Куперс

Бухучет и анализ

Коррупционное преступление

КОРРУПЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ В ДОГОВОРАХ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются актуальные проблемы противо­действия коррупции в договорных отношениях между субъектами федерации, федеральным центром и иными юридическими лицами. Автор анализирует порядок обеспечения контроля заключения договоров, а также условия подготовки соглашений. Субъекты федерации являются публичными образованиями, уполномоченными заключать договоры и соглашения. Вопросы противодействия коррупции представляют собой сферу, где переплетаются интересы, как отдельных должностных лиц, так и юридических лиц, практик управления, частные интересы совпадают с публичными, коррупция отрицательно сказывается на конкурентной среде.

Ключевые слова: субъект федерации, конкуренция, договор, соглашение, коррупция, оговорка.

Субъекты федерации, являясь публичными образованиями, заключают множество договоров (соглашений), которые регулируют различные сферы жизни населения. В частности публичные договоры (соглашения) могут быть заключены с органами государственной власти и управления других государств, иностранными организациями и банками. Соглашения субъектов федерации об осуществлении международных и внешнеэкономических связей подлежат государ­ственной регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Подобные договоры регистрируются в реестре. Например, в реестре указаны соглашения между Администрацией Новгородской области Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве № 12 от 06.07.2001, для подписания которого требовалось согласие Правительства РФ (распоряжение Правительства РФ от 02.02.2001 N 156-р) ), или Договор между Новгородской областью Российской Федерации и Люблинским воеводством Республики Польша об экономическом, торговом, научно-техническом и культурном сотрудничестве № 38 от 30.10.2001 года . Допустимым предметом соглашения является торговля, научно-техническое сотрудничество, культурные связи и обмены. Федеральный центр, регистрируя указанные договоры (соглашения) тем самым санкционирует данные межгосударственные отношения с отдельными субъектами федерации. Вместе с тем, все договоры, включенные в реестр, являются соглашениями международного частного права, и, полагает автор, не содержат коррупционных факторов. В настоящее время в международном публичном праве условия заключения отдельными субъектами федерации соглашений (договоров) в основном зависят от политики федерального центра либо отдельного пакета правовых норм, предусмотренных для отдельных субъектов федерации.

Основной массив публичных договоров (соглашений) заклю­чается между федеральными органами исполнительной власти и субъектами федерации. В основном, содержание подобных договоров (соглашений), устанавливающих условия финансирования субъекта федерации министерствами, ведомствами и агентствами. Например, действуют более 100 договоров (соглашений) федерального центра и Правительства Новгородской области, включающих субсидии, бюджетные инвестиции и другие дотации на 2017 г. на сумму 7244395,2 тыс.руб. . На практике в большинстве соглашений содержится перечень вопросов совместного ведения, что представляет коррупционный риск, и может содержать коррупционные факторы. Подобные публичные соглашения не регистрируются, не публикуются и известны только отдельным специалистам. Анализируя тексты имеющихся соглашений, правоохранительные и контролирующие органы усматривают коррупционные факторы в том, что бюджетные средства, выделенные субъекту федерации, тратятся не по целевому назначению.

Вторым аспектом, требующим изучения, представляется правовое положение субъекта, подписавшего договор (соглашение) от имени субъекта федерации, его статус и правомочность. Отдельные субъекты ограничивают право подписания договоров (соглашений) от имени субъекта федерации, указывая такие условия непосредственно в Основном законе (Уставе) субъекта. Например, Устав Новгородской области в ч. 2 ст. 6 указывает, что Новгородская область по вопросам своей компетенции вправе само­стоятельно заключать договоры, соглашения с другими субъектами Россий­ской Федерации, а Губернатор Новгородской области в соответствии со ст. 45 п. «а» вправе представлять Новгородскую область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и, при осуществлении внешнеэкономических и международных связей, вправе подписывать договоры и соглашения от имени области. Вместе с тем, Правительство Новгородской области уполномочено (ст. 50 п. «з» Устава Новгородской области) заключать соглашения (договоры) в пределах своих полномочий, предоставленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом области и областными законами, в том числе об осуществлении между­народных и внешнеэкономических связей . Губернатор, в одном случае подписывает договоры (соглашения) как высшее должностное лицо субъекта федерации, а во втором – как председатель Правительства, что должно быть отражено в содержании договоров. В отсутствии законодательства субъекта федерации об учете договоров (соглашений), порядке их обнародования, учета (реестра) создают предпосылки коррупционных отношений и факторов, параллельных полномочий, а также усмотрений руководства субъекта и превышения должностных полномочий.

Следует рассмотреть опыт отдельных субъектов федерации, которые регулируют все категории договоров, заключаемых с субъектами федерации, указывают субъекты договорных отношений. Например, Закон г. Москвы от 28.03.2001 № 11 «О договорах и согла­шениях города Москвы» регулируется перечень субъектов, указывает органы государственной власти города Москвы (Мэр, Правительство, Дума, территориальные и отраслевые органы исполнительной власти города Москвы); федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, межрегио­нальные объединения, органы местного самоуправления муниципальных образований в составе Российской Федерации; законодательные (представительные) и исполнительные органы власти субъектов ино­странных федераций, административно-территориальных образований иностранных государств; юридические лица и международные организации, иные иностранные партнеры в соответствии с федеральным законодательством .

Субъекты федерации устанавливают порядок регистрации договоров (соглашений). Например, установлен порядок регистрации договоров и соглашений, заключенных органами государственной власти города Москвы и подписанных Мэром, Председателем Думы, уполномоченными ими лицами, руководителями отраслевых, функ­циональных и территориальных органов исполнительной власти города Москвы, осуществляется уполномоченными органами исполни­тельной власти города Москвы и Думы. Уполномоченные органы, осуществляющие регистрацию договоров (соглашений), ведут их реестр, выполняют одновременно и функции депозитария (ст. 14 Закона г. Москвы от 21.05.2003 N 30 ). Постановлением Правительства Москвы от 09.02.2010 г. № 112-ПП «О совершенствовании порядка учета и регистрации сведений о государственных контрактах и инвестиционных договорах» упорядочен учет и регистрация договоров государственных заказов, закупок, тендеров, конкурсов, регулируемых нормами гражданского законодательства.

Реестр Чеченской Республики включает более 50 соглашений и протоколов намерений о взаимовыгодном сотрудничестве, действующих между Чеченской Республикой и субъектами Российской Федерации, в том числе Соглашение о дружбе и сотрудничестве между Нижегородской областью и Чеченской Республикой, Соглашение о сотрудничестве в области культуры между министерствами культуры Республики Татарстан и Чеченской Республики, Соглашение о сотрудничестве между Администрацией Самарской области, Ульяновской области, Правительством Республики Башкортостан, Администрацией Пермской области о торгово-экономическом и куль­турном сотрудничестве, Правительством Рязанской области о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве . Однако, неопределенность сроков, на которые заключены договоры (соглашения) вызывает сомнения в пролонгации, полномочиях лиц, подписавших бессрочные договоры либо с неопределенным сроком. Следовательно, для выявления фактов подписания договоров с аффилированными лицами, либо возникновения конфликта интересов у должностных лиц, подписавших договоры (соглашения) с субъектами, в которых они ранее работали, либо текст договора (соглашения) имеет ряд неопределенностей, способствующих возникновению коррупции. Следует отметить законодателей Чеченской Республики, которые разграничивают договоры (соглашения) и протоколы о намерениях о взаимовыгодном сотрудничестве, что способствует конкретизации правоотношений и уменьшению риска возникновения коррупционных проявлений .

Неопределенность возникла и при отсутствии ограничений по кругу лиц, обладающих правом заключения публичных соглашений. Отдельные субъекты федерации установили порядок и полномочия отдельных субъектов, уполномоченных на подписание отдельных договоров (соглашений). Например, такой Порядок установлен в Омской области. Правительство Омской области уполномочено заключать договоры с органами государственной власти субъектов Российской Федерации о взаимодействии в экономической, культурной, социальной и иных областях; с органами государственной власти субъектов Российской Федерации о создании ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации; Законодательным Собранием Омской области — с органами государственной власти субъектов Российской Федерации о создании ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации; Правительством Омской области, иными органами исполнительной власти Омской области с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о сотрудничестве в экономической, культурной, социальной и иных сферах; с органами местного самоуправления Омской области о совместной деятельности в экономической, куль­турной, социальной и иных сферах; Правительством Омской области с органами государственной власти субъектов Российской Федерации об изменении границ Омской области и соответствующего субъекта Российской Федерации; с иностранными партнерами об установлении международных и внешнеэкономических связей в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях, а также об участии в деятельности международных организаций; с правомочным органом субъекта иностранного федеративного государства или правомочным органом административно-территориального образования иностранного госу­дарства об открытии представительств Омской области на территориях иностранных государств, об открытии иностранных представительств на территории Омской области. Реестродержателем является Министерство экономики Омской области, которое ведет реестр на основании сведений, предоставленных органами государственной власти Омской области, заключившими договоры или соглашения от имени Омской области, реестр ведется в письменном (книжно-журнальном) и электронном виде .

Указанные договоры и соглашения не относятся к гражданско-правовым, и к ним не могут применяться положения Гражданского кодекса РФ, в частности об ответственности за их неисполнение (ненадлежащее исполнение) . Отсутствие специальных норм приводит, в частности, к отсутствию положений, предусматривающих ответствен­ность сторон, невозможности применения санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора или соглашения, а зачастую и к признанию их недействительными. Таким образом, публичные договоры (соглашения) занимают значительное место в законодательстве субъектов федерации и способны влиять на социально-экономическое развитие субъекта федерации при определенных условиях и требуют «прозрачности».

Другим условием, по мнению автора, противодействия коррупции в правовых отношениях является наличие антикоррупционной оговорка в тексте договора. Автор полагает, что следует различать понятия «антикоррупционная оговорка» и условия договора, которые обеспечивают антикоррупционное поведение участников. Подобные оговорки, при согласовании договоров, когда одной из сторон являлась компания-инвестор, стали применяться как антикоррупционная «оговорка» . На практике требование о включении в договор такой оговорки приобретает обязательный характер, и без нее контрагент отказывается заключить договор. Иностранные компании при заключении договора ссылаются на международную либо практику государства, в котором находились основные активы предприятия, либо ссылаются на внутреннюю политику компании, либо реко­мендации юридических консалтинговых бюро, либо не мотивировали требование об антикоррупционной оговорке, но настаивали на включении в текст договора оговорки . В связи с дополнениями законодательства по противодействию коррупции, на организацию возложена обязанность разрабатывать и применять меры и внедрять в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы. Таким образом, законодатель урегулировал не только и не столько «антикоррупционные оговорки», а установил стандарты и процедуры договоров и соглашений, обязанности и права участников договорных отношений по противодействию коррупции.

В настоящее время российское законодательство не предусма­тривает обязанность соблюдения хозяйствующими субъектами антикор­рупционного законодательства при вступлении во взаимоотношения друг с другом путем включения каких-либо антикоррупционных оговорок в договор, либо как основание для возникновения, изменения и прекращения обязательств . Например, в Новгородской области был заключен договор между «Ростелекомом» и АНО «Агентство развития Новгородской области» на сумму 733 млн. рублей на создание аппаратно-программного комплекса фотовидеофиксации нарушений ПДД, затем АНО «Агентство развития Новгородской области» пыталось выйти из сделки, представив второй стороной областное учреждение «Новгородавтодор». Арбитражный суд Новгородской области признал недействительным договор, т. к. ПАО «Ростелеком» получило преимущественные условия участия в торгах, что является нарушением антимонопольного законодательства . Вместе с тем, в этой ситуации имеются коррупциогенные факторы в договорных отношениях, а в расчетах использовались бюджетные средства.

Зачастую, субъекты федерации заключают соглашения с хозяй­ствующими субъектами напрямую. ПАО «Транснефть» и Новгородская область подписали соглашение о сотрудничестве. Вице-президент ПАО «Транснефть» и временно исполняющий обязанности Губернатора Новгородской области 27 апреля 2017 года в г. Великом Новгороде подписали соглашение о взаимном сотрудничестве между компанией и правительством области . В изложении содержания подписанного документа указывается, что приоритетными направлениями сотруд­ничества являются дальнейшее развитие экономики, улучшение инвестиционного климата, создание благоприятных условий для решения основных социальных задач Новгородской области, в том числе, при осуществлении деятельности по эксплуатации на территории Новгородской области объектов магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов; строительство объектов инфраструктуры; обеспечение безопасной эксплуатации объектов магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов на территории Новгородской области; создание условий для защиты производственной инфра­структуры организаций системы ПАО «Транснефть» (ОСТ) от угроз диверсионно-террористической направленности; борьба с незаконным оборотом нефти и нефтепродуктов, случаями хищений из нефтепро­водов и нефтепродуктопроводов; реализация социальных проектов и программ компании; стимулирование научно-технической и инновационной деятельности на территории Новгородской области, реализация совместных проектов в социальной сфере . Основное перспективное направление взаимодействия сторон — развитие взаимных связей между предприятиями ПАО «Транснефть», подряд­ными, научными и проектными организациями, расположенными на территории Новгородской области . При наличии норм, указанных в договоре, усматривается риск коррупционности. Договор составлен без учета предыдущих договоренностей, действие которых подвергается сомнению. Условия договора существенно затрагивают интересы населения Новгородской области.

Антикоррупционная оговорка представляется в форме определенных ограничений, в том числе при исполнении своих обязательств сторонами по договору, аффилированными лицами, работниками или посредниками. Указанные лица прямо или косвенно, не оказывают влияния на действия или решения лиц с целью получить какие-либо неправомерные преимущества или иные неправомерные цели; не осуществляют действия, нарушающие требования законода­тельства и международных актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; отказываются от стимулирования каким-либо образом работников другой стороны договора, в том числе путем предоставления денежных сумм, подарков, безвозмездного выполнения в их адрес работ (услуг) и другими способами, ставящими работника в определенную зависимость и направленных на обеспечение выполнения этим работником каких‑либо действий в пользу стимулирующей его стороны. При этом стимулирующими действиями работника считаются предоставление неоправданных преимуществ по сравнению с другими контрагентами; предоставление каких-либо гарантий; ускорение существующих процедур; действия, выполняемые работником в рамках своих должностных обязанностей, но идущие в разрез с принципами прозрачности и открытости взаимоотношений между сторонами договора.

Недостаточно указывать в договорах обязательство «не участвовать в коррупционных схемах», что в основном, не соответствует сущности договорных отношений. Например, в перечне договоров (соглашений) Ярославской области уточняется содержание договоров, в том числе об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, о передаче осуществления части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти области, заключенные областью в рамках межбюджетных отношений с федеральными органами государственной власти и с органами местного самоуправления муниципальных образований области, с другими субъектами Российской Федерации, о взаимодействии и (или) информационном обеспечении, заключенные Губернатором Ярославской области, Правительством области .

Антикоррупционные оговорки требуют, чтобы деловые парт­неры, помимо контракта, подписывали дополнительное соглашение. Дополнительное соглашение будет действовать только в совокупности с основным договором, где определены основные формы ответствен­ности сторон договора. Например, предварительное либо рамочное соглашение не сможет стать основанием для включения антикоррупционной оговорки в основной договор.

Таким образом, противодействие коррупции можно рассматривать в комплексе мер и средств подготовки и анализа публичных правовых договоров с точки зрения юридической техники, в первую очередь в несовершенстве отдельных норм права. Пробелы в правовом регули­ровании экономических и социальных процессов на регулятивном уровне создают предпосылки к возникновению пробелов уже в правоохранительной деятельности . Автор предлагает включить в содержание договоров антикоррупционную оговорку и обязанности сторон договора по надлежащему антикоррупционному поведению.

Отсутствие механизма гражданско-правовых средств противо­действия коррупционным преступлениям образует существенный пробел в законодательстве. В частности, нет специальных норм о недействительности коррупционных сделок (состав и последствия), отсутствуют исследования, определяющие понятие и последствия коррупционной сделки.

Гражданско-правовой механизм противодействия коррупционным правонарушениям не ограничивается предусмотренными российским законодательством составами недействительности коррупционных сделок. Необходимым элементом является причинение в результате акта коррупции гражданско-правового вреда законным интересам конкретных физических или юридических лиц .

Таким образом, ответственность за коррупцию в публичных договорных отношениях субъекта федерации следует рассматривать в нескольких аспектах:

  1. «Антикоррупционные» оговорки в публичных договорах, наличие условий в договорных отношениях, исключающих корруп­ционные риски, условий недействительности коррупционных сделок и возмещения ущерба, понесенного юридическими и физическими лицами в результате коррупционной сделки.
  2. Установление порядка регистрации и учреждение реестров договоров (соглашений) и протоколов о намерениях, регулирующих договорные отношения субъектов федерации, размещение текстов дого­воров на сайтах Правительств субъектов федерации и в сети Интернет.
  3. Определение субъектов, правомочных участвовать от имени субъекта федерации в договорном процессе и подписании договоров (соглашений).

Список литературы:

Причины и последствия коррупции

Исследование отечественной коррупции позволило выявить не только ее основные причины, общие для стран с переходной экономикой, но и некоторые специфические, чисто российские причины. К общим и основным причинам коррупции относятся:

— отсутствие оптимальной системы антикоррупционных законов и подзаконных актов;

— существенные недостатки и грубые ошибки в проведении экономических и социальных реформ;

— слабость, нерешительность, а иногда и полное политическое безволие государственной власти;

— кадровая, техническая и оперативно- тактическая неподготовленность правоохранительных органов к противодействию организованной преступности, в том числе и коррумпированным структурам всех уровней;

— криминализация значительной части политической элиты;

— моральная деградация определенных слоев общества;

— минимальный риск разоблачения коррупционеров и отсутствие жесткой, по отношению к ним, репрессии;

— привилегии на распоряжения собственностью и услугами, которые находятся в руках бюрократов.

К специфическим чертам российской коррупции следует отнести:

— характеристику коррупции как негативного фактора, активно способствующего реформированию общества в 80-90 годы, путем стимуляции процесса создания многих «первоначальных капиталов» и формированию социальных групп предпринимателей, в том числе и общественно вредной прослойки- олигархов;

— стремительный количественный рост чиновничества как кадровой базы коррупции;

— создание мощной, широко разветвленной теневой экономики и огромных незаконных доходов, значительная часть которых составляет основной источник финансирования коррупционеров;

— устойчивая толерантность (терпимость) населения к коррупции, особенно на ее низшем уровне. Когда общество становится снисходительным к коррупции, то ее уровень резко повышается;

— огромный разрыв между доходами самым богатым и самым бедным слоями общества;

— исключительная, по сравнению с другими демократическими государствами, монополия чиновничества на чрезмерно большой объем функциональных возможностей;

— широкий и беспрепятственный кадровый обмен между властными и коммерческими структурами.

Коррупция представляет серьезную угрозу национальной безопасности стран и влечет за собой серьезные негативные экономические, социальные и политические последствия.

Экономические последствия. Коррупция- один из двигателей теневой экономики, теневой сектор расширяется, что напрямую связано с сокращением налоговых поступлений, т.е. государство теряет финансовые рычаги управления экономикой. Неэффективно используются бюджетные средства. При этом коррупция значительно деформирует структуру государственных расходов. Еще одним последствием является нарушение конкурентных механизмов рынка (преимущество получает не тот, кто объективно более конкурентоспособен, а тот, кто дал большую взятку). Увеличение же затрат предпринимателей на это своего рода «дополнительное налогообложение» приводит к росту цен, что является ударом по покупательной способности населения и экономике в целом. Коррупция ведет к ухудшению инвестиционного климата, а отсутствие инвестиций- препятствие для экономического развития.

Социальные последствия. В силу ослабления бюджета власть теряет способность эффективно решать социальные проблемы. На фоне этого увеличивается имущественное неравенство, происходит перераспределение средств в пользу узких групп людей зачастую за счет наиболее уязвимых слоев населения. Коррупция в правоохранительных органах приводит к росту и укреплению организованной преступности. Таким образом, увеличивается социальная напряженность.

Политические последствия. Вектор политики меняет направление от общенационального развития к обеспечению благосостояния достаточно узкого круга людей. Уменьшается доверие к власти, растет ее отчуждение от общества, снижается политическая конкуренция. На международной арене престиж страны неуклонно падает, растет угроза ее политической и экономической изоляции.

Подводя итог вышеизложенному, мы видим, что коррупция зародилась еще в глубокой древности и продолжает существовать по сей день, но ее размах приобрел более крупные масштабы. Применение постнеклассической методологии исследования такого сложного социального явления как коррупция позволяет, как представляется, не только предложить соответствующие теоретические выкладки для ее концептуального осмысления, но и выявить основные направления конкретной практической деятельности, как правоохранительных органов, так и общественных институтов для эффективного противодействия коррупционным «сетям», а также выработать соответствующую антикоррупционную политику.

Коррупционное преступление



Целью исследования данной статьи является рассмотрение особенностей преступлений коррупционной направленности. Нормативную основу исследования составили УК РФ, федеральные законы РФ.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что коэффициент коррупционных преступлений растет и это, в свою очередь, требует повышенного внимания, поскольку несет угрозу экономической безопасности государства.

На сегодняшний день в Российской федерации отсутствует нормативно-правовой акт квалифицирующий преступление как коррупционное. Множество работ советских и российский учёных-криминологов посвящены изучению данной проблемы. Анализ источников показывает, что специалисты определяют круг коррупционных преступлений следующим образом:

1) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);

2) мошенничество (ст. 159 УК РФ)

3) получение взятки (ст. 290 УК РФ);

4) дача взятки (ст. 291 УК РФ);

5) служебный подлог (ст. 292 УК РФ).

Таким образом коррупционное преступление — это корыстное ненасильственное преступление, связанное с незаконным использованием должностного (служебного) положения или особого статуса физического лица, позволяющего оказывать влияние на проведение каких-либо общественных мероприятий.

Основополагающие принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и устранение последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Согласно вышеуказанному закону, преступлением коррупционной направленности является нарушение норм уголовного законодательства, посягающее на управленческие отношения, совершенное должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции, с корыстной целью путем незаконного извлечения имущественной выгоды, либо путем предоставления имущественной выгоды. Это проявляется в форме незаконного распределения и перераспределения общественных ресурсов и фондов, незаконного присвоения общественных ресурсов в личных целях, воспрепятствование осуществлению правосудия.

Важно отметить, что коррупционное преступление всегда совершается с целью получения выгоды имущественного характера. Кроме того, такое преступление не является насильственным, поскольку не создает угрозы жизни и здоровью человека. При этом оно всегда основано на противоправном использовании должностного (служебного) положения.

Следует отметить, что основная часть преступлений коррупционной направленности совершается в соучастии (организованными преступными группами и сообществами). Зачастую, к ответственности привлекаются организаторы преступных схем, остальные же участники коррупционной сделки остаются вне поле зрения правоохранителей.

Опасность коррупционной группы состоит в перспективном объединении должностных, физических и юридических лиц в целях извлечения незаконной имущественной выгоды путем использования ее участниками своих должностных полномочий или положения.

Незаконная деятельность соучастников коррупционных преступлений представляет собой совокупность совместно совершенных двумя или более лицами преступлений, выражающихся в активном или пассивном служебном подкупе.

В свою очередь личностью преступника — соучастника коррупционного преступления является совокупность социально-демографических, уголовно-правовых признаков, нравственных свойств, психологических особенностей лица, влияющих в зависимости от отведенной роли в совместном совершении преступлений, в сочетании с внешними условиями на его преступное поведение для достижения корыстной цели специального субъекта коррупционного преступления.

Так, умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении преступления, предусмотренного статьями 204, 289, 290, 291, 291.1 УК РФ, а равно совершение лицом преступления, предусмотренного частями 1–4 статьи 291.1 УК РФ, является соучастием в коррупционном преступлении. .

Посредничеству во взяточничестве посвящена самостоятельная статья Особенной части УК РФ, которой названое правонарушение признано специальным видом соучастия в коррупционном преступлении.

Этот вид соучастия в коррупционном преступлении, объединяет в себе не только соучастие в двух преступлениях (в получении взятки и в даче взятки), но и различные функции соучастников (организацию, подстрекательство и пособничество).

Преступлением предусмотренным уголовным законом является как передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя, так и предложение посредничества или обещание его. Несмотря на то, что преступление еще не совершено, соответственно не окончено, законодатель, пытаясь достичь цели искоренения коррупции и взяточничества, сделал исключение. То есть преступление посредничество во взяточничестве согласно ст. 291. 1 считается оконченным после предложения содействия в получении или передаче взятки.

В свою очередь, взяткодатель непременно должен осознавать, что извлекаемая им выгода от участия в коррупционной сделке это не что иное, как совершение государственным служащим уголовно наказуемого преступления. Именно в этом случае есть основание привлечь его к предусмотренной уголовным законом ответственности..

Коррупционные преступления подрывают авторитет органов государственной власти, нарушают конституционные права и свободы граждан, негативно влияют на экономическое и социальное развитие, препятствуют качественному предоставлению государственных и муниципальных услуг.

Повышенная опасность коррупционных преступлений свидетельствует о необходимости пресечения возникновения коррупционных связей, а также установления уголовной ответственности за незаконное (коррупционное) обогащение (подавление мотивации и целей коррупционных правонарушений, которые обычно имеют корыстную направленность).

Литература:

  1. О противодействии коррупции: федер. закон № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 г. (в ред. от 28 ноября 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (Ч. 1). Ст. 6228 (далее — Закон о противодействии коррупции).
  2. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 98-ФЗ с изменениями и дополнениями на 4 июля 2003 г.
  3. Клейменов М. П. Экспертные оценки коррупции в мире и России // Меры противодействия коррупции: проблема разработки и реализации: Материалы науч.-практ. семинара с прил. междунар. правовых актов и проектов федеральных законов / Под ред. С. В. Землюкова. Барнаул, 2009. С. 99.

1. Понятие коррупции. Её основные виды

1. Понятие коррупции. Её основные виды.

Коррупция – это злоупотребление доверием и властью в корыстных целях. Это способ взаимодействия субъектов правоотношений , при котором один из них (чаще оба)используют своё положение в корыстных целях.
Согласно Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ»О противодействии коррупции» под «коррупцией» понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
А. Хайденхаймер подразделил коррупцию на белую, серую и черную.
Белая обозначает практики, относительно которых в общественном мнении существует согласие: данные действия не считаются предосудительными. Они, по существу, интегрированы в культуру и не воспринимаются как проблема.
^ Черная коррупция является объектом иного консенсуса: действия осуждаются всеми слоями общества.
Серой коррупцией А. Хайденхаймер назвал те практики, относительно которых никакого согласия не существует. Именно вокруг серой коррупции возникают скандалы .
По предметному признаку коррупция подразделяется на материальную и нематериальную.
^ Материальная коррупция – это вид коррупции, при котором имеет место подкуп или хищение вне зависимости от формы проявления (деньги, ценности). К материальной коррупции относятся: подкупы, взятки, казнокрадство, откаты.
^ Нематериальная коррупция – это разновидность коррупции , характеризуемая оказанием услуг нематериального характера. К нематериальной коррупции относят: лоббизм, фаворитизм, непотизм, кронизм, протекционизм, трайболизм.
В соответствии с классификацией коррупции по типам клиентов выделяются монокоррупция, эндогенная (горизонтальная, нисходящая, восходящая и смешанная) и экзогенная (бытовая, деловая, криминальная) коррупция.
^ Эндогенная коррупция представляет собой вид коррупции, в которой в качестве клиентов выступают должностные лица органов власти и бюджетных организаций, то есть отношения происходят внутри властной структуры (или нескольких властных структур) между отдельными должностными лицами. Эндогенная коррупция в свою очередь делится на следующие виды:
А) Горизонтальная: вид коррупции, выражающийся в сговоре между должностными лицами, не состоящими друг с другом в отношениях начальника – подчиненного (принципала – агента), для достижения корыстных интересов (например, сговор между чиновниками из разных управлений);
Б) Нисходящая: подкуп, давление со стороны вышестоящего должностного лица по отношению к нижестоящему в целях достижения корыстных интересов (влияния на принятие определенного желаемого решения в той или иной ситуации);
В) Восходящая: подкуп вышестоящего должностного лица нижестоящим с целью получения от него защиты коррупционного дохода;
^ Экзогенная коррупция представляет собой вид коррупции, в которой отношения выходят за рамки властных структур, а клиентами являются отдельные граждане и организации. Экзогенная коррупция делится на бытовую, деловую, кроме этого особо выделяют криминальную коррупцию:
А) Бытовая: коррупционные отношения возникают между должностным лицом и гражданином;
Б) Деловая: коррупционные отношения возникают между должностным лицом и организацией (юридическим лицом или его представителем, а также индивидуальным предпринимателем);
В) Криминальная: коррупционные отношения возникают между должностным лицом и представителем криминального мира.
^

2. История коррупции в России.

Изначально коррупция для чиновников в России была законным видом деятельности. Государственные чиновники жили за счет кормлений, т. е. на подношения от тех, кто был заинтересован в их деятельности. Князь посылал своих представителей (воевод, наместников) в провинцию без денежного вознаграждения, но наделив их огромными полномочиями. Собрав мзду, наместники возвращались в столицу, где излишки накопленного добра у них отнимали в пользу казны. Так формировалась круговая порука столичных и провинциальных взяточников. Кормления были официально отменены в 1556 г., но традиция жить и богатеть за счет подданных сохранилась в нашем менталитете, к сожалению, и по сей день.
К XV веку коррупция в России приобрела характер системы. Если чиновник выполнял за подношение какое-то действие (между прочим, свои прямые обязанности), это называлось мздоимство и воспринималось как норма. Но — если чиновник при этом не нарушал закона. Если же его подкупали для совершения чего-то незаконного, что было возможно благодаря его должности, это относилось уже к . С лихоимством пытались бороться. Первый закон о наказании судей за взятку можно найти в Судебнике 1497 г.
Спустя полвека, в Судебнике 1550 г., вопрос взяточничества стал рассматриваться более детально. Так, для дьяка, который за взятку составил подложный протокол или исказил показания сторон, было предусмотрено наказание в форме тюремного заключения. Кроме того, он должен был выплатить штраф в размере суммы иска. Иван Грозный, любитель кардинальных мер, не ограничился поркой за лихоимство; он определил в качестве наказания взяточникам смертную казнь.
С XVI века возникло новое проявление взяточничества — вымогательство. Соборное уложение 1649 г. предусматривало многочисленные наказания за преступления, подпадавшие под понятие коррупции: подлог при переписке судебного дела, утайку пошлин при регистрации дел, притеснение населения.
В царствование Петра I впервые было осознано, что коррупция является ужасным злом для государства, подрывает бюджет страны и разлагает общество. Петр начал вести активную борьбу против коррупции. С 1715 года чиновники стали получать фиксированную зарплату, а взятка в любой форме стала считаться преступлением. Но его сподвижники в один голос заявили, что в этом случае государь просто останется без подданных. Император советников послушал, но смертную казнь за взяточничество все-таки ввел. В XIX веке ситуация с коррупцией в стране улучшилась не особо. Хотя Екатерина II вернула фиксированное жалованье чиновникам, но выдавалось оно бумажными деньгами, которые к началу XIX века стали сильно обесцениваться по сравнению с металлическими.
Процветанию коррупции также способствовали и другие факторы. Долгое время стране не хватало квалифицированных служащих. Особенно остро эта проблема стояла на окраинах огромной империи.Кроме того, в русской культуре так сложилось, что обычай преобладал над действующим законодательством. За столько веков крепостного права, в условиях которого подношения хозяину были естественными, сложились особенности массового сознания. Традиция подарков переносилась на взаимоотношения с государственной властью, поэтому люди приносили подношения,
В итоге к середине XIX века чиновники практически всех рангов постоянно злоупотребляли своим положением и находились при этом в страхе перед разоблачением.
Государственная власть пыталась бороться с засильем коррупции, неоднократно ставила законодательные барьеры, особенно в самом низу административной пирамиды, но всякий раз безрезультатно. Не прижились ни попытки конкурсного распределения казенных подрядов, ни иные такого же рода нововведения.
После революции в стране поменялось все, кроме коррумпированности общества. Монархия пала — коррупция выжила. Из поздней переписки Ленина и его последних статей становится ясно, что и он пытался организовать борьбу с нечистоплотностью госаппарата, например учредить для контроля над ним специальную рабоче-крестьянскую инспекцию… Успеха эта мера не имела.
При Сталине отношение к коррупции вообще приняло интересный оборот. Борьба с коррупцией носила, скорее, показательный характер и применялась все больше в политических целях, для расправы с неугодными лицами.
Появилась никогда ранее не существовавшая система .Все высшим чинам в партаппарате, НКВД, прокуратуре и армии выдавалась вторая, нигде не декларированная зарплата. Эта система очень стимулировала верность вождю. Отменил эту систему Хрущев.
Все это время официально коррупции у нас в стране не было; власти не признавали этого слова, позволив ввести его только в конце 1980-х годов. Вместо него использовались термины , , злоупотребления> и пр. Но отрицать понятие — значит отрицать и явление. И это в то время, как очень и очень многие, занимающие хоть какие-то посты, считали само собой разумеющимся отпускать за взятки дефицитную продукцию, выделять оборудование и материалы, назначать на ответственные должности, корректировать и снижать плановые задания, скрывать махинации. Каждый использовал служебное положение, как мог. Взять хоть торговлю. Если советский человек хотел жить хоть сколько-нибудь комфортно, он должен был заиметь людей (или так называемый . Причиной того был, конечно же, дефицит — на 90 % товаров народного потребления.

В крахе советского режима большую роль сыграл именно шок от выявленных в конце 1980-х злоупотреблений на самом высоком уровне. Однако радикальные либералы во главе с Б.Н. Ельциным, которые шли к власти именно под лозунгами борьбы с коррупцией, — оказавшись наверху, заметно перекрыли достижения своих предшественников. В 1990-х годах на Западе говорили, что в России большинство государственных служащих попросту не догадываются, что личное обогащение на службе является криминалом. Подобные заключения делались не на пустом месте. Официальные доходы госчиновников оставались довольно скромными, но при этом без их разрешения заниматься бизнесом было практически невозможно. Особенно щедрой оказалось проведение приватизации. Ее организаторы имели уникальные условия для злоупотреблений.
Но самое неприятное в постсоветской коррупции — ее децентрализованный характер. Если в других странах достаточно одному-двум высокопоставленным чиновникам, то в России приходится платить всем чиновникам без исключения, начиная от секретарши в приемной, заканчивая налоговыми инспекторами.
Сегодняшнее правительство, как и правители прошлых эпох, пытается противостоять этой заразе, но пока в массовом сознании коррупция будет восприниматься как нормальное и неизбежное явление, ничего не изменится. Пока взятки будут предлагать, их будут брать, какие бы суровые наказания за это ни грозили.
3. Причины коррупции в России.
Коррупция в России, да и не только в России, пронизывает все слои общества: органы власти, предпринимателей, общественные организации, тем самым неся негативные последствия как для общества, так и для государства в целом.
Причины коррупции:
1)Правовые:

  • Недостаточность жесткого наказания за совершение деяния
  • Наличие коллизий
  • Неопределенность правовых норм
  • Отсутствие правового регулирования в некоторых сферах деятельности
  • Низкая эффективность правовых применительной практики
  • Слабость судебной системы. Нищета судов и отсутствие контроля качества судебных решений заменяют формальную независимость судов их реальной зависимостью от почти любого источника финансирования, который может носить в том числе и преступный характер.

2)Экономические:

  • Низкая заработная плата
  • Неразвитая рыночная система
  • Не отработанность применяемых экономических механизмов
  • Отсутствие баланса налогового обложения

3)Социальные

  • Низкий морально нравственный уровень граждан
  • Культ неразумного потребления
  • Недостаточная информированность и организованность граждан
  • общественная пассивность в отношении своеволия «власть имущих» и т д .

4)Институциональные

  • Наличие административных барьеров
  • Закрытость административных процедур
  • Наличие неформальной связи в государственных органах
  • Слабость кадровой политики в государственных органах
  • Громоздкая система отчетности
  • Отсутствие прозрачности в системе законотворчества

4.Социально-экономические причины коррупции в России.
Экономические причины коррупции представляют собой наличие таких условий, которые создают почву для коррупционных правонарушений в экономической и финансовой сферах . Экономические причины коррупции – это, прежде всего, низкие заработные платы государственных служащих, их высокие полномочия влиять на деятельность фирм и граждан, неразвитость экономической системы в России, неотработанность применения экономических механизмов , отсутствие баланса в системе налогообложения.
К социальным причинам коррупции в России относят: низкий морально-нравственный уровень граждан, деморализация общества, недостаточная информированность и организованность граждан, общественная пассивность в отношении своеволия «власть имущих».

I вариант.

1. Что такое коррупция?
а) Необходимое условие для существования российского общества
б) Удобный формат решения вопросов
в) Окисление железа под действием кислорода воздуха, влаги и углекислого газа, сопровождающееся образованием на поверхности металла слоя ржавчины, состоящей главным образом из водной окиси железа
г) Злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами+

2. Что входит в понятие «профилактика коррупции»:
а) деятельность правоохранительных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий по пре- дупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции
б) деятельность институтов гражданского общества, организаций и фи- зических лиц по выявлению и последующему устранению причин коррупции
в) деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции +
г) деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции.

3. Когда был утвержден Национальный план противодействия коррупции?
а) В 2009 году
б) В 2010 году+
в) В 2011 году

4. На основе каких принципов строится противодействие коррупции в Российской Федерации?
а) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления +
б) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений +
в) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер +
г) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции +
д) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами +
е) защищенность служащих от неправомерного вмешательства в их про- фессиональную служебную деятельность.

5. Кому поручено в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции организовать в централизованном порядке переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции?
а) Правительству Российской Федерации, президиуму Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции+
б) Правительству Российской Федерации
в) Министерству образования и науки Российской Федерации

6. В какое время государственный гражданским служащим нужно предоставить сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера?
а) не позднее 1 мая года, следующего за отчетным
б) не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. +

7. Кто обязан предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей?
а) граждане, претендующие на замещение должностей государственной гражданской службы (далее – гражданская служба) +
б) граждане, претендующие на замещение должностей гражданской службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

8. Что запрещается гражданскому служащему в связи с прохождением гражданской службы?
а) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц +
б) заниматься предпринимательской деятельностью лично.

9. Какая сумма денег признается крупным размером взятки (а также стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера):
а) до 25 тысяч рублей
б) от 25 до 150 тысяч рублей
в) от 150 тысяч рублей до 1 миллион рублей+
г) превышающие 1 миллион рублей

10. В чем может состоять предотвращение или урегулирование конфликта интересов на гражданской службе?
а) в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов +
б) в понижении гражданского служащего в должности
в) в отстранении гражданского служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке +
г) в отказе гражданского служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов +
д) в увольнении гражданского служащего с гражданской службы

11. В каких ситуациях лицо, которое дало взятку освобождается от уголовной ответственности:
а) если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица+
б) в случае деятельного раскаяния
в) если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки+
г) при возмещении причиненного вреда.

12. Когда происходит непринятие гражданским служащим, который является стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, то это является:
а) несоблюдением требований к служебному поведению, влекущим наложение дисциплинарного взыскания
б) правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы+
в) несоблюдением обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, влекущим наложение дисциплинарного взыскания.

13. Какие из данных правонарушений являются коррупционными:
а) злоупотребление служебным положением
б) дача взятки, получение взятки, посредничество во взяточничестве
в) злоупотребление полномочиями
г) коммерческий подкуп
д) все выше указанные.+

14. Есть ли такое право у представителя нанимателя – снять с гражданского служащего взыскание за коррупционное правонарушение до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания?
а) да, при условии добросовестного и эффективного исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей
б) да, по ходатайству непосредственного руководителя государственного гражданского служащего
в) законом такое право представителя нанимателя не предусмотрено. +

15. Какое из данных утверждений является правильным?
а) Противодействие коррупции в РФ осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, институты гражданского общества, организации и физические лица
б) Противодействие коррупции в РФ осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, институты гражданского общества, организации и физические лица в пределах своих полномочий+
в) Противодействие коррупции в РФ осуществляют аудиторские организации, в пределах полномочий, предоставленных им внутренними регламентами аудиторских объединений

16. Кто утвердил Национальный план противодействия коррупции?
а) Федеральным законом
б) Указом Президента РФ+
в) Постановлением Правительства РФ

17. В каких ситуациях гражданский служащий должен представить сведения о расходах?
а) в случае, если общая сумма по каждой сделке, совершенной граждан- ским служащим, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений, превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за два последних года, предшествующих отчетному периоду;
б) в случае, если общая сумма по каждой сделке, совершенной граждан- ским служащим, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними 6 детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений, превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду; +
в) в случае, если общая сумма по каждой сделке, совершенной граждан- ским служащим, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений, превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, включая отчетный период.

18. Какой вид сделок в соответствии с действующим законодательством учитываются при определении обязанности гражданского служащего представлять сведения о расходах?
а) сделка по приобретению земельного участка +
б) сделка по приобретению нежилого помещения (хозяйственные склады, гараж и т.п.) +
в) сделка по приобретению предметов искусства
г) сделка по приобретению жилого помещения (квартира, дом) +
д) сделка по приобретению транспортного средства +
е) сделка по приобретению ювелирных изделий стоимостью свыше 500 тысяч рублей
ж) сделка по приобретению ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) +
з) сделка по приобретению предметов искусства, стоимость которых превышает 500 тысяч рублей

19. Кто должен знать о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, кроме госслужащего?
а) представитель наниматель +
б) лицо, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в государственном органе
в) правоохранительные органы
г) комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
д) своего непосредственного начальника.

20. Какая форма предусмотрена для уведомления госслужащим о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения?
а) в письменной форме +
б) в устной форме
в) не имеет значения.

II вариант.

1. Выберите, какими законодательными и нормативными актами регулируется порядок противодействия коррупции в РФ в отношении государственных служащих:
а) только нормами ФЗ №273 «О противодействии коррупции»;
б) только нормами ФЗ №273 «О противодействии коррупции» и ФЗ №79 «О государственной гражданской службе»
в) всеми перечисленными нормами: ФЗ №273 «О противодействии коррупции» и ФЗ №79 «О государственной гражданской службе», актами субъектов РФ.+

2. Определите ситуации, при которых госслужащий имеет право участвовать в управлении некоммерческой организации:
а) при избрании единоличным исполнительным органом;
б) в качестве представителя учредителя, коим выступает субъект Российской Федерации, имеющий долю в уставном капитале+
в) при вхождении в коллегиальный орган управлении.

3. Отметьте, в какой ситуации госслужащий может принять подарок в ходе выполнения своих должностных обязанностей:
а) если стоимость подарка не превышает 3 тысяч рублей;
б) если подарок выражается в оказании услуг, оплате транспортных расходов, к примеру;
в) если подарок вручен на официальном мероприятии.+

4. Есть ли у госслужащего право принимать почетные звания от иностранных государств или международный организаций:
а) Да, имеет право;
б) Нет, не имеет права;
в) Имеет право только с разрешения представителя нанимателя+

5. Есть ли у госслужащего право заниматься оплачиваемой деятельности, помимо государственной службы:
а) Нет, не имеет;
б) Да, имеет право;
в) Да, имеет право с разрешения представителя нанимателя.+

6. Есть ли у госслужащего право открыть счет на члена семьи в банке за пределами Российской Федерации:
а) Нет, не может ни при каких обстоятельствах;
б) Да может, но тайно;
в) Да, может, если жена проживает за границей, а служащий представляет интересы государства.+

7. Есть ли у госслужащего право после увольнения заниматься трудовой деятельность в организациях, которые курировались им в ходе выполнения должностных обязанностей:
а) Нет, не имеет права, ни при каких обстоятельствах;
б) Имеет, только с согласия специальной комиссии;+
в) Имеет, если среднемесячная заработная плата не превышает 100 тысяч рублей.

8. Выберите случай, при котором госслужащий может быть исключен из реестра, уволенных лиц:
а) по истечении 3-х лет;
б) при отмене акта, на основании которого данные гражданина были включены в реестр;+
в) по окончания срока, который предусмотрен для разглашенных данных в качестве государственной тайны.

9. Определите, возможно ли такая ситуация, что родственники жены госслужащего работают с зятем в одном учреждении, относящимся к государственному органу:
а) Нет, не могут ни при каких обстоятельствах;
б) Да, могут, так как они родственники по свойству и не являются близкими;
в) Да, могут, если не являются подчиненными либо же подконтрольными друг другу;+

10. Есть ли у госслужащего право публично высказываться, в том числе в СМИ и давать оценки либо высказывать свои суждения:
а) Да, имеет право;
б) Нет, не имеет права;
в) Да, имеет право, если это входит в его должностные обязанности.+

11. Есть ли у госслужащего право быть совместителем в ином учреждении?
а) Нет, не имеет права;
б) Да, имеет право;
в) Имеет право только с разрешения представителя нанимателя.+

12. Должен ли госслужащий представлять отчет о своих расходах:
а) Да, обязан;
б) Нет, не обязан;
в) Обязан, но только если замешает должности, согласно утвержденному нормами закона перечнем.+

13. Конфликт интересов для государственного служащего это:
а) конфликтная ситуация с коллегой по работе;
б) личная заинтересованность при разрешении вопроса, входящего в круг должностных обязанностей;+
в) соподчиненность с родственниками.

14. В каком случае возможна утрата доверия государственного лица за совершенные коррупционные действия?
а) за получение взятки в крупных размерах;
б) наличие личной заинтересованности;
в) во всех случаях предусмотренных ФЗ №273 без учета размера причиненного ущерба.+

15. Выберите пример коррупционных действий:
а) преподавательскую деятельность за вознаграждение в качестве совместителя;
б) получение любого подарка;
в) использование служебного положения для получения выгоды в отношении родственников.+

16. Что обязана рассмотреть комиссия по соблюдения требований к служебному поведению госслужащего?
а) все обращения, содержащие сведения о совершении коррупционных действий государственным служащим предоставленных в любой форме даже анонимные;
б) все обращения, содержащие сведения о допущенных правонарушениях, включая уголовные и административные, совершенные государственными служащими;
в) обращения, содержащие сведения о совершении коррупционных действий государственным служащим.+

17. Входит ли в обязанности госслужащего личное пристуствие на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению:
а) Обязан;
б) Не обязан
в) Может отказаться, при определенных обстоятельствах+

18. Каким голосованием принимается решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению?
а) тайным голосованием;+
б) открытым голосованием;
в) смешанным голосованием.

19. Что из перечисленного относится к запретам, предусмотренным нормами ФЗ №79?
а) совместная работа близких родственников;+
б) публичные высказывания;
в) участие в управлении некоммерческой организацией.

20. О чем обязан уведомить государственный служащий представителя нанимателя?
а) обо всех случаях совершенных коррупционных действий;+
б) только о склонении к коррупционным действиям лично государственного служащего;
в) о коррупционных действиях, сведения о которых были получены в ходе исполнения должностных обязанностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх