Куперс

Бухучет и анализ

Маркировка 2016

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Формирование стенда под названием «Уголок потребителя» регламентировано двумя нормативными документами:

1. Закон РФ «О защите прав потребителей» (ст. 8–10).

2. Правила продажи отдельных видов товаров (п. 10).

В них определено, что должно быть в уголке потребителя, какие требования предъявляются к нему.

КТО ОБЯЗАН ИМЕТЬ СТЕНД УГОЛОК ПОТРЕБИТЕЛЯ?

Предприятия, относящиеся к любым организационно-правовым формам, изготавливающие, отпускающие продукт или осуществляющие оказание услуг (ст.8 Закона РФ «О защите прав потребителей).

МЕСТО ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ СТЕНДА УГОЛОК ПОТРЕБИТЕЛЯ

Уголок потребителя должен быть размещен в заметном и легкодоступном месте. Покупатель товара или потребитель услуги должен иметь возможность беспрепятственно подойти к нему и ознакомиться с расположенными на нем документами.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

Предпринимателей, нарушивших правила, ожидает ответственность, согласно ст. 14.5 Административного кодекса РФ.

Отсутствие установленной информации об изготовителе, продавце либо другой информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством РФ, влечет за собой наложение административного штрафа, в следующих размерах:

o на граждан от 1500 до 2000 рублей;

o на должностных лиц от 3000 до 4000 рублей;

o на юридических лиц от 30000 до 40000 рублей.

УГОЛОК ПОТРЕБИТЕЛЯ: ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ 2020 ГОДУ

Согласно действующему законодательству РФ, перечень документов в уголке потребителя в 2019 году для ИП и ООО следующий:

1. Свидетельство о госрегистрации (заверенная копия).

2. Лицензия — зависит от выбранного вида деятельности (заверенная копия).

3. Перечень всех ведомств и органов (в том числе, адреса и телефоны контролирующих органов), выполняющих функцию контроля, и журнал проверок с отметками органов.

4. Закон РФ «О защите прав потребителей». Причем данный Закон должен быть официальным печатным изданием, а не распечаткой, например, из файла или интернета.

5. Правила продажи отдельных видов товаров или Правила оказания услуг общественного питания (выбор определяет сфера деятельности предприятия).

6. Режим работы.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ К СТЕНДУ

Несмотря на то, что список дополнительной документации не регламентирован законодательством, контролирующие органы требуют их наличие.

1. Книга жалоб и предложений. Предоставляется после того, как клиент ее потребовал (п. 8 Правил продажи). Для предприятий розничной торговли и общественного питания до сих пор действует Приказ Минторга РСФСР № 346 от 28.09.1973 «Об утверждении инструкции о книге жалоб и предложений в предприятиях розничной торговли и общественного питания».

Для сферы услуг, требования иметь в наличии книгу жалоб и предложений установлены отраслевыми Правилами. Например, для сферы бытового обслуживания действует Постановление Правительства РФ № 1025 от 15.08.1997, в новой редакции от 04.10.2012 года » Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации».

2. План эвакуации и инструкция по пожарной безопасности. СанПиНы (разработаны как отдельные стандарты для общепита и торговли продовольственными товарами).

3. Правила по осуществлению бытовых услуг (используются предприятиями данной сферы) и прайс-лист по предлагаемым услугам.

4. Определенные законами льготы и условия для обслуживания некоторых категорий населения.

5. Информация, связанная с реализацией некоторых категорий товара. Например, запрет и ответственность за продажу спиртного и табачной продукции детям.

6. Номера телефонов экстренных служб (МЧС и другие), ведомств, проводящих контроль над продавцами, и служб, куда клиенты могут обратиться с жалобой.

7. Адреса и номера телефонов местного отдела по защите прав потребителей.

8. Журнал учета проверок.

КТО КОНТРОЛИРУЕТ СТЕНД «УГОЛОК ПОТРЕБИТЕЛЯ»

o Наличие обязательных документов, размещенных на стенде «Уголок потребителя», контролирует Роспотребнадзор.

ТРЕБОВАНИЯ К УГОЛКУ ПОТРЕБИТЕЛЯ 2020 ГОДА: ВНЕШНИЙ ВИД

Конкретных, единых для всех требований к внешнему виду и месту расположения стенда «Уголок потребителя» нет.

Но существуют определенные правила:

o наглядность;

o доступность;

o актуальность информации;

o создание комфортных условий для самостоятельного изучения документов.

Телефон Единого консультационного центра Роспотребнадзора

8 800 555 49 43 (звонок по России бесплатный)

Информация подготовлена учебно-консультационным пунктом

Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае

в городе Заринске, Заринском, Залесовском, Кытмановском и Тогульском районах»

Наш адрес: 659100 Алтайский край г.Заринск ул. 25 Партсъезда д. 14 корп. 2 каб. № 8

В декабре 2017 года президент РФ В. В. Путин одобрил создание Единой системы идентификации, маркировки и прослеживаемости товаров.

Создание Единой системы маркировки предполагает:

  • идентификацию каждой единицы товара, т.е. присвоение товарам уникальных кодов;
  • создание информационной системы маркировки. Данная система предполагает хранение всей информации, генерируемой всеми участниками рынка и системой маркировки в процессе жизненного цикла товара;
  • создание Единого каталога товаров.

В соответствии с распоряжением от 28.04.2018 № 791-р Правительство РФ поставило для себя достаточно амбициозную цель до 2024 года создать национальную схему цифровой маркировки широкого спектра товаров «Честный ЗНАК» на базе Центра развития перспективных технологий.

Основной задачей системы «Честный ЗНАК» является способность гарантировать потребителям подлинность и заявленное качество приобретаемой продукции, устанавливая 7 принципов оборота товаров:

  1. Нанесение маркировки. При поступлении запроса на производство товара система должна присвоить каждому товару уникальный код (Data Matrix или другой тип маркировки), чтобы производитель или импортер разместил его на упаковке товара.
  2. Фиксация этапов. Присвоенный цифровой код — это своего рода паспорт, который невозможно потерять или подделать. Он позволяет проследить весь путь товара на каждом зафиксированном этапе — от завода до потребителя.
  3. Сканирование кода и размещение. Система маркировки фиксирует переход товара по всей логистической цепочке движения, включая и проверку кода в магазине при размещении товара на полке, что исключает возможность попадания подделки в руки потребителя.
  4. Прямые продажи. При продаже идентифицированного товара на онлайн-кассе система выведет товар из оборота и не позволит реализовать контрафакт.
  5. Вся правда «на лицо». Также будет представлено мобильное приложение «Честный ЗНАК», которое в скором времени появится на прилавках, оно поможет легко проверить легальность и узнать всю правду о товаре, чтобы покупатель мог приобрести только проверенную и качественную продукцию для себя и своих близких.

В течение 6 лет государство ставит для себя цель охватить все товарные группы, начиная от производства табачных изделий и лекарств, а также до одежды и детского питания. На сайте системы «Честный знак» представлена обобщенная схема ввода маркировки.

На данный момент уже началась регистрация в системе магазинов и производителей, связанных с оборотом табачной продукции. С июня 2019 года информационная система маркировки охватила и изделия из меха и перешла в Национальную систему цифровой маркировки «Честный ЗНАК». С июля 2019 года началась обязательная маркировка обувных товаров, также и эксперимент ряда предприятий по маркировке духов и туалетной воды, регистрация участников оборота для работы с препаратами из перечня высокозатратных нозологий. С 1 сентября 2019 года до 1 июня 2021 года под эгиду экспериментов попало производство кресел-колясок. В декабре 2019 года система маркировки охватит в полной мере духи и туалетную воду, большинство товаров легкой промышленности, фотоаппараты и шины. А в январе 2020 года начинается обязательная маркировка остальных лекарственных препаратов.

В совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) направлена еще предложения о добавлении восьми групп товаров, таких как, бакалея, готовые продукты из мяса и рыбы, детское питание, бытовая техника, растительные масла, бытовая химия, косметика и безалкогольные напитки (алкогольные напитки в свою очередь уже прослеживаются системой ЕГАИС). Данные группы товаров отличает высокий уровень контрафактной продукции.

Производственный рынок РФ двояко воспринимает такие нововведения, кто-то из производителей считает, что данные нововведения только вредят и несут за собой дополнительное повышение цен на товары и производственный процесс, а кто-то считает, что данная система маркировки поможет потребителям делать осознанный выбор и быть уверенными в качестве приобретаемого товара. И как дополнение система идентификации уберет с рынка его «темную» сторону несанкционированного товара.

С более подробной информацией можно ознакомиться по .

С распоряжением от 28.04.2018 № 791-р Правительства РФ можно ознакомиться по .

С перечнем 7 нозологий можно ознакомиться на сайте Росздравнадзора по .

С маркировкой минеральной воды можно ознакомиться по .

Соглашение о реализации в 2015-2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха»

СОГЛАШЕНИЕ
о реализации в 2015-2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха»

(с изменениями на 23 ноября 2016 года)

____________________________________________________________________
Прекратило действие с 29 марта 2019 года на основании
Международного соглашения от 2 февраля 2018 года
____________________________________________________________________

Ратифицировано
Федеральным законом
от 26.04.2016 N 105-ФЗ

Государства — члены Евразийского экономического союза, далее именуемые государствами-членами,
в целях обеспечения законного оборота товаров,
согласились о нижеследующем:

Статья 1

Для целей настоящего Соглашения используются понятия, которые означают следующее:
«компетентный (уполномоченный) орган государства-члена» — орган исполнительной власти государства-члена, уполномоченный в соответствии с законодательством государства-члена обеспечивать:
контроль за оборотом товаров, в отношении которых принято решение о маркировке контрольными (идентификационными) знаками;
функционирование национальной системы маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками;
координацию деятельности органов исполнительной власти государства-члена по контролю за оборотом товаров, в отношении которых принято решение о маркировке контрольными (идентификационными) знаками;
«контрольный (идентификационный) знак» — бланк строгой отчетности с элементами (средствами) защиты от подделки (защищенная полиграфическая продукция), предназначенный для маркировки товаров. Допускается использование контрольных (идентификационных) знаков, содержащих встроенную радиочастотную метку;
«маркировка контрольными (идентификационными) знаками» — нанесение на товары контрольных (идентификационных) знаков утвержденного образца;
«оборот товаров» — хранение, транспортировка, производство, ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза, приобретение и реализация (продажа) товаров на территориях государств-членов;
«оптовая торговля» — вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;
«розничная торговля» — вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
«товары» — продукция по товарной позиции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха», в отношении которой принято решение о маркировке контрольными (идентификационными) знаками;
«торговая деятельность» — вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров;

«трансграничная торговля товарами» — оптовая торговля товарами, осуществляемая с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена.

Статья 2

1. Настоящее Соглашение определяет порядок введения маркировки контрольными (идентификационными) знаками (далее — контрольные знаки) товаров при реализации в 2015-2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха», в отношении которых принято решение о маркировке контрольными знаками.

2. Действие настоящего Соглашения распространяется на правоотношения, связанные с оборотом товаров по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха», в отношении которых принято решение о маркировке контрольными знаками, а также на юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оборот и (или) использование таких товаров при осуществлении предпринимательской деятельности.

Статья 3

1. Совет Евразийской экономической комиссии утверждает перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными знаками (далее — Перечень).

2. Решение Совета Евразийской экономической комиссии (далее — решение) об утверждении Перечня вступает в силу не ранее чем по истечении 60 календарных дней с даты официального опубликования такого решения. Решение об исключении товара из Перечня вступает в силу в порядке, предусмотренном пунктом 16 Положения о Евразийской экономической комиссии (приложение N 1 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).

3. Маркируются контрольными знаками товары, включенные в Перечень, ввозимые (ввезенные) на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее — Союз) и (или) произведенные на территориях государств-членов за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
Допускается маркировка контрольными знаками товаров, включенных в Перечень, за пределами таможенной территории Союза.

4. С даты вступления в силу решения об утверждении и (или) изменении Перечня:

а) запрещается приобретение, хранение, использование, транспортировка и продажа на территориях государств-членов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями товаров, включенных в Перечень, без контрольных знаков либо с нанесенными на них контрольными знаками в нарушение установленного порядка, за исключением транспортировки товаров, включенных в Перечень, в специализированные складские помещения, определенные в соответствии с пунктом 6 статьи 6 настоящего Соглашения, и хранения указанных товаров в таких помещениях;

б) помещение товаров, включенных в Перечень, под таможенные процедуры реимпорта и выпуска для внутреннего потребления осуществляется при наличии контрольных знаков на таких товарах за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего подпункта и пунктом 5 настоящей статьи.
Маркировка контрольными знаками может осуществляться после выпуска товаров для внутреннего потребления в специализированных складских помещениях, определенных в соответствии с пунктом 6 статьи 6 настоящего Соглашения, если возможность такой маркировки предусмотрена законодательством государства-члена.

5. Требования о маркировке контрольными знаками товаров, включенных в Перечень, не распространяются на:

а) транспортировку товаров, помещенных под таможенные процедуры, при их вывозе за пределы таможенной территории Союза;

б) транспортировку товаров под таможенным контролем;

в) транспортировку и хранение проб и образцов товаров в необходимых количествах, предназначенных для проведения испытаний в целях оценки соответствия требованиям технических регламентов, а также нормативных технических актов в области стандартизации;

г) товары, ввезенные на таможенную территорию Союза организаторами и участниками международных выставок и ярмарок в качестве образцов и экспонатов;

д) товары, являющиеся иностранной безвозмездной (гуманитарной) помощью, зарегистрированной в порядке, установленном законодательством государства-члена;

е) транспортировку и хранение товаров, приобретенных в рамках розничной торговли и возвращенных продавцам покупателями, осуществляемые в порядке, определяемом законодательством государства-члена, при условии наличия документов, подтверждающих возврат товаров;

ж) реализацию (продажу) товаров в магазинах беспошлинной торговли;

з) хранение товаров, находящихся под таможенным контролем в зонах таможенного контроля, на складах временного хранения и таможенных складах;

и) хранение и использование товаров их производителями;

к) хранение товаров юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими комиссионную торговлю товарами, на основании заключенных с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, договоров, осуществляемое в порядке, предусмотренном законодательством государства-члена, до предложения таких товаров для продажи, в том числе до их выставления в месте продажи, демонстрации их образцов или предоставления сведений о них в месте продажи;

л) приобретение, хранение, использование, транспортировку и продажу товаров, изъятых, арестованных, конфискованных либо обращенных в доход государства иным способом, и товаров, взыскание на которые обращено в счет неисполненных обязательств, которые предусмотрены налоговым и таможенным законодательством государств-членов;

м) транспортировку, хранение и использование физическими лицами товаров, ввезенных в качестве товаров для личного пользования и приобретенных в рамках розничной торговли.

Статья 4

С даты вступления в силу решения об утверждении Перечня и (или) внесении изменений в Перечень:

а) организации, осуществляющие изготовление и реализацию юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям государств-членов контрольных знаков, информируют в электронном виде компетентный (уполномоченный) орган государства-члена, на территории которого зарегистрированы юридические лица и индивидуальные предприниматели, об изготовленных и реализованных контрольных знаках;

б) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие ввоз на таможенную территорию Союза и (или) производство товаров, включенных в Перечень, маркируют такие товары контрольными знаками и информируют в электронном виде компетентный (уполномоченный) орган государства-члена, на территории которого они зарегистрированы, об использовании контрольных знаков;

в) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие трансграничную торговлю товарами, включенными в Перечень, информируют в электронном виде компетентный (уполномоченный) орган государства-члена, на территории которого они зарегистрированы, о контрольных знаках, нанесенных на товар, приобретенный в рамках такой торговли;

г) при включении товаров в Перечень юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оптовую и (или) розничную торговлю такими товарами, маркируют в порядке, установленном законодательством государства-члена, на территории которого они зарегистрированы, остатки таких товаров контрольными знаками и информируют в электронном виде компетентный (уполномоченный) орган государства-члена, на территории которого они зарегистрированы, об использовании контрольных знаков;

д) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю товарами, возвращенными покупателями, и (или) комиссионную торговлю товарами на основании заключенных с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, договоров комиссии, до предложения этих товаров для продажи, в том числе до их выставления в месте продажи, демонстрации их образцов или предоставления сведений о них в месте продажи, маркируют такие товары контрольными знаками и информируют в электронном виде компетентный (уполномоченный) орган государства-члена, на территории которого они зарегистрированы, об использовании контрольных знаков;

е) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю товарами, включенными в Перечень, информируют в электронном виде компетентный (уполномоченный) орган государства-члена, на территории которого они зарегистрированы, о контрольных знаках, нанесенных на товар, реализованный (проданный) в рамках такой торговли, в случае если такое информирование предусмотрено законодательством государства-члена, на территории которого они зарегистрированы.

Статья 5

1. Компетентные (уполномоченные) органы государств-членов совместно с иными контролирующими и правоохранительными органами государств-членов обеспечивают контроль за оборотом товаров, включенных в Перечень.

2. В целях реализации мониторинга и контроля исполнения настоящего Соглашения, контроля за оборотом товаров, включенных в Перечень, при трансграничной торговле обеспечивается информационное взаимодействие между компетентными (уполномоченными) органами государств-членов, а также между компетентными (уполномоченными) органами государств-членов и Евразийской экономической комиссией.

3. В целях реализации контроля за оборотом товаров, включенных в Перечень, государства-члены предусмотрят в своем законодательстве ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований, установленных настоящим Соглашением.

Статья 6

1. В течение 30 календарных дней с даты вступления в силу настоящего Соглашения государства-члены проинформируют Коллегию Евразийской экономической комиссии о компетентных (уполномоченных) органах государств-членов.

2. В течение 90 календарных дней с даты вступления в силу настоящего Соглашения Совет Евразийской экономической комиссии утвердит:

а) характеристики контрольного знака, порядок его нанесения, а также требования к структуре и формату информации, которую будут содержать контрольные знаки;

б) требования к информационной системе маркировки товаров;

в) требования к структуре и формату информации, передаваемой организациями, осуществляющими изготовление и реализацию юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям государств-членов контрольных знаков, в компетентные (уполномоченные) органы своих государств-членов, а также сроки ее передачи;

г) требования к структуре и формату информации, передаваемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими оборот товаров, включенных в Перечень, в компетентные (уполномоченные) органы своих государств-членов, а также сроки передачи такой информации;

д) порядок взаимодействия компетентных (уполномоченных) органов государств-членов и Евразийской экономической комиссии, а также требования к структуре и формату информации, передаваемой между компетентными (уполномоченными) органами государств-членов и Евразийской экономической комиссией для целей обеспечения мониторинга и контроля исполнения настоящего Соглашения, а также контроля за оборотом товаров, включенных в Перечень, и их использованием.

3. В течение 120 календарных дней с даты вступления в силу настоящего Соглашения, но не позднее 1 апреля 2016 года государства-члены определят порядок реализации и учета контрольных знаков.

4. В течение 120 календарных дней с даты вступления в силу настоящего Соглашения, но не позднее 1 апреля 2016 года государства-члены обеспечат функционирование информационной системы маркировки товаров в соответствии с требованиями, утвержденными Советом Евразийской экономической комиссии.

5. В течение 120 календарных дней с даты вступления в силу настоящего Соглашения, но не позднее 1 апреля 2016 года компетентные (уполномоченные) органы государств-членов сформируют реестры организаций, которые будут осуществлять изготовление и реализацию юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям контрольных знаков.

6. В течение 120 календарных дней с даты вступления в силу настоящего Соглашения, но не позднее 1 апреля 2016 года государства-члены установят требования к специализированным складским помещениям, на которых юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим ввоз товаров, включенных в Перечень, разрешается маркировка товаров контрольными знаками после их выпуска для внутреннего потребления, а также реимпорта, и (или) определят перечень таких складских помещений.

Статья 7

Споры, связанные с толкованием и (или) применением настоящего Соглашения, разрешаются в порядке, определенном статьей 112 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Статья 8

По инициативе любого из государств-членов и взаимной договоренности в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения, которые оформляются отдельными протоколами. Протоколы вступают в силу в соответствии со статьей 11 настоящего Соглашения.

Статья 9

Настоящее Соглашение является международным договором, заключенным в рамках Союза, и входит в право Союза.

Статья 10

Оговорки к настоящему Соглашению не допускаются.

Статья 11

Настоящее Соглашение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу настоящего Соглашения.
Совершено в городе Гродно 8 сентября 2015 года в одном экземпляре на русском языке.
Подлинный экземпляр настоящего Соглашения хранится в Евразийской экономической комиссии, которая, являясь депозитарием настоящего Соглашения, направит каждому государству-члену его заверенную копию.

От Республики Армения
От Республики Беларусь
От Республики Казахстан
От Кыргызской Республики
От Российской Федерации

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Указом Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2004 г. № 444 «О введении маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками» в республике введена маркировка товаров контрольными (идентификационными) знаками.

Перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1030 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 10 июня 2011 г. №243».

В соответствии с указанным перечнем в настоящее время маркировке контрольными (идентификационными) знаками подлежат следующие товары.

Порядок обращения контрольных (идентификационных) знаков

Образцы контрольных (идентификационных) знаков утверждены постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 мая 2007 г. № 86 «Об утверждении образцов контрольных (идентификационных) знаков и о признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь».

Стоимость контрольных (идентификационных) знаков установлена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 25 июня 2007 г. № 98 «Об установлении стоимости контрольных (идентификационных) знаков и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь».

Порядок маркировки товаров, реализации, учета, хранения, уничтожения контрольных (идентификационных) знаков и контроля за их использованием, утвержден постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от от 9 августа 2011 г. № 32 «О некоторых вопросах маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками».

Согласно указанному постановлению реализация контрольных (идентификационных) знаков осуществляется Министерством финансов Республики Беларусь путем выдачи контрольных знаков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям республиканским унитарным предприятием»Издательство «Белбланкавыд» на основании заявок инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, размещаемых в электронном банке данных, формирование и ведение которого организуется Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

Производство контрольных (идентификационных) знаков

По вопросам оформления заявок на получение контрольных (идентификационных) знаков субъектам хозяйствования необходимо обращаться в инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по месту регистрации субъекта.

Выдача контрольных (идентификационных) знаков РУП «Издательство «Белбланкавыд» организована в г. Минске, областных и районных центрах республики.

Полный перечень пунктов реализации РУП «Издательство «Белбланкавыд», осуществляющих выдачу контрольных (идентификационных) знаков и иных бланков строгой отчетности представлен на официальном сайте РУП «Издательство «Белбланкавыд» http://www.belblank.by/. (Адрес: 220037, г. Минск, ул. Ботаническая, 6а, тел. 294 91 01, факс 294 91 16).

Хранение контрольных (идентификационных) знаков

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие контрольные (идентификационные) знаки, должны обеспечить их надлежащее хранение, исключающее хищение, повреждение либо утрату.

Контрольные (идентификационные) знаки должны храниться в закрытых помещениях, защищенных от проникновения атмосферных осадков и почвенной влаги, при температуре 20 +/- 2 градуса Цельсия и относительной влажности 55 — 65 процентов. Помещения должны быть оборудованы сигнализацией и опечатываться. Индивидуальные предприниматели могут осуществлять хранение контрольных (идентификационных) знаков в помещениях, не оборудованных сигнализацией, и без опечатывания при условии обеспечения их сохранности.

Национальная единая система маркировки товаров «Честный ЗНАК» до 2024 года должна охватить все промышленные отрасли нашей страны. Будучи учреждена правительством России, в декабре 2017 года система была одобрена президентом РФ В. В. Путиным.
Утверждённый президентом документ также регламентирует в какие сроки и как должна происходить маркировка товаров. Законодательство определяет порядок маркировки товаров Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. № 487-ФЗ. В нём чётко прописаны все основные аспекты, а также то, что товар с нарушениями в части обязательной цифровой маркировки к обороту не допускается.

Официальный сайт честный знак рф позволяет потребителям и бизнесу получить полное представление о новой системе маркировки. «Честный ЗНАК» официальный сайт: честныйзнак.рф

Зачем нужна система Честный ЗНАК

Система общегосударственной маркировки предназначена для искоренения фальсификата, контрабандных и санкционных товаров.
По данным Росстата, в настоящее время:

  • 35% продукции лёгкой промышленности является незаконной (особенно обувь и трикотажные изделия);
  • 10% всех лекарств — подделки;
  • 20% всей парфюмерной продукции также поддельные;
  • 7,7% табачной продукции — фальсификаты.

С такими объёмами незаконных товаров под ударом, в первую очередь, потребители этих товаров сомнительного качества — такие товары могут быть даже опасны для здоровья. Во вторую очередь потери от нездоровой конкуренции и поддельных брендов несут легальные производители. И в третью — государство вцелом, несущее имиджевые и бюджетные потери. Бюджетные потери возникают из-за недоуплаты налогов, ведь контрабандисты их платить не спешат. В итоге: меньше налогов — меньше бюджет страны — меньше социальных благ для граждан.

Для предприятий неоспоримым преимуществом станет полная прозрачность всех процессов: от производства и логистики до продаж. Крупным изготовителям будет гораздо проще прогнозировать объёмы выработки продукции, исходя из данных об остатках готовой продукции на прилавках всех магазинов страны (да, такая возможность тоже будет). Дополнительной выгодой будет переход на систему электронного документооборота (ЭДО), которая упростит и ускорит взаимодействие между всеми участниками товарооборота. Также, (в масштабах всей страны) станет значительно меньше бумажной документации, что приведёт к экономии природных ресурсов.

Исходя их вышеуказанных данных Росстата, массовая маркировка «Честным ЗНАКом» начата с табачных изделий, лекарств и обуви.

Какие товары подлежат обязательной маркировке

После удачного эксперимента с шубами и меховыми изделиями, с 1 января 2019 года вступило в силу распоряжение Правительства России № 792-р от 28.04.2018г. И теперь, с 1 марта 2019 стала обязательной маркировка табака и сигарет. Маркировка обуви внедрена с июля 2019. Стараниями производителей и ЦРПТ маркировка лекарственных средств в октябре 2019 года охватит 12 нозологий. А в январе 2020 года уже всё содержимое аптек должно быть подвергнуто тотальной маркировке лекарственных препаратов. Информационная система маркировки товаров Честный ЗНАК позволит эффективно бороться с подделками лекарств и других товаров на территории России.

С декабря 2019 года цифровая маркировка товаров средствами идентификации должна охватить целый ряд продукции:

  • парфюмерия (туалетная вода, духи)
  • фотоаппараты, лампы и вспышки к ним
  • автомобильные шины и покрышки
  • столовое, постельное и кухонное бельё
  • трикотажные блузки, ветровки, пальто, куртки и плащи

Дальнейшие планы по маркировке товара ещё предстоит определить. По планам Правительства РФ, Data Matrix коды к 2024 году будут применяться повсеместно, для каждого товара в России.

Кто занимается цифровой маркировкой товара

Оператором национального проекта маркировки товаров является Центр Развития Перспективных Технологий (ЦРПТ). Это проект государственно-частного партнерства, учреждён госкорпорацией Ростех в лице концерна «Автоматика» (25%) совместно с USM («ЮэСэМ Технологии», 50%), и структурой А.Галицкого «Элвис-Плюс групп» (25%).

Именно ЦРПТ контролирует услуги маркировки товара и предоставляет доступ к технологии. Предполагается в дальнейшем распространить тотальную цифровую маркировку на страны ЕАЭС, что сделает её международной. Оператор ЦРПТ официальный сайт: crpt.ru

Не дожидаясь обязательного требования, многие компании добровольно входят в национальный проект, понимая его неизбежность и необходимость.

Уже сейчас большое количество российских производителей в добровольном порядке используют оборудование для маркировки от «ТрекМарк» (дочернее предприятие ЦРПТ с поддержкой Ростех) для маркировки табака, обуви и лекарственных препаратов кодами Data Matrix.

К чему это приведёт

ЦРПТ и Честный ЗНАК, совместно с X5 Retail Group уже приступили к созданию национального каталога товаров. Этот амбициозный проект к 2024 году должен объединить в себе информацию обо всех товарах в Российской Федерации. Такая энциклопедия потребительских товаров позволит систематизировать всю продукцию, упростить работу ритейла. Теперь не нужно будет многократно прояснять о каком товаре идёт речь при поставках — база товаров у всех участников товарооборота будет одна.
При этом доступ к такой огромной базе данных будет совершенно бесплатным для всех. Каждый потребитель сможет увидеть описание товара, фотографии и максимально полные характеристики.

Как работает Честный ЗНАК

  1. На производстве (или при импорте в страну) цифровой код Data Matrix наносится на товар. Коды предоставляются ЦРПТ и вносятся в информационную систему «Честный ЗНАК». Каждый код состоит из двух частей: первая содержит код товара из национального каталога, а вторая — уникальный код прослеживания. Вторая часть кода защищена от подделки криптографическим ключом.
  2. Движение товара отслеживается на всех участках логистической цепи. Контролируется каждое перемещение. Товар невозможно подделать или потерять.
  3. При получении товара в точке продаж, его код сканируется — и система видит какой товар, откуда поступил, и какой у него срок годности.
  4. При продаже на онлайн-кассе товар снова сканируется, и если это подделка, либо срок годности товара прошёл — продажу касса не разрешит. Продажи товаров без онлайн-кассы запрещены, а продавец и магазин несут за это ответственность согласно действующему законодательству РФ.
  5. Покупатели через приложение Честный ЗНАК получают новый инструмент контроля, с которым они могут получать исчерпывающую информацию о товаре, и сообщать о фактах продажи незаконной продукции.

Удобство для потребителя

В результате внедрения «Честного ЗНАКа» потребитель получает новый инструмент общественного контроля. Инструмент, пользоваться которым сможет каждый. Легко и просто.

Уже выпущено приложение «Честный ЗНАК», которое позволяет сканировать товары на полке. Помимо получения полной информации о товаре, его происхождении и сроке годности, все потребители смогут участвовать в бонусных программах, сообщая о нарушениях в торговых точках.

Благодаря этому нововведению, совместными усилиями можно бороться с подделками и «просрочкой» на полках магазинов. В конечном итоге, от легализации рынка выигрывают все добросовестные его участники и потребители.
«Честный ЗНАК» — это новый шаг к современному, успешному гражданскому обществу.

Цены на товары изменятся?

При маркировке продовольственных и непродовольственных товаров Matrix Data Code (цифровая метка) будет наноситься на упаковку каждой единицы товара. Это требует дополнительного оборудования и сил в производственной цепи, что, конечно, повлияет на конечную стоимость товаров.

Но влияние это не будет настолько сильным, как полагают некоторые скептики. Для крупных легальных производителей эффект будет даже обратным: ожидается снижение издержек, а значит, и цен на товары. По предварительным оценкам ЦРПТ, снижение цен может быть на 10% и ниже. Снизить издержки и оптимизировать все процессы бизнеса позволит полная прослеживаемость цепочек производства, перемещения и сбыта товаров.

Экономический эффект

Судя по опыту, накопленному в России и других странах, экономический эффект от внедрения цифровой маркировки будет колоссален. Так, маркировка сигарет, табака и табачных изделий в Бразилии позволила:

  1. Выявить и ликвидировать 7 «подпольных» производств и целых заводов, производящих поддельный товар
  2. Многократно сократить количество фальсификата
  3. Увеличить на 40% собираемость налогов на табачном рынке страны

Во время проведения пробной маркировки лекарств в РФ, обнаружены различные нарушения на сумму в 500 миллионов рублей. И это всего за год, и только на малой части лекарств.

Также было выявлено довольно крупное и подлое преступление. По федеральной программе, за счёт бюджета, больницам выделялись дорогостоящие лекарственные препараты. Система маркировки указала на вторичную продажу этих же препаратов в аптечной сети. Это значит, что лекарства не доходили до нуждающихся людей, и просто перепродавались. Преступление пресечено.

Российский опыт маркировки шуб и меховых изделий за один только 2017 год показал рост продаж легальных товаров из меха в 10 раз. Значит ли это, что в 2017 году россияне стали активнее покупать шубы? Вряд ли. Скорее всего, это значит, что до введения маркировки 90% меховых изделий были поддельными.

Повторимся, экономический эффект от внедрения цифровой маркировки будет колоссален. И не только экономический, но и общесоциальный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх