Куперс

Бухучет и анализ

Лимиты на размещение отходов кто должен получать

  1. Основание
  2. План выдачи лимитов
  3. Исходные данные
  4. Согласование
  5. Ответственность

На основании чего делаются лимиты

Закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 гласит, что ежегодно после получения лимитов на размещение отходов, необходимо делать отчет о неизменности производственных процессов (он же ежегодное продление лимитов).

Закон № 89-ФЗ

Статья 11

Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением отходов, обязаны:

  • разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
  • внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;
  • проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами

3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с их компетенцией, отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

п. 3 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ

План выдачи лимитов на размещение отходов

  1. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) утверждается на 5 лет.
  2. На основании утверждённого ПНООЛР выдаётся «лимит на размещение отходов», устанавливающий нормативы образования, складирования, размещения (утилизации).
  3. Один раз в год «лимит на размещение отходов» необходимо продлевать в органах Росприроднадзора, на основании «Технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах», а также комплекта документов, подтверждающих обеспечение охраны окружающей среды.
  4. Форма данного отчёта определяется приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов их размещения».

Терминология

Отходы производства и потребления — остатки сырья, материалов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

Лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на согласованный срок в объектах размещения отходов.

Норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;

Перечень необходимых исходных данных

  1. Полное, сокращенное, фирменное наименование организации.
  2. Юридический, почтовый, фактический адрес — с индексом.
  3. Фамилия, имя, отчество руководителя — полностью, с точным указанием должности.
  4. Основной вид деятельности организации.
  5. ИНН
  6. КПП
  7. ОГРН
  8. ОКПО
  9. ОКВЭД
  10. ОКАТО
  11. Телефон, факс, адрес электронной почты.
  12. Оригинал нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
  13. Заверенные копии справок о размещении (обезвреживании, использовании) отходов за отчетный год, контрольных талонов и справок-сверок, актов сдачи-приемки отходов, актов зачистки очистных сооружений, товарных накладных и т.п.
  14. Заверенные копии договоров на вывоз, размещение, обезвреживание, использование отходов, заверенные копии лицензий организаций-исполнителей.
  15. Копия плана мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду (из ПНООЛР).
  16. Копии отчетов по расчету платы за отчетный период

Где согласовывается

Департамент Росприроднадзора по Субъекту РФ

Ответственность за отсутствие

При отсутствии подтверждения за текущий год деятельность организации в области обращения отходов, согласно действующему законодательству ограничивается или прекращается. Плата за негативное воздействие на окружающую среду рассчитывается как сверхлимитная.

С 1 января 2019 года в силу вступает новый крупный пакет поправок в Закон об охране окружающей среды, который призван установить новые правила экологического нормирования деятельности предприятий и организаций. Основными идеями грядущих изменений являются переход на принципы наилучших доступных технологий и применение дифференцированных мер государственного регулирования к хозяйствующим субъектам в зависимости от степени экологической опасности их деятельности.

Также новая система предусматривает снижение административных барьеров для малых предприятий, исключение требования о получении экологических разрешений для большинства субъектов предпринимательской деятельности, совершенствование государственного администрирования платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

О том, каким образом будет выглядеть нормирование в области охраны окружающей среды с 1 января 2019 года и о чем необходимо знать предприятиям, читайте далее.

Категоризация объектов негативного воздействия на окружающую среду

Прежде чем переходить непосредственно к вопросам установления экологических нормативов, необходимо упомянуть, что на первых этапах экологической реформы была внедрена система категоризации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – объекты НВОС). Именно в зависимости от категории эксплуатируемого объекта будет определяться необходимый перечень разрешительной и отчетной документации.

Данное нововведение ознаменовало переход к новой модели экологического регулирования, при которой учетной единицей является не организация в целом, а конкретный объект, который ей принадлежит.

Таким образом, в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя нескольких объектов НВОС, разрешительная экологическая документация должна разрабатываться в отношении каждого отдельного объекта исходя из предусмотренного для него правового режима.

При осуществлении учета необходимо понимать, что один объект НВОС может включать в себя несколько источников негативного воздействия (в т.ч. источники выбросов, сбросов, площадки размещения отходов) и должен удовлетворять требованию территориальной связанности.

Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Закона об охране окружающей среды).

В период с 1 января 2015 года по 1 января 2017 года все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, были обязаны поставить принадлежащие им объекты НВОС на государственный учет.

В настоящий момент организации и лица, которые только начинают свою деятельность, осуществляют такую постановку на государственный учет в срок не позднее шести месяцев со дня начала эксплуатации объекта НВОС.

Исходя из утвержденных Правительством РФ Критериев, при постановке на государственный учет объект НВОС в зависимости от степени воздействия на окружающую среду подлежит отнесению к одной из четырех категорий:

  • I категория — объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий;

  • II категория — объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду;

  • III категория — объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду;

  • IV категория — объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

Объекты, которые не соответствуют ни одной из категорий согласно утвержденным Критериям, не подлежат государственному учету. При этом образование и накопление отходов не являются критериями отнесения объекта к какой-либо из категорий, в связи с чем у организаций, которые не осуществляют самостоятельное размещение отходов и не оказывают иные виды негативного воздействия (например, школы, детские сады, офисы и т.д.), отсутствует обязанность по постановке объектов на учет.

Государственный учет объектов НВОС осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровнях. Включению в федеральный реестр подлежат объекты НВОС, которые подлежат федеральному государственному экологическому надзору на основании установленных Правительством РФ Критериев. Все остальные объекты подлежат включению в региональные реестры.

Применение наилучших доступных технологий

Еще одним важным понятием, введенным в законодательство об охране окружающей среды на первых этапах реформы, является термин «наилучшая доступная технология» (далее — НДТ).

Наилучшая доступная технология — технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения (ст. 1 Закона об охране окружающей среды).

Наилучшие доступные технологии призваны снизить негативное воздействие на окружающую среду и распространяются на хозяйственную и (или) иную деятельность, технические процессы, оборудование, технические способы и методы, применяемые при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.

В настоящий момент перечень областей применения НДТ установлен Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2014 г. № 2674-р «Об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий».

Для каждой из предусмотренных областей специальной организацией, осуществляющей функции Бюро наилучших доступных технологий, разработан Информационно-технический справочник по НДТ.

С формальной точки зрения, основной целевой аудиторией НДТ являются предприятия, осуществляющие эксплуатацию объектов I категории, как наиболее опасных и оказывающих значительное воздействие на окружающую среду. Вместе с тем необходимо понимать, что внедрение НДТ не ставится в прямую зависимость от категории эксплуатируемого объекта, а определяется, в первую очередь, исходя из вышеуказанных областей применения.

В связи с этим, например, начиная с 1 января 2020 года будет отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, если данный объект относится к объектам НВОС и входит в область применения НДТ, но сами НДТ в его технологических процессах не реализованы (п. 2 ст. 38 Закона об охране окружающей среды). Таким образом, внедрение НДТ должно быть осуществлено еще до постановки объекта НВОС на государственной учет и присвоения ему категории.

Нормирование объектов отдельных категорий

(i) Комплексное экологическое разрешение для объектов I категории

Начиная с 1 января 2019 года и до 1 января 2025 года все организации и лица, эксплуатирующие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение (далее — КЭР).

Приказом Минприроды РФ от 18.04.2018 г. № 154 также утвержден перечень из 300 объектов
I категории, которые оказывают наибольшее негативное воздействие на окружающую среду. Организации, эксплуатирующие такие объекты, обязаны получить КЭР до 31 декабря 2022 года.

Комплексное экологическое разрешение — документ, который выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды (ст. 1 Закона об охране окружающей среды).

Согласно пункту 10 статьи 31.1 Закона об охране окружающей среды, КЭР должно содержать:

  • технологические нормативы;

  • нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ;

  • нормативы допустимых физических воздействий;

  • нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;

  • требования к обращению с отходами производства и потребления;

  • согласованную программу производственного экологического контроля;

  • срок действия КЭР.

Как видно из положений указанной статьи, КЭР представляет собой новый вид разрешительной документации, который объединяет в себе полный спектр вопросов негативного воздействия предприятия на окружающую среду и призван заменить все экологические нормативы и разрешительные документы, оформление которых требовалось ранее.

КЭР выдается на 7 лет и продлевается на тот же срок в случае выполнения следующих требований:

  • соблюдение установленных нормативов и лимитов;

  • отсутствие задолженности по плате за НВОС;

  • своевременное предоставление отчетности о выполнении программ производственного экологического контроля;

  • выполнение программы повышения экологической эффективности (при наличии).

По смыслу пункта 2 статьи 31.1 Закона об охране окружающей среды, при наличии у предприятия нескольких объектов I категории КЭР оформляется в отношении каждого объекта в отдельности. При одновременном наличии у организации объектов II, III или IV категории, экологические нормативы и лимиты для таких объектов в состав КЭР объекта I категории не включаются.

Необходимо отметить, что перед получением КЭР материалы его обоснования должны будут в обязательном порядке пройти государственную экологическую экспертизу.

Под технологическими нормативами понимаются нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, а также нормативы допустимых физических воздействий, которые устанавливаются на основании технологических показателей, не превышающих показатели НДТ.

Сами технологические показатели НДТ подлежат утверждению нормативными документами Министерства природных ресурсов и экологии РФ на основании Информационно-технических справочников по НДТ для соответствующих отраслей.

В настоящее время проекты Приказов Минприроды РФ об утверждении соответствующих технологических показателей, а также об утверждении правил разработки технологических нормативов НДТ ожидают регистрации в Минюсте РФ.

Предполагается, что они начнут действовать с 1 января 2019 года.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые при эксплуатации объектов
I категории не могут достичь соблюдения технологических нормативов НДТ, а также нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов веществ I и II класса опасности, будут обязаны разработать программу повышения экологической эффективности с целью поэтапного достижения нормативных показателей НВОС.

Поскольку технологические нормативы в отношении образования и размещения отходов не устанавливаются, включение мероприятий по достижению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в данную программу не предусмотрено.

Важным является условие о том, что срок действия программы не может превышать 7 лет и не подлежит продлению. Исключение составляют стратегические и градообразующие предприятия, а также предприятия, численность сотрудников которых превышает пять тысяч человек. Для них данный срок составляет 14 лет без возможности продления.

Отчеты о выполнении программы повышения экологической эффективности должны будут ежегодно предоставляться в соответствующие контролирующие органы федерального или регионального уровня.

Помимо указанного, в отношении объектов I категории сохраняется необходимость проведения производственного экологического контроля, для целей которого разрабатывается соответствующая программа, а также необходимость предоставления статистической отчетности по форме 2-ТП.

Вместе с тем, начиная с текущего года владельцам объектов I категории по результатам осуществления производственного экологического контроля (далее – ПЭК) в территориальные органы Росприроднадзора необходимо сдавать отчеты по форме, установленной Приказом Минприроды РФ от 14.06.2018 г. № 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». Отчеты сдаются ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Таким образом, первые отчеты по результатам ПЭК организации и лица должны будут предоставить до 25 марта 2019 года.

(ii) Декларация о воздействии на окружающую среду для объектов II категории

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, владеющих объектами II категории, с 1 января 2019 года установлена обязанность по предоставлению декларации о воздействии на окружающую среду.

Декларация о воздействии на окружающую среду является основным разрешительным экологическим документом для объектов II категории и, помимо общей информации о предприятии и объекте, должна будет содержать:

  • декларируемые объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;

  • данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие 7 лет;

  • информацию о реализации природоохранных мероприятий;

  • информацию о программе ПЭК.

Декларация о воздействии на окружающую среду будет устанавливать нормативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Вместе с декларацией должны быть поданы расчеты нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов.

Исходя из системного толкования новых редакций статьей 4 Закона об охране окружающей среды и 18 Закона об отходах производства и потребления, для объектов II категории все же должны осуществляться расчеты НООЛР, однако их приложение к декларации не требуется. При этом, как следует из информационного письма Росприроднадзора № АА-03-02-31/21799 от 12.10.2018 г., дополнительное утверждение производимых расчетов в контролирующих органах и получение разрешений с 01.01.2019 г. не предусмотрено.

Декларация представляется один раз в 7 лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ.

Действующие правила и методические рекомендации по разработке НДС, НДВ, НООЛР, вероятно, будут скорректированы в части сроков, на которые данные нормативы должны быть рассчитаны (в настоящий момент срок составляет 5 лет).

Сроки предоставления декларации о воздействии на окружающую среду в настоящее время не установлены. Данный вопрос, а также форма декларации, требования к ее оформлению, порядок и сроки подачи будут урегулированы в ближайшее время нормативными актами Минприроды РФ.

Вместе с тем, если сфера деятельности объекта II категории входит в область применения НДТ, при наличии соответствующих отраслевых справочников и утвержденных технологических показателей НДТ владельцы таких объектов вправе получить КЭР. В таком случае для объекта II категории дополнительно будут установлены технологические нормативы, а предоставление декларации о воздействии на окружающую среду не потребуется.

Если соблюдение нормативов допустимых выбросов и/или нормативов допустимых сбросов при эксплуатации объекта II категории в настоящий момент не представляется возможным, на период поэтапного достижения нормативов владельцы объектов утверждают план мероприятий по охране окружающей среды.

План мероприятий по охране окружающей среды включает в себя перечень мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц.

Так же как и программа повышения экологической эффективности для объектов I категории, план мероприятий по охране окружающей среды должен быть реализован не более чем за 7 лет. Исключений из настоящего правила не предусмотрено.

Аналогично, в отношении объектов II категории сохраняется необходимость проведения ПЭК, для целей которого разрабатывается соответствующая программа, а также необходимость предоставления статистической отчетности по форме 2-ТП. Первые отчеты по результатам ПЭК должны быть предоставлены до 25 марта 2019 года.

(iii) Нормативы и отчетность в уведомительном порядке для объектов III категории

К III категории относятся объекты, которые оказывают незначительное негативное воздействие на окружающую среду. Признаком отнесения объекта к III категории является превышение уровней негативного воздействия, указанных в разделе IV Критериев.

Учитывая, что такие объекты причиняют достаточно низкий вред окружающей среде, для них будет предусмотрена специальная упрощенная система нормирования.

Нормативы допустимых выбросов, допустимых сбросов для объектов III категории рассчитываются лишь в отношении радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

Выбросы и сбросы веществ иных классов опасности, а также размещение отходов всех классов опасности признаются для объектов III категории осуществленными в пределах нормативов.

При этом, учитывая информационное письмо Росприроднадзора № АА-03-02-31/21799 от 12.10.2018 г., расчеты нормативов выбросов/сбросов веществ I и II класса дополнительному утверждению в контролирующих органах не подлежат. Разрешения на сбросы и выбросы выдаваться не будут.

Вместе с тем для владельцев объектов III категории сохраняется обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду по всем видам воздействия (выбросы, сбросы, размещение отходов).

Для целей исчисления платы владельцы объектов III категории в уведомительном порядке подают в контролирующие органы отчетность о выбросах и сбросах вредных веществ (за исключением веществ I и II класса опасности), а также об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.

По смыслу пункта 8 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды, такой отчетностью будут служить отчеты по результатам ПЭК, проведение которого для объектов III категории сохраняется. Также владельцы указанных объектов все еще будут должны сдавать статистическую отчетность по форме 2-ТП.

Интересно, что пункт 5 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды не устанавливает в отношении выбросов/сбросов веществ I и II класса опасности повышающих коэффициентов платы за НВОС в случае, если такие выбросы/сбросы были осуществлены сверх рассчитанных нормативов.

Аналогично объектам II категории, в случае, если при эксплуатации объекта III категории невозможно осуществить соблюдение нормативов допустимых выбросов и сбросов, то в отношении такого объекта должен быть разработан план мероприятий по охране окружающей среды, предусматривающий поэтапное достижение нормативов. Срок реализации плана не может превышать 7 лет.

(iv) Деятельность на объектах IV категории не нормируется

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность исключительно на объектах IV категории, освобождены от:

  • разработки нормативов выбросов и сбросов вредных веществ, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

  • предоставления отчетности о массах или объемах осуществленных выбросов и сбросов, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов (за исключением статистической отчетности);

  • разработки программы ПЭК;

  • внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду;

  • проведения плановых проверок соблюдения экологического законодательства.

Вместе с тем, как разъяснил Росприроднадзор в письме № АС-06-02-36/3591 от 21 февраля 2017 г. и, исходя из пункта 1 статьи 16.1 Закона об охране окружающей среды, в случае одновременной эксплуатации объекта IV категории и объектов, относящихся к иным категориям (I, II или III категории), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории.

В законе отсутствуют четкие указания по поводу того, в какой форме при указанных условиях должны будут предоставляться сведения о массах и объемах выбросов/сбросов загрязняющих веществ, объемах образованных и размещенных отходов. Вероятно, на объекты IV категории в таком случае будет распространяться режим предоставления данной информации в уведомительном порядке, предусмотренный для объектов III категории.

Временно разрешенные выбросы и сбросы

В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и/или сбросов загрязняющих веществ, помимо непосредственно программы повышения экологической эффективности (для объектов I категории) и плана мероприятий по охране окружающей среды (для объектов II и III категорий), на объектах НВОС будут устанавливаться временно разрешенные выбросы (ВРВ) и/или временно разрешенные сбросы (ВРС).

ВРВ и ВРС будут устанавливаться на период выполнения программы повышения экологической эффективности или плана мероприятий по охране окружающей среды в соответствии с графиком достижения установленных нормативов.

Для объектов, которые выводятся из эксплуатации, включение мероприятий по достижению нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов в планы мероприятий по охране окружающей среды и разработка программ повышения экологической эффективности не требуются.

В отношении объектов I категории ВРВ и ВРС будут устанавливаться на основании КЭР.

Для объектов II и III категорий необходимо будет получать разрешение на ВРВ и ВРС. В настоящий момент порядок выдачи таких разрешений не установлен.

Действие ранее установленных нормативов и выданных разрешений с 1 января 2019 года

Поскольку большой объем ключевых, с точки зрения процедуры, подзаконных нормативных актов все еще не принят, что исключает в настоящий момент возможность осуществить полноценный переход на новую систему нормирования, возникает острый вопрос о действии разрешительной документации, полученной до 01.01.2019 г.

Применительно к объектам I категории данный вопрос разрешен непосредственно в статье 11 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой разрешительные документы на выбросы и сбросы, а также на образование отходов и их размещение, полученные до 1 января 2019 года, действуют до дня получения комплексного экологического разрешения (КЭР).

Исходя из этого, срок действия разрешительной документации, полученной до 01.01.2019 г., для объектов I категории автоматически продлевается до дня получения КЭР. Данное правило применяется и к объектам II категории, входящим в область применения НДТ, владельцы которых также решили оформить КЭР.

Разрешительная документация для объектов II и III категории действует до окончания установленного в ней срока.

Как указывалось выше, для объектов II категории в настоящее время сроки подачи декларации о воздействии на окружающую среду не урегулированы. Вместе с тем, как следует из проекта Приказа Минприроды РФ об утверждении формы такой декларации, планируется, что декларация должна быть предоставлена не позднее даты окончания срока действия одного из следующих разрешительных документов, в зависимости от того, какая из указанных дат наступит раньше:

  • разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

  • разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты;

  • документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

При этом, как указано в информационном письме Росприроднадзора № АА-03-02-31/21799 от 12.10.2018 г., действующим законодательством в области охраны окружающей среды не предусмотрен запрет на получение новой разрешительной документации до истечения срока действия уже имеющейся у юридического лица или индивидуального предпринимателя разрешительной документации.

Таким образом, независимо от срока действия документации, владельцы объектов II и III категорий могут перейти на новую систему нормирования непосредственно после 1 января 2019 года.

Еще раз обращаем ваше внимание на то, что согласно разъяснениям Росприроднадзора новая система нормирования предусматривает дифференцированный подход к вопросу государственного регулирования объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и не содержит отдельной процедуры по установлению нормативов допустимых выбросов, сбросов и образования отходов, а также лимитов на их размещение.

Таким образом, выдача разрешений на выбросы/сбросы загрязняющих веществ (за исключением разрешений на ВРС и ВРВ, а также разрешений на выбросы/сбросы радиоактивных веществ), нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для всех категорий объектов не предусмотрены.

На наш взгляд, новая система нормирования действительно упростит деятельность малого бизнеса и приведет к снижению административного давления на предприятия, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду. Дифференцированный подход к правовому регулированию предприятий различной степени экологической опасности в конечном итоге должен поспособствовать развитию промышленной отрасли, в том числе, побудив организации к внедрению современных технологий производства.

В то же время определенное число принципиально важных вопросов новой системы все еще остается неурегулированным. В отсутствие подзаконных нормативных актов, устанавливающих технологические показатели, формы документов и заявлений, требования к ним, а также регулирующих процедурные вопросы, многие природопользователи пока что лишены возможности осуществить переход.

Для минимизации негативных правовых рисков в будущем, владельцам объектов НВОС, срок действия разрешительной документации которых в ближайшее время истекает, уже сейчас рекомендуем позаботиться о вопросах нормирования, при необходимости обратиться за консультацией к профильным специалистам, а также активно следить за новостями на сайтах контролирующих органов.

Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

Постановление Правительства РФ от 28.08.2015 г. № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору».

Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.12.2016 г. № 1508, в качестве такой специальной организации определено ФГАУ «НИИ «Центр экологической промышленной политики».

Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

https://regulation.gov.ru/projects#search=02/08/04-18/00080270&npa=80270

По вопросу срока подачи декларации, установленного в проекте Приказа Минприроды РФ, получено отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия, которое мотивировано неточностью формулировки. В связи с этим, вероятно, момент подачи претерпит изменения.

См. Постановление Правительства РФ от 26.06.2018 г. № 731 «О нормативах допустимых выбросов радиоактивных веществ и нормативах допустимых сбросов радиоактивных веществ, а также о выдаче разрешений на выбросы радиоактивных веществ, разрешений на сбросы радиоактивных веществ».

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, а в соответствии со ст. 58 — каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно ст. 19 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при ведении хозяйственной и иной деятельности, и осуществляется в целях государственного регулирования этого воздействия, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

По своему назначению нормирование в области охраны окружающей среды служит инструментом управления хозяйственной и иной деятельности для обеспечения экологической безопасности на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов.

Законодательно установлены две группы нормативов:

1) нормативы качества окружающей среды;
2) нормативы допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Нормативы качества окружающей среды — это официально установленные допустимые, т.е. разрешенные, значения химических, физических, биологических показателей, характеризующих объекты окружающей среды.

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

К нормативам качества окружающей среды относятся:

  • нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
  • нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
  • нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;
  • иные нормативы качества окружающей среды.

Установление вышеперечисленных нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне входит в компетенцию министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края.

При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду — это количественные ограничения химических, физических, биологических и иных воздействий на окружающую среду со стороны субъектов хозяйственной и иной деятельности, при соблюдении которых не нарушаются установленные для данной местности нормативы качества окружающей среды.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц — природопользователей, Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст. 22), установлены следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

  • нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
  • нормативы образования отходов производств и потребления и лимиты на их размещение;
  • нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательствами Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

Нормативы допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Лимит на размещение отходов — это предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.

Величины нормативов допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на размещение отходов утверждаются следующими разрешительными документами: разрешением на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешением на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитами на размещение отходов.

Требования о необходимости наличия вышеперечисленных разрешительных документов, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, предусмотрены Федеральными законами: ст. 23,24 «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, ст. 14 «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ, ст.18 «Об отходах производства и потребления» от 24..06.1998 № 89-ФЗ.

Разрешение на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и лимиты на размещение отходов производства и потребления являются основанием для внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, предусмотренную ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду производится согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.06.2003 г. № 632.

Нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления определены Постановлениями Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 г. № 344 и от 01.07.2005 г. № 410.

В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2005 № 199-ФЗ органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия в области охраны окружающей среды, которые возложены на министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Постановлением Губернатора Ставропольского края от 27.03.2006 № 175.

Выдача разрешительных документов для хозяйствующих субъектов Ставропольского края, независимо от форм собственности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, осуществляется министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края.

Местонахождение министерства: г. Ставрополь, ул. Голенева, 18.

Превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, а также отсутствие разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов производства и потребления, а также неуплата платежей за негативное воздействие на окружающую среду, является нарушением природоохранного законодательства, за которые субъекты хозяйственной и иной деятельности несут ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации «Об административных правонарушениях » (ст. 8.2; ст.8.21; ст.8.41).

С 1 января текущего года на смену разрешениям на выбросы загрязняющих веществ, их сбросы, а также нормативы образования отходов и лимиты, выдаваемым Росприроднадзором, пришли комплексные экологические разрешения (ст. 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», далее – закон об охране окружающей среды). Речь идет о разрешениях для объектов I и II категорий, оказывающих значительное и умеренное негативное воздействие на окружающую среду. В связи с этим Правительство РФ определило порядок выдачи таких комплексных разрешений (постановление Правительства РФ от 13 февраля 2019 года № 1431).

Так, указанные разрешения будут выдаваться территориальными органами Росприроднадзора на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы. Напомним, что заявки на их получение подаются юрлицами и ИП не позднее чем за два месяца до ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, или за четыре месяца до истечения срока действия комплексного экологического разрешения (п. 5 ст. 31.1 закона об охране окружающей среды). Территориальный орган Росприроднадзора в течение пяти рабочих дней со дня получения заявки проверит ее и заказным письмом с уведомлением о вручении информирует заявителя о своем решении. Выдаваемые разрешения будут действовать семь лет с возможностью их продления на такой же срок при соблюдении определенных требований.

Где следует учитывать сумму экологического сбора, начисляемую по мере выпуска в обращение соответствующих товаров? Ответ – в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Кроме того, документом определены правила пересмотра комплексных экологических разрешений. Это будет происходить частично или полностью в случаях, если на объекте изменены технологические процессы основных производств, заменено оборудование (сырье), и это привело к изменению установленных объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов производства и потребления. Если увеличение произойдет менее чем на 70%, то разрешения будут пересматриваться частично, а если на 70% и более – пересмотр будет полным.

Разрешения станут отзываться при нарушении в течение шести месяцев и более установленных им обязательных требований при осуществлении деятельности без их пересмотра в случаях изменения технологических процессов, а также при снятии объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с государственного учета таких объектов (п. 18 ст. 31.1 закона об охране окружающей среды).

Документ вступит в силу по истечении семи дней со дня официального опубликования, однако на момент написания новости еще не был опубликован.

1 С текстом постановления Правительства РФ от 13 февраля 2019 года № 143 «О порядке выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва» можно ознакомиться на официальном сайте Правительства РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх