Куперс

Бухучет и анализ

Крупный ущерб при банкротстве

В современных экономических реалиях огромное значение имеет вопрос проведения процедуры несостоятельности (банкротства) в соответствии с положениями действующего законодательства. Представляя из себя процедуру исключения из хозяйственного оборота неэффективных субъектов экономической деятельности, а также восстановления финансового состояния должников в случае наступления в их деятельности временных экономических трудностей, банкротство способствует развитию экономической деятельности за счет участия в ней только успешно хозяйствующих субъектов и повышению уровня экономики в целом.

Ключевым в понимании экономической и правовой сути несостоятельности (банкротства) является фактор проведения процедур в строгом соответствии с действующим законодательством. Именно поэтому в статье 2 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» понятие несостоятельности (банкротства) определено как «…признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей». Таким образом, банкротством является не любая неспособность должника удовлетворить требования кредиторов, а только неспособность, установленная арбитражным судом. С этой же целью вышеуказанным законом введены минимальные размеры требований, неспособность удовлетворить которые, является основанием для проведения банкротных процедур. Для юридических лиц такая сумма составляет триста тысяч рублей (статья 6 ФЗ № 127-ФЗ) с исключениями, установленными статьями 177, 183.16, 189.64, 190, 197 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в которых определяются минимальные суммы задолженности для сельскохозяйственных, финансовых и кредитных организаций, стратегических предприятий и субъектов естественных монополий. Для физических лиц такая минимальная сумма определена в пятьсот тысяч рублей (статья 213.4 ФЗ «О несостоятельности…»). Кроме того, для применения процедур несостоятельности обязательным условием является соблюдение установленных законом сроков, в течение которых должник не способен удовлетворить предъявляемые к нему требования.

С восстановлением в правовой системе России института банкротства начали появляться случаи использования субъектами гражданско-правовых отношений механизмов правового регулирования, предоставленных им законом, в целях причинения вреда их кредиторам. Чаще всего такие случаи имеют место в ходе предбанкротных и банкротных процедур и охватываются понятиями неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и фиктивного банкротства. Достаточно высокая степень общественной опасности преднамеренного и фиктивного банкротства связана со спецификой данных правонарушений, трудностью их выявления и неочевидностью деяний.

Ответственность за преднамеренное и фиктивное банкротство предусмотрена как административным, так и уголовным законодательством РФ. Частью 1 статьи 14.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за «Фиктивное банкротство, то есть заведомо ложное публичное объявление руководителем или учредителем (участником) юридического лица о несостоятельности данного юридического лица либо индивидуальным предпринимателем или гражданином о своей несостоятельности, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния», а частью 2 указанной статьи ― за «Преднамеренное банкротство, то есть совершение руководителем или учредителем (участником) юридического лица либо индивидуальным предпринимателем или гражданином действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица либо индивидуального предпринимателя или гражданина в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний». Между тем установление административной ответственности за преднамеренное и фиктивное банкротство не означает декриминализации указанных деяний. Уголовная ответственность за вышеуказанные правонарушения установлена статьей 196 УК РФ «Преднамеренное банкротство» и статьей 197 УК РФ «Фиктивное банкротство». В Уголовном кодексе РФ под преднамеренным банкротством понимается «…совершение руководителем или учредителем (участником) юридического лица либо гражданином, в том числе индивидуальным предпринимателем, действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия (бездействие) причинили крупный ущерб», а под фиктивным банкротством ― «…заведомо ложное публичное объявление руководителем или учредителем (участником) юридического лица о несостоятельности данного юридического лица, а равно гражданином, в том числе индивидуальным предпринимателем, о своей несостоятельности, если это деяние причинило крупный ущерб». Как следует из содержания диспозиции статей 196 и 197 УК РФ, их формулировка не содержит существенных отличий от формулировок преднамеренного и фиктивного банкротства статьи 14.12 КоАП РФ, что позволяет сделать вывод о том, что законодатель преднамеренно не устанавливает различий в диспозиции административного правонарушения и преступления, подчеркивая тем самым степень заинтересованности в правовом регулировании добросовестности процедуры несостоятельности. Отличительным признаком статей 196 и 197 УК РФ является прямое указание на наличие крупного ущерба, причиненного совершенным преступлением, что позволяет четко отграничить административное правонарушение от преступления. Крупным ущербом, согласно Примечанию к статье 169 УК РФ, определяющему размер ущерба для всех составов преступлений, указанных в Главе 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности», является ущерб в сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей. Таким образом, уголовная ответственность за преднамеренное и фиктивное банкротство наступает при наличии обязательного признака состава преступления ― крупного ущерба. В случае если ущерб не превышает установленной уголовным законом суммы, совершившие вышеуказанные деяния лица могут быть привлечены лишь к административной ответственности.

На практике деяния, подпадающие под признаки преднамеренного банкротства, выражаются, как правило, в создании новых юридических лиц и передаче в их уставный фонд основных средств предприятия-должника; фиктивной или неравноценной продаже имущества; выходе участников общества из состава учредителей с передачей им доли имущества организации; искусственном создании «дружественной» кредиторской задолженности; получении займов или кредитов под необоснованно жесткие условия и т.д. При фиктивном банкротстве чаще всего создаются ситуации формального отсутствия денежных средств для проведения выплат кредиторам в течение длительного периода. Так, целью фиктивного банкротства является получение отсрочки или рассрочки по уплате задолженности, уменьшение либо прощение долга путем введения в заблуждение кредиторов через публичное объявление о своей несостоятельности, перед объявлением которой ликвидные активы организации были переведены в собственность аффилированных лиц.

Таким образом, как административные правонарушения, так и преступные деяния, охватываемые понятием преднамеренного и фиктивного банкротства, имеют длящийся характер, причем таким деяниям придается формально соответствующий действующему законодательству вид, что существенно затрудняет выявление состоявшихся правонарушений и деяний. Кроме того, правоохранительные органы не занимаются впрямую выявлением таких составов. Ввиду двойственности ответственности (административная и уголовная) за совершение преднамеренного и фиктивного банкротства, а также в связи с недостатком в правоохранительных органах квалифицированных специалистов по выявлению преступлений в сфере банкротства, выявление признаков таких противоправных деяний фактически возложено на налоговые органы и арбитражных управляющих. Также выявление преднамеренного или фиктивного банкротства возможно только в случае принятия арбитражным судом судебного акта о начале процедуры банкротства, до этого момента исключена возможность как совершения, так и выявления преднамеренного и фиктивного банкротства.

Порядок взаимодействия налоговых и правоохранительных органов при выявлении преступлений определен утвержденной Приказом МВД России, ФНС России от 30.06.2009 года № 495/ММ-7-2-347 Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок. В силу указанного правового акта сотрудники правоохранительных органов принимают участие в проверке на основании мотивированного запроса налогового органа, подписанного руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. Участие сотрудников правоохранительных органов в налоговой проверке достаточно сильно ограничено как самой целью проверки ― выявление фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, так и ролью, отводимой этим сотрудникам в ходе проверки. Так как основаниями для направления запроса могут являться:

— наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, и необходимости проверки этих данных с участием сотрудников органов внутренних дел;

— назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для принятия по ним решения;

— необходимость привлечения сотрудников органов внутренних дел для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т.д.);

— необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих при исполнении ими должностных обязанностей,

то и содействие сотрудников правоохранительных органов специалистам налоговой службы не может выходить за рамки оснований запроса. Специалисты же налоговой службы не могут и не заинтересованы выходить за пределы, установленные налоговым законодательством, которое впрямую преднамеренное и фиктивное банкротство к нарушению законодательства о налогах и сборах не относит. Таким образом, выявление, а тем более, предупреждение преднамеренного и фиктивного банкротства в рамках налоговой проверки существенно затруднено.

Деятельность арбитражных управляющих по выявлению признаков преднамеренного и фиктивного банкротства определена Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 855 «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства». Указанными Правилами определены формальные признаки преднамеренного и фиктивного банкротства, имеющие ярко выраженный экономический характер. В качестве критериев для определения признаков противоправного деяния арбитражному управляющему предлагается провести анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период в соответствии с правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа (пункт 6 «Временных правил…»). В соответствии с пунктом 7 упомянутых Правил: «В случае установления на первом этапе существенного ухудшения значений 2 и более коэффициентов, проводится второй этап выявления признаков преднамеренного банкротства должника, который заключается в анализе сделок должника и действий органов управления должника за исследуемый период, которые могли быть причиной такого ухудшения…». При этом понятие «существенное ухудшение» не расшифровывается, что предоставляет арбитражному управляющему возможность весьма субъективного отношения к показателям предприятия, в отношении которого проводится анализ. Субъективность подхода арбитражного управляющего предопределена и последующими пунктами 8 и 9 вышеупомянутых Правил, которые устанавливают правила проведения анализа сделок должника в процедуре несостоятельности (банкротства). Так, арбитражный управляющий на основании пункта 8 Правил должен провести анализ сделок на предмет их соответствия законодательству Российской Федерации, выявить сделки, заключенные или исполненные на условиях, не соответствующих рыночным и послужившие причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности и причинившие реальный ущерб должнику в денежной форме, а также установить соответствие действий (бездействия) органов управления должника действующему законодательству. По всей вероятности данный пункт должен был исключить возможную предвзятость арбитражного управляющего, учитывая, что анализ должен в первую очередь установить соответствие сделок и деяний органов управления должника действующему законодательству. Однако отсылка к неким «рыночным условиям» совершения сделок и трактовка таких условий в пункте 9 указанных Правил позволяют рассматривать сделки, совершенные должником, исключительно с выгодной арбитражному управляющему точки зрения. К сделкам, заключенным на условиях, не соответствующих рыночным условиям, в соответствии с пунктом 9 Правил относятся:

— сделки по отчуждению имущества должника, не являющиеся сделками купли-продажи, направленные на замещение имущества должника менее ликвидным;

— сделки купли-продажи, осуществляемые с имуществом должника, заключенные на заведомо невыгодных для должника условиях, а также осуществляемые с имуществом, без которого невозможна основная деятельность должника;

— сделки, связанные с возникновением обязательств должника, не обеспеченные имуществом, а также влекущие за собой приобретение неликвидного имущества;

— сделки по замене одних обязательств другими, заключенные на заведомо невыгодных условиях.

Заведомо невыгодные условия сделки, заключенной должником, могут касаться, в частности, цены имущества, работ и услуг, вида и срока платежа по сделке. Таким образом, оценка ликвидности имущества, выгодности или невыгодности условий сделки целиком зависит от субъективного мнения арбитражного управляющего, которым будут руководствоваться не только кредиторы и арбитражный суд в рамках дела о банкротстве, но и правоохранительные органы и суд по административным делам, рассматривающие сообщение о преступлении или дело об административном правонарушении. При этом арбитражный управляющий не связан необходимостью со всей надлежащей объективностью и добросовестностью установить соответствие деяний руководителей должника действующему законодательству и исключить противоправность таких деяний ввиду сложившихся условий или ошибки при принятии решения о совершении той или иной сделки. В заключении арбитражного управляющего, которое в подавляющем большинстве случаев является поводом для возбуждения дела об административном правонарушении или уголовного дела, достаточно лишь провести формальный анализ экономических показателей должника в деле о несостоятельности и указать субъективную оценку арбитражного управляющего в отношении проанализированных экономических показателей и сделок. В результате вопрос возбуждения административного производства или уголовного преследования фактически находится в ведении лица, не только не обладающего соответствующей компетенцией, но даже не являющегося государственным служащим или сотрудником судебной системы.

Более четкие критерии установлены Временными правилами для определения признаков фиктивного банкротства. Эти критерии связаны с проводимым арбитражным управляющим анализом значений и динамики коэффициента абсолютной ликвидности, коэффициента текущей ликвидности, показателя обеспеченности обязательств должника его активами, а также степени платежеспособности по текущим обязательствам должника. В случае если проведенный анализ указывает на наличие у должника возможности удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) об уплате обязательных платежей без существенного осложнения или прекращения хозяйственной деятельности, арбитражный управляющий делает основанный на объективных данных вывод о наличии признаков фиктивного банкротства.

Безусловно, передача вопроса об определении признаков административного правонарушения или преступления в компетенцию лиц, не имеющих судейских полномочий и не являющихся сотрудниками правоохранительных органов, существенно затрудняет выявление и предупреждение противоправных деяний в области преднамеренного и фиктивного банкротства. Более того, выявление таких противоправных деяний даже сотрудниками налоговых органов, не говоря уже об арбитражных управляющих, на основе субъективно оцениваемых экономических показателей может привести и приводит к серьезным ошибкам и злоупотреблениям в данной сфере. Между тем ущерб от совершения вышеуказанных противоправных деяний связан не только с ущербом кредиторов от деяний должника, но и с латентностью таких деяний, так как невыявление или несвоевременное выявление преднамеренного или фиктивного банкротства не позволяют кредиторам, арбитражному управляющему и суду, рассматривающему дело о несостоятельности, принять эффективные меры для обеспечения нормального хода процедуры банкротства.

Более четко выявление и документирование противоправных деяний в сфере банкротства регламентированы Методическими рекомендациями по выявлению и пресечению преступлений в сфере экономики и против порядка управления, совершенных сторонами исполнительного производства, утвержденными ФССП России 15 апреля 2013 года за № 04-4. Разделом «Вопросы выявления и документирования преступлений в сфере криминального банкротства» установлено, что судебный пристав-исполнитель при определении признаков преднамеренного и фиктивного банкротства обязан установить следующие обстоятельства:

При преднамеренном банкротстве:

  • имело ли место создание или увеличение неплатежеспособности (невозможность лица рассчитаться по своим денежным обязательствам, хотя стоимость имеющегося у него имущества превышает сумму его долгов);

  • каков период создания и (или) увеличения неплатежеспособности (до момента признания банкротом);

  • какие сделки заключались, являются ли они экономически целесообразными;

  • последствия заключения сделок, какой ущерб причинен этими действиями и кому именно, является ли ущерб крупным, являются ли последствия тяжкими;

  • имели ли место неоправданные издержки и другие расходы, не соответствующие имущественному положению должника и повлекшие создание или увеличение неплатежеспособности;

  • цель преднамеренного банкротства (например: не преследовал ли должник цели уклонения от уплаты долгов);

При фиктивном банкротстве:

  • имело ли место заявление о признании должника банкротом (обращение с заявлением в суд либо добровольное объявление о своем банкротстве), кем оно сделано (руководителем, собственником или иным лицом), при каких обстоятельствах;

  • соответствует ли заявление действительному финансовому состоянию и имущественному положению должника, какова цель подачи (получение отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, неуплата долгов), является ли заявление ложным;

  • осознает ли должник ложность своего заявления о банкротстве;

  • имело ли место согласие кредиторов на рассрочку платежей, сокращение долга или прощение долгов при мировом соглашении;

  • имела ли место фальсификация документов, каких именно, кем и каким способом.

Таким образом, ФССП РФ выработана достаточно эффективная система критериев для определения признаков преднамеренного или фиктивного банкротства, а выявление таких противоправных деяний находится в компетенции лиц, обладающих соответствующими полномочиями. Вопросы же экономической эффективности сделок могут быть разрешены путем проведения соответствующей экспертизы, методика проведения которой разработана Минэкономразвития РФ (Приказ Минэкономразвития РФ от 05.02.2009 года № 35 «Об утверждении методических рекомендаций по проведению финансово-экономической экспертизы, назначенной в ходе предварительного следствия, судебного разбирательства уголовных дел, возбужденных по признакам преступления, предусмотренного статьей 196 Уголовного кодекса Российской Федерации, и методических рекомендаций для специалистов, привлекаемых к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, при проверке следователем сообщения о преступлении, предусмотренном статьей 196 Уголовного кодекса Российской Федерации»).

Противодействие противоправным деяниям в области банкротства начинается с эффективной работы с дебиторской задолженностью. Основной задачей является не допустить для должника малейшей возможности непогашения задолженности. Особую значимость приобретает анализ экономического состояния должника и правовой анализ законности и обоснованности его деятельности.

Общая стагнация в экономике заставляет значительно снижать меры предосторожности. Нередки примеры неэффективного использования возможностей, предоставляемых действующим законодательством для обеспечения интересов хозяйствующих субъектов. В хозяйственной деятельности крайне редко применяются способы обеспечения обязательств, не связанные с взысканием неустойки, при использовании каких-либо способов, связанных с передачей имущества в обеспечение исполнения обязательства, эффективный контроль за состоянием обеспечения не осуществляется. Крайне редко используется страхование рисков неисполнения обязательства. Между тем соблюдение таких простейших мер способно серьезно улучшить положение кредитора в случае неисполнения обязательства должником. Однако в практике российского бизнеса предпочтение отдается минимизации текущих расходов, без обращения внимания на отсроченные риски. Неэффективно ведется контроль деятельности должника по исполнению обязательства, принимаемых им решений в рамках корпоративной деятельности, информация о его деятельности и финансовом состоянии получается либо с сайта должника, либо из иных открытых источников, является неполной и зачастую несоответствующей действительности. Даже такая информация не подвергается надлежащему анализу, ее использование кредитором связано с реакцией на уже произошедшие события.

Приобретенный в ходе практической работы опыт позволяет сделать вывод о том, что сопровождение банкротства, в особенности, если в ходе банкротства возникают основания полагать, что должником совершены или совершаются противоправные деяния, возможно только командой высококвалифицированных экспертов в области экономики и юриспруденции. Такая работа требует высочайшей квалификации и ответственности каждого специалиста.

Адвокат М.В. Михайловский

Преднамеренное банкротство — уголовно-наказуемое деяние

Преднамеренное банкротство (ст. 196 УК РФ), то есть умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб либо иные тяжкие последствия, —
наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.

Неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК РФ)

Сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, передача имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность, если эти действия совершены руководителем или собственником организации — должника либо индивидуальным предпринимателем при банкротстве или в предвидении банкротства и причинили крупный ущерб, — наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев. Неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов руководителем или собственником организации — должника либо индивидуальным предпринимателем, знающим о своей фактической несостоятельности (банкротстве), заведомо в ущерб другим кредиторам, а равно принятие такого удовлетворения кредитором, знающим об отданном ему предпочтении несостоятельным должником в ущерб другим кредиторам, если эти действия причинили крупный ущерб, — наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года со штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев либо без такового.

Фиктивное банкротство

Фиктивное банкротство, то есть заведомо ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб, — наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.

Фиктивное и преднамеренное банкротство как административные правонарушения

Фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12. КоАП РФ): фиктивное банкротство, то есть заведомо ложное объявление руководителем юридического лица о несостоятельности данного юридического лица или индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности, в том числе обращение этих лиц в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, — влечет наложение административного мировым судьей штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет.
Преднамеренное банкротство, то есть умышленное создание или увеличение неплатежеспособности юридического лица или индивидуального предпринимателя, — влечет наложение административного штрафа мировым судьей в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Неправомерные действия при банкротстве как административное правонарушение (ст. 14.13 КоАП РФ)

Неправомерные действия при банкротстве: сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, передача имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, если эти действия совершены при банкротстве или в предвидении банкротства, — влекут наложение административного штрафа мировым судьей в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет.
Неисполнение обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), —
влечет наложение административного штрафа мировым судьей в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет.
Невыполнение правил, применяемых в период наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, заключения и исполнения мирового соглашения и иных процедур банкротства, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), — влечет наложение административного штрафа мировым судьей в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет.

Подходы к выявлению признаков преднамеренного и фиктивного банкротства

Признаком фиктивного банкротства является наличие у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме на дату обращения должника в арбитражный суд с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом).
Для установления наличия (отсутствия) признаков фиктивного банкротства определяется обеспеченность краткосрочных обязательств должника его оборотными активами.
Обеспеченность краткосрочных обязательств должника его оборотными активами определяется как отношение величины оборотных активов, за исключением налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям к величине краткосрочных пассивов, за исключением доходов будущих периодов, фондов потребления и резервов предстоящих расходов и платежей.
На основании рассчитанной величины обеспеченности краткосрочных обязательств должника его оборотными активами делаются следующие выводы:
— если величина обеспеченности краткосрочных обязательств должника его оборотными активами равна или больше единицы, то признаки фиктивного банкротства усматриваются;
если величина обеспеченности краткосрочных обязательств должника его оборотными активами меньше единицы, то признаки фиктивного банкротства отсутствуют.
С целью выявления признаков преднамеренного банкротства проводится анализ финансово — хозяйственной деятельности должника, который делится на два этапа.
На первом этапе рассчитываются показатели, характеризующие изменения в обеспеченности обязательств должника перед его кредиторами, имевшие место за период проверки.
На втором этапе анализируются условия совершения сделок должника за этот же период, повлекших существенные изменения в показателях обеспеченности обязательств должника перед его кредиторами.
В результате проведенной экспертизы делаются следующие выводы:
— если обеспеченность требований кредиторов за период проверки существенно не ухудшилась, то признаки преднамеренного банкротства отсутствуют;
— если обеспеченность требований кредиторов существенно ухудшилась, но сделки, совершенные должником, соответствуют существовавшим рыночным условиям, нормам и обычаям делового оборота, то признаки преднамеренного банкротства отсутствуют;
— если обеспеченность требований кредиторов ухудшилась и сделки, совершенные должником, не соответствуют существовавшим рыночным условиям, нормам и обычаям делового оборота, то признаки преднамеренного банкротства усматриваются.

Отсутствие возможности расплатиться по долговым обязательствам – повод объявить себя банкротом. Но попытка получить статус банкрота с выгодой – это мошеннические действия, являющиеся противозаконными.

Что это такое

Фиктивным называют банкротство в том случае, если лицо объявляет себя финансово несостоятельным при условии, что средства для погашения долговых обязательств у него есть. Чтобы избежать мошенничества и своевременно раскрыть возможные махинации, процедура объявления банкротства усложнена.

Фиктивное объявление себя банкротом противозаконно. Лицо, которое пытается таким способом избавиться от старых долгов, рискует приобрести новые финансовые обязательства. Поэтому если основания для банкротства нет, следует попытаться честно расплатиться с кредиторами, чтобы не приобрести новые проблемы.

Следует отличать понятия фиктивного и преднамеренного банкротства:

  • Фиктивное – объявление о финансовой несостоятельности при наличии средств.
  • Преднамеренное – это ряд действий, направленных на разорение компании.

Несмотря на то, что понятия это разные, оба варианта являются нарушениями и наказываются. Отличия между двумя видами незаконного банкротства приведены в таблице:

Фиктивное Преднамеренное
Определение Заявление о невозможности выплатить долг при фактическом наличии средств для расчета с кредиторами. Умышленное действие или бездействие, приводящее к росту убытков и фактическому разорению предприятия
Уголовная ответственность Ст. 197 Ст.196
Административная ответственность Ст. 14.12 часть 1 Ст. 14.12 часть 2

Цели объявления незаконного банкротства

Некоторые недобросовестные бизнесмены объявляют себя фиктивными банкротами, чтобы получить следующие выгоды:

  1. Уход от долгов. Это наиболее распространенная причина. Должник может иметь обязательства перед кредиторами, налоговыми органами, Пенсионным фондом и не хотеть платить по обязательствам. В этом случае он может попытаться объявить себя финансово несостоятельным, чтобы отменить долговые обязательства.
  2. Получить отсрочку. При запуске процедуры банкротства долги замораживаются. Могут быть предложены более выгодные условия погашения для должника.
  3. Вывести активы. Недобросовестные бизнесмены могут попытаться вывести активы фирмы с переводом на личный счет.
  4. Закрыть проект. Если предприниматель хочет полностью закрыть бизнес, но не платить по долгам, он может попытаться объявить себя банкротом.
  5. Совершить мошеннические действия с кредитами. В судебной практике встречались дела, когда компании открывали только для того, чтобы набрать кредиты и сразу же объявить себя банкротом.

За попытку фиктивного банкротства предусмотрено уголовное наказание (ст. 197 УК РФ), поэтому лучше не предпринимать попытки обмануть кредиторов.

Неправомерные действия

Банкротство компании – процедура сложная, требующая принятия множества хозяйственных решений. Недопонимание или неправильное толкование законодательных норм может привести к тому, что действия владельца или высшего менеджмента компании будут признаны неправомерными.

Ответственность при выявлении действий, признанных незаконными, может быть административной (ст. 14.12 и 14. 13 КоАП РФ) или уголовной (ст. 195 и 196 УК РФ).

Три группы нарушений

Все типы незаконных действий, которые допускают при банкротстве, можно объединить в группы:

  1. Сокрытие или преднамеренное искажение информации об имуществе, незаконные меры распределения активов.
  2. Махинации при выполнении требований кредиторов, которые приносят ущерб участникам.
  3. Противодействие арбитражу или представителю управляющего органа.

Наказание при выявлении этих нарушений назначается при наличии убедительных доказательств.

В законодательных актах подробно указано, какие действия руководства компании или владельца бизнеса могут быть признаны неправомерными. Это следующие действия (или их совокупность):

  • совершение операций, выходящих за рамки действующих правовых норм;
  • проведение действий неправомочными лицами;
  • осуществление их в ненадлежащей форме.

В зависимости от того, насколько тяжелые последствия, вызванные неправомерными действиями, может быть назначена административная или уголовная ответственность. Но в любом случае сделки, заключенные не в законном порядке, будут считаться недействительными.

Часто встречающиеся неправомерные действия

На основании анализа судебной практики можно сделать вывод, что в случае фиктивного банкротства чаще выявляются следующие неправомерные действия, попадающие под ст. 195 УК РФ:

  • намерение скрыть от кредиторов наличие имущества, которое могло было быть пущено на погашение долгов;
  • попытки уничтожить или обесценить имущество;
  • передача средств неправомочным лицам;
  • подделка или уничтожение бухгалтерской документации;
  • создание препятствий для работы арбитража.

Чаще всего наблюдаются попытки скрыть наличие имущества банкрота. Это может быть утаивание денежных средств и других ликвидных активов. Иногда это действие осуществляется в сговоре с одним из кредиторов, который рассчитывает получить долг за счет того, что остальные окажутся в убытке. Такое неправомерное действие проводится путем сокрытия или подделки документов о собственности.

Закон четко определяет очередность кредиторов, поэтому к неправомерным действиям относят и предоставление незаконных преимуществ одному из кредиторов. Это такие действия:

  • самовольное изменение должником порядка очереди кредиторов;
  • выплаты отдельным кредиторам задолженностей в сумме, отличающейся от установленной в арбитражном суде.

Нередко встречается и нарушение, связанное с препятствованием работе арбитража. Они могут выражаться, как в прямом создании препятствий или в подаче подложной документации.

Выявление неправомерных действий

Наличие признаков неправомерных действий не является поводом для привлечения к ответственности. Еще нужно аргументировать обвинения. К тому же нарушения могут произойти не только до начала, но и во время проведения процедуры банкротства.

Первая ступень выявления неправомерных действий – это ответ на заявление о несостоятельности. После того, как дело о признании юрлица банкротом будет возбуждено, подача такого ответа является обязательным шагом для должника. В документе необходимо указать:

  • свое согласие либо несогласие по претензиям, указанным в заявлении кредитора;
  • уровень реальной платежеспособности на момент подачи заявления;
  • свои финансовые возможности, которые могли бы позволить выполнить кредитные обязательства.

Если должник при составлении ответа на заявление о признании банкротства представит неверные сведения или попытается утаить важную информацию, то его действия будут расценены как неправомерные. Это повлечет ответственность, степень которой зависит от причиненного ущерба. Выявление фактов допущенных нарушений происходит в ходе проверки документации, проводимой арбитражным управляющим.

Компания-должник обязана предоставить специалистам арбитража полный доступ к бухгалтерской и налоговой документации. Создание препятствий для всестороннего изучения документов – это также неправомерное действие, которое грозит наказанием.

При изучении документации могут быть выявлены такие нарушения:

  • заключение договоров с заведомо неплатежеспособными контрагентами;
  • внесение оплаты за не оказанные услуги или недоставленные товары;
  • заключение и исполнение договоров по сделкам, которые заведомо ухудшат финансовое положение исполнителя;
  • досрочные выплаты по договорам займов;
  • списание средств на расходы, наличие которые не подтверждено документами;
  • оформление безнадежных долговых обязательств задним числом;
  • переоформление имущества должника на других лиц.

Неправомерные действия могут носить и другой характер, поэтому к их выявлению привлекают специалистов с большим опытом. При планировании преднамеренного или фиктивного банкротства недобросовестные бизнесмены могут так оформлять документы, что с первого взгляда выявить неправомерный характер действий сложно. При расследовании основное внимание сосредотачивают на преднамеренности тех действий, которые привели к неплатежеспособности предприятия.

Для выявления признаков неправомерных действий анализируются следующие документы:

  • учредительные списки;
  • финансовая отчетность;
  • перечень дебиторов и кредиторов;
  • списки долговых обязательств;
  • сведения о налоговых и аудиторских проверках, отчеты ревизионных комиссий.

Анализируется документация по сделкам, заключенным в последние 2-3 года до начала процедуры банкротства. При необходимости анализ сделок может быть проведен за весь период работы компании. Тщательно изучаются соглашения, которые привели к ухудшению платежеспособности предприятия.

Итоги проверки отражают в специальном заключении, в котором должны быть приведены расчеты и полная доказательная база наличествующих проблем.

Сбор доказательств

Задача сбора доказательств характера банкротства возложена на арбитражного управляющего. Его работа – найти факты, которые доказывают умышленность или непреднамеренность действий руководства, приведших к краху предприятия.

Проверка проводится в два этапа:

  • полная инвентаризация имущества, анализ платежеспособности;
  • проверка сделок и определение их правомерности.

Для этого назначается и проводится экспертиза всей рабочей документации. При выявлении признаков преднамеренного или фиктивного банкротства будет составлено соответствующее заключение. Этот юридический документ оформляется в строгом соответствии с регламентом. Он должен содержать следующую информацию:

  • дата и время оформления;
  • данные о лицах, проводивших проверку (необходимо указать СРО, в которой состоит арбитражный управляющий);
  • реквизиты акта арбитражного суда, который запускает процедуру банкротства;
  • дата определения суда, которым был назначен арбитражный управляющий;
  • полные сведения о проверяемом объекте;
  • выводы о характере банкротства;
  • мотивировка сделанных выводов с приведенными расчетами.

Итоговый документ передается в арбитражный суд, который ведет дело о банкротстве, а также предоставляется собранию конкурсных кредиторов. Если в заключении сделаны выводы об обнаруженных признаках преднамеренного банкротства, документ передается в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела или привлечения виновных лиц к административной ответственности.

Анализ фиктивной несостоятельности

Для выявления признаков фиктивного банкротства проводится аналогичная экспертиза. Если в результате проверки будет выявлено, что сумма оборотных средств превышает объем кредитных обязательств, это считается признаком фальшивого банкротства.

После анализа заключенных сделок специалисты приходят к таким выводам:

  • если возможность компании выполнять кредитные обязательства за отчетный период не ухудшилась, то проверяющие зафиксируют отсутствие признаков фиктивного банкротства;
  • если обеспеченность по кредитным обязательствам существенно снизилась, но сделки заключались в соответствии с текущей финансовой ситуацией, то признаков преступления аудиторы не усмотрят;
  • при снижении кредитоспособности и выявлении сделок, не соответствующих актуальной ситуации на рынке, будут зафиксированы нарушения, которые являются признаком ложного банкротства.

После составления соответствующего заключения оно будет подано в арбитражный суд и направлено дальше по инстанциям.

Ответственность

При выявлении неправомерных действий при признании банкротства недобросовестному должнику придется отвечать. Уровень ответственности зависит от размера причиненного ущерба. Если убытки для бюджета и кредиторов незначительны, то наказание будет административным.

Если выявлены признаки преднамеренного разорения предприятия, то наказание будет определяться в соответствии со статьями 196 и 197 УК РФ. К ответственности могут быть привлечены руководитель или учредитель организации, которые признаются виновными в совершении умышленного преступления.

Крупным считается ущерб в размере более 1,5 млн руб., особо крупным – более 6 млн. Если урон от действий обвиняемых не «дотягивает» до крупного, то назначается административное наказание в соответствии со ст. 14 КоАП.

Административная ответственность

Степень виновности лиц определяется по тяжести последствий. Если неправомерные действия не стали причиной крупного ущерба, то ограничиваются административным наказанием. Налагаются санкции за неправомочные действия должностных лиц:

  • несвоевременная подача заявления о проведении процедуры банкротства – штраф 5-10 тыс. рублей;
  • предоставление незаконных преимуществ отдельным кредиторам, несоблюдение очередности выплат, искажение финансовой отчетности и сокрытие имущества – штраф 50-100 тыс. руб. или дисквалификация до 3 лет;
  • непредставление необходимых для проведения проверки документов – штраф 10 тыс. руб. или дисквалификация на 2 года;
  • препятствование работе арбитражного управляющего – штраф 40-50 тыс. руб. или дисквалификация на 1 год;
  • совершение иных неравноправных действий, приведших к банкротству, – 200-250 тыс. руб. (для юрлица).

При повторном совершении аналогичных противоправных действий наказание ужесточается, возрастают суммы штрафов, увеличивается срок дисквалификации.

Ответственность за фиктивное банкротство определяется статьей 197 УК РФ. Санкции за мошеннические действия могут быть наложены на:

  • руководителей компании;
  • владельцев или учредителей компании;
  • индивидуальных предпринимателей и физлиц.

Меры наказания по этой статье те же, что предусмотрены за предумышленное банкротство.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность наступает, если сумма доказанного ущерба составит более 1,5 млн рублей. Неправомерные действия подлежат наказанию в соответствии со статьей 195 УК РФ:

  • сокрытие, уничтожение, незаконное отчуждение имущества, подделка отчетности – штраф 100-500 тыс. рублей либо ограничение свободы до 2 лет либо принудительные работы до 3 лет;
  • несоблюдение очередности выплат, незаконные преференции для одного из кредиторов – штраф до 300 тыс. рублей либо ограничение свободы сроком до 1 года либо арест до 4 месяцев;
  • причинение препятствий для деятельности арбитражного управляющего – штраф до 200 тыс. рублей либо исправительные работы сроком до 2 лет.

Каждое из перечисленных наказаний приводит к сокращению суммы, которая может быть направлена на погашение долгов, что невыгодно кредиторам. Поэтому у них остается право подать иск о привлечении собственников (учредителей) к субсидиарной ответственности. В случае, если этот иск будет удовлетворен, владельцам предприятия-банкрота придется гасить долги из собственных денег.

Ответственность за фиктивное банкротство

Если в процессе проверки будут выявлены признаки фиктивного банкротства, то закон требует применить к недобросовестному бизнесмену административную или уголовную ответственность в зависимости от размера ущерба.

Уголовная ответственность определяется статьей 197 УК РФ, максимальный срок наказания составляет лишение свободы сроком до 6 лет. Для ужесточения наказания может быть дополнительно назначен штраф в размере полугодового дохода осужденного.

Еще более серьезные наказания грозят лжебанкроту, если он, прикрываясь финансовой несостоятельностью, не платил налоги. В этом случае действия могут рассматриваться по ст. 159 УК РФ как мошенничество, и срок наказания может составить до 10 лет лишения свободы.

Статистика

Несмотря на то, что случаи преднамеренного и фиктивного банкротства не редкость, судебная практика по таким делам имеет негативную статистику. За 15 лет после введения соответствующей статьи положительное решение было принято не больше, чем по 5% поданных заявлений о незаконном банкротстве. В оставшихся 95% случаев доказательств собрать не удалось.

Дела о незаконно объявленной несостоятельности доходят до суда нечасто. Основные причины такой судебной практики:

  1. Малое количество профессиональных аудиторов. Если проверку проводит недостаточно квалифицированный аудитор, то вероятность того, что он найдет признаки неправомерных действий, невысока даже при их наличии. Известны случаи, когда аудиторы вступали в преступный сговор с руководителями или учредителями предприятия, представляя в суд ложные заключения.
  2. Сложность доказательств. Даже если проверку проводит профессионал и ему удалось обнаружить мошеннические схемы, то не всегда получается доказать причинно-следственные связи между действием руководства и бедственным финансовым положением предприятия. Например, если отдельным менеджерам внезапно резко подняли зарплату или стали выплачивать огромные премии, то доказать, что таким способом руководство выводит деньги, а не просто поощряет талантливых работников, будет сложно.

В настоящее время в Российской Федерации работают всего два ведомства, которые профессионально проводят экспертизы банкротства. Штат этих ведомств невелик. Поэтому найти аудиторов, которые проведут анализ на высоком уровне и выявят нарушения, если они имеются, остается сложной задачей.

В 2020 году правительство планирует ужесточить наказание за преднамеренное и фиктивное банкротство. Эта мера вводится для того, чтобы отбить у недобросовестных бизнесменов желание решать через процедуру банкротства свои финансовые проблемы.

3 Просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх