Куперс

Бухучет и анализ

Лицензии

Основные понятия, применяющиеся в федеральном законе «О лицензировании» следующие:

Лицензия. Под этим понятием имеется в виду выданное лицензирующим органом индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу специальное разрешение, позволяющее заниматься конкретно выбранным ими видом деятельности. При этом, получившие лицензии лица обязаны соблюдать лицензионные условия и требования.

Лицензируемый вид деятельности – это деятельность на территории РФ, на осуществление которой необходимо иметь лицензию, получение которой происходит в соответствии с действующим законом.

Лицензирование – совокупность конкретных действий, которые связаны с выдачей и переоформлением лицензий на виды деятельности, подлежащие лицензированию; переоформлением документов, удостоверяющих наличие лицензий; принятием решений, направленных на приостановление действия лицензий (в случае нарушения лицензионных условий лицензиатом); прекращение, а также возобновление действия лицензий; в установленных случаях их аннулирование; контроль за соблюдением лицензионных требований лицами, ведущими лицензионную деятельность; ведение Реестров лицензий и выдачу сведений из них заинтересованным лицам в установленном порядке, иной информации, касающейся лицензирования.

Лицензионные требования и условия – ряд условий и требований, предусмотренных положениями о лицензировании, выполнение которых лицами, ведущими лицензионную деятельность, обязательно.

Лицензирующие органы. К ним относятся федеральные органы исполнительной, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие, согласно Федеральному закону, лицензирование.

Лицензиат. Под этим понятием понимают индивидуального предпринимателя или юр. лицо, получившее лицензию на конкретный вид деятельности.
Соискателем лицензии считается юридическое лицо/частный предприниматель, которые обратились с заявлением в лицензирующий орган о предоставлении им лицензии.

Реестр лицензий – точные данные о выданных лицензиях, переоформленных документах, которое подтверждают владение лицензией, приостановленных, аннулированных и возобновленных лицензиях.

Основные термины позволяют правоприменителям уяснить суть лицензирования, чтобы избежать разночтений. Все термины относятся к деятельности, требующей получения лицензии, осуществляемой исключительно на территории РФ.

Эта статья написана для тех, кто хочет понять, что такое лицензия и лицензирование программного обеспечения и для чего это нужно. Рассмотреть все возможные схемы лицензирования ПО в небольшой по объему статье, естественно, не представляется возможным, поэтому я попытаюсь кратко показать лишь наиболее популярные из них.
Основным документом, который определяет права и обязанности пользователя программного обеспечения, является лицензионное соглашение (licence agreement), которое прилагается к приобретенному продукту либо в виде бумажного документа, либо в электронном виде. Именно это соглашение определяет правила использования данного экземпляра продукта. По сути, лицензия выступает гарантией того, что издатель ПО, которому принадлежат исключительные права на программу, не подаст в суд на того, кто ею пользуется. Иными словами, издатель программного обеспечения ставит определенные защитные рамки по использованию его программного обеспечения.

Классификация лицензий и типы лицензирования ПО

В основном программы делятся на две большие группы — свободного использования (бесплатная и открытая лицензия) и несвободного (коммерческая лицензия), а также между ними существуют условно-бесплатные программы, которые можно отнести к двум группам пополам, такие программы можно скачать и использовать, но пока ее не оплатить у вас могут возникнуть некоторые проблемы или ограничения.

К открытым относятся: Open Source программы с открытым кодом которые можно модифицировать.
К бесплатным относятся: Freeware, GPL, Adware, Postcardware, Donationware, Nagware/Begware.
К условно-бесплатным относятся: ShareWare, TrialWare, Demoware.
К коммерческим относятся: Commercial главная цель таких программ получение прибыли, код программ закрыт.
Для наглядности рассмотрим сравнительную характеристику условий самых распространенных лицензий в виде таблицы, где будет указано о наличии или отсутствии в лицензии тех или иных требований. Все лицензии, которые будут рассматриваться являются лицензиями, одобренными Open Source Initiative для распространения ПО с открытым исходным текстом.

* Если нет письменного разрешения об использовании наименования продукта создателей лицензии.
** В данном случае речь идет об исходном тексте.
Защита своих авторских прав для разработчика — это и есть различные схемы лицензирования программного обеспечения. По каждому отдельному виду программного продукта применяются разные типы лицензирования.

Кратко разберем какой тип лицензирования что из себя представляет.
OEM. Предустановленное ПО является одним из самых дешевых вариантов. Он заключается в том, что пользователь приобретает ПО вместе с самим компьютером или сервером и использовать его можно только на купленном ПК.
Full Package Product. «Коробочный» продукт применяется в основном для розничной торговли и удобен для частных лиц или малого бизнеса. Разрешение на использование программного продукта на одном компьютере дает покупка одной «коробки» и не важно, сколько людей будет пользоваться этим ПК. Так же можно сменить ПК, но определенное количество раз.
Volume Licensing. Корпоративная лицензия удобна для компаний, у которых много сотрудников, компьютеров и поэтому нужно приобретать много лицензий. При этом компания получает одну именную лицензию на программное обеспечение, которая содержит информацию о заказчике (название, адрес и т.д.), перечень ПО и ключи для его установки. В основном при такой схеме лицензирования компаниям, заказывающим именную лицензию, разработчики или распространители ПО предоставляют значительные скидки, техническую поддержку, решения нестандартных ситуаций и т. п. На сегодня она является лучшей для покупки нового ПО или его обновления для компаний.
Subscription. Подписка на лицензирование программного обеспечения предусматривает внесение ежемесячных или ежегодных платежей. Эта схема удобна компаниям, которые покупают более 10 лицензий. Она позволяет пользователям за минимальные начальные затраты получить практически все основные преимущества использования данного продукта.

Итак, теперь посмотрим в чем же разница типов лицензирования, а что бы это было нагляднее представим в виде таблицы.

Теперь по этой таблице можно сделать вывод, кому, что больше подойдет.
OEM версия подойдет для тех кто закупает новое оборудование. Если ПО будет уже предустановлено сборщиком, то оборудование обойдется намного дешевле чем покупать самому и устанавливать на каждое устройство. Выгода как по времени, так и по цене.
FPP версия подойдет для тех у кого уже куплено оборудование, но отсутствует на нем нужное ПО, особенно если компания маленькая и сотрудники будут пользоваться одним ПК по несколько человек.
VL версия подойдет для больших компаний которым нужна быстрая тех. поддержка и возможность решения нестандартных ситуаций. А также при покупке лицензии для всей компании всегда существуют очень хорошие скидки.
SUB версия подойдет для тех кто хочет использовать ПО кратковременно, или не знает на сколько данное ПО ему пригодится. Если же продукт нужен на долгое использование, то лучше посмотреть версию из «коробки”.

Тенденция развития лицензирования.

В заключении хотелось бы показать, как развивается лицензирование и к чему все идет. На данный момент популярны два направления:
1) Подписка на лицензирование ПО. Производители программного обеспечения серьезно взялись за перевод своих продуктов на платную «подписку». Зачем платить за продукт сразу всю сумму если можно платить частями по мере использования? Сравним достоинства и недостатки данного лицензирования для пользователя, а также приведем пример выгоды данного способа для разработчиков программного обеспечения.

Разработчики программного обеспечения плавно переводят от «вечного” использования продукта к подписке. Рассмотрим наглядно как это работает:
Тем самым производители программного обеспечение стимулируют пользователей покупать подписку непрерывно.
2) Частичный перевод коммерческих продуктов на открытые лицензии. Тем самым привлекая к себе для спонсирования крупные компании и государства.
Прочитав данную статью, можно понять, что практика лицензирования постоянно меняется, и организациям следует периодически изучать разнообразные виды лицензий и модели лицензирования, а также отслеживать изменения в соответствующем законодательстве.

Целью лицензирования является государственное регулирование осуществления хозяйственными субъектами их деятельности для защиты прав граждан, их законных интересов, здоровья и нравственности, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также установления правовых основ единого рынка.

Задача лицензирования состоит в недопущении на рынок тех хозяйствующих субъектов, которые либо не соответствуют комплексу критериев, установленных законодательными и нормативными правовыми актами, либо осуществляют свою деятельность на не вполне законной основе, а также удалении с рынка тех субъектов, которые по каким-либо причинам перестали соответствовать этим критериям.

Основными принципами лицензирования являются:

  • • обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;
  • • применение единых требований к заявителям;
  • • использование единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории РФ;
  • • соблюдение законности при ведении лицензирования;
  • • открытость и гласность лицензирования.

Таким образом, основными функциями лицензирования в природно-ресурсном блоке выступают:

  • 1) недопущение на рынок тех субъектов предпринимательства, которые заведомо не могут обеспечить соответствие установленным требованиям их услуг, а также показателей производственного процесса, – функция отсева;
  • 2) установление лицензионных условий и требований, адекватных деятельности лицензиата и способных обеспечить

соблюдение природоохранных и иных норм и требований при осуществлении им своей деятельности, – функция ограничения, реализуемая на основе требований природоохранного законодательства;

  • 3) сбор, обобщение и оперативное управление информацией о субъектах предпринимательской деятельности, законно действующих на рынках лицензируемой деятельности после выдачи им соответствующих лицензий, – функция регистрации;
  • 4) удаление с рынка тех субъектов, по результатам контроля которых выявлено нарушение лицензионных требований и условий, – функция удаления с рынка.

Как элемент государственного регулирования различных видов хозяйственной деятельности лицензирование стало активно применяться в нашей стране с начала 1990-х гг. (до той поры лицензировались лишь внешнеторговая деятельность и некоторые другие виды работ, связанные с международным перемещением финансовых средств и материальных ценностей). Начало этому процессу в юридическом плане было положено постановлением Верховного Совета СССР от 28 мая 1991 г. № 2195-1 «О видах деятельности, которыми предприятия вправе заниматься только на основании специальных разрешений (лицензий)».

В качестве меры ответственности за осуществление деятельности без лицензии предусматривалось изъятие в местный бюджет всего дохода предприятия, полученного от этой деятельности, а также наложение штрафа в размере незаконно полученного дохода.

Положения о лицензировании профильных видов деятельности в РСФСР были подготовлены Минфином России (постановление Правительства РФ от 28 декабря 1991 г. № 78), Минтрансом России (постановление Правительства РФ от 26 февраля 1992 г. № 118), Госгортехнадзором России (постановление Правительства РФ от 3 июля 1993 г. № 20).

В 1994 г. по инициативе Минэкономики России совместно с рядом заинтересованных ведомств было выпущено постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности», которым были утверждены порядок ведения лицензионной деятельности, единый перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, а также перечень органов государственной власти, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности по соответствующим направлениям, в который вошли 33 министерства и федеральных ведомства. Данное Положение имело преимущественно рамочный характер и предполагало выпуск каждым ведомством Положения о лицензировании видов деятельности в соответствующем секторе хозяйства. Таким образом, в его развитие в 1995 г. появились Положения о лицензировании для Роскомнедр, Роскомгидромета, Роскомзема и пр.

В 1996 г. было выпущено Положение о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, в соответствии с которым лицензировалась и деятельность по обращению с отходами.

Следует особо отметить, что в соответствии с российским законодательством, в отсутствие соответствующих федеральных законов, субъекты РФ имеют право принимать собственные законодательные акты по тем или иным вопросам. Таким образом, многие области, края и другие территориальные образования на территории РФ до выхода Закона о лицензировании отдельных видов деятельности принимали собственные законы о лицензировании, которые с принятием федерального закона должны были быть приведены с ним в соответствие.

Что же касается постановлений глав администраций отдельных субъектов РФ по вопросам лицензирования, то их принятие носило неправомерный характер, что и было доказано практикой их судебного оспаривания хозяйствующими субъектами и последующей отмены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх