Куперс

Бухучет и анализ

Методические указания по проведению экспертизы промышленной безопасности

Методические рекомендации по проведению экспертизы промышленной безопасности (согласованы приказом Комитета по государственному контролю за чрезвычайными ситуациями и промышленной безопасностью от 24 мая 2010 года № 15)

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Согласованы

приказом Комитета по государственному

контролю за чрезвычайными ситуациями

и промышленной безопасностью

от 24 мая 2010 года № 15

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

См.также: Стандарт государственной услуги «Аттестация юридических лиц на право проведения работ в области промышленной безопасности» (приложение 1 к приказу Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 28 апреля 2015 года № 511) (с изменениями от 22.01.2016 г.),

Ответ Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 9 июля 2013 года на вопрос от 25 июня 2013 года № 208769 (e.gov.kz) «Вопрос относительно действия Методических рекомендаций по проведению экспертизы промышленной безопасности»,

Ответ Министра по инвестициям и развитию от 17 августа 2016 года на вопрос от 15 августа 2016 года № 444116 (dialog.egov.kz) «Методические рекомендации по проведению экспертизы промышленной безопасности от 24 мая 2010 года № 15 не утратили силу, так как не были отменены и на сегодняшний день действуют»

Ответ Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 18 марта 2019 года на вопрос от 14 марта 2019 года № 540629 (dialog.egov.kz) «Методические рекомендации по проведению экспертизы промышленной безопасности от 24 мая 2010 года № 15 не действуют и юридической силы не имеют»

Ответ Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 17 мая 2019 года на вопрос от 14 мая 2019 года № 549799 (dialog.egov.kz) «Методические рекомендации по проведению экспертизы промышленной безопасности от 24 мая 2010 года № 15, являются действующим документом в РК»

СОДЕРЖАНИЕ

1. Область применения

2. Термины и определения

3. Порядок проведения экспертизы

4. Оформление экспертного заключения

5. Экспертиза декларации промышленной безопасности

5.1 Общие положения

5.2 Порядок осуществления экспертизы декларации

5.3 Содержание заключения экспертизы

5.4 Порядок представления экспертного заключения

6. Проведение экспертизы на получение разрешения на применение технологий, технических устройств, материалов

6.1 Экспертиза технологий преследует следующие цели

6.2 Экспертиза технических устройств преследует следующие цели

6.3 Экспертиза материалов преследует следующие цели

7. Проведение экспертизы на продление срока безопасной эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений, материалов

7.1 Общие положения

7.2 Основные этапы и условия продления сроков безопасной эксплуатации технических устройств, зданий, сооружений, материалов

8. Методика проведения экспертизы

8.1. Содержание методик по проведению экспертизы

8.2. Вводная часть

8.3. Основные положения

8.4. Анализ технической документации

8.5 Оперативная диагностика

8.6 Экспертное обследование

9. Анализ повреждений и параметров технического состояния объекта. Установка критериев предельных состояний

9.1. Анализ повреждений и параметров технического состояния объекта

Методические рекомендации по проведению экспертизы промышленной безопасности башенного крана Текст научной статьи по специальности «Право»

Белов А.А.1, Гончаров Д.П.2, Ефимов А.А.3, Беспалый Н.В.4, Окулов К.Ю.5 ©

’ ’ ’ ,5Эксперт ООО «Единый Технический Центр»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БАШЕННОГО КРАНА

Аннотация

Обеспечение промышленной безопасности опасных производственных объектов необходимо для снижения и предотвращения экономического, социального и экологического ущерба от возможных аварий.

Промышленная безопасность опасных производственных объектов обеспечивается проведением своевременной и качественной экспертизы промышленной безопасности. К опасным производственным объектам относятся грузоподъемные механизмы.

В данной статье приводятся рекомендации по проведению качественной экспертизы промышленной безопасности одного из типов грузоподъемных механизмов — башенного крана.

Авторы анализируют принципы и требования, установленные Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Федеральными нормами и правилами «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» и которые в обязательном порядке должны выполняться организацией, эксплуатирующей башенный кран, и организацией, осуществляющей его экспертизу промышленный безопасности.

Отдельное внимание уделяется техническому освидетельствованию башенного крана, которое должно проводиться не реже одного раза в три года. На основании представленной в статье информации авторы дают рекомендации по улучшению качества проведения экспертизы промышленной безопасности башенного крана путем повышения квалификации руководителей и работников организаций, работающих в сфере промышленной безопасности.

Ключевые слова: экспертиза, промышленная безопасность, опасный производственный объект, грузоподъемный механизм, башенный кран.

Keywords: inspection, industrial safety, hazardous production facilities, hoisting device, crane tower.

Обеспечение промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее — ОПО) необходимо для снижения и предотвращения экономического, социального и экологического ущерба от возможных аварий.

Это осуществляется путем проведения экспертизы промышленной безопасности (далее — ЭПБ) ОПО, предназначенной для определения соответствия ОПО предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности.

В Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 N 116 приводятся категории объектов, относящихся к ОПО, одними из них являются грузоподъемные механизмы (далее — ГПМ) .

Далее речь пойдет об одном из типов ГПМ — о башенных кранах электрического типа КБ-503В.

Целью данной статьи является приведение рекомендаций для качественного проведения экспертизы одного из типов ГПМ — крана башенного электрического типа КБ-

503В.

© Белов А.А., Гончаров Д.П., Ефимов А.А., Беспалый Н.В., Окулов К.Ю., 2015 г.

В соответствии с требованиями ФНП «Правила безопасности опасных

производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» для полного и качественного технического освидетельствования крана башенного электрического КБ-503В необходимо проверить соответствие следующих позиций:

а) соответствует ли высота подъема, грузоподъемность крана максимальным по массе грузам, перемещаемым во время проведения технологического процесса;

б) соответствуют ли группы классификации крана и механизмов, установленных на кране, соответствующим требованиям;

в) соответствует ли прочность, жесткость, местная или общая устойчивость, выносливость и уравновешенность элементов металлоконструкции и механизмов крана нагрузкам в рабочем и нерабочем состояниях.

г) соответствует ли оснащенность крана регистраторами, ограничителями и указателями, указанными в паспорте крана, а также выполняются ли условия обеспечения безопасности технологического процесса, обслуживаемого крана;

д) соответствует ли реальный срок службы крана, заявленному изготовителем, если реальный срок службы не продлевался по результатам проведения ЭПБ;

е) соответствует ли прочность, жесткость, устойчивость строительных конструкций крана нагрузкам от его собственного веса с учетом наличия нагрузки от массы крана и транспортируемого груза, а также нагрузок от наличия других рядом эксплуатируемых кранов, технологических машин и оборудования, нагрузок от статических и динамических испытаний;

ж) выполняются ли требования промышленной безопасности в процессах наладки, монтажа (демонтажа), эксплуатации, ремонта, реконструкции и ликвидации крана;

з) выполняется ли порядок действий в случае аварии или инцидента с краном, определенному в руководстве (инструкции) по эксплуатации крана и требованиям, приведенным в пунктах 256-257 ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» .

Экспертизу кранов имеет право проводить организация, имеющая лицензию на проведение ЭПБ . Результатом проведения ЭПБ является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей ЭПБ, и экспертом или экспертами в области промышленной безопасности .

Эксперт в области промышленной безопасности — физическое лицо, аттестованное в установленном Правительством Российской Федерации порядке. Эксперт должен обладать необходимым уровнем знаний в области обеспечения выполнения требований промышленной безопасности .

Электрический башенный кран типа КБ-503В подлежит экспертизе в следующих случаях:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а) до начала применения крана;

б) по истечении срока службы или превышении количества циклов нагрузки крана, установленных производителем;

в) при отсутствии в технической документации данных о сроке службы крана, если фактический срок его службы превышает 20 лет;

г) после проведения работ, связанных с заменой материала несущих элементов крана, изменением конструкции, восстановительными работами после возникновения аварии или инцидента на ОПО, в результате которых был поврежден кран.

В случае, если произошли изменения конструкции, замена материала несущих элементов крана, ремонтно-восстановительные работы после аварии или инцидента на ОПО должны быть выполнены следующие работы:

• полное техническое освидетельствование;

• оценено качество завершенного монтажа, ремонта, реконструкции крана;

• оценена комплектность и работоспособность системы управления, указателей, ограничителей и регистраторов;

• проверка комплектности и качества болтовых соединений;

• подтверждено качество ремонта, реконструкции крана, либо указано на приостановку эксплуатации крана и отправку его на исправление отмеченных несоответствий, либо разрешена дальнейшая эксплуатация крана со снижением показателей назначения крана (например, грузоподъемности, скоростей механизмов) .

Электрические башенные краны типа КБ-503В должны не реже одного раза в 3 года подвергаться полному техническому освидетельствованию до их постановки на учет и пуска в работу. Объем работ, порядок и периодичность проведения технических

освидетельствований определяются руководством по эксплуатации крана. По окончании проведения технического освидетельствования выдается следующий результат: кран и его установка на месте эксплуатации соответствуют требованиям эксплуатационной документации и настоящих ФНП, и кран находится в состоянии, обеспечивающем его безопасную работу.

При техническом освидетельствовании крана должен быть проведен осмотр и проверка в работе его механизмов, тормозов, гидро- и электрооборудования, указателей, ограничителей и регистраторов.

Также, при техническом освидетельствовании крана, необходимо уделить особое внимание на состояние:

а) металлоконструкций крана и его сварных (клепаных, болтовых) соединений (отсутствие деформаций, трещин, ослабления клепаных и болтовых соединений), кабин, лестниц, площадок и ограждений;

б) крюка, блоков;

в) фактического расстояния между крюковой подвеской и упором при срабатывании концевого выключателя и остановке механизма подъема;

г) изоляции проводов и заземления электрического крана с определением их сопротивления;

д) соответствие чертежу и данным паспорта крана фактически установленной массы противовеса и балласта;

е) крепления осей и пальцев;

ж) рельсового пути, соответствие его руководству по эксплуатации ПС, проекту, а также требованиям ФНП;

з) соответствие состояние канатов и их крепления требованиям руководства по эксплуатации крана, а также требованиям ФНП;

и) освещения и сигнализации .

Таким образом, можно сделать вывод, что качественное проведение ЭПБ крана башенного электрического типа КБ-503В и его эксплуатация без знаний нормативной документации, федеральных законов, связанной с грузоподъемными механизмами, невозможны и зависят от руководителя организации, владеющей краном, и от руководителя организации, проводящей экспертизу.

Статистика аварий за последние годы, связанных с эксплуатацией ОПО, говорит о необходимость уделять все более пристальное внимание вопросам обеспечения промышленной безопасности. Одними из основных причин катастроф, аварий и инцидентов можно выделить следующие: несовершенство законодательной базы, неудовлетворительное состояние используемого оборудования и безусловно человеческий фактор.

Неумелые и нескоординированные действия последнего в чрезвычайной ситуации, как правило, не только не способствуют решению проблемы, но и зачастую только усугубляют аварийную обстановку, что приводит к гибели людей. Именно поэтому так остро стоит вопрос повышения квалификации персонала, работающего на ОПО.

Так как обучение и повышение квалификации в области промышленной безопасности подразумевает основательную подготовку, необходимо уделить внимание качеству образовательного процесса.

Согласно Постановлению «Об аттестации экспертов в области промышленной безопасности» от 28.05.2015 г. N 509, аттестацию проводит Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Аттестация включает:

а) рассмотрение представленных заявителем заявления и документов,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

подтверждающих его соответствие обязательным требованиям;

б) проверку знаний и навыков заявителя в соответствии с обязательными требованиями (квалификационный экзамен) .

Однако обучение на сегодняшний день проводят независимые образовательные учреждения и центры.

Существенно повысить уровень подготовки поспособствовало бы непосредственное участие в подготовке экспертов в области промышленной безопасности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Также организация проведения круглых столов, на которых присутствовали бы преподаватели высокой категории, имеющие опыт на производствах различных типов и в руководстве госнадзорных структур, помогла бы получить ответы на все интересующие и важные вопросы экспертов.

Подведем итог. Повышение уровня качества подготовки специалистов, экспертов и работников, эксплуатирующих ОПО, один из важных и основных вопросов, который необходимо решать. А руководители организаций должны уделить особое внимание профессиональной подготовке и обеспечению высокой квалификации работников, осуществляющих эксплуатацию и ЭПБ.

Литература

1. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 N 116;

2. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»;

3. Постановление «Об аттестации экспертов в области промышленной безопасности» от 28.05.2015 г. N 509.

Законодательство

ФНП «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»
Зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ 26 декабря 2013 года, регистрационный № 30855
Утверждены Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 ноября 2013 года № 538

I. Общие положения

1. Настоящие федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст.3588; 2000, № 33, ст.3348; 2003, № 2, ст.167; 2004, № 35, ст.3607; 2005, № 19, ст.1752; 2006, № 52, ст.5498; 2009, № 1, ст.17; № 1, ст.21; № 52, ст.6450; 2010, № 30, ст.4002; № 31, ст.4195, ст.4196; 2011, № 27, ст.3880; № 30, ст.4590, ст.4591, ст.4596; № 49, ст.7015, ст.7025; 2012, № 26, ст.3446; 2013, № 9, ст.874; N 27, ст.3478).
2. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (далее — Правила) устанавливают порядок проведения экспертизы промышленной безопасности (далее — экспертиза), требования к оформлению заключения экспертизы и требования к экспертам в области промышленной безопасности (далее — эксперты).
3. Правила применяются при проведении экспертизы объектов, предусмотренных пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — объекты экспертизы).
4. Правила не применяются при проведении экспертизы опасного объекта при заключении договора обязательного страхования или в течение срока его действия в целях оценки вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и (или) уровня безопасности опасного объекта.
5. Основанием проведения экспертизы являются положения нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности, устанавливающих требования по проведению экспертизы.
6. Техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям):

– до начала применения на опасном производственном объекте;
– по истечении срока службы или при превышении количества циклов
– нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
– при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает
двадцать лет;
– после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

7. Здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе:

– в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;
– в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;
– после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
– по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы;
– при возникновении сверхнормативных деформаций здания или сооружения.
Экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям.
8. Экспертиза технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, используемых в интересах обороны и безопасности государства, производится с учетом требований законодательства Российской Федерации об обороне и о защите государственной тайны.

II. Требования к экспертам

9. Эксперт должен соответствовать следующим требованиям:

– наличие высшего образования;
– аттестация в области промышленной безопасности по области аттестации, соответствующей объекту экспертизы;
– стаж работы не менее 5 лет в соответствующей области аттестации требований промышленной безопасности;
– знание законодательных актов, нормативных правовых актов Российской Федерации, технических документов по вопросам экспертизы, промышленной безопасности опасных производственных объектов, связанных с объектами экспертизы, используемых средствах измерений, испытательного оборудования, методов технического диагностирования технических устройств и обследований зданий и сооружений.

10. Эксперту запрещается участвовать в проведении экспертизы в отношении опасных производственных объектов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании организации, в трудовых отношениях с которой он состоит.
Эксперт, которому известны обстоятельства, препятствующие его привлечению к проведению экспертизы либо не позволяющие ему соблюдать принципы ее проведения, установленные пунктом 13 настоящих Правил, не может участвовать в проведении экспертизы.
11. Эксперты обязаны:

– определять соответствие объектов экспертизы промышленной безопасности требованиям промышленной безопасности путем проведения
анализа материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и фактического состояния технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, подготавливать заключение экспертизы промышленной безопасности и предоставлять его руководителю организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности;
– обеспечивать объективность и обоснованность выводов заключения экспертизы;
– обеспечивать сохранность документов и конфиденциальность сведений, представленных на экспертизу.

12. Дополнительные требования к экспертным организациям и экспертам, порядок их аккредитации, проводящих экспертизу технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, используемых в интересах обороны и безопасности государства, устанавливаются в соответствии требованиями законодательства Российской Федерации об обороне и о защите государственной тайны.

III. Проведение экспертизы

13. Экспертиза проводится с целью определения соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности и основывается на принципах независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.
14. Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев с момента получения экспертной организацией от заказчика экспертизы (далее — заказчик) комплекта необходимых материалов и документов в соответствии с договором на проведение экспертизы.
15. Экспертизу проводят организации, имеющие лицензию на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, за счет средств заказчика на основании договора.
В случае проведения экспертизы организациями, находящимися в ведении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, стоимость проведения экспертизы определяется в соответствии с Методикой определения размера платы за оказание услуги по экспертизе промышленной безопасности, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 февраля 2012 года, № 97 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 марта 2012 года регистрационный № 23523; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2012 года, N 21).
16. Организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить данную экспертизу в отношении опасных производственных объектов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, а также в отношении иных объектов экспертизы, связанных с такими опасными производственными объектами. Заключение экспертизы, составленное с нарушением данного требования, не может быть использовано для целей, установленных законодательством Российской Федерации.
17. Для проведения экспертизы приказом руководителя организации проводящей экспертизу, определяется эксперт или группа экспертов. В случае проведения экспертизы группой экспертов указанным приказом может быть определен руководитель группы (старший эксперт), обеспечивающий обобщение результатов, своевременность проведения экспертизы и подготовку заключения экспертизы.
18. В состав группы экспертов могут быть включены эксперты, не состоящие в штате экспертной организации, если их специальные знания необходимы для проведения экспертизы и такие эксперты отсутствуют в экспертной организации.
19. Экспертная организация приступает к проведению экспертизы после:

– предоставления заказчиком в соответствии с договором необходимых для проведения экспертизы документов;
– предоставления образцов технических устройств либо обеспечения доступа экспертов к техническим устройствам, зданиям и сооружениям, применяемым на опасном производственном объекте.

20. Заказчик обязан предоставить по требованию экспертов, осуществляющих экспертизу, доступ к опасным производственным объектам, техническим устройствам, зданиям и сооружениям опасных производственных объектов, в отношении которых проводится экспертиза.
21. При проведении экспертизы устанавливается полнота и достоверность относящихся к объекту экспертизы документов, предоставленных заказчиком, оценивается фактическое состояние технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах.
Для оценки фактического состояния зданий и сооружений проводится их обследование.
Техническое диагностирование, неразрушающий контроль или разрушающий контроль технических устройств проводится для оценки фактического состояния технических устройств в следующих случаях:

– при проведении экспертизы по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем, либо при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
– при проведении экспертизы после проведения восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство;
– при обнаружении экспертами в процессе осмотра технического устройства дефектов, вызывающих сомнение в прочности конструкции, или дефектов, причину которых установить затруднительно;
– в иных случаях, определяемых руководителем организации, проводящей экспертизу.

22. Экспертная организация вправе привлекать к проведению технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств, а также к проведению обследований зданий и сооружений иные организации или лиц, владеющих необходимым оборудованием для проведения указанных работ.
В случаях, когда заказчик имеет в своем штате специалистов по техническому диагностированию, обследованию зданий и сооружений, неразрушающему контролю, разрушающему контролю, уровень квалификации которых позволяет выполнять отдельные виды работ, то допускается привлекать данных специалистов заказчика к выполнению этих работ и учитывать результаты работ, выполненных указанными специалистами при оформлении заключения экспертизы. При этом в заключении экспертизы должны указываться виды работ, выполняемые специалистами заказчика.
Ответственность за качество и результаты работы привлекаемых организаций и лиц несет руководитель организации, проводящей экспертизу.
23. По результатам проведения технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений составляется акт о проведении указанных работ, который подписывается руководителем проводившей их организации или руководителем организации проводящей экспертизу и прикладывается к заключению экспертизы.

IV. Оформление заключения экспертизы

24. Результатом проведения экспертизы является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу, и экспертом (экспертами), участвовавшим (участвовавшими) в проведении экспертизы, заверяется печатью экспертной организации и прошивается с указанием количества листов.
25. Экспертная организация обеспечивает учет выданных заключений экспертизы и хранение их копий.
26. Заключение экспертизы содержит:
1) титульный лист с указанием наименования заключения экспертизы;
2) вводную часть, включающую:

– основание для проведения экспертизы;
– сведения об экспертной организации (наименование организации, организационно-правовая форма организации, адрес местонахождения, номер телефона, факса, дата выдачи и номер лицензии на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности);
– сведения об экспертах (образование, стаж работы по специальности, сведения об аттестации на знание специальных требований промышленной безопасности, установленных нормативными правовыми актами);
3) перечень объектов экспертизы, на которые распространяется действие заключения экспертизы;
4) данные о заказчике (наименование организации, организационно-правовая форма организации, адрес местонахождения);
5) цель экспертизы;
6) сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах с указанием объема материалов, имеющих шифр, номер, марку или другую индикацию, необходимую для идентификации;
7) краткую характеристику и назначение объекта экспертизы;
8) результаты проведенной экспертизы со ссылками на положения нормативных правовых актов в области промышленной безопасности, согласно которым проводилась оценка соответствия объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности;
9) выводы заключения экспертизы;
10) приложения, содержащие перечень использованных при экспертизе нормативных правовых актов в области промышленной безопасности, технической документации, актов испытаний и обследований, технических отчетов.

27. Заключение экспертизы содержит один из следующих выводов о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности (кроме экспертизы декларации промышленной безопасности и обоснования безопасности опасного производственного объекта):

1) объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности;
2) объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии внесения соответствующих изменений в документацию или выполнения соответствующих мероприятий в отношении технических устройств либо зданий и сооружений (в заключении указываются изменения, после внесения которых документация будет соответствовать требованиям промышленной безопасности, либо мероприятия, после проведения которых техническое устройство, здания, сооружения будут соответствовать требованиям промышленной безопасности);
3) объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности.

28. По результатам экспертизы технического устройства, зданий и сооружений опасных производственных объектов в заключении экспертизы дополнительно приводятся расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния объекта экспертизы, включающие определение остаточного ресурса (срока службы) с отражением в выводах заключения экспертизы установленного срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта экспертизы, с указанием условий дальнейшей безопасной эксплуатации.
29. По результатам проведения экспертизы декларации промышленной безопасности в заключении экспертизы указываются следующие выводы:

– об обоснованности применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчета последствий аварии и показателей риска;
– о правильности и достоверности выполненных расчетов по анализу риска, а также полноты учета факторов, влияющих на конечные результаты;
– о вероятности реализации принятых сценариев аварий и возможность выхода поражающих факторов этих аварий за границу опасного производственного объекта, а также последствий воздействия поражающих факторов на население, другие объекты, окружающую среду;
– о достаточности мер предотвращения проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц.

30. При проведении экспертизы обоснования безопасности опасного производственного объекта или вносимых в него изменений в заключении экспертизы указываются следующие результаты:

– оценка полноты и достоверности информации, представленной в обосновании безопасности;
– оценка полноты и достаточности мероприятий, компенсирующих отступления от норм и правил в области промышленной безопасности;
– оценка обоснованности результатов оценки риска аварий, в том числе адекватности применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчетов по оценке риска, правильности и достоверности этих расчетов, а также полноты учета всех факторов, влияющих на конечные результаты;
– оценка учета современного опыта эксплуатации, капитального ремонта, консервации и ликвидации опасных производственных объектов в обосновании безопасности;
– оценка полноты требований к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации или ликвидации опасного производственного объекта, установленных в обосновании безопасности.

31. Заключение экспертизы обоснования безопасности опасного производственного объекта содержит один из следующих выводов:
1) обоснование безопасности опасного производственного объекта соответствует требованиям промышленной безопасности;
2) обоснование безопасности опасного производственного объекта не соответствует требованиям промышленной безопасности.

32. Заключение экспертизы представляется заказчиком в Ростехнадзор (территориальный орган Ростехнадзора) для внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности.

Правила проведения экспертизы промышленной безопасности ПБ 03-246-98

Утверждены Постановлением Госгортехнадзора России от 6 ноября 1998 г. N 64 Зарегистрированы Минюстом России 08.12.98 N 1656, Госгортехнадзором России N ПБ 03-246-98

Правила проведения экспертизы промышленной безопасности
(с Изменением N 1 (ПБИ 03-490(246)-02), утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 01 августа 2002 г. N 48)

ПБ 03-246-98

I. Область применения

1. Правила проведения экспертизы промышленной безопасности (далее Правила) устанавливают требования к порядку проведения экспертизы промышленной безопасности (далее экспертизы) и оформлению заключения экспертизы.

2. Правила разработаны в соответствии с:

Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588);

Гражданским кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст.3301 и 3302);

Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2001 года N 841 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 50, 10.12.2001);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1998 года N 779 «О федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном в области промышленной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст.3775);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2001 года N 241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных промышленных объектов на территории Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, N 15, 09.04.2001);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 года N 1008 «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации» (Собрание законодательства Российской Федерации, N 1 (часть II), 01.01.2001);

Распоряжением Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 года N 136-рп «Вопросы Государственного комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Президенте Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, N 3).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 сентября 2002 года постановлением Госгортехнадзора России от 1 августа 2002 года N 48, — см. предыдущую редакцию).

3. Правила предназначены для организаций, осуществляющих экспертизу промышленной безопасности. Данные правила разработаны с учетом нормативных документов Госгортехнадзора России.

4. Правила обязательны при проведении экспертизы:

1) проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта;

2) зданий и сооружений на опасном производственном объекте;

3) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;

4) деклараций промышленной безопасности и иных документов, связанных с эксплуатацией опасного производственного объекта.

II. Основные определения

В целях настоящих Правил применяются следующие определения.

Экспертиза промышленной безопасности (далее — экспертиза) — оценка соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности, результатом которой является заключение.

Объекты экспертизы — проектная документация, технические устройства, здания и сооружения на опасном производственном объекте, декларации промышленной безопасности и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта.

Система экспертизы промышленной безопасности (далее — Система экспертизы) — совокупность участников экспертизы промышленной безопасности, а также норм, правил, методик, условий, критериев и процедур, в рамках которых организуется и осуществляется экспертная деятельность.

Лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю» (ст.2 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001) (определение понятия в редакции, введенной в действие с 9 сентября 2002 года постановлением Госгортехнадзора России от 1 августа 2002 года N 48, — см. предыдущую редакцию)

Экспертная организация — организация, имеющая лицензию Госгортехнадзора России на проведение экспертизы промышленной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

Заключение экспертизы — документ, содержащий обоснованные выводы о соответствии или несоответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности.

Эксперт — специалист, осуществляющий проведение экспертизы промышленной безопасности.

Заказчик — организация, обратившаяся с заявкой на проведение экспертизы.

III. Общие положения

3.1. Правила экспертизы определяют требования к порядку проведения экспертизы, оформлению и утверждению заключения экспертизы.

3.2. Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензии Госгортехнадзора России.

3.3. Лицензии на проведение экспертизы промышленной безопасности выдают органы Госгортехнадзора России в соответствии с установленным порядком.

Контроль за соблюдением экспертными организациями лицензионных требований и условий осуществляется органами Госгортехнадзора России в соответствии с установленным порядком.

3.4. Принципиальная схема организации экспертизы промышленной безопасности представлена в приложении 1.

Наблюдательный совет формируется из представителей Госгортехнадзора России, его территориальных органов и подведомственных ему организаций. Наблюдательный совет осуществляет контроль за деятельностью Системы экспертизы. Состав Наблюдательного совета утверждается Госгортехнадзором России.

Консультативный совет состоит из представителей организаций, заинтересованных в деятельности Системы экспертизы, и имеет совещательную функцию. Состав Консультативного совета утверждается Наблюдательным советом.

Отраслевые комиссии создаются Наблюдательным советом и решают специфические, профессиональные задачи в областях, соответствующих их компетенции.

Координирующий орган координирует деятельность отраслевых комиссий, а также анализирует и обобщает информацию о деятельности экспертных организаций, состояние нормативно-методической базы Системы экспертизы. Функции координирующего органа выполняет государственное унитарное предприятие «Научно-технический центр по безопасности в промышленности» («ГУП НТЦ «Промышленная безопасность»), созданный согласно распоряжению Президента Российской Федерации для координации работ и проведения независимой экспертизы (распоряжение Президента Российской Федерации от 31.12.91 N 136-рп) (абзац в редакции, введенной в действие с 9 сентября 2002 года постановлением Госгортехнадзора России от 1 августа 2002 года N 48, — см. предыдущую редакцию).

3.5. Функционирование Системы экспертизы определяется требованиями следующих документов, утверждаемых Наблюдательным советом Системы экспертизы:

— Положение о Наблюдательном совете;

— Положение о Консультативном совете;

— Положение об отраслевых комиссиях;

— Требования к Координирующему органу.

IV. Порядок проведения экспертизы

Весь процесс проведения экспертизы должен быть документирован. Процесс проведения экспертизы состоит из следующих этапов:

— предварительный этап;

— заявка, план-график, договор или другие документы, устанавливающие условия проведения экспертизы;

— процесс экспертизы;

— выдача заключения экспертизы.

4.1. Предварительный этап.

4.1.1. При обращении заказчика в экспертную организацию по вопросу проведения экспертизы промышленной безопасности экспертная организация проводит предварительный этап переговоров с заказчиком.

4.1.2. Предварительный этап переговоров проводится для информирования заказчика о порядке проведения экспертизы, а также для обсуждения вопросов, касающихся проведения экспертизы, в том числе:

— содержание и ход экспертизы,

— подготовка к проведению экспертизы на месте (в случае необходимости);

— составление календарного плана.

4.1.3. Предварительные переговоры документируются экспертом, ответственным за проведение переговоров.

4.2. Заявка или другие документы, устанавливающие условия проведения экспертизы.

4.2.1. Экспертиза проводится на основании заявки заказчика или других документов в соответствии с согласованными экспертной организацией и заказчиком условиями.

4.2.2. Документы на проведение экспертизы составляются после проведения предварительных переговоров.

4.2.3. В документах:

— определяются договаривающиеся стороны;

— определяются объекты экспертизы;

— приводится перечень информации, необходимой для проведения экспертизы объекта в соответствии с действующей нормативной технической документацией;

— подтверждается заказчиком согласие выполнить требования, обязательные для проведения экспертизы, в частности по принятию эксперта или группы экспертов (в случае необходимости) и оплате расходов на проведение процесса экспертизы независимо от ее результата;

— определяются сроки проведения экспертизы.

4.2.4. Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев с момента получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме в соответствии с действующей нормативной технической документацией, и выполнения всех иных условий проведения экспертизы.

4.2.5. Экспертная организация приступает к проведению экспертизы только после получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме в соответствии с требованиями действующих нормативных технических документов.

4.3. Процесс экспертизы.

Процесс экспертизы включает:

— подбор материалов и документации, необходимой для проведения экспертизы объекта;

— назначение экспертов;

— проведение экспертизы.

4.3.1. Материалы и документация, необходимые для проведения экспертизы.

Для проведения экспертизы заказчик должен представить следующие данные:

— данные о заказчике и объекте экспертизы;

— проектную, конструкторскую, эксплуатационную, ремонтную документацию, декларацию промышленной безопасности опасного производственного объекта, паспорта технических устройств, инструкции, технологические регламенты и другую документацию, имеющую шифры или другую индикацию, необходимую для идентификации (в зависимости от объекта экспертизы);

— акты испытаний, сертификаты, в том числе, если необходимо, на комплектующие изделия, прочностные расчеты и т.п. (в случае необходимости);

— образцы оборудования (в случае необходимости).

При несоответствии представленных материалов и документации установленным требованиям экспертная организация уведомляет заказчика о сроках представления материалов и документации в полном объеме в соответствии с действующей нормативной технической документацией. Срок направления экспертной организацией уведомления не должен превышать 7 дней со дня получения материалов.

При непредставлении в согласованный заказчиком и экспертной организацией срок запрашиваемых материалов и документации экспертиза не проводится, а материалы и документы возвращаются заказчику.

4.3.2. Назначение экспертов.

Эксперты должны быть назначены официально, полномочия их должны быть определены в порядке, установленном экспертной организацией.

Для проведения экспертизы назначается один или в случае необходимости группа квалифицированных экспертов.

В случае проведения экспертизы группой экспертов назначается ведущий эксперт, отвечающий за результаты работы группы экспертов.

4.3.3. Проведение экспертизы.

Проведение экспертизы заключается в установлении полноты, достоверности и правильности представленной информации, соответствия ее стандартам, нормам и правилам промышленной безопасности.

В отдельных случаях силами экспертной организации могут быть проведены испытания по согласованным с заказчиком методикам и программам.

При необходимости экспертная организация может провести экспертизу с выездом на место (к заказчику).

Экспертиза на месте состоит из следующих этапов:

— вводная часть;

— непосредственно экспертиза на месте;

— заключительная часть.

4.3.3.1. Вводная часть экспертизы на месте.

Задачи вводной части:

— разъяснить сотрудникам организации-заказчика цель экспертизы и задачи эксперта (группы экспертов);

— сообщить, что любые сведения и информация, полученные в ходе экспертизы, рассматриваются сотрудниками экспертной организации как конфиденциальные с учетом требований законодательства Российской Федерации;

— обсудить и определить объем работ;

— определить по согласованию с организацией-заказчиком сотрудников организации-заказчика в качестве сопровождающих для экспертов;

— разъяснить значение заключительной части;

— утвердить совместно с заказчиком календарный план проведения экспертизы на месте.

4.3.3.2. Непосредственно экспертиза на месте.

При экспертизе на месте эксперты наблюдают за нормальным ходом работ на объекте, а также проводят комплексную проверку:

— компетентности сотрудников и руководителей;

— пригодности помещений и приборного оборудования, а также состояния испытательных средств и приборов с точки зрения их обслуживания;

— наличия надежных систем маркировки и идентификации;

— наличия соответствующих нормативных технических, методических документов, правил, рабочих инструкций и их исполнение;

— соблюдения требований к содержанию и оформлению отчетных документов.

Экспертная группа должна по ее требованию получать в свое распоряжение все необходимые результаты анализов, документы, расчеты, протоколы и отчеты в письменном виде.

4.3.3.3. Заключительная часть экспертизы на месте.

Каждый эксперт дает справку по результатам оценки состояния дел в своей части экспертизы. Ведущий эксперт обобщает результаты и предлагает их для обсуждения с заказчиком. В заключительной части с заказчиком согласовываются мероприятия, необходимые для дальнейшего завершения экспертизы, а также календарный план их реализации. Упомянутые мероприятия документируются в формуляре (форма которого приведена в приложении 2) и утверждаются подписями представителя заказчика и экспертов. Экспертиза завершается только после реализации этих мероприятий.

Мероприятия определяются в процессе экспертизы и представляют собой выполнение требований, которые заказчик обязан выполнить за определенный срок, чтобы дать возможность завершить процесс экспертизы.

Условия, подлежащие выполнению, — это положения, не препятствующие выдаче заключения экспертизы. Они формулируются ведущим экспертом в заключении и дополняются, утверждаются, ограничиваются или отменяются органами, утверждающими экспертное заключение. Проверка выполнения этих условий осуществляется экспертной организацией.

4.4. Выдача заключения экспертизы.

4.4.1. Подготовка проекта заключения экспертизы.

Результаты проведенных экспертами работ оформляются каждым членом экспертной группы в виде отчета. Экспертная организация хранит отчеты экспертов в своем архиве в течение всего срока действия лицензии.

В случае работы группы экспертов все отчеты обобщаются в проекте заключения экспертизы, составляемом ведущим экспертом по отчетам членов экспертной группы.

Проект заключения экспертизы служит основанием для консультаций и принятия решения о выдаче положительного или отрицательного заключения экспертизы.

Заказчику пересылается копия проекта заключения экспертизы. Замечания к проекту заключения экспертизы могут быть направлены заказчиком в экспертную организацию в письменной форме и не позднее чем через 14 дней после получения проекта.

4.4.2. Решение о выдаче положительного или отрицательного заключения экспертизы принимается на основании рассмотрения и анализа документов, полученных при экспертизе, проверке состояния объекта или проведения необходимых испытаний.

4.4.3. При положительном заключении экспертизы в нем перечисляются объекты, на которые распространяется действие заключения экспертизы с условиями или без них.

4.4.4. В случае отрицательного заключения по объекту экспертизы, находящемуся в эксплуатации, экспертная организация немедленно ставит в известность Госгортехнадзор России или его территориальный орган для принятия оперативных мер по дальнейшей эксплуатации опасного производственного объекта.

4.4.5. В случае принятия решения о выдаче отрицательного заключения экспертизы заказчику должны быть представлены обоснованные выводы:

— о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в итоговом отчете эксперта (ведущего эксперта);

— о недопустимости эксплуатации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований промышленной безопасности.

4.4.6. В случае принятия решения о выдаче отрицательного заключения экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную экспертизу при условии их переработки с учетом выявленных в ходе экспертизы замечаний. Порядок проведения экспертизы в этом случае соответствует изложенному в п.п. 4.1-4.4.

4.5. Заключение экспертизы может быть оспорено заказчиком в установленном порядке.

4.6. Требования, которые должны учитываться при экспертизе промышленной безопасности различных объектов, устанавливаются Госгортехнадзором России как специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности с учетом настоящих Правил, а также Положения о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 N 1008 (пункт в редакции, введенной в действие с 9 сентября 2002 года постановлением Госгортехнадзора России от 1 августа 2002 года N 48, — см. предыдущую редакцию).

V. Требования к оформлению заключения экспертизы

5.1. Заключение экспертизы должно содержать:

— наименование заключения экспертизы;

— вводную часть, включающую основание для проведения экспертизы, сведения об экспертной организации, сведения об экспертах и наличии лицензии на право проведения экспертизы промышленной безопасности;

— перечень объектов экспертизы, на которые распространяется действие заключения экспертизы;

— данные о заказчике;

— цель экспертизы;

— сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах (проектных, конструкторских, эксплуатационных, ремонтных, декларации промышленной безопасности), оборудовании и др. с указанием объема материалов, имеющих шифр, номер, марку или другую индикацию, необходимую для идентификации (в зависимости от объекта экспертизы);

— краткую характеристику и назначение объекта экспертизы;

— результаты проведенной экспертизы;

— заключительную часть с обоснованными выводами, а также рекомендациями по техническим решениям и проведению компенсирующих мероприятий;

— приложения, содержащие перечень использованной при экспертизе нормативной технической и методической документации, актов испытаний (при проведении их силами экспертной организации).

5.2. Заключение экспертизы подписывается руководителем экспертной организации, заверяется печатью экспертной организации, прошивается с указанием количества сшитых страниц и передается заказчику.

5.3. Заказчик передает заключение экспертизы в центральный аппарат или территориальные органы Госгортехнадзора России для рассмотрения и утверждения в установленном порядке.

5.4. Требования к утверждению заключения экспертизы устанавливаются Госгортехнадзором России как специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности с учетом настоящих Правил.

VI. Порядок ведения учета экспертных организаций и экспертов

6.1. Учет ведется с целью накопления и анализа официальной информации по экспертизе промышленной безопасности.

6.2. Учетные данные используются для предоставления в установленном порядке информации заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, другим юридическим, а также физическим лицам.

6.3. Ведение учета предусматривает проведение следующих операций:

— проверку полноты и соответствия установленным требованиям поступивших материалов;

— внесение регистрационных записей и присвоение регистрационных номеров;

— ведение архивного фонда представленных на регистрацию документов;

— подготовку учетных материалов к изданию;

— информационное обслуживание заинтересованных юридических и физических лиц.

6.4. Координирующий орган Системы экспертизы ведет учет:

— нормативных технических документов Системы экспертизы;

— экспертных организаций;

— экспертов.

Учетные формы определяются Наблюдательным советом.

Приложение 1

к Правилам проведения экспертизы промышленной безопасности,

утвержденным постановлением Госгортехнадзора России

от 6 ноября 1998 года N 64

Принципиальная схема организации экспертизы промышленной безопасности

Приложение 2
к Правилам проведения экспертизы промышленной безопасности,
утвержденным постановлением Госгортехнадзора России
от 6 ноября 1998 года N 64

Организация: Эксперт (ведущий):

Согласованные мероприятиядля процесса экспертизы

Заказчик

Индекс, город

Улица

Дата экспертизы

N Мероприятие Согласованный срок Подтверждение выполнения *1

_____
*1. Делается экспертом
Представитель заказчика подтверждает своей подписью, что согласованные мероприятия будут выполнены, а экспертной организации направлено письменное сообщение о произведенных изменениях.

_______________________
(место, дата)

Эксперт (ведущий) __________________ Заказчик ____________________

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх