Куперс

Бухучет и анализ

Метрологические требования

СФЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

ГОСРЕЕСТР СИ

Цели государственного регулирования обеспечения единства измерений определены статьей 1 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений»:

  1. установление правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации
  2. защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений
  3. обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности
  4. содействие развитию экономики Российской Федерации и научно-техническому прогрессу

Обеспечение единства измерений – деятельность, направленная на установление и применение научных, правовых, организационных и технических основ, правил, норм и средств, необходимых для достижения состояния измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин или в значениях по установленным шкалам измерений, а показатели точности измерений не выходят за установленные границы.

Обеспечивая единство измерений, метрологи создают условия для того, чтобы жизнь стала безопаснее, продукция – качественной, торговля – честной!

Система обеспечения единства измерений –это совокупность субъектов, норм, средств и видов деятельности, предназначенная для обеспечения единства измерений.

В системе обеспечения единства измерений законодательством РФ определены Сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений — сферы национальной экономики, в которых государство принимает на себя ответственность за обеспечение единства измерений и осуществляет непосредственное регулирование.

Управление субъектами, нормами, средствами и видами деятельности по обеспечению единства измерений осуществляется на основании нормативных правовых актов, принятых в установленном порядке.

К деятельности в регулируемых сферах (их перечень определен статьей 1 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений») устанавливаются обязательные метрологические требования.

Федеральным законом установлено, что федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ), осуществляющие нормативно-правовое регулирование в указанных сферах деятельности, определяют виды измерений, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и устанавливают к ним обязательные метрологические требования.

К настоящему времени определены и установлены обязательные метрологические требования к более чем 400 измерениям.

Предприятия и организации, осуществляющие измерения в указанных сферах деятельности, должны соблюдать обязательные метрологические требования к таким измерениям.

Защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений обеспечивается государственным регулированием в области обеспечения единства измерений в следующих формах:

  • утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений
  • поверка средств измерений
  • метрологическая экспертиза
  • федеральный государственный метрологический надзор
  • аттестация методик (методов) измерений
  • аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений

Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений определяется Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений» (положениями прямого действия и косвенным образом).

1. В соответствии с частью 3 статьи 1 ФЗ «Об обеспечении единства измерений», сфера государственного регулирования распространяется на измерения, к которым установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются при осуществлении деятельности в областях, приведенных на схеме «Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений».

2. В части 4 статьи 1 ФЗ «Об обеспечении единства измерений» устанавливается, что «к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений относятся также измерения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании».
3. В соответствии с частью 5 статьи 5 ФЗ «Об обеспечении единства измерений», «Федеральные органы испол­нительной власти, осуществляющие нормативно-право­вое регулирование в областях деятельности, указанных в пунктах 1-5, 7-13, 15, 18 части 3 и в части 4 статьи 1 настоящего Федерального закона (по согласованию с Росстандартом) определяют измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и устанавливают к ним обязательные метрологические требования, в том числе показатели точности измерений.
РЕЗЮМЕ
К сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений отнесены:

  • измерения, описанные в пунктах 6, 14,16,17 и 19 части 3 статьи 1 ФЗ «Об обеспечении единства измерений»;
  • измерения, предусмотренные законодательством РФ о техническом регулировании.

Остальные измерения относятся к сфере государственно­го регулирования только в том случае, если они отнесены к ней соответствующим органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в областях деятельности, предусмотренных той же частью 3 статьи 1 ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и к ним установлены обязательные метроло­гические требования, в том числе показатели точности измерений.

ИЗМЕРЕНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

Начальник Управления метрологии Росстандарта Дмитрий Гоголев:
Почти ежедневно в Росстандарт поступают просьбы от предприятий уточнить, что относится к сфере государственного регулирования. Сейчас мы готовимся максимально точно описать в законе объекты сферы госрегулирования и разработать перечень средств измерений, подлежащих утверждению типа и поверке.
21.08.2019 В современном мире измерительные приборы используются во всех сферах человеческой деятельности в здравоохранении, научных исследованиях, производстве продуктов питания, транспортной безопасности, а также используется для записи спортивных рекордов.
Но как вы можете убедиться во всех результатах измерений, будь то топливо, заправленное в топливный бак, или диагноз, который был вам поставлен в соответствии с медицинскими измерительными приборами? Эти вопросы регулируются Законом Республики Казахстан «Об обеспечении единства измерений», согласно которому средства измерений подлежат обязательной периодической поверке.
Данный закон действует на территории Республики Казахстан с 7 июня 2000 года, с внесением изменений от 5 октября 2018 года.
Средства измерений, являющиеся объектами государственного метрологического контроля в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обеспечении единства измерений», после утверждения их типа или метрологической аттестации и регистрации в реестре государственной системы обеспечения единства измерений перед выпуском в обращение, после ремонта, в период эксплуатации подвергаются поверке.
Поверка средств измерений осуществляется аттестованными поверителями аккредитованных юридических лиц в соответствии с методикой поверки средств измерений. Аттестация поверителей осуществляется один раз в пять лет в порядке, определяемом уполномоченным органом.
Положительные результаты поверки средств измерений удостоверяются оттиском поверительного клейма в соответствии с требованиями, установленными в методике поверки средств измерений, и сертификатом о поверке.
Средства измерений, применяемые для наблюдения за изменениями физических величин без оценки их значений в единицах величин с нормированной точностью, поверке не подлежат. Контроль за исправностью таких технических средств осуществляют их пользователи.
Средства измерений, не подлежащие утверждению типа и поверке, могут в добровольном порядке подвергаться калибровке.
Калибровка средств измерений выполняется в порядке, определяемом изготовителем, владельцем или пользователем этих средств измерений.
Результаты калибровки эталонов единиц величин и средств измерений удостоверяются калибровочным знаком, наносимым на средство измерений, и (или) сертификатом о калибровке.
В сертификате о калибровке указываются действительные значения метрологических характеристик, метрологическая прослеживаемость измерений, неопределенность измерений и заявление о соответствии определенным метрологическим характеристикам.

Промышленный районный суд г. Владикавказа (Республика Северная Осетия-Алания) — Административные правонарушения Дело № 12-20/19

Р Е Ш Е Н И Е

16 января 2019 года г. Владикавказ
Судья Промышленного районного суда г. Владикавказ РСО-Алания Цопанова З.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Серяченко Валерия Николаевича на постановление Управления ЮМТУ Росстандарта в лице отдела Госнадзора Республик ЮФО и СКФО (РСО-Алания) …-П от … по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Управления ЮМТУ Росстандарта в лице отдела Госнадзора Республик ЮФО и СКФО (РСО-Алания) …-П от … должностное лицо Серяченко В.Н. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Промышленный районный суд г. Владикавказа РСО-Алания должностным лицом Серяченко В.Н. указано на несогласие постановлением по следующим основаниям.
По результатам проведенной … Прокуратурой РСО-Алания с привлечением специалистов ЮМТУ Росстандарта проверки деятельности филиала ПАО «…» установлен факт применения неповеренных средств измерений, что является нарушением обязательных требований п. 1 ст. 9 и п. 1 ст. 13 Федерального закона от … № 102-ФЗ «Об обеспечении единства средств измерений», ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 с. 13 Закона 102-ФЗ средства измерений, предназначенные дл применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации – периодической поверке».
При этом, в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» установлены требования к средствам измерений – в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством РФ об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические требования к средствам измерений и установленных законодательством РФ о техническом регулировании обязательных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.
Однако в материалах дела отсутствовали доказательства, что именно должностное лицо, начальник службы измерений и метрологи филиала ПАО «…» Серяченко В.Н. должен был принять все зависящие от него меры по соблюдению установленных норм и правил.
Заявитель указал, что выявленные нарушения произошли в связи с отсутствием достаточных лимитов денежных средств, выделяемых головной организацией на поверку и замену средств измерений, поверка и замена приборов учета не всегда производится в установленные сроки. Также своевременное проведение поверки приборов учета не проводится в связи с отсутствием физической и технической возможности. Выявленные в результате проведенной проверки приборы учета с истекшим сроком поверки, установлены для проведения внутреннего технического учета электроэнергии.
У заявителя отсутствуют полномочия распорядительного характера, касающиеся проведения поверочных мероприятий, а также по обеспечению оплаты таких услуг, в связи с чем у Серяченко В.Н. отсутствовала возможность соблюсти требования действующего законодательства, что является основанием для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, позволяющие пи малозначительности совершенного административного правонарушения решить дело об административном правонарушении освободить лицо от административной ответственности.

В судебном заседании представитель лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Серяченко В.Н. доводы, изложенные в жалобе, поддержал.
В судебном заседании заместитель начальника территориального отдела (инспекции) государственного надзора республик ЮФО и СКФО (Республика Северная Осетия-Алания) Агаев Э.Х., действующий на основании генеральной доверенности … от …, считал подлежащим удовлетворению ходатайство о применении положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Суд, выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представителя государственного органа, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В целях установления правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации, защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений, обеспечения потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности, содействия развитию экономики Российской Федерации и научно-техническому прогрессу принят Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее — Федеральный закон N 102-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона N 102-ФЗ данный Закон регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, установлены обязательные требования и которые выполняются при осуществлении деятельности, входящей в перечень, содержащийся в данной части, в том числе при выполнении работ по оценке соответствия промышленной продукции и продукции других видов, а также иных объектов установленным законодательством Российской Федерации обязательным требованиям.
Согласно положений части 1 статьи 9 Закона в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Одними из форм государственного регулирования в области обеспечения единства измерений являются утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений и поверка средств измерений (статья 11 Федерального закона N 102-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 19.19 КоАП РФ нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, без применения аттестованных методик (методов) измерений, с несоблюдением требований аттестованных методик (методов) измерений, либо несоблюдения установленного порядка уведомления о своей деятельности по выпуску из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и (или) средств измерений или по их ввозу на территорию Российской Федерации и продаже, либо несоблюдения порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, порядка поверки средств измерений, либо применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов неутвержденного типа, средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку, либо несоблюдения обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений и обязательных требований к условиям их эксплуатации, либо несоблюдения порядка утверждения, содержания, сличения и применения государственных первичных эталонов единиц величин, порядка передачи единиц величин от государственных эталонов, порядка установления обязательных требований к эталонам единиц величин, используемым для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, порядка оценки соответствия этим требованиям и порядка их применения, либо использования в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений не допущенных к применению в Российской Федерации единиц величин влечет наложение административного штрафа на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом административных правонарушений, предусмотренных статьей 19.19 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере стандартизации, сертификации, метрологии. Эти правонарушения посягают на права и законные интересы потребителей, а также экономические интересы России.
Непосредственный предмет правонарушения по части 1 данной статьи — обязательные требования государственных стандартов, соответствие которым определяется в порядке обязательной сертификации продукции и услуг.
Объективную сторону рассматриваемого правонарушения образуют действия или бездействие, нарушающие обязательные требования, установленные техническими регламентами при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции.
В соответствии с частью 1, 2, 4 статьи 13 Федерального закона N 102-ФЗ средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации — периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке. Конструкция средства измерений должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции или условия эксплуатации средства измерений не позволяют нанести знак поверки непосредственно на средство измерений, он наносится на свидетельство о поверке.
Порядок утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений, выдачи свидетельств об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, установления и изменения срока действия указанных свидетельств и интервала между поверками средств измерений, требований к знакам утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений и порядка их нанесения установлен Приказом Минпромторга РФ от 30.11.2009 N 1081.
Приказом Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 18.07.1994 г. N 125 утвержден Порядок проведения поверки средств измерений.
Согласно пунктам 2.1, 2.2, 2.5, 2.7, 2.8, 3.1 Порядка средства измерений подвергают первичной, периодической, внеочередной и инспекционной поверке; первичной поверке подлежат средства измерений утвержденных типов при выпуске из производства и ремонта, при ввозе по импорту; периодической поверке подлежат средства измерений, находящиеся в эксплуатации или на хранении, через определенные межповерочные интервалы; периодическую поверку должен проходить каждый экземпляр средств измерений, соответствующая запись должна быть сделана в эксплуатационных документах; результаты периодической поверки действительны в течение межповерочного интервала.
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что юридические и физические лица, выпускающие средства измерений из производства или ремонта, ввозящие средства измерений и использующие их в целях эксплуатации, проката или продажи, обязаны своевременно представлять средства измерений на поверку.
Заявителю вменяется применение не поверенных (с истекшими сроками первичной и периодической поверки).
Постановлением по делу об административном правонарушении от … … было установлено, что Серяченко В.И. совершил административное правонарушение, выразившееся в том, что своими действиями, как должностное лицо, допускал нарушение метрологических правил и норм.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 г. N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (пункты 18, 18.1).
Судом принимается во внимание оказание содействия Серяченко В.Н. уполномоченному органу в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, отсутствие ущерба и вредных последствий, а также отсутствие реальной возможности в рамках должностных полномочий соблюсти установленные законом требования к своевременной поверке средств измерения, в связи с чем суд считает жалобу подлежащей удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

Жалобу Серяченко Валерия Николаевича удовлетворить.
Постановление Управления ЮМТУ Росстандарта в лице отдела Госнадзора Республик ЮФО и СКФО (РСО-Алания) … от … по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, изменить.
Освободить Серяченко Валерия Николаевича от наказания, объявить ему устное замечание.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в порядке Главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья З.Г. Цопанова

Суд:

Промышленный районный суд г. Владикавказа (Республика Северная Осетия-Алания)

Ответчики:

Серяченко В.Н.

Судьи дела:

Цопанова Зарема Григорьевна (судья)

На информации, полученной путем измерений, во многом основана деятельность всех органов управления.

В основе всей метрологической деятельности по решению любых научно-технических и производственных задач лежит единый метрологический постулат. Этим постулатом является единство измерений, т. е. такое состояние процессов получения и использования измерительной информации, при котором измерительная информация (результаты измерений) выражена в установленных единицах (шкалах) и (или) формах и оценены значения показателей ее точности (погрешности).

Соответственно, метрологическая деятельность, направленная на обеспечение возможности правильного и единообразного определения показателей точности (погрешности) измерительной информации, определяется как «обеспечение единства измерений».

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» единство измерений сегодня рассматривается как одно из важнейших условий эффективности исследований и разработок, управления производством и другими объектами, диагностики и лечения болезней, достоверного учета материальных и энергетических ресурсов, контроля качества продукции, условий безопасности труда и охраны окружающей среды, надежности работы связи и транспорта, обороны государства.

Особенности обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства и в области использования атомной энергии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Государственное регулирование процесса обеспечения единства измерений в Российской Федерации осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторгом РФ) и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандартом) в ведении которого находятся 7 федеральных научно исследовательских метрологических институтов, 86 государственных региональных центров метрологии, 7 межрегиональных территориальных управлений.

Государственная эталонная база содержит 126 государственных первичных эталонов, 312 вторичных эталонов, в том числе 52 военных эталона и около 100 тысяч рабочих эталонов.

Всего в стране в эксплуатации находится около 1 миллиарда средств измерений.

На Минпромторг РФ возложена обязанность по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

Росстандарт выполняет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, осуществлению государственного метрологического надзора, а также по межрегиональной и межотраслевой координации деятельности в области обеспечения единства измерений и взаимодействию в установленном порядке с международными организациями с сфере обеспечения единства измерений.

Государственная система организационно-методического и правового управления субъектами, нормами, средствами и видами деятельности по обеспечению такого состояния измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью, есть Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ).

Основная цель ГСИ — создание на межотраслевом уровне правовых, нормативных, организационных, технических и экономических условий, необходимых для решения задач по обеспечению возможности всем отраслям, предприятиям, организациям, исследователям, специалистам во всех сферах деятельности правильно оценивать точность выполняемых ими измерений, а также, что не менее важно, оценивать влияние точности измерений на правильность основанной на результатах измерений информации о свойствах веществ и материалов, о количестве и качестве материальных и энергетических ресурсов, сырья, материалов, полуфабрикатов, продукции, о характеристиках процессов и явлений.

Определение круга задач, которые должна решать ГСИ для достижения этой цели, требует научного определения метрологических объектов и процессов (видов) деятельности.

Этот круг объектов и процессов весьма обширен: от фундаментальных физических и химических констант до квалифицированных кадров-метрологов. В то же время эти объекты нельзя считать полностью автоматизированными. Они или взаимосвязаны, или взаимозависимы, и отсюда логически вытекает, что объекты и виды деятельности, являющиеся сущностью ГСИ, представляют собой органическое сочетание как теоретических, так и практических ее аспектов.

Например, создание таких объектов, как государственные эталоны, требует теоретических изысканий в определении физических констант; функционирование метрологической службы неосуществимо без теоретических организационных разработок и их дальнейшей практической реализации в виде квалифицированных кадров, зданий, оборудования, документации и т. д.

С учетом ранее сформулированной цели представляется совершенно очевидным, что реализация этой цели возможна, если ГСИ будет рассматриваться как система, включающая в себя правовую, организационную и техническую подсистемы.

Объединение этих реально существующих элементов в одну систему дало возможность обосновать и увязать рациональные пути и направления развития всех ее составляющих подсистем с единой целью, с единых системных позиций.

На основании изложенного можно определить следующие основные задачи ГСИ:

· разработка оптимальных принципов управления деятельностью по обеспечению единства измерений;

· установление системы единиц величин и шкал измерений, допускаемых к применению;

· установление основных понятий в области метрологии; унификация их терминов и определений; установление экономически рациональной системы государственных эталонов;

· разработка систем, методов и средств передачи размеров единиц величин от государственных эталонов средствам измерений, применяемым в стране;

· создание и совершенствование вторичных и рабочих эталонов, комплектных поверочных установок и лабораторий;

· регламентация общих метрологических требований к эталонам единиц величин, средствам измерений, методикам выполнения измерений, методикам поверки (калибровки) средств измерений и других требований, соблюдение которых является обязательным;

· разработка и экспертиза разделов метрологического обеспечения федеральных и иных государственных программ, в том числе программ создания и развития производства оборонной техники;

· осуществление государственного метрологического контроля: поверка средств измерений; проведение испытаний в целях утверждения типа средств измерений и стандартных образцов;

· осуществление государственного метрологического надзора: за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм; за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций; за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже;

· разработка принципов оптимизации материально-технической и кадровой базы органов Росстандарта;

· аттестация методик выполнения измерений;

· участие в работе международных организаций, деятельность которых связана с обеспечением единства измерений;

· установление совместно с компетентными федеральными органами исполнительной власти порядка определения стоимости (цены) метрологических работ и регулирования тарифов на эти работы;

· организация подготовки и подготовка кадров метрологов;

· информационное обеспечение по вопросам обеспечения единства измерений;

· совершенствование и развитие ГСИ.

Гарантией успешного решения поставленных задач и соответственно надежного функционирования ГСИ является четкое взаимодействие составляющих ее подсистем.

Правовая подсистема представляет собой комплекс взаимосвязанных законодательных актов и межотраслевых нормативных документов, регламентирующих общие правила и нормы в метрологии, государственные поверочные схемы, методики поверки (калибровки) и методики выполнения измерений.

В сфере правовой подсистемы ГСИ по-прежнему превалирует тенденция регламентации и принятия метрологических положений и норм в виде документов с рекомендательным статусом (естественно, в тех случаях, когда единственно важной, необходимой и обязательной устанавливается какая — либо цель, а способы и средства ее достижения могут иметь альтернативный характер).

При этом в основу закладывается принцип: документы метрологии должны быть такими, чтобы их несоблюдение было невыгодным ни отдельным лицам, ни предприятиям, ни отраслям, ни государству в целом.

Комплекс метрологических документов основан на принципах и тесно взаимосвязан с Государственной системой стандартизации, которая определяет порядок планирования, разработки, внедрения документов, структуру их построения и содержания.

Документы ГСИ также взаимосвязаны со стандартами ЕСКД и ЕСТПП. В свою очередь, нормы и требования, установленные в метрологических документах, должны учитываться в этих системах.

Метрологические правила и нормы должны учитываться и при разработке технических регламентов в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании».

Основополагающими документами являются Закон РФ «Об обеспечении единства измерений», постановления Правительства РФ по вопросам метрологии, ГОСТ Р 8.000—2015 «Государственная система обеспечения единства измерений. Основные положения», а также ряд нормативно-правовых актов по метрологии, зарегистрированных Минюстом России.

Нормативная база в области обеспечения единства измерений является по сути документальной, то есть узаконенной формой как любых аспектов метрологической деятельности (поверки средств измерений, испытаний средств измерений в целях утверждения типа, калибровки средств измерений и т.д.), так и материальных метрологический объектов (государственных и рабочих эталонов, стандартных образцов и т. п.).

Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» установил, что нормативные документы по обеспечению единства измерений — национальные стандарты, применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, положения, инструкции и рекомендации. Закон определил также, что нормативные документы по обеспечению единства измерений, устанавливающие метрологические правила и нормы и имеющие обязательную силу на территории РФ, утверждает Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. При этом допускается утверждение нормативных документов по обеспечению единства измерений Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, несущими ответственность за применение указанных документов в порученных им сферах управления.

Основными объектами регламентации в области обеспечения единства измерений являются общие, основополагающие метрологические нормы и правила, государственные поверочные схемы (ГПС), методики поверки средств измерений (МП) и методики выполнения измерений (МВИ). Основополагающие нормативные документы ГСИ охватывают полную сферу метрологической деятельности и устанавливают: совокупность узаконенных единиц величин и шкал измерений; терминологию в области метрологии; требования к воспроизведению и передаче размеров единиц величин и шкал измерений; способы и формы представления результатов измерений и характеристик их погрешности; методы оценивания погрешности и неопределенности измерений; требования к методикам выполнения измерений, порядку их разработки и аттестации; комплексы номинируемых метрологических характеристик средств измерений; методы установления и корректировки межповерочных (рекомендуемых межкалибровочных) интервалов; правила проведения испытаний в целях утверждения типа средств измерений и стандартных образцов, типовые задачи, правила и обязанности метрологических служб федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц; порядок аккредитации метрологических служб по различным направлениям метрологической деятельности; термины и определения по видам измерений.

Нормативные документы на государственные поверочные схемы устанавливают состав и метрологические характеристики государственных эталонов или установок высшей точности, а также методы и средства (вторичные и рабочие эталоны) передачи размера единиц величин – с указанием их кратких метрологических характеристик – рабочим средствам измерений. Нормативные документы на государственные поверочные схемы определяют оптимальный порядок передачи размера единиц.

В нормативных документах на методики поверки средств измерений включают описания методов и средств поверки, условий и алгоритмов ее проведения, обработки результатов измерений, способов оформления результатов поверки. Массив таких нормативных документов наиболее объемен (более 80% от общего количества нормативных документов по обеспечению единства измерений).

Нормативные документы на методики выполнения измерений предназначены для определения с гарантированной точностью значений величин: параметров и характеристик продукции, материалов, технологических процессов и т.д. Нормативные документы на методики выполнения измерений устанавливают нормы погрешности измерений, методы средства и условия проведения измерений, а также обработку их результатов.

Информация о вновь утвержденных (принятых), отмененных и замененных нормативных документах по обеспечению единства измерении, а также о внесении изменений в них публикуется в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты» и ежегодном указателе «Нормативные документы в области метрологии».

Организационная подсистема Государственной системы обеспечения единства измерений — совокупность подразделений Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, осуществляющих функции по обеспечению единства измерений. К ним относятся государственные научные метрологические центры и органы Государственной метрологической службы, территориальные органы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Государственная система обеспечения единства измерений включает в свой состав функциональные системы: Государственную службу времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ), Государственную службу стандартных образцов (ГССО), Государственную службу стандартных справочных данных (ГСССД).

Кроме того, федеральные органы исполнительной власти и юридические лица создают собственные метрологические службы (не входящие в состав ГМС), чья деятельность направлена на обеспечение единства и требуемой точности измерений при исследованиях, разработке, производстве, испытаниях, контроле, эксплуатации и ремонте продукции.

Для повышения эффективности организационной подсистемы упомянутые выше общие направления деятельности по обеспечению единства измерений реализуются частичной передачей ряда ранее только государственных функций аккредитованным в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Сохраняя за собой основные функции государственного управления деятельностью по обеспечению единства измерений, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии может передавать (и передает) право выполнения некоторых других государственных функций метрологическим службам федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц. К числу таких функций относятся прежде всего испытания в целях утверждения типа средств измерений и стандартных образцов (ранее — государственные испытания) и поверка (ранее — государственная поверка) средств измерений, входящие в сферу государственного метрологического контроля и надзора.

Техническую подсистему и ее основу составляют государственные эталоны, установки высшей точности, рабочие эталоны всех разрядов, стандартные образцы и испытательное оборудование, необходимые для осуществления метрологического контроля и надзора.

Повышение точности, расширение диапазонов воспроизведения единиц величин были, есть и будут первостепенными задачами совершенствования массива государственных эталонов.

Необходимо подчеркнуть, что эти подсистемы реально функционируют уже в течение многих десятилетий.

Важная задача в развитии технической подсистемы — создание государственных эталонов взамен тех, которые после распада СССР остались за рубежом. Государственная эталонная база содержит 126 государственных первичных эталонов, 312 вторичных эталонов, в том числе 52 военных эталона и около 100 тысяч рабочих эталонов.

Тем не менее следует отметить, что эффективность функционирования перечисленных подсистем может и должна быть повышена. Реальным путем повышения эффективности является укрепление взаимосвязей между подсистемами, дальнейшее их развитие.

Таким образом, правовая, организационная, научная и практическая деятельность по обеспечению единства измерений, осуществляемая государственными научными метрологическими институтами и государственными региональными центрами метрологии Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, а также метрологическими службами организаций и предприятий других министерств и ведомств, обеспечивает высокую дееспособность Государственной системы обеспечения единства измерений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх