Куперс

Бухучет и анализ

Морская арбитражная комиссия является институционным органом арбитража

Билет 74. Правовой статус Морской арбитражной комиссии при ТПП РФ.

⇐ ПредыдущаяСтр 37 из 38

Постоянно действующими арбитражными организациями в России являются МКАС (до 1987 г. он назывался Внешнеторговой арбитражной комиссией — ВТАК) и МАК. Оба арбитража состоят при ТПП РФ и представляют собой общественные (а не государственные) арбитражные организации.

Морская арбитражная комиссия была создана в 1930 г.

Морская Арбитражная Комиссия (МАК) является самостоятельным постоянно действующим арбитражным учреждением (третейским судом), осуществляющим свою деятельность по разрешению отнесенных к ее компетенции споров в соответствии с:

  1. Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г.
  2. Содержащимся в приложении к нему Положением о МАК,
  3. Регламентом МАК, утвержденным Приказом Президентом ТПП РФ от 21 декабря 2006 года и вступившим в силу с 1 января 2007 года.

МАК разрешает споры, которые вытекают из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих из торгового мореплавания, независимо от того, являются сторонами таких отношений субъекты российского и иностранного либо только российского или только иностранного права. В частности МАК разрешает споры, вытекающие из отношений:

  1. по фрахтованию судов, морской перевозке грузов, а также перевозке грузов в смешанном плавании (река-море);
  2. по морской буксировке судов и иных плавучих объектов;
  3. по морскому страхованию и перестрахованию;
  4. связанных с куплей-продажей, залогом и ремонтом морских судов и иных плавучих объектов;
  5. по лоцманской и ледовой проводке, агентскому и иному обслуживанию морских судов, а также судов внутреннего плавания, поскольку соответствующие операции связаны с плаванием таких судов по морским путям;
  6. связанных с использованием судов для осуществления научных исследований, добычи полезных ископаемых, гидротехнических и иных работ;
  7. по спасению морских судов либо морским судном судна внутреннего плавания, а также по спасению в морских водах судном внутреннего плавания другого судна внутреннего плавания;
  8. связанных с подъемом затонувших в море судов и иного имущества;
  9. связанных со столкновением морских судов, морского судна и судна внутреннего плавания, судов внутреннего плавания в морских водах, а также причинением судном повреждений портовым сооружениям, средствам навигационной обстановки и другим объектам;
  10. связанных с причинением повреждений рыболовным сетям и другим орудиям лова, а также с иным причинением вреда при осуществлении морского рыбного промысла.

МАК разрешает также споры, возникающие в связи с плаванием морских судов и судов внутреннего плавания по международным рекам, в вышеуказанных случаях, а равно споры, связанные с осуществлением судами внутреннего плавания загранперевозок.

МАК принимает к рассмотрению также споры, которые стороны обязаны передать на ее разрешение в силу международных договоров РФ.

Привлекательность МАК обусловлена рядом преимуществ:

  1. возможностью для сторон выбрать арбитров, разрешающих их спор;
  2. конфиденциальностью разбирательства и всех материалов дела;
  3. более низкими расходами по сравнению с затратами на рассмотрение спора в зарубежных морских арбитражах.

Арбитражное разбирательство в МАК начинается подачей искового заявления.

Исковое заявление подписывается полномочным лицом с документальным подтверждением его полномочий.

Слушание дела происходит при закрытых дверях. Арбитры, докладчик и сотрудники секретариата МАК обязаны не разглашать ставшую им известной информацию касательно спора, переданного в МАК, которая может нанести ущерб интересам сторон. Этими правилами Регламента обеспечивается требование конфиденциальности.

Решения МАК исполняются сторонами добровольно и в срок, указанный в решении. Если срок не указан, то решение подлежит немедленному исполнению.

Разбирательство споров в МАК осуществляется арбитрами (третейскими судьями), избираемыми или назначаемыми по каждому делу в соответствии с Регламентом МАК из числа лиц, обладающих необходимыми специальными знаниями в области разрешения споров, отнесенных к компетенции МАК.

Арбитры не являются представителями сторон. Они независимы и беспристрастны при выполнении своих функций. Каждое лицо, становясь арбитром по конкретному делу, обязано незамедлительно информировать МАК о любых обстоятельствах, могущих вызывать обоснованные сомнения в части данных требований.

Споры в МАК разрешаются как арбитрами, избранными самими сторонами, так и назначенными в порядке, предусмотренном Регламентом МАК.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации утверждает сроком на 5 лет Список арбитров, в который входят видные учёные, юристы-практики, капитаны дальнего плавания, экономисты.

Арбитры могут избираться также из лиц, не включенных в список арбитров.

Она разрешает споры, которые вытекают из договорных и других граждан­ско-правовых отношений, возникающих из торгового мореплавания, незави­симо от того, являются сторонами таких отношений субъекты российского и иностранного права либо только российского или только иностранного права.

К их числу относятся споры по фрахтованию судов, морской перевозке грузов, а также перевозке грузов в смешанном плавании (река – море); по морской буксировке судов и иных плавучих объектов; по морскому страхо­ванию и перестрахованию; связанных с куплей-продажей, залогом и ремон­том морских судов и иных плавучих объектов; с лоцманской и ледовой про­водке, агентскому и иному обслуживанию морских судов; со спасением морских судов; с использованием судов для осуществления научных исследований, добычей полезных ископаемых и т.д.

Споры к рассмотрению МАК принимаются при наличии соглашения сторон о передачи их на ее рассмотрение, а также и в случае, когда они обя­заны это сделать в силу международных договоров Российской Федерации. Процедура разрешения споров МАК определяется ее регламентом.

Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (ТПП РФ)

Основные положения об организации и деятельности МКАС при ТПП РФ закреплены в Законе Российской Федерации «О международном ком­мерческом арбитраже».

В соответствии с данной нормой МКАС при ТПП РФ вправе на основа­нии соглашения сторон разрешить споры, вытекающие из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешне­торговых и иных видов международных экономических связей, если коммер­ческое предприятие хотя бы одной из сторон спора находится за границей, а также споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федера­ции, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации (например, отношения по купле-продаже (поставке) товаров, выполнению работ, торговому представительству и посредничеству и другим формам промышленной и предпринимательской кооперации).

Порядок рассмотрения споров в МКАС при ТПП РФ

Порядок разрешения споров в МКАС при ТПП РФ определяется его рег­ламентом, который утверждается Торгово-промышленной палатой РФ. Ею же утверждается порядок исчисления арбитражного сбора, ставки гонорара арбитров и иных расходов суда. Состав суда, включая гражданство судей, ус­танавливается соглашением сторон. Принцип назначений судей – обычный для третейского суда.

Процедура ведется с соблюдением принципа равенства сторон, спор раз­решается в соответствии с теми нормами права, которые стороны избрали в качестве подлежащих применению к их делу.

Решение международного арбитража может быть оспорено сторонами путем подачи ходатайства в суд общей юрисдикции, наделенный правом от­мены решении третейского суда. Решение по делу исполняется путем обра­щения с письменным ходатайством в суд общей юрисдикции по месту на­хождения арбитража.

Часть 1. СУДЕБНАЯ ФОРМА ЗАЩИТЫ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРАВ И ОХРАНЯЕМЫХ ЗАКОНОМ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ…………………………………………………………….. 3

Глава 1. ПРЕДМЕТ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА……………………………….. 3

Глава 2. ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА…………………………… 5

Глава 3. ГРАЖДАНСКИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ……………………………. 11

Глава 4. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ………………………………………………. 14

Глава 5. ПОДСУДНОСТЬ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ………………………………………………………………… 15

Глава 6. УЧАСТНИКИ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА……………………………………………………… 18

Глава 7. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СРОКИ……………………………………………………………………………….. 25

Глава 8. СУДЕБНЫЕ РАСХОДЫ И СУДЕБНЫЕ ШТРАФЫ………………………………………………… 28

Глава 9. ИСК………………………………………………………………………………………………………………………… 33

Глава 10. СУДЕБНОЕ ДОКАЗЫВАНИЕ И СУДЕБНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ПО ГРАЖДАНСКОМУ ДЕЛУ……………………………………………………………………………………………………………. 38

Глава 11. ПОДГОТОВКА ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ К СУДЕБНОМУ РАЗБИРАТЕЛЬСТВУ…… 44

Глава 12. ПРИКАЗНОЕ ПРОИЗВОДСТВО И СУДЕБНЫЙ ПРИКАЗ…………………………………… 48

Глава 13. СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО……………………………………………………………………….. 49

Глава 14. ПОСТАНОВЛЕНИЯ СУДА ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ…………………………………………… 58

Глава 15. ЗАОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО……………………………………………………………………………….. 63

Глава 16. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ ИЗ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ (ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ)………………………………….. 64

Глава 17. ОСОБОЕ ПРОИЗВОДСТВО…………………………………………………………………………………. 68

Глава 18. КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО…………………………………………………………………. 77

Глава 19. ПЕРЕСМОТР В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ РЕШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ, ПОСТАНОВЛЕНИЙ……………………………………………………………………. 83

Глава 21. ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО……………………………………………………………… 88

Часть 2. НЕСУДЕБНЫЕ ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ И ОХРАНЯЕМЫХ ЗАКОНОМ ИНТЕРЕСОВ…………………………………………………………………………………………………………….. 113

Глава 23. НОТАРИАТ В РОССИИ……………………………………………………………………………………… 113

Глава 24. РАССМОТРЕНИЕ ГРАВДАНСКИХ ДЕЛ ТРЕТЕЙСКИМИ СУДАМИ………………. 118

Международный арбитраж. Шпаргалка для коммерсантов

В чем сущность международного коммерческого арбитража

Международный коммерческий арбитраж – третейский суд. Постоянно действующий, либо специально созданный для конкретного случая, его главная цель заключается в рассмотрении и разрешении по существу международного коммерческого спора, вынося решение, обязательное для сторон.
В науке международного частного права давно продолжаются дискуссии в отношении юридической природы и места арбитража в системе юридических органов. С учетом данных дискуссий, могут быть выделены минимум 3 разные позиции:
1) Согласно договорной концепции юридической природы арбитража, главный аргумент заключается в утверждении, по которому арбитражное соглашение, являющееся основой передачи спора на арбитражное разрешение, является обычным гражданско-правовым договором. Предмет данного договора – выбор сторонами вида арбитража, места и времени разбирательства в арбитраже, определение процедуры арбитражного разбирательства, материального права, которое будет применяться арбитрами.
2) Процессуальная концепция – арбитраж признается как особая форма правосудия, которая осуществляется от имени государства. В данном контексте арбитражное соглашение рассматривается как процессуальное соглашение, его главная цель заключается в исключении юрисдикции государственного суда.
3) Смешанная концепция, в которой сочетаются основные положения 2 указанных концепций. Арбитраж по данной концепции рассматривается в качестве самостоятельного института, который включает процессуально-правовые и материально-правовые элементы. При таком подходе возможно применять не только собственное право государства, в котором происходит арбитражное разбирательство, но также соответствующее иностранное право, к которому применяемая коллизионно-правовая норма отсылает. В таком случае отмечается расщепление коллизионных привязок, когда применяется в рамках единого арбитражного соглашения комплекс коллизионных норм в отношении формы соглашения либо прочих условий его действительности, правосубъектности сторон и пр. При этом вопросы взаимоотношений государственного суда и арбитража разрешаться будут по процессуальному праву государства, в котором ведется арбитражное разбирательство, либо государства, в котором испрашивается исполнение решения арбитража.

  • Арбитражный регламент ICC

Какие принципы у международного арбитража

1) Принцип чрезвычайной демократичности. Международный арбитраж представляет собой общественное формирование, которое не относится к системе административных, судебных и прочих государственных органов.
2) У сторон есть возможность влияния на любые стадии разбирательства арбитража.
3) Простая процедура разбирательства – не распространяется множество процессуальных норм, что позволяет рассматривать дело достаточно быстро.
4) Обычно для арбитражного разбирательства проводятся закрытые заседания – для уверенности в сохранении коммерческих и производственных тайн каждой стороны.
5) Арбитражное решение является окончательным:
— Является обязательным для выполнения сторонами арбитража;
— Не может быть пересмотрено по существу.
— Не подлежит изменению.
— Подлежит принудительному исполнению.
6) При обращении сторонами в арбитраж либо при наличии соглашения сторон об этом решении, судебная юрисдикция исключается.
7) У государственных судебных органов нет права вмешательства в деятельность арбитража. Однако у судов есть право 2 процессуальных действий:
— Принудительные меры для предварительного обеспечения иска.
— Исполнение решения суда. Если стороны не исполняют вынесенное решение добровольно, только у национального суда существуют полномочия принудительного исполнения. В определенных случаях у национального суда есть полномочия отмены решения арбитража, если поступит соответствующее ходатайство со стороны заинтересованной стороны. В остальных случаях арбитраж полностью самостоятельно рассматривает дела.

Какие виды международного арбитража различают

Институционный, или постоянно действующий, арбитраж – формируется при торговых либо торгово-промышленных палатах, ассоциациях, союзах, биржах. Действуют коммерческие арбитражи на постоянной основе, со своими правилами процедуры и уставом. Институционный арбитраж основывается на национальном законе либо регламенте соответствующего международного коммерческого арбитража.
При сложных делах, которые связаны с трудно разрешимыми либо запутанными делами, проблемами применимого права, такой вид арбитража наиболее предпочтителен.
Изолированный (разовый) арбитраж или арбитраж ad hoc (третейский суд ad hoc)- его создают стороны, чтобы рассмотреть конкретное дело. После разбирательства и вынесения решения, существование арбитража прекращается. Сторонами определяются правила избрания арбитров, место проведения арбитража, арбитражная процедура. В основе изолированного арбитража – практически неограниченная автономия воли сторон. Считается самым эффективным вариантом при спорах, которые связаны с фактическими обстоятельствами (в частности, определением цены товаров, проверкой их качества и пр.).
Самой распространенной сегодня считается концепция международного коммерческого арбитража как института, который не связан национальным правом какого-либо государства, либо международными договорами. Он свободен принимать решения о спорах на основе принципов справедливости и морали, международного коммерческого права, общих принципов права либо правовых обычаев.

Какими законами регулируется международный арбитраж

Международное арбитражное производство формально регулируется 3 источниками права:
1) Международное право
Основной источник международного права в области коммерческого арбитража – Нью-Йоркская Конвенция 1958 года, которая составлена ЮНСИТРАЛ и принята под эгидой ООН. Участниками Конвенции сегодня выступают практически все экономические государства (свыше 140). Именно поэтому она рассматривается как один из самых успешных проектов в области международного права.
По своему объему конвенция достаточно небольшая – немногим больше тысячи слов в английской версии. Конвенция устанавливает 2 главных положения:
— Признание арбитражных соглашений, приведение их в исполнение. В частности, устанавливается – суд, если поступает к нему иск по вопросу, по которому заключено арбитражное соглашение сторон, должен по просьбе одной из сторон направить стороны на арбитражное разбирательство, если соглашение не найдет недействительными. Следовательно, суду придется отказать ответчику в судебной защите, даже при проведении арбитражного производства за рубежом, и больше никогда не попадая под юрисдикцию суда.
— Признание арбитражных решений, приведение их в исполнение. Устанавливаются обязательства государств-участников о признании зарубежных арбитражных решений на своей территории, определяя список документов, которые можно будет испрашивать в соответствующей процедуре местными судами, также ограниченный перечень оснований с целью отказа в признании и исполнении принятых решений.
Также в рамках международного права существуют другие источники, пусть и менее значимые. В их числе следует отметить:
— Европейская Конвенция о международном коммерческом арбитраже 1961 г.
— Межамериканская конвенция о международном коммерческом арбитраже 1975 г.
— Амманская конвенция арабских государств о коммерческом арбитраже 1987 г.
2) Национальное право
Преобладала в практике и науке международного арбитража позиция, согласно которой дается сила для решений арбитража правом государства, в котором он проводился, взамен чего регулирует право арбитражный процесс, включая полномочия арбитра. Следовательно, регулируется арбитражное право lex loci arbitri — правом места арбитража.

Основное практическое последствие такого подхода долгое время заключалось в том, что арбитрами либо советниками в арбитражах юристам-арбитражникам сложно быть в странах, в которых местное право им неизвестно. Один из вариантов решения проблемы – разработка ЮНСИТРАЛ Типового закона о международном торговом арбитраже в 1985-м году. ООН рекомендовала данный закон для всех государств для единообразия закона о процедурах арбитража и практик международного торгового арбитража.
Законодательство на основе Типового закона (с внесенными изменениями от 2006-го года) сегодня действует в более 60 странах, в том числе в России. Однако на нем не основываются государства, в которых проводится основная часть арбитражей, включая Францию, Великобританию, США, Швецию, Швейцарию и пр.
3) Соглашение сторон и арбитражный регламент
На основе национального законодательства об арбитраже стороны обычно получают возможность самостоятельного определения правил разбирательства в суде. Данное соглашение между сторонами может выступать как еще один источник правил, которым подчиняется ведение международного арбитража.
Обычно стороны разбирательства на практике «пакетно» определяют правила ведения арбитража, соглашаясь на применение какого-либо действующего арбитражного регламента.

  • Нарушение правил торговли: виды ответственности, нормативные документы

Какая стоимость и длительность международного арбитража

Коммерческий арбитраж в начале своей истории считался наименее затратной по времени и ресурсам формой судопроизводства. Но со временем данное преимущество начало подвергаться сомнениям:
— Продолжительность производства. Ведь задумывалось арбитражное производство в качестве более быстрой альтернативы суду. Поскольку арбитраж обычно выносит решение, не подлежащее обжалованию, сторонам достаточно пройти не более одной «инстанции». Но логичное стремление трибунала арбитража принять по возможности «правильно» решение в сложных спорах приводит к рассмотрению дела в течение не одного года.
— Составные части арбитражных затрат. Главные составляющие, с одной стороны, оплата арбитражного спора, гонораров арбитрам, с другой стороны — на услуги юридических советников. Зависят обе составляющие от длительности процесса.
Основная часть – оплата услуг юридических советников, которая гораздо выше по сравнению с другими совокупностями. При большей продолжительности разбирательства, они будут сопоставимы со стандартными судебными делами.
Обычно информация о суммах на коммерческий арбитраж конфиденциальна. Можно судить о стоимости лишь по некоторым публичным решениям инвестиционного арбитража.

Каков регламент международного арбитража ICC

Суд занимается администрированием арбитражного разрешения споров исключительно в том случае, если стороны договорились о применении Арбитражного регламента ICC.
Регламент содержит нормы, регулирующие основные процессуальные вопросы арбитражного производства: начало производства на основании арбитражной оговорки или соглашения об арбитражном урегулировании уже существующего спора, формирование Состава арбитража, арбитражное разбирательство, одобрение арбитражного решения Судом, расходы.
Предварительный этап. До передачи дела Составу арбитража.
До того, как Состав арбитража будет сформирован и дело передано арбитрам, Секретариат выступает главным адресатом сторон по всем вопросам, связанным с процессуальными аспектами урегулирования спора, исполняя роль связующего звена между сторонами и Судом. Все вопросы, которые могут возникнуть на предварительном этапе производства по делу (возражения относительно существования, действительности или объема арбитражного соглашения, назначение арбитров, определение места или языка арбитража и т.д.), направляются в Секретариат. В каждом случае, когда Суд должен принять решение по тому или иному вопросу, сотрудники Секретариата готовят краткое изложение фактов и процессуальной истории дела, вопросов, по которым требуется решение Суда, свои рекомендации по сути будущего решения. Суд принимает решения на основании всех заявлений, поданных сторонами».
Исключительно важное значение имеет решение Суда относительно продолжения производства по делу в случаях, когда ответчик не направил отзыва на заявление об арбитраже в соответствии с Арбитражным регламентом или если одной из сторон выдвинуты возражения относительно существования, действительности или объёма арбитражного соглашения. Тогда Суд в соответствии со ст. 6 (2) может принять решение о продолжении производства, если он убедится в том, что арбитражное соглашение, предусматривающее применение Арбитражного регламента, может существовать между сторонами».
Важно отметить, что Регламент не предписывает Суду убедиться в наличии арбитражного соглашения, а только в возможности его существования. Так, например, если сторона спора является преемником прав и обязанностей одной из сторон договора (например, в случае заключения договора цессии либо если компанию представляет ликвидатор в случае ее банкротства), а другая сторона спора подает возражения, то Суд проверяет только возможность существования арбитражного соглашения. Окончательное же решение по этому поводу принимается уже самим Составом арбитража. В случае положительного решения о продолжении производства любое решение о компетенции Состава арбитража принимается самими арбитрами — Суд не обладает полномочиями предрешать вопрос о допустимости или обоснованности возражений сторон».
При утверждении или назначении арбитров Суд и Генеральный Секретарь принимают во внимание гражданство арбитра, его местожительство и другие связи со странами, к которым принадлежат стороны и другие арбитры, а также занятость арбитра и его/ее возможности вести арбитражное разбирательство в соответствии с Арбитражным регламентом. О важности для Суда меры занятости кандидата на должность арбитра и его возможности предоставить необходимое время свидетельствует то обстоятельство, что в 2009 году Суд утвердил новую форму о согласии кандидата, помимо формы о его независимости от сторон, заполнить форму о наличии у него времени на рассмотрение дела (англ. — availability), заполнить которую должен каждый кандидат. Заполненные формы предоставляются для ознакомления сторонам до утверждения арбитров. Таким образом, у каждой стороны есть возможность высказать возражения против утверждения кандидатуры арбитра на основе оправданных сомнений в его/ее независимости или чрезмерной занятости».
Основной этап. После передачи дела Составу арбитража.
Еще одной важной функцией Суда является принятие решений об отводе арбитров и их замене. В соответствии со ст. 11 Арбитражного регламента, каждая сторона имеет право заявить требование об отводе арбитра, если у нее есть мотивы утверждать, что арбитр не является независимым, либо другие. Отвод должен быть направлен стороной в течение 30 дней с момента получения уведомления о назначении или утверждении арбитра либо в течение такого же срока с момента, когда она узнала о фактах или обстоятельствах, на которых базируется требование. Свое требование сторона подает в Секретариат в виде письменного заявления, в котором указываются основания для отвода.
Прежде чем принять решение относительно требуемого отвода, Секретариат предоставляет возможность арбитру, против которого он заявлен, другой стороне спора и другим членам Состава арбитража прокомментировать ситуацию. Поскольку вопрос об отводе арбитра является нестандартной ситуацией, которая в любом случае серьезно влияет на дальнейший ход производства по делу, каждое требование об отводе рассматривается на Пленарной сессии Суда. Решение принимается членами Суда после ознакомления с докладом по делу, подготовленным одним из них, и согласно ст. 7 (4) Регламента мотивы такого решения не сообщаются. Следует отметить, что Суд в своей работе не связан Руководящими принципами Международной ассоциации юристов относительно конфликта интересов в международном арбитраже.
Когда Суд удовлетворяет требование об отводе арбитра, а также в случае самоотвода арбитра встает вопрос о его замене. Кроме того, замена требуется в случае смерти арбитра, на основании просьбы сторон спора либо если Суд пришел к выводу, что арбитр не способен выполнять свои обязанности, не выполняет их в соответствии с Арбитражным регламентом или в установленные сроки».
После принятия решения о необходимости замены арбитра Суд также решает, нужно ли повторять процедуру выдвижения кандидата стороной (если она имела место ранее) или арбитр будет назначен непосредственно Судом. Вновь сформированный Состав арбитража может принять решение о полном или частичном повторении производства по делу, чтобы дать новому арбитру возможность в достаточной мере ознакомиться с делом».
Заключительный этап. Проверка и одобрение Арбитражного решения.
Проверка решений, вынесенных арбитрами в соответствии с Арбитражным регламентом, является наиболее отличительной составляющей «пакета услуг», предоставляемых Судом ICC участникам международной торговли. Проверка решений является обязательным требованием Регламента, и стороны не вправе отказаться от нее. В своем недавнем интервью изданию «Global Arbitration Review» нынешний Генеральный Секретарь Суда Джейсон Фрай (Jason Fry) отметил, что процедура проверки арбитражных решений, предусмотренная ст. 27 Арбитражного регламента, находится «в сердце арбитража при ICC»».
Процедура проверки проходит следующим образом. После составления проекта арбитражного решения (будь то предварительное, частичное, окончательное решение либо решение на согласованных условиях). Состав арбитража направляет его в отдел Секретариата, ведущий дело. Как правило, первичная проверка решения проводится руководителем этого отдела. После этого проект направляется Генеральному Секретарю либо лицу, его замещающему. Далее проект решения и его подробное описание представляются Суду для рассмотрения на еженедельной сессии Комитета Суда либо на ежемесячной Пленарной сессии. Как уже отмечалось ранее, на Пленарное заседание выносятся все дела с участием государств, дела, в которых один из арбитров подал особое мнение, а также особо сложные дела. В процессе подготовки к Пленарной сессии один из членов Суда внимательно изучает решение и составляет письменный доклад по его содержанию, в который включаются выводы и рекомендации докладчика».

При рассмотрении проекта решения у Суда есть три варианта: «одобрить проект», «не одобрить проект» и «одобрить проект с рекомендацией внести определенные коррективы». Подавляющее большинство решений принимается с условием, что они будут соответствующим образом исправлены.
Суд может рекомендовать внести изменения по форме арбитражного решения, а также, не затрагивая свободы Состава арбитража в принятии решения, обратить его внимание на вопросы относительно сути дела. Регламент не оговаривает, что подразумевается под «формой» и «сутью» дела. Однако, например, правильное указание сторон дела, необходимость принятия решения о компетенции Состава арбитража в случае, если по этому вопросу одной из сторон было высказано возражение, ответ арбитров на все поставленные перед ними вопросы, а также правильность указания процентных ставок и математических вычислений, безусловно, понимаются как «комментарии по форме». К тому же Суд проверяет, чтобы каждое решение Состава арбитража было мотивированным, если только стороны не договорились о наделении арбитров полномочиями «мирового посредника».
После одобрения проекта Судом решение подписывается Составом арбитража и направляется Секретариату, который рассылает его сторонам».
Какие преимущества дает процедура обязательной проверки проекта каждого арбитражного решения Секретариатом и Судом? Они многочисленны. В процессе проверки с проектом работают опытные юристы, никоим образом не заинтересованные в исходе дела. При внимательном изучении документа они могут выявить такие ошибки, как, например, несоответствие определенных положений решения Арбитражному регламенту. Замечания и комментарии Секретариата и Суда способствуют улучшению качества решений, а также повышают их устойчивость к попыткам их отмены и отказу в признании и приведении в исполнение».

  • Международное судебное разбирательство. Шпаргалка для коммерсантов

Элементы практики международного арбитража

1. Арбитражное соглашение – соглашение между сторонами текущего либо будущего спора о его передаче на рассмотрение арбитражного трибунала. Арбитражное соглашение является основанием и центральным элементом общего производства в арбитраже.
1.1 Исполнение (enforcement) арбитражных соглашений – включает в теории «позитивный» и «негативный» аспекты. Позитивный аспект предполагает наделение сторон арбитражного соглашения юрисдикцией в отношении своего спора арбитражный суд, которым будет рассматриваться, он же будет уполномочен вынести обязательное постановление. Негативный аспект – национальные суды согласно арбитражному соглашению лишены юрисдикции в споре, охватываемом соглашением
1.2 Право, применимое к арбитражному соглашению. Согласно доктрине автономности арбитражной оговорки, арбитражная оговорка представляет собой отдельное соглашение в рамках основного договора, по общему правилу зависит её действительность от действительности договора, в котором содержится.
2. Арбитражный трибунал. Право выбора судьи в собственном суде является одной из характерных черт, и важным преимуществом в арбитражном разбирательства. В значительной мере от подбора конкретного арбитражного трибунала зависит качество процесса разбирательства в арбитраже.
2.1. Состав трибунала. При назначении арбитражного трибунала нужно первым делом определить его состав. Возможен выбор между одним арбитром либо тремя. При выборе одного обычно удается сократить издержки, но может привести к сомнениям в объективности трибунала.
2.2 Формирование трибунала. Базовый принцип в международном арбитраже – равенство процессуальных возможностей сторон. Следовательно, обычно трибунал формируется в порядке, который согласован сторонами.
— Стороны могут согласиться на назначение конкретных лиц членами трибунала. Оптимальный вариант для соблюдения интересов сторон, но часто он на практике нереализуем потому, что один из арбитров по определенным обстоятельствам участвовать в разбирательстве не смог.
— Если согласия между сторонами нет, возможен выбор независимого органа, на которого будут возложены полномочия назначать нейтральных арбитров. Обычно применим способ для единоличного арбитра либо в отношении президента трибунала.
— Наконец, для трибунала из 3 арбитров возможно назначение каждой стороной по 1 арбитру. Определяться президент трибунала будет или независимым органом, или назначенными арбитрами. Наиболее распространенный вариант для формирования арбитража из 3 арбитров.
2.3 Требования к арбитрам. Стороны могут прийти к соглашению, по которому арбитрам необходимо соответствие определенным критериям. Например, могут предполагать данные критерии национальность, практический опыт в конкретной области, наличие сертификата квалификации, знание языков и пр. После достижения данного согласия, даже при назначении нейтральным органом, ему нужно будет следовать положениям соглашения, заключенного сторонами. На практике очень редко согласовываются подобные требования.
Право, которое регулирует арбитражное производство, может устанавливать ряд объективных дополнительных требований в отношении арбитров. Чтобы решение арбитража имело силу, признавалось государством, требуется соблюдение минимум надлежащего процесса (due process) при его вынесении. Устанавливается в том числе необходимость арбитру быть беспристрастным и независимым.
Независимость – объективный параметр, предполагающий отсутствие заинтересованности лица в результатах рассматриваемого дела.
Беспристрастность – субъективное понятие, обычно определяется в ходе производства. Предполагает отсутствие предубежденности арбитров в отношении предмета либо стороны спора.
Суммированы обстоятельства, которые могут быть признаком предубежденности арбитра, известными IBA Guidelines on Conflicts of Interest in International Arbitration, публикациями от International Bar Association. У данного документа обязательной силы нет, однако часто применим на практике.
Если сторона подозревает нарушение принципа беспристрастности либо независимости со стороны арбитра, может заявить ему отвод рассмотрения дела, или в ситуации, когда становится известно о данном нарушении после рассмотрения, возможно обжалование арбитражного постановления на основании данного факта.

50. МЕЖДУНАРОДНЫЙ АРБИТРАЖ

Международный арбитраж – один из старейших способов разрешения международных споров, организованный на основе соглашения сторон и заключающийся в разбирательстве спора отдельным лицом (арбитром) или группой лиц (арбитрами), решения которых обязательны для сторон. Обязательность признания и исполнения решения есть то главное, что отличает арбитраж от переговоров, консультаций, добрых услуг и посредничества.

Виды арбитражных органов:

1) постоянный (институционный) арбитраж;

2) арбитраж ad hoc (специальный арбитраж).

Специальный арбитраж создается спорящими сторонами для рассмотрения конкретного спора. В данном случае спор на рассмотрение арбитража передается по арбитражному соглашению сторон. В данном соглашении указываются: порядок назначения арбитра, процедура рассмотрения спора, место и язык рассмотрения спора, а также другие вопросы.

Институционный арбитраж, в отличие от специального, осуществляется постоянно действующим органом. Стороны предварительно договариваются передавать на рассмотрение арбитража все споры, возникающие по вопросам толкования какого-либо договора, или разногласия, которые реально могут возникнуть в будущем по определенным категориям споров.

Обращение к третейскому суду влечет за собой обязанность подчиниться решению арбитражного суда.

Разрешение международных споров посредством арбитража имеет сходные основные черты с судебным разбирательством, но, в отличие от судебной процедуры, состав арбитражного органа напрямую зависит от состязающихся сторон.

Основные способы передачи дела на судебное разбирательство:

1) специальное соглашение (компромисс), передающее существующий спор на арбитраж;

2) специальное положение (арбитражная оговорка) в различных договорах, предусматривающее передачу в арбитраж споров, которые могут в будущем возникнуть между сторонами по вопросам толкования или применения договоров;

3) общие арбитражные договоры, предусматривающие передачу на арбитражное разбирательство любых споров, которые могут возникнуть в будущем между сторонами (обязательный арбитраж). Договаривающиеся стороны могут исключить из предмета рассмотрения арбитражным органом споры, которые затрагивают жизненно важные интересы, честь, достоинство, независимость сторон.

В состав арбитражного органа (арбитражной комиссии) входят арбитры от спорящих сторон и от незаинтересованной третьей стороны. Спорящие стороны сами определяют компетенцию арбитража, ограничивая ее рамками предмета своего спора.

В мировой практике в последнее время получило широкое распространение в принимаемые конвенции включать механизм арбитражного разбирательства.

В соответствии со ст. 19 Хартии Организации африканского единства в ОАЕ создана комиссия по посредничеству, примирению и арбитражу, состав и условия функционирования которой определены отдельным протоколом, одобренным Конференцией глав государств и правительств ОАЕ. Приложение 2 к Конвенции о биологическом разнообразии предусматривает, что в случае спора сторона-истец подает заявление в Секретариат Конвенции, который извещает об этом остальные стороны. Затем стороны определяют арбитров, разрешающих спор по существу.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Арбитражное соглашение в МЧП

О проекте / МЧП / МЧП — лекции / Арбитражное соглашение в МЧП

Арбитражное соглашение: понятие, виды, содержание.

Арбитражным соглашением называется письменное соглашение сторон о фактической передаче возникшего спора или спора, который возможен в будущем в Международный коммерческий арбитраж. Одним из главных принципов МКА является так называемый принцип добровольности обращения к определённому арбитражному разбирательству. При этом сам арбитраж имеет право принять к своему производству исключительно при наличии согласия об этом сторон.

Основные виды арбитражных соглашений:

· Третейская запись, являющаяся отдельным от основного договора соглашением сторон об разбирательстве арбитражного характера уже сформировавшегося спора;

· Арбитражная оговорка является соглашением сторон договора, которое включено непосредственно в текст данного договора об арбитражном разбирательстве споров, возникающие из рассматриваемого договора;

· Арбитражный договор, являющийся самостоятельным соглашением сторон об арбитражном разбирательстве споров, которые имеют место быть в будущем в связи с этим договором или совместной деятельностью.

Юридическая самостоятельность и автономность арбитражного соглашения означает то, что фактическая недействительность этого договора не несёт за собой такую же недействительность арбитражного соглашения, заключённом в любом виде.

Таким образом, из наличия арбитражного соглашения происходят два процессуально-правовых последствия:

· Арбитраж не выходит за рамки полномочий, которые возложены на него сторонами договора;

· Арбитражное соглашение является обязательным для сторон и они не имеют права уклоняться от передачи в арбитраж спора, то есть такое арбитражное соглашение лишает юрисдикции суд.

Арбитражное соглашение заключается только в письменной форме. Согласно Нью-Йоркской Конвенции о приведении в исполнение и признании иностранных арбитражных решений от 1958 года «письменное соглашение» должно включать в договоре арбитражную оговорку (или же арбитражное соглашение), которое должно быть подписано сторонами в обмене телеграммами или письмами.

Законом Российской Федерации «О коммерческом международном арбитраже» от 1993 года были предусмотрены условия при которых соглашение можно считать законным только когда оно заключено в письменной форме:

· Договор содержит ссылку на документ, который содержит арбитражную оговорку, при условии, что данный договор заключён письменно, а данная ссылка такова, что делает упоминаемую выше оговорку частью этого договора;

· Соглашение заключено путём фактического обмена письмами, телеграммами и пр. средствами, которые обеспечивают фиксацию данного соглашения;

· Соглашение содержится в документе, который был подписан сторонами;

· Соглашение заключено при помощи обмена исковым заявлением, а также отзывом на иск в которых одна сторона утверждает о фактическом наличии соглашения, в то время как другая сторона против этого не возражает.

Интересное:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх