Куперс

Бухучет и анализ

Можно ли государственному служащему работать по совместительству

«Отдел кадров бюджетного учреждения», 2009, N 6

Допускается ли совместительство государственных и муниципальных служащих?

Сотрудники государственной гражданской службы и правоохранительных органов нередко с целью увеличения своего заработка желают устроиться на работу по совместительству. Однако служба в государственных органах носит особый характер, регулируется специальными нормами законодательства и не всегда возможно осуществление дополнительной работы. В представленной статье подробно рассмотрим нормы, устанавливающие возможность и порядок работы по совместительству отдельных государственных служащих.

Иная оплачиваемая деятельность

государственных гражданских служащих

Основной правовой акт, регламентирующий деятельность государственных гражданских служащих, — Закон N 79-ФЗ <1> — не содержит понятия «совместительство», в ст. 14 вместо него употребляется термин «иная оплачиваемая деятельность». В частности, указано, что гражданский служащий вправе выполнять иную оплачиваемую работу при одновременном соблюдении следующих условий:

— об этом предварительно уведомляется представитель нанимателя;

— не должно возникнуть конфликта интересов.

<1> Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 25.12.2008).

Напомним, согласно ст. 19 Закона N 79-ФЗ под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

В каком порядке необходимо уведомлять представителя нанимателя, в Законе ничего не сказано. Представляется верным, что гражданский служащий должен сделать это в простой письменной форме, указав место работы и должность.

Представитель нанимателя, получив такое уведомление, должен оценить вероятность возникновения конфликта интересов, поскольку п. 4 ст. 19 Закона N 79-ФЗ за ним закреплена обязанность по принятию мер по предотвращению конфликта интересов. А если такой конфликт уже возник, представитель наниматель обязан принять меры по его урегулированию и вправе отстранить гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы.

Следует обратить внимание на ст. 17 Закона N 79-ФЗ, содержащую перечень запретов, связанных с гражданской службой. В частности, гражданскому служащему запрещается:

1. Участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

2. Замещать должность гражданской службы в случае:

— избрания или назначения на государственную должность, за исключением случаев, установленных указами Президента РФ;

— избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

— избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе.

3. Осуществлять предпринимательскую деятельность.

4. Приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход. Если владение приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ.

5. Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено Законом N 79-ФЗ и другими федеральными законами.

6. Входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

7. Заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Обобщая приведенные выше сведения, можно сделать вывод, что, если иная оплачиваемая деятельность не входит в перечень видов деятельности, запрещенных для осуществления государственными гражданскими служащими, и если это не приведет к конфликту интересов, он может ее осуществлять, предварительного уведомив представителя нанимателя.

Порядок выполнения иной оплачиваемой деятельности отдельными категориями гражданских служащих может быть конкретизирован иными правовыми актами. Например, деятельность сотрудников таможенной службы регламентирована Законом от 21.07.1997 N 114-ФЗ <2>. В ст. 7 указано, что сотрудник таможенного органа не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Причем такая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

<2> Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (ред. от 09.02.2009).

Кроме того, он не вправе:

— совмещать службу в таможенных органах с исполнением обязанностей депутата федерального органа законодательной власти, органов законодательной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

— заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

— состоять членом органа управления коммерческой организации, а также членом органа управления, попечительского или наблюдательного совета, иного органа иностранной некоммерческой неправительственной организации либо действующего на территории РФ ее структурного подразделения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 21 Закона N 114-ФЗ, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;

— быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в таможенных органах;

— получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением должностных обязанностей.

Дополнительная деятельность муниципальных служащих

Деятельность муниципальных служащих регулируется Законом N 25-ФЗ <3>. Так же как и государственным, муниципальным служащим установлены запреты, связанные с муниципальной службой. В частности, ст. 14 названного Закона запрещает муниципальному служащему:

1. Состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией.

<3> Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ред. от 25.12.2008).

2. Замещать должность муниципальной службы в случае:

— избрания или назначения на государственную должность РФ либо на государственную должность субъекта РФ, а также в случае назначения на должность государственной службы;

— избрания или назначения на муниципальную должность;

— избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования.

3. Заниматься предпринимательской деятельностью.

4. Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы либо которые непосредственно подчинены или подконтрольны ему, если иное не предусмотрено федеральными законами.

5. Входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

6. Заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Если иная оплачиваемая деятельность, которой предполагает заниматься муниципальный служащий, не входит в приведенный выше перечень, он, как и государственный гражданский служащий, вправе выполнять ее, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Также муниципальный служащий должен предварительно письменно уведомить представителя нанимателя (работодателя) (ч. 2 ст. 11 Закона N 25-ФЗ).

Исключение составляет замещающий должность главы местной администрации по контракту муниципальный служащий, который согласно ч. 2 ст. 14 Закона N 25-ФЗ не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Причем такая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Кроме того, он не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Если его владение приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством РФ.

Иная оплачиваемая деятельность судей

Согласно ст. 3 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (ред. от 07.05.2009) судья не вправе:

1. Замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром.

2. Заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы.

3. Заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Особо отмечено, что занятие данными видами деятельности не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия председателя соответствующего суда (для мировых судей — председателя соответствующего районного суда, для председателей судов — президиумов соответствующих судов, а в случае отсутствия таких президиумов — президиумов вышестоящих судов). При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством РФ, международными договорами РФ или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда, Верховного Суда, ВАС, конституционного (уставного) суда субъекта РФ с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями.

4. Быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц.

5. Входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов действующих на территории РФ иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, если иное не предусмотрено законодательством РФ, международными договорами РФ или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда, Верховного Суда, ВАС, конституционного (уставного) суда субъекта РФ с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями.

Иная деятельность работников прокуратуры

Прокуратура РФ является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Статьей 4 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 25.12.2008) установлено, что прокурорские работники не вправе, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ:

— совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью. Исключение составляет преподавательская, научная и иная творческая деятельность, которая при этом не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства;

— входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений.

Совместительство сотрудников ОВД

Служба в органах внутренних дел регламентирована Положением, утвержденным Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 N 4202-1 (ред. от 25.12.2008). Статьей 10 установлены ограничения для работы сотрудников ОВД по совместительству. Им запрещается:

— заниматься предпринимательской деятельностью;

— работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, не входящих в систему МВД. Исключение составляет преподавательская, научная и иная творческая деятельность. При этом указанная деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;

— входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Постановлением N 720 <4> (ред. от 01.12.2007) установлены дополнительные ограничения на работу по совместительству сотрудников ОВД. Так, согласно п. 4 не допускается работать по совместительству руководителям ОВД, подразделений, предприятий, учреждений и организаций системы МВД и их заместителям. Исключение составляет осуществление по совместительству творческой, научной и преподавательской деятельности.

<4> Постановление Правительства РФ от 23.07.1993 N 720 «О порядке и условиях службы (работы) по совместительству в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» (применяется в части, не противоречащей ТК РФ).

Остальным категориям сотрудников ОВД запрещено осуществлять совместительство, если должности по основной и замещаемой службе (работе) находятся в подчиненности или подконтрольности.

Сотрудникам ОВД предоставлена возможность осуществления в свободное от основной службы (работы) время (п. 1 Постановления N 720) совместительства в системе МВД на вакантных должностях:

— рядового и начальствующего состава;

— работников.

Совместительство может осуществляться в любом органе внутренних дел, подразделении, предприятии, учреждении и организации системы МВД, в том числе по месту основной службы (работы) сотрудника ОВД. При этом продолжительность службы (работы) по совместительству в течение месяца не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (п. 2 Постановления N 720). Согласно ст. 44 Положения на сотрудников ОВД распространяется установленная законодательством РФ о труде продолжительность рабочего времени, то есть 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ).

Оплата труда совместителей различается в зависимости от того, какую должность занимает сотрудник. На должностях работников оплата производится в порядке, установленном законодательством РФ, а именно пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором (ст. 285 ТК РФ). На должностях сотрудников ОВД оплата производится исходя из оклада, установленного по совмещаемой должности, а также всех других надбавок к денежному содержанию, предусмотренных по этой должности (исключая надбавку за выслугу лет) (п. 5 Постановления N 720). Размеры денежного довольствия сотрудников ОВД установлены Приказом МВД России N 750 <5> и Постановлением Правительства РФ N 837 <6>.

<6> Постановление Правительства РФ от 01.12.2007 N 837 «О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации».

Внимание! Гарантии и компенсации, предусмотренные в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, по совмещаемым должностям не предоставляются (п. 7 Постановления N 720).

Суммы, выплачиваемые за службу (работу) по совместительству, не учитываются при подсчете денежного довольствия для исчисления пенсии в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (ред. от 28.04.2009).

В отношении сотрудников ОВД установлены особенности и порядок допуска к службе (работе) по совместительству и его документального оформления. В отличие от общих положений ТК РФ, совместительство сотрудников ОВД допускается лишь с письменного разрешения руководителя по месту основной службы (работы) сотрудника. Документальное оформление службы (работы) по совместительству осуществляется в следующем порядке:

— должности рядового и начальствующего состава замещаются путем заключения трудового договора (контракта) или назначения на соответствующую должность;

— при оформлении на работу в качестве работника заключается трудовой договор (контракт) в письменной форме (п. 3 Постановления N 720).

Увольнение с работы по совместительству производится по основаниям, предусмотренным ст. 77 ТК РФ и Положением, а также в случае замещения вакантной должности сотрудником (работником), для которого эта служба (работа) является основной.

Перечень работ, предусмотренный п. 9 Постановления N 720, не считается совместительством, соответственно, при осуществлении их не соблюдаются нормы, описанные выше. К таким работам относятся:

— литературная работа, в том числе работа по редактированию отдельных произведений, оплачиваемая из фонда авторского гонорара;

— работа консультантами в медицинских учреждениях в объеме не более 12 часов в месяц с разовой оплатой труда;

— техническая, медицинская, бухгалтерская и другая экспертиза с разовой оплатой труда;

— выполнение сотрудниками органов внутренних дел преподавательской работы в объеме не более 240 часов в год;

— руководство адъюнктами в научно-исследовательских учреждениях и учебных заведениях МВД сотрудниками, не состоящими в штате этих учреждений и учебных заведений, с оплатой их труда из расчета 50 часов в год за руководство каждым адъюнктом при соблюдении нормы (до пяти адъюнктов на одного научного руководителя).

К.В.Шестакова

Эксперт журнала

«Отдел кадров

бюджетного учреждения»

Подписано в печать

Статья 15. Ограничения на совмещение должности
1. Государственному (муниципальному) служащему разрешается совмещать должность с другой должностью, исполнением договора подряда или полномочия, если в настоящем законе или в другом правовом акте не предусмотрены ограничения на совмещение должности государственного (муниципального) служащего.
2. Государственному (муниципальному) служащему разрешается совмещать должность только с:
1) должностью, которую государственные (муниципальные) служащие занимают в соответствии с действующими законодательством или международными договорами;
2) должностью в общественной, политической или религиозной организации;
3) другой должностью, исполнением договора подряда или полномочия, если их совмещение не вызывает конфликта интересов и получено письменное разрешение руководителя соответствующего государственного учреждения, органа государственной власти или органа местного самоуправления;
4) должностями, которые государственные (муниципальные) служащие занимают в международных организациях, если это определено постановлениями Федерального Собрания, правилами или распоряжениями Правительства Российской Федерации;
5) педагогической, научной, врачебной и творческой работой.
3. Соответствующее государственное (муниципальное) должностное лицо или коллегиальный орган вправе не выдавать разрешение на совмещение должности государственного (муниципального) служащего, если это может создать ситуацию конфликта интересов или противоречит обязательным для государственных (муниципальных) служащих нормам этики или наносит вред прямому исполнению основных обязанностей.
4. Отказ в совмещении должности государственного (муниципального) служащего с другой должностью должен быть оформлен в письменном виде и мотивирован. Государственный (муниципальный) служащий вправе оспорить отказ, обратившись к вышестоящему государственному (муниципальному) должностному лицу или коллегиальному органу.
Статья 16. Исполнение ограничений на совмещение должности
1. Лицо, которое после вступления в должность государственного (муниципального) служащего одновременно занимает должность (исполняет договор подряда или полномочие), совмещение которой с должностью государственного (муниципального) служащего не разрешено, в течение семи дней обязано:
1) в письменной форме сообщить вышестоящему государственному (муниципальному) должностному лицу или коллегиальному органу о том, что оно занимает должность (исполняет договор подряда или полномочие), совмещение которой с должностью государственного (муниципального) служащего не разрешено;
2) в организацию, в которой оно занимает должность (лицу, с которым оно заключило договор подряда или от которого получило полномочие), совмещение которой с должностью государственного (муниципального) служащего не разрешено, подать заявление с просьбой освободить его от соответствующей должности (уведомить о расторжении договора подряда или об отказе от полномочия).
2. Организация или лицо, получившее упомянутое в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи заявление (уведомление) государственного (муниципального) служащего, обязано в течение одного месяца принять решение об освобождении лица от должности (прекращении договора подряда или полномочия) и уведомить об этом соответствующего государственного (муниципального) служащего.
3. Если упомянутая в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи организация или лицо не выполняют положения пункта 2 настоящей статьи, государственный (муниципальный) служащий с последнего дня упомянутого в пункте 2 настоящей статьи срока считается освобожденным от соответствующей должности (исполнения договора подряда или полномочия).
4. Если государственный (муниципальный) служащий по независящим от него причинам не получает в течение одного месяца упомянутое в пункте 2 настоящей статьи решение, то в течение последующих семи дней он обязан:
1) прекратить исполнение соответствующих должностных обязанностей (договора подряда или полномочия);
2) прекратить получение вознаграждения за исполнение обязанностей соответствующей должности (договора подряда или полномочия);
3) в письменном виде сообщить о своих действиях вышестоящему государственному должностному лицу или коллегиальному органу.
Статья 17. Ограничения доходов
1. Государственный (муниципальный) служащий вправе одновременно получать вознаграждение за исполнение должностных обязанностей государственного (муниципального) служащего и должностных обязанностей, договоров подряда или полномочий, которые ему не запрещены настоящим законом или другими законами.
2. Государственный (муниципальный) служащий не вправе получать любой доход или имущество в организации, зарегистрированной в государствах или на территориях с отсутствием налогообложения или пониженным налогообложением согласно перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации.
3. Государственному (муниципальному) служащему запрещается получать имущество от любой коммерческой организации. Государственный (муниципальный) служащий, во время исполнения обязанностей представителя государства или органа местного самоуправления в коммерческой организации, а также в течение трех лет после окончания полномочий не имеет права прямо или косвенно получать любое имущество, принимать подарки, занимать в данной коммерческой организации любые должности. Исключение составляет должностное вознаграждение в коммерческой организации, в которой доля государства или органа местного самоуправления превышает 50 процентов.
Статья 18. Ограничения коммерческой деятельности
1. Государственный (муниципальный) служащий, а также его родственники не могут являться участниками, акционерами, членами коммерческой организации или индивидуальными предпринимателями, получающими государственные (муниципальные) заказы, финансовые средства, в том числе под государственные или муниципальные гарантии, средства государственных (муниципальных) бюджетных и внебюджетных фондов во время исполнения государственным (муниципальным) служащим соответствующих полномочий, за исключением случаев, когда данные заказы или финансовые средства предоставляются в результате открытого конкурса.
2. Государственный (муниципальный) служащий, являющийся представителем государства или органа местного самоуправления в коммерческой организации или в унитарном предприятии, не вправе получать любое имущество от лиц, получающих заказы на закупки для нужд государства или муниципального образования, коммерческой организации или унитарного предприятия, государственные или муниципальные финансовые средства, средства под государственные или муниципальные финансовые гарантии, средства под государственные или муниципальные гарантии, средства государственных или муниципальных бюджетных и внебюджетных фондов.
3. Государственный (муниципальный) служащий в течение трех лет после окончания исполнения соответствующих должностных обязанностей не вправе получать имущество, становиться участником, акционером, занимать должность в организации, а также получать имущество от индивидуального предпринимателя, в пользу которых данное лицо приняло решение о проведении закупок, предоставлении финансовых средств, предоставлении финансовых гарантий, средств государственных или муниципальных бюджетных или внебюджетных фондов, либо осуществляло функции надзора или контроля.
Статья 19. Ограничения и запреты в отношении издания административных актов, осуществления функций надзора, контроля, дознания или наказания и заключения договоров
1. Государственному (муниципальному) служащему запрещается подготавливать или издавать административные акты, осуществлять функции надзора, контроля, дознания или наказания, заключать договора или вести другую деятельность, в отношении организации или индивидуального предпринимателя, в деятельности которых государственный (муниципальный) служащий, его родственники или деловые партнеры имеют личную или имущественную заинтересованность.
2. Государственный (муниципальный) служащий не вправе подготавливать или издавать административные акты, осуществлять функции надзора, контроля, дознания или наказания, заключать договора или вести другую деятельность в отношении своих деловых партнеров в течение трех лет после окончания договорных отношений между этим государственным (муниципальным) служащим и деловым партнером.
3. Указанный в пункте 1 настоящей статьи запрет в отношении издания административных актов не распространяется на тех лиц, которые до вступления в должность государственного (муниципального) служащего являлись членами надзорных, исполнительных или контрольных органов коммерческой организации, в которой доля государства или органа местного самоуправления превышает 50 проц.. Запрет в отношении издания административных актов также не распространяется на тех государственных (муниципальных) служащих, которые в соответствии с действующим законодательством участвуют в издании федеральных, региональных и местных административных актов.
4. Государственному (муниципальному) служащему запрещается оказывать влияние на других государственных (муниципальных) служащих, при подготовке или издании ими административных актов или осуществлении функций надзора, контроля, дознания и наказания в отношении:
1) этого государственного (муниципального) служащего, его родственников или деловых партнеров;
2) вопросов, решение которых влияет или может повлиять на личные или имущественные интересы этого государственного (муниципального) служащего, его родственников или деловых партнеров;
3) тех физических или юридических лиц, от которых государственный (муниципальный) служащий или его родственники получают доходы любого вида;
4) коммерческой организации, участником, акционером, членом, членом надзорного, контрольного или исполнительного органа которой является этот государственный (муниципальный) служащий или его родственники, а также в отношении индивидуального предпринимателя, который является родственником государственного (муниципального) служащего.
Статья 20. Запрет на получение платы
1. Под платой в настоящем Федеральном законе понимается безвозмездная или за пониженную стоимость передача имущества (оказание услуг) соответствующему государственному (муниципальному) служащему или его родственникам.
2. Государственному (муниципальному) служащему запрещается принимать плату при исполнении обязанностей в том случае, когда он обязан оказывать бесплатные услуги.
3. Государственному (муниципальному) служащему запрещается брать дополнительную плату при исполнении обязанностей за установленную государственным органом или органом местного самоуправления плату.
Статья 21. Ограничения принятия подарков
1. Под подарками в настоящем Федеральном законе понимается любое имущество, а также работы, услуги, передача прав, освобождение от обязанности, отказ от какого-либо права в пользу государственного (муниципального) служащего или его родственников, а также другие действия, посредством которых этим лицам предоставляется какое-либо благо. Дипломатическими подарками в настоящем Федеральном законе считаются подарки, которые иностранные официальные должностные лица преподносят государственному (муниципальному) служащему во время государственных, официальных или рабочих визитов в соответствии с протоколом.
2. Государственному (муниципальному) служащему запрещено прямо или косвенно принимать подарки, за исключением:
1) дипломатических подарков и подарков, преподносимых иностранными должностными лицами во время государственных, официальных или рабочих визитов в иностранные государства;
2) дипломатических подарков и подарков, преподносимых иностранными делегациями во время государственных, официальных или рабочих визитов в Российскую Федерацию;
3) подарков, преподносимых родственниками;
4) подарков, преподносимых при проведении протокольных мероприятий;
5) в других предусмотренных законом случаях.
3. От других физических или юридических лиц вне исполнения должностных обязанностей государственного (муниципального) служащего разрешено принимать подарки только тогда, когда стоимость подарков, полученных от одного лица в течение календарного года не превышает одного минимального размера оплаты труда, определяемого на день совершения подарка.
4. Подарки, упомянутые в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, являются государственной или муниципальной собственностью. Подарки, упомянутые в подпунктах 3-5 пункта 2 настоящей статьи, являются частной собственностью государственного (муниципального) служащего. Вопросы использования и выкупа других подарков решаются в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Статья 22. Ограничения принятия пожертвований
1. Под пожертвованием в настоящем Федеральном законе понимается безвозмездное предоставление (передача) имущества или услуг для определенных целей.
2. Государственный (муниципальный) служащий, учреждение или организация, в которой он работает, либо бюджетный (внебюджетный) фонд не вправе требовать или принимать пожертвование для государственных или общественных нужд, если данное пожертвование может повлиять на принятие решения в отношении лица, осуществляющего пожертвование.
3. Государственный (муниципальный) служащий, учреждение или организация, в которой он работает, либо бюджетный (внебюджетный) фонд могут принять пожертвование для государственных или общественных нужд, если оно предоставляется незаинтересованным третьим лицом и принимается с соблюдением ограничений, установленных в пункте 2 настоящей статьи, а также не вовлекает государственного (муниципального) служащего в ситуацию конфликта интересов.
4. Государственному (муниципальному) служащему в течение трех лет после получения упомянутого в части третьей настоящей статьи пожертвования запрещено принимать любые решения в отношении жертвователя.
5. Государственный (муниципальный) служащий не вправе прямо или при посредничестве других лиц требовать, принимать пожертвования, или любым другим способом участвовать в их сборе для нужд таких физических или юридических лиц, от которых он или его родственники получают или во время исполнения должностных обязанностей государственного (муниципального) служащего получали доходы или имущество.
Статья 23. Ограничения рекламирования
1. Под рекламированием в настоящем Федеральном законе понимается любое публичное выражение государственным (муниципальным) служащим личной оценки конкретного товара или услуги, если государственный (муниципальный) служащий получил или получит за это вознаграждение.
2. Государственный (муниципальный) служащий не вправе заниматься рекламой любых видов или использовать для рекламирования свое имя, за исключением случаев, когда это входит в его обязанности.
Статья 24. Ограничения использования информации
Информацию, доступную государственному (муниципальному) служащему в соответствии с исполнением им должностных обязанностей, запрещается распространять или использовать для целей, которые не связаны с осуществлением должностных обязанностей государственного (муниципального) служащего или исполнением конкретных рабочих поручений.
Статья 25. Обязанности руководителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного (муниципального) учреждения или организации
1. Руководитель органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного (муниципального) учреждения или организации обязан в соответствии со своей компетенцией не допускать, чтобы подчиненные ему государственные (муниципальные) служащие попали в ситуацию конфликта интересов.
2. Руководитель органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного (муниципального) учреждения или организации обязан посредством письменного распоряжения передать какие-либо функции или исполнение поручения другому государственному (муниципальному) служащему, если государственный (муниципальный) служащий, который в соответствии с его должностными обязанностями должен изначально выполнять конкретную функцию или поручение, может оказаться или находится в ситуации конфликта интересов.
3. Руководитель органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного (муниципального) учреждения или организации в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обязан разрешить вопрос о возможном совмещении должности государственного (муниципального) служащего с другой должностью, исполнением договора подряда или полномочия.
4. Руководитель органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного (муниципального) учреждения или организации обязан незамедлительно проинформировать государственный орган противодействия коррупции о выявленных нарушениях настоящего Федерального закона, которые совершили государственные (муниципальные) служащие соответствующего органа государственной власти, государственной организации, государственного учреждения или органа местного самоуправления.
Статья 26. Обязанности государственного должностного лица
1. Государственный (муниципальный) служащий незамедлительно в письменной форме обязан предоставить информацию вышестоящему государственному должностному лицу или органу государственной власти или органу местного самоуправления о собственной личной или имущественной заинтересованности, о личной или имущественной заинтересованности родственников или деловых партнеров в осуществлении какого-либо действия, которое входит в его должностные обязанности.
2. Вышестоящее государственное должностное лицо или орган государственной власти или орган местного самоуправления после получения упомянутой в пункте 1 настоящей статьи информации поручает исполнение отдельных должностных обязанностей соответствующего государственного (муниципального) служащего другому государственному (муниципальному) служащему.

Принимая во внимание высокую социальную защищенность людей, работающих в органах власти и относящихся к категории госслужащих или муниципальных служащих, многие наши соотечественники стремятся попасть именно на такую работу.

Однако учитывая тот факт, что уровень заработной платы может быть не очень высоким, вполне понятно, что у людей возникает мысль о дополнительной работе по совместительству.

Именно поэтому наверняка многим будет интересно узнать, а может ли госслужащий (муниципальный служащий) работать по совместительству, и какие нормативные документы это регламентируют.

Нормативная база

В соответствии с положениями закона №79-Ф3 «О Государственной гражданской службе РФ» от 2004 года, человек, занятый на государственной службе, имеет право работать по совместительству.

Это же касается и муниципальных служащих, деятельность которых регламентируется Законом о муниципальной службе.

Ознакомиться с текстом указанных документов можно тут:

ФЗ о государственной гражданской службе

ФЗ о муниципальной службе

Можно ли?

Согласно ст. 14 закона №79-Ф3 «О Государственной гражданской службе РФ», гражданский служащий может выполнять иную работу, не связанную с его основной деятельностью, только в том случае, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Другими словами, его работа по совместительству не должна сказываться на качестве исполнения им его обязанностей, причем он не имеет права работать по совместительству свыше 4 часов в день.

Важно знать, что вне зависимости от места работы, работник государственного органа, имеющий статус служащего, обязательно должен уведомить своего основного работодателя о своем желании работать по совместительству.

Когда найдена дополнительная работа, госслужащий согласно ч. 2 ст. 14 закона о государственной службе обязан отправить письменный запрос в антикоррупционную комиссию своей организации. В течение нескольких дней комиссия официально дает ответ, проверяя новую работу на наличие конфликта интересов.

Муниципальные служащие также имеют полное право работать по совместительству, однако и здесь не должен иметь место конфликт интересов (ст. 14.1 закона № 25-Ф3).

Как и госслужащий, муниципальный служащий обязан уведомлять своего работодателя о подаче заявления о приеме на работу по совместительству в другую организацию и получить от него разрешение.

Как оформить совмещение должностей в одной организации? Читайте в нашей статье.

Есть ли особенности совместительства медработников? Узнайте .

Разрешено ли работать по совместительству в другом органе власти?

Если говорить о том, разрешено ли работать по совместительству в другом органе власти, то однозначного запрета на этот счет нет, то есть теоретически это возможно.

На практике же такое встречается крайне редко, поскольку обычно комиссия не дает разрешение на это, ссылаясь на конфликт интересов (ст. 14 Закона о госслужбе).

Дело в том, что по здравому смыслу работа в государственном аппарате не может исполняться в качестве второстепенной (как в случае с совместительством), поскольку в таком случае существует риск ее выполнения «по остаточному принципу».

Что касается муниципальных служащих, то согласно закону №25-Ф3 им запрещено входить в состав органов управления, наблюдательных и попечительских советов, структурных подразделений некоммерческих организаций зарубежных компаний.

Существует ограничение для муниципального служащего, выполняющего обязанности главы местной администрации по контракту, поскольку он имеет право заниматься только преподавательской, творческой или научной деятельностью.

При нарушении данного запрета муниципальный служащий согласно ст. 19 п. 3 закона №25-Ф3 может быть уволен.

Допускается ли совмещение должностей?

В отличие от совместительства, которое может предусматривать работу на другом предприятии, работник имеет полное право выполнять и другую работу сотрудника, временно отсутствующего на рабочем месте (декрет, ежегодный отпуск, больничный).

Однако в отношении госслужащих четкого и единого регламента, определяющего правомерность совмещения должностей, нет, а поэтому здесь следует руководствоваться положениями Трудового кодекса (ст. 60.2).

Данная статья предусматривает выполнение им дополнительной работы в рамках установленного режима рабочего времени.

Для этого обязательно берется письменное согласие работника.

В каких случаях запрещено?

Всем категориям госслужащих официально запрещается занимать должности, связанные непосредственно с получением дохода от частного бизнеса, поэтому такие лица не могут являться частными предпринимателями.

Помимо этого, как уже отмечалось выше, госслужащий, работающий в государственном органе власти, не может одновременно работать в другом органе власти.

Как составить приказ о приеме на работу по совместительству? Узнайте из нашей статьи.

Как оформить трудовую книжку по совместительству? Подробности — .

Положена ли премия по совместительству? Читайте .

Порядок оформления и работы

Совместительство может быть как внутренним (когда человек работает в своем же учреждении), так и внешним (когда сотрудник нашел работу в другой компании), причем в обоих случаях обязательно оформляется отдельный трудовой договор.

Продолжительность работы по совместительству для госслужащего, как и для гражданских лиц не может превышать 4 часа в день и 20 часов в неделю соответственно.

В трудовом договоре часто также отражается и график работы (обычный режим или смена), а также время, которое он обязан трудиться.

Порядок оформления совместительства включает в себя следующие этапы:

  • Написание госслужащим заявления на возможность работать совместителем в конкретном предприятии и передача его на утверждение антикоррупционной комиссии.
  • В случае положительного решения — передача копии трудовой книжки на новое предприятие, а также заключение там трудового договора.
  • Выполнение работы согласно возложенных обязательств и в тех часовых нормах, которые отводятся на это.

Бланк заявления работника можно скачать тут:

Типовой бланк заявления служащего

Важно понимать, что на своей второй работе госслужащий пользуется теми льготами и правами, которые предусматриваются для гражданских лиц, в том числе и правом на ежегодный и дополнительный оплачиваемый отпуск.

Согласно российской законодательной системе как государственный, так и муниципальный служащий имеет полное право работать по совместительству, однако об этом он обязан уведомить свое руководство.

В некоторых случаях руководитель может отказать госслужащему трудиться по совместительству, причем оспорить это решение будет проблематично.

Таким образом, в любом случае вопрос совместительства решается в каждом конкретном случае отдельно, в зависимости от обстоятельств и сферы деятельности человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх