Куперс

Бухучет и анализ

Маркировка

Для чего нужна маркировка

Символы и знаки, нанесенные на упаковку, позволяют потребителю получить максимум информации о приобретаемых продуктах. При помощи чертежей, рисунков и установленной ГОСТ маркировки товара покупатели могут узнать, из чего изготовлено изделие, каков его срок и порядок хранения и какие у него потребительские свойства.

В законе № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» говорится, что изготовители обязаны информировать своих покупателей об основных характеристиках продукта. Требования к маркировке товара подразумевают отражение на упаковке сведений о стране-изготовителе, наименовании и адресе производителя, технических, потребительских и эксплуатационных свойствах, содержании продукции, объеме и весе, сроке годности и хранения и других качеств.

Маркирование продукции позволяет потребителю не только ознакомиться с конкретными свойствами изделия, но и идентифицировать определенный товар и его производителя. По указанным на упаковке маркерам можно понять, соответствует ли продукция государственным стандартам и требованиям безопасности, была ли произведена обязательная или добровольная сертификация, имеет ли изделие специфические характеристики или особенности в производстве и потреблении.

Требования к упаковке и маркировке товаров установлены государственным стандартом (ГОСТ) и техническим регламентом Таможенного союза № ТР ТС 005/2011. Вся необходимая информация должна наноситься на упаковку или на этикетку. Если речь идет о пищевых продуктах, то их упаковка и маркирование должны осуществляться по ГОСТ и на основании 29-ФЗ от 02.01.2000 «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

Какую продукцию маркировать обязательно

Хотя состав маркирования является добровольным для изготовителей, определенный перечень продуктов подлежит обязательной сертификации с последующим подтверждением документального соответствия установленным стандартам качества и безопасности. Список таких изделий утвержден ПП РФ № 982 от 01.01.2009.

Если товары не включены в этот перечень, то маркирование продукции является добровольным. Главной задачей любого продавца является привлечение покупателей. Поэтому маркировка необходима. Ведь благодаря определенным знакам, символам, пиктограммам, штриховым и QR-кодам потребитель узнает о товаре еще до его приобретения. Осведомленность и уверенность делает покупку более вероятной. Именно поэтому практически каждое изделие промаркировано. Рекомендации на маркирование содержатся и в ПП РФ № 55.

Где найти требования к маркировке

Все требования к маркировке по ГОСТ указаны в государственных стандартах к различным видам изготавливаемой продукции. Любое обозначение на упаковке — это непосредственная информация для покупателя. Все обозначения должны быть нанесены четко, надписи надлежит указывать разборчиво. Знаки нужно делать контрастными, чтобы они выделялись и не сливались с дизайном упаковки. Символика не должна испортиться от времени хранения, эксплуатации и воздействий внешней среды (промокнуть или выгореть на солнце). На маркерах рекомендуется отобразить максимальное количество сведений о потребительских свойствах товара, в том числе и о специфических условиях использования. Все сведения должны быть указаны четко и понятно, чтобы у потребителя не возникло иного варианта применения продукта, который может повлечь угрозу здоровью и жизни.

Ключевые требования к маркированию не зависят от сферы применения продукции потребителем:

  1. На упаковке можно размещать неограниченное количество символов, но главная их задача — гарантия качества безопасности товара для потребителя.
  2. Все обозначения должны строго соответствовать области применения изделия.
  3. Если упаковка не позволяет отображать маркеры, все характеристики потребления вносятся в документацию, сопровождающую продукты. В сопроводительных документах указываются и локальные нормативные условия маркировки изделий.

Ответственность за корректность и достоверность указанных на упаковке данных несет лицо, непосредственно выполняющее нанесение.

Виды маркировок

Маркеры классифицируются на производственные и торговые. Группирование осуществляется в соответствии с целевым применением символики.

Производственные обозначения наносятся непосредственно изготовителем в соответствии с положениями Закона о защите прав потребителей и других нормативно-правовых актов. К производственным маркерам относятся этикетки, кольеретки, различные вкладыши, бирки, ярлыки и контрольные ленты. Также производители могут проставить на продукцию (или на упаковку) штампы или клеймо. Тип маркера зависит от вида изделия и области его применения. Символика необходима для сертификации качества и безопасности потребления и защиты изготовленной продукции от подделок.

Торговые маркеры используют поставщики, реализаторы или магазины, которые продают товар. При помощи торгового маркирования потребители могут получить информацию о продавце и о цене изделия. К торговой маркировке относятся кассовые и товарные чеки, а также ценники. Все данные в таких документах должны быть указаны по правилам ПП РФ № 55.

Вот так, например, выглядит образец маркировки пищевой продукции:

Структура маркировки

Сам маркер может состоять из текста, рисунка и информационных обозначений. На одной упаковке могут быть представлены как все виды маркирования, так и каждый по отдельности.

Текстовые обозначения — это наиболее полноценное сообщение, в котором потребитель может увидеть обязательные и важные сведения о товаре. Текстовая часть наносится в соответствии с ГОСТ.

Рисунок или эмблема включает более емкие данные, которые, тем не менее, передают специфическую потребительскую информацию. Некоторые изображения, благодаря своему визуальному эффекту, способны поднять продажи того или иного продукта.

Информационное обозначение — это совокупность зашифрованных данных в виде определенных общепринятых символов. Такие маркеры могут сказать покупателям гораздо больше некоторых текстовых указаний. К такой информации относятся штриховые кодировки и QR-коды, товарные знаки, символы по уходу и эксплуатации изделий, значения безопасности, экологичности и осознанного потребления.

Что будет за нарушения по маркировке

Статья 14.46 КоАП определяет меру ответственности за нарушение при маркировании продуктов, подлежащих соответствию в обязательном порядке.

Если товар, обязательный к маркированию, промаркирован неправильно, это грозит привлечением к штрафным санкциям должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей и юридических лиц в размере от 100 000 до 300 000 рублей.

Если вышеуказанные нарушения стали причиной вреда жизни или здоровью потребителя, то штраф составит 30 000-50 000 рублей — для должностного лица и 700 000-1 000 000 рублей — для юридического лица.

Если товар, обязательный к маркированию, не промаркирован, то в данном случае может быть применена мера наказания в виде штрафа и уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ. А непромаркированная продукция подлежит конфискации.

Требования для отдельных категорий товаров

Маркирование упаковки и самой продукции производится в строгом соответствии с Государственным стандартом РФ, Международным стандартом, а также Техническим регламентом Таможенного союза.

К примеру, порядок маркирования продукции легкой промышленности определяет статья 9 («Требования к маркировке продукции») Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 876 (ред. от 09.08.2016) О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (вместе с «ТР ТС 017/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности продукции легкой промышленности») . В нормативе указано, что маркер должен содержать сведения о названии продукции, о стране-производителе, наименовании изготовителя и его юридический адрес, дату производства и номер партии, товарный знак (при наличии), содержание сырья, размер и проч.

Этот же стандарт закрепляет требования к маркировке одежды. Маркирование одежды и других изделий из текстиля должно дополнительно включать вид и массовую долю натурального и химического сырья в материале, название модели, символы и инструкцию по уходу за изделием.

Пищевые продукты маркируются в соответствии с ГОСТ Р 51074-2003. Указываются сведения:

  • название товара или продукта;
  • наименование и юридический адрес производителя;
  • масса нетто — масса без упаковки;
  • состав;
  • пищевая ценность;
  • срок реализации, срок годности, период и условия хранения;
  • назначение применения для продукции, предназначенной для детского питания, а также для различных биологически активных добавок и проч.

Требования к маркировке непродовольственных товаров установлены ГОСТ Р 51121-97. Информация для потребителя должна включать:

  • название товара и страну, в которой он изготовлен;
  • наименование производителя и его юридический адрес;
  • область применения и предназначение продукции;
  • главные потребительские свойства;
  • данные об обязательной и добровольной сертификации;
  • комплектацию, состав;
  • дату изготовления и срок годности;
  • при наличии товарный знак;
  • размеры и массу нетто;
  • штрихкод;
  • иные сведения.

Образцы маркировки

Знак Расшифровка
Этот символ обозначает соответствие товаров государственному стандарту — ГОСТ.
Такой маркировкой отражается вес нетто или вес товара без упаковки.
Этот знак говорит о том, что продукт изготовлен из нетоксичного материала.
Это обозначение используется для замороженных продуктов.
Такой маркировкой производитель информирует о сроке годности товара после вскрытия упаковки.
Этот символ указывает, где следует вскрывать упаковку.
Эти значки символизируют различные варианты перерабатываемого пластика.
Маркировка «Лента Мебиуса» — это международное обозначение вторичной переработки.
Обозначает, что все правила маркировки товаров в Таможенном союзе и обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза соблюдены.
Товары с таким обозначениям не содержат трансгены и прошли проверку на содержание чужих ДНК.
Такое обозначение будет на всех продуктах, которые не тестируются на животных.
Эта маркировка указывается на органической продукции.

Статья 9. Требования к маркировке продукции из Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 876 (ред. от 09.08.2016) О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности»

(вместе с «ТР ТС 017/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности продукции легкой промышленности»)

  1. Маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.

    Маркировка должна содержать следующую обязательную информацию:

    • наименование продукции;
    • наименование страны-изготовителя;
    • наименование изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица;
    • юридический адрес изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица;
    • размер изделия;
    • состав сырья;
    • товарный знак (при наличии);
    • единый знак обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза;
    • гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости);
    • дату изготовления;
    • номер партии продукции (при необходимости).
  2. В зависимости от вида и назначения продукции легкой промышленности маркировка должна содержать следующую информацию:

    Для одежды и изделий из текстильных материалов дополнительная информация должна содержать:

    • вид и массовую долю (процентное содержание) натурального и химического сырья в материале верха и подкладки изделия. Отклонение фактического содержания сырья не должно превышать +/- 5 процентов;
    • модель;
    • символы по уходу за изделием;
    • инструкцию по особенностям ухода за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости).

    Для трикотажных и текстильных полотен, штучных изделий из них, ковров, одеял, покрывал, штор дополнительная информация должна содержать:

    • вид и массовую долю (процентное содержание) исходного сырья (ворсовой поверхности для ковровых покрытий и изделий из них). Процентное содержание исходного сырья указывается в виде нормативного значения с допуском в пределах +/- 5 процентов (кроме нетканых материалов);

    (в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии от 09.08.2016 № 60);

    (см. текст в предыдущей редакции);

    • массу куска при нормированной влажности (для трикотажных полотен);
    • устойчивость окраски (для трикотажных и текстильных полотен);
    • вид отделки (при наличии);
    • символы по уходу за изделием.

    Для обуви дополнительная информация должна содержать:

    • модель и(или) артикул изделия;
    • вид материала, использованного для изготовления верха, подкладки и низа обуви;
    • инструкцию по уходу за обувью (при необходимости).

    Для одежды и изделий из меха дополнительная информация должна содержать:

    • вид меха и вид его обработки (крашеный или некрашеный);
    • символы по уходу за изделием;
    • инструкцию по уходу за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости).

    Для кожгалантерейных изделий дополнительная информация должна содержать:

    • наименование материала верха;
    • модель;
    • указания по эксплуатации (при необходимости).

    Для кож дополнительная информация должна содержать:

    • площадь или массу кожи;
    • толщину (при необходимости);
    • сорт.

    Для шкурок меховых дополнительная информация должна содержать:

    • вид меха;
    • вид обработки;
    • сорт, марку;
    • площадь или размер.
  3. Маркировка и информация должна быть представлена на русском языке или государственном языке государства — члена Таможенного союза, на территории которого данное изделие производится и реализуется потребителю.

    Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием букв латинского алфавита.

  4. Не допускаются указания «экологически чистая», «ортопедическая» и другие аналогичные указания без соответствующих подтверждений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх