Куперс

Бухучет и анализ

Кто утверждает план закупок по 223 ФЗ

Содержание

После новогодних каникул закупщиков ждут сразу несколько изменений в законе о госзакупках. В этой статье мы расскажем о новых правилах, возможностях и запретах, которые вступают в силу в январе 2020 года.

Общие изменения

Изменения в правилах использования КТРУ

Теперь коды КТРУ нужны только при проведении закупки. Использовать их при планировании больше не нужно.

Новые правила общественного обсуждения закупок

В силу вступили три изменения:

  • Обсуждение закупок начинают автоматически с даты размещения плана-графика в ЕИС.
  • Обсуждения проходят в один этап.
  • Публичные слушания проходят онлайн на сайте ЕИС.

Не нужно проводить общественное обсуждение:

  • Если НМЦК меньше 1 млрд рублей, а при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному и ремонту и сносу зданий меньше двух млрд рублей.
  • В закрытых закупках.
  • При закупках в рамках государственного оборонного заказа.
  • При повторном аукционе или конкурсе.

Изменения в порядке ведения реестра контрактов

Заказчик обязан прописать информацию о стране происхождения товара, если в закупке действует нацрежим.

При изъятии из национального режима (то есть в случаях, когда можно закупить иностранный товар) информация о стране происхождения товара вносится дважды:

  • при первоначальной регистрации контракта;
  • при регистрации сведений об исполнении контракта.

Контролирует исполнение этих правил Федеральное казначейство.

Новый порядок планирования закупок

Заказчики должны использовать новую форму документов о планировании — модернизированный план-график. Он заменит планы закупок на три года и планы-графики на год, которые заказчикам приходилось составлять раньше. Как формировать план-график по новым правилам, рассказали эксперты сервиса Контур.Снаб.

Изменения в контроле закупок

Новые полномочия органов внутреннего финансового контроля

Служба финансово-бюджетного надзора, органы и должностные лица исполнительной власти, местные администрации и Федеральное казначейство будут контролировать закупки на основании бюджетного законодательства РФ. Они смогут выдавать предписания и наставления, а также направлять в суд иски о признании закупок недействительными.

Расширение полномочий Федерального казначейства

Федеральное казначейство будет проводить дополнительные проверки информации и документов, которые заказчики предоставляют при исполнении, изменении и расторжении контрактов. Для этого казначейство получило новые полномочия:

  • возможность назначать экспертизы для проведения проверок, ревизий и обследований;
  • постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам.

Изменения в основных понятиях

Правительство внесло правки в понятие контракта

Приобретение и аренда недвижимого имущества теперь являются предметом контракта наравне с закупкой товаров, работ и услуг.

Дополнения в понятие контракта жизненного цикла

Контракты жизненного цикла теперь можно заключать на новые машины и оборудование. Совершить такую закупку заказчик может только в виде электронного конкурса.

Закупки у единственного поставщика

Стало больше оснований для закупок у единственного поставщика.

Закупить коммунальные услуги, тех. обслуживание, эксплуатационный контроль и ремонт общего имущества теперь можно у единственного поставщика. Провести такую закупку можно, если:

  • здание находится в собственности или ведении заказчика на любых законных основаниях;
  • услуги оказывают третьим лицам, которые используют нежилые помещения этого здания.

Изменения в сфере закупки лекарств

Изменения в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарств

В список добавили 24 новых препарата, теперь в него входят 758 лекарств.

Новые правила расчета НМЦК на поставку лекарств

Порядок расчета начальной минимальной цены контракта остался прежним, но получил несколько особенностей:

  1. При сопоставлении рыночных цен заказчик обязан использовать не только общедоступную информацию по цене, но и запрашивать ее у потенциальных поставщиков.
  2. Для определения средневзвешенной цены не учитывается цена лекарств:
  • остаточный срок годности которых отличается больше, чем на 20 %;
  • в закупке которых применялись штрафные санкции для поставщика;
  • обращение которых приостановлено на месяц расчета НМЦК.
  1. Референтные цены определяются автоматически два раза в год. При этом их нельзя использовать, пока данные не появятся в ЕИС.
  2. При закупке у единственного поставщика заказчик может определять цену только методом сопоставимых рыночных цен.

Новые типовые контракты

Теперь заказчики обязаны применять типовые контракты на закупку:

  • лекарств и препаратов ветеринарного применения;
  • технических средств реабилитации серийного производства.

Чтобы решить, применять ли типовой контракт, нужно проверить коды и предметы контракта по ОКПД2, ОКВЭД2 и КТРУ в информационной карте контракта.

Изменения в сфере строительства

Закон о контрактной системе больше не действует на сервитуты

Сервитут — это ограниченное право пользования чужим земельным участком. Ранее все закупки на публичные сервитуты регулировались 44-ФЗ. Теперь их регулирует только земельное законодательство.

Изменения в особенностях проведения строительных закупок в рамках национальных проектов

В один предмет контракта в рамках нацпроектов можно включить:

  • разработку проектной документации,
  • инженерные изыскания,
  • строительство, реконструкцию и капремонт объектов капстроительства.

Для таких закупок смету и изменения контракта по соглашению сторон утверждает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Минстрой отменил типовые контракты на строительство и проектно-изыскательные работы

Министерство отменило соответствующие приказы:

  • № 398/пр «Об утверждении Типового контракта на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства»;
  • № 397/пр «Об утверждении Типового контракта на выполнение проектных и изыскательских работ».

Новые возможности для проведения электронных закупок

Документы о приемке товаров можно оформить в электронном виде

Чтобы оформить документы в электронном виде, необходимо прописать эту возможность в проекте контракта. Обучающие материалы и видеоролики по работе с такими документами можно найти на сайте ЕИС. При этом у заказчиков остается возможность работы в прежнем режиме, переход к новой системе добровольный.

Появился единый реестр радиоэлектронной продукции в электронном виде

До этого единый реестр был выложен в государственной информационной системе промышленности в формате excel. Чтобы получить актуальную версию, каждый раз файл приходилось скачивать заново. Теперь реестр будет работать в электронном виде. Вести его будет Минпромторг России.

Заработала государственная информационная система «Независимый регистратор»

Новая система фиксирует действия и бездействия на ЭТП и ЕИС при проведении закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ среди субъектов МСП. Данные системы помогут доказать или опровергнуть нарушения в процедуре закупки. плагин для браузера «Независимый регистратор» и работать с ним может любой пользователь.

Изменения в 223-ФЗ

Новые сроки оплаты договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства

Теперь заказчик должен оплатить договор с субъектами МСП в течение 15 рабочих дней. Изменение действует и на закупки, в которых субъекты МСП выступают субподрядчиками или соисполнителями.

Увеличение объема закупок у субъектов МСП

Доля закупок у субъектов МСП теперь составляет 20 % совокупного годового объема всех договоров.

Новый перечень заказчиков, чьи планы закупок у субъектов МСП контролируются государством

В список добавили 363 новых заказчика и исключили 117 старых. Заказчики, которые входят в этот список, должны на три года сформировать раздел о закупке у субъектов МСП в планах закупок.

Новые виды закупок, которые можно не включать в план

В плане закупок теперь не обязательно размещать информацию о закупках:

  • Стоимость которых меньше 100 тыс. рублей или меньше 500 тыс. рублей, если годовая выручка заказчика больше 5 млрд рублей.
  • На открытие вкладов, получение кредитов, займов, банковских гарантий и поручительств, расчетно-кассовое обслуживание, услуги брокеров и депозитариев.
  • На покупку, аренду, доверительное управление и другие сделки с недвижимостью.

Изменять план можно при проведении любых закупок

Теперь внести изменения в план закупок можно при проведении не только аукционов и конкурсов, но и любых других конкурентных закупок. Сделать это можно в двух случаях:

  • до того, как опубликовать извещение и закупочную документацию на ЕИС;
  • до того, как внести изменения в извещение или закупочную документацию на ЕИС.

Чтобы быстро организовать закупку без ошибок, воспользуйтесь сервисом для госзаказчиков Контур.Снаб. Он подберет актуальные коды в классификаторах ОКПД-2 и КТРУ, рассчитает НМЦК и спланирует сроки закупки.

На днях в СМИ прошло сообщение о том, что Ульяновское УФАС отменило совместную закупку 64 заказчиков на поставку медицинских изделий и фармпрепаратов. Возникает логичный вопрос: как могло такое количество предприятий взять и договориться о размещении лота на полмиллиарда рублей, не опасаясь привлечь внимание антимонопольной службы? Многое станет ясно, если провести грань между объединенными, совместными и централизованными закупками.

Объединенные закупки – распространенная практика, когда несколько заказчиков решают провести торги одним крупным лотом, а потом распределить товары между собой. Возможны два варианта объединенных закупок: совместные и централизованные. Особенности тех и других известны не всем, что порой приводит к подмене понятий.

О сходстве и различиях совместных и централизованных закупок рассказал Т94 начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев: «Централизация закупок – инициатива государства, именно оно создает уполномоченный орган федерального или муниципального уровня. Согласно 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления обязаны принять решение, будет ли создан уполномоченный орган для проведения централизованных закупок или заказчики будут заниматься этими вопросами самостоятельно. Уполномоченный орган вправе только определять поставщиков, но не имеет права осуществлять обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе и его начальную цену. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители). В случае совместной закупки правила более свободные: несколько заказчиков заключают между собой договор о том, что поручают сторонней организации или одному из них провести объединенную закупку крупным лотом на определенных условиях. Товары и услуги потом точно так же, как и при централизованной закупке, оформляются отдельными договорами с каждым заказчиком. Совместная закупка может быть произведена в любой момент, когда несколько заказчиков определили свои текущие потребности и договорились. Централизованные закупки работают по годовым планам. Однако, в регламенте работы уполномоченного органа должны быть прописаны ситуации, когда заказчик вправе осуществлять внеплановые срочные закупки самостоятельно».

Итак, предполагается, что в случае централизации закупок уполномоченному органу можно полностью доверять. Это подтверждают и в Национальной ассоциации участников закупок (НАИЗ), где Т94 рассказали: «Закупками в настоящее время вынуждены заниматься учителя, врачи, воспитатели детских садов, социальные работники, тренеры и т.п. В итоге качество закупок остается низким, сопровождается массовым нарушением действующего законодательства и недостаточной эффективностью конечного результата, приводит к многочисленным жалобам, обоснованному недовольству граждан как конечных пользователей социальных услуг, что вызывает рост социальной напряженности. Современное законодательство о закупках является комплексным, сложным, требующим высокого уровня профессионального мастерства. Постепенно осуществляется переход к введению отдельной специальности «специалист по государственным и муниципальным закупкам». Такой специалист должен обладать глубокими знаниями в сфере законодательства о закупках, гражданского и бюджетного законодательства, информационных технологий, экономики, высшей математики и др. Наличие значительного обученного высокопрофессионального штата специалистов по закупкам у каждого заказчика невозможно. Такой штат можно создать только в условиях уполномоченного органа, что позволит значительно повысить эффективность закупок».

Если несколько заказчиков решают провести совместную закупку в целях экономии средств и времени, среди них может не оказаться предприятия, располагающего квалифицированными кадрами, которому можно было бы доверить закупочные процедуры. Тогда можно обратиться и к посреднику. В НАИЗ, однако, уточняют: «При организации централизованных закупок, внутри самого уполномоченного органа функции между сотрудниками четко разделены. Юридическая экспертиза документов о закупках, финансово-экономическая экспертиза документов о закупках, экспертиза заявок должны проводиться разными специалистами. Также к работе могут привлекаться члены межведомственных комиссий по профилю закупок, включающие представителей уполномоченного органа, заказчиков, экспертов и представителей общественности». Не каждый посредник готов предоставить такой уровень сервиса. Однако, как показал случай в Ульяновске, и на уполномоченный орган пока еще не всегда можно положиться.

Дело в том, что пресловутая закупка была централизованной, и ее организатором был уполномоченный орган – региональное Министерство развития конкуренции и экономики. Именно ему Ульяновское УФАС выдало предписание об отмене электронного аукциона на поставку медицинских изделий. Специалистов антимонопольной службы смутило количество наименований, включенных в один лот, — 3,5 тыс. Заявленная сумма контракта превысила 587 млн руб. Как сообщает пресс-служба УФАС, подобные торги на лекарственные препараты уже отменялись ведомством в 2014 и 2015 гг., и цель новых торгов, в этом году, явно субъективная – ограничить конкуренцию на этом рынке.

Ольга Чернова, зам. генерального директора сети «Губернские аптеки», дала Т94 следующий комментарий: «Когда для проведения объединенной закупки собирается несколько десятков заказчиков, в этом нет ничего особенного, это нормальная ситуация. Вопрос в том, насколько квалифицированные специалисты составляют лот. Опытные закупщики в нашей сфере не могут не знать, что подобный лот сужает круг участников торгов. Дело в том, что далеко не все компании, поставляющие медизделия, имеют лицензию на поставку фармацевтической продукции. При выставлении лотов на крупные суммы к таким деталям надо быть особо внимательными, чтобы торги не были остановлены ФАС».

Николай Беспалов, директор по развитию аналитической компании «АРЭНСИ Фарма»: «Разумеется, если речь идет о том, что ряд отдельных организаций объединяются для закупки разнородного набора продукции, это не имеет никакого экономического эффекта и только ограничивает спектр поставщиков, которые могли бы поставить весь ассортимент, интересующий заказчиков. А значит, может сформировать, напротив, невыгодные для заказчиков условия. Конечно нельзя утверждать, что здесь имел место некий злой умысел, но действительно это являлось прямым нарушением антимонопольного законодательства – вполне справедливо, что такие торги были остановлены. Тем не менее, существуют ситуации, когда подобная деятельность вполне легальна. В частности, в ряде регионов торги проводят департаменты здравоохранения, закупается больший объём товара для нужд различных лечебно-профилактических учреждений, которые предварительно делают заявки на необходимый объем той или иной продукции. В теории это позволяет сэкономить за счет масштаба, получая существенную скидку от поставщика. Но на практике эффективность этого инструмента опять же дискуссионна, снижается оперативность таких закупок, возникают вопросы к точности прогнозирования потребностей и т.д. Плюс, как это показала история с 62-й больницей в Москве, есть примеры, когда ЛПУ может самостоятельно закупить препараты даже дешевле, чем это делает централизованно Департамент здравоохранения».

Таким образом, к организации торгов уполномоченным органом, должны привлекаться специалисты в той сфере, для которой производится закупка. Если они участвовали в составлении лота, речь может идти об умышленном ограничении конкуренции. Если нет – о недостатке необходимых специалистов в уполномоченном органе. При нынешнем уровне организации централизованных закупок оба варианта пока не могут быть исключены полностью.

Олеся Кривцова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх