Куперс

Бухучет и анализ

Кто утверждает заключение экспертизы промышленной безопасности

Письмо Ростехнадзора от 24.12.2018 № 09-00-06/11483 «О требованиях промышленной безопасности»

Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело Ваше обращение и сообщает.

По вопросу 1:

Согласно пункту 5 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Закон № 116-ФЗ) заключение экспертизы промышленной безопасности (в том числе на технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте) подлежит внесению в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности в порядке, установленном Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности, утвержденного приказом Ростехнадзора от 23.06.2014 № 260 (далее — Административный регламент).

Пунктом 4 Административного регламента установлено, что заявителями в рамках предоставления государственной услуги являются заказчики экспертизы промышленной безопасности, осуществляющие эксплуатацию опасного производственного объекта на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Учитывая вышеизложенное, и исходя из смысла положений статьи 9 Закона № 116-ФЗ и пункта 4 Административного регламента, следует, что заказчиком экспертизы может являться не только лицо, уже эксплуатирующее опасный производственный объект (далее — ОПО), но и планирующее осуществлять такую деятельность в дальнейшем после ввода такого объекта в эксплуатацию в установленном порядке.

Таким образом, заключения экспертизы промышленной безопасности технических устройств (в том числе оборудования, работающего под избыточным давлением) допускается вносить в государственный реестр до ввода их в эксплуатацию и постановки на учет, а также до регистрации опасного производственного объекта, на котором планируется использование данного оборудования.

По вопросам 3 и 4:

Согласно пункту 214 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее — ФНП ОРПД, Правила) не позднее 10 рабочих дней после принятия решения о вводе в эксплуатацию и пуска (включения) в работу ОРПД (за исключением оборудования, указанного в пункте 215 ФНП ОРПД) эксплуатирующая организация направляет в территориальный орган Ростехнадзора по месту эксплуатации ОПО (или иной федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, которому подведомственен данный ОПО) информацию согласно пункту 216 настоящих ФНП для осуществления учета оборудования под давлением, в числе которой:

  • реквизиты документации, подтверждающей соответствие оборудования требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и статьи 7 Закона № 116-ФЗ;
  • сведения о дате и результатах проведения технического освидетельствования или экспертизы промышленной безопасности и сроках следующего технического освидетельствования или экспертизы.

В соответствии с пунктом 27 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», (далее — ФНП ЭПБ), заключение экспертизы промышленной безопасности (далее — ЭПБ) содержит один из следующих выводов о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности (кроме экспертизы декларации промышленной безопасности и обоснования безопасности опасного производственного объекта):

  1. объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности;
  2. объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии внесения соответствующих изменений в документацию или выполнения соответствующих мероприятий в отношении технических устройств либо зданий и сооружений (в заключении указываются изменения, после внесения которых документация будет соответствовать требованиям промышленной безопасности, либо мероприятия, после проведения которых техническое устройство, здания, сооружения будут соответствовать требованиям промышленной безопасности);
  3. объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности.

Из буквального толкования пункта 2 данной нормы следует, что объект экспертизы будет соответствовать требованиям промышленной безопасности и может применятся на опасном производственном объекте только после выполнения мероприятий, установленных в заключении экспертизы промышленной безопасности.

Следует отметить, если в упомянутой Вами ЭПБ указано только два замечания, касающихся регистрации и лицензирования ОПО, то вывод заключения ЭПБ, сделанный экспертом, от том, что «объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности» некорректен (прим. — эксперт сделал вывод, что объект не в полной мере соответствует по причине отсутствия регистрации ОПО и лицензии) . При проведении ЭПБ устанавливается полнота и достоверность относящихся к объекту экспертизы (техническому устройству) документов, а также оценивается фактическое состояние технических устройств.

Исходя из смысла Закона 116-ФЗ и ФНП ЭПБ в «мероприятиях», после выполнения которых устройство будет соответствовать требованиям промышленной безопасности, следует указывать «мероприятия» по устранению конкретных дефектов (повреждений), влияющих на безопасность работы ОРПД, неисправность арматуры, контрольно-измерительных приборов, предохранительных и блокировочных устройств, средств сигнализации и защитыи т.п. В свою очередь, вопросы, касающиеся регистрации и лицензирования ОПО, относятся к «условиям» эксплуатации.

Обращаем внимание на то, что согласно пункту 5 статьи 13 Закона № 116-ФЗ заключение ЭПБ может быть использовано в целях, установленных Законом № 116-ФЗ, исключительно с даты его внесения в реестр заключений ЭПБ федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом.

По вопросу 5:

Согласно статье 8 Закона № 116-ФЗ ввод в эксплуатацию ОПО проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации градостроительной деятельности.

При этом проверяется готовность организации к эксплуатации ОПО и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, а также наличие у нее договора обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Согласно Положению о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401, выдача разрешения на ввод ОПО в эксплуатацию не входит в компетенцию Ростехнадзора.

В соответствии с частью 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство.

В свою очередь, уполномоченные представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов пределах своей компетенции участвуют в работе комиссий по приемке оборудования, в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами.

Например, обязательные требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 МПа: пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); воды при температуре более 115°С; иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 МПа, установлены ФНП ОРПД, которыми в разделе IV, V регламентированы требования к порядку ввода в эксплуатацию, пуска (включения) в работу и учета ОРПД в соответствии с областью распространения ФНП ОРПД, определенной пунктами 3 и 4 указанного нормативного правового акта.

Кроме этого, мнение о том, что Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы», утвержденные приказом Приказ Ростехнадзора от 21.11.2013 № 558 (далее — ФНП СУГ), не распространяются на указанный в обращении объект, является ошибочным.

Согласно пункту 3 ФНП СУГ, Правила в числе прочего распространяются на резервуарные установки, включая наружные и внутренние газопроводы и технические устройства объектов, использующих СУГ в качестве топлива, т.е. котельные, использующие в качестве топлива СУГ, попадают в область распространения данных ФНП.

По вопросам 2, 6, 7, 8:

В соответствии со статьей 2 Закона № 116-ФЗ ОПО (предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к данному Федеральному закону, которые по классификации приложения 2 Закону № 116-ФЗ подразделяются на четыре класса опасности) подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В настоящее время данный порядок установлен Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371 (далее — Правила регистрации ОПО), согласно которым организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие объекты, обладающие признаками опасности в соответствии с Законом № 116-ФЗ, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке сведения, характеризующие каждый объект, для регистрации ОПО в государственном реестре.

Пунктом 6 Требований к регистрации объектов в государственном реестре ОПО и ведению государственного реестра ОПО, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 495 в соответствии с подпунктом «з» пункта 10 Правил регистрации ОПО, отнесение объектов к ОПО осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации (пункт 8 данных Требований), в ходе которой необходимо выявить все признаки опасности на объекте и учесть их количественные и качественные характеристики, а также все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, позволяющие отнести такой объект к категории ОПО.

Начальник Управления государственного строительного надзора М.А. Климова

Документы Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору

Серия 26

Экспертиза промышленной безопасности

Выпуск 2

ЭКСПЕРТИЗА ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Сборник документов

3-е издание, исправленное

Москва
000 «НТЦ «Промышленная безопасность»

В настоящий Сборник включены нормативные документы по вопросам экспертизы промышленной безопасности, устанавливающие порядок проведения экспертизы и утверждения заключения экспертизы, правила экспертизы деклараций промышленной безопасности в соответствии с Федеральным законом от 21 07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Сборник предназначен для организаций, проводящих экспертизу промышленной безопасности, организаций, предполагающих эксплуатацию опасных производственных объектов или эксплуатирующих их, а также для органов Ростехнадзора, рассматривающих и утверждающих заключения экспертизы.

Утверждены

постановлением Госгортехнадзора

России от 06.11.98 №64,

зарегистрированным Министерством

юстиции Российской Федерации 08.12.98 г.,

регистрационный № 1656, с Изменением № 1 ,

утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 01.08.02 № 48,

зарегистрированным Министерством

юстиции Российской Федерации 23.08.02 г.,

регистрационный № 3720

ПРАВИЛА
ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ
ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ*

ПБ 03-246-98

* Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 14.12.98 № 35-36, от 30.10.02 № 39. (Примеч. изд.)

1. Правила проведения экспертизы промышленной безопасности (далее — Правила) устанавливают требования к порядку проведения экспертизы промышленной безопасности (далее — экспертиза) и оформлению заключения экспертизы.

2. Правила разработаны в соответствии с:

Федеральным законом от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. Ст. 3588);

Гражданским кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301 и 3302);

Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.01 № 841 (Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. 10 дек. № 50);

постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.98 № 779 «О федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном в области промышленной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 30. Ст. 3775);

постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.01 № 241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. 9 апр. № 15);

постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.00 № 1008 «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации» ;

распоряжением Президента Российской Федерации от 31.12.91 № 136-рп «Вопросы Государственного комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Президенте Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 3).

3. Правила предназначены для организаций, осуществляющих экспертизу промышленной безопасности. Настоящие Правила разработаны с учетом нормативных документов Госгортехнадзора России.

4. Правила обязательны при проведении экспертизы:

1) проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта*;

* В соответствии с действующей редакцией Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» экспертизе промышленной безопасности подлежит проектная документация только на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта. (Примеч. изд.)

2) зданий и сооружений на опасном производственном объекте;

3) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;

4) деклараций промышленной безопасности и иных документов, связанных с эксплуатацией опасного производственного объекта*.

* В соответствии с действующей редакцией Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» экспертизе промышленной безопасности подлежат: декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта. (Примеч. изд.)

II. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В целях настоящих Правил применяются следующие определения.

Экспертиза промышленной безопасности (далее — экспертиза) — оценка соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности, результатом которой является заключение.

Объекты экспертизы — проектная документация, технические устройства, здания и сооружения на опасном производственном объекте, декларации промышленной безопасности и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта.

Система экспертизы промышленной безопасности (далее — Система экспертизы) — совокупность участников экспертизы промышленной безопасности, а также норм, правил, методик, условий, критериев и процедур, в рамках которых организуется и осуществляется экспертная деятельность.

Лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (ст. 2 Федерального закона от 08.08.01 № 128-ФЗ).

Экспертная организация — организация, имеющая лицензию Госгортехнадзора России на проведение экспертизы промышленной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

Заключение экспертизы — документ, содержащий обоснованные выводы о соответствии или несоответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности.

Эксперт — специалист, осуществляющий проведение экспертизы промышленной безопасности.

Заказчик — организация, обратившаяся с заявкой на проведение экспертизы.

III. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1. Правила экспертизы определяют требования к порядку проведения экспертизы, оформлению и утверждению заключения экспертизы.

3.2. Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензии Госгортехнадзора России.

3.3. Лицензии на проведение экспертизы промышленной безопасности выдают органы Госгортехнадзора России* в соответствии с установленным порядком.

* Указами Президента Российской Федерации от 09.03.04 № 314 и от 20.05.04 № 649 функции Федерального горного и промышленного надзора России (Госгортехнадзора России) переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзору). (Примеч. изд.)

Контроль за соблюдением экспертными организациями лицензионных требований и условий осуществляется органами Госгортехнадзора России в соответствии с установленным порядком.

3.4. Принципиальная схема организации экспертизы промышленной безопасности представлена в приложении 1.

Наблюдательный совет формируется из представителей Госгортехнадзора России, его территориальных органов и подведомственных ему организаций. Наблюдательный совет осуществляет контроль за деятельностью Системы экспертизы. Состав Наблюдательного совета утверждается Госгортехнадзором России.

Консультативный совет состоит из представителей организаций, заинтересованных в деятельности Системы экспертизы, и имеет совещательную функцию. Состав Консультативного совета утверждается Наблюдательным советом.

Отраслевые комиссии создаются Наблюдательным советом и решают специфические, профессиональные задачи в областях, соответствующих их компетенции.

Координирующий орган координирует деятельность отраслевых комиссий, а также анализирует и обобщает информацию о деятельности экспертных организаций, состояние нормативно-методической базы Системы экспертизы. Функции Координирующего органа выполняет государственное унитарное предприятие «Научно-технический центр по безопасности в промышленности» (ГУП «НТЦ «Промышленная безопасность»*), созданное согласно распоряжению Президента Российской Федерации для координации работ и проведения независимой экспертизы (распоряжение Президента Российской Федерации от 31.12.91 № 136-рп).

* В настоящее время — ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность». (Примеч. изд.)

3.5. Функционирование Системы экспертизы определяется требованиями следующих документов, утверждаемых Наблюдательным советом Системы экспертизы:

Положения о Наблюдательном совете;

Положения о Консультативном совете;

Положения об отраслевых комиссиях;

Требований к Координирующему органу.

IV. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ

Весь процесс проведения экспертизы должен быть документирован. Процесс проведения экспертизы состоит из следующих этапов:

предварительного этапа;

заявки, плана-графика, договора или других документов, устанавливающих условия проведения экспертизы;

процесса экспертизы;

выдачи заключения экспертизы.

4.1. Предварительный этап.

4.1.1. При обращении заказчика в экспертную организацию по вопросу проведения экспертизы промышленной безопасности экспертная организация проводит предварительный этап переговоров с заказчиком.

4.1.2. Предварительный этап переговоров проводится для информирования заказчика о порядке проведения экспертизы, а также для обсуждения вопросов, касающихся проведения экспертизы, в том числе:

содержания и хода экспертизы;

подготовки к проведению экспертизы на месте (в случае необходимости);

составления календарного плана.

4.1.3. Предварительные переговоры документируются экспертом, ответственным за проведение переговоров.

4.2. Заявка или другие документы, устанавливающие условия проведения экспертизы.

4.2.1. Экспертиза проводится на основании заявки заказчика или других документов в соответствии с согласованными экспертной организацией и заказчиком условиями.

4.2.2. Документы на проведение экспертизы составляются после проведения предварительных переговоров.

4.2.3. В документах:

определяются договаривающиеся стороны;

определяются объекты экспертизы;

приводится перечень информации, необходимой для проведения экспертизы объекта в соответствии с действующей нормативной технической документацией;

подтверждается заказчиком согласие выполнить требования, обязательные для проведения экспертизы, в частности по принятию эксперта или группы экспертов (в случае необходимости) и оплате расходов на проведение процесса экспертизы независимо от ее результата;

определяются сроки проведения экспертизы.

4.2.4. Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев с момента получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме в соответствии с действующей нормативной технической документацией, и выполнения всех иных условий проведения экспертизы.

4.2.5. Экспертная организация приступает к проведению экспертизы только после получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме в соответствии с требованиями действующих нормативных технических документов.

4.3. Процесс экспертизы.

Процесс экспертизы включает:

подбор материалов и документации, необходимой для проведения экспертизы объекта;

назначение экспертов;

проведение экспертизы.

4.3.1. Материалы и документация, необходимые для проведения экспертизы.

Для проведения экспертизы заказчик должен представить следующие данные:

данные о заказчике и объекте экспертизы;

проектную, конструкторскую, эксплуатационную, ремонтную документацию, декларацию промышленной безопасности опасного производственного объекта, паспорта технических устройств, инструкции, технологические регламенты и другую документацию, имеющую шифры или другую индикацию, необходимую для идентификации (в зависимости от объекта экспертизы);

акты испытаний, сертификаты, в том числе, если необходимо, на комплектующие изделия, прочностные расчеты и т.п. (в случае необходимости);

образцы оборудования (в случае необходимости).

При несоответствии представленных материалов и документации установленным требованиям экспертная организация уведомляет заказчика о сроках представления материалов и документации в полном объеме в соответствии с действующей нормативной технической документацией. Срок направления экспертной организацией уведомления не должен превышать семи дней со дня получения материалов. При непредставлении в согласованный заказчиком и экспертной организацией срок запрашиваемых материалов и документации экспертиза не проводится, а материалы и документы возвращаются заказчику.

4.3.2. Назначение экспертов.

Эксперты должны быть назначены официально, полномочия их должны быть определены в порядке, установленном экспертной организацией.

Для проведения экспертизы назначается один или в случае необходимости группа квалифицированных экспертов.

В случае проведения экспертизы группой экспертов назначается ведущий эксперт, отвечающий за результаты работы группы экспертов.

4.3.3. Проведение экспертизы.

Проведение экспертизы заключается в установлении полноты, достоверности и правильности представленной информации, соответствия ее стандартам, нормам и правилам промышленной безопасности.

В отдельных случаях силами экспертной организации могут быть проведены испытания по согласованным с заказчиком методикам и программам.

При необходимости экспертная организация может провести экспертизу с выездом на место (к заказчику).

Экспертиза на месте состоит из следующих этапов:

вводная часть;

непосредственно экспертиза на месте;

заключительная часть.

4.3.3.1. Вводная часть экспертизы на месте.

Задачи вводной части:

разъяснить сотрудникам организации-заказчика цель экспертизы и задачи эксперта (группы экспертов);

сообщить, что любые сведения и информация, полученные в ходе экспертизы, рассматриваются сотрудниками экспертной организации как конфиденциальные с учетом требований законодательства Российской Федерации;

обсудить и определить объем работ;

определить по согласованию с организацией-заказчиком сотрудников организации-заказчика в качестве сопровождающих для экспертов;

разъяснить значение заключительной части;

утвердить совместно с заказчиком календарный план проведения экспертизы на месте.

4.3.3.2. Непосредственно экспертиза на месте.

При экспертизе на месте эксперты наблюдают за нормальным ходом работ на объекте, а также проводят комплексную проверку:

компетентности сотрудников и руководителей;

пригодности помещений и приборного оборудования, а также состояния испытательных средств и приборов с точки зрения их обслуживания;

наличия надежных систем маркировки и идентификации;

наличия соответствующих нормативных технических, методических документов, правил, рабочих инструкций и их исполнение;

соблюдения требований к содержанию и оформлению отчетных документов.

Экспертная группа должна по ее требованию получать в свое распоряжение все необходимые результаты анализов, документы, расчеты, протоколы и отчеты в письменном виде.

4.3.3.3. Заключительная часть экспертизы на месте. Каждый эксперт дает справку по результатам оценки состояния

дел в своей части экспертизы. Ведущий эксперт обобщает результаты и предлагает их для обсуждения с заказчиком. В заключительной части с заказчиком согласовываются мероприятия, необходимые для дальнейшего завершения экспертизы, а также календарный план их реализации. Упомянутые мероприятия документируются в формуляре (форма которого приведена в приложении 2) и утверждаются подписями представителя заказчика и экспертов. Экспертиза завершается только после реализации этих мероприятий.

Мероприятия определяются в процессе экспертизы и представляют собой выполнение требований, которые заказчик обязан выполнить за определенный срок, чтобы дать возможность завершить процесс экспертизы.

Условия, подлежащие выполнению, — это положения, не препятствующие выдаче заключения экспертизы. Они формулируются ведущим экспертом в заключении и дополняются, утверждаются, ограничиваются или отменяются органами, утверждающими экспертное заключение. Проверка выполнения этих условий осуществляется экспертной организацией.

4.4. Выдача заключения экспертизы.

4.4.1. Подготовка проекта заключения экспертизы.

Результаты проведенных экспертами работ оформляются каждым членом экспертной группы в виде отчета. Экспертная организация хранит отчеты экспертов в своем архиве в течение всего срока действия лицензии.

В случае работы группы экспертов все отчеты обобщаются в проекте заключения экспертизы, составляемом ведущим экспертом по отчетам членов экспертной группы.

Проект заключения экспертизы служит основанием для консультаций и принятия решения о выдаче положительного или отрицательного заключения экспертизы.

Заказчику пересылается копия проекта заключения экспертизы. Замечания к проекту заключения экспертизы могут быть направлены заказчиком в экспертную организацию в письменной форме и не позднее чем через 14 дней после получения проекта.

4.4.2. Решение о выдаче положительного или отрицательного заключения экспертизы принимается на основании рассмотрения и анализа документов, полученных при экспертизе, проверке состояния объекта или проведения необходимых испытаний.

4.4.3. При положительном заключении экспертизы в нем перечисляются объекты, на которые распространяется действие заключения экспертизы с условиями или без них.

4.4.4. В случае отрицательного заключения по объекту экспертизы, находящемуся в эксплуатации, экспертная организация немедленно ставит в известность Госгортехнадзор России или его территориальный орган для принятия оперативных мер по дальнейшей эксплуатации опасного производственного объекта.

4.4.5. В случае принятия решения о выдаче отрицательного заключения экспертизы заказчику должны быть представлены обоснованные выводы:

о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в итоговом отчете эксперта (ведущего эксперта);

о недопустимости эксплуатации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований промышленной безопасности.

4.4.6. В случае принятия решения о выдаче отрицательного заключения экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную экспертизу при условии их переработки с учетом выявленных в ходе экспертизы замечаний. Порядок проведения экспертизы в этом случае соответствует изложенному в пп. 4.1 — 4.4.

4.5. Заключение экспертизы может быть оспорено заказчиком в установленном порядке.

4.6. Требования, которые должны учитываться при экспертизе промышленной безопасности различных объектов, устанавливаются Госгортехнадзором России как специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности с учетом настоящих Правил, а также Положения о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.00 № 1008*.

* Утратило силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.07 № 145. Действует Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденное указанным постановлением. (Примеч. изд.)

V. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ

5.1. Заключение экспертизы должно содержать: наименование заключения экспертизы;

вводную часть, включающую основание для проведения экспертизы, сведения об экспертной организации, сведения об экспертах и наличии лицензии на право проведения экспертизы промышленной безопасности;

перечень объектов экспертизы, на которые распространяется действие заключения экспертизы;

данные о заказчике;

цель экспертизы;

сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах (проектных, конструкторских, эксплуатационных, ремонтных, декларации промышленной безопасности), оборудовании и др. с указанием объема материалов, имеющих шифр, номер, марку или другую индикацию, необходимую для идентификации (в зависимости от объекта экспертизы);

краткую характеристику и назначение объекта экспертизы;

результаты проведенной экспертизы;

заключительную часть с обоснованными выводами, а также рекомендациями по техническим решениям и проведению компенсирующих мероприятий;

приложения, содержащие перечень использованной при экспертизе нормативной технической и методической документации, актов испытаний (при проведении их силами экспертной организации).

5.2. Заключение экспертизы подписывается руководителем экспертной организации, заверяется печатью экспертной организации, прошивается с указанием количества сшитых страниц и передается заказчику.

5.3. Заказчик передает заключение экспертизы в центральный аппарат или территориальные органы Госгортехнадзора России для рассмотрения и утверждения в установленном порядке.

5.4. Требования к утверждению заключения экспертизы устанавливаются Госгортехнадзором России как специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности с учетом настоящих Правил.

VI. ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ УЧЕТА ЭКСПЕРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ЭКСПЕРТОВ

6.1. Учет ведется в целях накопления и анализа официальной информации по экспертизе промышленной безопасности.

6.2. Учетные данные используются для предоставления в установленном порядке информации заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, другим юридическим, а также физическим лицам.

6.3. Ведение учета предусматривает проведение следующих операций:

проверки полноты и соответствия установленным требованиям поступивших материалов;

внесения регистрационных записей и присвоения регистрационных номеров;

ведения архивного фонда представленных на регистрацию документов;

подготовки учетных материалов к изданию;

информационного обслуживания заинтересованных юридических и физических лиц.

6.4. Координирующий орган Системы экспертизы ведет учет: нормативных технических документов Системы экспертизы; экспертных организаций;

экспертов.

Учетные формы определяются Наблюдательным советом.

Приложение 1

к Правилам проведения экспертизы промышленной безопасности

Принципиальная схема организации экспертизы промышленной безопасности

Приложение 2

к Правилам проведения экспертизы промышленной безопасности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх