Куперс

Бухучет и анализ

Морфологический метод



В статье рассмотрено применение метода морфологического анализа при изучении интеллектуальных активов.

Ключевые слова: морфологический анализ, интеллектуальные активы, эвристические методы, экспертные оценки, этапы морфологического анализа

Развитие высокоинтеллектуальных технологий может сделать страну самой конкурентоспособной в мире. Это подтверждает пример небольших по территории стран — Финляндии и Швейцарии. Так, развитие мобильной телефонии и Интернета, по данным доклада, подготовленным Всемирным экономическим форумом и Гарвардским университетом, сделало наиболее конкурентоспособной в мире Финляндию . В современном мире снижается роль материального производства, происходит расширение сектора информационных услуг, осуществляется преобразование человеческой деятельности , преобладают такие факторы производства, как НИОКР, информация, знания, имидж компании и деловая репутация, уровень технологий, совокупность материализованных инноваций, базы данных, уровень обучения персонала и их деловые качества. Эти факторы производства формируют истинную стоимость компании, так как рыночная стоимость компании складывается из стоимостей материальных активов (удельный вес — 5–35 %) и нематериальных активов (доля — 65–95 %), при этом стоимость нематериальных активов может превосходить над материальными активами.

Зарубежные компании раскрывают в финансовой отчетности информацию о будущем состоянии предприятия, о том, что поможет добиться конкурентных преимуществ над другими предприятиями: исследовательские разработки; инновации и подходы к управлению ими; репутация бренда; информация о степени удовлетворения клиентов и т. п.

Интеллектуальные активы являются ключевым фактором производства и развития современного предприятия; основой для будущего роста; главными источниками конкурентных преимуществ и успеха компании. Они определяют конкурентоспособность, способность к развитию, могут оказать влияние на инвестиционную привлекательность предприятия, представлять в качестве гаранта инвестиции, увеличивать денежный поток и др. Их следует рассматривать как уникальные ресурсы. Только благодаря их уникальному характеру и грамотному управлению интеллектуальными активами существует возможность в будущем получить стабильный доход, значительно увеличить рентабельность бизнеса и обеспечить отрыв от конкурентов.

Управление интеллектуальными активами — совокупность действий, нацеленных на обеспечение оперативного планирования, организации и контроля процессов создания и использования интеллектуальных активов предприятия, а также побуждение процессов увеличения этих активов . Процесс управления включает в себя: идентификацию интеллектуальных активов и их оценку.

Идентификация интеллектуальных активов предполагает следующее: — дать конкретное определение; — определить структуру, т. е. перечислить активы, которые удовлетворяют определенным критериям.

Для достоверной оценки необходимы соответствующие методы измерения . Для этого необходимо обратиться к международной практике, так как накоплен значительный опыт. В зарубежной практике все существующие методы К. Свейби объединил в 4 группы: методы прямого измерения (оценка происходит посредством идентификации различных компонент по отдельности или совместно); методы рыночной капитализации (путем сопоставления рыночной и балансовой стоимости компании); методы отдачи на активы (доходность активов предприятия сравнивается с аналогичными отраслевыми показателями или с показателями конкурентов); методы подсчета очков (происходит распределение баллов по компонентам, затем учитывается весомость каждой компоненты и рассчитывается средневзвешенный балл) , . Наиболее распространенными методами среди них являются:

‒ коэффициент Тобина — отношение рыночной стоимости объекта к стоимости его замещения;

‒ сбалансированная система показателей (Дейвид П. Нортон и Роберт С. Каплан) — оценка осуществляется по четырем показателям: финансы, клиенты, внутренние процессы и обучение;

‒ методика консалтинговой фирмы Ernst&Young «Measures that Matter» — оценка происходит с учетом 8 показателей: корпоративная культура; политика оплаты труда в отношении высшего менеджмента; сила маркетинговой позиции; результативность совершенствования продуктов; качество менеджмента; качество коммуникаций с инвесторами; качество продуктов и услуг; удовлетворение потребностей клиентов;

‒ модель Б. Лева «Value Chain Blueprint» — оценка производится через способность предприятия к инновациям, учитывая 9 показателей: внутренняя способность к обновлению; накопленные, приобретенные способности; интеллектуальная собственность; технологическая реализуемость инноваций; деловая сеть; клиенты; деятельность в Интернете; эффективность; перспективы роста;

‒ метод интеллектуальной добавленной стоимости А. Пулика — оценка результативности применения таких ресурсов, как добавленная стоимость физического капитала, добавленная стоимость человеческого капитала и добавленная стоимость структурного капитала;

‒ навигатор «Скандия» (Л. Эдвинсон и М. Мэлоун) — индикаторный подход; оценка по 167 индикаторам, касающихся пяти показателей: финансы, клиенты, обновление и развитие, люди и др.

В составе интеллектуальных активов наибольшую роль играет деловая репутация, следовательно, необходимо уделять наибольшее внимание процессу управления. В международной практике созданы следующие модели управления деловой репутацией:

1) модель «The RepTrak» (Ч. Форбрун) — происходит сопоставление репутации различных организаций и их результатов по 23 ключевым показателям эффективности, подразделяющимся на такие группы, как товары и услуги, производительность, инновации, качество управления, корпоративная этика;

2) модель «Брэди» (А. Брэди, 2005 г.) — заключается в самостоятельной разработке предприятием методов количественной оценки хозяйственной деятельности для мониторинга изменений, происходящих с деловой репутацией;

3) модель «The MacMillian SPIRIT» (К. Макмиллан) имеет четыре группы показателей: 1) показатели прошлой деятельности — «показатели опыта» и «внешние показатели»; 2) показатели будущей деятельности — «динамика индикаторов» и «эмоциональные показатели»;

4) модель «Honey» (Г. Хани, 2006) — для выявления зон потенциального риска. Основой метода выступают четыре показателя: «показатели производительности» — индикаторы управления; «показатели устойчивости»; «показатели «ожидания» — приоритетные показатели; «показатели ассоциируемости».

Не все элементы интеллектуальных активов можно количественно измерить (т. е. выразить в виде цифр), то в этих случаях прибегают к экспертным опросам, т. е. эвристическим методам. В качестве такого метода выступает морфологический анализ, разработанный Ф. Цвикки .

Метод морфологического анализа считается эвристическим методом, основывающимся на экспертных оценках. Его предназначение состоит в поиске наиболее важных решений , .

Морфологический анализ осуществляется путем разложения наблюдаемого объекта на составные элементы (т. е. выделяются основные признаки), образования множества различных альтернативных направлений, их сочетания между собой и выбора различных вариантов решения из всех возможных, представляющих практический интерес , , , .

Реализация данного метода происходит в несколько этапов:

  1. Четко сформулировать проблему, которую необходимо решить.
  2. Подробный анализ всех важных параметров.
  3. Создание морфологического ящика в виде матрицы, который включает все возможные решения проблемы. Общее количество возможных решений — произведение количества всех параметров по строкам.
  4. Рассмотрение всех полученных решений.
  5. Выбор необходимых определенных решений и их осуществление , .

Достоинства метода морфологического анализа: применение небольшого количества информации; существует возможность использования общих критерий для оценки принимаемого решения; наличие принципа комбинаторного подхода; нахождение максимального числа решений , .

Применение методики морфологического анализа позволит обеспечить системный подход и более полный и детальный анализ .

Также метод морфологического анализа Ф. Цвикки можно применить и при изучении интеллектуальных активов (табл. 1).

Таблица 1

Морфологический анализ интеллектуальных активов

Признак

Характеристика признака

Разобраться в понятиях

ИК

ИА

ИС

НМА

ИП

Структура ИК по:

Т. Стюарт

К. Свейби

Э. Брукинг

Л. Эдвинсона и М. Мэлоуна

Направление исходя из названия НИР

Бухгалтерский учет ИА

Аудит ИА

Бухгалтерский учет ИА

НИОКР

Деловая репутация

Собственно ИА

Инновационный цикл

Наука

Производство

Потребление

Наука

Фундаментальные исследования

Поисковые исследования

Прикладные исследования

Технические разработки

Производство

Освоение новшеств

Собственно производство

Потребление

Распространение новшеств

Использование новшеств

Принадлежность к отрасли

Промышленность (заводы)

Образование (институты)

Научные и научно-технические организации

Оборона

По субъектам

Юридическое лицо

Физическое лицо

Физическое лицо

Индивидуальный предприниматель (открыть свою структуру)

Договорные отношения (идти в ВУЗ)

Научные и научно-технические организации

По содержанию работ (деятельности)

По масштабам работ

По степени охвата процесса «наука-производство»

По степени специализации, профилю

По степени юридической и оперативно-хозяйственной самостоятельности

По характеру конечного продукта

Методы оценки ИК

Метод прямого измерения ИК

Метод отдачи на активы

Метод подсчета очков

Метод рыночной капитализации

Классические методы (затратный подход; доходный подход; рыночный подход)

Коммерциализация ИС

Внутреннее использование (участие во внутренних бизнес-процессах)

Внешнее использование

Внешнее использование

Вклад ИА в уставный капитал других предприятий

Передача прав на ИА по лицензионным договорам

Продажа ИА

Франчайзинг ИА

Лизинг ИА

Степень отчуждения от создателей

Отчуждение (уступка)

Передача

Передача прав

Исключительная

Неисключительная

Договора

Договор об отчуждении исключительного права

Лицензионный договор

Договор коммерческой концессии

Договор авторского заказа

Лицензионный договор

Простая (неисключительная) лицензия

Исключительная лицензия

Сублицензионный договор

Управление ИК

Создать отдельную подсистему управления ИА

Не создавать отдельную подсистему управления ИА

Функции управления ИК

Управление формированием и развитием ИК

Управление коммерциализацией ИК

Защита ИС/Виды прав

Авторское право

Права, смежные с авторскими

Патентное право

Права на селекционные достижения

Права на топологии интегральных микросхем

Права на секреты производства (ноу-хау)

Права на средства индивидуализации

Примечание: ИК — интеллектуальный капитал; ИА — интеллектуальные активы; ИС — интеллектуальная собственность; НМА — нематериальные активы; ИП — интеллектуальный потенциал; НИОКР — научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; НИР — научно-исследовательская работа.

В заключение следует еще раз повторить тезис о необходимости выполнения оценки степени риска во всех случаях, когда есть основания сомневаться в точности подготовленных исходных данных. В первую очередь это должно относиться к проектам, осуществление которых предполагается в условиях общей нестабильности. Таким образом, морфологический анализ непременно способствует более рациональному выбору и позволяет принять правильное решение.

Литература:

Морфологический подход.
Метод поиска решений
творческих задач
1. Морфологический подход.

2. Пример 1 — конструкторская задача:
— двумерная матрица
— модели часов
— поиск решения
3. Пример 2 – организационная задача.
4. Пример 3 – техническая задача.
5. Правила составления матрицы.
6. Недостатки метода.
Пример 2
позволяет синтезировать конструкции устройств, обладающих нужными качествами.
В простом случае составляется двухмерная матрица (содержащая 2 оси или
2 главных показателя). По обоим осям откладываются все возможные варианты
исполнения устройств, веществ или полей, характеризующих заданные показатели.
Затем рассматриваются все возможные сочетания элементов
по каждой оси.
70
60
50
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
Вариант 1
40
Признак А
баллы
баллы
баллы
Признак Б
баллы
баллы
баллы
20
Признак В
баллы
баллы
баллы
10
Признак Г
баллы
баллы
баллы
0
Признак Д
баллы
баллы
баллы
Вариант 2
30
Вариант 3
Параметр Параметр Параметр Параметр Параметр
А
Б
В
Г
Д
Содержание
двухмерная матрица на объект «наручные часы»
Требуется придумать оригинальную конструкцию корпуса
электронных часов. В качестве главных осей выберем:
форма корпуса и материал циферблата часов.
Составим двухмерную матрицу на объект «часы».
Форма
корпуса
ПрямоуКруглая
Материал гольная
циферблата
Овальная
Шарообразная
В виде
Кольце- предмета
вая
(авторучка,
сигарета)
Тонкая
плёнка
Оргстекло
Кварц
Цветное
Металл
Стекло
Пластилин
Слой воздуха
При заполнении строк и столбцов матрицы необходимо вводить
не только известные исполнения элементов осей, но и новые,
неожиданные, несуществующие (пока).
Содержание
(рассмотрите наглядные примеры)
Содержание
(рассмотрите наглядные примеры)
Содержание
требуется получить из матрицы
оригинальную конструкцию
Выберем 1-й элемент столбца – оргстекло.
Поочередно соединив его с элементами строки, получим:
– прямоугольный корпус с циферблатом из оргстекла – известная конструкция;
– круглый, овальный – то же самое;
– шарообразный корпус с циферблатом из оргстекла. Это могут быть бусы-часы,
клипсы-часы, часы типа луковицы, часы-перстень и т.д.;
– кольцевые часы с циферблатом из оргстекла – известные часы-браслет.
Форма
корпуса
Материал Прямоуциферблата гольная Круглая
Оргстекло
+
+
Овальная
Шарообразная
+
+
В виде
предмета
Кольце- (авторучка,
вая
сигарета)
+
+
Тонкая
плёнка
+
Кварц
Цветное
Металл
Стекло
Пластилин
Слой воздуха
Содержание
требуется получить из матрицы
оригинальную конструкцию
Рассмотрев все варианты циферблата из оргстекла, переходим к кварцу, стеклу и т.д.
Рассмотрев все возможные сочетания циферблатов с вариантами корпусов часов, оцениваем
варианты. Из рассмотренной двухмерной матрицы можно получить
7х7=49 вариантов корпусов часов!
Форма
корпуса
ПрямоуКруглая
Материал гольная
циферблата
Овальная
Шарообразная
В виде
Кольце- предмета
вая
(авторучка,
сигарета)
Тонкая
плёнка
Оргстекло
+
+
+
+
+
+
+
Кварц
+
+
+
+
+
+
+
Цветное
+
+
+
+
+
+
+
Металл
+
+
+
+
+
+
+
Стекло
+
+
+
+
+
+
+
Пластилин
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Слой воздуха
Оценка вариантов и выбор наиболее оригинального производится экспертно.
Содержание
организационная задача
«Как отметить ученика, плохо ведущего тетрадь»
Можно поставить двойку, но это мало улучшит дело. Поищем более эффективный
способ борьбы с лентяем.
Цель: найти комплексный метод воздействия на ученика, плохо оформляющего тетрадь.

1. Основными направлениями воздействия (параметрами) выберем:
наказание, поощрение, распространение опыта, выявление черт характера.
2. Составим морфологическую матрицу.
РЕАЛИЗАЦИЯ
ПАРАМЕТР
Наказание
Плохая
отметка
Выставить
с урока
Оставить
Вызвать
после
родителей
уроков
Поощрение
Купить и Поставить Наградит
Похвалить
наградить хорошую
ь 1 кг
на будущее
пирожками отметку
соли
Распространение опыта
Вывесить
Издать Организова
Сообщить в
тетрадь на информ. ть обмен
стенгазету
обозрение листок
опытом
Выявление
черт характера
Гениальность
Авантюрность
Нахальство
Самостоятельность
Содержание
организационная задача
«Как отметить ученика, плохо ведущего тетрадь»
3. Синтезируем новые варианты действий:
купить пирожков и сообщить в стенгазете о появлении гениальной личности;
купить пирожков, вывесить тетрадь на видное место и сообщить о появлении гения и т.д.
Таких вариантов будет
РЕАЛИЗАЦИЯ
(4 + 3) 4 5 = 140
ПАРАМЕТР
вариантов!
Наказание
Плохая
отметка
Выставить
с урока
Оставить
после уроков
Вызвать
родителей
Поощрение
Купить и
наградить
пирожками
Поставить
хорошую
отметку
Наградить
1 кг соли
Похвалить на
будущее
Распространение опыта
Сообщить в
стенгазету
Вывесить
тетрадь на
обозрение
Издать
информ.
листок
Организовать
обмен опытом
Выявление
черт характера
Гениальность
Авантюрность
Нахальство
Самостоятельность
Пересмотр на уроке всех 140 вариантов вряд ли
возможен, поэтому выбор целесообразно
производить, определив в каждой строке по
одному, наиболее привлекательному.
Содержание
организационная задача
«Как отметить ученика, плохо ведущего тетрадь»
4. Коллективным обсуждением выбираем самое интересное сочетание параметров, например:
наградить килограммом соли, выпустить молнию (информационный листок)
с информацией о появлении чересчур самостоятельной личности.
Выбор варианта в классе производится путем
коллективного обсуждения.
РЕАЛИЗАЦИЯ
ПАРАМЕТР
Наказание
Плохая
отметка
Выставить
с урока
Оставить
после
уроков
Вызвать
родителей
Поощрение
Купить и Поставить
Наградить Похвалить
наградить хорошую
1 кг соли на будущее
пирожками отметку
Распространение опыта
Вывесить
Сообщить в
тетрадь на
стенгазету
обозрение
Выявление
черт характера
Гениальность
Авантюрность
Издать Организоват
информ.
ь обмен
листок
опытом
Нахальство
Самостоятельность
Содержание
техническая задача задача
«Создания транспортного средства – снегохода»
1. Определяем параметры – морфологические признаки, от
которых зависит решение; составляем их список: А, Б, В, Г, Д.
2. По каждому признаку возможны варианты: А1 (двигатель
внутреннего сгорания), А2, А3, А4 и т.д.;
Б1, Б2, Б3, Б4 и т.д.; В1, В2 – на двигатель, В3 и т.д.
Содержание
техническая задача задача
«Создания транспортного средства – снегохода»
3. Сочетание одного из возможных вариантов морфологического признака с другим от каждого
признака дает одно из возможных технических решений. На основе списка строим матрицу:
А1, А2, А3, А4; Б1, Б2, Б3, Б4; В1, В2, В3; ….
РЕАЛИЗАЦИЯ
ПАРАМЕТР
1
2
3
4
Двигатель
А
Двигатель внутреннего
сгорания
Газовая
турбина
Электро- Реактивный
двигатель двигатель
Движитель
Б
Воздушный винт
Гусеницы
Опора кабины
В
Опора на снег
Управление
Г




Задний ход
Д




Лыжи

Опора на Опора на
двигатель движитель
Снегомёт
Опора на
лыжи
Эта матрица — символическая форма описания возможных решений.
Каждый вариант конструкции определяется набором элементов из разных строк.
Так, вариант А1 Б2 В2 Г2 будет снегоходом с ДВС, на гусеничном ходу,
с опорой кабины на двигатель.
Содержание
техническая задача задача
«Создания транспортного средства – снегохода»
Число всех возможных вариантов = произведению количества элементов в каждой из строк:
N=4 4 3
РЕАЛИЗАЦИЯ
ПАРАМЕТР
1
2
3
4
Двигатель
А
Двигатель внутреннего
сгорания
Газовая
турбина
Электро- Реактивный
двигатель двигатель
Движитель
Б
Воздушный винт
Гусеницы
Опора кабины
В
Опора на снег
Управление
Г




Задний ход
Д




Лыжи
Опора на Опора на
двигатель движитель
Снегомёт
Опора на
лыжи
5. Приступаем к определению функциональной ценности
вариантов решений. Это трудоемкая и ответственная задача.
Анализ вариантов решений позволяет выбрать наиболее
рациональные, приемлемые в конкретных условиях.
Содержание
1. Четко сформулировать
цель задачи.
Указать ограничения,
область применения,
требуемые характеристики
2. Выявить основные
параметры,
характеризующие объект
(или функции, которые
объект должен выполнять).
Записать эти параметры в
левый столбец матрицы
4. Синтезировать новые
технические решения путем
поочередного составления
комбинаций из элементов
каждой строки матрицы
5. Проанализировать все
полученные решения и
выбрать те, которые отвечают
условиям задачи
3. Для каждого из параметров
(функций) выявить устройства,
вещества или поля
(электрическое, магнитное,
тепловое, механическое и т.д. ),
реализующие этот параметр.
Записать их в строках правого
столбца матрицы
Содержание

1. Какие часы показывают время абсолютно точно два раза в сутки?
2. Лесорубы пилят бревна на метровые куски. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5м?
3. В юношеской библиотеке полмиллиона книг и 50 тыс. читателей. Для библиотеки построено новое здание. Как переехать с наименьшими затратами?

Многим изобретателям приходила на ум заманчивая идея: а нельзя ли получить для каждой задачи список всех возможных вариантов решения? Ведь имея такой перечень, не рискуешь что-либо упустить.

В 1942 г. швейцарский астроном Ф. Цвикки предложил метод поиска решений технических задач, названный им морфологическим (типологическим) анализом (морфологический — касающийся внешнего вида или строения, т.е. формы). С помощью этого метода за короткое время ему удалось получить значительное количество оригинальных технических решений в ракетостроении, чем он очень удивил ведущих специалистов и руководителей своей фирмы.

Суть метода — выявление нескольких морфологических (типовых, видовых, отличительных) признаков (параметров), значимых для решаемой задачи, и составление всех возможных сочетаний этих признаков.

Признаки можно расположить в форме таблицы, называемой морфологическим ящиком (матрицей). Это позволяет лучше представить себе поисковое поле решения задачи.

В результате направленного и системного анализа генерируется новая информация, которая при простом переборе вариантов ускользает от внимания.

Этапы решения задачи с помощью морфологического анализа ее параметров.

1. Выделяем все значимые для каждого из вариантов решения задачи параметры.

2. Определяем шкалу значимости для каждого параметра (фактора).

3. Экспертно оцениваем в баллах значимость каждого фактора в пределах выбранной шкалы.

4. Складываем экспертные оценки по всем параметрам и по сумме баллов определяем, какой из вариантов предпочтительнее.

Пример. Решение задачи выбора профессии (или специальности) после окончания школы методом морфологического анализа. Допустим, ученика интересуют три профессии: 1) инженер-авиаконструктор, 2) наладчик ЭВМ, 3) водитель грузовика на междугородных рейсах. Эти номера вариантов профессий запишем в морфологическую матрицу (см. с. 40). В каждой профессии есть свои достоинства и недостатки. Какую из них выбрать?

Для решения задачи выберем наиболее значимые (для данного ученика) параметры и запишем их в морфологическую матрицу. Мы выбрали пять параметров, но их число может быть намного больше.

Во второй колонке запишем шкалу значимости (балл), по которой будем оценивать параметры. Необходимо отметить, что каждый из приведенных в примере параметров имеет разную значимость для разных людей. Поэтому при самостоятельном заполнении таблицы значения параметров будут различными.

В нашем примере наиболее значимый параметр — величина зарплаты, на втором месте — престижность и на третьем — возможность заниматься творческой работой. Остальные параметры оцениваются по более низким шкалам.

Наиболее значимые параметры Значимость параметра,балл Варианты профессий
1.Зарплата 100 80 95 100
2.Престижность 90 85 80 60
3.Возможность заниматься самостоятельной творческой деятельностью 100 100 70 30
4.Режим работы 80 60 60 80
5.Возможность смены мест,путешевствия 50 20 30 50
Итого 345 335 320

В пределах выбранных шкал экспертно оцениваем все три профессии. В результате сложения суммы экспертных оценок по всем параметрам определяем, что наиболее предпочтительной является профессия инженера-авиаконструктора.

Применение. Морфологический анализ можно использовать для составления списка всех возможных вариантов решения задачи, для сравнения или выбора одного из многих возможных решений технических, организационных и прочих задач.

Недостаток метода — обилие вариантов, из которых трудно выбрать наилучший. Кроме этого, морфологический анализ не позволяет определить, все ли возможные варианты рассмотрены.

Практическая работа.

С помощью морфологического анализа составьте таблицу значимых параметров для:

  • выбора подходящей профессии из 3—4 наиболее привлекательных;
  • изготовления какого-либо изделия (табурет, галстук).
1. В чем суть метода морфологического анализа?
2. Каковы основные достоинства данного метода?
3. Что такое морфологический ящик?
4. Перечислите этапы решения задачи методом морфологического анализа.
5. Раскройте недостатки метода морфологического анализа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх