Куперс

Бухучет и анализ

На земельных участках общего пользования располагаются

Содержание

Земли общего пользования: основные правила использования

В рамках населенных пунктов выделяются различные категории земель, которые могут использоваться в соответствии с их целевым назначением. Одной из таких категорий являются земли общего пользования.

Что именно относится к этой категории и как эти земли можно использовать?

Законодательство

Регулирование вопросов использования земель общего пользования в рамках населенных пунктов осуществляется двумя ключевыми нормативными актами, первым из которых является Градостроительный Кодекс Российской Федерации, а вторым — Земельный Кодекс. Указанные нормативные акты занимаются полномасштабным регулирование всех вопросов, связанных с эксплуатацией любых земельных категорий, расположенных в населенном пункте. Кроме того, Земельный Кодекс Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением правил эксплуатации существующих земельных участков.

Градостроительный кодекс Российской Федерации дает подробную расшифровку понятия земель общего пользования, а также формулирует основные правила эксплуатации этого ресурса.

В рамках данного нормативного акта также происходит подробная расшифровка основных направлений, по которым может происходить эксплуатация конкретного земельного участка, отнесенного к той или иной категории.

Так как понятие земель общего пользования относится одновременно к двум сферам правоотношений — градостроительным и земельным, на них распространяется свое действие также и региональное законодательство. Этот уровень законодательства может использоваться в том случае, если региональные нормативные акты не входят в противоречие с федеральным законодательством.

Говоря о взаимодействии между собой регионального и федерального законодательства, можно отметить, что федеральное будет иметь первоочередное значение, если возникает конфликт между нормативными актами.

В то же время, если подобная возможность установлена на федеральном уровне, для выявления наиболее удачного варианта решения проблемы может осуществляться выбор тех нормативно-правовых норм, которые будут использоваться.

Какие земли относятся к категории земель общего пользования?

Землями общего пользования принято считать те земельные участки, которые расположены в населенных пунктах и служат цели удовлетворения интересов и законных прав лиц, проживающих на территории этого населенного пункта.

К землям совместного использования будут относиться следующие земельные участки:

  • Земли, на которых были построены транспортные развязки, а также дороги различного уровня направленности и обслуживающих характеристик;
  • Земельные участки, на которых возведены инженерные сооружения, предназначенные для обслуживания социально-культурных потребностей населения;
  • Земли, используемые для захоронения бытовых отходов или возведения предприятий, предназначенных для утилизации имеющихся бытовых отходов;
  • Земельные участки, использование которых подразумевает удовлетворение интересов жителей населенных пунктов.

Эти земли являются землями общего пользования, которые могут эксплуатироваться для достижения интересов качественного обслуживания проживающих в конкретном населенном пункте людей, а также для полноценного функционирования различных юридических лиц, в том числе и региональных и муниципальных органов власти.

Возможные варианты использования земель общего пользования

Получить в собственность земли, относящиеся к категории земель общего пользования, невозможно.

Именно по этой причине рассматривать в сфере правоотношений можно только такие варианты использования, как:

  • Аренда;
  • Безвозмездное бессрочное пользование.

Земельное и гражданское законодательство запрещает возможности оформления в частную собственность земельных участков, относящихся к землям общего пользования, независимо от того, каким именно образом происходит такое оформление — выкупом или путем проведения процедуры приватизации.

Однако, в том случае, если на участке расположено капитальное строение, оформленное надлежащим образом в качестве недвижимого имущества с прохождением регистрации права собственности, участок через судебное решение можно признать находящимся в собственности. Но в этом случае будет работать правило, согласно которому оформление права собственности невозможно в том случае, если имущественные претензии предъявляются к земельному участку, расположенному, например, на улице.

Наиболее распространенным вариантом использования земель общего пользования считается аренда, которая оформляется собственниками капитальных строений, расположенных на таких участках.

При оформлении договора аренды собственник здания, расположенного на этом участке, имеет право преимущественного заключения договора аренды. Однако право выкупа действовать в этом случае не будет, а указание возможности выкупа в тексте договора будет считаться незаконным.

Аренда земель общественного пользования имеет наибольшее распространение в сфере правоотношений, где одной из сторон, заключающих договор, выступает юридическое лицо.

Если же речь идет о взаимодействии физического лица и государства, то в качестве возможного варианта получения во владение земли будет считаться безвозмездное пользование или постоянное бессрочное пользование. И в том, и в другом случае владелец участка (но не собственник, которым выступает государство) имеет право возвести капитальное строение на территории полученного участка.

В том случае, если объект капитального строительства прошел официальную регистрацию в виде недвижимого имущества с оформлением права собственности, с таким сооружением можно осуществлять все юридически значимые действия (продать, подарить, оставить в наследство), земля перейдет к новому собственнику строения.

Однако, так как оформление в собственность такого участка запрещено, произойдет переход права аренды земельного участка. В гражданском законодательстве этот принцип называется переуступкой права аренды (отдельного перезаключения договора в этом случае не требуется, но внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость будет обязательным).

Таким образом, собственность на право пользования землями общего пользования остается на постоянной основе за государством в лице его субъектов или муниципальных образований, а пользователи могут распоряжаться возведенными на таких землях строениями с переуступкой права пользования на землю новому владельцу здания.

Правила налогообложения земель общего пользования

Так как земли общего пользования находятся в собственности государства, режим их налогообложения будет иметь определенные особенности:

  • Если участок предоставлен в аренду физическому или юридическому лицу, то налогами этот участок будет облагаться только в том случае, если на нем не возведено никаких строений, оформленных в качестве недвижимого имущества. В противном случае налог может быть заменён арендным платежом или наоборот;
  • Если участок не имеет своего владельца или пользователя (например, проезжая часть дороги), то земельный налог в этом случае будет заменён транспортным (в состав которого включается также и налог за использование дорог), то есть сумма налогообложения будет разделена в пропорциональном размере на всех потенциальных пользователей конкретным участком;
  • Если земли общего пользования находятся в рамках садоводческого некоммерческого товарищества, то налог за эти территории должны платить все собственники участков в рамках такого объединения.

Особый режим налогообложения земель общего пользования обусловлен непосредственно особенностью характера и возможных вариантов использования таких участков.

Именно по этой причине использовать классическую для сферы фискальных правоотношений форму налогообложения для таких земель нельзя, так как участки находятся в постоянной собственности государства. Временная регистрация иностранного гражданина по месту пребывания является обязательной процедурой согласно законодательству РФ.
Необходимо продать дачный участок? В нашей статье есть подробное описание данной процедуры.
При некоторых обстоятельствах договор купли-продажи земли может быть расторгнут. Подробнее об этом .

Ответственность за незаконное использование земель общего пользования

В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации землями общего пользования должны считаться такие участки, на которые имеют доступ все желающие, то есть эти участки имеют режим свободного доступа.

Одним из наиболее распространенных вариантов нарушения законодательства об использовании земель общего пользования считается самозахват таких территорий. Классификация такого правонарушения происходит в соответствии со статьей 7.1 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно этой статье под самозахват от земель общего пользования необходимо понимать самовольное занятие и эксплуатацию земельного участка без наличия соответствующих правоустанавливающих документов на него.

Наказание за такое правонарушение назначается в соответствии с этой же статьей Кодекса и подразумевает под собой только наложение штрафа на нарушителя.
Однако, если на участке возведено самовольное строение (а лицо, возводившее это строение, такого права не имел), одним штрафом отделаться уже будет нельзя — самовольную постройку придется снести и восстановить первоначальный вид конкретного участка. При этом все эти действия нарушитель должен осуществить за свой счёт.

Контроль за содержанием и эксплуатацией земель общего пользования Земельный Кодекс налагает на специально уполномоченные органы, в функции которых включен обязательный контроль за состоянием земель в конкретном административно образовании, а также управление недвижимым имуществом, принадлежащим государству на праве собственности и подлежащим распределению в соответствии с действующим законодательством.

Земли общего пользования представляют собой особую категорию земель населенных пунктов, режим использования которых регулируется как на федеральном, так и на региональном уровне. Особенность нахождения таких земель только в собственности у государства накладывает отпечаток как на возможности реализации таких участков, так и на режим налогообложения этой категории земель.

Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Об определении понятия «Земли общего пользования населенных пунктов»

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 августа 2008 года N Д23-152
Об определении понятия «Земли общего пользования населенных пунктов»

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел письмо по вопросу об определении понятия «земли общего пользования населенных пунктов» и сообщает.
Пунктом 12 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Земельный кодекс не раскрывает понятия «другие объекты», расположенные на земельных участках общего пользования.
В Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс) применяется термин «территории общего пользования», под которым понимается возможность для неограниченного круга лиц беспрепятственного пользования ими (п.12 ст.1), в неисчерпывающий перечень которых включаются площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары. При этом Градостроительный кодекс в п.2 ч.4 ст.36 особо оговаривает, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
В связи с тем, что земельные участки общего пользования представляют собой как незастроенные, так и застроенные территории, то на земельных участках общего пользования могут располагаться объекты незавершенного строительства или уже введенные в эксплуатацию здания, строения и сооружения, отчужденные в частную собственность в процессе приватизации.
В настоящее время п.1 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в ред. 13.05.2008) (далее — Федеральный закон N 178-ФЗ) установлена общая норма, согласно которой приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом, и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем, в соответствии с п.8 ст.28 Федерального закона N 178-ФЗ отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и др.). Согласно указанному пункту парки также входят в перечень объектов, расположенных на земельных участках в составе земель общего пользования.
В то же время п.3 ст.28 Федерального закона N 178-ФЗ обязывает собственников объектов недвижимости, расположенных на земельных участках общего пользования, переоформить данные земельные участки в аренду.
По общему правилу, владение и пользование или временное пользование имуществом, переданным в аренду, осуществляется исключительно арендатором (ст.606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс). Следует отметить, что данная норма применительно к земельным участкам общего пользования, переданным в аренду, на практике затрудняет реализацию положения ст.262 Гражданского кодекса о праве граждан свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Дополнительно информируем, что Минэкономразвития России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» не наделено правом давать разъяснения действующего законодательства Российской Федерации.

Директор
Департамента недвижимости
А.И.Ивакин

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
Еженедельник бухгалтера,
N 22, 2008 год

В «Комсомолку» по-прежнему приходят тысячи обращений наших читателей с жалобами на то, что им не удается дешево и быстро (как было обещано правительством) оформить свои участки по «дачной амнистии». Мы выбрали самые типичные проблемные ситуации и попробовали в них разобраться вместе с нашим экспертом — начальником Управления государственного земельного кадастра Роснедвижимости Сергеем МИРОШНИЧЕНКО.

«Без генплана за 160 тысяч не обойтись»

«Хороша ваша «дачная амнистия», — позвонила на днях возмущенная читательница из Подмосковья, — только что с меня содрали три тысячи рублей за одну справку о границах участка с лесхозом!»

«Председатель нашего товарищества говорит, что мы не получим прав на землю, пока не оформим генплан (старый не сохранился). На это нужно собрать 160 тысяч!» — ужасаются садоводы в письме по электронке…

— С законности требования генплана и начнем, — предлагаю я Сергею Георгиевичу. — От этого стонут во многих садоводствах и дачных кооперативах. Напомним, оформление прав на участки для таких землевладельцев состоит из двух этапов: первый — получение решения о передаче участка в собственность в органах местной власти, второй — регистрация права собственности в территориальном органе Росрегистрации.

Именно на первом этапе нередко возникает вопрос о необходимости генплана территории товарищества (возможный вариант названия — проект организации и застройки территории). Копию этого документа требуют в местной администрации либо на его оформлении настаивает председатель кооператива.

— Открываем статью 28 Закона «О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан», — говорит Сергей Мирошниченко. — Там написано, что землевладельцу нужно представить в местные органы власти:

1) заявление о предоставлении участка в собственность;

2) описание местоположения участка. Оно составляется самостоятельно в свободной форме, указываются близлежащие общезначимые ориентиры, по которым можно определять нахождение участка: расстояние до леса, дороги, строений и т. п.;

3) заключение правления товарищества (кооператива). В нем подтверждается, что соответствующий участок в товариществе действительно закреплен за конкретным дачником и что составленное этим землевладельцем описание (см. выше) на самом деле соответствует местоположению участка, фактически используемого им.

ИТОГО

О генплане (проекте организации и застройки территории) ни слова, подводит итог наш эксперт из Роснедвижимости. Так что требовать этот документ для передачи участков в собственность садоводов не вправе ни местные власти, ни правление товарищества.

Обязательно ли межевание в товариществах?

Как известно, с декабря прошлого года вступили в действие поправки, позволяющие многим землевладельцам избежать долгой и дорогостоящей процедуры межевания участка.

Главным образом такое облегчение светит тем, у кого есть хоть какой-нибудь документ о правах на свою землю. Тогда, поясняет Сергей Мирошниченко, даже если участок не имеет кадастрового номера, можно смело подавать в Роснедвижимость заявление: «Прошу внести в государственный кадастр недвижимости сведения о моем участке как о ранее учтенном — на основании документа о праве, присвоить кадастровый номер и выдать кадастровый паспорт участка». В течение 20 рабочих дней вам должны выдать кадастровый паспорт, который предоставляется в Росрегистрацию для регистрации права на землю.

А вот с членами садоводческих объединений вышла загвоздка. Нередко у них нет вообще никаких документов о правах на свои наделы, на руках лишь книжка садовода, свидетельствующая о членстве в товариществе (кооперативе). Напомним, таким землевладельцам «дачная амнистия» позволяет бесплатно приватизировать участок через органы местной власти (см. выше).

Затем нужно оформить право в Росрегистрации, где, разумеется, требуют кадастровый паспорт участка. «Но нам такой документ без межевания не дают!» — жалуются садоводы СНТ «Березовая роща» из Барнаула и сотни дачников из других регионов. Отказывают, ссылаясь на формальность: поскольку документы о правах на участки дачники получают от местных властей только сейчас, то считать их наделы «ранее учтенными» нельзя. Так что нужно заниматься постановкой на кадастровый учет по полной программе, включая межевание.

— Такое требование противоречит самому смыслу «дачной амнистии», — считает наш эксперт Сергей Мирошниченко. — Ведь основная идея — облегчить положение тех землевладельцев, которые когда-то законно получили свои наделы, всегда открыто пользовались ими и хотят оформить свои права. Участки таких дачников фактически давно существуют, поэтому с ними следует поступать ПО АНАЛОГИИ КАК С РАНЕЕ УЧТЕННЫМИ участками.

ИТОГО

На практике это значит, что садоводы вправе обращаться за кадастровым паспортом без межевания, предъявив правоустанавливающий документ: решение органа местной власти о передаче участка в собственность. Это принципиальная позиция Роснедвижимости, — авторитетно заявляет начальник Управления государственного земельного кадастра Сергей Мирошниченко.

«Землемеры гоняют за десятками справок»

— Нам нужно признавать права на участок через суд, — рассказывает наша читательница Елена. — В районной администрации сказали, что сначала надо землеустроительные процедуры сделать. Мы уже потратили 3 месяца и больше десяти тысяч рублей на разные справки, за которыми приходится мотаться по всему Подмосковью — это землеустроители требуют…

— С 1 марта этого года территориальное землеустройство заменено кадастровыми работами (см. рубрику «Важно!». — Ред.), — разъясняет Сергей Мирошниченко. По сути, эти работы сходны с межеванием: итогом является также описание участка, установление его границ на местности. Но порядок серьезно изменился!

Граждане-заказчики полностью освобождены от сбора каких бы то ни было справок: всеми согласованиями, запросами и т. д. занимается исполнитель — кадастровый инженер (до 2011 года функции инженеров продолжают выполнять нынешние землеустроительные организации и частные предприниматели).

В частности, исполнитель на основе правоустанавливающего документа на участок запрашивает в кадастре недвижимости сведения о контактных адресах владельцев смежных участков и обеспечивает процедуру согласования границ. Причем сама эта процедура теперь становится несравненно проще. Так, если адрес землевладельца-соседа (в том числе организации, владеющей участком) в кадастре не значится, то разыскивать его не требуется. Достаточно поместить объявление о предстоящем согласовании в местной газете, где публикуются официальные акты муниципальных властей.

Так что выматывать граждан-заказчиков добыванием справок землеустроители теперь не вправе! Соответственно и хозяева смежных участков, в том числе лесхозы, не имеют права требовать плату за определение и установление границ.

Кстати, в ситуациях, когда права на участок нужно признавать в суде, предварительно кадастровые работы выполнить вообще невозможно, поскольку они, напомним, проводятся уже при наличии правоустанавливающего документа на землю (см. выше). Так что в случае нашей читательницы речь идет, скорее всего, о составлении так называемого ситуационного плана, по которому судья смог бы иметь представление об участке.

ИТОГО

В подобных ситуациях лучше сначала обращаться в суд, чтобы вам дали конкретный список сведений, необходимых для процесса, советует Сергей Мирошниченко. Вполне возможно, что для суда требуется гораздо меньше данных, чем готовят по своей инициативе землеустроители. Соответственно можно было бы обойтись гораздо меньшими затратами времени и денег.

ВАЖНО!

С 1 марта 2008 года вступил в силу Закон «О государственном кадастре недвижимости». Он внес немало изменений в порядок проведения землеустройства, в том числе межевания участков (теперь все это называется «кадастровые работы»). Часть новшеств см. в тексте, подробные разъяснения читайте в ближайших выпусках спецпроекта «Моя дача».

СОХРАНИ

Что делать, если вас отфутболивают

Передайте чиновникам письменное заявление: прошу сообщить, на основании какого нормативного акта мне отказывают в моем законном праве таком-то (зарегистрировать право собственности на участок, получить кадастровый паспорт и т. д.).

Пересылаете копию ответа и свои аргументы-возражения в вышестоящую инстанцию: региональное управление Роснедвижимости, Росрегистрации (координаты можно узнать в Интернете или по справочной). Вполне возможно, что здесь поправят своих коллег на местах и решат вопрос в вашу пользу.

Если вы не удовлетворены результатами и убеждены в своей правоте, обжалуйте отказ чиновников в суде.

Анна Добрюха ждет ваших откликов и вопросов на сайте.

Внесем изменения в генеральный план поселения! Обращайтесь!

Как жить участникам СНТ: внести изменения в генплан или оставить все как есть

Автор материала: Магомедов Давид Шахларович Юрист по земельному праву, опыт работы — более 2 лет Задать вопрос автору

Под генеральным планом понимается проектный документ, обобщающий правила и стратегические направления градостроительного освоения определенной территории — поселения, города или его отдельной части. Несмотря на громоздкую формулировку, содержание генплана нередко играет важную роль в жизни застройщика или землепользователя. В случае, когда установленные правила не соответствуют интересам или нарушают права некоторых лиц, в документ допускается вносить корректировки.

Проблемы внесения изменений в генеральный план городского округа

На первый взгляд может показаться, что такой документ, как генплан, не имеет отношения к простым гражданам и интересен только крупным строительным или девелоперским компаниям. Чтоб опровергнуть такое утверждение, достаточно привести простой наглядный пример из реальной жизни.

  • Купили частный дом либо квадратные метры в таунхаусе и не нарадуетесь: вроде в черте города, а все-таки не в «людском муравейнике» живете, и вид какой из окна! А всего через пару лет началось строительство многоэтажки или торгового центра прямо напротив. Если не хотите оказаться в числе таких незадачливых собственников — стоит своевременно ознакомиться с генеральным планом городского округа (если предполагается внесение изменений в этот документ, в администрации о том будут знать и с вами информацией поделятся).

Генплан — документ серьезный, его срок действия рассчитан на 20 лет, и все-таки он может быть изменен.

Если вы и есть инициатор этого мероприятия, то вам придётся учитывать следующие нюансы российского законотворчества:

  • Неразбериха. Отсутствует единая и четко прописанная процедура внесения изменений в генеральный план города. С одной стороны, это вполне логично, так как подобная документация разрабатывается на местном уровне. Однако, отсутствие общего для всех подхода и, что особенно важно, жесткого контроля на региональном и федеральном уровне, приводит к путанице “в низах” и открывает дополнительные возможности для произвола бюрократов. К тому же в некоторых районах Подмосковья вплоть до конца 2017 года не было соответствующим образом утвержденных генпланов и ПЗЗ (правил землепользования и застройки). Что тогда говорить о более удаленных от Москвы регионах страны.
  • Безответственность и нежелание работать. Любая корректировка документации предполагает взятие на себя ответственности и выполнения определенных действий. Далеко не каждый российский представитель местных властей готов на такие “подвиги”.
  • Крючкотворство. Самый простой способ “отбрить” заявителя — найти ошибку в предоставленных им документах. Особенно неприятной подобная практика становится в том случае, когда неточность выявляется не при приеме заявления и обоснования, а после месяца или двух “внимательного” рассмотрения поступивших документов. Как следствие — необходимость начинать процедуру заново и терпеливо ждать нового решения.

Как внести изменения в генплан поселения — порядок и важные нюансы процедуры

Несмотря на описанные выше проблемы, добиться положительного решения возникающих у застройщиков, землепользователей и инвесторов проблем все-таки вполне реально. Стандартный ответ на вопрос, как внести изменения в генплан поселения, предусматривает выполнение следующих действий:

  • составление заявления на корректировку действующей документации в части застройки или использования земельных участков;
  • разработка достаточного обоснования заявленной инициативы;
  • направление документов (заявления и обоснования) сначала в комиссию по застройке и землепользованию, постоянно работающую при муниципалитете, а затем — главе муниципального образования;
  • проведение публичных слушаний и принятие решения.

Казалось бы, нет ничего сложного — все предельно понятно и доступно. На практике, добиться нужного застройщику или землепользователю результата крайне сложно.

Если разбирать вопрос, как вносить изменения в генплан участникам СНТ и когда это может потребоваться, то получается следующая картина.

  • Если участки находятся в индивидуальной собственности, то генплан (его наличие или отсутствие), как правило никак не сказывается на жизни садоводов с точки зрения застройки. Они скорее руководствуются проектом планировки территории, в котором отражаются дороги и улицы, инженерные сети посёлка, объекты благоустройства и очередь застройки. Этот документ готовится самим товариществом (общее собрание) и утверждается местной администрацией.
  • Если передача земли в собственность граждан не состоялась, то произвести раздел участков вплоть до начала 2020 года можно на основании проекта организации и застройки СНТ, принятого до 01.01.2018г.
Название Цена для физ. лиц Срок
Консультация по телефону 0 руб. Индивидуальный
Подробная консультация с анализом документов в офисе (скайпе и т.д.) от 5000 руб. 1 час
Внесение изменений в генплан от 100 000 руб. от 7 дней

Узнайте точную стоимость решения вашего дела

Как решиться на внесение изменений в генеральный план?

Для начала определиться, стоит ли овчинка выделки. И если ответ — да, то привлечь к делу профессионала. «С наскока» внести изменения в генеральный план городского округа или поселения не получится, придётся основательно готовиться.

Плюсы сотрудничества с Земельным юристом очевидны и заключаются в следующем:

  • грамотное решение вопроса о необходимости вносить корректировку в существующую документацию;
  • разработка достаточного обоснования;
  • представление интересов клиента на всех этапах реализации мероприятия;
  • всесторонняя юридическая поддержка и максимально оперативное решение проблем клиента при минимальном уровне финансовых вложений.

Звоните или заполните заявку на сайте!

Время чтения: 5 минут

Во многих населенных пунктах есть территории общественного, социального, природного, рекреационного и иного значения. Посещать их с целями, не запрещенными законом, может любой желающий, ведь это – земли общего пользования (ЗОП). Поскольку такая правовая конструкция предусмотрена российским законодательством, стоит разобраться, что относится к таким землям, как их может использовать население и что входит в нормативно-правовую базу.

Законодательная база для ЗОП

Право общего пользования землей является разновидностью природопользования. Оно имеет не вещную, а эколого-правовую природу, поэтому реализуется в отношении природных объектов, не индивидуализированных в качестве частного недвижимого имущества.

Понять, что такое земля общего пользования, поможет ст. 262 . Согласно ей, граждане вправе свободно использовать землю и размещенные на ней объекты в пределах, не запрещенных законодательством, если:

  • участки находятся в государственной и муниципальной собственности;
  • территории не закрыты для общего доступа;
  • собственник не огородил участок или иным образом не обозначил, что проход через него без разрешения запрещен. Это касается частных наделов, которые могут использоваться для прохода.

Более уточненное понятие дает п. 12 ст. 1 согласно которому земли общего пользования – это территории, которыми пользуется неограниченный круг лиц. Хотя речь идет об участках населенных пунктов, в более широком значении лица могут пользоваться землями и за их пределами.

Аналогичным образом ЗОП рассматривает и земельное законодательство, включая их в состав земель населенных пунктов. Так, земля общего пользования по (п. 12 ст. 85 ЗК) может входить в состав разных территориальных зон (жилых, общественно-деловых, сельскохозяйственных, производственных), но ее нельзя приватизировать или передать в частную собственность.

Вышеуказанные нормы законодательства позволяют выделить ключевые признаки ЗОП:

  • территории находятся в муниципальной или государственной собственности;
  • чаще всего они рассматриваются как земли общего пользования населенных пунктов;
  • участки общедоступны;
  • наделы и размещенные на них природные объекты использует неопределенный круг лиц;
  • для их использования в общем виде не требуется специального разрешения.

Эксплуатация территорий общего пользования регулируется не только федеральными законами, но и местными правилами застройки и землепользования. Поэтому в разных регионах и населенных пунктах состав таких земель и порядок их использования может отличаться.

Земли, отнесенные к ЗОП

В законодательстве нет исчерпывающего перечня территорий, относящихся к землям общего пользования и конкретных прав на их использование. Традиционно под ними рассматриваются земли в населенных пунктах, которые специально предназначены для общего использования.

В юридической литературе часто справедливо обозначается, что массовому использованию поддаются также участки за пределами населенных пунктов, то есть ЗОП рассматривается в более широком смысле. Так, можно выделить не менее 3 категорий земель, которые используются неограниченным кругом лиц:

  1. Земли общего пользования в населенных пунктах, то есть участки, которые изначально имеют такой юридический статус. В их состав входят:
    • пути сообщения: дороги, улицы, проезды, переулки, дворы многоквартирных домов и так далее;
    • территории удовлетворения культурно-бытовых потребностей: парки, скверы, бульвары, площади;
    • природные объекты: лесополосы, пляжи, водоемы;
    • полигоны бытовых отходов, свободные незастроенные участки и другие территории, используемые для нужд населенных пунктов.
  2. Территории, на которых расположены леса, береговые полосы, охотничьи угодья. В этом случае право общего пользования на землю не зафиксировано, но оно вытекает из права использовать эти природные ресурсы. Например, согласно ст. 11 , граждане могут свободно находиться в лесах в любых личных целях, но пребывание без использования земли невозможно.
  3. Территории в значении, указанном в ст. 262 ГК, где право использования земель предусмотрено в отношении любого публичного участка (не только в населенных пунктах), доступ к которому не запрещен, а также любой территории в частной собственности, чей владелец не ограничил к нему доступ.

Подробности содержатся в статье «Категории земель в РФ».

Варианты использования ЗОП

В традиционном понимании земли общего пользования населенных пунктов предоставлены гражданам для следующих целей:

  • прохода: тротуары, площади;
  • проезда: дороги, улицы, переулки;
  • пребывания: скверы, парки, бульвары, сады.

Как правило, они используются для развития муниципальной инфраструктуры и удовлетворения культурно-бытовых потребностей граждан, например, для отдыха и проведения массовых мероприятий.

Эти участки привлекают внимание предпринимателей, желающих разместить на них торговые и иные коммерческие объекты. Однако капитальное строительство зданий на таких землях запрещено, а действующие в населенных пунктах градостроительные регламенты, согласно пп. 2 п. 4 ст. 36 ГрК, на эти территории не распространяются. Более того, в собственность граждан они передаваться не могут.

Во многих городах местные правила застройки и землепользования позволяют передавать такие земли во временное пользование для размещения некапитальных построек.

Чаще всего использование ЗОП в коммерческих целях осуществляется на условиях краткосрочной аренды. Например, в Казани на этом основании арендаторы размещают объекты мелкорозничной торговли вдоль дорог и остановок общественного транспорта, в парках и скверах, на площадях и бульварах.

Договора аренды могут заключаться с предпринимателями на конкурсной основе. Сроки аренды в каждом городе отличаются. Например, в Москве он может составлять не более 1 года. Размер оплаты тоже определяется в каждом населенном пункте отдельно.

Несмотря на запрет капитального строительства зданий в пределах ЗОП допустимы хозяйственные сооружения, не предназначенные для длительного пребывания людей. Такие территории часто передаются в безвозмездное пользование собственникам этих сооружений.

Другое дело, когда ЗОП не являются публичными местами. Так, предметом множественных споров является земля общего пользования между соседями. Часто конфликты возникают между членами садовых товариществ и кооперативов, когда один из членов, например, передвигает ограждение участка, ограничивая проезд/проход других участников. Эти действия незаконны, поэтому гражданам приходится доказывать свою правоту в градостроительных инспекциях и суде.

Особенности уплаты земельного налога с ЗОП

По мнению некоторых, особенности уплаты налога с земель общего пользования зависят от того, находится ли участок в аренде. Однако у этой позиции нет нормативного подтверждения. Согласно ст. 388 , плательщиками земельного налога являются граждане и организации, в чьей собственности/владении находятся ЗОП.

Земельные участки общего пользования, как упоминалось выше, принадлежат государству или муниципальным образованиям. Гражданское законодательство не относит государство и муниципальные образования к организациям и уж тем более к физическим лицам.

Пока ЗОП не перейдут в собственность граждан или юридических лиц, отсутствует плательщик земельного налога. Эту позицию подтверждает

Независимо от того, находятся ли ЗОП в аренде у частных лиц или нет, земельный налог с них не взимается.

Иная ситуация в отношении земель общего пользования садовых некоммерческих товариществ. В этом случае земля – собственность СНТ, поэтому необходимость платить земельный налог зависит от того, за счет чего образованы общие территории. Если они образованы посредством целевых взносов, налог пропорционально распределяется между членами СНТ, если за счет средств фонда СНТ – налог платит товарищество.

Ответственность за незаконное использование ЗОП

Поскольку земли общего пользования занимают обширную территорию населенных пунктов, контролирующие структуры не всегда способны следить за законностью их использования. В связи с этим некоторые граждане занимают участки без разрешения.

Самовольное занятие территории может быть квалифицировано как административное правонарушение по ст. 7.1 , что приведет к наложению штрафа. Его размер зависит от того, определена ли кадастровая стоимость земли. Если КС установлена, штраф составит:

При отсутствии сведений о КС размер штрафа составит:

  • для физических лиц – 5 – 10 тыс. рублей;
  • для чиновников – 20 – 50 тыс. рублей;
  • для организаций – 100 – 200 тыс. рублей.

При самовольном занятии части земельного участка штраф будет присужден соразмерно захваченной территории. Если действия совершили лица, осуществлявшие коммерческую деятельность, в части применения санкций они приравниваются к организациям.

Все подробности читайте в материале «Ответственность за самозахват земли в 2020 году».

Как правило, земли общего пользования – это территории населенных пунктов, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц в целях прохода, проезда или пребывания. К ним относят улицы и дороги, проспекты и бульвары, парки и сады, водоемы, пляжи и другие общественные зоны.

В широком понимании к таким землям также можно отнести другие природные объекты и иные участки государственной и городской собственности, доступ к которым неограничен. Такие территории нельзя продать или приватизировать, но их можно сдавать в аренду, например, для ведения мелкорозничной торговли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх