Куперс

Бухучет и анализ

Минпромторг налог на роскошь

Список автомобилей стоимостью более 3 млн рублей и подпадающих под так называемый «налог на роскошь» Минпромторг обычно пересматривает два раза в год — весной и осенью. С учетом повышения цен и появления более дорогих комплектаций этот перечень все время меняется. Так, например, сегодня в списке автомобилей, с которых владельцы будут платить налог за 2020 год с повышенным коэффициентом, насчитывается 1300 моделей.

Интересно, что с учетом дорогих комплектаций в этот список попали автомобили не только премиальных брендов, но и тех, которых принято считать массовыми (например, Mazda). Так, Mazda CX-9, цена которой в базовой комплектации ниже 3 млн рублей, в дорогих версиях сегодня предлагается на российском рынке дилерами по цене более 3 млн 600 тысяч. Аналогичная ситуация по Nissan Murano, а также Subaru Outback и WRX. У модели Volkswagen Teramont базовая стоимость лишь слегка превышает порог в 3 млн, но в более дорогих версиях она уже свыше 4 млн. Полный список автомобилей, подпадающих под повышенный коэффициент налога, опубликован Минпромторгом, его можно посмотреть .

Обратим внимание, что самый многочисленный сегмент в этом перечне — 632 автомобиля (почти половина) — составляют модели, цена которых лежит в диапазоне 3 — 5 млн руб. Еще 486 машин обладают стоимостью от 5 до 10 млн руб. В списке — 100 моделей, цена которых от 10 млн до 15 млн и 82 машины — стоимостью свыше 15 млн рублей.

Отметим также, что, судя по нашим данным, налог на роскошь не является большим препятствием для покупки дорогих автомобилей. Так, например, только за 2019 год в России было приобретено 1312 автомобилей, которые мы традиционно относим к сегменту Luxury — Mercedes-Benz Maybach S-Class, Bentley, Rolls-Royce, Lamborghini, Maserati, Ferrari, Aston Martin. Большая часть этих роскошных покупок пришлась традиционно на Москву и Московскую область, где суммарно было приобретено 839 автомобилей сегмента «люкс» (716 и 123 шт. соответственно). Обрели «прописку» в Санкт-Петербурге еще 115 таких автомобилей. Среди нестоличных регионов по числу купленных «люксов» лидирует Краснодарский край (55 шт.). В ТОП-5 регионов попадает и Свердловская область (30 шт.).

Напомним, что данный вид налога очень важен для региональных бюджетов, потому что остается полностью в их распоряжении и не уходит на федеральные нужды.

Узнать актуальную стоимость автомобиля на российском рынке за 1 минуту можно с помощью калькулятора «Оценка авто».

«Минпромторг подготовил и опубликовал на официальном сайте перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей, подлежащий применению в очередном налоговом периоде 2020 года. В этом году перечень был дополнен автомобилями следующих брендов: Chrysler, Honda, Jeep, Mazda, Subaru», — говорится в сообщении.

Как уточняют в Минпромторге, всего автомобилей стоимостью от 3 до 5 миллионов рублей насчитывается 632 штуки, их стало больше на 54 штуки по сравнению с 2019 годом. Автомобилей, стоимостью от 5 до 10 миллионов сейчас 484 штуки, их число увеличилось на 38 штук. Автомобилей, стоимостью от 10 до 15 миллионов — 100 штук, на 3 штуки больше, чем в 2019 году, а дороже 15 миллионов рублей — 82 штуки, на 9 больше, чем в 2019 году.

По действующему законодательству, владельцы автомобилей стоимостью от трех до пяти миллионов рублей должны платить транспортный налог с коэффициентом 1,5. При этом налог на автомобили с возрастом в один-два года рассчитывается с учетом по коэффициенту, умноженному на 1,3, возрастом в два-три года — 1,1. Налог в двойном размере платят владельцы машин стоимостью в пять-десять миллионов рублей возрастом до пяти лет, а тройной налог — за автомобили стоимостью 10-15 миллионов рублей и возрастом 10-20 лет.

В соответствии с пунктом 2 статьи 362 Налогового кодекса, для машин, попавших в перечень, исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента, поясняет ведомство.

Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2019. № 46

УДК 336.226.4

Б01: 10.17223/19988648/46/20

Д.В. Лазутина, К.А. Баннова

НАЛОГ НА РОСКОШЬ: ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ1

В статье рассматривается вопрос ввода в России налога на роскошь. Проведен опрос населения по вопросам ввода данного налога. Проанализирован опыт зарубежных стран по применению данного налога. Выявлены основные проблемы налога на роскошь, главной из которых является боязнь налогоплательщика высокого налогового бремени. Также выявлены проблемы законодательного характера. Составлена аналитика по расчету транспортного налога и налога на имущество при введении налога на роскошь. Рассмотрен перспективный сценарий состава и динамики поступлений налога на роскошь в РФ. По результатам исследования сделан вывод, что налог на роскошь в России в действующей редакции не решает проблем социальной несправедливости и не обеспечивает серьезных дополнительных доходов в бюджетную систему РФ. Ключевые слова: налог на роскошь, транспортный налог, доходы государства, налоговое администрирование.

По официальным данным, в России перепад в доходах между беднейшими 10% и богатейшими 10% россиянами составляет 16,5 раза. Неофициальная информация иная: разрыв в доходах — более чем в 40 раз. При этом в Германии, Дании и Швеции состояния богатых и бедных различаются лишь в 6 раз.

Во многих странах проблема социального неравенства решается за счет прогрессивной шкалы подоходного налога. В частности, в США, Великобритании, Китае, Японии и Франции ставка подоходного налога напрямую связана с уровнем дохода гражданина, а ее максимальный размер ограничен 40-55%. В России прогрессивная шкала была отменена в 2000 г. и с 2001 г. введена единая ставка налога на доходы физических лиц в размере 13%. Вопрос о возврате к прогрессии регулярно поднимался в Правительстве и Государственной Думе, но безрезультативно. Мнение населения по данному вопросу тоже не однозначно. Так, по результатам социологического опроса, проведенного в Тюменской области, ответы на вопрос: «Что бы вы предпочли сохранить: одинаковый для всех подоходный налог (13%) или ввести прогрессивный (повышающийся) налог для более доходных групп населения?» распределились следующим образом (табл. 1).

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук (Конкурс — МК-2019) в рамках проекта проведения научных исследований («Трансформация налоговой стратегии в цифровую эпоху»), проект № МК-3335.2019.6.

Таблица 1. Результаты ответа на вопрос: «Что бы вы предпочли сохранить: одинаковый для всех подоходный налог (13%) или ввести прогрессивный (повышающийся) налог для более доходных групп населения?»

Ответ Частота % от опрошенных

Сохранить одинаковый 491 32

Ввести небольшое повышение для высокодоходных групп 479 32

Ввести небольшое повышение, начиная со среднедоходных групп 48 3

Небольшое повышение для среднедоходных групп и значительное для высокодоходных 169 11

Равномерное повышение, начиная со среднедоходных групп 71 5

Затрудняюсь ответить 219 14

Отказ от ответа 37 2

В с е г о 1514 100

Таким образом, почти треть опрошенных высказываются за сохранение «плоской» шкалы, при этом столько же считают целесообразным ввести небольшое повышение для высокодоходных групп и только 16% респондентов высказались за введение прогрессивной шкалы налогообложения через повышение налоговой ставки, начиная со среднедоходных групп населения.

Особо следует отметить, что более 70% опрошенных считают, что действия государства для сокращения больших разрывов между доходами различных групп населения не эффективны или совсем отсутствуют. Подробные результаты опроса представлены в табл. 2.

Таблица 2. Результаты ответа на вопрос: «Как Вы считаете, достаточно ли эффективны действия государства для сокращения больших разрывов между доходами различных групп населения?»

% от

Ответ Частота опро-

шенных

Достаточно эффективны 94 6

Недостаточно эффективны 577 38

Совсем нет действий 516 34

Затрудняюсь ответить 294 19

Отказ от ответа 33 2

В с е г о 1514 100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В связи с вышесказанным перед государством остается задача, как при сохранении «плоской» шкалы налога на доходы физических лиц бороться с социальной несправедливостью. Еще в декабре 2012 г. Президент РФ В.В. Путин, обращаясь с ежегодным посланием к Федеральному Собранию РФ, предложил сохранить «плоскую» шкалу налога на доходы физических лиц и ввести в России налог на роскошь.

Налогообложение роскоши не является российским изобретением, за рубежом имеется практика применения данного налога. Например, во Франции еще в 1980-х гг. был введен налог солидарности на состояние (impôt de solidarité sur la fortune — ISF), также известный как налог на богатство. В настоящее время налогообложение богатства во Франции осуществляется по определенным ставкам (табл. 3).

Таблица 3. Ставки налога на богатство

Суммарная стоимость имущества Ставка, %

Менее 800 тысяч евро 0

От 0,8 до 1,3 миллиона евро 0,5

От 1,3 — 2,57 миллиона евро 0,7

От 2,57 до 5 миллионов 1

От 5 до 10 миллионов 1,25

Более 10 миллионов 1,5

При расчете налога учитывается следующее имущество:

1) недвижимость (любые недвижимые объекты, как достроенные, так и недостроенные, как жилые, так и нежилые);

2) транспорт (автомобили, яхты, самолеты, вертолеты и даже лошади);

3) драгоценности (ювелирные изделия, золото и драгоценные металлы в слитках);

4) банковские депозиты.

А с 1 января 2018 г. налог солидарности на богатство (ISF) был преобразован в налог на имущество по недвижимости (№1). Налог на имущество по недвижимости рассчитывается путем применения прогрессивной ставки к чистой стоимости имущества, облагаемого налогом, на 1 января 2018 г., т.е. после вычета расходов. К расходам (задолженности) относится:

— приобретение имущества или имущественных прав (ипотека);

— оплата работ по модернизации, строительству, реконструкции или расширения;

— оплата ремонтных работ, фактически понесенных владельцем;

— выплата определенных налогов (например, налог на землю).

Особо следует отметить, что во Франции, кроме налога на богатство, действует прогрессивная шкала подоходного налогообложения, которая охватывает 5 групп налогоплательщиков с диапазоном от 0 до 45% в зависимости от суммы годового дохода. И Франция уже имеет негативный опыт по введению так называемого «налога на сверхдоходы», суть которого заключалась в том, что доход свыше 1 млн евро облагался по ставке 75%. В итоге нововведения не оправдали себя, так как многие богатые люди начали покидать страну и получать другое гражданство, чтобы избежать данного налога, поэтому сейчас повышенный процент подоходного налога для миллионеров отменен.

В Испании налог на богатство ввели после перерыва в 2011 г. При этом богатыми в Испании считаются люди с состоянием стоимостью свыше 700 тыс. евро, а ставка налога колеблется от 0,2 до 2,5%.

В Великобритании действует гербовый сбор — налог на дорогую недвижимость, который уплачивается гражданином при покупке такой недвижимости. Ставка налога зависит от стоимости приобретаемого объекта и составляет от 1 до 5%. В США налог на роскошь множество раз вводился и отменялся. На заре становления этого государства сбор был введен с целью увеличить доходы государства. Позднее, уже в XX в., такой налог вводился для социального выравнивания общества, однако был отменен из-за того, что налогоплательщики смогли найти способы ухода от уплаты налога, покупая предметы роскоши в других странах. В 2010 г. в Соединенных Штатах были выдвинуты законопроекты, предусматривающие новое введение налога на роскошь. Предполагалось, что такие решения должны будут принести в казну около 1,5 трлн долл. Однако на данный момент введение налога на роскошь не рассматривается.

Налог на роскошь в Китае уже долгое время успешно действует, принося значительный доход государству, налог распространяется на различные товары, которые могут быть сочтены предметами роскоши. В результате многие китайцы стараются покупать предметы роскоши за рубежом, и сейчас число таких покупок достигает 80%. Например, в 2012 г. только в Европе туристы из Китая потратили более 55 млрд долл. на приобретение предметов роскоши. Соответственно уже планируется смягчение налога на роскошь, чтобы привлечь китайских потребителей обратно. Кроме того, введен налог на недвижимость, согласно которому от 10 до 15% налога платят граждане, продающие купленный менее двух лет назад дом.

В некоторых других странах специального налога на богатство нет, но акцизами или налогом с продаж облагаются некоторые виды товаров класса люкс. В том числе автомобили, яхты, частные самолеты, драгоценности.

В России первые попытки внедрения налога на роскошь начали предприниматься в 2010 г. Была подготовлена концепция законопроекта, согласно которой предлагалось обложить налогом личный транспорт стоимостью больше 2 млн руб. , земельные участки и жилье стоимостью более 15 млн руб., а также драгоценные металлы, предметы искусства и ювелирные украшения стоимостью более 300 тыс. руб. Однако тогда данный законопроект был отправлен на доработку. Только в 2012 г. был внесен совершенно новый законопроект в Государственную Думу, в котором предлагалось облагать новым налогом на роскошь налогоплательщиков, имеющих расположенные на территории России жилые помещения (строения) и объекты незавершенного строительства, а также земельные участки под такими объектами стоимостью от 30 млн руб. и транспортные средства стоимостью от 3 млн руб. по прогрессивной ставке налога . Но попытка внедрить данный налог тоже закончились неудачей.

В 2013 г. Минэкономразвития и Российский союз промышленников и предпринимателей предложили свои варианты налога на роскошь. Список

попадавших под налог предметов роскоши включал в себя квартиры, загородные дома, земельные участки, а также различные виды транспорта: автомобили, яхты, самолеты и вертолеты. Также отличие состояло в том, что из перечня объектов налогообложения были исключены драгоценности, одежда и мебель из-за сложности учета данных вещей и их оценки. Было исключено имущество, находящееся в собственности государства, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, государственные награды и некоторые другие необходимые для жизни предметы . Но налог на роскошь и в этом варианте не был установлен.

В связи с этим в России с 2014 г. были внесены изменения в существующие налоги путем увеличения ставок налогов на легковые автомобили и на недвижимость.

Условно закон о налоге на роскошь можно разделить на две части:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— первая часть налогового законодательства затрагивает собственников дорогих транспортных средств (точнее легковых автомобилей), изменения были внесены в главу 28 НК РФ «Транспортный налог» с 2014 г.;

— вторая часть налогового законодательства касается владельцев недвижимости, изменения были внесены в НК РФ путем введения главы 32 НК РФ «Налог на имущество физических лиц» с 2015 г.

А теперь подробнее о каждом.

Налог на роскошь в составе транспортного налога устанавливается главой 28 НК РФ и законами субъектов РФ о транспортном налоге.

Транспортный налог обязаны уплачивать владельцы транспортных средств. И «налог на роскошь на транспортные средства» не является отдельным платежом, а предусматривает использование повышенных коэффициентов в зависимости от стоимости автомобиля и года выпуска (табл. 4).

Таблица 4. Повышающие коэффициенты по транспортному налогу

Размер коэф. Средняя стоимость легкового автомобиля С года выпуска прошло

С 01.01.2018

1,1 От 3.000.000 до 5.000.000 руб. включительно Не более 3 лет

2 От 5.000.000 до 10.000.000 руб. включительно Не более 5 лет

3 От 10.000.000 до 15.000.000 руб. включительно Не более 10 лет

3 От 15.000.000 руб. Не более 20 лет

До 31.12.2017

1,1 От 3.000.000 до 5.000.000 руб. включительно От 2 до 3 лет

1,3 От 3.000.000 до 5.000.000 руб. включительно От 1 года до 2 лет

1,5 От 3.000.000 до 5.000.000 руб. включительно Не более 1 года

2 От 5.000.000 до 10.000.000 руб. включительно Не более 5 лет

3 От 10.000.000 до 15.000.000 руб. включительно Не более 10 лет

3 От 15.000.000 руб. Не более 20 лет

Источник: статья 362 НК РФ.

Согласно ст. 362 НК РФ в 2018 г. были удалены два повышающие коэффициента — 1,3 и 1,5, вместо них используется минимальный коэффициент 1,1, а также перечень автомобилей сузился.

Таким образом, налог на роскошь уплачивают владельцы легковых автомобилей со средней стоимостью выше 3 000 000 руб. Средняя установленная цена на автомобиль может отличаться от оплаченной за транспортное средство в реальности и рассчитывается ежегодно Минпромтор-гом.

Список транспортных средств, попадающих под налог на роскошь, пересматривается 1 марта ежегодно и публикуется.

В 2019 г. перечень автомобилей стоимостью свыше 3 млн рублей, которые попадали под повышенный транспортный налог, сократилася до 1 040 единиц за счет исключения 10 моделей Audi, 25 — Mercedes-Benz, 8 -Bentley, 10 — Jaguar&Land Rover и др. До 2018 г. перечень только расширялся и в 2018 г. составил 1 126 легковых автомобилей, в 2017 г. — 909, перечень на 2016 г. содержал 708 машин, а в 2015 г. он насчитывал всего 280 позиций.

Таким образом, для расчета налога на роскошь в части автомобилей необходимо размер базовой ставки транспортного налога умножить на повышающий коэффициент, соответствующий стоимости и году выпуска транспортного средства.

Согласно принятым нормам ставка налога на роскошь начисляется не только на новые, но и подержанные авто.

Налог на роскошь в части недвижимости. До 1 января 2015 г. порядок налогообложения недвижимости физических лиц регулировался Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». В настоящее время этот закон прекратил свое действие. Порядок исчисления налога на имущество физических лиц с 2015 г. осуществляется с учетом положений главы 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ. Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Но налог на роскошь в части недвижимости коснется всех только с 2020 г., когда налоговая база по налогу на имущество будет определяться в виде кадастровой стоимости объектов налогообложения (жилые дома, жилые помещения (квартиры, комнаты), гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства и иные здания, строения, сооружения, помещения), а кадастровая стоимость существенно превышает инвентаризационную стоимость, по которой производится расчет в настоящее время.

Особо следует отметить, что в 2015 г. в 28 субъектах РФ (в том числе Москве и Санкт-Петербурге) уже установили кадастровую стоимость для расчета налога на имущество физических лиц, остальные субьекты должны перейти до 2020 г. Развернутая информация о переходе субъектов РФ по годам на кадастровую стоимость представлена в табл. 5.

Таблица 5. Информация о переходе субъектов Российской Федерации на исчисление налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Год перехода Перечень субъектов Кол-во

2015 Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Коми, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Амурская область, Архангельская область, Владимирская область, Ивановская область, Магаданская область, Московская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Пензенская область, Псковская область, Рязанская область, Самарская область, Сахалинская область, Тверская область, Забайкальский край, Ярославская область, г. Москва, Ханты-Мансийский АО — Югра, Ямало-Ненецкий АО 28

2016 Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия, Ставропольский край, Белгородская область, Брянская область, Вологодская область, Воронежская область, Калининградская область, Камчатский край, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курская область, Ленинградская область, Омская область, Тульская область, Челябинская область, Санкт-Петербург 21

2017 Республика Адыгея, Республика Карелия, Республика Марий Эл, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Краснодарский край, Хабаровский край, Астраханская область, Мурманская область, Оренбургская область, Орловская область, Тамбовская область, Еврейская АО, Ненецкий АО 14

2018 Калужская область, Липецкая область, Пермский край, Ростовская область, Саратовская область, Тюменская область, Ульяновская область 7

2019 Республика Дагестан, Республика Северная Осетия — Алания, Красноярский край, Смоленская область 4

2020 Алтайский край, Томская область 2

Не установлен Республика Алтай, Приморский край, Волгоградская область, Иркутская область, Курганская область, Свердловская область, Чукотский АО, Республика Крым, г. Севастополь 9

Источник: составлено автором на основе https://www.nalog.ru.

Ставки налога устанавливаются представительными органами муниципальных образований в пределах от 0,1 до 2% и в каждом муниципальном образовании свои. Расчет налога по новым правилам физические лица получили только в 2016 г. по итогам 2015 г., поэтому о результатах рано говорить. Однако представим структуру начислений налога на имущество физических лиц (табл. 6).

Таблица 6. Поступление налога на имущество физических лиц, тыс. руб.

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Общая инвентаризационная стоимость строений, помещений и сооружений с учетом коэффициента-дефлятора, по которым предъявлен налог к уплате 12 337 074 241 9 753 328 107 5 234 910 965 3 963 057 464

Общая кадастровая стоимость строений, помещений и сооружений, по которым предъявлен налог к уплате — 44 591 203 281 71 728 386 493 82 322 256 968

Общая кадастровая стоимость строений, помещений и сооружений, по которым предъявлен налог к уплате, с учетом вычетов (в том числе установленных п. 3-6 ст. 403 НК РФ) — 16 035 426 552 47 332 016 184 54 464 171 555

Сумма, подлежащая уплате в бюджет 34 644 875 45 444 262 61 581 574 74 526 256

Источник: составлено автором на основе https://www.nalog.ru

Так можно увидеть, что поступление налога на имущество в 2017 г. увеличилось в 2,15 раза относительно 2014 г.

Что касается налога на роскошь по транспорту, то можно подвести определенные итоги.

Таблица 7. Налог на роскошь в части транспортного налога в РФ

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Количество транс-

портных средств (легковых автомобилей) 31476934 39365750 39205798 39692079 40738889

В том числе

у организаций 1362931 1430522 1442063 1411112 1441071

у физических лиц 30114003 37935228 37763735 38280967 39297818

Количество легковых

автомобилей, облага-

емых налогом на рос- 140167 116155 139845 192587

кошь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В том числе

у организаций 37846 42182 46725 64612

у физических лиц 102321 73973 93120 127975

Сумма транспортного

налога, подлежащая

уплате в бюджет, тыс. 132113171 152502366 162953353 164828408 170946801

руб.

В том числе

Сумма транспортного налога по легковым 90992192 106794728 115022524 119409556 124732124

автомобилям,тыс. руб.

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

организаций 6604945 8087819 8643733 8778368 9289841

физических лиц 84387247 98706909 106378791 110631188 115442283

Сумма «налога на роскошь», тыс. руб. В том числе 5973259 4995103 5480986 6769644

организаций 1666402 1918494 2076329 2604423

физических лиц 4306857 3076609 3404657 4165221

Источник: составлено автором на основании отчетов ФНС № 5-ТН «О налоговой базе и структуре начислений по транспортному налогу» за 2013, 2014, 2015, 2016, 2017 гг.

Данные табл. 7 показывают, что количество легковых автомобилей, облагаемых налогом на роскошь, растет так: если в 2014 г. он составлял всего 0,3%, то в 2017 г. составляет 0,47% от общего количества облагаемых транспортным налогом легковых автомобилей. При этом сумма налога на роскошь в части транспортного налога с легковых автомобилей составляет 5,56% в 2014 г., 4,34% в 2015 г., 4,59% в 2016 г. и 5,43% в 2017 г.

Структура налога на роскошь представлена в табл. 8.

Таблица 8. Состав и динамика поступлений налога на роскошь

Коэф-фици-ент 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Кол-во легковых автомобилей Сумма налога на роскошь, тыс. руб. Кол-во легковых автомобилей Сумма налога на роскошь, тыс. руб. Кол-во легковых автомобилей Сумма налога на роскошь, тыс.руб. Кол-во легковых автомобилей Сумма налога на роскошь, тыс. руб.

1,1 43610 1471007 36668 1152297 33790 994549 43697 1067285

1,3 44432 1654435 33746 1082710 47832 1354728 69257 1574590

1,5 30573 588379 21869 424074 31066 566556 38633 548329

2 18563 1692725 21145 1816297 23621 1955184 36293 2786809

3 2989 566713 2727 519725 3536 609969 4707 792631

Всего 140167 5973259 116155 4995103 139845 5480986 192587 6769644

1,1% 31,11 24,63 31,57 23,07 24,16 18,15 22,69 15,77

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1,3 31,70 27,70 29,05 21,68 34,20 24,72 35,96 23,26

1,5% 21,81 9,85 18,83 8,49 22,21 10,34 20,06 8,10

25 13,24 28,34 18,20 36,36 16,89 35,67 18,84 41,17

3% 2,13 9,49 2,35 10,40 2,53 11,13 2,44 11,71

Всего 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00

Источник: составлено автором на основании отчетов ФНС № 5-ТН «О налоговой базе и структуре начислений по транспортному налогу» за 2013, 2014, 2015, 2016, 2017 гг.

Данные таблицы показывают, что более 60% автомобилей облагается минимальными коэффициентами 1,1 и 1,3, при этом максимальный коэффициент — 3 применяется только для 2% автомобилей, но сумма налога с указанных автомобилей составляет более 11% от суммы налога на роскошь.

В связи с вышеизложенным однозначно можно сказать, что налог на роскошь в России в действующей редакции не решает проблем социальной несправедливости и не обеспечивает серьезных дополнительных доходов в бюджетную систему РФ.

Литература

2. Налоговый кодекс РФ. Ч. 2.

3. Отчеты ФНС № 5-ТН «О налоговой базе и структуре начислений по транспортному налогу» за 2013, 2014, 2015, 2016, 2017 гг.

5. Ахвердова Т.А. Перспективы введения налога на роскошь в России // Аллея науки. 2017. № 7. С. 622-625.

7. Ельцова Е.М. Налог на роскошь: преимущества и недостатки // Аллея науки. 2018. Т. 2, № 4 (20). С. 780-783.

9. Еремина И.В. К вопросу о реформировании транспортного налога в России // Инновационный транспорт. 2014. № 4 (14). С. 37-39.

10. Иванов В.М. К вопросу о введении налога на роскошь в Российской Федерации // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 2015. № 20. С. 124-128.

13. Матвеев Н. Элитное жилье и налог на роскошь // Про недвижимость 35. Май 2012. № 32. URL: http://pro35.ru/article/413/

14. Очаковский В.А. Правовое регулирование налога на роскошь в других странах и введение данного налога в России // Политекс. 2016. № 2. Р. 76-83.

15. Рамазанова Б.К. Социальный аспект налога на роскошь // Теория и практика общественного развития. 2013. № 1.

17. Соловкин С.В. Справедлив ли налог на роскошь? // Высшая школа. 2017. Т. 2, № 2. С. 31-33.

A Luxury Tax: The Practice of Application in Russia and Abroad

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Daria V. Lazutina, University of Tyumen (Tyumen, Russian Federation). E-mail: 72ldv@mail.ru

Kristina A. Bannova, University of Tyumen (Tyumen, Russian Federation). E-mail: k.a.bannova@utmn.ru

Key words: luxury tax, transport tax, state revenues, tax administration.

17. Solovkin, S.V. (2017) Spravedliv li nalog na roskosh’? . Vysshaya shkola. 2 (2). pp. 31-33.

Иллюстративное фото Цены на бензин будут расти, пока люди это не остановят.
С 9 декабря в Беларуси розничные цены на дизельное топливо и автомобильный бензин увеличились на 1 копейку. Это стало двадцать шестым подорожанием за год.
Почему, когда на мировом рынке цены на нефть падают, бензин в Беларуси дорожает с завидной регулярностью? На чем основан этот феномен отечественной экономики?
На вопросы Charter97.org отвечает экономист Леонид Злотников:
— У нас в стране цены на бензин определяются несколькими факторами.
Первое – это глубина переработки нефти. В Беларуси она ниже, чем на заводах Европы. Поэтому одинаковая цена для белорусских и европейских производителей может оказаться для наших НПЗ невыгодной – даже если они ее повысят.
До сих пор одна тонна топлива, полученная отечественными производителями, по себестоимости выше розничной цены на внутреннем рынке. Это неизбежно: НПЗ необходимо было вовремя модернизировать. Государство не находило на это средств и просто перекладывало эту «финансовую поддержку» на плечи потребителей, покупающих автомобильное топливо.

Во-вторых, в Беларуси со стороны власти сложилась такая политика, что автомобиль и топливо для него считаются скорее роскошью, сем средством передвижения.
Автомобильное топливо обкладывается акцизом. Классическое значение акциза – это налог на роскошь, а также на сигареты и алкоголь. Получается, что автомобили в Беларуси обложили налогом на роскошь. То есть, государство не просто стремится к созданию за счет граждан рентабельного производства на НПЗ, но и к тому, чтобы покрыть другие потребности бюджета.
А этих потребностей очень много: государство беднеет, поддержка со стороны России резко снижается и обеспечивать уровень потребления и социальных выплат становится все сложнее.
Поэтому рост цен на бензин будет перманентным: сейчас их повышают ради рентабельности НПЗ, а затем будут это делать ради других потребностей государства.
— Почему «Белнефтехим» избрал такую тактику – поднимать цены на копейку? И даже проводил опрос: стоимость топлива лучше увеличивать сразу или поэтапно?
— Знаете, это обычный страх. Страх перед потребителем, перед простыми белорусами.
Помните, что произошло, когда в 2011 году начали повышать цены на бензин? Водители ответили акцией «Стоп бензин!». Автомобилисты начали устраивать забастовки: медленно ехать по центральному проспекту, собираться в большом количестве, сигналить. Весть центр Минска гудел. Это были демонстрации, которых больше всего боится власть.
Ведь это – не политические акции, а социальный протест, который охватывает широкие слои населения.
Думаю Лукашенко, испугавшись, сказал: «Вы там повышайте, но потихоньку». И «Белнефтехим» не может этого не выполнить.
— Но ведь люди умеют считать… Например, независимые журналисты выяснили, что цена на топливо в Беларуси за десять лет выросла в шесть раз.
— Цены выросли не только на бензин. Они выросли на все. И я думаю, что больше, чем в шесть раз за десять лет.
Я как-то проводил подсчеты: за пять предыдущих лет цены выросли в восемь раз. И это – два года назад. Теперь ситуация еще сложнее.
Цены в Беларуси растут все время и на все: такова политика правительства. Власти занимаются «повышением» номинальных доходов населения независимо от возможностей экономики. В итоге возникает инфляция, обесценивание денег, быстрый рост цен на товары и услуги. Это уже стало традицией в Беларуси.
Поэтому все будет дорожать – пока что-то не измениться капитально в этой экономике.
— С учетом этого – до каких показателей может подняться цена на бензин? Ведь дешевой нефти из России, как в «тучные годы», уже не будет.
— До какой степени будут расти цены на бензин? Пока люди будут это терпеть. И пока они позволяют властям продолжать эту политику.
И цены будут расти не только на бензин – на все. Они и так потихоньку повышаются на все. И каждые 4-5 лет удваиваются.
— Вы сказали: «пока люди будут это терпеть». Как скоро терпение может закончиться?
— Революция «пустых желудков» начинается, когда желудок уже не наполняется. Когда уже самые первичные потребности – поддержать жизнь, поесть – не удовлетворяются.
Такого типа революционная ситуация возникает, когда не 5-10, а 50-60% населения окажутся за такой чертой, что их самые первичные потребности не могут быть удовлетворены. И главным образом – потребности в пище.

Белорусская статистика эту цифру дает неточно (по данным Белстата, более 3 миллионов белорусов, или почти 34% от общей численности населения, не могут позволить себе минимальный набор товаров и услуг – ред.).
А вот в России, например, 40% населения работает только на еду. И при этом мы видим, как там нарастает протестная активность, становятся популярными лозунги против режима и быстро падает рейтинг Путина.
Если в Беларуси половина населения будет работать только на еду – то и у нас произойдет очень сильный рост протестных настроений.

7 марта 2017#Физлица

Минпромторгом России определен список дорогих а/м, по которым необходимо платить повышенный налог в 2017 году.

На сайте Минпромторга России опубликован перечень легковых автомобилей стоимостью свыше 3 млн рублей, транспортный налог на которые в 2017 году необходимо будет исчислять с учетом повышающего коэффициента.

Согласно новому перечню список дорогостоящих автомобилей расширен по сравнению с предыдущим годом. В 2016 году в списке было 708 машин, теперь — 909 автомобилей. Больше всего выросло количество автомобилей стоимостью от 5 до 10 млн рублей. В 2016 году в нее входило 238 наименований, теперь — 320. Также существенно выросло количество автомобилей стоимостью от 3 до 5 млн.руб. По сравнению с 2016 годом перечень дополнился 70 новыми автомобилями.

Напомним, повышающие коэффициенты на дорогостоящие авто установлены с 1 января 2014 года и зависят от стоимости автомобиля и количества лет, прошедших с года его выпуска.

Для авто стоимостью 3-5 млн рублей коэффициент, повышающий ставку транспортного налога, составляет от 1,1 до 1,5 для категории от 5 до 10 млн рублей — 2, а для более дорогих автомобилей — 3.

За 2017 год организации должны оплачивать авансовые платежи по транспортному налогу с учетом повышающего коэффициента, а физические лица получат налоговые уведомления на уплату налога в 2018 году.

Более подробно про транспортный налог для физических лиц можно узнать .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх