Куперс

Бухучет и анализ

Методика групповой сплоченности сишора

Страница 7

Определение индекса групповой сплоченности Сишора.

Групповую сплоченность — чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое, — можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще это сделать с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый из них. Ответы эти кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма — 19 баллов, минимальная-5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

I. Как Вы оценили бы свою принадлежность к группе?

1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).

2. Участвую в большинстве видов деятельности (4).

3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).

4. Не чувствую, что являюсь членом группы (2).

5. Живу и существую отдельно от неё (1).

6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).

II. Перешли бы Вы в другой класс, если бы Вам предоставилась такая возможность (без изменения прочих условии)?

1. Да, очень хотел бы перейти (1).

2. Скорее, перешел бы, чем остался (2).

3. Не вижу никакой разницы (3).

4. Скорее всего, остался бы в своем классе (4).

5. Очень хотел бы остаться в своем классе (5).

6. He знаю, трудно сказать (1).

III. Каковы взаимоотношения между членами Вашего класса —

1. Лучше, чем в большинстве классов (3).

2. Примерно такие же, как и в большинстве классов (2).

3. Хуже, чем в большинстве классов (1).

4. Не знаю (1).

IV. Каковы у Вас взаимоотношения с учителями?

1. Лучше, чем в большинстве классов (3).

2. Примерно такие же, как и в большинстве классов (2).

3. Хуже, чем в большинстве классов (1).

4. Не знаю (1).

V. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в Вашем классе?

1. Лучше, чем в большинстве классов (3).

2. Примерно такие же, как и в большинстве классов (2)

3. Хуже, чем в большинстве классов (1).

4. Не знаю (1).

Вывод из проведенного теста:

По-моему мнению, данный тест показал наиболее точно, в среднем в одном классе индекс получи равный 8, другом 9. Это показывает на сплоченность в классах. Но все же, в классе требуется проводить общие коллективные творческие дела, которые являются необходимым и достаточным условием для усиления чувства «Мы». Конечно, на основе одного теста нельзя сделать полный вывод, но понять вырисовывающуюся картину представляется возможным. Любой класс, тем более подростковый, требует пристального внимания со стороны педагога в некоторых случаях коррекции отношений подростков друг с другом и с обществом в целом. После обработки полученных результатов, наиболее важным показались ответы на вопросы:

1) Каковы взаимоотношения между членами Вашего класса?

Каковы у Вас взаимоотношения с учителями?

87% опрашиваемых ответили, что лучше чем в других классах, это с одной стороны показатель того, что в классе есть чувство «МЫ», но с другой стороны, это натолкнуло меня на мысль о том, что обособленность класса в исследуемой школе очень велика. Что вовсе меня не удивило, т.к. в классе дружат не только дети, но чаще дружба детей происходит на основе дружбы родителей, причем еще с детского сада.

Итак, на основе полученных результатов (индекс сплоченности указан выше) можно сделать вывод о том, что сплоченность в исследуемых классах достаточно сильная.

Определение психологического климата класса.

Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается психологический климат за счет «психологической атмосферы» — также группового эмоционального состояния, которая, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которая в свою очередь создается ситуативными эмоциональными состояниями коллектива.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Оценка эффективности применения игр в профориентационной работе с учащимися
Эксперимент по проверке положительного влияния профориентационных игр на профессиональное самоопределение школьников проводился на базе МОУ СОШ № 32 и включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный (заключительный). Констатирующий этап эксперимента На констатирующем этапе целью …

Педагогические условия организации эстетической воспитательной среды в процессе обучения учащихся 5-7 классов на занятиях технологии кулинарии
Проведение в предыдущем параграфе системно — структурного анализа обучения учащихся 5-7 классов технологии кулинарии изучение опыта обучения данному модулю сложившегося в практике современной общеобразовательной школы позволили выявить её место и роль в содержании программного материала образовател …

Роль сказкотерапии в работе с дошкольниками
Сказкотерапия безусловно является очень ценным методом психологической работы с детьми, предоставляя очень естественную и традиционную форму общения ребенка и взрослого — через сказку. При работе с ребенком педагог, как правило, не использует «психологического» языка анализа внешне, но по …

ТЕСТ

Ф. И. О. оцениваемого ________________________________________
Возраст (полных лет)
Должность
Подразделение
Дата заполнения

Инструкция

Прочитайте вопросы и выделите ответ (обведите номер), который более всех соответствует Вашему мнению.

Тестовое задание

I. Как Вы оценили бы свою принадлежность к группе?

1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива.

2. Участвую в большинстве видов деятельности.

3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других.

4. Не чувствую, что являюсь членом группы.

5. Живу и существую отдельно от нее.

6. Не знаю, затрудняюсь ответить.

II. Перешли бы Вы в другую группу, если бы Вам представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

1. Да, очень хотел бы перейти.

2. Скорее перешел бы, чем остался.

3. Не вижу никакой разницы.

4. Скорее всего, остался бы в своей группе.

5. Очень хотел бы остаться в своей группе.

6. Не знаю, трудно сказать.

III. Каковы взаимоотношения между членами Вашей группы?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов.

2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов.

3. Хуже, чем в большинстве классов.

4. Не знаю, трудно сказать.

IV. Каковы у Вас взаимоотношения с руководством?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов.

2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов.

3. Хуже, чем в большинстве классов.

4. Не знаю.

V. Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в Вашем коллективе?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов.

2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов.

3. Хуже, чем в большинстве коллективов.

4. Не знаю.

Спасибо!

Ключ к тесту определения индекса групповой сплоченности Сишора

Описание

Тест определения индекса групповой сплоченности Сишора позволяет оценить чрезвычайно важный параметр – степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое.

Тест состоит из пяти вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенной таблице.

Максимальная сумма баллов – 19, минимальная – 5.

Ключ к тесту


вопроса
Вариант
ответа
Балл
вопроса
Вариант
ответа
Балл
I 1 5 III 1 3
2 4 2 2
3 3 3 1
4 2 4 1
5 1 IV 1 3
6 1 2 2
II 1 1 3 1
2 2 4 1
3 3 V 1 3
4 4 2 2
5 5 3 1
6 1 4 1

В этом направлении диагностики методики (чаще опросники, но используются и разнообразные модификации социометрической процедуры) призваны оценить сплоченность или же разобщенность, конфликтность или гармоничные отношения членов малой группы между собой. Уровень анализа здесь более обобщенный, группа рассматривается как единица, а характер взаимоотношений участников выступает в роли ее главной черты.

Ряд методик, выясняющих специфику групповой атмосферы, появились в СССР благодаря исследованиям в области спортивной психологии. Так, Ю. Л. Ханин, работая со спортивными коллективами, адаптировал несколько опросников соответствующей направленности.

Для описания психологической атмосферы в группе существует Диагностическая шкала-опросник Фреда Фидлера (Fiedler Diagnostic Scale-inventory) в адаптации Ю. Л. Ханина. Она представляет собой набор биполярных шкал с признаками типа «удовлетворенность — неудовлетворенность», «дружелюбие — враждебность» и т.д., где задача испытуемого поместить значок па континууме ближе к правому или левому слову в паре, оценивая свою группу. Всего таких шкал десять. По итогам группового обследования можно обнаружить степень удовлетворенности отдельных членов группы, а также оценить общую ситуацию в коллективе. Кроме того, существует возможность сравнения данных рядовых членов группы друг с другом и с руководителем.

В случае Ханина речь идет о спортсменах и тренере. Ханин предложил также дополнить процедуру Фидлера заполнением опросника об атмосфере «по отношению к себе лично». Это позволяет выявить спортсменов, которые будут иметь риск трудностей адаптации из-за повышенной неуверенности в себе и мнительности (те, кто оценивают атмосферу в коллективе как более благоприятную, чем отношение к себе) или же из-за повышенной самооценки и неудовлетворенности положением дел в команде (те, кто считают, что лично к ним отношение благоприятнее, чем вообще в коллективе).

Опросник был адаптирован в ЛНИИФК в 1976 г. с проверкой эквивалентности его оригиналу.

Еще один адаптированный Ю. Л. Ханиным инструмент — Опросник групповой сплоченности Стэнли Сишора (Seashore’s Index of Group Cohesiveness). Методика была опубликована в 1954 г. и предназначалась для промышленных производственных коллективов. Преимущество опросника — значительная краткость. По сути, он состоит из трех вопросов (но, поскольку третий вопрос разбит на три части, всего получается пять пунктов): об ощущении себя частью коллектива, об отношении к перспективе перехода в другое место на тех же условиях и об оценке своего коллектива по сравнению с другими. На первые два вопроса предлагается по пять вариантов ответа, на три последних — по четыре. Таким образом, можно оценить групповую сплоченность без расчета гораздо более трудоемких социометрических индексов. Показатели надежности — вероятно, в силу сверхкомпактности методики — не очень высоки: интеркорреляция шкал колеблется от 0,15 до 0,7. Сишор использовал опросник на 228 группах рабочих, и различия между коллективами разной степени сплоченности оказались значимы на уровне р < 0,001.

Ю. Л. Ханин дополнил и модифицировал опросник применительно к спортивной команде. Итоговый показатель демонстрирует общую оценку команды, которая может быть неблагоприятной или же привлекательной.

Существует русскоязычная версия опросника Сишора, рассчитанная на трудовые коллективы.

Экспресс-опросник по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе, разработанный в Ленинграде в 1983 г. О. С. Михалюк. Под климатом авторы понимают относительно устойчивую систему отношений членов коллектива к этому коллективу как целому. Климат определяется по трем компонентам: эмоциональному, поведенческому и когнитивному. На каждый компонент задается по три вопроса с готовыми вариантами ответа: положительным, отрицательным, неопределенным. По сочетанию ответов устанавливается итоговая оценка каждого компонента каждым членом коллектива: положительная (если все три ответа или хотя бы два — положительны); отрицательная (сочетания трех отрицательных ответов, двух отрицательных и любого другого третьего); неопределенная, противоречивая (неопределенный ответ на все три вопроса, два неопределенных и любой третий ответ, один неопределенный ответ и два других с противоположными знаками).

Индивидуальные оценки сводятся в общую таблицу, высчитывается средняя оценка климата в коллективе по выборке: специально разработанная схема позволяет охарактеризовать структуру отношения к коллективу но всем трем компонентам.

Основным преимуществом экспресс-опросника является его простота, недостатком — отсутствие сведений о валидности и надежности, проверки достоверности результатов.

  • Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх