Куперс

Бухучет и анализ

Налог экологический

Что такое экологический налог

Какие налоги можно отнести к экологическим

Как осуществить уплату экологического сбора

По каким основаниям возникает плата за негативное воздействие на окружающую среду

Что такое экологический налог

Чтобы понять, что такое экологический налог, обратимся к расшифровке понятий, составляющих его название. Термин «экология» характеризует в первую очередь взаимоотношения человека (а в нашем случае — еще и организации) и окружающей среды, а понятие «налог», корни которого идут от древнего оброка, определяет некую плату за пользование имущественными объектами.

Таким образом, сущность экологического налога состоит во взимании платы за пользование природными ресурсами и воздействие на окружающую среду. В настоящее время ввиду отсутствия в налоговой системе России такого вида налога это может быть обеспечено неналоговыми методами. Хотя некоторые налоги, отраженные в НК РФ, могут попадать под характеристики, присущие экологическому налогу. Какие это налоги и почему они могут быть отнесены к этой категории, рассмотрим ниже.

Существуют также и неналоговые платежи, которые действующее законодательство требует уплатить в результате нанесения вреда окружающей природе. К ним относятся экологический сбор и плата за негативное воздействие на окружающую среду, которые также можно рассматривать как разновидности экологического налога.

Отметим, что в странах ЕАЭС существует полноценный экологический налог, для которого сформулированы все основные элементы налогообложения.

Подробнее о действующих экологических платежах читайте в этом материале.

Добавим, что скорее всего, экологический налог в полном смысле этого слова скоро появится и у нас в стране. Соответствующие поправки в НК РФ (проект) уже увидели свет.

Какие налоги можно отнести к экологическим

С учетом ранее рассмотренного понятия экологического налога разберемся в перечне налогов, уплата которых возникает в связи с использованием объектов природы:

  • Сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами — необходимость исчисления этого налога представляет собой компенсацию за причиненный природе урон в результате охоты и ловли животных или водных обитателей (например, рыбы или раков), сокращающий их численность.
  • Водный налог — платится за забор воды и использование водных объектов, что также вносит дисбаланс в экологическую обстановку в связи с ограниченностью водных ресурсов.
  • Налог на добычу полезных ископаемых — уплачивается за осуществление добычи природных ресурсов, например, нефти и угля, которые являются исчерпаемыми.
  • Транспортный налог — исчисляется за пользование транспортными средствами, наносящими вред окружающей среде.

О том, что планируется усовершенствовать в транспортном налоге, чтобы повысить его экологическую составляющую, подробно рассказывается .

  • Земельный налог — уплачивается за пользование земельными объектами, на которых расположены различные постройки, наносящие вред поверхностным почвам.

Каждый из вышеуказанных налогов отражает плату за воздействие человека или организации на окружающую среду, которое наносит экологический вред природе, и может косвенно считаться экологическим налогом.

Ставки и сроки уплаты каждого из перечисленных налогов за 2018 год приведены в таблице:

Экологический налог 2017–2018

Ставка налога

Срок уплаты

Сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами

В ст. 333.3 НК РФ указан перечень ставок в рублях за 1 животное или за 1 тонну биологического ресурса

Ст. 333.5 НК РФ:

  • По животному миру: предусмотрен разовый сбор при получении разрешения на добычу. Например, если разрешение получено 06.08.2018, оплату необходимо произвести 06.08.2018.
  • По биологическим ресурсам: разовый платеж при получении разрешения на добычу, затем регулярные ежемесячные платежи до 20 числа каждого месяца. Например, разрешение получено 26.03.2018, оплату нужно совершить 26.03, 20.04, 21.05, 20.06, 20.07, 20.08, 20.09, 22.10, 20.11, 20.12.2018 и т. д. до окончания срока действия такого разрешения.
  • По водным ресурсам, подлежащим изъятию: до 20 числа месяца, следующего за последним месяцем действия разрешения на добычу. Например, если разрешение закончилось 12.11.2018, платеж нужно произвести до 20.12.2018

Водный налог

Ст. 333.12 НК РФ отражает большой список ставок в рублях за 1000 куб. м воды

Ст. 333.12 НК РФ:

  • I кв. — до 20.04.2018;
  • II кв. — 20.07.2018;
  • III кв. — 22.10.2017;
  • IV кв. — 21.01.2019

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Ст. 342 НК РФ, процентная ставка в рублях или за 1 тонну, или за 1000 куб. м добытых ископаемых

Ст. 344 НК РФ:

  • январь — до 26.02.2018;
  • февраль — 26.03.2018;
  • март — 25.04.2018;
  • апрель — 25.05.2018;
  • май — 25.06.2018;
  • июнь — 25.07.2018;
  • июль — 27.08.2018;
  • август — 25.09.2018;
  • сентябрь — 25.10.2018;
  • октябрь — 26.11.2018;
  • ноябрь — 25.12.2018;
  • декабрь — 25.01.2019.

Как уплатить НДПИ в 2018 году, узнайте

Транспортный налог

Ст. 361 НК РФ указывает ставки в рублях на каждую лошадиную силу, значения которых изменяются в зависимости от количества л. с. При этом региональные власти могут максимально увеличить или уменьшить ставки в 10 раз.

Ст. 363 НК РФ:

  • физлица за 2017 год до 03.12.2018;
  • организации — сроки уплаты авансовых платежей и налога указаны в законах субъектов РФ.

Земельный налог

Ст. 394 НК РФ определяет 2 предела ставок: до 0,3% и до 1,5% — в зависимости от категории земель.

Ст. 397 НК РФ:

  • физлица за 2017 год — до 03.12.2018;
  • организации — сроки уплаты авансовых платежей и налога указаны в местных НПА.

Как осуществить уплату экологического сбора

Экологический сбор — это понятие, введенное ст. 24.5 закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Обязанность уплаты такого экологического налога возлагается при утилизации продукции, утратившей потребительские свойства, на следующих лиц:

  • производителей;
  • импортеров.

При этом указанный платеж начиная с 2017 года (т. е. с платежа за 2016 год) осуществляется однократно до 15 апреля года, следующего за отчетным (подп. «а» п. 2 постановления Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073).

Контроль за уплатой сбора возложен на Росприроднадзор, а суммы поступают в федеральный бюджет РФ.

О том, как определить значение ставки экологического налога, говорится в статье «Порядок исчисления и уплаты экологического налога».

Расчет такого вида экологического налога производится с учетом отклонений фактического значения от установленных Правительством РФ нормативов.

Отчетность по экологическому сбору так же, как и платеж, является ежегодной и подается в Росприроднадзор в срок, установленный для уплаты сбора (подп. «б» п. 2 постановления Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073).

Форму, которую надо использовать для составления отчета за 2017 год, можно увидеть .

Пример заполнения декларации по экологическому сбору смотрите в данной публикации.

По каким основаниям возникает плата за негативное воздействие на окружающую среду

Другой вид экологического налога, существующий уже много лет, — это плата за негативное воздействие на окружающую среду.

О нормативных документах, отражающих особенности экологического налога, говорится в статье «Порядок исчисления и уплаты экологического налога».

Обязанность его перечисления в бюджет возникает по следующим основаниям:

  • при осуществлении выбросов от стационарных объектов.
  • при организации сбросов загрязняющих веществ.
  • при размещении отходов.

ВАЖНО! В расчете платы не существует такого понятия, как ставка. Так же, как и в экологическом сборе, расчет платежа осуществляется с учетом нормативных значений того или иного воздействия. Нормативы устанавливаются Правительством РФ и корректируются на коэффициенты в зависимости от вида воздействия и территории его возникновения.

Разобраться с нюансами отчетности и перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) помогут материалы:

  • «Когда платить авансовые платежи за НВОС в 2018 году?»;
  • «Декларация по НВОС в 2018 году — ставки платы».

О повышении с 2019 года ставок платы за НВОС см. .

Важно также обратить внимание на некоторые нюансы исчисления указанного сбора. Например, если отходы размещаются на придворовой территории арендуемого помещения, кто тогда должен платить за загрязнения — арендатор или арендодатель?

Правильный ответ в такой ситуации поможет найти корректно составленный договор аренды: если в нем предусмотрен переход права собственности на отходы арендатору, то плату вносит он. В противном случае плательщиком сбора будет арендодатель как собственник помещения. Именно такие разъяснения дает Росприроднадзор в информации «О порядке внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду», размещенной на сайте этой службы. Отметим, что если у арендодателя заключен договор со специализированной организацией на вывоз мусора, предусматривающий переход права собственности на этот мусор, то ему не придется уплачивать такой экологический налог, т. к. этим займется специализированная организация. Соблюдение правильности исчисления и уплаты указанного платежа осуществляется тем же органом, который контролирует уплату экологического сбора (Росприроднадзором).

По итогам каждого квартала плательщики подают в него расчеты по экологическому налогу за негативное воздействие на окружающую среду и туда же уплачивают платежи по нему. Сроки уплаты этого вида экологического налога за 2018 год приходятся на 20.04, 20.07, 20.10.2018 и 20.01.2019. Перенос срока для этого платежа в связи с выходными днями не действует.

Как Минприроды планирует изменить срок платежей за негативное воздействие на окружающую среду, расскажем в публикации.

Как видим, несмотря на то что экологического налога в настоящее время в нашей стране нет, его функции выполняются другими налоговыми и неналоговыми платежами.

О том, как в РФ решается вопрос платы за соблюдение экологической обстановки, а также об опыте других стран по этому вопросу, вы всегда сможете узнать из материалов нашей рубрики «Экологический налог».

TY — BOOK

T1 — ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ. ТЕОРИЯ И МИРОВЫЕ ТРЕНДЫ

T2 — монография

AU — Майбуров, И. А.

AU — Иванов, Ю. Б.

AU — Багаутдинова, И. В.

AU — Башкирова, Н. Н.

AU — Быков, С. С.

AU — Воронина, Т. В.

AU — Гаркушенко, О. Н.

AU — Глоба, С. Б.

AU — Голубева, А. С.

AU — Гринкевич, А. М.

AU — Гринкевич, Л. С.

AU — Горбушина, С. Г.

AU — Дегтярева, И. В.

AU — Ермакова, Е. А.

AU — Иванов, В. В.

AU — Кешнер, М. В.

AU — Киреенко, А. П.

AU — Королева, Л. П.

AU — Кузнецов, Н. Г.

AU — Леонтьева, Ю. В.

AU — Лялина, Ж. И.

AU — Магарил, Е. Р.

AU — Меттке, А.

AU — Останин, В. А.

AU — Погорлецкий, А. И.

AU — Покровская, Н. В.

AU — Полякова, О. Ю.

AU — Пономарева, М. А.

AU — Понкратов, В. В.

AU — Родионова, Н. Д.

AU — Синенко, О. А.

AU — Соколовская, Е. В.

AU — Токарева, Г. Ф.

AU — Троянская, М. А.

AU — Тюрина, Ю. Г.

AU — Цепилова, Е. С.

AU — Шалина, О. И.

AU — Ядренникова, Е. В.

N1 — монография для магистрантов, обучающихся по программам направлений «Экономика», «Государственный аудит» и «Финансы и кредит»

PY — 2018

Y1 — 2018

N2 — Монография подготовлена коллективом ведущих отечественных и зарубежных специалистов в сфере экономики для формирования облика новой магистерской дисциплины.Исследованы теоретические основы экологического налогообложения. Рассмотрены классификации экологических налогов, функции и принципы экологического налогообложения. Рассмотрена мировая практика применения отдельных видов экологических налогов. Исследованы экологические ас- пекты налогового регулирования. Проанализированы эффекты и эффективность экологического налогообложения. Сформулированы тренды развития экологического налогообложения. Рассмотрены современные тенденции экологического налогообложения в разных регионах мира . Сформулированы перспективы развития международного сотрудничества в экологическом налогообложении.Для магистрантов, аспирантов, преподавателей экономических специальностей вузов, а также специалистов в сфере природных ресурсов и налогообложения.

AB — Монография подготовлена коллективом ведущих отечественных и зарубежных специалистов в сфере экономики для формирования облика новой магистерской дисциплины.Исследованы теоретические основы экологического налогообложения. Рассмотрены классификации экологических налогов, функции и принципы экологического налогообложения. Рассмотрена мировая практика применения отдельных видов экологических налогов. Исследованы экологические ас- пекты налогового регулирования. Проанализированы эффекты и эффективность экологического налогообложения. Сформулированы тренды развития экологического налогообложения. Рассмотрены современные тенденции экологического налогообложения в разных регионах мира . Сформулированы перспективы развития международного сотрудничества в экологическом налогообложении.Для магистрантов, аспирантов, преподавателей экономических специальностей вузов, а также специалистов в сфере природных ресурсов и налогообложения.

Экологический налог — понятие, которое на сегодняшний день отсутствует в НК РФ. В России оно неофициально используется для обозначения некоторых платежных обязательств — экологического и утилизационного сборов, платы за негативное воздействие на окружающую среду. Однако скоро в кодексе может появиться отдельная глава, посвященная этому налогу.

Экологические налоги в России: перспективы введения

Экологический налог в Российской Федерации на данный момент не является юридической категорией. Данное понятие не закреплено в каких-либо источниках права. Некоторые эксперты ожидают, что этот налог будет дополнять транспортный налог, установленный гл. 28 НК РФ. Так, на уровне Правительства рассматриваются инициативы по введению норм, позволяющих государству взимать сбор с владельцев автомобилей, исходя из экологических характеристик транспортных средств.

Экологический налог, таким образом, предполагается взимать в корреляции с интенсивностью загрязнения окружающей среды тем или иным транспортным средством. Вероятно, в первую очередь он будет рассчитан на владельцев автомобилей устаревших моделей, что, по мнению чиновников, поможет стимулировать приобретение россиянами машин новых марок, в том числе отечественного производства. Это положительно скажется на рынке автомобильного ритейла и положении дел на российских автозаводах.

Оценка правительственной инициативы по введению экологического налога неоднозначна. С одной стороны, эксперты считают, что соответствующий сбор, действительно, может стать дополнительным драйвером роста автомобилестроения и продаж транспортных средств в Российской Федерации.

С другой стороны, такая инициатива оценивается как не вполне корректная в силу того, что многие российские автолюбители, владея машиной, могут фактически не пользоваться ей. Нередко автомобили старых, неэкологичных моделей стоят в гараже как вспомогательное средство транспорта, в то время как их владельцы ездят на более новых авто. Соответственно, существенного вреда окружающей среде такие машины не приносят, но, исходя из логики предлагаемой инициативы, человеку придется платить за них налог.

Экологический налог и одноименный сбор: соотнесение понятий

Отметим, что в правовой системе РФ зафиксировано понятие «экологический сбор». Оно раскрывается в ст. 24.5 закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89.

Экологический сбор — это не налог, однако относится к доходам федерального бюджета. Он должен уплачиваться производителями либо импортерами товаров, которые подлежат утилизации по факту утраты ими необходимых потребительских свойств.

О том, в каких конкретно случаях производители и импортеры становятся плательщиками этого сбора, читайте в материале «Росприроднадзор уточнил, как производителям и импортерам платить экологический сбор».

Ставка экологического сбора определяется, исходя из средних сумм издержек на сбор, транспортировку, обработку, а также утилизацию конкретного изделия или единицы его массы (п. 5 ст. 24.5 закона № 89).

Денежные средства, которые поступят в федеральный бюджет от плательщиков экологического сбора, будут направлены на реализацию государственных программ в форме выплаты субсидий субъектам РФ на софинансирование экологических региональных программ, направленных на оптимизацию обращения с отходами, а также компенсацию издержек на утилизацию товаров, утерявших потребительские свойства (п. 10 ст. 24.5 закона № 89).

Таким образом, между понятиями «экологический налог» (его юридическое закрепление предполагается в перспективе) и «экологический сбор» (уже зафиксированного в источниках права) есть следующие ключевые различия:

  • первое предполагает регулирование посредством положений НК РФ, второе — общим налоговым законодательством, а также подзаконными правовыми актами (в данном случае — постановлениями Правительства РФ);
  • первое предполагает отнесение к налоговым доходам бюджета (по всей вероятности, федерального), второе классифицируется как неналоговый сбор;
  • налоговые поступления в федеральный (и иные) бюджет впоследствии могут расходоваться на разные цели, а в случае с экологическим сбором поступившие средства должны использоваться в конкретных целях.

О ключевых моментах, определяющих правила расчета сбора, оплаты и подачи отчетности по нему, читайте в статье «Пример заполнения декларации по экологическому сбору».

Плата за вредное воздействие на экологию

Экологическим налогом в России также неофициально называют плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). В отличие от экологического сбора, который был введен только в 2014 году, плата за НВОС существует уже давно. Она была установлена законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7.

Рассматриваемый платеж — это, как и экологический сбор, не налог. Его статус звучит как «публично-правовой платеж» (определение Конституционного суда РФ от 10.12.2002 № 284-О), который можно отнести к категории фискальных сборов. В данном случае — сборов компенсационного характера (за вредное воздействие на экологию).

Перечислять плату за НВОС должны организации и физлица, как российские, так и иностранные, которые работают в РФ в сфере природопользования, а также те фирмы, которые пользуются арендованным оборудованием, оказывающим вредное воздействие на экологию.

Расчет данной платы предприятия осуществляют самостоятельно в соответствии с положениями постановлений Правительства РФ:

  • от 28.08.1992 № 632;
  • от 12.06.2003 № 344.

Перечислять соответствующие платежи необходимо до 20 числа месяца, который следует за отчетным кварталом.

Администрирует соответствующие платежные обязательства Управление Федеральной службы в сфере природопользования.

Итак, ни экологический сбор, ни плата за вредное воздействие на окружающую среду в РФ на данном этапе не являются налогами. Поэтому понятие экологического налога пока в законодательстве РФ никак не закреплено.

Экологический налог в Беларуси

Вместе с тем де-юре данный термин присутствует в другой стране ЕАЭС — Беларуси, и потому нам, россиянам, ожидающим введения в РФ налога экологического, полезно будет изучить опыт соседнего государства в части правовых норм, регулирующих его исчисление и уплату.

О составе ЕАЭС и обязанностях его членов читайте в статье «Таможенный союз Евразийского экономического союза (нюансы)».

Экологический налог в Беларуси вполне соответствует критериям полноценного налога. Положения, регулирующие его исчисление и уплату, зафиксированы на уровне национального законодательства, а именно — в Налоговом кодексе Республики Беларусь.

Так, плательщиками соответствующего налога, установленного в Беларуси, являются организации и ИП. Также к субъектам уплаты этого налога относятся собственники отходов производства, практикующие захоронение подобных веществ.

Объектами налогообложения признаются:

  • выбросы веществ в атмосферу;
  • сброс водных стоков;
  • хранение и захоронение веществ, относящихся к отходам производства;
  • ввоз в Республику Беларусь веществ, разрушающих озоновый слой, как в чистом виде, так и в составе какой-либо продукции.

Базу экологического налога в Беларуси формируют зафиксированные объемы:

  • выбросов веществ в атмосферу;
  • сточных вод;
  • веществ, относящихся к категории производственных отходов и подлежащих хранению либо захоронению;
  • веществ, разрушающих озоновый слой (представленных в чистом виде либо в составе продукции).

Дифференцирование ставок налога

Ставки по экологическому налогу в Беларуси установлены для каждого объекта налогообложения и практически ежегодно меняются в сторону повышения.

Если речь идет о выбросах веществ в атмосферу, то их величина зависит от класса опасности веществ. Если не определено, к какому классу опасности относится то или иное вещество, выбрасываемое в атмосферу, экологический налог не исчисляется.

Что касается ставки по экологическому налогу за сброс предприятиями сточных вод, ее величина зависит от типа водоема, в который производится сброс.

Экологический налог на отходы зависит от класса опасности этих отходов. Существуют и ставки для сбора за хранение отходов, также зависящие от класса их опасности, причем за хранение отходов 4 класса опасности взимание экологического налога в РБ не предусмотрено.

Есть ставка, установленная в отношении экологического налога на ввоз в РБ озоноразрушающих веществ, включая те, что присутствуют в составе какой-либо продукции.

Налоговый период, расчет суммы налога, сроки уплаты

Налоговый период экологического налога в Беларуси (кроме сбора за ввоз озоноразрушающих веществ) — календарный квартал. Налогоплательщики обязаны предоставлять в Министерство по налогам и сборам РБ декларацию до 20 числа месяца, который следует за прошедшим отчетным кварталом.

Декларации по налогу за хранение веществ, относящихся к отходам производства, предоставляются в упомянутое ведомство до 20 числа месяца, следующего за тем, в котором у плательщика возникло обязательство по перечислению в госбюджет данного налога.

Уплата в бюджет РБ экологического налога (кроме той его разновидности, что предусмотрена за ввоз в Беларусь озоноразрушающих веществ) осуществляется ежеквартально до 22 числа месяца, который следует за прошедшим отчетным кварталом. Уплата в госбюджет налога на ввоз в РБ озоноразрушающих веществ должна осуществляться еще до того, как они будут ввезены на территорию республики.

Уплата в госбюджет экологического налога плательщиками, которые владеют объектами захоронения веществ, относящихся к категории отходов, должна осуществляться в корреляции с суммами, которые перечисляют им собственники данных веществ.

Суммы налога на выбросы веществ в атмосферу, сбросы сточных вод, хранение либо захоронение веществ, относящихся к отходам производства, а также на ввоз в РБ озоноразрушающих веществ налогоплательщики включают в структуру затрат по производству и реализации товаров.

Формула расчета установленного законами РБ экологического налога предполагает умножение величины налоговой базы и установленной ставки. Определение фактических объемов, характеризующих выбросы веществ в атмосферу, предполагает суммирование показателей по выбросам в зависимости от класса опасности веществ. Соответствующие выбросы не рассматриваются дифференцированно по конкретным видам веществ.

Если общая величина выбросов, допущенных предприятием, менее 3 тонн, то уплата экологического налога необязательна. В МНС Беларуси в этом случае подается нулевая декларация.

Итоги

В России законодательно установлены 2 понятия, имеющие отношение к платежам за экологию. Это экологический сбор и плата за НВОС. Однако они не являются налоговыми платежами. Экологического налога в РФ нет. Однако рассматривается возможность его введения. За образец при этом может быть взят подобный налог, существующий в Республике Беларусь.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх