Куперс

Бухучет и анализ

Может ли прокурор прекратить уголовное дело?

73. Надзор за законностью возбуждения уголовных дел

Необходимое условие быстрого и полного раскрытия и всестороннего объективного расследования преступления – законное, своевременное и обоснованное возбуждение уголовного дела.

Постановление прокурора, следователя, органа дознания о возбуждении уголовного дела в соответствии с законом должно отвечать следующим требованиям: 1) полнота: должно содержать сведения о месте, вре мени, иных обстоятельствах совершенного преступления; 2) обоснованность: должно включать фактические свидетельства совершения конкретного преступления конкретным лицом (при условии наличия данных об этом лице); 3) определенность: должно содержать не альтернативный, а конкретный вывод о совершенном преступлении (приготовление, покушение на преступление); 4) законность: должно содержать ссылки на конкретные нормы законов.

Постановление об отказе, которое выносится при отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела, отвечает тем же самым требованиям. После принятия решения об отказе в возбуждении дела граждане, общественные организации и государственные органы, подавшие заявление или сообщение о преступлении, уведомляются об этом решении.

Направления прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовных дел: а) проверка законности и обоснованности постановлений о возбуждении уголовных дел; б) проверка законности и обоснованности постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел.

Постановление о возбуждении уголовного дела: прокурор проверяет законность и обоснованность постановления, контроли рует действия следственных органов с целью быстрого, полного раскрытия и полного, всестороннего расследования преступления.

Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела: проверяет материалы дела, послужившие основанием для отказа. Прокурор может вынести постановление об отказе без истребования материалов дела при очевидном нарушении закона (недостижении подозреваемым установленного законом возраста, отсутствии признаков преступления и т. д.).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
2. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
2) возбуждать уголовное дело и в порядке, установленном настоящим Кодексом, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;
3) участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий либо лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)
4) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела в соответствии со статьей 146 настоящего Кодекса;
5) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
6) разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы;
7) отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований настоящего Кодекса при производстве предварительного расследования;
8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи;
(п. 8 в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)
9) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи;
(п. 9 в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)
10) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;
11) поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
12) продлевать срок предварительного расследования;
13) утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу;
14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;
15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;
16) приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу;
17) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.
3. Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю, следователю, данные в порядке, установленном настоящим Кодексом, являются обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 38 настоящего Кодекса.
4. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность, а в случаях, когда предварительное расследование проведено в форме дознания, прокурор вправе поручить поддержание от имени государства обвинения в суде дознавателю либо следователю, производившему дознание по данному уголовному делу.
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 58-ФЗ)
5. Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены настоящим Кодексом, отказаться от осуществления уголовного преследования.
6. Полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.
Комментарий к статье 37
1. В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами (часть 1 статьи 1).
————————————
Далее — Закон о прокуратуре.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства при осуществлении уголовного судопроизводства прокуратура Российской Федерации наряду с другими видами прокурорского надзора и направлениями деятельности осуществляет надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, а также уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Статья 29 Закона о прокуратуре определяет предмет указанного вида надзора, которыми являются соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, проведение расследования, законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.
Вместе с тем часть 1 комментируемой статьи содержит положение, согласно которому в ходе уголовного судопроизводства прокурор призван осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
Таким образом, имеет место некоторое расхождение в правовой регламентации полномочий прокурора в ходе уголовного судопроизводства. В юридической литературе представлена разделяемая авторами точка зрения, согласно которой «надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия также является надзором за исполнением законов этими органами, так как вся процессуальная деятельность осуществляется исключительно на основе закона» . Целесообразно унифицировать положения Закона о прокуратуре и статьи 37 УПК РФ в части, касающейся регламентации полномочий прокурора в уголовном судопроизводстве.
————————————
А.Г. Халиулин. Прокурорский надзор. Учебник для вузов / Под ред. А.Я. Сухарева. М.: НОРМА, 2003. С. 290.
2. Прокурор — должностное лицо органа прокуратуры, обладающее полномочиями по осуществлению возложенных на нее функций и задач. В соответствии с пунктом 31 статьи 5 УПК РФ под прокурором следует понимать Генерального прокурора Российской Федерации, подчиненных ему прокуроров, их заместителей и иных должностных лиц органов прокуратуры, участвующих в уголовном судопроизводстве и наделенных соответствующими полномочиями Федеральным законом о прокуратуре.
Прокурор относится к стороне обвинения и наряду с другими участниками может осуществлять уголовное преследование, под которым понимается процессуальная деятельность стороны обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (пункт 55 статьи 5 УПК РФ).
В соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ N 7 от 20 февраля 2002 года «Об организации исполнения Федерального закона «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» и переходе органов прокуратуры к работе в новых условиях уголовного судопроизводства» в целях практической реализации новелл УПК РФ на прокурора возложены ведущая роль в осуществлении уголовного преследования, а также обязанности обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, соблюдения законности, конституционных прав и свобод граждан, углубления состязательных начал уголовного судопроизводства.
3. Полномочия прокурора в ходе досудебного производства конкретизированы в части 2 статьи 37 УПК РФ. Анализ представленного в указанной норме перечня полномочий позволяет сделать вывод о том, что деятельность прокурора на досудебных этапах универсальна в том смысле, что сочетает в себе элементы уголовного преследования и надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
Приказ Генерального прокурора от 5 июля 2002 года N 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства» ориентирует прокуроров всех звеньев прокурорской системы на необходимость обеспечения конечной цели уголовного преследования — изобличения лиц, виновных в совершении преступлений, привлечения их к уголовной ответственности и использования для этого предусмотренных статьей 37 УПК РФ полномочий по надзору за законностью в деятельности органов дознания и предварительного следствия, защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Кроме того, по смыслу указанного нормативного акта в досудебном производстве прокурор является руководителем уголовного преследования.
4. Согласно пункту 1 части второй анализируемой статьи прокурор уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.
Успех расследования преступления, практической реализации назначения уголовного судопроизводства неразрывно связан с оптимизацией деятельности соответствующих должностных лиц на первоначальном этапе — при приеме, регистрации и разрешении заявлений, сообщений о преступлениях.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации N 158 от 13 марта 2003 года утверждена Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях, которая устанавливает единый порядок приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной поступающей информации.
Процессуальный порядок рассмотрения сообщений о преступлениях и принятия соответствующих решений регламентирован в статьях 144 и 145 УПК РФ.
Прокурор обязан ежемесячно проверять исполнение законодательства при приеме, регистрации, разрешении и учете заявлений и сообщений о преступлениях, обращая особое внимание на соблюдение порядка регистрации сообщений о преступлениях, их процессуального оформления, обязательное уведомление заявителей о принятии заявлений, соблюдение сроков их рассмотрения (Приказ Генеральной прокуратуры N 39 от 5 июля 2002 года).
5. По смыслу пункта 2 части 2 статьи 37 УПК РФ прокурор вправе самостоятельно возбудить уголовное дело, приняв его к своему производству, либо поручить расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору.
Закон не регламентирует основания принятия прокурором дела к своему производству. Такое решение может быть принято в целях оказания практической помощи следователю, при значительной общественной опасности и общественной значимости конкретного уголовного дела. Независимо от должностного уровня прокурора в случае принятия дела к своему производству, он, равно как дознаватель или следователь, руководствуется нормами уголовно-процессуального закона.
6. В ходе предварительного расследования прокурор вправе не только самостоятельно расследовать уголовное дело в полном объеме, но и участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий либо лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия.
Как правило, прокуроры проводят неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления, получению и фиксации доказательств. Это осмотры места происшествия, допросы подозреваемых и обвиняемых, обыски, проверка показаний на месте и т.д. Участие прокурора в выполнении следственных действий, производство которых в исключительных случаях возможно без судебного решения (осмотр жилища, обыск и выемка в жилище), способствует соблюдению принципа законности, требований, предъявляемых к получению доказательств.
В случае, когда прокурор лично производит следственное действие, он оформляет соответствующий процессуальный документ от своего имени, когда же присутствует при его выполнении — указывается в процессуальном документе в качестве участвующего лица.
Прокурор вправе давать письменные указания следователю, дознавателю, нижестоящему прокурору, осуществляющему расследование уголовного дела. Эти указания могут касаться направления расследования, производства следственных и процессуальных действий.
Указания прокурора, данные в соответствии с УПК РФ дознавателю, являются для него обязательными. Обжалование указаний прокурора вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.
В отличие от дознавателя, следователь вправе, приостановив выполнение, обжаловать вышестоящему прокурору указания нижестоящего прокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого, о квалификации преступления, об объеме обвинения, об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной им в отношении подозреваемого или обвиняемого, об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, предусмотренных пунктами 2 — 11 ч. 1 ст. 29 УПК РФ, о направлении уголовного дела в суд или его прекращении, об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия, о передаче уголовного дела другому следователю.
Прокурор соответствующего уровня, рассмотрев возражения следователя, либо соглашается с ними и отменяет указания нижестоящего прокурора, либо передает дело другому следователю.
Все другие указания прокурора обязательны для следователя и обжалование не приостанавливает их исполнения.
7. Концептуальным изменением уголовно-процессуального законодательства следует считать новую процедуру возбуждения уголовного дела с согласия прокурора.
Приказом Генерального прокурора РФ от 20 февраля 2002 года N 7 «Об организации исполнения Федерального закона «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» прокурорам предписано: «В целях неуклонного выполнения требований статьи 146 УПК РФ о возбуждении уголовного дела только с согласия

Следующая статья «
К тексту закона «

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх