителями в рамках Экспертно-Консультативных советов, Публичных обсуждений, рабочих встреч, проводимых Уральским таможенным управлением и таможнями региона.

Прошу раскрыть процесс корректировки таможенной стоимости (носит необоснованный и мало предсказуемый характер) при импорте?

В соответствии со статьей 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию, в том числе, сведения о таможенной стоимости товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров).

В соответствии с пунктами 1 – 3 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).

При проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу ЕАЭС.

Иные особенности контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, в том числе признаки недостоверного определения таможенной стоимости товаров, основания для признания сведений о таможенной стоимости товаров недостоверными, определяются Евразийской экономической комиссией.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии №42 от 27 марта 2018 года утверждено Положение об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее — Положение).

В соответствии с пунктом 5 Положения признаками недостоверного определения таможенной стоимости товаров являются, в частности, следующие обстоятельства:

  • выявление несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость ввозимых товаров и содержащихся в одном документе, иным сведениям, содержащимся в иных документах, а также сведениям, полученным из информационных систем таможенных органов и (или) из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки;
  • выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза и другие.

Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений.

Пунктом 5 статьи 325 ТК ЕАЭС предусмотрено, что запрос документов и (или) сведений у декларанта в соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС должен быть обоснованным и должен содержать перечень признаков, указывающих на то, что сведения, заявленные в таможенной декларации, и (или) сведения, содержащиеся в иных документах, должным образом не подтверждены либо могут являться недостоверными, перечень дополнительно запрашиваемых документов и (или) сведений, а также сроки представления таких документов и (или) сведений.

Одновременно с запросом таможенным органом направляется декларанту расчет размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, которое необходимо предоставить таможенному органу в целях выпуска товаров.

Согласно пункту 9 статьи 325 ТК ЕАЭС запрошенные документы и (или) сведения должны быть представлены декларантом одним комплектом (одновременно) по каждому запросу.

В целях подтверждения достоверности и полноты проверяемых сведений одновременно с запрошенными таможенным органом документами и (или) сведениями декларантом могут быть представлены иные документы и (или) сведения.

Рассмотрим возможные варианты:

В случае представления декларантом запрошенных документов и (или) сведений в сроки выпуска товаров (не позднее чем за 1 рабочий день до истечения срока) проверка таможенных, иных документов и (или) сведений завершается до выпуска товаров, при этом:

  • если представленные документы и (или) сведения подтверждают достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, таможенный орган производит выпуск товаров в соответствии со статьей 118 ТК ЕАЭС (согласно пункту 10 статьи 325 ТК ЕАЭС);
  • если представленные документы и (или) сведения не подтверждают достоверность и (или) полноту проверяемых сведений и (или) не устраняют оснований для проведения проверки, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, направляется требование об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, до выпуска товаров в соответствии со статьей 112 ТК ЕАЭС (согласно пункту 11 статьи 325 ТК ЕАЭС);

В случае представления декларантом запрошенных документов и (или) сведений в сроки выпуска товаров и при условии предоставления декларантом обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов товар выпускается под обеспечение, проверка завершается не позднее 30 календарных дней со дня представления таких документов и (или) сведений, при этом:

  • если представленные документы и (или) сведения подтверждают достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, таможенный орган информирует декларанта о завершении проверки и возможности возврата (зачета) обеспечения, предоставленного в соответствии с пунктом 1 статьи 121 ТК ЕАЭС (согласно пункту 19 статьи 325 ТК ЕАЭС);
  • если представленные документы и (или) сведения не подтверждают соблюдение положений ТК ЕАЭС, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений и (или) не устраняют оснований для проведения проверки, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 ТК ЕАЭС (согласно пункту 17 статьи 325 ТК ЕАЭС);

В связи с непредставлением декларантом запрошенных документов и (или) сведений в сроки выпуска товаров и при условии предоставления декларантом обеспечения товар выпускается под обеспечение, документы и (или) сведения могут быть представлены декларантом после выпуска товаров в срок, установленный в запросе (не более 60 календарных дней со дня регистрации таможенной декларации), при этом:

1) в случае представления декларантом запрошенных документов и (или) сведений проверка завершается не позднее 30 календарных дней со дня представления таких документов и (или) сведений:

  • если представленные документы и (или) сведения подтверждают достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, таможенный орган информирует декларанта о завершении проверки и возможности возврата (зачета) обеспечения, предоставленного в соответствии с пунктом 1 статьи 121 ТК ЕАЭС (согласно пункту 19 статьи 325 ТК ЕАЭС);
  • если представленные документы и (или) сведения не подтверждают соблюдение положений ТК ЕАЭС, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений и (или) не устраняют оснований для проведения проверки, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 ТК ЕАЭС (согласно пункту 17 статьи 325 ТК ЕАЭС);

2) В случае непредставления декларантом запрошенных документов и (или) сведений в установленный срок проверка завершается не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока:

  • если документы и (или) сведения не представлены с установленный срок таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 ТК ЕАЭС (согласно пункту 18 статьи 325 ТК ЕАЭС).

Прошу раскрыть процесс внесения изменений в выпущенную декларацию – это очень долгий и непрозрачный процесс?

Таможенные операции, связанные с изменением (дополнением) сведений, заявленных в таможенной декларации, и порядок их совершения определены статьей 112 ТК ЕАЭС.

Изменения в выпущенную ДТ вносятся в соответствии с Решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 «О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений комиссии таможенного союза и коллегии Евразийской экономической комиссии» (далее – Решение).

В соответствии с пунктом 12 Решения внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании обращения.

Рассмотрение таможенным органом обращения производится в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС в установленный законодательством этого государства-члена срок, который не может превышать 30 календарных дней со дня регистрации обращения в таможенном органе.

Рассмотрение таможенным органом документов, указанных в абзаце третьем пункта 12 Решения, производится не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем регистрации таких документов, если законодательством государства-члена не установлен менее продолжительный срок.

В соответствии с пунктом 21 Решения внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе таможенного органа осуществляется на основании решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ.

Решение вручается декларанту под роспись либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в срок, не превышающий 3 рабочих дня со дня его принятия.

В соответствии с пунктом 24 Решения декларант, исходя из сведений, указанных таможенным органом в решении, в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения декларантом решения, представляет в таможенный орган, в котором зарегистрирована ДТ, сведения в которой изменяются (дополняются), корректировка декларации на товары (далее — КДТ), и ее электронный вид, а при корректировке таможенной стоимости товаров — также ДТС и ее электронный вид, а в случае уплаты таможенных, иных платежей — также документы и (или) сведения, подтверждающие их уплату.

Срок представления декларантом в таможенный орган указанных документов и сведений может превышать 10 рабочих дней со дня получения декларантом решения, если это предусмотрено законодательством государств-членов, в случае, если внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, влечет за собой уплату таможенных, иных платежей.

Должностное лицо проверяет правильность заполнения КДТ, а при корректировке таможенной стоимости товаров — также ДТС. В случае если КДТ, а при корректировке таможенной стоимости товаров — также ДТС заполнены надлежащим образом, должностное лицо в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня, следующего за днем представления в таможенный орган КДТ, регистрирует КДТ путем присвоения ей регистрационного номера и производит соответствующие записи (проставляет отметки) в ДТ и КДТ, а при корректировке таможенной стоимости товаров — также в ДТС.

Прошу рассказать о сроках проведения таможенных процедур и регламенте ответов на запросы в процессе таможенного оформления (например, сроков процедуры экспертной оценки и принятия решения таможенным органом на ее основании)?

В соответствии с п. 1 ст. 325 ТК ЕАЭС если подача таможенной декларации не сопровождалась представлением документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, таможенный орган вправе в отношении проверяемых сведений запросить у декларанта документы, сведения о которых указаны в таможенной декларации.

Статьей 325 ТК ЕАЭС определены виды документов и случаи, в которых они могут быть запрошены, а также сроки их представления.

Согласно п. 6 ст. 324 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится путем анализа документов и сведений, в том числе путем сопоставления сведений, содержащихся в одном документе, между собой, а также со сведениями, содержащимися в иных документах, в том числе в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, со сведениями, полученными из информационных систем, используемых таможенными органами, и (или) информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов в рамках информационного взаимодействия, из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки, а также другими способами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов.

Система межведомственного электронного взаимодействия в РФ является основополагающим элементом реализации принципа «единого окна». С помощью СМЭВ таможенные органы в режиме реального времени автоматически получают в электронном виде необходимые для таможенного контроля сведения из документов других ведомств. Сейчас реализовано 64 технологические карты межведомственного взаимодействия с 32 органами исполнительной власти.

Благодаря СМЭВ участнику ВЭД не нужно представлять в таможню документы, на основании которых заполнена таможенная декларация.

Порядок назначения, проведения таможенной экспертизы определен главой 53 Таможенного кодекса ЕАЭС.

Статьей 390 ТК ЕАЭС установлено, что таможенная экспертиза проводится в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня принятия таможенным экспертом (экспертом) материалов и документов для проведения таможенной экспертизы, если иное не предусмотрено указанной статьей.

В случае невозможности завершения в указанный срок таможенной экспертизы срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться в соответствии с законодательством государств – членов ЕАЭС.

Приказом ФТС России от 20 ноября 2014 года №2264 утвержден порядок отбора таможенными органами Российской Федерации проб (образцов) товаров для таможенной экспертизы и порядок приостановления срока проведения таможенной экспертизы (далее – Порядок). Пунктом 20 Порядка установлено, что результаты таможенной экспертизы обязательны для применения таможенным органом, назначившим таможенную экспертизу, за исключением случаев назначения дополнительной и (или) повторной таможенной экспертизы.

Сроки принятия решений по результатам таможенных экспертиз не регламентированы, вместе с тем в целях ускорения совершения таможенных операций и сокращения издержек участников ВЭД, решения по результатам экспертиз принимаются в минимальные сроки.

В соответствии с п. 8 ст. 119 ТК ЕАЭС в случае если назначена таможенная экспертиза и для ее завершения необходим более продолжительный срок, чем 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации ДТ, и не предоставлено обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, срок выпуска товаров продлевается с разрешения руководителя таможенного органа на срок проведения таможенной экспертизы.

Как я понимаю, цель статистической формы — ведение статистического учета: чтобы мы в области могли понимать, какие товары и откуда ввозятся на территорию области. Отсюда вопрос: кто обрабатывает эти данные и можно ли увидеть анализ данных статистических форм в свободном доступе?

Данные статистических форм обрабатываются таможенными органами. Анализ данных в открытом доступе не размещается. В открытом доступе находится информация об объёмах экспорта и импорта по странам и товарам субъектов Российской Федерации. Данная информация размещается на официальных сайтах региональных таможенных управлений в разделе «Таможенная статистика внешней торговли». В частности, Уральское таможенное управление размещает некоторые данные по таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, находящимся в регионе деятельности УТУ, на официальном сайте Управления.

Также заинтересованные пользователи имеют возможность самостоятельно на безвозмездной основе получить информацию на официальном сайте ФТС России в подразделе «База данных таможенной статистики внешней торговли» раздела «Таможенная статистика внешней торговли». Предоставлена возможность сформировать и выгрузить данные таможенной статистики по субъектам Российской Федерации, по товарам (2-, 4-, 6-, 8-, 10-значным кодам ТН ВЭД ЕАЭС), любой стране – партнеру, включая государства – члены ЕАЭС, отчетному периоду — год, квартал, месяц — за последние три года и отчетный период текущего года. Информация обновляется ежемесячно.

Можно узнать об объемах экспорта (статистические данные) из стран Евразийского экономического союза?

Информация об объемах экспорта государств-членов ЕАЭС размещена на сайте Евразийской экономической комиссии в разделе «Интеграция и макроэкономика»\ «Департамент статистики»\ «Статистика ЕАЭС»\ «Статистика внешней и взаимной торговли товарами».

Что такое безрисковые декларации?

В соответствии с п. 7 статьи 214 Федерального Закона от 03.08.2018 №289-ФЗ при выборе объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, используется система управления рисками.

Понятие «безрисковые декларации» не является официальным термином. Фактически под данным понятием подразумевают ДТ на товарные партии, в отношении которых не выявлен или не идентифицирован риск нарушения права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Алгоритм выпуска постоянно совершенствуется. Где можно с ним ознакомиться?

Вопросы выпуска товаров регламентированы главой 18 ТК ЕАЭС (статьи 118 –126).

В соответствии с пунктом 3 статьи 82 ТК ЕАЭС отдельные таможенные операции (в том числе – выпуск товаров) могут совершаться таможенными органами посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов.

В УТУ на всех таможенных постах реализована технология автоматической регистрации деклараций на товары и автоматического выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта и процедурой выпуска для внутреннего потребления, а также свободной таможенной зоны, определён алгоритм автоматической проверки соблюдения условий регистрации и выпуска соответственно.

Информация о порядке и принципах работы алгоритмов автоматического принятия решения не является информацией для открытого доступа.

В счет-фактуре указывается номер декларации на товары. Если на территории России одно юридическое лицо перепродает импортный товар другому юридическому лицу и указывает в счете-фактуре номер декларации на товары (без указаниях конкретных данных о партии товаров), то как можно узнать ввозился данный товар именно по этой декларации на товары?

Статьей 305 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) установлен порядок и условия получение лицами информации, содержащейся в информационных ресурсах таможенных органов.

В соответствии с частью 8 статьи 305 Федерального закона обращение заявителя, предусмотренное частью 7 статьи 305 Федерального закона, должно содержать сведения о регистрационном номере декларации на товары и наименовании страны происхождения товара, указанные в декларации на товары, о количестве товара в килограммах (вес брутто и (или) вес нетто) и (или) в других единицах измерения, а также о порядковом номере товара в декларации на товары.

Входит ли таможенный представитель в круг заявителей, обладающих правом самостоятельного (без поручения декларанта) обращения за предварительным решением о классификации товара?

Порядок принятия предварительного решения о классификации определяется статьями 23 – 27 ТК ЕАЭС, а в части, не урегулированной указанными статьями, – в соответствии с законодательством государств – членов ЕАЭС о таможенном регулировании.

В Российской Федерации действует Федеральный закон Российской Федерации от 3 августа 2018 г. №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ).

Порядок принятия предварительного решения о классификации в части, не урегулированной ТК ЕАЭС, определяется статьёй 18 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ.

В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 3 августа 2018 г. №289-ФЗ заявителем может выступать лицо, отвечающее условиям, предусмотренным статьёй 83 ТК ЕАЭС и частью 4 статьи 100 Федерального закона от 3 августа 2018 г. №289-ФЗ, либо надлежащим образом уполномоченный таким лицом представитель. Статьей 83 ТК ЕАЭС и частью 4 статьи 100 Федерального закона от 3 августа 2018 г. №289-ФЗ установлены категории лиц, правомочных выступать декларантами товаров.

Таким образом, нормативными правовыми актами, определяющими порядок принятия предварительного решения о классификации в Российской Федерации, не предусмотрено право таможенного представителя самостоятельного (без поручения декларанта) обращения в таможенные органы с заявлением о принятии предварительного решения о классификации.

Есть ли у СЗТУ чёткая позиция и технологическая схема по применению письма ФТС России от 14 июня 2018 г. №14-88/35479? Если да – хочется иметь её в наличии. Если нет – почему нет, так как в ЦТУ этим письмом активно пользуются и таможенные посты, и участники ВЭД?

15 июня 2018 г. в Северо-Западное таможенное управление (СЗТУ) поступило письмо ФТС России от 14 июня 2018 г. №14-88/35479 «О направлении информации», которое было доведено до таможенных органов для руководства, учёта и использования в работе. Этим письмом ФТС России обратила внимание таможенных органов на вопросы условного выпуска товаров, в отношении которых применяются меры технического регулирования, а также условного выпуска товаров в целях маркирования продукции единым знаком обращения на рынке ЕАЭС.

В регионе деятельности СЗТУ на 18 ноября 2018 г. в отношении порядка 400 товарных партий были приняты решения об условном выпуске товаров с представлением документов о соответствии после выпуска товаров. Разрешение на представление документов соответствия после выпуска товаров выдаётся таможенным органом по результатам рассмотрения мотивированного обращения декларанта с учётом представленных обязательств о соблюдении установленных ограничений (пункт 3 статьи 126 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС)).

Основная часть решений об условном выпуске в регионе деятельности СЗТУ принималась в отношении ввозимой в Российскую Федерацию партии продукции с одновременным отбором в установленном порядке проб и (или) образцов в целях проведения испытаний. Также имелись случаи условного выпуска товаров в целях маркирования продукции единым знаком обращения на рынке ЕАЭС.

По применению приказа ФТС России от 9 сентября 2016 г. №1745 по включению в регион деятельности таможенного поста МАПП Торфяновка СВХ Восход Торфяновского таможенного поста. Почему не применяется процедура прохождения таможенных процедур согласно пункту 2 приказа ФТС России от 17 ноября 2011 г. № 2351, а именно перемещение товаров с МАПП Торфяновка на СВХ Восход. Данная процедура позволит минимизировать издержки для бизнеса и сделать логистику более эффективной в связи с ускорением прохождения процедур (без оформления транзита)?

Приказом ФТС России от 17 ноября 2011 г. №2351 утверждён Порядок совершения таможенных операций при перемещении товаров автомобильным транспортом из мест прибытия на таможенную территорию Таможенного союза на склады временного хранения, находящиеся в непосредственной близости от пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее – Порядок).

Раздел II Порядка определяет возможность перемещения товаров из места прибытия на таможенную территорию ЕАЭС на склад временного хранения без помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита. Перемещение товаров осуществляется под таможенным наблюдением.

При этом основным условием применения раздела II Порядка является необходимость нахождения территории пункта пропуска и территории склада временного хранения в регионе деятельности одного таможенного поста.

На основании предложений Выборгской таможни, в соответствии с приказом ФТС России от 31 декабря 2015 г. №2736 с 15 января 2016 г. в регион деятельности таможенного поста МАПП Торфяновка Выборгской таможни были включены: территория МАПП Торфяновка и земельный участок, на котором расположен СВХ ЗАО «Восход».

На основании изложенного, препятствий для применения раздела II Порядка в рассматриваемом случае Северо-Западное таможенное управление не усматривает.

Вместе с тем, при получении отказов в применении раздела II Порядка в подобных случаях предлагаем обращаться в Северо-Западное таможенное управление с целью проверки в каждом конкретном случае обоснованности действий таможенного органа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх