- от автора admin
Содержание
- ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ
- УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- НАЗНАЧЕНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ЗАДЕЙСТВОВАНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ
- ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ В РАЙОНАХ РАЗМЕЩЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ
- Рис.3.1. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения АЭС
- Рис.3.2. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения отдельно стоящего химически опасного объекта
- Рис.3.3. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения рядом стоящих химически опасных объектов
- Рис.3.4. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения ГЭС
- Интересные материалы:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОЗДАНИЮ В РАЙОНАХ РАЗМЕЩЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ
2-е издание
УТВЕРЖДЕНЫ МЧС России 24 декабря 2002 г.
В «Методических рекомендациях по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения» (далее — Методические рекомендации) изложены:
назначение, организация и порядок задействования локальных систем оповещения;
организационно-техническое построение локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов;
организация и основные этапы создания локальных систем оповещения;
организация эксплуатационно-технического обслуживания технических средств локальных систем оповещения;
основные тактико-технические характеристики комплекса технических средств оповещения П-166, а также образцы оформления типового технического задания на создание локальной системы оповещения и паспорта локальной системы оповещения потенциально опасного объекта.
Методические рекомендации предназначены для руководителей структурных подразделений центрального аппарата МЧС России; органов управления по делам ГОЧС всех уровней; руководителей министерств, ведомств и организаций всех форм собственности Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты; для начальников гражданской обороны потенциально опасных объектов; руководителей и сотрудников проектных организаций и организаций связи при разработке технических заданий на проектирование, строительство (реконструкцию) и эксплуатацию локальных систем оповещения в районах размещения ядерно-, радиационно и химически опасных предприятий и гидросооружений.
Методические рекомендации также могут быть рекомендованы для преподавателей, слушателей и курсантов учебных заведений и сотрудников научно-исследовательских учреждений МЧС России.
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ
АПУ |
— автоматизированный пульт управления |
АТС |
— автоматическая телефонная станция |
АХОВ |
— аварийно химически опасное вещество |
АЭС |
— атомная электростанция |
БИК |
— блок индивидуальных комплектов |
БКС |
— блок коммутации сообщений |
БОТ* |
— блок оповещения универсальный |
______________ |
|
БПР |
— блок переключения радиотрансляционного узла |
ВАУ |
— выходное акустическое устройство |
ГЗПУ |
— городской запасный пункт управления |
ГО |
— гражданская оборона |
ГУПВ |
— городской узел проводного вещания |
ГЭС |
— гидроэлектростанция |
ЗЗПУ |
— загородный запасный пункт управления |
ЗИП |
— запасные части, инструмент и принадлежности |
ИВЭП |
— источник вторичного электропитания |
КТС |
— комплекс технических средств |
ЛСО |
— локальная система оповещения |
НГО |
— начальник гражданской обороны |
ОД |
— оперативный дежурный |
ОУ |
— орган управления (по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям) |
ОУС |
— объектовый узел связи |
ПЭВМ |
— персональная электронно-вычислительная машина |
РТУ |
— радиотрансляционный узел |
РЭ |
— руководство по эксплуатации |
СДЯВ |
— сильнодействующее ядовитое вещество |
ТАСЦО |
— территориальная автоматизированная система централизованного оповещения |
ТЭЗ |
— типовой элемент замены |
ТЧ |
— тональная частота |
УПВ |
— узел проводного вещания |
УС |
— узел связи |
ХОО |
— химически опасный объект |
ЦЩРК |
— центральный щит радиационного контроля |
ЦЩУ |
— центральный щит управления |
ЧС |
— чрезвычайная ситуация |
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
— блок коммутации сообщений аппаратуры оповещения из состава комплекса технических средств оповещения П-166
— узел проводного вещания
— оконечное устройство «А» (П-164А)
— электросирена
— абонентское устройство (громкоговоритель)
— прямая телефонная связь
— стационарная (мобильная) радиостанция в радиосети оповещения
— носимая радиостанция
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие «Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения» разработаны в целях реализации Федерального закона «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ с учетом требований Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, постановлений Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени» от 1 марта 1993 г. N 177, «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» от 1 марта 1993 г. N 178 и совместного приказа МЧС России, Минсвязи России и ВГТРК «Об утверждении Положения о системах оповещения гражданской обороны» от 7 декабря 1998 г. N 701/212/803*.
________________
* Документ в информационных продуктах не содержится. За информацией о документе Вы можете обратиться в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.
1.2. В Методических рекомендациях определены: назначение, порядок задействования, организационно-техническое построение, этапы работ по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения на базе комплекса технических средств оповещения (КТСО) П-166 и порядок эксплуатационно-технического обслуживания технических средств локальных систем оповещения (ЛСО).
1.3. Методические рекомендации предназначены для использования: министерствами, ведомствами и организациями, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты; органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления (далее — органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям); начальниками гражданской обороны потенциально опасных объектов; проектными организациями и организациями связи при разработке технических заданий на проектирование, строительстве (реконструкции) и эксплуатации локальных систем оповещения в районах размещения ядерно-, радиационно и химически опасных предприятий и гидросооружений.
1.4. За создание (реконструкцию) и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению локальных систем оповещения несут персональную ответственность руководители потенциально опасных объектов, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны.
1.5. Создание локальной системы оповещения — составная часть комплекса мероприятий гражданской обороны, проводимых с целью защиты персонала каждого потенциально опасного объекта, а также проживающего в районе его размещения населения.
1.6. Локальная система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение дежурной службы потенциально опасного объекта, технических средств оповещения, сетей вещания и линий связи.
1.7. При разработке Методических рекомендаций учтены требования действующих нормативных документов, регламентирующих вопросы организации оповещения населения Российской Федерации.
НАЗНАЧЕНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ЗАДЕЙСТВОВАНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ
2.1. Назначение локальных систем оповещения
Локальные системы оповещения предназначены для обеспечения доведения сигналов и информации оповещения до:
руководителей и персонала объектов;
объектовых сил и служб гражданской обороны;
руководителей (дежурных служб) объектов (организаций), расположенных в зоне действия соответствующей локальной системы оповещения;
оперативных дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города, городского района;
населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.
При авариях (катастрофах), прогнозируемые последствия которых не выходят за границы потенциально опасного объекта, оповещаются:
руководители и персонал объекта;
объектовые силы и службы гражданской обороны;
оперативные дежурные службы органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС) субъекта Российской Федерации, города, городского района.
При авариях, прогнозируемые последствия которых выходят за границы потенциально опасного объекта, дополнительно оповещаются:
персонал (руководители, дежурные службы) объектов (организаций), расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
население, проживающее в зоне действия локальной системы оповещения.
2.2. Организация локальных систем оповещения
2.2.1. Схемы организации локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов: атомных электростанций (АЭС), химически опасных объектов (ХОО) и гидроэлектростанций (ГЭС) приведены на рис.2.1, 2.2 и 2.3.
Рис.2.1. Организация локальной системы оповещения в районе размещения АЭС
Рис.2.1. Организация локальной системы оповещения в районе размещения АЭС
Рис.2.2. Организация локальной системы оповещения в районе размещения химически опасного объекта
Рис.2.2. Организация локальной системы оповещения в районе размещения химически опасного объекта
Рис.2.3. Организация локальной системы оповещения в районе размещения ГЭС
Рис.2.3. Организация локальной системы оповещения в районе размещения ГЭС
2.2.2. Дежурный диспетчер (начальник смены) потенциально опасного объекта отвечает за своевременное задействование локальной системы оповещения, а также информирование оперативных дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города или городского района о факте аварии и складывающейся обстановке.
2.2.3. Оперативные дежурные службы органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города или городского района отвечают за своевременное задействование территориальных и местных систем оповещения населения, проживающего в зонах возможного радиоактивного и химического заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, в том числе в части дублирования оповещения населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.
2.2.4. Управление локальной системой оповещения на потенциально опасном объекте осуществляется с пультов, расположенных на основном и запасном пунктах управления (ЗПУ) потенциально опасного объекта.
2.2.5. Рабочее место дежурного диспетчера (начальника смены) потенциально опасного объекта оборудуется техническими средствами, обеспечивающими:
управление локальной системой оповещения;
прямую телефонную и, при необходимости, радиосвязь с оперативными дежурными органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города или городского района;
прямую проводную и радиосвязь дежурного диспетчера с оперативным персоналом систем аварийной сигнализации и контроля, а также с дежурными сменами аварийно-спасательных служб потенциально опасного объекта;
прием сообщений, передаваемых по территориальной системе централизованного оповещения;
контроль прохождения сигналов и информации, передаваемых по локальной системе оповещения;
телефонную связь общего пользования.
2.2.6. Технические средства локальных систем оповещения должны находиться в режиме постоянной готовности к передаче сигналов и информации оповещения и обеспечивать автоматизированное включение оконечных средств оповещения по сигналам территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения и от дежурного диспетчера (начальника смены) потенциально опасного объекта.
2.2.7. При создании локальных систем оповещения необходимо предусматривать их организационное, техническое и программное сопряжение с территориальной автоматизированной системой централизованного оповещения субъекта Российской Федерации, системами аварийной сигнализации и контроля потенциально опасного объекта.
2.2.8. Зоны действия локальных систем оповещения определяются в соответствии с действующими нормативными документами и с учетом особенностей построения сетей связи и вещания в районе размещения потенциально опасного объекта:
в районах размещения ядерно- и радиационно опасных объектов — в радиусе 5 км вокруг каждого из объектов (включая поселок у объекта);
в районах размещения химически опасных объектов — в радиусе до 2,5 км вокруг каждого из объектов;
в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) — на расстоянии до 6 км от каждого объекта.
2.3. Порядок задействования локальной системы оповещения
2.3.1. Решение на задействование локальной системы оповещения принимает руководитель потенциально опасного объекта или лицо, его замещающее.
В исключительных случаях, не терпящих отлагательства, решение о задействовании локальной системы оповещения может быть принято дежурным диспетчером (начальником смены станции) потенциально опасного объекта.
2.3.2. При задействовании локальных систем оповещения должен соблюдаться следующий порядок:
подается сигнал «Внимание всем!» путем дистанционного включения электросирен;
передается команда дистанционного включения электропитания усилителей проводного вещания и переключения их на передачу информации оповещения;
с микрофона или ПЭВМ осуществляется многократная (2-3 раза) передача речевой информации оповещения;
длительность передачи речевой информации оповещения не должна превышать 5 минут.
2.3.3. О всех случаях (санкционированных и несанкционированных) задействования локальной системы оповещения сообщается в орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта РФ (города, городского района).
ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ В РАЙОНАХ РАЗМЕЩЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ
3.1. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения атомной электростанции (АЭС)
Типовой вариант организационно-технического построения локальной системы оповещения в районе размещения АЭС приведен на рисунке 3.1.
Рис.3.1. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения АЭС
Рис.3.1. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения АЭС
3.1.1. В помещении центрального щита управления (ЦЩУ) и на запасных пунктах управления (ЗПУ) противоаварийными действиями, как правило, устанавливаются:
автоматизированный пульт управления (П-166 АПУ) — для управления локальной системой оповещения, приема сигналов и речевой информации оповещения, передаваемой по территориальной автоматизированной системе централизованного оповещения (ТАСЦО), а также для передачи информации об аварии в орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации и на ЗПУ начальника гражданской обороны субъекта Российской Федерации;
абонентское устройство (громкоговоритель) — для контроля речевой информации, передаваемой по локальной системе оповещения;
средства прямой телефонной связи и радиосвязи с дежурным центрального щита радиационного контроля (ЦЩРК) и оперативным дежурным органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города (городского района).
3.1.2. На узле связи атомной станции и на узле электросвязи пристанционного поселка (города) устанавливаются:
блок коммутации сообщений (П-166 БКС) — для коммутации команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, на комплекты аппаратуры оповещения, установленные на узлах связи атомных станций и пристанционных поселков (городов);
блок оповещения универсальный (П-166 БОУ) — для приема команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, и для передачи их на блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР), блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК), а также для дистанционного управления электросиренами;
блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР) — для обеспечения дистанционного включения электропитания и переключения радиотрансляционных усилителей на передачу речевой информации;
блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК) — для циркулярного оповещения руководства и дежурных смен аварийных служб атомной станции по телефонам.
3.1.3. На узле электросвязи райцентра устанавливается блок коммутации сообщений (П-166 БКС) — для коммутации команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, на комплекты аппаратуры оповещения местной системы оповещения.
3.1.4. В населенных пунктах, расположенных в границах локальной системы оповещения, как правило, устанавливается блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР) — для обеспечения дистанционного управления радиотрансляционным усилителем или выходным акустическим устройством (П-166 ВАУ).
3.2. Организационно-техническое построение локальных систем оповещения в районах размещения химически опасных объектов
Типовые варианты организационно-технического построения локальных систем оповещения в районах размещения химически опасных объектов (ХОО) приведены на рисунках 3.2 и 3.3.
Рис.3.2. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения отдельно стоящего химически опасного объекта
Рис.3.2. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения отдельно стоящего химически опасного объекта
Рис.3.3. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения рядом стоящих химически опасных объектов
Рис.3.3. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения рядом стоящих химически опасных объектов
3.2.1. В диспетчерской и на пункте управления отдельно стоящего химически опасного объекта, как правило, устанавливаются:
автоматизированный пульт управления (П-166 АПУ) — для управления локальной системой оповещения, приема сигналов и речевой информации оповещения, передаваемой по ТАСЦО, а также для передачи информации об аварии в орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города (городского района) и на ЗПУ начальника гражданской обороны населенного пункта города, на территории которого находится потенциально опасный объект;
абонентское устройство (громкоговоритель) — для контроля речевой информации, передаваемой по локальной системе оповещения;
средства прямой телефонной связи и радиосвязи с оперативным дежурным органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города (городского района), диспетчерами (начальниками смен) расположенных рядом объектов, персоналом в местах хранения или перегрузки аварийно химически опасных веществ (АХОВ) или сильнодействующих ядовитых вещества (СДЯВ).
3.2.2. На объектовом узле связи (АТС и УПВ) устанавливаются:
блок коммутации сообщений (П-166 БКС) — для коммутации команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и местной системе оповещения, на комплекты аппаратуры оповещения, установленной на объектовом узле связи и АТС районов города, расположенных в границах ЛСО;
блок оповещения универсальный (П-166 БОУ) — для приема команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и местной системе оповещения, и передачи их на блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР), блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК), а также для дистанционного управления электросиренами;
блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК) — для оповещения руководящего состава гражданской обороны объекта по служебным телефонам;
блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР) — для обеспечения дистанционного включения электропитания и переключения объектового радиотрансляционного усилителя на передачу речевой информации.
3.2.3. На АТС городов, городских районов или населенных пунктов, расположенных в границах локальной системы оповещения, как правило, устанавливаются:
блок коммутации сообщений (П-166 БКС) — для коммутации команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО;
блок оповещения универсальный (П-166 БОУ) — для приема команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, и передачи их на блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР), блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК), а также дистанционного управления электросиренами местной системы оповещения;
блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК) — для оповещения руководящего состава гражданской обороны объекта по телефонам;
блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР) — для обеспечения дистанционного включения электропитания и переключения радиотрансляционного усилителя на передачу речевой информации.
3.2.4. На объектах, расположенных в границах локальной системы оповещения, как правило, устанавливается блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР) — для обеспечения дистанционного управления радиотрансляционным усилителем или выходным акустическим устройством (П-166 ВАУ).
3.2.5. В органе управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города (городского района) для приема и отображения сообщений об аварии на химически опасном объекте устанавливается (или используется имеющийся) автоматизированный пульт управления (П-166 АПУ).
3.2.6. Особенностью схемы, приведенной на рисунке 3.3, является создание на долевой основе в интересах двух или более химически опасных объектов объединенной локальной системы оповещения, управление которой обеспечивается с рабочих мест диспетчеров (начальников смен) каждого из объектов.
3.3. Организационно-техническое построение локальных систем оповещения в районах размещения гидроэлектростанций
Типовой вариант организационно-технического построения локальной системы оповещения в районе размещения гидроэлектростанции (ГЭС) приведен на рисунке 3.4.
Рис.3.4. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения ГЭС
Рис.3.4. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения ГЭС
3.3.1. В диспетчерской ГЭС устанавливаются:
автоматизированный пульт управления (П-166 АПУ) — для управления локальной системой оповещения, приема сигналов и речевой информации оповещения, передаваемой по ТАСЦО, а также для передачи информации об аварии в орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации и на ЗПУ начальника гражданской обороны субъекта Российской Федерации;
абонентское устройство (громкоговоритель) — для контроля речевой информации, передаваемой по локальной системе оповещения;
средства прямой телефонной связи и радиосвязи с оперативным дежурным органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации.
3.3.2. На узле связи ГЭС устанавливаются:
блок коммутации сообщений (П-166 БКС) — для коммутации команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, на комплекты аппаратуры оповещения, установленной на узлах связи ГЭС, поселка энергетиков, города, городского района;
блок оповещения универсальный (П-166 БОУ) — для приема команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, и передачи их на блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР), блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК), а также дистанционного управления электросиренами;
Интересные материалы:
- Методические рекомендации по идентификации потенциально опасных объектов
Расчет наибольшей работающей смены в военное времяРасчет наибольшей рабочей сменыВсе инструкции Типовые инструкции по охране…
- Депозит нотариуса методические рекомендации
"Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 03.08.2018)Cравнительный…
- Концепция управления по целям друкера
Управление по целям (MANAGEMENT BY OBJECTIVES)Центральная идея данной концепции – в множественности целей организации (не…
- Совершенствование управления таможенными органами
Рекомендации по совершенствованию управления в таможенных органах Пути совершенствования управления в таможенных органахВ настоящее время…
- Начальник центрального таможенного управления
Приказом Федеральной таможенной службы России от 26 декабря 2019 года № 3963-К начальником Центрального таможенного…