Куперс

Бухучет и анализ

Материальная помощь на оздоровление

Ситуация

Работница организации написала заявление об оказании материальной помощи на оздоровление к отпуску. Выплата такой материальной помощи предусмотрена коллективным договором.

Данные для расчета

Согласно коллективному договору размер материальной помощи, выплачиваемой на оздоровление к отпуску, составляет один должностной оклад (600,00 руб.).

В течение года работница не получала доходов, кроме заработной платы.

Расчет

Шаг 1. Определите, облагается ли данная материальная помощь подоходным налогом

Если доходы не связаны с выполнением трудовых обязательств, то они освобождаются от налогообложения при условии, что их размер не превышает 1 847,00 руб. в течение календарного года.

Сумма материальной помощи (600,00 руб.) не превышает размер льготы по подоходному налогу (1 847,00 руб.) – подоходный налог не исчисляется.

Шаг 2. Определите, исчисляются ли взносы в ФСЗН и Белгосстрах с суммы материальной помощи к отпуску

Страховые взносы по обязательному страхованию в ФСЗН не начисляются на материальную помощь, в частности, оказываемую работникам в соответствии с законодательными актами.

Страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах не начисляются, поскольку данный вид материальной помощи предусмотрен коллективным договором.

К материальной помощи, оказываемой работникам в соответствии с законодательными актами, относится материальная помощь, предусмотренная ст. 182 Трудового кодекса Республики Беларусь. В ней сказано, что в случаях, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, наниматель обязан при предоставлении трудового отпуска (а при разделении его на части – при предоставлении одной из частей отпуска) производить работнику единовременную выплату на оздоровление в размере, определяемом законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.

Комментарий эксперта

Материальная помощь работникам в совокупности с другими доходами, не являющимися вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, освобождается от обложения подоходным налогом в размере, не превышающем 1 847,00 руб., в течение календарного года от каждого источника, при условии, что место работы у нанимателя является для работника основным.

Обоснование:

1) п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29;

2) приложение 9 к Указу Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29.

3) п. 7 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115.

Оксана Пищик, экономист

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПРИКАЗ

от 25 июня 2013 года N 61-ОД

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ВЫПЛАТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ГРАЖДАНСКИМ СЛУЖАЩИМ И ЛИЦУ, ЗАМЕЩАЮЩЕМУ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДОЛЖНОСТЬ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН, ПРЕМИИ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ ОСОБО ВАЖНЫХ И СЛОЖНЫХ ЗАДАНИЙ И МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

В соответствии с Законом Республики Дагестан от 12.10.2005 г. N 32 «О государственной гражданской службе Республики Дагестан» (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2005, N 10, ст. 656), Указов Президента Республики Дагестан от 08.02.2007 г. N 21 «О единовременном поощрении лиц, замещающих должность государственной гражданской службы Республики Дагестан» (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2007, N 2, ст. 83), от 21.03.2007 г. N 34 «Об утверждении Положения о порядке формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих Республики Дагестан и работников государственного органа Республики Дагестан» (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2007, N 3, ст. 143), Положением о Министерстве транспорта Республики Дагестан, утвержденным Постановлением Правительства РД от 21.03.2013. N 145. «Вопросы Министерства транспорта Республики Дагестан»,приказываю:

1. Утвердить Положение о порядке выплаты государственным гражданским служащим и лицу, замещающему государственную должность Министерства транспорта Республики Дагестан премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальной помощи, согласно приложению.

2. Направить настоящий Приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Дагестан.

3. Признать утратившим силу приказ Комитета по транспорту Республики Дагестан, N 31- ОД от 14.10.2010 г.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр

Гаджимурадов Ш.У.

Приложение к приказу Министерства транспорта Республики Дагестан от 25.06.2013 г. N 61-ОД

Общие положения.

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями Законов Республики Дагестан: от 12 октября 2005 года N 32 «О, государственной гражданской службе Республики Дагестан», от 29 декабря 2006 года N 79 «О денежном содержании государственных гражданских служащих Республики Дагестан» и Указом Президента Республики Дагестан от 21 марта 2007 года N 34 «Об утверждении Положения о порядке формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих Республики Дагестан и работников государственного органа Республики Дагестан», определяет условия и порядок выплаты премий государственным гражданским служащим Министерства (далее — гражданские служащие).

1.2. Настоящее Положение разработано в целях материального стимулирования государственных гражданских служащих Министерства транспорта Республики Дагестан (далее — Министерство), усиления их материальной заинтересованности в своевременном и добросовестном исполнении своих должностных регламентов, повышения качества выполненной работы и уровня ответственности за порученный участок работы, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, в целях стимулирования и повышения эффективности деятельности гражданских служащих, уровня их ответственности по выполнению возложенных на Министерство полномочий, повышения качества выполняемых задач, своевременного и добросовестного выполнения должностных обязанностей, предусмотренных в служебных контрактах и должностных регламентах.

1.3. Настоящее Положение определяет условия и порядок премирования государственных гражданских служащих Министерства, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, а также единовременного вознаграждения.

Основания и порядок премирования

2.1. Премирование государственных служащих Министерства производится за выполнение особо важны и сложных заданий, добросовестное исполнение своих должностных регламентов, своевременное выполнение приказов Министерства и поручений руководства Министерства.

2.2. Премирование государственных гражданских служащих и лица, замещающего государственную должность Министерства, может

производиться за фактически отработанный период времени единовременно, ежеквартально и по итогам года. Конкретные размеры премий гражданским служащим определяются в пределах фонда оплаты труда и максимальными размерами не ограничиваются.

2.3. Размер премии, выплачиваемой государственным гражданским служащим и лицу, замещающему государственную должность Министерства, определяется по результатам его деятельности. Премия является мерой поощрительного характера и может изменяться в зависимости от наличия средств фонда оплаты труда, выделяемого из республиканского бюджета, на соответствующий финансовый год.

2.4. Расчет премиального фонда осуществляется отделом исполнения бюджета, бухгалтерского учета и отчетности, исходя из штатной численности работников за счет средств, выделенных из республиканского бюджета на формирование премиального фонда в размере двух окладов ежемесячного денежного содержания в год для госслужащих, а также за счет экономии средств по фонду оплаты труда за счет источников, не противоречащих действующему законодательству. Расчет по каждому работнику производится с учетом фактически отработанного времени в планируемом периоде. Отдел исполнения бюджета, бухгалтерского учета и отчетности информирует Министра транспорта РД о размере премиального фонда, направленного на:

а) премирование руководящего состава Министерства;

б) премирование гражданских служащих Министерства.

Конкретные размеры премий заместителям устанавливает Министр на основании оценки их деятельности.

Размер премии гражданским служащим устанавливает Министр в соответствии с размером премиального фонда и с учетом предложений начальников отделов в зависимости от оценки труда каждого гражданского служащего.

2.5.Основными критериями и показателями при определении размера премии для гражданских служащих являются конкретный вклад в выполнение особо важных и сложных заданий руководства, оперативность и профессионализм в решении вопросов, входящих в компетенцию гражданского служащего, своевременная подготовка документов, внедрение новых форм и методов, позитивно отразившихся на результатах работы;

Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка;

Своевременное, добросовестное, качественно выполнение; обязанностей, предусмотренных должностным регламентом работника;

Личный вклад работников в общие результаты работы Министерства: оперативность и профессионализм в решении вопросов, входящих в их компетенцию, своевременная подготовка документов и выполнение поручений руководства Министерства.

2.6.0снованиями для невыплаты работнику премии полностью или частично являются:

-невыполнение должностного регламента;

-несвоевременная и некачественная подготовка материалов и документов, -неисполнение поручений руководства Министерства, в том числе нарушение сроков исполнения без уважительных причин; -некачественное исполнение документов, влекущее за собой перепоручение их выполнения другому работнику; -нарушение трудовой дисциплины и служебного распорядка; -наличие у работника дисциплинарного взыскания.

2.7. Премия не выплачивается работникам:

-вновь поступившим на работу в течении периода, принятого в качестве расчетного для начисления премии;

-уволившимся с работы до окончания расчетного периода или освобожденным от занимаемой должности в порядке дисциплинарной ответственности.

2.8. Время нахождения в ежегодном отпуске, в командировке и курсах повышения квалификации по специальности принимается в расчет для начисления премии.

2.9. Время болезни, нахождения на учебе второго высшего образования, в отпуске без сохранения заработной платы и по уходу за ребенком в фактически отработанное время при расчете премии не включается.

2.10. Премирование работников производится на основании приказа Министерства в пределах средств, предусмотренных фондом оплаты труда.

2.11. Приказ о премировании может быть оформлен на всех работников Министерства или конкретных работников Министерства.

2.12. Основаниями для выплаты премии Министру, заместителям Министра, является приказ, подписываемый Министром, для остальных гражданских служащих — приказ, подписываемый Министром по предложению курирующих заместителей.

Порядок единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и выплаты материальной помощи

3.1. Единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска для госслужащих выплачивается в размере двух окладов месячного денежного содержания, а для лица, замещающего государственную должность, в размере двух денежных вознаграждений в год. В случае разделения ежегодного оплачиваемого отпуска в установленном порядке на несколько частей, единовременная выплата к отпуску выплачивается один раз при предоставлении первой части указанного отпуска.

3.2. Лицам, замещающим государственную должность, гражданским служащим единовременная выплата выплачивается в размере одного оклада месячного денежного содержания в связи с юбилейными датами (50,60 лет со дня рождения).

3.3 Государственным гражданским служащим при увольнении в связи с выходом на пенсию выплачивается единовременная выплата (выходное пособие) из расчета месячного денежного содержания гражданского служащего (среднемесячной заработной платы) по последней должности за каждый полный год работы на гражданской службе, но не более пятикратного размера месячного денежного содержания (среднемесячной заработной платы) по оставляемой должности. Лицу, замещавшему государственную должность на постоянной основе, освобожденному от должности в связи с выходом на пенсию (том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, выплачивается единовременная выплата (выходное пособие) из расчета среднемесячного размера общей суммы выплат за каждый полный год работы по последней государственной должности, но не более чем в пятикратном размере.

3.4 Материальная помощь гражданским служащим выплачивается один раз в календарном году в размере одного оклада месячного денежного содержания за счет средств фонда оплаты труда на основании его личного заявления.

3.5. Помимо материальной помощи, указанной в пункте 3.4. настоящего Положения, при наличии экономии фонда оплаты труда, могут быть рассмотрены заявления гражданских служащих (членов их семей) на выплату дополнительно материальной помощи в следующих случаях: при рождении ребенка, при заключении брака, заболевании, смерти близких родственников гражданского служащего (родителей, детей, мужа (жены), родных братьев и сестер), тяжелого материального положения, особой нуждаемости в лечении в связи с несчастным случаем, тяжелым заболеванием, а также по другим уважительным причинам, смерти гражданского служащего в период его служебных правоотношений с Министерством.

З.б.Решение о выплате такой материальной помощи и ее размере принимается Министром на основании подтверждающего соответствующими документами (свидетельствами, др.) и ходатайством начальника соответствующего отдела, а в случаях смерти гражданского служащего — заявлением одного из членов его семьи.

3.7. Выплата материальной помощи производится на основании приказа Министерства.

3.8. При увольнении гражданского служащего выплата материальной помощи осуществляется пропорционально полным месяцам, прошедшим с начала календарного года до даты увольнения. В случае если указанным гражданским служащим материальная помощь уже была выплачена, данная материальная помощь удержанию не подлежит.

3.9. Подготовка проектов приказов об оказании материальной помощи осуществляется отделом исполнения бюджета, бухгалтерского учета и отчетности.

Введенные в связи с проведением мероприятий по борьбе с коронавирусной инфекцией ограничения явились причиной вывода части работников сфер образования в отпуска. В Отраслевой профсоюз работников образования и науки поступают обращения, в которых ставятся вопросы порядка предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, выплаты отпускных и пособия к отпуску для оздоровления гражданским служащим.

Согласно п.п.13) п. 1 ст. 1 Трудового кодекса РК (далее ТК РК) отпуск – это освобождение работника от работы на определенный период для обеспечения ежегодного отдыха работника или социальных целей с сохранением за места работы (должности) и в случаях, установленных законодательством, средней заработной платы.
В соответствии с п.п. 1), 2) п.3 ст. 87 ТК РК работникам предоставляются следующие виды оплачиваемых ежегодных трудовых отпусков:
⚡ основной оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск;
⚡ дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск.
Продолжительность основного оплачиваемого ежегодного трудового отпуска установлена:
⚡ для всех педагогических работников – 56 календарных дней /п.п. 3) п. 1 ст. 12 ЗРК «О статусе педагога”/;
⚡ для непедагогических работников, являющихся гражданскими служащими, – 30 календарных дней /п. 10 ст. 139 ТК РК/;
⚡ для работников, не являющихся педагогическими и не отнесенных к категории гражданских служащих, минимальная продолжительность отпуска – 24 календарных дня /ст. 88 ТК РК/.
Следует отметить, что право педагогических работников, получавших ранее менее продолжительные отпуска, на отпуск продолжительностью 56 календарных дней возникло с момента введения в действие ЗРК «О статусе педагога”, т.е. с 11 января 2020 года. Например, воспитатель дошкольной организации образования ранее имел право на получение отпуска продолжительностью 42 календарных дня, при выходе в отпуск с 1 апреля текущего года ему обязаны предоставить отпуск 56 календарных дней. К сожалению, в отдельных организациях работодатели незаконно производят расчет продолжительности отпуска, привязывая эту величину к календарному, а не рабочему году. С их точки зрения за период работы до 11 января 2020 года отпуск должен рассчитываться из 42 календарных дней. Подобное толкование законодательства нарушает права работников и должно пресекаться.
Продолжительность отпуска педагогических работников, также как и других, не зависит от объема их учебной нагрузки. В практике имеют место случаи, когда продолжительность отпуска определяется пропорционально учебной нагрузке учителя (0,5 ставки – 28 календарных дней). Это незаконно. В соответствии с п. 2 ст. 70 Трудового кодекса РК работа в условиях неполного рабочего времени не влечет для работника каких-либо ограничений в продолжительности оплачиваемого ежегодного трудового отпуска.
В соответствии со ст. 89 ТК РК дополнительные оплачиваемые ежегодные трудовые отпуска предоставляются:
🔻 работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, продолжительностью не менее шести календарных дней согласно Списку производств, цехов, профессий и должностей, перечню тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда.
🔻 инвалидам первой и второй групп продолжительностью не менее шести календарных дней.
Трудовым, коллективным договорами работникам могут устанавливаться дополнительные оплачиваемые ежегодные трудовые отпуска поощрительного характера за длительную непрерывную работу, выполнение важных, сложных, срочных работ, а также работ иного характера.
«Список производств, цехов, профессий и должностей, перечня тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск и повышенный размер оплаты труда, а также правил их предоставления” утвержден приказом Министра здравоохранения и социального развития РК от 28 декабря 2015 года № 1053.
Существует мнение, что назначение дополнительного отпуска и доплат работникам, работающим в условиях, определенных указанным выше Списком, не возможно без проведения аттестации рабочих мест. Основания и порядок проведения аттестации рабочих мест регламентируется «Правилами обязательной периодической аттестации производственных объектов по условиям труда», утвержденными приказом Министра здравоохранения и социального развития РК от 28 декабря 2015 № 1057. Аттестации подлежат все производственные объекты, действующие на территории РК. Согласно п.п. 18) п. 2 Правил производственные объекты – цеха, участки и иные отдельно стоящие производственные подразделения организаций, занимающихся выпуском и изготовлением продукции, разработкой, добычей и переработкой полезных ископаемых, строительством и другими видами производственной деятельности. В организациях образования не осуществляются производственные работы, поэтому по условиям труда в них не проводят обязательную аттестацию рабочих мест.
Пунктом 1 ст. 90 ТК РК определено, что продолжительность оплачиваемых ежегодных трудовых отпусков исчисляется в календарных днях без учета праздничных дней, приходящихся на дни оплачиваемого ежегодного трудового отпуска, независимо от применяемых режимов работы и графиков сменности.
Следует помнить, что в соответствии с п. 2 ст. 90 ТК РК при исчислении общей продолжительности ежегодного трудового отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с основным оплачиваемым ежегодным трудовым отпуском.
В соответствие со ст. 91 ТК РК в трудовой стаж, дающий право на оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск, включаются:
🕝 фактически проработанное время;
🕝 время, когда работник фактически не работал, но за ним сохранялись место работы (должность) и заработная плата полностью или частично;
🕝 время, когда работник фактически не работал в связи с временной нетрудоспособностью, в том числе время нахождения в отпуске по беременности и родам;
🕝 время, когда работник фактически не работал перед восстановлением на работе.
К фактически проработанному времени относится время выполнения работником трудовых обязанностей, прежде всего, в соответствии с заключенным трудовым договором.
В п. 3 ст. 33 ТК РК предусмотрено, что в случае отсутствия и (или) не оформления надлежащим образом трудового договора по вине работодателя, трудовые отношения считаются возникшими с того дня, когда работник приступил к работе. Значит, выполнение трудовых обязанностей работником со дня, когда он приступил к работе и до заключения трудового договора, также будет относиться к фактически проработанному времени, и этот период следует включать в трудовой стаж, дающий право на оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск.
В трудовой стаж, дающий право на оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск, включается время, когда работник фактически не работал, но за ним сохранялись место работы (должность) и заработная плата полностью или частично. К таким периодам относятся:
📆 ежегодный оплачиваемый трудовой отпуск (основной и дополнительные);
📆 ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска работникам, осуществляющим трудовую деятельность в зонах экологического бедствия и радиационного риска;
📆 другие виды оплачиваемых отпусков – учебные, оплачиваемые отпуска по беременности и родам;
📆 время простоя по вине работодателя;
📆 время прохождения за счет средств работодателя периодических медицинских осмотров;
📆 время обследования и сдачи крови работником, являющимся донором;
📆время профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
📆 время незаконного отстранения работника работодателем от работы.
В трудовой стаж, дающий право на оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск, включается время, когда работник фактически не работал в связи с временной нетрудоспособностью.
В трудовой стаж, дающий право на оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск, включается время, когда работник фактически не работал перед восстановлением его на работе. Восстановление на работе осуществляется, как правило, органом по разрешению индивидуального трудового спора в порядке, определенном нормами гл. 15 ТК РК.
Очередность предоставления оплачиваемых ежегодных трудовых отпусков работникам определяется трудовым, коллективным договорами, графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения работников.
Изменение графика отпусков возможно в пределах периода рабочего года работника. Об изменении графика отпусков работодатель обязан уведомить работника не менее чем за две недели до начала трудового отпуска. Для предотвращения возможных трудовых споров уведомлять работника об изменении графика отпусков следует письменно под расписку работника.
Отпуск вне графика отпусков может быть представлен по личному заявлению работника по соглашению с работодателем.
Согласно п. 1 ст. 92 ТК РК оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск работнику за первый и последующие годы работы по соглашению сторон предоставляется в любое время рабочего года.
Понятие «рабочий год” раскрывается в п. 2 ст. 92 ТК РК. Рабочий год составляет двенадцать месяцев, исчисленных с первого дня работы работника.
В системе образования достаточно широкое распространение имеет практика отправления педагогических работников, проработавших менее одного рабочего года, за фактически отработанное время. В таких случаях налицо деление отпуска на части. Деление отпуска на части может быть произведено только при наличии встречной воли сторон трудового договора. То есть, работодатель, предоставляя работнику только часть отпуска, обязан получить на это письменное согласие работника.
Совместители имеют такие же права на получение отпуска, как и основные работники. Пунктом 5 ст. 92 ТК РК определено, что работникам, работающим по трудовому договору о работе по совместительству, оплачиваемые ежегодные трудовые отпуска предоставляются одновременно с отпуском по основной работе.
Если продолжительность оплачиваемого ежегодного трудового отпуска по трудовому договору о работе по совместительству меньше продолжительности отпуска по основной работе, работодатель по просьбе работника – совместителя предоставляет ему отпуск без сохранения заработной платы на дни, составляющие разницу в продолжительности отпусков.

Оплата отпуска

На период отпуска работнику выплачивается средняя заработная плата, рассчитанная в порядке, установленном Едиными правилами исчисления средней заработной платы, утвержденными приказом Министра здравоохранения и социального развития РК от 30 ноября 2015 года № 908.
Исчисление средней заработной платы, как при пятидневной, так и при шестидневной рабочей неделе производится за фактически отработанное время из расчета среднего дневного (часового) заработка за соответствующий период с учетом установленных доплат и надбавок, премий и других стимулирующих выплат, носящих постоянный характер, предусмотренных системой оплаты труда.
При исчислении средней заработной платы не учитываются отдельные выплаты (всего их 19), среди которых:
📌 компенсация за неиспользованную часть оплачиваемого ежегодного трудового отпуска;
📌 социальное пособие по временной нетрудоспособности;
📌 пособие на оздоровление, выплачиваемое работникам при предоставлении оплачиваемого ежегодного трудового отпуска;
📌 компенсации работникам, направляемым в служебные командировки.
Средняя заработная плата работника исчисляется путем умножения среднего дневного заработка на количество рабочих дней, приходящихся на период отпуска.
Средний дневной заработок определяется путем деления суммы начисленной заработной платы в расчетном периоде на количество рабочих дней в период отпуска.
Если расчетный период отработан не полностью, то средний дневной заработок определяется путем деления суммы начисленной заработной платы за отработанное время на количество рабочих дней при пятидневной или шестидневной рабочей неделе, соответственно приходящихся на данное отработанное время.
Особое внимание необходимо обратить на содержание п. 13 указанных выше Единых правил, согласно которому в случае повышения должностного оклада исчисление средней заработной платы производится с учетом коэффициента повышения в следующем порядке:
1) если повышение произошло в расчетный период, средняя заработная плата, за каждый месяц, предшествующий повышению, исчисляется с учетом коэффициента повышения;
2) если повышение произошло после расчетного периода до наступления события, средняя заработная плата за расчетный период исчисляется с учетом коэффициента повышения;
3) если повышение произошло в период события, часть средней заработной платы исчисляется с учетом коэффициента повышения с даты повышения тарифной ставки (должностного оклада) до окончания указанного периода.
Коэффициент повышения рассчитывается путем деления тарифной ставки (должностного оклада), установленной в последнем месяце повышения, на каждую тарифную ставку (должностной оклад), установленную до повышения.
Коэффициент повышения применяется к общей сумме начисленной заработной платы каждого соответствующего месяца в пределах расчетного периода. Коэффициент повышения не применяется:
1) при переводе работника с одной должности на другую;
2) при увеличении стажа работы по специальности работника или при повышении квалификационного разряда рабочего, учитываемых при исчислении размера должностного оклада.

Пособие к отпуску для оздоровления

В соответствии с п.10 ст.139 ТК РК гражданским служащим предоставляются оплачиваемые ежегодные трудовые отпуска продолжительностью не менее тридцати календарных дней с выплатой пособия на оздоровление в размере должностного оклада.
Размер должностного оклада штатных работников организаций образования, объемы, работы которых не определяются учебной нагрузкой (директор, социальный педагог, методист, педагог-психолог и т.п.) определяется путем умножения базового должностного оклада на соответствующий коэффициент.
Для ряда педагогических работников действующим законодательством Республики Казахстан в качестве одного из факторов, формирующих оплату труда, установлена нормативная учебная нагрузка, посредством которой определяется месячная заработная плата (п.3 ст. 8 ЗРК «О статусе педагога»). Для исчисления их заработной платы применяется тарифная ставка.
Подпунктом 73) п.1 ст.1 ТК РК определено, что тарифная ставка (оклад) – это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени.
Однако понятия «должностной оклад» и «тарифная ставка» хоть и охватываются общим смыслом, но при этом не тождественны.
Должностной оклад – это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц. В соответствии с положениями Трудового кодекса РК должностной оклад не подлежит пропорциональному изменению в зависимости от проработанного времени или увеличения объема выполняемой работы. Для работников, оплачиваемых на основе должностных окладов, работа сверх установленной продолжительности рабочего времени в соответствии со ст.108 ТК РК квалифицируется как сверхурочная, что предполагает её оплату не менее, чем в полуторном размере.
Оплата труда при увеличении объема работы может пропорционально изменяться и не рассматриваться как сверхурочная работа только в тех случаях, когда заработная плата работников исчисляется на основе ставок, установленных за определенную норму. Для учителей и некоторых других педагогических работников, непосредственно занятых в учебно-воспитательном процессе, такой нормой является нормативная учебная нагрузка за одну тарифную ставку заработной платы.
В нормах ТК РК понятия «тарифная ставка» и «должностной оклад» неоднократно упоминаются как понятия различного свойства. Так, например в п.п. 59) п.1 ст.1 кодекса: «основная заработная плата – относительно постоянная часть заработной платы, включающая оплату по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам…. (и т.д. по тексту). Или, в п.9 ст.139 ТК РК «Оплата труда гражданских служащих»: «Специалистам в области здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры, спорта и ветеринарии, являющимся гражданскими служащими и работающим в сельской местности, по решению местных представительных органов за счет бюджетных средств устанавливаются повышенные не менее чем на двадцать пять процентов должностные оклады и тарифные ставки по сравнению с окладами и ставками гражданских служащих, занимающихся этими видами деятельности в городских условиях, если иное не установлено законами Республики Казахстан».
Тарифная ставка является одним из главных звеньев в механизме расчета заработной платы учителей, преподавателей, воспитателей и др.
Для педагогических работников, которым устанавливается нормативная учебная нагрузка, должностным окладом, по сути, является «месячная заработная плата», так как п.9 Правил исчисления заработной платы работникам государственных организаций образования, финансируемых за счет средств бюджета, утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 29 января 2008 года № 40, установлено, что при исчислении заработной платы педагогических работников организаций начального, основного среднего, общего среднего образования применяется месячная заработная плата.
Месячная заработная плата педагогических работников определяется путем умножения тарифной ставки (должностного оклада) в месяц на их фактическую нагрузку в неделю и деления полученного произведения на нормативную учебную нагрузку в неделю, установленную ЗРК «О статусе педагога». Таким образом, рассчитывается основная часть заработной платы, в которую не входят доплаты и надбавки, предусмотренные системой оплаты труда, и которая является в сущности должностным окладом работника.
При разрешении подобных вопросов следует также руководствоваться письмом МТиСЗН РК от 6 июня 2008 года № 06-01-17/3169 «Касательно пособия для оздоровления гражданским служащим». В данном документе говорится следующее: «Согласно трудовому законодательству размер месячной заработной платы работника устанавливается дифференцированно в зависимости от квалификации работника, количества и качества выполняемой работы, а также условий труда.
При этом количество труда составляет меру труда, то есть установленное количество труда определенного качества, которое является основой дифференцированной заработной платы.
При повременной системе оплаты труда учитывается проработанное время и оплата производится на основе тарифной ставки или должностного оклада, устанавливаемого каждому конкретному работнику с учетом его квалификации.
Должностной оклад является составным элементом заработной платы.
В этой связи, пособие на оздоровление выплачивается в размере должностного оклада, который устанавливается и выплачивается каждому работнику индивидуально в зависимости от количества его труда, занимаемой должности, выполняемой работы и др.
Не согласиться с этим нельзя, ведь очевидно, что у учителя, имеющего учебную нагрузку в объеме 9 часов в неделю, и у другого учителя, нагрузка которого составляет 27 часов в неделю, различная мера труда, его количества, а значит, – разные должностные оклады – месячная заработная плата без учета доплат и надбавок.
В целях защиты права педагогических работников на получение пособия для оздоровления в полном объеме следует также опираться на п.9.2 Отраслевого соглашения о социальном партнерстве между МОН РК, ОО «Казахстанский отраслевой профессиональный союз работников образования и науки», НПП РК «Атамекен» на 2018-2020 годы, которым работодатели взяли на себя обязательство:
«9.2. Обеспечивать выплату гражданским служащим пособия на оздоровление в размере должностного оклада при предоставлении им ежегодного оплачиваемого трудового отпуска. Размер пособия на оздоровление учителям, преподавателям, педагогам дополнительного образования, воспитателям, другим педагогическим работникам, для которых установлена нормативная учебная нагрузка, рассчитывается из их фактической учебной нагрузки на день предоставления отпуска. Лицам, работающим на условиях совместительства, пособие назначается и выплачивается на общих основаниях”.
Согласно п.3 ст. 97 КоАП РК «Невыполнение или нарушение обязательства по коллективному договору, соглашению –
влечет штраф на лиц, виновных в невыполнении обязательств по коллективному договору, соглашению, в размере четырехсот месячных расчетных показателей (2 651 тенге * 400 = 1 060 400 тенге).

Казахстанский отраслевой профессиональный союз
работников образования и науки

👁 15 651 Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!

Для предприятий и организаций, которые не финансируются из бюджетов, нормативное регламентирование предоставления материальной помощи на оздоровление не предусмотрено, однако соответствующие вопросы могут быть определены в коллективном договоре.

Впрочем, выплата материальной помощи на оздоровление работниками бюджетной сферы четко регламентирована законами Украины, постановлениями Правительства, отраслевыми приказами.

В обязательном порядке материальная помощь на оздоровление должна выплачиваться определенным категориям работников. В частности: государственным служащим, должностным лицам местного самоуправления, педагогическим и научно-педагогическим работникам, педагогическим работникам учреждений сферы культуры, работникам музеев и библиотек, медицинским работникам, работникам противотуберкулезных учреждений. Размер материальной помощи на оздоровление не должен превышать среднемесячной зарплаты. Основным условием, согласно которому выплачивается материальная помощь на оздоровление, является факт предоставления работнику ежегодного отпуска (полностью или его части).

Для тех работников бюджетной сферы, которым помощь на оздоровление выплачивают по решению руководителя и только при наличии экономии фонда оплаты труда, ее могут предоставить в любой период по заявлению работника. Ведь нормативно-правовые акты, которые позволяют предоставление материальной помощи на оздоровление, не привязывают ее выплату к факту предоставления ежегодного отпуска. Если работник получил денежную компенсацию за дни неиспользованного ежегодного отпуска, материальная помощь на оздоровление не выплачивается.

Кроме того, согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 07.02.2000 г. № 134 руководителям бюджетных учреждений предоставлено право в пределах фонда заработной платы, утвержденного сметами, выплачивать работникам материальную помощь, в том числе на оздоровление, не больше должностного оклада. Эту выплату делают за счет экономии фонда заработной платы, и она не является обязательной.

Главное Управление Гоструда во Львовской области

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх