Куперс

Бухучет и анализ

Концессия в ГК РФ

Содержание

В соответствии с пунктом 51 плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2017 году, утвержденного приказом ФАС России от 17.04.2017 № 523/17, направляем настоящие разъяснения по применению антимонопольного законодательства при заключении концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, в соответствии с положениями Федерального закона от 03.07.2016 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закона «О концессионных соглашениях» (далее — Закон № 275).

1. О возможности передачи объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в рамках одного концессионного соглашения.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях (далее — Закон о концессионных соглашениях) к объектам концессионного соглашения относятся объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

Исходя из общего правила концессионное соглашение может быть заключено в отношении нескольких объектов концессионных соглашений, указанных в части 1 данной статьи. Заключение концессионного соглашения в отношении нескольких объектов концессионных соглашений допускается, если указанные действия (бездействие) не приведут к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (часть 5 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях).

В соответствии с частью 21 статьи 39 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, и в случае, если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной таким концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), заключение концессионного соглашения одновременно в отношении нескольких видов объектов коммунальной инфраструктуры, а также заключение концессионных соглашений в отношении такого имущества и других объектов концессионного соглашения, предусмотренных статьей 4 данного Федерального закона, не допускается.

Таким образом, из содержания указанной нормы следует, что объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, не могут быть переданы по одному концессионному соглашению:

— одновременно с иными видами объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе, объектами энергоснабжения, объектами, предназначенными для освещения территорий городских и сельских поселений, объектами, предназначенными для благоустройства территорий, объектами по производству, передаче и распределению электрической энергии, объектами, на которых осуществляются обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов;

— с другими объектами концессионного соглашения, предусмотренными статьей 4 Закона о концессионном соглашении.

Таким образом, в Законе о концессионных соглашениях не установлен прямой запрет на передачу в рамках одного концессионного соглашения объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, а также обязательное требование о наличии технологической связи между такими объектами.

Аналогичная позиция о возможности передачи объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в рамках одного концессионного соглашения содержится в пункте 27.4 «Рекомендаций по реализации проектов государственно-частного партнерства. Лучшие практики», подготовленные Минэкономразвития России и размещенные на официальном сайте данного ведомства.

Статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) установлено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

Учитывая изложенное, в рамках одного концессионного соглашения допускается передача нескольких объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, являющихся самостоятельными объектами отдельных концессионных соглашений, при условии соблюдения требований, установленных статьей 17 Закона о защите конкуренции.

При этом антимонопольный орган принимает решение о необходимости применения мер антимонопольного реагирования исходя из условий и обстоятельств конкретного случая.

2. О возможности передачи объектов теплоснабжения, нейтрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в составе иного имущества по концессионным соглашениям.

По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее — объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

В соответствии с частью 9 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях концессионным соглашением может предусматриваться предоставление концедентом во владение и в пользование концессионера имущества, принадлежащего концеденту на праве собственности, образующего единое целое с объектом концессионного соглашения и (или) предназначенного для использования в целях создания условий осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. В этом случае концессионным соглашением устанавливаются состав и описание такого имущества, цели и срок его использования (эксплуатации) концессионером, порядок возврата такого имущества концеденту при прекращении концессионного соглашения. Концессионным соглашением могут устанавливаться обязательства концессионера в отношении такого имущества по его модернизации, замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, иному улучшению характеристик и эксплуатационных свойств такого имущества, а также по осуществлению за свой счет страхования риска его случайной гибели и (или) случайного повреждения.

Исходя из системного толкования указанных норм, следует, что объекты ЖКХ являются объектами концессионного соглашения и не могут передаваться в составе иного имущества.

Исключением является часть 5 статьи 39 Закона о концессионных соглашених, введенная в действие Законом № 275-ФЗ с 01.01.2017.

В соответствии с указанной нормой концессионным соглашением, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, может предусматриваться предоставление концедентом во владение и (или) в пользование концессионера водопроводных сетей и насосных станций, канализационных сетей, канализационных насосных станций, тепловых сетей в составе объекта концессионного соглашения и (или) в составе иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению недвижимого имущества, технологически и функционально связанного с объектом, концессионного соглашения, принадлежащего концеденту на праве собственности и (или) находящегося во владении и (или) в пользовании государственного или муниципального унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, учредителем которых является концедент, не прошедшего в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости (далее — незарегистрированное недвижимое имущество).

3. Об особенностях проведения совместного конкурса на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

Статьей 50 Закона о концессионных соглашениях установлены особенности проведения совместного конкурса на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения.

Согласно части 1 статьи 50 Закона о концессионных соглашениях проведение совместного конкурса на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, осуществляется в порядке, предусмотренном Законом о концессионных соглашениях, с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2017 № 558 утверждены Особенности проведения совместного конкурса на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем (далее — Особенности).

В соответствии с пунктом 2 Особенностей совместный конкурс проводится с целью заключения с лицом, определенным в качестве победителя конкурса или в качестве единственного участника (в случае заключения концессионного соглашения в соответствии с частью 6 статьи 29, частью 7 статьи 32 Закона о концессионных соглашениях), нескольких концессионных соглашений, объектом которых являются объекты теплоснабжения, централизованные системы системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, которые принадлежат или будут принадлежать на праве собственности нескольким публично-правовым образованиям из числа указанных в пункте 1 Особенностей.

Органы местного самоуправления и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимают одно из решений, указанных в пункте 9 Особенностей, в том числе о возможности проведения совместного конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении конкретных объектов недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, на представленных в предложении условиях.

При этом в пункте 22 Особенностей указано, что каждым органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, участвующим в совместном конкурсе, с победителем совместного конкурса в порядке, предусмотренном Законом о концессионных соглашениях, заключается концессионное соглашение в отношении той части имущества, которая указана в конкурсной документации и которая принадлежит или будет принадлежать на праве собственности соответствующему муниципальному образованию и (или) субъекту Российской Федерации.

Учитывая изложенное, лоты на совместный конкурс на право заключения концессионного соглашения формируются из конкретных объектов недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.

4. О возможности учета долговых денежных обязательств государственных и (или) муниципальных предприятий в концессионной плате

Законом № 275 введена возможность погашения концессионером долгов унитарных предприятий.

В соответствии с частью 2 статьи 41 Закона о концессионных соглашениях при определении размера концессионной платы могут быть учтены не исполненные на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения долговые денежные обязательства государственных и (или) муниципальных унитарных предприятий, учреждений, имущество которых передается в рамках концессионного соглашения.

Такими непокрытыми обязательствами могут быть задолженность по:

— оплате труда,

— оплате энергетических ресурсов,

— обязательства по кредитным договорам, заключенным в целях финансирования мероприятий, инвестиционных программ таких организаций,

— обязательства по уплате налогов и сборов в случае.

При этом между датой возникновения соответствующих долговых обязательств и датой принятия решения о заключении концессионного соглашения должно пройти более двух лет.

Размер долговых обязательств государственных и (или) муниципальных предприятий, учреждений, подлежащий учету при определении размера концессионной платы, устанавливается в решении о заключении концессионного соглашения.

При этом, в силу части 3 статьи 41 Закона о концессионных соглашениях, учет средств на компенсацию соответствующих расходов концессионера осуществляется при установлении тарифов концессионера в порядке и размере, установленных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения.

Для реализации норм Закона № 275 принято постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2017 № 449 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», проект которого был разработан ФАС России.

Положения постановления направлены на установление порядка и размера учета в тарифах, в том числе расходов концессионера в связи с государственной регистрацией права собственности концедента на незарегистрированное недвижимое имущество, в том числе в связи с выполнением кадастровых работ.

Указанные изменения позволят сделать отрасль коммунального хозяйства более привлекательной для инвесторов, что должно положительно сказаться на качестве предоставляемых гражданам услуг ЖКХ без резкого и существенного изменения тарифов.

В.Г. Королев

Расторжение по вине концессионера – что будет с компенсацией?

19 сентября 2019

Обязательное условие любого концессионного соглашения – инвестирование частных средств в строительство или модернизацию объекта инфраструктуры. Конечно же, одним из основных вопросов, волнующих инвестора при запуске проекта, является гарантия возврата вложенных инвестиций.

Если проект складывается успешно, то возврат будет осуществлен в течение срока действия соглашения – либо только за счет доходов концессионера от деятельности, либо с помощью бюджета – если условия проекта предполагают наличие платы концедента.

Но инвестора обычно заботит и иная ситуация – как вернуть вложенные средства, если концессионное соглашение расторгнуто досрочно. Закон о концессиях устанавливает, что в случае досрочного расторжения концессионного соглашения концессионер вправе потребовать от концедента возмещения расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, за исключением понесенных концедентом расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения. Порядок и срок такого возмещения должны быть установлены в соглашении и являются его существенным условием. Экономическая целесообразность компенсации очевидна – построенный объект остается в собственности публичной стороны.

Ясная на первый взгляд формулировка закона вызывает у участников проектов много вопросов. Обычной практикой является корреляция размера возмещения и причины расторжения соглашения. Как правило, если расторжение произошло по вине концедента, он возмещает концессионеру все вложенные инвестиции, в том числе банковские проценты и собственную доходность. Если же в расторжении виноват концессионер, то сумма выплат меньше, например, не компенсируется процент на собственные инвестиции. Таким образом, порядок определения размера компенсации при расторжении служит еще одним инструментом распределения рисков между сторонами концессии.

Однако иногда концеденты считают, что условие о компенсации концессионеру понесенных им затрат несправедливо. Это касается случаев, когда расторжение концессионного соглашения вызвано существенными нарушениями его условий концессионером, особенно, когда такие нарушения многочисленны и очевидно, что концессионное соглашение выполнялось частной стороной недобросовестно.

Так, в одном из недавно рассмотренных судебных дел концедент настаивал на расторжении концессионного соглашения и об определении последствий расторжения в виде не возмещения концессионеру затрат на создание объектов концессионных соглашений. Одним из доводов для заявления подобного требования стала следующая формулировка концессионного соглашения: «при этом, расходы концессионера не возмещаются концедентом в случае, досрочного расторжения соглашения в связи с невыполнением концессионером полностью или частично существенных условий соглашения».

Однако, несмотря на то, что концессионер совершенные им нарушения не отрицал, суд не поддержал требования концедента, отметив, что спорные правоотношения, как и последствия расторжения соглашения, прямо урегулированы законодательством. Позиция суда первой инстанции впоследствии была поддержана апелляцией.

Таким образом, даже на общем фоне достаточно благосклонной к публичной стороне судебной практики, концедентам стоит понимать, что обязанность по компенсации концессионеру понесенных расходов вероятнее всего не исчезнет от факта расторжения концессионного соглашения вследствие недобросовестных действий частной стороны. Однако это не означает, что у концедента не будет прав требовать полагающиеся по соглашению неустойки, а также возмещения убытков.

Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Решение АС Пензенской области от 02.07.2019 № А49-2075/2019.

Глава 76 — Гражданского кодекса

Статья 1115. Договор коммерческой концессии

1. По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за плату право пользования в соответствии с ее требованиями комплексом принадлежащих этой стороне прав с целью изготовления и (или) продажи определенного вида товара и (или) оказания услуг.

Отношения, связанные с предоставлением права пользования комплексом прав, регулируются Гражданским кодексом Украины и другим законом.

Статья 1116. Предмет договора коммерческой концессии

1. Предметом договора коммерческой концессии является право на использование объектов права интеллектуальной собственности (торговых марок, промышленных образцов, изобретений, произведений, коммерческих тайн и т.п.), коммерческого опыта и деловой репутации.

2. Договором коммерческой концессии может быть предусмотрено использования предмета договора с указанием или без указания территории использования относительно определенной сферы гражданского оборота.

Статья 1117. Стороны в договоре коммерческой концессии

1. Сторонами в договоре коммерческой концессии могут быть физические и юридические лица, которые являются субъектами предпринимательской деятельности.

Статья 1118. Форма договора коммерческой концессии и его государственная регистрация

1. Договор коммерческой концессии заключается в письменной форме. В случае несоблюдения письменной формы договора концессии такой договор является ничтожным.

2. Договор коммерческой концессии подлежит государственной регистрации органом, осуществившим государственную регистрацию правообладателя.

3. Если правообладатель зарегистрирован в иностранном государстве, регистрация договора коммерческой концессии осуществляется органом, осуществившим государственную регистрацию пользователя.

4. В отношениях с третьими лицами стороны договора коммерческой концессии имеют право ссылаться на договор коммерческой концессии лишь с момента его государственной регистрации.

Статья 1119. Договор коммерческой субконцессии

1. В случаях, предусмотренных договором коммерческой концессии, пользователь может заключить договор коммерческой субконцессии, по которому он предоставляет другому лицу (субпользователю) право пользования предоставленным ему правообладателем комплексом прав или частью комплекса прав на условиях, согласованных с правообладателем или определенных договором коммерческой концессии.

2. К договору коммерческой субконцессии применяются положения о договоре коммерческой концессии, установленные настоящим Кодексом или другим законом, если иное не вытекает из особенностей субконцессии.

3. Пользователь и субпользователь отвечают перед правообладателем за причиненный ему ущерб солидарно.

4. Признание недействительным договора коммерческой концессии имеет следствием недействительность договора коммерческой субконцессии.

Статья 1120. Обязанности правообладателя

1. Правообладатель обязан передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить другую информацию, необходимую для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии, а также проинформировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав.

2. Правообладатель обязан, если иное не установлено договором коммерческой концессии:

  1. обеспечить государственную регистрацию договора;
  2. предоставлять пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;
  3. контролировать качество товаров (работ, услуг), которые производятся (выполняются, предоставляются) пользователем на основании договора коммерческой концессии.

Статья 1121. Обязанности пользователя

1. С учетом характера и особенностей деятельности, осуществляемой пользователем по договору коммерческой концессии, пользователь обязан:

  1. использовать торговую марку и другие обозначения правообладателя определенным в договоре способом;
  2. обеспечить соответствие качества товаров (работ, услуг), которые производятся (выполняются, предоставляются) в соответствии с договором коммерческой концессии, качеству аналогичных товаров (работ, услуг), которые производятся (выполняются, предоставляются) правообладателем;
  3. соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса предоставленных прав использованию этих прав правообладателем;
  4. предоставлять покупателям (заказчикам) дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товары (работы, услуги) непосредственно у правообладателя;
  5. информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом об использовании им товарного знака и других обозначений правообладателя по договору коммерческой концессии;
  6. не разглашать секреты производства правообладателя, другую полученную от него конфиденциальную информацию.

Статья 1122. Особые условия договора коммерческой концессии

1. В договоре коммерческой концессии могут быть предусмотрены особые условия, в частности:

  1. обязанность правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории;
  2. обязанность пользователя не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора, относительно предпринимательской деятельности, которую осуществляет пользователь использованием предоставленных правообладателем прав;
  3. обязанность пользователя не получать аналогичные права от конкурентов (потенциальных конкурентов) правообладателя;
  4. обязанность пользователя согласовывать с правообладателем место расположения помещений для продажи товаров (выполнения работ, предоставления услуг), предусмотренных договором, а также их внутреннее и внешнее оформление.

2. Условие договора, согласно которого правообладатель имеет право определять цену товара (работ, услуг), предусмотренного договором или устанавливать верхнюю или нижнюю границу этой цены, является ничтожным.

3. Условие договора, согласно которого пользователь имеет право продавать товары (выполнять работы, оказывать услуги) исключительно определенной категории покупателей (заказчиков) или исключительно покупателям (заказчикам), имеющим место нахождения (место жительства) на территории, определенной в договоре.

Статья 1123. Ответственность правообладателя по требованиям, которые предъявляются к пользователю

1. Правообладатель несет субсидиарную ответственность по требованиям, предъявляемым к пользователю в связи с несоответствием качества товаров (работ, услуг), проданных (выполненных, оказанных) пользователем.

По требованиям, предъявляемым к пользователю как производителя продукции (товаров) правообладателя, правообладатель отвечает солидарно с пользователем.

Статья 1124. Право пользователя на заключение договора коммерческой концессии на новый срок

1. Пользователь, который надлежащим образом исполнял свои обязанности, имеет право на заключение договора коммерческой концессии на новый срок на тех же условиях.

2. Законом могут быть установлены условия, при которых правообладатель может отказаться от заключения договора концессии на новый срок.

Статья 1125. Изменение договора коммерческой концессии

1. Договор коммерческой концессии может быть изменен в соответствии с положениями главы 53 Гражданского кодекса Украины.

В отношениях с третьими лицами стороны в договоре коммерческой концессии имеют право ссылаться на изменение договора лишь с момента государственной регистрации этого изменения в соответствии со статьей 1118 Гражданского кодекса Украины, если не докажут, что третье лицо знало или должно было знать об изменении договора ранее.

Статья 1126. Прекращение договора коммерческой концессии

1. Каждая из сторон в договоре коммерческой концессии, срок которого не установлен, имеет право в любое время отказаться от договора, уведомив об этом другую сторону не менее чем за шесть месяцев, если более продолжительный срок не установлен договором.

2. Расторжение договора коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в соответствии со статьей 1118 Гражданского кодекса Украины.

3. Договор коммерческой концессии прекращается в случае:

  1. прекращения права правообладателя на торговую марку или другое обозначение, определенное в договоре, без его замены аналогичным правом;
  2. объявления правообладателя или пользователя несостоятельным (банкротом).

Статья 1127. Сохранение действия договора коммерческой концессии при изменении сторон

1. Переход исключительного права на объект права интеллектуальной собственности, определенный в договоре коммерческой концессии, от правообладателя к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора коммерческой концессии.

2. В случае смерти правообладателя его права и обязанности по договору коммерческой концессии переходят к наследнику при условии, что он зарегистрирован или в течение шести месяцев со дня открытия наследства зарегистрируется как субъект предпринимательской деятельности или передаст свои права и обязанности лицу, имеющему право заниматься предпринимательской деятельностью.

Осуществление прав и исполнение обязанностей умершего, до перехода их в соответствии с настоящей частью к наследнику или иному лицу осуществляется лицом, которое управляет наследством и назначается в соответствии со статьей 1285 Гражданского кодекса Украины.

Статья 1128. Последствия изменения торговой марки или другого обозначения правообладателя

1. В случае изменения торговой марки или другого обозначения правообладателя, права на использование которых входят в комплекс прав, предоставленных пользователю по договору коммерческой концессии, этот договор сохраняет действие относительно нового обозначения правообладателя, если пользователь не требует расторжения договора и возмещения убытков.

В случае продолжения действия договора пользователь имеет право требовать соответствующего уменьшения надлежащей правообладателю платы.

Статья 1129. Последствия прекращения права пользования которое предоставлено по договору коммерческой концессии

1. Если в период действия договора коммерческой концессии прекратилось право, пользование которым предоставлено по этому договору, действие договора не прекращается, кроме тех его положений, касающихся права, которое прекратилось, а пользователь имеет право требовать соответствующего уменьшения надлежащей правообладателю платы, если иное не установлено договором.

В случае прекращения права правообладателя на торговую марку или другое обозначение наступают последствия, предусмотренные частью третьей статьи 1126 или статьей 1128 Гражданского кодекса Украины.

Просмотров: 29206

В рамках концессионного соглашения компания может создать имущество или реконструировать его. Рассмотрим, как такое имущество учитывается в бухгалтерском учете и для целей налогообложения.

По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), а также осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения. Концедент, в свою очередь, обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», далее — Закон № 115-ФЗ).

Концедентом может быть Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект РФ, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта РФ, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления (подп. 1 п. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ). А концессионером — индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица (подп. 2 п. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ).

Объектом концессионного соглашения является недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (п. 1 ст. 3 Закона № 115-ФЗ). Виды имущества, которое может быть объектом концессионного соглашения, перечислены в ст. 4 Закона № 115-ФЗ.

Бухгалтерский учет

Пунктом 16 ст. 3 Закона № 115-ФЗ предусмотрено, что объект концессионного соглашения отражается на балансе концессионера и обособляется от иного имущества. В отношении такого объекта концессионером ведется самостоятельный учет и производится начисление амортизации.

Согласно разъяснениям Минфина России (письма от 13.09.2018 № 03-05-05-01/65526, от 07.03.2018 № 03-07-11/14635, от 15.02.2018 № 03-03-06/1/9490, от 16.10.2015 № 03-03-06/1/59349) при ведении бухгалтерского учета имущества, переданного и (или) созданного в соответствии с концессионным соглашением, нужно руководствоваться информацией ПЗ-2/2007 «Об особенностях отражения концессионером в бухгалтерском учете операций по концессионному соглашению».

Этим документом предусмотрено, что затраты на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения концессионер учитывает на счете учета вложений во внеоборотные активы. После ввода в эксплуатацию созданного и (или) реконструированного объекта концессионного соглашения затраты, учтенные на счете учета вложений во внеоборотные активы, списываются на счет учета нематериальных активов. Одновременно объект концессионного соглашения принимается концессионером к учету на забалансовом счете. На отдельном забалансовом счете также отражается сумма износа объекта концессионного соглашения, начисляемого по установленным нормам амортизационных отчислений. Данные об объекте концессионного соглашения, учтенные на забалансовых счетах, раскрываются в отдельном балансе, который представляет собой совокупность стоимостных показателей об объекте концессионного соглашения и сумме начисленного по нему износа, а также иных соответствующих показателей, связанных с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения.

Итак, в бухгалтерском учете сам объект концессионного соглашения отражается на забалансовом счете, а право пользования этим объектом учитывается в составе нематериальных активов.

Налоговый учет

В целях главы 25 НК РФ объект концессионного соглашения относится к амортизируемому имуществу. Концессионер амортизирует его в течение срока действия концессионного соглашения в порядке, установленном главой 25 НК РФ (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Первоначальная стоимость имущества, полученного в качестве объекта концессионного соглашения, определяется как рыночная стоимость такого имущества, определенная на момент его получения и увеличенная на сумму расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и доведение такого имущества до состояния, в котором оно пригодно для использования (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Амортизация

Согласно п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта в соответствии с положениями ст. 258 НК РФ и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ. Пунктом 7 ст. 258 НК РФ предусмотрено, что организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении, в целях применения линейного метода начисления амортизации по таким объектам вправе определять норму амортизации с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. Возникает вопрос: можно ли применить эту норму к объекту, полученному по концессионному соглашению?

В письме от 13.11.2017 № 03-03-06/1/74713 Минфин России разъяснил, что поскольку в рамках концессионного соглашения имущество не приобретается, положения п. 7 ст. 258 НК РФ в отношении объекта концессионного соглашения неприменимы. Из сказанного финансистами следует, что по объекту концессионного соглашения амортизация начисляется исходя из срока его полезного использования без уменьшения на время эксплуатации этого объекта у концедента.

Налоговый кодекс не содержит специальных положений о начале срока начисления амортизации в отношении объекта концессионного соглашения. Поэтому по такому объекту в соответствии с п. 4 ст. 259 НК РФ начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором указанный объект был введен в эксплуатацию (письмо Минфина России от 13.11.2017 № 03-03-06/1/74713).

Обратите внимание: объект концессионного соглашения на момент его передачи концессионеру всегда находится в государственной или муниципальной собственности (поскольку концедентом является либо РФ, либо субъект РФ, либо муниципальное образование) и, соответственно, создан за счет бюджетных средств. В связи с этим некоторые компании задаются вопросом о применимости к объекту концессионного соглашения положений подп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ. Согласно этой норме не подлежит амортизации имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования. В письме от 26.03.2019 № 03-03-06/1/20531 Минфин России указал, что доходы в виде имущества, полученного по концессионному соглашению, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль на основании подп. 37 п. 1 ст. 251 НК РФ и не относятся к средствам целевого финансирования. Поэтому налогоплательщик, получивший имущество в качестве объекта концессионного соглашения, вправе начислять амортизацию по указанному объекту. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 22.03.2019 № 03-03-06/1/19429, от 08.02.2019 № 03-03-06/1/7663, от 05.12.2018 № 03-03-06/1/88113.

Амортизационная премия

Пунктом 9 ст. 258 НК РФ установлено право на включение в состав расходов отчетного (налогового) периода так называемой амортизационной премии. Согласно этой норме в расходы включаются затраты на капитальные вложения в размере не более 10% (не более 30% — в отношении основных средств, относящихся к третьей — седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств. Кроме того, в расходы можно включить не более 10% (не более 30% — в отношении основных средств, относящихся к третьей — седьмой амортизационным группам) затрат, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств.

Но можно ли применить амортизационную премию к объекту концессионного соглашения?

Понятие «капитальные вложения» в НК РФ отсутствует. Поэтому, учитывая положения ст. 11 НК РФ, следует руководствоваться определением, содержащимся в ст. 1 Федерального закона от 25.02.99 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Согласно этой норме под капитальными вложениями следует понимать инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Исходя из этого, Минфин России в письме от 15.02.2018 № 03-03-06/1/9490 пришел к выводу, что концессионер вправе применить амортизационную премию только в отношении расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объекта концессионного соглашения. При этом оснований для применения амортизационной премии в отношении рыночной стоимости объекта концессионного соглашения, формирующей первоначальную стоимость такого объекта, не имеется. Аналогичная позиция изложена в письмах Минфина России от 13.11.2017 № 03-03-06/1/74713, от 08.04.2016 № 03-03-06/1/20040.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх