Куперс

Бухучет и анализ

Конвенция об охране прав исполнителей

Россия присоединилась к Римской конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций

Правительство РФ издало Постановление от 20.12.2002 N 908 «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций». Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (далее — Римская конвенция) была принята на Дипломатической конференции в Риме 26 октября 1961 года. Римская конвенция обеспечивает защиту традиционных обладателей смежных прав: артистов — исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций. В статье 3 Конвенции артисты — исполнители определяются как актеры, певцы, музыканты, танцоры или другие лица, которые играют роль, поют, читают, декламируют, исполняют или каким-либо иным образом участвуют в исполнении литературных или художественных произведений. Под «фонограммой» понимается любая исключительно звуковая запись какого-либо исполнения или других звуков. Производитель фонограмм — это физическое или юридическое лицо, которое первым осуществило звуковую запись исполнения или других звуков. В основе всех конвенций лежит двойной принцип: национальный режим, с одной стороны, и определенный стандарт минимальных прав, который должны предоставлять договаривающиеся государства, — с другой. Римская конвенция основана на принципе национального режима. Пункт 1 статьи 2 Конвенции устанавливает, что конкретно следует понимать под термином «национальный режим» для исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций. Согласно этому положению национальный режим означает режим, предоставляемый внутренним законодательством страны, где испрашивается охрана (страна охраны): — исполнителям, являющимся ее гражданами, в отношении осуществляемых на ее территории исполнений, передачи их в эфир или первой записи; — производителям фонограмм, являющимся ее гражданами, в отношении фонограмм, впервые записанных или впервые опубликованных на ее территории; — вещательным организациям, штаб — квартиры которых расположены на ее территории, в отношении передач в эфир, осуществляемых с помощью передатчиков, расположенных на ее территории. Каждое договаривающееся государство предоставляет национальный режим охраны гражданам других стран — членов Конвенции независимо от того, предоставляет ли своим гражданам их страна соответствующие права на эквивалентном уровне. Пункт 2 статьи 2 Римской конвенции прямо заявляет, что национальный режим подчинен специальной охране, гарантированной этим документом (минимальной охране), но это не означает, что национальный режим применяется только в части охраны, непосредственно обеспечиваемой Конвенцией. В ней поясняется, что государство — участник Конвенции должно гарантировать гражданам других стран — участников предусмотренные Конвенцией (ст. 7, 10 и 13) минимальные права, даже если оно не предоставляет таких прав собственным гражданам. Охрана прав, предоставляемая артистам — исполнителям в соответствии с Римской конвенцией, включает возможность предотвращать: осуществление без их согласия передач в эфир или для всеобщего сведения их исполнения (за исключением некоторых случаев); осуществление без их согласия записи исполнения, которое не было предметом записи; воспроизведение без их согласия записи их исполнения. Если передача в эфир осуществляется с согласия артистов — исполнителей, то охрана в отношении ретрансляции, осуществления записи с целью передачи в эфир или воспроизведения такой записи с целью передачи в эфир регулируется внутренним законодательством договаривающегося государства, где такая охрана испрашивается. Производители фонограмм пользуются правом разрешать или запрещать прямое или косвенное воспроизведение своих фонограмм. Вещательные организации пользуются правом разрешать или запрещать: ретрансляцию своих передач в эфир; запись своих передач; воспроизведение записей своих передач; передачу для всеобщего сведения своих телевизионных передач, если она осуществляется в местах, доступных для публики за входную плату. Согласно статье 14 Римской конвенции, минимальный срок охраны составляет двадцать лет. По общему правилу срок отсчитывается с конца календарного года, когда состоялось исполнение (для живых исполнений), когда была сделана запись (для фонограмм и записанных исполнений) или, соответственно, когда имела место передача в эфир (если речь идет об эфирном вещании). Все конвенции включают изъятия, которые может предусматривать национальный законодатель в части прав, гарантируемых этими конвенциями. В соответствии с п. 1 статьи 15 Конвенции за национальным законодателем сохраняется ряд особых исключений из охраны прав, гарантируемых Конвенцией в отношении: использования в частных целях; использования кратких отрывков в связи с сообщением о текущих событиях; краткосрочной записи, осуществляемой вещательной организацией с помощью собственного оборудования и для собственных передач в эфир; использования исключительно в целях преподавания и научных исследований. Кроме того, независимо от этих частных случаев любое договаривающееся государство в своем законодательстве может предусмотреть такие же ограничения охраны смежных прав, какие предусматриваются в связи с охраной авторского права на литературные и художественные произведения. Однако принудительные лицензии могут предусматриваться лишь в том объеме, в каком это допустимо Конвенцией (п. 2 статьи 15). Конвенция допускает определенные оговорки в отношении отдельных ее требований. Российская Федерация присоединилась к Конвенции с заявлением о применении определенных оговорок (приложение к Постановлению Правительства РФ от 20.12.2002 N 908). Статья 5 Конвенции предусматривает, что национальный режим предоставляется изготовителям фонограмм, если изготовитель является гражданином другого государства — участника Конвенции («критерий национальности»), или первая фиксация (запись) фонограммы была осуществлена в другом государстве — участнике («критерий первой записи»), или фонограмма была впервые или одновременно выпущена в свет (опубликована) в другом государстве — участнике («критерий опубликования»). Причем два последних критерия являются альтернативными, и каждое государство — участник может определить, какой из них оно считает нужным применять с учетом традиций национального законодательства и собственных интересов. В статье 35 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» используется «критерий опубликования», и соответствующая оговорка была применена Российской Федерацией при присоединении к Римской конвенции. В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Конвенции условия предоставления охраны передачам организаций эфирного вещания могут быть ограничены требованием одновременного выполнения «критерия национальности» (штаб — квартира организации расположена в государстве — участнике Конвенции) и «критерия территориальности» (передача транслировалась с использованием передатчика, расположенного на территории того же государства). Соответствующая оговорка также была применена Российской Федерацией. Статья 12 Конвенции предусматривает, что в тех случаях, когда опубликованная в коммерческих целях фонограмма используется непосредственно для передачи в эфир или любого другого сообщения для всеобщего сведения, пользователь обязан выплачивать «справедливое вознаграждение» исполнителям и (или) изготовителям фонограмм. Данные положения закреплены в пункте 1 статьи 39 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», причем в российском законодательстве предусмотрена необходимость осуществления выплат как исполнителям, так и изготовителям фонограмм. Подпунктом «а» пункта 1 статьи 16 Конвенции предусмотрена возможность ограничения выплат иностранным правообладателям в некоторых случаях. Соответствующие оговорки применяются многими участвующими в Римской конвенции государствами. В Постановлении Правительства РФ от 20.12.2002 N 908 закреплены следующие допускаемые ограничения охраны, устанавливаемой статьей 12 Конвенции: — осуществление выплат вознаграждения гражданам и юридическим лицам только тех государств, которые участвуют в Конвенции и применяют ее положения о выплате соответствующего вознаграждения для иностранных, в том числе российских, правообладателей; — ограничение охраны прав граждан и юридических лиц каждого участвующего в Конвенции государства тем уровнем и условиями, которыми такое государство ограничивает охрану прав, предоставляемую отечественным правообладателям. В заключение отметим, что согласно пункту 2 статьи 20 Римской конвенции, ни одно договаривающееся государство не обязано применять положения Конвенции к уже состоявшимся исполнениям и передачам в эфир и к фонограммам, которые были записаны до даты вступления ее в силу для этого государства. Таким образом, Римская конвенция не имеет «обратной силы» и применяется только в отношении имевших место исполнений и передач в эфир или фонограмм, запись которых была сделана после того, как государство присоединилось к Конвенции

(По материалам аналитического обзора, подготовленного АО «Консультант Плюс»)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх