Куперс

Бухучет и анализ

Мониторинг финансового состояния предприятия

На современном этапе интенсификации производства во всем мире возникает проблема диагностики системы (организации). Диагностика состояния организации, проводимая с целью определения характеристик различных сторон ее деятельности, предполагает сбор и анализ большого объема разнообразной информации. Любая организация старается развиваться по рассчитанной траектории к определенной цели. Однако в реальной жизни запланированный процесс достижения цели подвергается различным воздействиям внешней и внутренней среды, в связи с чем, возникают отклонения реальной траектории развития организации от ранее запланированной. Причем эти отклонения могут иметь как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность организации.

Для осуществления организационной диагностики организации будем рассматривать процесс ее функционирования на дискретном пространстве состояний S, которое включает три непересекающиеся области, что можно представить формулой:

S = SN + S + + S ¯,

где SN – подмножество нормальных состояний организации, определенных плановой траекторией развития;

S + — подмножество отклонений от плановой траектории, способствующих более эффективному развитию предприятия. Данная область соответствует развивающимся предприятиям, финансово-устойчивым, гарантирующим постоянную платежеспособность, расширяющим сферу своей деятельности и использующим перспективные технологии.

S ¯ — подмножество отклонений от плановой траектории, способствующих развитию кризисного состояния предприятия. Данная область соответствует предприятиям, которые находятся на грани банкротства, характеризуются снижением объемов продаж (производства), проблемами с выплатой долгов и зарплаты, конфликтными ситуациями.

Каждую область можно характеризовать по степени отклонения от нормального (планового) состояния (табл. 5.1).

Таблица 5.1. Возможные состояния фирмы

S +

S ¯

1. Выход на устойчивый режим функционирования предприятия.

2. Оптимизация производства и существенные инновации.

3. Значительное расширение предприятия.

4. Достижение высокой степени развития предприятия.

1. Снижение прибыли. Скрытая стадия кризиса.

2. Первые симптомы кризиса. Первые убытки.

3. Неустойчивое положение на рынке.

4. Явное кризисное состояние.

Таким образом, введенная система состояний позволяет описать реальное состояние организации в различных сферах деятельности (рис. 5.1).

Рисунок 5.1. Общая схема проведения диагностики

Проведение диагностического анализа наиболее удобно осуществлять с помощью диагностических таблиц или экспертизы. Однако диагностические таблицы достаточно сложно составить. Поэтому на практике наиболее часто используют экспертные методы. По результатам анализа строится диагностический профиль организации, характеризующий различные стороны ее деятельности.

Рассмотрим алгоритм организационной диагностики на примере виртуального производственного предприятия «Альфа”.

1. Выделение сфер деятельности организации

На первом этапе эксперты, анализируя функционирование организации, выделяют те функциональные области, в которых организация осуществляет свою деятельность. Для диагностируемой организации выделены следующие функциональные области и введены следующие обозначения сфер деятельности организации:

F 1 – производственная деятельность;

F 2 – финансовая деятельность;

F 3 – снабжение материально-техническими ресурсами;

F 4 – управленческая деятельность;

F 5 – маркетинговая деятельность;

F 6 – технологическая политика;

F 7 – управление персоналом;

F 8 – инновационная деятельность;

F 9 – рекламная деятельность;

F 10 – организационное поведение и имидж организации.

2. Определение шкалы оценки для экспертной оценки

Эксперты будут осуществлять оценку успешности деятельности диагностируемой организации по девятибалльной шкале (рис.5.2).

Рисунок 5.2. Оценочная шкала экспертизы

Так как результаты оценки экспертов будут усредняться и не всегда будут целочисленными, необходимо определить диапазон отнесения средних значений к точкам введенной шкалы.

где х – среднее значение оценки экспертов данной функциональной области.

3. Получение экспертных оценок (экспертиза)

Проведем оценку различных аспектов деятельности организации по результатам опроса группы экспертов. Эксперты осуществили оценку различных сфер деятельности предприятия по девяти балльной шкале. Результаты экспертизы представлены в таблице 5.2.

Таблица 5.2. Экспертные оценки состояния сфер деятельности предприятия

эксперты

F 1

F 2

F 3

F 4

F 5

F 6

F 7

F 8

F 9

F 10

4. Обработка результатов экспертизы

Для получения средних значений оценок экспертов применим известные формулы математической статистики:

средний балл оценок:

дисперсия индивидуальных балльных оценок:

где xij — оценка, выставленная j-м экспертом, i-ой сфере деятельности организации;

x i– средняя оценка экспертов i-ой сферы деятельности организации.

Степень согласованности мнений экспертов, при оценке i-ой сферы деятельности организации, оценим коэффициентом вариации:

При этом, если все vi< 0,3, то степень согласованности мнений экспертов считается удовлетворительной.

В результате обработки результатов экспертизы получим показатели средних результатов, значения которых приведены в таблице 5.3.

Таблица 5.3. Показатели среднего результата

Анализ значений коэффициента вариации позволяет считать степень согласованности экспертов удовлетворительной. Экспертные оценки деятельности предприятия в различных сферах дают возможность определить реальное его состояние, и оформить результаты диагностики в виде таблицы 5.4.

Таблица 5.4. Результаты диагностики

5. Построение диагностического профиля организации

На основании оценки различных сфер деятельности предприятия построим его диагностический профиль (рисунок 5.3).

Рисунок 5.3. Диагностический профиль организации

Охарактеризуем ситуацию на предприятии, используя диагностический профиль и результаты экспертизы.

1. В сферах производственной и финансовой деятельности, технологической политики, снабжения предприятия производственными ресурсами: увольнение сотрудников, убытки, спад производства, отсутствие новых технологических решений, несвоевременное и некачественное обеспечение производственного процесса материалами и техникой.

2. В сфере маркетинговой политики: из-за отсутствия маркетинговой стратегии произошла утрата значительной доли рынка, производство не конкурентоспособной продукции из-за отсутствия достоверной информации о конъюнктуре и требованиях рынка.

3. В сфере рекламной деятельности: отсутствие рекламной стратегии и подразделений в структуре предприятия, занимающихся рекламной деятельностью, затрудняет продвижение продукции предприятия на рынке. Большие проблемы существуют в области организационного поведения.

4. В сферах управленческой и инновационной деятельности и управления персоналом: происходят попытки определения новых путей и решений, разработки стратегии развития предприятия, кадровые перестановки в управленческих и производственных подразделениях.

Таким образом, общая характеристика ситуации на предприятии может быть охарактеризована как близкая к кризисной и требует оперативного вмешательства во многие сферы деятельности предприятия.

6. Построение дерева проблем

После построения и анализа диагностического профиля выделяются основные проблемы, имеющиеся в организации. Для нашего примера наиболее значимыми являются проблемы организационного поведения и рекламной деятельности, которые находятся в проблемной зоне. Для данных проблем строятся деревья проблем, путем декомпозиции базовой (основной) проблемы до уровня корневых проблем.

Для проблем в области организационного поведения это дерево может иметь следующий вид (рисунок 5.4).

Рисунок 5.4 Дерево проблем для организационного поведения

Для проблем в рекламной области дерево проблем может иметь следующий вид (рисунок 5.5).

Рисунок 5.5. Дерево проблем для рекламной деятельности

7. Построение дерева решений

После выделения корневых проблем строят дерево решения корневых проблем. При этом деревья решений строятся для тех корневых проблем, которые определены экспертами как наиболее значимые. Дерево решений может иметь графическое представление (рис.5.6) или быть представлено в табличной форме (табл.5.5).

Рисунок 5.6. Графическое представление дерева решений

Затем выбирается стратегия ликвидации корневых проблем uij, имеющая максимальную эффективность fij, т.е. uij → max { fij}.

Таблица 5.5. Табличная форма представления дерева решений

Примечание. При выделении сфер деятельности организации можно воспользоваться следующим перечнем, который можно расширить:

F 1 – производственная деятельность (торговая);

F 2 – производственная деятельность (закупочная);

F 3 – финансовая деятельность;

F 4 – снабжение материально-техническими ресурсами;

F 5 – управленческая деятельность;

F 6 – маркетинговая политика;

F 7 – технологическая политика;

F 8 – управление персоналом;

F 9 – рекламная деятельность;

F 10 – организационное поведение и имидж организации;

F 11 – перспективное и текущее технико-экономическое планирование;

F12 – управление капитальным строительством, ремонтом зданий и сооружений;

F 13 – управление социальным развитием коллектива предприятия;

F 14 – информационное обеспечение управленческой деятельности;

F 15 – правовое обеспечение управленческой деятельности;

F 16 – инновационная деятельность;

F 17 – управление качеством продукции;

F 18 – организация сервисного обслуживания;

F 19 – управление охраной окружающей среды;

F 20 – управление учетом и отчетностью;

F 21 – управление делопроизводством;

F 22 – логистическая деятельность.

Выходные данные:

Григан А.М. Управленческая диагностика: теория и практика: Монография / А.М. Григан. Ростов н/Д: Изд-во РСЭИ, 2009. 316 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх