Куперс

Бухучет и анализ

Лицензирование опасных грузов на ЖД

Лицензирование погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте

Стандарт предоставления государственной услуги

Наименование государственной услуги

Наименование государственной услуги: «Государственная услуга по лицензированию погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте».

Наименование федерального органа исполнительной власти,

предоставляющего государственную услугу

Государственная услуга предоставляется Ространснадзором.

Структурным подразделением Ространснадзора, уполномоченным на выполнение административных процедур, связанных с предоставлением государственной услуги, является Управление государственного железнодорожного надзора Ространснадзора (далее — Госжелдорнадзор).

Ространснадзор не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, утвержденный Правительством Российской Федерации.

Описание результата предоставления государственной услуги

Результатом предоставления заявителю государственной услуги являются:

1) предоставление лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте (далее — лицензия) либо отказ в предоставлении лицензии;

2) переоформление (или отказ в переоформлении) лицензии;

3) прекращение действия лицензии;

4) предоставление сведений из реестра лицензий;

5) предоставление дубликата лицензии;

6) предоставление копии лицензии.

Срок предоставления государственной услуги

Срок предоставления (принятия решения об отказе в предоставлении) лицензии не должен превышать 45 рабочих дней с даты поступления надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов.

Срок переоформления или отказа в переоформлении лицензии не должен превышать 10 рабочих дней со дня приема надлежащим образом оформленного заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

В случае изменения адресов мест осуществления лицензиатом лицензируемого вида деятельности и (или) изменения перечня осуществляемых работ, оказываемых услуг лицензиатом в составе лицензируемого вида деятельности, решение о переоформлении либо об отказе в переоформлении лицензии принимается Ространснадзором в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема надлежащим образом оформленного заявления о переоформлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов.

Срок предоставления сведений из реестра лицензий не должен превышать пяти рабочих дней со дня поступления в Ространснадзор соответствующего заявления.

Срок предоставления дубликата или копии лицензии не должен превышать трех рабочих дней со дня поступления в Ространснадзор заявления о предоставлении дубликата или копии лицензии.

Срок предоставления или переоформления лицензии может быть приостановлен при наличии оснований, установленных в пункте 34 настоящего Административного регламента, но не более чем на 30 календарных дней.

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих

отношения, возникающие в связи с предоставлением

государственной услуги

Государственная услуга предоставляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2003 г. N 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 43, ст. 4238; 2004, N 10, ст. 864; 2005, N 51, ст. 5546; 2010, N 11, ст. 1224; 2012, N 1, ст. 136; 2013, N 23, ст. 2914);

постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 29, ст. 4479);

постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 г. N 826 «Об утверждении типовой формы лицензии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 42, ст. 5924);

постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 44, ст. 6274, N 49 (ч. V), ст. 7284; 2013, N 45, ст. 5807);

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 г. N 221 «О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 14, ст. 1629, N 48, ст. 6680) (далее — Положение о лицензировании);

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2012 г. N 722 «Об утверждении Правил предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 30, ст. 4285);

приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (зарегистрирован Минюстом России 13 мая 2009 г., регистрационный N 13915) с изменениями, внесенными приказами Минэкономразвития России от 24 мая 2010 г. N 199 (зарегистрирован Минюстом России 6 июля 2010 г., регистрационный N 17702); от 30 сентября 2011 г. N 532 (зарегистрирован Минюстом России 10 ноября 2011 г., регистрационный N 22264).

Исчерпывающий перечень документов,

необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами

для предоставления государственной услуги, подлежащих

представлению заявителем

Для предоставления лицензии заявитель — соискатель лицензии представляет в Ространснадзор:

1) заявление о предоставлении лицензии, составленное согласно приложению N 1 к настоящему Административному регламенту, подписанное заявителем и заверенное печатью. Заявление также может быть подписано квалифицированной электронной подписью (далее — электронная подпись);

2) копии учредительных документов заявителей — юридических лиц;

3) копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании погрузо-разгрузочных устройств и сооружений, а также производственных объектов, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, соответствующих установленным требованиям, предъявляемым нормативными правовыми и иными актами к погрузочно-разгрузочным устройствам, сооружениям и производственным объектам, используемым при осуществлении лицензируемой деятельности;

4) копия приказа об организации специализированного подразделения по ликвидации чрезвычайных ситуаций или соответствующего договора со сторонними специализированными организациями;

5) копия приказа о назначении должностного лица, ответственного за организацию лицензируемой деятельности;

6) копия документа об образовании, квалификации и стаже работы по соответствующей специальности должностного лица, ответственного за организацию лицензируемой деятельности;

7) копии документов, подтверждающих наличие в штате соискателя лицензии работников, обеспечивающих выполнение погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами, а также прохождение ими повышения квалификации и аттестации в установленном порядке;

8) копия приказа о назначении лица, ответственного за ведение учета происшествий и их анализ, включая причины их возникновения, при осуществлении лицензируемой деятельности;

9) копии приказа о назначении на каждом объекте, на котором осуществляется лицензируемая деятельность, работника, ответственного за погрузку, размещение, крепление и выгрузку опасных грузов;

10) опись прилагаемых документов согласно приложению N 2 к настоящему Административному регламенту.

Указанные в настоящем пункте копии документов заверяются заявителем — соискателем лицензии, копии учредительных документов заверяются нотариально.

Для переоформления лицензии заявитель представляет в Ространснадзор:

1) заявление о переоформлении лицензии, составленное согласно приложению N 3 к настоящему Административному регламенту, подписанное заявителем и заверенное печатью. Заявление также может быть подписано электронной подписью;

2) документ, подтверждающий факт уплаты государственной пошлины за переоформление лицензии;

3) оригинал действующей лицензии;

4) опись прилагаемых документов согласно приложению N 2 к настоящему Административному регламенту.

К указанным выше документам необходимо представить дополнительную информацию и документы в следующих случаях:

1) в случае изменения наименования юридического лица или его местонахождения, а также в случае изменения места жительства, фамилии, имени и (при наличии) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, заявителю необходимо указать в заявлении новые сведения о лицензиате и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц (для лицензиата — юридического лица), в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (для лицензиата — индивидуального предпринимателя);

2) в случае прекращения деятельности по одному адресу или нескольким адресам мест ее осуществления, указанных в лицензии, заявителю необходимо указать в заявлении адреса, по которым прекращена деятельность, и дату, с которой фактически она прекращена;

3) в случае реорганизации юридических лиц в форме слияния правопреемнику реорганизованных юридических лиц необходимо представить оригиналы действующих лицензий на один и тот же вид деятельности каждого участвующего в слиянии юридического лица на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц;

4) при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, заявителю необходимо указать в заявлении новый адрес осуществления лицензируемого вида деятельности, а также реквизиты документов или представить копии документов (в случае их изменения на дату переоформления), указанных в подпунктах 4 — 9 пункта 24 настоящего Административного регламента.

Указанные в настоящем пункте копии документов заверяются заявителем, копии учредительных документов заверяются нотариально.

Для прекращения действия лицензии по заявлению лицензиата лицензиат представляет в Ространснадзор заявление с волеизъявлением лицензиата о прекращении действия лицензии согласно приложению N 4 к настоящему Административному регламенту.

Для получения дубликата лицензии (в случае ее утраты или порчи) или копии лицензии лицензиат представляет в Ространснадзор:

заявление о предоставлении дубликата или копии лицензии согласно приложению N 4 к настоящему Административному регламенту;

реквизиты документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии, либо иные сведения, подтверждающие факт уплаты указанной государственной пошлины;

испорченный бланк лицензии (в случае его порчи).

Для получения выписки о лицензиате из реестра лицензий в сфере железнодорожного транспорта обратившееся лицо представляет в Ространснадзор заявление о предоставлении выписки из реестра лицензий в сфере железнодорожного транспорта согласно приложению N 5 к настоящему Административному регламенту.

Исчерпывающий перечень документов,

необходимых в соответствии с нормативными правовыми

актами для предоставления государственной услуги,

которые находятся в распоряжении государственных органов,

органов местного самоуправления и иных организаций

и которые заявитель вправе представить

К документам, необходимым для предоставления государственной услуги и находящимся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных подведомственных им организациях, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые заявитель вправе представить, относятся:

1) свидетельство о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица (индивидуального предпринимателя);

2) свидетельство о постановке соискателя лицензии (лицензиата) на учет в налоговом органе.

Заявитель вправе по своему усмотрению с заявлением о предоставлении лицензии или о переоформлении лицензии представить копии документов, указанных в пункте 30 настоящего Административного регламента.

При предоставлении заявителем копий документов, указанных в пункте 30 настоящего Административного регламента, они предварительно заверяются заявителем. В этом случае заявитель вправе не указывать в заявлении о предоставлении государственной услуги информацию о данных документах.

Непредставление указанных документов не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, подтверждение внесения платы за предоставление государственной услуги лицензирующий орган получает через единую систему межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 6 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В случае если копии документов, указанных в пункте 30 настоящего Административного регламента, заявителем не представлены, Ространснадзор на основе информации, указанной заявителем в заявлении, запрашивает сведения о них через единую систему межведомственного электронного взаимодействия в государственных органах, органах местного самоуправления и иных подведомственных им организациях, участвующих в предоставлении государственных услуг.

В соответствии с пунктами 1 — 3 части 1 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Ространснадзор не вправе требовать от заявителя:

представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;

представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Исчерпывающий перечень оснований для отказа

в приеме документов, необходимых для предоставления

государственной услуги

Оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, не предусмотрено.

Исчерпывающий перечень оснований

для приостановления или отказа в предоставлении

государственной услуги

Основаниями для приостановления предоставления государственной услуги, результатами которой являются предоставление или переоформление лицензии, являются:

1) наличие в заявлении о предоставлении или переоформлении лицензии или документах искаженной информации либо исправлений, которые не позволяют однозначно толковать их содержание;

2) наличие оформленного с нарушением установленных требований заявления и (или) представленных не в полном объеме документов.

При наличии указанных в настоящем пункте оснований заявителю в течение трех рабочих дней со дня приема заявления направляется уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют.

Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги, результатами которой являются предоставление или переоформление лицензии, являются:

1) наличие в представленных соискателем лицензии или лицензиатом заявлении и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;

2) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии и лицензиата лицензионным требованиям.

Основания для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги, результатами которой являются прекращение действия лицензии, предоставление сведений из реестра лицензий, предоставление дубликата лицензии, предоставление копии лицензии, не предусмотрены.

Перечень услуг, которые являются необходимыми

и обязательными для предоставления государственной услуги

Необходимые и обязательные иные государственные и муниципальные услуги для предоставления государственной услуги отсутствуют.

Порядок, размер и основания взимания

государственной пошлины или иной платы, взимаемой

за предоставление государственной услуги

За предоставление лицензии, переоформление лицензии, выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и составляет:

за предоставление лицензии — 6000 рублей;

за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполненных работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности — 2600 рублей;

за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, в других случаях — 600 рублей;

за предоставление (выдачу) дубликата лицензии — 600 рублей.

Иная плата за представление государственной услуги не предусмотрена.

Порядок, размер и основания взимания платы

за предоставление услуг, которые являются необходимыми

и обязательными для предоставления государственной услуги,

включая информацию о методике расчета размера такой платы

Поскольку предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, не предусмотрено, плата за них не взимается.

Максимальный срок ожидания в очереди

при подаче заявления о предоставлении государственной

услуги и документов заявителем и при получении информации

о результате предоставления государственной услуги

При подаче заявителем заявления о предоставлении государственной услуги и документов в экспедицию Ространснадзора, а также при личном обращении заявителя для получения информации о результате предоставления государственной услуги максимальный срок его ожидания в очереди не должен превышать 15 минут.

Срок и порядок регистрации заявления о предоставлении

государственной услуги, в том числе в электронной форме

Срок регистрации заявления о предоставлении государственной услуги и документов заявителя, в том числе представленных в электронной форме, составляет один рабочий день с даты поступления в Ространснадзор.

В случае поступления заявления о предоставлении государственной услуги и документов заявителя в праздничный или выходной день, предшествующий праздничным или выходным дням, регистрация производится в рабочий день, следующий за праздничными или выходными днями.

Прием поступивших по электронной почте, через официальный сайт Ространснадзора или Единый портал государственных услуг заявления о предоставлении государственной услуги и документов заявителя осуществляется в рабочие дни специалистами Госжелдорнадзора.

Заявление о предоставлении (переоформлении) лицензии и прилагаемые к нему документы принимаются лицензирующим органом по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов в течение 15 минут с момента приема вручается лично заявителю или в день приема направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В случае поступления заявления и документов заявителя по электронной почте копия описи направляется ему в форме электронного документа.

Требования к помещениям,

в которых предоставляется государственная услуга, к месту

ожидания и приема заявителей, размещению и оформлению

визуальной, текстовой информации о порядке

предоставления государственной услуги

Помещения для предоставления государственной услуги обозначаются соответствующими табличками с указанием номера кабинета, наименования отдела Госжелдорнадзора, фамилии, имени, отчества (при наличии), должности специалистов, предоставляющих государственную услугу.

Указанные помещения должны быть оборудованы системами кондиционирования (охлаждения и нагревания) воздуха, средствами пожаротушения и оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации.

Для ожидания приема заявителям отводятся места, оснащенные стульями, столами, которые обеспечиваются бумагой, ручками.

В помещениях для работы с заявителями размещаются стенды с информацией, указанной в пункте 5 настоящего Административного регламента.

Вход в здание должен быть оборудован специальным пандусом для обеспечения возможности реализации прав инвалидов. У входа в здание должно быть необходимое количество бесплатных парковочных мест.

Рабочие места специалистов Госжелдорнадзора, предоставляющих государственную услугу, оборудуются компьютерами, позволяющими своевременно и в полном объеме предоставлять государственную услугу, а также оргтехникой, бумагой, расходными материалами и канцтоварами в количестве, достаточном для предоставления государственной услуги.

Специалистам Госжелдорнадзора, ответственным за рассмотрение заявления о предоставлении государственной услуги и документов заявителя, обеспечивается доступ:

к информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

к электронной почте;

к электронному сервису информационной системы, подключенной к единой системе межведомственного электронного взаимодействия, для получения сведений о необходимых для предоставления государственной услуги документах, находящихся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных подведомственных им организациях, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг;

к иным техническим средствам, необходимым для предоставления государственной услуги.

Показатели доступности и качества государственной услуги

Показателем доступности государственной услуги является:

возможность подачи заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, по электронной почте, через официальный сайт Ространснадзора или Единый портал государственных услуг;

возможность получения информации о ходе предоставления государственной услуги, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Показателями качества предоставления государственной услуги являются:

надлежащее информирование заявителей о порядке и ходе предоставления государственной услуги при личном обращении заявителей, с использованием средств информационно-телекоммуникационной сети Интернет, почтовой и телефонной связи, посредством электронной почты;

соблюдение сроков выполнения административных процедур, установленных настоящим Административным регламентом;

отсутствие жалоб заявителей на действия (бездействие) должностных лиц Ространснадзора при предоставлении государственной услуги.

Показатели доступности и качества предоставления государственной услуги определяются исходя из общего количества предоставленных заявителям государственных услуг за календарный год, в том числе количества взаимодействий заявителя с должностными лицами и их продолжительности.

Иные требования, в том числе учитывающие особенности

предоставления государственной услуги в многофункциональных

центрах предоставления государственных и муниципальных

услуг, и особенности предоставления государственной

услуги в электронной форме

На официальном сайте Ространснадзора, по адресу электронной почты и на Едином портале государственных услуг заявителю предоставляется возможность подавать заявление и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, в электронной форме.

При подаче заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в электронной форме представление заявления и документов на бумажном носителе не требуется.

Заявление, представляемое заявителем в форме электронного документа, оформляется в соответствии с требованиями, указанными в приложениях N 1, 4, 5, 6 к настоящему Административному регламенту.

Заявление и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, подписываются в соответствии с требованиями Федерального закона «Об электронной подписи», и статей 21.1 и 21.2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Правилами предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2012 г. N 722.

Информация о результатах предоставления государственной услуги направляется на адрес (почтовый или электронный), указанный заявителем в заявлении о предоставлении лицензии, в течение пяти рабочих дней с момента принятия руководителем Ространснадзора или лицом, исполняющим его обязанности, соответствующего решения.

При предоставлении государственной услуги Ространснадзор не осуществляет взаимодействие с многофункциональными центрами.

Статьей 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что перевозки грузов железнодорожным транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя и без выхода на железнодорожные пути общего пользования) подлежит лицензированию.

Лицензия должна быть и у организаций, и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих погрузочно-разгрузочную деятельность на железнодорожном транспорте.

Порядок получения такого рода лицензий определен Положением о лицензировании перевозок железнодорожным транспортом грузов и Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.05.2002 № 383.

И лицензии на осуществление перевозок грузов железнодорожным транспортом, и лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте выдает Министерство путей сообщения Российской Федерации, которое в данном случае является лицензирующим органом.

Лицензия предоставляется на 5 лет. Однако срок ее действия по заявлению лицензиата может быть продлен.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

  1. Заявление о предоставлении лицензии с указанием:
    • Наименования, организационно-правовой формы, места нахождения (в том числе места нахождения филиалов и представительств) — для юридического лица
    • Фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя
    • Вида лицензируемой деятельности, которую соискатель лицензии намерен осуществлять;
  2. Копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица
  3. Копию свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя
  4. Копию диплома об окончании специального учебного за ведения должностного лица — соискателя лицензии, ответственного за перевозку грузов или за погрузочно-разгрузочную деятельность
  5. Документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии

Помимо вышеперечисленных документов для получения лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности соискатель предоставляет копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям и условиям квалификацию работника, ответственного за погрузку, размещение и крепление грузов на железнодорожном подвижном составе.

Если копии документов, указанных в п. «3» и «4», не заверены нотариусом, они представляются с предъявлением оригинала. Требовать от соискателя лицензии представления иных документов не допускается.

За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300 рублей. Поэтому одновременно с заявлением и иными документами соискатель лицензии представляет документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора.

Получив все необходимые документы, лицензирующий орган в срок, не превышающий 60 дней, принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. Более короткие сроки принятия решения могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа.

О принятом решении (о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии) лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии. Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии.

В свою очередь в уведомлении об отказе в предоставлении лицензии должны быть указаны причины отказа. Основанием отказа в предоставлении лицензии является: наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям. Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии. Отказ может быть обжалован соискателем лицензии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Лицензионный сбор за предоставление лицензии составляет 1000 рублей. Получив документ, подтверждающий уплату сбора, соискатель лицензии представляет его в лицензирующий орган, и в течение 3 дней ему бесплатно выдается документ, подтверждающий наличие лицензии. Лицензиат имеет право на получение дубликатов указанного документа. Для этого ему необходимо произвести уплату в размере 10 рублей за каждый дубликат.

Осуществляя деятельность, на которую выдана лицензия, лицензиат обязан выполнять лицензионные требования и условия, установленные положением о лицензировании конкретного вида деятельности. Так, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок грузов являются:

  1. Соблюдение требований нормативных правовых актов Российской Федерации, государственных и отраслевых стандартов и иных нормативных технических документов, устанавливающих правила перевозок грузов и требования по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте
  2. Соответствие подвижного состава, железнодорожных станций, других зданий и сооружений, оборудования и устройств, используемых при перевозках грузов, а также технологических процессов установленным техническим нормам и правилам в области железнодорожного транспорта
  3. Предоставление грузоотправителю (грузополучателю) информации о режиме работы лицензиата, месте его нахождения, наличии у него лицензии и сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации
  4. Наличие работников, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям
  5. Наличие в штате лицензиата лица, ответственного за перевозки грузов, имеющего высшее или среднее специальное образование и стаж работы в этой области не менее 5 лет за последние 10 лет трудовой деятельности

При осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте лицензионными требованиями и условиями являются:

  1. Соблюдение требований нормативных правовых актов Российской Федерации, государственных и отраслевых стандартов и иных нормативных технических документов, устанавливающих правила и условия осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности, а также требования по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте
  2. Соответствие погрузочно-разгрузочных сооружений и устройств (крытых и открытых складов и платформ, площадок для контейнеров, тяжеловесных и других грузов, эстакад, повышенных путей, грузосортировочных платформ, площадок для контейнеров и автопоездов и др.), применяемых при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности, нормам и требованиям, установленным на железнодорожном транспорте
  3. Наличие работников, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям
  4. Наличие на каждом объекте, на котором осуществляется погрузочно-разгрузочная деятельность, работника, ответственного за по грузку, размещение и крепление грузов на железнодорожном подвижном составе, имеющего соответствующую подготовку
  5. Наличие в штате лицензиата лица, ответственного за погрузочно-разгрузочную деятельность, имеющего высшее или среднее специальное образование и стаж работы в этой области не менее 3 лет за последние 10 лет трудовой деятельности

Соблюдение лицензионных требований и условий является предметом контроля лицензирующего органа, который имеет право:

  • Проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям
  • Запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок
  • Составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений
  • Выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений
  • Выносить предупреждение лицензиату

Согласно Положениям о лицензировании перевозок железнодорожным транспортом грузов и о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте лицензирующий орган с целью контроля за соблюдением лицензионных требований и условий проводит проверки деятельности лицензиата.

Плановая проверка деятельности лицензиата может проводиться не чаще 1 раза в 3 года.

Внеплановая проверка проводится в случае:

  • Необходимости подтверждения устранения лицензиатом нарушений, выявленных при проведении плановой проверки
  • Получения от граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления информации о нарушении лицензиатом лицензионных требований и условий, которое может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, окружающей среде, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации

Проверка проводится на основании распоряжения лицензирующего органа, в котором определяются лицензиат, цели, задачи и предмет проверки, дата ее начала и окончания, состав комиссии, осуществляющей проверку.

Продолжительность проверки не должна превышать 1 месяц.

О проверке лицензиат уведомляется не менее чем за 10 дней до начала ее проведения.

Лицензиат обязан обеспечивать условия для проведения проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы.

По результатам проверки составляется акт по установленной лицензирующим органом форме в 2 экземплярах, один из которых вручается лицензиату. Акт подписывается всеми членами комиссии. При необходимости к акту прилагаются копии документов, подтверждающих наличие выявленных нарушений.

Если лицензиат не согласен с результатами проверки, он имеет право отразить в акте свое мнение. В случае отказа лицензиата от ознакомления с результатами проверки члены комиссии фиксируют этот факт в акте и заверяют его своей подписью.

В случае выявления при проведении проверки нарушений лицензионных требований и условий лицензирующий орган выносит решение, обязывающее лицензиата устранить эти нарушения в течение определенного срока. Продолжительность срока определяется лицензирующим органом в зависимости от характера нарушения (не может превышать 6 месяцев — статья 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензиат в течение установленного срока должен устранить выявленные при проведении проверки нарушения и известить об этом (в письменной форме) лицензирующий орган.

Если же лицензиат в установленный срок не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Последний на основании полученных сведений принимает решение о возобновлении действия лицензии и сообщает об этом лицензиату в течение 3 дней после проверки устранения нарушений. Плата за возобновление действия лицензии не взимается. При этом срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации, и (или) в случае, если лицензиат в установленный срок (до 6 месяцев) не устранил нарушения, выявленные в ходе проверки. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Лицензирующий орган может аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение 3-х месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии.

Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через 3 дня после его принятия.

Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя лицензия теряет юридическую силу.

Следует особо отметить, что в соответствии с новым Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирующий орган не вправе проводить проверки по предмету ведения иных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Как и раньше действует запрет на передачу лицензии другим лицам. Согласно статье 7 Федерального закона вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Осуществление деятельности по перевозке грузов железнодорожным транспортом или погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте без соответствующей лицензии чревато штрафами. Так, согласно п.2 ст.14.1 КоАП РФ, вступившего в силу 01.07.2002, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 до 25 МРОТ с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от 40 до 50 МРОТ с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от 400 до 500 МРОТ с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Нарушение лицензионных условий или несоблюдение лицензионных требований также является основанием привлечения к административной ответственности. В этом случае штраф для гражданина будет от 15 до 20 МРОТ, для должностного лица — от 30 до 40 МРОТ, а для организации — от 300 до 400 МРОТ.

Не следует забывать и об уголовной ответственности. Согласно ст. 171 УК РФ осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (свыше 200 МРОТ), грозит штрафом в размере от 300 до 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3 до 5 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет.

За то же деяние, если оно совершено организованной группой или сопряжено с извлечением дохода в особо крупном размере (свыше 500 МРОТ) или совершено лицом, ранее судимым за незаконное предпринимательство, названная статья УК РФ предусматривает штраф в размере от 700 до 1000 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 7 месяцев до 1 года либо лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 50 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 месяца либо без такового.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх