Куперс

Бухучет и анализ

Кто назначает судей конституционного суда субъекта?

Конституционный (уставный) суд создается субъектом Российской Федерации. Это аналог Конституционного Суда РФ, но на другом уровне.

Субъектом Российской Федерации может создаваться кон­ституционный (уставный) суд для рассмотрения вопросов со­ответствия законов субъекта Российской Федерации, норма­тивных правовых актов органов его государственной власти, местного самоуправления конституции (уставу) субъекта Рос­сийской Федерации, а также для ее толкования.

Порядок конституционного (уставного) судопроизводства в субъекте Российской Федерации определяется его законом. На должность судьи этого суда назначаются постановлением зако­нодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Финансируется конституционный (уставный) суд за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Феде­рации.

Принятое в пределах полномочий конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации решение не может быть пересмотрено никаким иным судом.

Уставные Суды состоят из судей, назначаемых на должность Думой.

Срок полномочий судьи — 12 лет. Свои полномочия Уставные Суды вправе осуществлять в составе не менее трех судей. Уставные Суды разрешают дела в открытых судебных заседаниях. Проведение закрытых судебных заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Уставный Суд разрешает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) области иных областных законов, нормативных правовых актов Губернатора, Правительства области, областной Думы, органов местного самоуправления муниципальных образований. Кроме того, Уставный суд осуществляет официальное толкование Устава области, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления, дает заключение о соответствии Уставу области вопроса, выносимого на областной референдум.

Поводом к рассмотрению дела является обращение в Уставный Суд. Обращение направляется в Уставный Суд в письменном виде и подписывается заявителем (заявителями) или уполномоченным лицом и должно соответствовать требованиям Закона «Об Уставном Суде».

Правом на обращение в Уставный Суд обладают Губернатор области, областная Дума, Правительство области, каждый депутат областной Думы, прокурор области, уполномоченный по правам человека в области, избирательная комиссия области, ассоциация муниципальных образований области, областной суд, арбитражный суд области, нотариальная палата, органы местного самоуправления, группа депутатов представительного органа местного самоуправления численностью не менее пяти человек, граждане, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, объединения граждан.

При обращении в Уставный Суд граждан об обжаловании нормативных правовых актов, изданных органом государственной власти, органом местного самоуправления, в указанном обращении в обязательном порядке должны содержаться сведения о том, какие права граждан и каким образом права нарушены обжалуемым нормативным правовым актом.

Порядок образования конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации является важным элементом их статуса и обусловлен правовой природой конституционной юстиции. Конституционные (уставные) суды обеспечивают непосредственное действие конституций (уставов) субъектов Федерации, защиту прав и свобод граждан главным образом путем разрешения конституционно-правовых споров, возникающих на региональном уровне. Поэтому порядок образования этих судов отличается спецификой.

С одной стороны, он призван гарантировать профессионализм и авторитетность состава конституционных (уставных) судов, способность лиц, назначаемых на должности судей, квалифицированным образом осуществлять соответствующую юрисдикционную деятельность. С другой стороны, данный порядок должен обеспечивать независимость конституционных (уставных) судов и их судей, принятие органами конституционного правосудия сбалансированных решений, адекватно воспринимаемых всеми органами государственной власти и обществом в целом.

К полномочиям конституционного (уставного) суда субъекта РФ могут быть отнесены дела:

— соответствии законов субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ;

— соответствии нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта конституции (уставу) субъекта РФ;

— толковании конституции (устава) субъекта РФ.

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность мирового судьи, порядок назначения в Тверской области.

Закон Тверской области от 31 мая 2001 г. N 149-ОЗ-2
«О порядке назначения и деятельности мировых судей Тверской области

Мировые судьи Тверской области

1. Мировые судьи Тверской области (далее — мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции Тверской области и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

2. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом.

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации

Конституцией прямо не предусмотрено создание в субъектах РФ конституционных (уставных) судов. Вместе с тем из положений ее ст. 10, 11, 77, предусматривающих разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также ст. 118 (ч. 3), в силу которой федеральным конституционным законом может предусматриваться возможность создания судов субъектов РФ, следует право субъектов РФ создавать свои конституционные (уставные) суды. Такое право субъектов РФ получило конкретизацию в ст. 27 Закона о судебной системе.

В настоящее время создание конституционных (уставных) судов предусмотрено в 56 конституциях и уставах субъектов РФ, в 22 субъектах приняты специальные законы о конституционном (уставном) суде. Реально такие суды созданы в 18 субъектах РФ: республиках Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Карелия, Коми, Марий Эл, Северная Осетия – Алания, Татарстан, Тыва, Саха (Якутия), Кабардино-Балкарской Республике, Чеченской Республике, а также в Калининградской, Свердловской, Челябинской областях и г. Санкт-Петербурге. За время функционирования этими судами было принято несколько сотен решений, в том числе и признающих законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не соответствующими их конституциям и уставам.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ, решая единые задачи по укреплению конституционных основ государственной и общественной жизни и действуя в относительно равных процедурах, тем не менее не образуют единую (в организационном и процессуальном отношении) систему судебного конституционного контроля. Любой из этих судов самостоятелен в осуществлении своих полномочий, его решения нс могут быть отменены или изменены никаким другим судом, в том числе Конституционным Судом РФ, хотя в некоторых законах субъектов РФ (в частности, Челябинской области) возможность пересмотра этих решений Конституционным Судом РФ предусмотрена. Обусловлено это прежде всего тем, что каждый из конституционных (уставных) судов руководствуется в своей деятельности конституцией (уставом) определенного субъекта РФ и именно на ее положениях основывает свои выводы и решения. Конституционный Суд РФ основывается в своей деятельности и в своих решениях на положениях Конституции.

Формирование конституционных (уставных) судов. Согласно ч. 4 ст. 13 Закона о судебной системе порядок наделения полномочиями председателей, заместителей председателей, других судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливается федеральными законами и законами субъектов РФ. По преимуществу такой порядок предполагает избрание судей на заседаниях высших представительных (законодательных) органов власти субъектов РФ (лишь Конституционный Суд Республики Дагестан формируется путем назначения судей Народным Собранием Республики).

Кандидатуры на должности конституционных (уставных) судей вносятся на рассмотрение парламента либо самим органом законодательной власти (например, в Республике Дагестан), либо президентом (главой) республики или главой исполнительной власти (например, в Республике Коми), либо на паритетных началах президентом (главой исполнительной власти) и руководителем высшего органа законодательной власти (например, в Республике Татарстан), либо, как в Республике Адыгея, на паритетных началах президентом (главой исполнительной власти), руководителем высшего органа законодательной власти и судейским сообществом (или Верховным судом).

Как правило, законы о конституционных (уставных) судах специально не регламентируют порядок и сроки рассмотрения предложенных кандидатов на должности судей. Однако в некоторых из них предусматривается, в частности, что предварительно кандидатура должна быть обсуждена на заседаниях постоянных комиссий соответствующего законодательного органа власти (например, в Кабардино- Балкарии) или что голосование по предложенным кандидатурам должно быть проведено не позднее определенного срока после их внесения (например, в Республике Дагестан – не позднее двух месяцев, в Республике Адыгея – не позднее 14 дней).

Избрание (назначение) судей из числа внесенных на заседание органа законодательной власти осуществляется в индивидуальном порядке путем тайного голосования. Избранным (назначенным) является кандидат, за которого проголосовало большинство членов парламента.

Срок, на который судьи наделяются полномочиями в различных субъектах РФ, определяется по-разному: в некоторых из них он не ограничен (Республика Бурятии, Республика Карелия), в других установлен в пределах 10 лет (Республика Башкортостан, Республика Дагестан), в третьих – в пределах 12 лет (Республика Адыгея).

Руководители конституционных (уставных) судов (председатель, заместитель председателя, а в ряде судов – и судья- секретарь) избираются, как правило, из состава соответствующего суда. При этом законодательство субъектов РФ допускает избрание названных руководителей как самими судьями (Республика Адыгея, Свердловская область), так и органом законодательной власти по представлению главы субъекта РФ или самого суда (Республика Башкортостан, Республика Тыва). В некоторых республиках используется смешанный способ избрания руководящих должностных лиц конституционных судов: председатель (или председатель и заместитель председателя) избираются высшим органом законодательной власти, а заместитель председателя и судья секретарь (или только судья-секретарь) – самими судьями (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Татарстан).

Полномочия конституционных (уставных) судов. Часть 1 ст. 27 Закона о судебной системе относит к ведению конституционных (уставных) судов рассмотрение вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также толкование конституции (устава) субъекта РФ.

Вместе с тем конституциями (уставами) и законами субъектов РФ данные суды могут наделяться правом решать и другие вопросы в пределах ведения субъектов РФ. Так, в различных субъектах РФ к компетенции конституционных (уставных) судов относятся полномочия по проверке конституционности ненормативных актов органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления; рассмотрению жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан; проверке условий проведения и результатов референдума, а также выборов Президента республики или иного главы субъекта РФ; толкованию законов субъекта РФ; проверке конституционности правоприменительной практики, связанной с реализацией законов субъекта РФ.

Порядок производства в конституционном (уставном) суде субъекта РФ устанавливается законами соответствующего субъекта и включает в себя определение: поводов и оснований к возбуждению конституционного судопроизводства; обстоятельств, исключающих производство в конституционном (уставном) суде; прав и обязанностей участников конституционного судопроизводства; сроков рассмотрения и разрешения обращения; процедурных правил, касающихся оформления обращения, движения дела, проведения слушания в заседании суда, вынесения, оформления, провозглашения и опубликования судебного решения. В основном такой порядок совпадает с тем, который установлен для производства в Конституционном Суде РФ. Однако с учетом особенностей компетенции конституционных (уставных) судов и некоторых иных обстоятельств в законах отдельных субъектов РФ могут содержаться и некоторые специфические правила осуществления конституционного судопроизводства.

Так, согласно Закону Республики Саха (Якутия) правом на обращение в Конституционный Суд с ходатайством о проверке конституционности договора или нормативного акта, помимо высших органов законодательной и исполнительной власти республики и Российской Федерации, обладают: народный депутат Республики Саха (Якутия), прокурор республики, общественные организации в лице их республиканских органов (ч. 1 ст. 26). В некоторых других субъектах РФ допускается возможность обращения в конституционный (уставный) суд постоянных комиссий парламента (Республика Татарстан); группы депутатов – от 5 до 30 человек – законодательного (представительного) органа власти (Республика Татарстан, г. Санкт-Петербург, Республика Тыва); органов местного самоуправления муниципальных образований (г. Санкт-Петербург), председателя арбитражного суда республики (Республика Тыва); уполномоченного по правам человека (Республика Башкортостан); политических партий (Республика Татарстан).

Во всех субъектах РФ пределы рассмотрения дела в конституционном (уставном) суде ограничены предметом обращения. Однако есть и иные решения. Например, Конституционный Суд Республики Дагестан правомочен принимать решение о конституционности или неконституционности не только оспариваемого нормативного акта, но и нормативных актов, основанных на нем или воспроизводящих его положения, а конституционные суды республик Татарстан, Тыва, Саха (Якутия) управомочены по собственной инициативе давать толкование вынесенных ими постановлений.

В законах большинства субъектов РФ о конституционном (уставном) суде содержатся положения, провозглашающие решения суда окончательными и не подлежащими обжалованию и пересмотру. При этом запрет пересмотра решения конституционного (уставного) суда в равной мере распространяется как на судебные органы государственной власти, так и на Конституционный Суд РФ, суды общей или арбитражной юрисдикции, а также на сам суд, постановивший это решение.

Открытость, доступность, предсказуемость правосудия

Глава 7. Судебная власть и прокуратура

Статья 118

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Статья 119

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Статья 120

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Статья 121

1. Судьи несменяемы.

2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Статья 122

1. Судьи неприкосновенны.

2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Статья 123

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Статья 124

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Статья 125

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Статья 126

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Статья 127

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»).

Статья 128

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 129

1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

Алфавитно-предметный указатель

Текст Ст. 120 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Комментарий к Ст. 120 Конституции Российской Федерации

1. Для российской действительности утверждение принципа независимости судей и подчинения их только Конституции РФ и федеральным законам — явление относительно новое и, к сожалению, до сих пор не реализовавшееся полностью на практике.

В требовании подчинения судей прежде всего Основному закону страны заложен глубокий смысл. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие, все законы, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. Помимо Конституции и федеральных законов издаются и иные нормативные акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Субъектам РФ предоставлено право иметь свое законодательство. Суды руководствуются этими актами при условии непротиворечия их Конституции РФ и федеральным законам.

Только независимый и самостоятельный суд может в условиях современной государственности быть действенным и значимым противовесом другим властям. Современное развитие многих государств мира показало, что без сильной, эффективной и самостоятельной судебной составляющей государственная власть зачастую узурпируется сильным правителем (возможно, коллегиальным правительством), перестает «видеть и слышать» реальные потребности человека, становится на путь саморазрушения*(656).

Очевидно, что, выступая в роли арбитра между государством и гражданами (физическими и юридическими лицами), суд не может не испытывать давления (по крайней мере, попыток давления) со стороны органов государственной власти, организаций, учреждений и самих граждан, обладающих достаточными для осуществления такого давления средствами. Все это ставит в повестку дня необходимость конституирования особых правил, обеспечивающих независимость суда, ограждения от посторонних влияний не только извне, но и со стороны вышестоящих руководителей судов.

По мировым стандартам суды (судьи) должны олицетворять справедливость. Именно для этого создавались Основные принципы независимости судебных органов, одобренные резолюциями 40/32 и 40/146 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 г. и от 13 декабря 1985 г.*(657) Пункт 7 Основных принципов независимости судебных органов гласит: «Каждое государство-член обязано предоставить соответствующие средства, позволяющие судебным органам надлежащим образом выполнять свои функции».

Сегодня суд в России — самостоятельный орган в государственно-правовом и организационном смысле этого слова, он не входит в качестве элемента ни в какой другой орган государства, общественного объединения или в какую-либо систему других органов.

Закрепление рассматриваемого принципа в Основном законе и в правовой системе страны продиктовано не только необходимостью подчеркнуть значимость судов в качестве самостоятельных органов государственной власти, но и практической потребностью так организовать функционирование и взаимоотношение властей, чтобы они могли эффективно взаимодействовать в системе сдержек и противовесов.

Принцип независимости судебной власти наиболее ярко выражается в осуществлении процессуальной деятельности судов. Суд обладает правом и одновременно обязанностью независимо от позиции законодателя (или при ее отсутствии) самостоятельно выбрать процедуру рассмотрения спора (например, по аналогии закона или права при пробеле закона) для конкретного случая и разрешить дело. Отказ в рассмотрении дела в связи с отсутствием закона, регулирующего конкретные правоотношения, недопустим*(658).

Независимость судьи, таким образом, означает независимость самого суда, рассматривающего и выносящего решение по конкретному делу.

Согласно ст. 9 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», независимость судьи обеспечивается:

предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

правом судьи на отставку;

неприкосновенностью судьи;

системой органов судейского сообщества;

предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

2. Для того чтобы судебная власть была самостоятельной и независимой от законодательной и исполнительной, она должна быть наделена реальными полномочиями и механизмами контроля над законностью деятельности органов законодательной и исполнительной власти, над соответствием принимаемых ими решений Конституции РФ.

Формы судебного контроля различны. Часть 2 комментируемой статьи на самом высоком, конституционном, уровне предусматривает одну из них. Требование к суду принимать решение в соответствии с законом, если при рассмотрении дела будет установлено несоответствие ему акта государственного или иного органа, означает, что суд, принимая решение по существу, одновременно осуществляет контроль над содержанием подзаконных актов. Подзаконные нормативные акты (приказы, распоряжения, инструкции) принимаются на основе и во исполнение конкретных законов и должны им соответствовать.

Конституционной обязанностью суда при рассмотрении гражданского или уголовного дела является проверка соответствия закону актов, принятых государственным или иным органом. В данном случае предусмотрена форма конкретного судебного контроля над содержанием подзаконного акта при рассмотрении конкретного дела, и это является неотъемлемой чертой правосудия.

Конституционный Суд РФ осуществляет высшую форму судебного контроля. Предметом его деятельности является проверка соответствия Конституции федеральных законов, нормативных актов высших органов государственной власти и управления России и субъектов РФ. Таким образом, создается гарантия соблюдения законности. Это тем более важно, что с расширением прав республик в составе Российской Федерации — ее субъектов и приравненных к ним краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, они получили право иметь свое законодательство. Проверка соответствия Конституции принимаемых ими законов означает судебный контроль в форме конституционного надзора.

Исходя из содержания ст.8 Закона, можно выделить 6 основных требований, предъявляемых к кандидату на должность судьи Конституционного Суда РФ:

— гражданство РФ;

— возраст не менее 40 лет;

— безупречная репутация;

— высшее юридическое образование;

— не менее 15 лет юридического стажа работы;

— признанная высокая квалификация в области права.

Срок полномочий судьи Конституционного Суда РФ.

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации — семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи.

22 Права и обязанности судьи Конституционного Суда РФ.Судья конституционного суда: — участвует во всех заседаниях конституционного суда с правом решающего голоса;
— имеет право требовать созыва конституционного суда, предлагать вопросы на его рассмотрение, выражать свое мнение по обсуждаемым вопросам;
— обладает другими правами, предусмотренными конституцией и законами^
Статья 16 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» останавливает принцип равенства прав конституционных судейТсудьиКонституционного Суда Российской Федерации пользуются равными правами. Судья Конституционного Суда Российской Федерации имеет право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым в пленарных заседаниях или в заседаниях палаты Конституционного Суда, в состав которой он входите
Судья конституционного суда несет рядобязанностей. Основные из них перечислены в тексте присягиТОы-обязан:
— добросовестно, беспристрастно исполнять доверенные ему полномочия по разрешению дел;
— участвовать во всех заседаниях конституционного суда, в голосованиях при рассмотрении дел;
— не давать консультации заинтересованным государственным органам, должностным лицам и гражданам до принятия решения по вопросам, находящимся в компетенции конституционного суда;
— не высказывать публично свою позицию по вопросам, которые изучаются или приняты к рассмотрению конституционным судом, до принятия решения по этим вопросам.

Гарантии прав судьи Конституционного Суда РФ.

Независимость судьи Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными настоящим Федеральным конституционным законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.
Материальные гарантии независимости судьи Конституционного Суда Российской Федерации, связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным обеспечением, обеспечением жильем, социально-бытовым обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья судьи, а также принадлежащей ему и членам его семьи собственности, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации для судей иных высших федеральных судов. В случаях, если другими правовыми актами для судей Конституционного Суда Российской Федерации предусмотрены иные нормы, повышающие уровень их правовой защиты, материального и социального обеспечения, применяются положения этих актов.

Проверка конституционности нормативных актов и внутрифедеральных договоров Конституционным Судом Российской Федерации.

Глава 9

Проверка конституционности международных договоров Конституционным Судом Российской Федерации.

Глава 10

Разрешение споров о компетенции Конституционным Судом Российской Федерации.

Глава 11

Рассмотрение конституционных жалоб граждан Конституционным Судом Российской Федерации.

Глава 12

Проверка Конституционным Судом Российской Федерации конституционности законов по запросам судов.

Глава 13

Толкование Конституции Российской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации.

Глава 14

Дача Конституционным Судом Российской Федерации заключения в связи с выдвижением обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Глава 15

Понятие, содержание, виды конституционного судопроизводства.

Конституционное судопроизводство является одним из видов

судопроизводства. Согласно части 2 ст. 118 Конституции РФ 1993 г. «судебная

власть осуществляется посредством конституционного, гражданского,

административного и уголовного судопроизводства».

Общие принципы конституционного судопроизводства в целом совпадают с

общими конституционными принципами любого судопроизводства. Это прежде

всего независимость судей, коллегиальность, гласность, устность

разбирательства, язык судопроизводства, непрерывность судебного заседания,

состязательность и равноправие сторон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх