Куперс

Бухучет и анализ

Контроль за ИП

Здравствуйте! В этой статье мы поговорим о проверках, с которыми могут встретиться индивидуальные предприниматели.

Сегодня вы узнаете:

  • Какие существуют виды проверок;
  • Какие ведомства чаще всего проверяют работу ИП;
  • Как вести себя во время проверки и избежать штрафа.

Проверки ИП в 2020 году

ИП без проверок – возможно ли такое?

До 2016 года индивидуальные предприниматели находились под строгим надзором государства, а штрафы, налагаемые на малый и средний бизнес, практически не отличались от штрафов для крупнейших предприятий. Разумеется, такое не могло продолжаться без возмущений общества.

Недавно в системе проверок ИП начались изменения. Прежде всего, в феврале 2016 года Минэкономразвития вынесло на обсуждение предложение о замене первого штрафа для ИП на предупреждение.

Также уже действует мораторий на проверки малого и среднего бизнеса, который с января 2016 года до конца 2018 года отпустил большую часть ИП на «проверочные каникулы».

Большинство проверок регламентируются Федеральным Законом №294.

Мораторий действовал на все плановые проверки Минтруда, Минприроды, Прокуратуры и ряда иных ведомств, которые ранее осуществлялись раз в три года.

В конце года законодатели побеспокоилось о том, чтобы продлить его действие еще на два года, приняв закон №480-ФЗ от 25.12.2018 г. Таким образом, субъекты малого предпринимательства и ИП получили послабление в виде освобождения от плановых проверок на период с 01 января 2020 по 31 декабря 2020 года.

Основания для проверок

Проверки ИП бывают как плановыми, определенными заранее, так и внеплановыми, по одному из возможных оснований:

  1. Истечение срока, назначенного на исправление нарушений после предыдущей проверки.
  2. Поступление в контролирующие органы свидетельств или жалоб о нарушениях предпринимателем прав потребителей, сотрудников и других норм.
  3. Требование прокурора и приказ руководителя контролирующего органа.

Но даже о внеплановой проверке предпринимателя обязаны предупредить не позднее чем за сутки. Исключение составляют чрезвычайные происшествия и случаи, когда ИП подозревается в причинении вреда здоровью людей, животных или экологии.

План проверок

График плановых проверок можно найти на сайте Генеральной прокуратуры. Там можно узнать о предстоящих проверках по ИНН, ОГРНИП и другим реквизитам компании.

Не всем фирмам повезло освободиться от плановых проверок. Некоторые не были исключены из плана.

К ним относятся:

  • Организации в областях образования и медицины;
  • Компании в сфере соц. обслуживания;
  • Аудиторские фирмы;
  • Управляющие компании жилых домов;
  • Объекты первого и второго класса промышленной и другой безопасности.

Виды проверок

Любые проверки делятся на выездные и документарные. Как уже понятно из названия, в первом случае аудиторы лично посещают предприятие, во втором – лишь запрашивают на проверку пакет документов. Одна проверка может вытекать из другой. Например, инспектор начинает с проверки документов, но обнаружив спорные моменты, заявляет о своем намерении посетить рабочее место ИП.
Перечислим основные инстанции, осуществляющие проверки ИП:

  • ИФНС;
  • Роспотребнадзор;
  • МЧС;
  • Роструд;
  • Ростехнадзор;
  • Россельхознадзор, Ространснадзор и Росздравнадзор.

Вне зависимости от контролирующего органа, инспекция обычно начинается с проверки регистрации ИП, всех учредительных документов, лицензий и итогов предыдущих проверок.

Налоговая проверка

Регламентирующий закон: статья 14 Налогового Кодекса РФ.

Особый интерес у налоговиков вызывают предприниматели, указывающие слишком низкую заработную плату сотрудникам или долгое время работающие в убыток.

Запрещено повторно проверять предпринимателя по тому же налогу за тот же период.

Камеральная проверка налогов дополнительно контролирует сданную отчетность. Инспекция может запросить разъяснения для некоторых данных или подтверждения расходов. Длится проверка до трех месяцев с окончания отчетного периода. На исправление ошибок, не привлекших к недоплате налогов, проверяемому дается пять дней. Если будут обнаружены серьезные нарушения, в течение десяти дней ИП будет привлечен к ответственности.

В ходе выездной налоговой проверки проводится более глубокий аудит. Такая проверка грозит только нарушителям и неплательщикам налогов. К процедуре могут быть дополнительно привлечены эксперты и свидетели, проведены инвентаризация помещений и выемка документов.

Ревизия может длиться два месяца, или быть продлена до шести в следующих случаях:

  • У фирмы несколько обособленных подразделений;
  • Требуется дополнительная экспертиза;
  • ИП нарушил сроки выдачи требуемых документов.

Помимо налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, проверяются и другие документы:

  • Кассовые чеки;
  • Банковские выписки;
  • Подтверждение льгот, которыми пользуется ИП.

Организуется тщательная проверка доходов и расходов, влияющих на сумму оплачиваемого налога. Режимы налогообложения, не зависящие от фактической прибыли реже подвергаются внеплановым налоговым проверкам. Поэтому проверки ИП на ЕНВД реже заканчиваются штрафами.

Налоговая проверка бывшего ИП тоже допустима – в течение трех лет со дня ликвидации.

Проверка закрытого ИП может быть также названа итоговой, ее цель – выявить несоответствия, недоплату налогов. В том числе осуществляется проверка задолженности, которая могла остаться за предпринимателем.

Проверка Роспотребнадзором

Регламентирующие акты: «Положение о федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей» за Постановлением Правительства РФ номер 322 от 30.06.2004 года.

Проверке подлежат все предприятия, предоставляющие услуги или продающие товары населению. Перечень проверяемых моментов очень широк.

Назовем самые популярные:

  • Вывеска, ценники и прайсы;
  • Уголки потребителя;
  • Освещенность и вентиляция в помещении;
  • Санитарные нормы, наличие сертификатов соответствия на товары;
  • Соблюдение сроков годности продукции;
  • Когда это требуется – наличие у сотрудников сан. книжек и униформы.

Сегодня Роспотребнадзор проверяет не только работу с потребителями, но и соблюдение санитарных норм на предприятии. Чаще всего подобные проверки навещают продуктовые магазины и заведения общепита.

Трудовая инспекция

Роструд контролирует соблюдение прав наемных работников. Очень часто основанием для внеплановой проверки служат жалобы сотрудников.

Также под строгий надзор попадают следующие работодатели:

  • Принимающие на работу иностранных граждан;
  • Имеющие несовершеннолетних работников;
  • Выплачивающие слишком маленькую заработную плату.

Проверке подлежат все кадровые документы:

  • Трудовые договоры – соблюдение ими трудового законодательства, правильность оформления, наличие подписей;
  • Трудовые книжки сотрудников;
  • Штатное расписание и табели учета рабочего времени;
  • Графики отпусков;
  • График выдачи заработной платы.

Соответствовать нормам найма сотрудников несложно – достаточно тщательно изучить Трудовой Кодекс РФ.

Пожарная инспекция

Инспекторы от МЧС проверяют документацию по противопожарной безопасности на предприятии и наличие средств борьбы с огнем и предотвращения возгорания.

Наиболее востребованные проверкой документы:

  • Приказы руководителя об отключении оборудования в конце смены, об установлении мест для курения;
  • Приказ о периодичности прохождения сотрудниками противопожарного инструктажа и журналы учета инструктажей;
  • Планы эвакуации.

В помещении пожарная выездная инспекция проверяет:

  • Соответствие плана эвакуации и реальной конфигурации здания;
  • Наличие, расположение и доступность аварийных выходов;
  • Материалы отделки стен, пола, потолка, состояние решеток на окнах;
  • Количество и расположение огнетушителей и прочих средств борьбы с огнем;
  • Для помещений, в которых находится более десяти человек – состояние системы оповещения о пожаре.

Важно помнить, что не так страшен штраф от пожарной инспекции, как урон от пожара, случившегося из-за нарушения норм.

Проверка Ростехнадзором

Инспекция Ростехнадзора выдает лицензии и проверяет многие виды деятельности, предполагающие использование природных ресурсов и взаимодействующие с опасными производственными объектами (проектирование, монтаж, транспортировка и так далее).

Предмет проверки: соблюдение требований законодательства в области промышленной безопасности.

Все возможные нарушения, как правило, устраняются предпринимателем перед получением лицензии, а для дальнейших проверок достаточно поддерживать соблюдение всех требований.

Прокурорская проверка

Проверка прокуратурой производится исключительно на основании информации о нарушениях ИП, не попадающих под контроль другого государственного органа. Если это возможно – прокуратура обязана делегировать полномочия проверяющего другому ведомству, в остальных случаях она может проводить проверку самостоятельно.

Без информации о нарушениях, поступившей от граждан, других юридических лиц или СМИ, прокуратура не может инициировать инспекцию. Поэтому предпринимателям, не нарушающим закон, не стоит ее опасаться.

Прокурор проверяет достоверность жалобы на ИП и, если нарушение подтверждается, в зависимости от его тяжести ИП может быть выдано предписание об исправлении ситуации или возбуждено судебное дело.

Как избежать штрафа

Разумеется, самый верный способ избежать после проверки штрафа – не нарушать закон. Довольно сложно, но все-таки возможно вести бизнес, соблюдая все нормы законодательства.

Первым делом необходимо изучить законы. Самые распространенные штрафы, налагаемые на предпринимателей по результатам государственных инспекций, собраны в 14 главе Административного Кодекса РФ.

Уголовный Кодекс тоже нельзя упускать из внимания. Например, по статье 199 можно получить до 6 лет лишения свободы за уклонение от уплаты налогов.

Что делать предпринимателю во время проверки

Хорошо, если на предприятии действует строгий пропускной режим – так инспекторы не смогут начать выездную проверку без присутствия руководителя. В иных ситуациях стоит быть осторожным.

По закону выездная проверка должна осуществляться в присутствии предпринимателя или его заместителя, но на практике бывает, что инспекция встречается с нарушениями, едва попав на территорию организации. Даже разговоры сотрудников на крыльце могут быть использованы против проверяемого.

В связи с этим предпринимателю необходимо:

  • Заранее организовать систему безопасности;
  • Провести инструктаж сотрудников о правилах общения с проверяющими – только в присутствии руководителя.

Выездная проверка в отсутствии ответственного лица возможна только в чрезвычайных ситуациях, в случаях причинения вреда здоровью граждан, животных.

Прежде чем инспекция начнет выездную проверку, предпринимателю нужно проверить их:

  1. Ознакомиться с удостоверениями проверяющих (данные можно на всякий случай переписать).
  2. Принять под роспись и изучить копию приказа о проверке. В нем должны быть указаны цели проверки, виды контрольных мероприятий, состав проверяющей комиссии, дата проведения и прочие условия.

Если все документы верны, не стоит препятствовать проверке, за это можно получить дополнительный штраф.

Если проверка проводится в рамках уголовного дела, проверяемый имеет право не отвечать на вопросы до приезда своего адвоката и не подписывать документов (даже акта проверки).

Проверяемый обязан предоставить инспекторам доступ ко всем документам и помещениям, связанным с предметом проверки.

Журнал проверок заводится на предприятии по желанию руководителя. Его наличие поможет контролировать частоту проверок и многие другие факторы.

Акт проверки

Итогом проверки становится акт, в котором фиксируются все проведенные мероприятия и обнаруженные нарушения. Подпись предпринимателя под актом означает его согласие со всем, что там описано.

ИП имеет право вносить в акт проверки свои возражения.

Внесение в акт обоснованных возражений увеличивает шансы предпринимателя на обжалование результатов проверки. Поэтому прежде чем подписывать акт, необходимо тщательно его изучить.

Присутствие во время проверки юриста дает дополнительную гарантию в соблюдении всех прав ИП.

Если нарушена процедура проверки

Любую проверку бизнеса проводят люди, а все люди, как известно, могут иногда ошибаться. Небольшое отступление от установленной законом процедуры проверки может сыграть на руку бизнесмену – результаты такой инспекции можно оспорить.

Проверка может быть признана незаконной если:

  • Плановая инспекция проводится чаще чем раз в три года;
  • Плановой проверки не было в официальном графике на сайте прокуратуры;
  • Нарушены сроки проверки, указанные в приказе, или превышена ее максимальная длительность;
  • Инспекторы не предъявили приказ о проведении проверки (или его не было вовсе);
  • Аудиторы потребовали предоставить документы или пробы, не имеющие отношение к предмету проверки;
  • По окончании проверки не был предоставлен акт.

Как оспорить результаты

Не стоит бояться обращаться в суд, чтобы оспорить результаты проверки, проведенной с нарушениями.

Прежде всего свои замечания необходимо внести в акт проверки. Это значительно поможет поставить суд на свою сторону.

Подать заявление в арбитражный суд можно в течение трех месяцев с даты нарушения.

В заявлении указываются:

  • Реквизиты истца;
  • Наименование и адрес ответчика;
  • Требования, подкрепленные ссылками на нормативные акты и законы;
  • Материалы, доказывающие факт нарушения (заключения экспертов, показания свидетелей, видео и аудиозаписи хода проверки).

Статистика показывает, что все больше исков заканчиваются в пользу предпринимателей. Через суд можно не только признать недействительными результаты проверки и выписанные штрафы, но и получить компенсацию.

Также недовольный действиями инспектора предприниматель имеет полное право подать на него жалобу вышестоящему руководителю. Жалобу нужно написать в двух экземплярах, обязательно указать адрес для ответного письма и отнести документ в учреждение, проводившее проверку. Один экземпляр с отметкой секретаря о получении остается у заявителя. Если через десять дней ответ так и не поступит, можно обращаться в арбитражный суд.

Организация и проведение плановой проверки

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем установленных требований, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами контроля ежегодных планов. Затем Генеральная прокуратура РФ формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на своем официальном сайте (www.prokuratura.omsk.ru/plan.html).

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение 3 лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться 2 и более раза в 3 года.

Плановые проверки соблюдения требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности могут проводиться 2 и более раза в 3 года.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля не позднее чем в течение 3 рабочих дней до начала ее проведения, направляя копию распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа контроля о начале проведения плановой проверки или иным способом.

Организация и проведение внеплановой проверки

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем установленных требований, выполнение предписаний органов контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

В случае если в результате деятельности предпринимателя причинен (или есть такая угроза) вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, если возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, а также если нарушаются права потребителя, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Также предварительного уведомления о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется в случае проверки на предмет соблюдения запрета на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов.

Проверки могут проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Документарная проверка

Ее предметом являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими установленных требований, исполнением предписаний и постановлений органов контроля.

В процессе проведения документарной проверки в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы.

В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа контроля, вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение предпринимателем установленных требований, органы контроля запрашивают у юридического лица, индивидуального предпринимателя иные необходимые документы.

При проведении документарной проверки орган контроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки.

Выездная проверка

Ее предметом являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению установленных требований.

Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

а) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;
б) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя установленным требованиям.

Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа контроля, а также обязательного ознакомления юридического лица, индивидуального предпринимателя с распоряжением или приказом органа контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц; с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки; с видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов; со сроками и с условиями ее проведения.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны предоставить должностным лицам органа контроля возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ на территорию, в используемые здания, строения, сооружения, помещения, к используемым оборудованию, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

Срок проведения проверки

Срок проведения проверок не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и длительных исследований, специальных экспертиз и расследований, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий, микропредприятий – не более чем на 15 часов.

Ограничения при проведении проверки

При проведении проверки должностные лица органа контроля не вправе:

1) проверять выполнение установленных требований, если такие требования не относятся к полномочиям проверяющего органа;
2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя (уполномоченного представителя) юридического лица, индивидуального предпринимателя (его уполномоченного представителя), за исключением случая проведения такой проверки по основанию причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
3) требовать представления документов, информации, образцов продукции и др., если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
4) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления соответствующих протоколов и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, техническими регламентами и т.д.;
5) распространять полученную информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением предусмотренных законом случаев;
6) превышать установленные сроки проведения проверки;
7) осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний о проведении за их счет мероприятий по контролю.

Порядок оформления результатов проверки

По результатам проверки должностными лицами органа контроля, проводящим проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах, к которому прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований и экспертиз, объяснения работников юридического лица и индивидуального предпринимателя, ответственных за нарушение установленных требований, предписания об устранении выявленных нарушений. Один из экземпляров акта вручается юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме.

В этом журнале должностными лицами контролирующего органа осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая:

1. Наименование контролирующего органа,
2. Даты начала и окончания проверки, время ее проведения,
3. Правовые основания, цели, задачи и предмет проверки,
4. Выявленные нарушения и выданные предписания
5. Фамилии, имена, отчества и должности должностных лиц, проводящих проверку, их подписи.

Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий орган контроля в письменной форме возражения.

Меры, принимаемые органами контроля в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки

В случае выявления нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем установленных требований должностные лица органа контроля, проводившие проверку, в пределах своих полномочий обязаны:

1) выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Если установлено, что деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими зданий, помещений, оборудования, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда, возникновения чрезвычайных ситуаций или такой вред причинен, орган контроля обязан незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, отзыва продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота и довести до сведения граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения.

Журнал предоставления отчетности 38 kB
Акт проверки 45 kB

13 ноября 2018 Пригодится для: Предприниматели

Проверяющие могут приходить без предупреждения и проверять то, что их не касается.

Деятельность предпринимателя могут проверить налоговики, пожарные, контролёры Пенсионного фонда, инспекторы Гоструда и представители других служб, комитетов и инспекций. Проверяющие могут приходить без предупреждения — иногда это законно, и проверять то, что их не касается, — с этим нужно спорить.

Повод для проверок контролирующие органы найдут всегда, предпринимателю нужно не бояться проверок и отстаивать свою правоту.

Мораторий на проверки

Мораторий на проверки бизнеса распространяется на плановые проверки и не касается внеплановых. А с внеплановой проверкой к предпринимателю могут прийти:

  • если ФЛПФизическое лицо — предприниматель сам подал заявление, чтобы его проверили, например при закрытии бизнеса;
  • по решению суда;
  • клиент или работник пожаловался, что вы нарушили его права, и у него есть доказательства. Такие проверки согласовывает Государственная регуляторная служба;
  • деятельность ФЛП угрожает жизни и здоровью людей, окружающей среде и безопасности государства, у вас уже были аварии и несчастные случаи со смертельным исходом;
  • во время камеральной проверки обнаружили нарушения, следом могут явиться с проверкой реальной;
  • по наводке коллег из других ведомств. ГФСГосударственная фискальная служба, Гоструда и Пенсионный фонд обмениваются между собой информацией. Пенсионный фонд передаёт Гоструда информацию о гражданско-правовых договорах, заключённых ФЛП. Налоговики доложат о зарплатах, начисленных меньше минималки, уплате ЕСВЕдиный социальный взнос меньше минимального размера, о том, что вы подали уведомление о приёме на работу, но зарплату не начисляли.

Мораторий не распространяется на ГФС, Госпродпотребслужбу, Госслужбу по вопросам труда, Антимонопольный комитет и др. — они могут прийти с проверкой, несмотря на мораторий (Постановление КМУ от 18.12.2017 г. № 1104).

Запрещено проверять СПД из зоны АТОАнтитеррористическая операция на востоке Украины, которые утратили первичные документы по ведению хоздеятельности и изменили место регистрации на территорию, подконтрольную Украине.

Если к вам пришли с проверкой, убедитесь, что инспекторы настоящие: попросите предъявить служебные удостоверения и направление. Направление должно быть заверено подписью руководителя ведомства с его ФИО и печатью.

Предприниматель и его уполномоченный имеют право присутствовать при проверке. Если проверяют пожарную безопасность — разрешается присутствие владельца или арендатора объекта.

Налоговые проверки

Что будут проверять налоговики, зависит от вида проверки.

Камеральная проверка. Проводят её удалённо, на основании данных в отчётности, и предприниматель даже не знает о проверке. Для камеральной проверки не нужно решение руководителя ГФС или направление.

Что проверяют: актуальную ли форму декларации используете при подаче, правильность заполнения и применения ставок налога, у единщиков — соблюдение годового лимита доходов, ошибки в подсчётах сумм и расчёте ЕНЕдиный налог. Если есть работники, проверят уведомления о приёме на работу, расчёт 1ДФ, отчёты по ЕСВ.

Документальная проверка. Проводят по плану или внепланово. План-график плановых проверок на 2019 год есть на сайте ГФС. А ещё узнать, есть ли вы в этом перечне, можно через OpenDataBot. Введите ФИО: если проверка у вас запланирована, отобразится соответствующий статус.

Повод для внеплановой проверки — неподача деклараций или отсутствие ответа на письменный запрос налоговиков. Не игнорируйте такие запросы (пп.пп. 78.1.1–78.1.2 НКУ).

Чтобы приступить к проверке, налоговики должны предъявить удостоверение, оригинал направления на проверку, копию приказа о проведении проверки. Если у проверяющих не окажется одного из этих документов или есть все, но оформлены с нарушениями, — смело можете не допускать их к проверке.

Что проверяют: своевременность и правильность начисления налогов, соблюдение валютного законодательства, оформлены ли трудовые договоры с работниками, правильность начисления зарплаты и расчёта НДФЛНалог на доходы физических лиц , военного сбора и ЕСВЕдиный социальный взнос, выплачивалась ли зарплата в размере не меньше минимальной.

Проверят первичные документы, которые использовались в учёте, связанные с начислением и уплатой налогов и сборов. Книгу учёта доходов у предпринимателей на ЕНЕдиный налог без НДСНалог на добавленную стоимость и книгу учёта доходов и расходов у общесистемщиков и НДСников на ЕН, а ещё книгу учёта расчётных операций.

Налоговики ищут нарушения правил обращения с наличностью, проведения расчётов и ведения кассовых операций, проверяют, есть ли все необходимые лицензии, патенты и свидетельства.

А единщиков 2−3-й групп могут проверить для контроля объёма дохода в 1 млн гривен, по достижении которого они обязаны использовать РРО (Порядок № 439).

Вы можете сами подать заявление о проведении электронной проверки, если хотите сделать сверку по уплате ЕН и ЕСВ.

А ещё налоговики начали проверять личные счета предпринимателей, которые, по их мнению, получают оплаты не на предпринимательский счёт и скрывают свой реальный оборот.

Проверка трудовой инспекции

Проверяющие Гоструда приходят внезапно и редко уходят без штрафов. Проверяют, как работодатели соблюдают законодательство о труде (ч. 1 ст. 259 КзоТ):

Договоры ГПХ с физическими лицами

  • заключены ли трудовые договоры с сотрудниками;
  • начисляется ли зарплата не ниже минимальной, в какие сроки выплачивается;
  • не платит ли ФЛП зарплату в конвертах;
  • не заставил ли работников заключать договоры ГПХДоговор гражданско-правового характера вместо трудовых;
  • отпускает ли работодатель сотрудников в отпуск.

Проверки Гоструда могут быть плановыми и внеплановыми. О плановых проверках сообщают на сайтах региональных управлений Гоструда, с внеплановой приходят без направления и без предупреждения.

Прийти с внеплановой проверкой могут по заявлению ваших же работников, на основании новостей по телевизору или публикаций на сайтах и в газетах. Часто ценную информацию Гоструда получает от коллег из Пенсионного фонда и налоговой.

Вас не станут предупреждать о проверке, цель которой выявить неоформленных сотрудников.

Были случаи, когда к предпринимателям наведывались фейковые инспекторы. Поэтому если с проверкой пришли к вам, просите предъявить служебное удостоверение. Проверить, что инспектор настоящий, можно на сайте Гоструда.

Длительность проверок зависит от типа работодателя. У предпринимателей (ч. 3 ст. 55 ХКУ) плановая проверка может длиться 5 рабочих дней, не больше, а внеплановая — два (абз. 1 ч. 5 ст. 5 ЗУ № 877). Плановая проверка не может быть продлена.

125190 грн штраф за одного неоформленного работника

Вот лишь некоторые штрафы за нарушение трудового законодательства в 2019 году:

  • на 125190 грн штрафуют за каждого неоформленного работника; на эту же сумму оштрафуют, если оформили работника на неполный рабочий день, а фактически он трудится полный день; выплатили работнику зарплату без начисления и уплаты налогов и сборов.
  • 417300 грн, если не допустили инспекторов, которые пришли проверять неоформленных работников.
  • 41730 грн, если начисляете зарплату ниже минимальной, в 2019 году она равна 4173 грн.

Проверка Госслужбы по чрезвычайным ситуациям

Инспекторы Госслужбы по чрезвычайным ситуациям проверяют, как соблюдают правила пожарной и техногенной безопасности владельцы магазинов, кафе, производственных цехов и пр. Планы-графики проверок на год есть на сайте ГСЧСГосударственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям .

Пожарный инспектор может прийти к предпринимателю с внеплановой проверкой только в трёх случаях:

  1. ФЛП сам попросил о проверке;
  2. на предпринимателя обоснованно пожаловались: это может быть жалоба клиента о том, что в магазине или заведении нет противопожарной сигнализации или датчиков, не соблюдаются правила пожарной безопасности, захламлён запасной выход, перед входом перекрыт подъезд для спецтехники на случай пожара. Такое обращение может подтверждаться фото- или видеодоказательствами. Если обращение подали в территориальные органы ГСЧС, на проведение проверки обязательно нужно согласие ГСЧС Украины;
  3. на вашей точке уже случались аварии или происшествия, и теперь вы на контроле.

Чтобы подготовиться к проверке, изучите правила пожарной безопасности (приказ МВД от 30.12.2014 г. № 1417) и степень риска для вашего вида деятельности (критерии оценки степени риска утверждены Постановлением Кабмина № 715) и выполните все основные требования.

Что может проверять инспектор:

  • противопожарное состояние объекта, уровень выполнения противопожарных мероприятий, есть ли подъезд для пожарных машин на случай пожара, как освещена территория, нет ли на улице мусора, который затруднит эвакуацию людей;
  • акты приёма в эксплуатацию средств противопожарной защиты и договоры об их техническом обслуживании, сертификат соответствия на продукцию противопожарного назначения, схемы эвакуации людей на случай пожара, инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого помещения объекта;
  • осматривает территорию объекта, оборудование, подъездные пути;
  • проверяет огнетушители, автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации, состояние и надёжность функционирования внешнего и внутреннего противопожарного водоснабжения.

К вам не придут с внеплановой проверкой, если вы заключили договор о страховании гражданской ответственности перед третьими лицами о возмещении возможного ущерба (п. 9 Указа № 817).

Продолжительность внеплановой проверки у предпринимателей — не больше двух рабочих дней, если другое не предусмотрено законом.

Если во время проверки выявят нарушения, которые создают угрозу жизни и здоровью людей, Служба подаст иск в админсуд о полном или частичном приостановлении работы всего предприятия либо отдельных производств, зданий, объектов, помещений, а также машин, оборудования, об остановке проведения работ и т. п. (ст.ст. 57–70 Кодекса гражданской защиты Украины).

Если не пустите проверяющих на объект, будет админштраф — 34−170 грн (ст. 1888 КоАП).

А за нарушение требований пожарной безопасности, использование пожарной техники и средств пожаротушения не по назначению — предупреждение или штраф 34−170 грн (ст. 175 КоАП).

Проверка Пенсионного фонда

Пенсионный фонд имеет право проверять плательщиков ЕСВ. Ещё специалисты Фонда могут присутствовать при плановых проверках налоговой. Поверяют правдивость сведений по работникам, которые ФЛП отразил в отчётности по ЕСВ: даты приёма на работу и увольнения, начисления. При внеплановых проверках запрашивают отчёты по ЕСВ, расчёты и другие документы (ч. 2 п. 1 ст. 13-1 ЗУ «О ЕСВ»).

Как предпринимателю оформить наёмного работника

Вопросами начисления, уплаты ЕСВ и подачи отчётности по взносу занимаются налоговики.

Если контролёры Фонда обнаружат несовпадения в отчётности и реальных данных, они выдадут лишь предписание об устранении нарушений. Не выполните его в течение месяца — специалисты ПФУ сами внесут изменения в реестр. Также могут привлечь к административной ответственности предпринимателя за халатность и оштрафовать на сумму от 510 до 680 грн ( ст. 1651 КоАП).

Проверка Фонда соцстрахования

Спецы Соцстраха проверяют достоверность данных в отчётности по ЕСВ, которую предприниматель подаёт за себя и работников; целевое использование денег, которые ФЛП получил от Фонда.

Если пришли сотрудники Соцстраха, они проверят:

  1. Как ФЛП выплачивает больничные и пособия, которые получил от Фонда на сотрудников. Предприниматели часто оплачивают за счёт денег Фонда первые пять календарных дней больничного сотрудника, так делать нельзя, этот период болезни предприниматель должен оплатить за свой счёт. И во время проверки такие нарушения обнаружат.
  2. Правильность исчисления среднедневной зарплаты, с которой рассчитываются больничные и декретные; определения страхового стажа для назначения пособий и количества дней болезни, которые оплачиваются за счёт денег Фонда.
  3. Имеют ли право работники на получение страховых выплат, которые просят.
  4. Если получали путёвки в санатории, проверят, правомерно ли использовали их, как ведёте их учёт, вовремя ли уплатили их частичную стоимость.
  5. Отчётность по средствам Фонда — правильность заполнения и своевременность подачи.
  6. Если проверка повторная, могут проверить, устранили ли вы нарушения, выявленные ранее.

За счёт средств Фонда оплатили день установления МСЭК группы инвалидности наёмному работнику и др.

Проверяющие запросят у вас целый список документов, поэтому подготовьтесь, чтобы они были в порядке:

  • больничные листы работников; если есть работники-чернобыльцы, участники войны, инвалиды — копии их удостоверений и других документов, которые подтверждают право на льготы;
  • трудовые книжки и «Индивидуальные сведения о застрахованном лице» (форма № ОК-7) для расчёта страхового стажа;
  • расчётно-платёжные ведомости;
  • если отправляли на отдых работников за счёт Соцстраха: накладные по путёвкам, копии банковских квитанций о частичной оплате их стоимости, журнал учёта путёвок в санаторно-курортные учреждения — обязательно заведите такой журнал, если получаете путёвки на работников; справки о факте пребывания сотрудника в санатории;
  • заявления-расчёты для выплаты денег из Фонда;
  • уведомления, подтверждающие выплату денег от Фонда работникам (подают с 1 октября 2018 г.);
  • табель учёта рабочего времени, в нём отмечают, когда сотрудник работал, а когда болел, был в декрете.

Заявление-расчёт в Фонд соцстраха (образец)

Продолжительность плановой проверки Фонда соцстрахования — не больше 5 рабочих дней, внеплановой — 2 рабочих дня (п. 3.10 Инструкции № 29).

Если проверяющие выявят, что деньги Соцстраха работодатель использовал не по назначению, их придётся вернуть в полном объеме. Это касается и стоимости предоставленных социальных услуг. Ещё надо будет уплатить штраф в размере 50% такой суммы (п. 6 ст. 15 ЗУ № 1105).

Если деньги по больничному или помощь не выплачены и вы не вернули эти деньги Фонду или вернули, но не вовремя — штраф в размере 10% несвоевременно возвращённых или возвращённых не в полном объёме сумм. На эти суммы и штраф начисляется пеня в размере 0,1% за каждый день просрочки.

По этому нарушению также могут применить и админсанкции — 136−255 грн. За те же нарушения, повторно выявленные в течение года, — 170−340 грн (ст. 1655 КоАП).

На эту же сумму оштрафуют, если выявят, что вы не в срок подали в Соцстрах отчётность по использованию денег Фонда, да ещё и с недостоверными сведениями, или вообще не подавали.

Штраф за препятствование представителям Фонда в проведении проверки — 136−255 грн, при повторном нарушении — 170−340 грн (ст. 188-23 КоАП).

Проверки охраны труда

Инспекторы Гоструда проверяют ещё и соблюдение правил охраны труда. Приходят не только на заводы и фабрики, но и к обычным предпринимателям. Требуют бумажки, подтверждающие каждое действие по охране труда: журнал с инструкциями по охране труда, приказы, памятки о безопасных методах работы, приказы, письменные подтверждения, что работники и сам ФЛП прошли инструктаж, и другую информацию.

Если у вас бизнес в сфере строительства или производства — проверят документы, подтверждающие, что вы обеспечили работников спецодеждой и спецсредствами; предоставляете ли льготы и компенсации сотрудникам за тяжёлые и вредные условия труда; расследовали ли несчастные случаи на работе.

Придут ли к вам с проверкой, можно узнать из годового плана, который размещён на сайте управления Гоструда в вашей области.

Частота проверок зависит от степени риска деятельности ФЛП (ч. 2 ст. 5 ЗУ № 877). Если деятельность относится к высокой степени риска —проверяют раз в 2 года, при средней — не чаще одного раза в 3 года, при незначительной — не чаще раза в 5 лет.

Внеплановые проверки проводят по обращению физлиц, если ваш бизнес наносит ущерб жизни или здоровью людей.

Длится плановая проверка не больше пяти дней, внеплановая — не больше двух.

По результатам проверки инспектор составит акт, если найдены нарушения — надо их устранить. Если выполните предписания в полном объёме и в срок, финансовые и административные санкции к вам применять не должны (п. 11 ст. 7 ЗУ № 877).

Если зафиксировали серьёзные нарушения, инспектор без решения суда не может остановить производство или реализацию продукции (п. 5 ст. 4 ЗУ № 877).

За нарушение законодательства об охране труда штрафуют не только предпринимателя, но и его работников:

— ФЛП — от 340 до 680 грн;
— работников — от 68 до 170 грн.

Штрафуют и за неуведомление о несчастных случаях на производстве — от 340 до 850 грн (ст. 41 КоАП).

Подробнее о проверках перечисленных органов, фондов и инспекций напишем в отдельных статьях.

Об утверждении Положения о порядке проведения проверок эффективности деятельности государственных учреждений и государственных унитарных предприятий, подведомственных министерству здравоохранения Краснодарского края

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПРИКАЗ
от 28 декабря 2016 года N 6712
Об утверждении Положения о порядке проведения проверок эффективности деятельности государственных учреждений и государственных унитарных предприятий, подведомственных министерству здравоохранения Краснодарского края

(с изменениями на 21 июня 2019 года)

(в ред. Приказов Министерства здравоохранения Краснодарского края от 17.04.2017 N 1729, от 21.06.2019 N 3594)

В целях реализации положений Закона Краснодарского края от 13 мая 1999 года N 180-КЗ «Об управлении государственной собственностью Краснодарского края» и во исполнение постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 сентября 2016 года N 682 «Об утверждении Порядка проведения проверок эффективности деятельности государственных унитарных предприятий Краснодарского края, государственных учреждений Краснодарского края и контроля за использованием государственного имущества Краснодарского края» приказываю:

1. Утвердить Положение о порядке проведения проверок эффективности деятельности государственных учреждений и государственных унитарных предприятий, подведомственных министерству здравоохранения Краснодарского края (прилагается).

2. Контрольно-ревизионному отделу министерства руководствоваться Положением о порядке проведения проверок эффективности деятельности государственных учреждений и государственных унитарных предприятий, подведомственных министерству здравоохранения Краснодарского края, при осуществлении контрольных мероприятий в государственных учреждениях и государственных унитарных предприятиях, подведомственных министерству здравоохранения Краснодарского края.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра Кадзаеву Л.Г.

4. Настоящий приказ вступает в силу с момента его подписания.

Министр
Е.Ф.ФИЛИППОВ

Приложение

Утверждено
приказом
министерства здравоохранения
Краснодарского края
от 28 декабря 2016 г. N 6712

(в ред. Приказов Министерства здравоохранения Краснодарского края от 17.04.2017 N 1729, от 21.06.2019 N 3594)

Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет процедуру проведения проверок эффективности деятельности государственных учреждений и государственных унитарных предприятий Краснодарского края, подведомственных министерству здравоохранения Краснодарского края, контроля за использованием государственного имущества Краснодарского края.

1.2. Основные понятия, используемые в настоящем Порядке:

1.2.1. Юридические лица — государственные унитарные предприятия Краснодарского края и государственные учреждения, подведомственные министерству здравоохранения Краснодарского края.

1.2.2. Государственное имущество Краснодарского края — имущество, находящееся в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий Краснодарского края и в оперативном управлении государственных учреждений Краснодарского края, учтенное в бухгалтерском учете юридического лица и (или) являющееся объектами учета Реестра государственной собственности Краснодарского края, а также объекты казны Краснодарского края (в том числе ранее принадлежавшее юридическим лицам на праве хозяйственного ведения или оперативного управления другое имущество, предназначенное для решения отраслевых задач, не закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за юридическими лицами, включая объекты, приобретенные в установленном порядке в государственную собственность Краснодарского края), состоящее на бюджетном учете уполномоченных органов исполнительной власти Краснодарского края и (или) являющееся объектами учета Реестра государственной собственности Краснодарского края.

1.2.3. Деятельность юридического лица — совокупность фактов хозяйственной жизни, которые оказывают влияние на его финансовое положение и связаны с осуществлением им уставной, экономической и закупочной деятельности.

1.2.4. Плановая проверка — проверка, проводимая в соответствии с утвержденным планом-графиком проверок.

1.2.5. Внеплановая проверка — проверка, проведение которой не предусмотрено планом-графиком проверок.

1.2.6. Проверка эффективности деятельности государственных унитарных предприятий Краснодарского края — проверка фактически достигнутых показателей экономической эффективности деятельности государственных унитарных предприятий Краснодарского края, утвержденных в составе программ их деятельности в установленном порядке.

1.2.7. Проверка государственных учреждений Краснодарского края — проверка сведений, содержащихся в отчете о результатах деятельности, составленном и утвержденном государственным учреждением в установленном порядке.

1.2.8. Проверка использования государственного имущества Краснодарского края — совокупность проводимых департаментом имущественных отношений Краснодарского края мероприятий по контролю за управлением, распоряжением и использованием по назначению земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, государственного имущества Краснодарского края, находящегося в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий Краснодарского края и в оперативном управлении государственных учреждений Краснодарского края, учтенного в бухгалтерском учете юридического лица и (или) являющегося объектами учета Реестра государственной собственности Краснодарского края, а также объектами казны Краснодарского края (в том числе ранее принадлежавшего юридическим лицам на праве хозяйственного ведения или оперативного управления другого имущества, предназначенного для решения отраслевых задач, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за юридическими лицами, включая объекты, приобретенные в установленном порядке в государственную собственность Краснодарского края), состоящего на бюджетном учете уполномоченных органов исполнительной власти Краснодарского края и (или) являющегося объектами учета Реестра государственной собственности Краснодарского края.

1.2.9. Объект проверки — результаты деятельности юридических лиц, рациональность использования государственного имущества Краснодарского края, включая осуществление контроля за состоянием и использованием объектов казны Краснодарского края.

Цели и задачи проверок

2.1. Целью проверок является совершенствование организации деятельности юридических лиц и (или) использования государственного имущества Краснодарского края и на этой основе повышение эффективности их деятельности, рациональности использования государственного имущества Краснодарского края, устранение выявленных нарушений, условий и причин их возникновения, привлечение к ответственности виновных лиц.

2.2. В ходе проверок деятельности юридических лиц и использования государственного имущества Краснодарского края решаются следующие основные задачи:

установление соблюдения в организации деятельности юридического лица и (или) использования государственного имущества Краснодарского края требований законодательства Российской Федерации и Краснодарского края;

выявление причин несоответствий, недостатков, упущений и проблем, препятствующих эффективному решению задач, определение причин и условий, способствующих их возникновению, а также разработка конкретных мер, направленных на их устранение;

оказание юридическим лицам методической и практической помощи, направленной на устранение выявленных нарушений.

3.1. Министерство здравоохранения в установленном порядке проводит проверки:

без выезда по месту нахождения и (или) фактического осуществления деятельности юридического лица или месту нахождения объекта недвижимости. Проводится путем рассмотрения представленных в ходе проверки копий документов;

с выездом по месту нахождения и (или) фактического осуществления деятельности юридического лица или месту нахождения государственного имущества Краснодарского края.

3.2. Проверки, исходя из целей и задач, подразделяются на комплексные, тематические и контрольные.

3.2.1. Комплексная проверка — проверка, направленная на всестороннее изучение, анализ и оценку деятельности юридического лица, включающая проверку вопросов использования государственного имущества Краснодарского края.

Комплексная проверка является плановой, проводится с выездом по месту нахождения и (или) фактического осуществления деятельности юридического лица и осуществляется не чаще 1 (одного) раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица.

Проведение комплексной проверки осуществляется при взаимодействии в установленном порядке с департаментом имущественных отношений Краснодарского края.

3.2.2. Тематические проверки:

проверка, направленная на проведение мероприятий по изучению и оценке результата деятельности юридического лица по отдельным направлениям;

проверка использования государственного имущества Краснодарского края, направленная на осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью государственного имущества Краснодарского края, а также на действия юридических лиц по владению, пользованию и распоряжению государственным имуществом Краснодарского края, а также осуществлением сделок с ним. Уполномоченным на проведение указанных тематических проверок органом является департамент имущественных отношений Краснодарского края. Проведение проверок использования государственного имущества Краснодарского края осуществляется не чаще 1 (одного) раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица.

3.2.3. Контрольная проверка — проверка, направленная на изучение результатов устранения ранее выявленных недостатков и нарушений в работе, причин и условий, способствующих их возникновению, зафиксированных в соответствующих актах проверок.

Порядок проведения проверок

4.1. Министерство здравоохранения Краснодарского края в порядке, установленном настоящим Положением, осуществляют следующие действия:

4.1.1. Принимает решение о проведении плановых и внеплановых проверок, которое оформляется приказом, в котором указывается наименование проверяемой организации, проверяемый период, тема проверки, основание проведения проверки, персональный состав проверочной комиссии и ее председатель, срок проведения проверки;

4.1.2. Формирует и утверждает ежеквартально, до 15-го числа месяца, предшествующего кварталу, в котором планируется проведение проверок, план-график плановых проверок.

План-график плановых проверок должен содержать данные о юридическом лице, виде проверки, объекте проверки, проверяемом периоде, сроках проведения проверки. План-график оформляется приказом министра здравоохранения Краснодарского края.

План-график плановых проверок подлежит размещению на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» министерства здравоохранения в течение трех рабочих дней со дня его утверждения.

4.1.3. Письменно уведомляют проверяемое юридическое лицо о предстоящей проверке. Письменное уведомление о проведении проверки направляется не позднее 5 календарных дней до даты начала проверки, при проведении внеплановой проверки в день поступления письменного поручения о проведении внеплановой проверки. Письменное уведомление должно содержать данные о виде проверки, объекте проверки, проверяемом периоде, сроках проведения проверки, осуществляющих проверку лицах (с указанием должностей и рабочих телефонов), а также перечень документов:

а) для государственных учреждений:

уставные документы;

план финансово-хозяйственной деятельности, отчет о его исполнении;

государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также отчет об его исполнении (представляются бюджетным учреждением);

бюджетная смета, расчет к бюджетной смете расходов, отчет об исполнении бюджета (представляются казенным учреждением);

реестр договоров (контрактов);

реестр платежных документов;

информация о материальных затратах;

сведения об инвентаризации имущества и финансовых обязательств;

сведения о государственном имуществе Краснодарского края;

бухгалтерская (бюджетная) отчетность, регистры бухгалтерского учета;

документы, регламентирующие оказание предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности;

иные документы, относящиеся к объекту проверки.

б) для государственных унитарных предприятий:

уставные документы;

план (программа) финансово-хозяйственной деятельности, отчет об исполнении;

анализ доходов и расходов;

бухгалтерская отчетность, результаты ежегодной аудиторской проверки;

сведения об инвентаризации имущества и финансовых обязательств;

сведения о государственном имуществе Краснодарского края;

иные документы, относящиеся к объекту проверки.

(п. 4.1.3 в ред. Приказа Министерства здравоохранения Краснодарского края от 21.06.2019 N 3594)

4.2. Министерство здравоохранения Краснодарского края определяет сроки проведения проверки.

4.2.1. Срок проведения проверки, т.е. дата начала и дата окончания проверки, не может превышать 40 рабочих дней.

4.2.2. Срок проведения проверки, установленный при назначении проверки, может быть продлен лицом, назначившим проверку, на основе мотивированного представления руководителя проверочной комиссии путем оформления приказа.

Решение о продлении срока проведения проверки доводится до сведения проверяемой организации.

4.2.3. Проверка может быть приостановлена в случае отсутствия или неудовлетворительного состояния бухгалтерского (бюджетного) учета в проверяемой организации, либо при наличии иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение проверки.

Решение о приостановлении проверки принимается лицом, назначившим проверку, на основе мотивированного представления руководителя проверочной комиссии.

После устранения причин приостановления проверки проверочная комиссия возобновляет проведение проверки в сроки, устанавливаемые лицом, назначившим проверку.

4.3. В ходе проверки проводится комплекс контрольных действий по изучению следующих вопросов:

а) для государственных учреждений:

— соответствия деятельности учредительным документам;

— анализа доходов и расходов учреждения;

— выполнения государственного задания;

— использования средств учреждения, в том числе на приобретение товаров, работ, услуг для государственных нужд;

— осуществления Учреждением расчетов с иными субъектами финансовой жизни;

— осуществления материальных затрат;

— обеспечения сохранности материальных ценностей, находящихся в государственной собственности Краснодарского края;

— использования государственного имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении;

— ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности бухгалтерской (бюджетной) отчетности;

— порядка осуществления иной деятельности, приносящей доход;

б) для государственных унитарных предприятий:

— соответствия деятельности учредительным документам;

— анализа доходов и расходов предприятия;

— достоверности бухгалтерской отчетности, а также отчетности, предоставляемой министерству здравоохранения Краснодарского края;

— обеспечения сохранности материальных ценностей, находящихся в государственной собственности Краснодарского края;

— использования государственного имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении.

4.4. Проверка проводится по вопросам, указанным в программе проверки, которую утверждает начальник контрольно-ревизионного отдела министерства здравоохранения.

4.5. При необходимости для проведения проверки могут быть привлечены представители иных исполнительных органов государственной власти Краснодарского края, структурных подразделений администрации Краснодарского края, Законодательного Собрания Краснодарского края, правоохранительных, налоговых и контрольных органов (по согласованию с ними). Решение о включении указанных специалистов в состав проверочной комиссии принимается по согласованию с руководителем соответствующей организации.

4.6. Основанием для проведения внеплановых проверок является письменное поручение министра здравоохранения (заместителя министра).

4.7. Процедура проведения проверки эффективности деятельности подведомственных учреждений и предприятий содержит следующие действия:

принятие решения о проведении плановых и внеплановых проверок;

формирование и утверждение плана-графика проверок;

определение вида проверки и уполномоченных на осуществление проверки лиц, сроков проведения проверки;

уведомление проверяемого юридического лица;

подготовка и проведение проверки;

составление акта проверки;

контроль за устранением выявленных в ходе проверки нарушений.

(п. 4.7 введен Приказом Министерства здравоохранения Краснодарского края от 21.06.2019 N 3594)

Порядок взаимодействия министерства здравоохранения с юридическими лицами и департаментом имущественных отношений Краснодарского края

5.1. При принятии решения о проведении комплексной проверки юридического лица министерство здравоохранения до 20-го числа месяца, предшествующего кварталу, в котором планируется проведение проверки, письменно извещает департамент имущественных отношений Краснодарского края о месте и дате проверки, а также о проверяемом периоде.

Департамент имущественных отношений Краснодарского края в случае наличия на балансе юридического лица государственного имущества Краснодарского края в течение десяти рабочих дней письменно уведомляет краевой отраслевой орган исполнительной власти о готовности принять участие в комплексной проверке, устанавливает срок для проведения проверки, а также определяет уполномоченных лиц, осуществляющих проверку. Данные лица в установленном порядке готовят акт проверки использования государственного имущества Краснодарского края, находящегося у юридического лица, который в течение трех рабочих дней со дня его составления направляется в министерство здравоохранения для подготовки сводного акта проверки в порядке, установленном положением о порядке исполнения соответствующих полномочий.

Министерство здравоохранения в течение пятнадцати рабочих дней со дня составления сводного акта проверки обеспечивает подписание сводного акта лицами, осуществляющими проверку, а также вручает его для ознакомления юридическому лицу.

Копия сводного акта проверки, заверенного в установленном порядке, в течение трех рабочих дней со дня ознакомления с ним юридического лица направляется министерством здравоохранения в департамент имущественных отношений Краснодарского края.

5.2. Министерство здравоохранения вправе принимать участие в проверке использования государственного имущества Краснодарского края, проводимой департаментом имущественных отношений Краснодарского края, письменно уведомив департамент имущественных отношений Краснодарского края не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения проверки с указанием уполномоченных лиц, направленных для участия в проверке.

Составление акта проверки

6.1. По итогам проведения проверки уполномоченными лицами, осуществляющими проверку, составляется акт проверки (в двух экземплярах).

Акт проверки составляется в течение десяти рабочих дней после завершения проверки. В случае если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований и (или) экспертиз, а также объяснения руководителя, работников юридического лица и иные связанные с результатами проверки документы, акт проверки составляется в течение десяти рабочих дней после получения указанных документов.

6.2. Акт проверки должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений действующего законодательства и иных, имеющих значение для принятия обоснованного решения по результатам проверки, обстоятельств, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таких фактов и обстоятельств, а также выводы и предложения по устранению выявленных нарушений и ссылки на нормы законодательства, предусматривающие ответственность за выявленные правонарушения.

6.3. Акт должен быть составлен на бумажном носителе, на русском языке, иметь сквозную нумерацию страниц, должен быть прошит, а также заверен надлежащим образом. Уполномоченные лица, осуществлявшие проверку, подписывают каждый из экземпляров акта.

6.4. К акту проверки прилагаются протоколы или заключения проведенных исследований и (или) экспертиз, а также объяснения руководителя, работников юридического лица и иные связанные с результатами проверки документы или их копии (далее — приложения).

6.5. Акт проверки с копиями приложений вручается руководителю (уполномоченному представителю) юридического лица для ознакомления. Рассмотрение акта юридическим лицом осуществляется в течение пяти рабочих дней.

В случае привлечения к проверке лиц, указанных в пункте 4.5 настоящего Положения, количество экземпляров акта проверки должно соответствовать числу лиц, участвующих в проверке. Данным лицам акт проверки направляется в течение пяти рабочих дней со дня ознакомления с ним юридического лица.

В случае отсутствия руководителя (уполномоченного представителя) юридического лица, а также в случае отказа указанного лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт проверки с копиями приложений направляется в адрес юридического лица заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передается иным способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в порядке и сроки, установленные положением о порядке исполнения соответствующих полномочий. Квитанция о заказном почтовом отправлении приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле уполномоченного на проведение проверки органа.

Руководитель (уполномоченный представитель) юридического лица по истечении пяти рабочих дней с даты получения акта проверки осуществляет его подписание и представляет письменные возражения (при их наличии) с приложением копий документов, заверенных печатью юридического лица, подтверждающих обоснованность возражений.

В случае отказа руководителя (уполномоченного представителя) юридического лица от ознакомления с актом проверки данный акт подлежит возврату в уполномоченный на проведение проверки орган в течение трех рабочих дней с даты его получения, при этом на обоих экземплярах акта проверки уполномоченным лицом, осуществляющим проверку, производится соответствующая запись.

6.6. Возражения юридического лица по результатам проведенной проверки учитываются при принятии решения по результатам проверки.

Принятие мер по устранению выявленных в ходе проверки нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности

7.1. По результатам проведения проверки эффективности деятельности юридических лиц, в целях устранения выявленных нарушений министерство здравоохранения направляет:

организационно-распорядительный документ об устранении юридическим лицом выявленных нарушений для принятия соответствующих мер в течение 10 рабочих дней;

представление в адрес департамента имущественных отношений Краснодарского края о необходимости принятия решения об изъятии в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества государственного учреждения Краснодарского края;

обращение в адрес департамента имущественных отношений Краснодарского края о необходимости защиты имущественных прав и законных интересов Краснодарского края;

обращения в органы внутренних дел, прокуратуры, иные правоохранительные или контрольно-надзорные органы в случае выявления соответствующих нарушений законодательства.

Руководитель (уполномоченный представитель) юридического лица обязан с периодичностью не менее одного раза в месяц до момента устранения выявленных нарушений письменно информировать министерство здравоохранения о мероприятиях, проведенных юридическим лицом в части устранения нарушений, выявленных в его деятельности.

Министерство здравоохранения осуществляет контроль за устранением нарушений, выявленных в деятельности юридических лиц, в порядке, установленном положением о порядке исполнения соответствующих полномочий.

7.2. По результатам проведения проверки использования государственного имущества Краснодарского края департамент имущественных отношений Краснодарского края по форме и в порядке, установленном положением о порядке исполнения соответствующих полномочий, направляет в адрес юридического лица, в координирующий его деятельность краевой отраслевой орган исполнительной власти или уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края, на бюджетном учете которого состоит имущество казны Краснодарского края, требование об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки использования государственного имущества Краснодарского края (далее — требование), с указанием выявленных нарушений и недостатков, а также последовательности действий по их устранению.

В течение десяти рабочих дней после получения требования юридическое лицо разрабатывает и согласовывает с краевым отраслевым органом исполнительной власти план мероприятий по устранению нарушений, выявленных при проверке использования государственного имущества Краснодарского края (далее — план мероприятий), который должен содержать подробную информацию о принимаемых мерах и сроках устранения выявленных нарушений, и направляет его в департамент имущественных отношений Краснодарского края.

В течение десяти рабочих дней после получения требования уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края, на бюджетном учете которого состоит имущество казны Краснодарского края, направляет в департамент имущественных отношений Краснодарского края план мероприятий по устранению нарушений, выявленных при проверке использования государственного имущества Краснодарского края, который должен содержать подробную информацию о принимаемых мерах и сроках устранения выявленных нарушений.

Руководитель (уполномоченный представитель) юридического лица обязан в установленные планом мероприятий сроки направлять в краевой отраслевой орган исполнительной власти и в департамент имущественных отношений Краснодарского края до момента устранения выявленных нарушений отчет о выполнении плана мероприятий.

Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края, на бюджетном учете которого состоит имущество казны Краснодарского края, обязан в установленные планом мероприятий сроки направлять в департамент имущественных отношений Краснодарского края до момента устранения выявленных нарушений отчет о выполнении плана мероприятий.

В случае непредставления или несвоевременного представления плана мероприятий или отчета о его выполнении либо в случае представления в них недостоверных (искаженных) и (или) неполных сведений (информации), а также непринятия мер по устранению нарушений к руководителю юридического лица или уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края, на бюджетном учете которого состоит имущество казны Краснодарского края, применяются меры ответственности, предусмотренные административным и (или) трудовым законодательством.

Департамент имущественных отношений Краснодарского края осуществляет контроль за устранением нарушений, выявленных в ходе проверки использования государственного имущества Краснодарского края, в порядке, установленном положением о порядке исполнения соответствующих полномочий.

7.3. Уполномоченные на проведение проверок органы в установленном порядке принимают меры по привлечению виновных лиц к ответственности, предусмотренной действующим законодательством.

Порядок обжалования решений и действий (бездействия) уполномоченных на осуществление проверок лиц

(введен Приказом Министерства здравоохранения Краснодарского края от 17.04.2017 N 1729)

Юридическое лицо имеет право на обжалование результатов проверки, а также связанных с проведением проверки действий (бездействия) должностных лиц контрольно-ревизионного отдела министерства, уполномоченных на осуществление проверки, в установленном законодательством порядке.

Начальник контрольно-ревизионного отдела
В.П.БОРДОНОС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх