Куперс

Бухучет и анализ

Налог на фургон категории

Федеральная налоговая служба России
УПРАВЛЕНИЕ ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
от 25 января 2007 года N 06-05-1/00938@

Управление ФНС России по Ленинградской области, рассмотрев запрос об определении категории транспортного средства — автомобиля ГАЗ-3221, сообщает:
Совместным приказом МВД России, ГТК России и Госстандарта России от 23.06.2005 N 496/192/134 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее — Положение).
В разделе «Порядок оформления паспортов транспортных средств» пункт 25 в строке «1. Идентификационный номер (VIN)» (далее — VIN) паспорта транспортного средства указываются арабскими цифрами и буквами латинского алфавита условные обозначения, присвоенные транспортному средству.
Например: ВАЗ-21013 имеет структуру ХТА21013Д0000002, где Х — географическая зона (Европа), Т — код страны Россия), А — код изготовителя, 21013 — модель или модификация, Д — код года выпуска, 0000002 — порядковый номер.
Пункт 26 в строке «2. Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенного в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения.
Например, ВАЗ-2101, КАМАЗ-53212, СЗАП-8335.
Пункт 27 в строке «3. Наименование (тип ТС)» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением.
Например: «Легковой», «Автобус», «Грузовой — самосвал — фургон — цементовоз — кран» и т.п.
Пункт 28 в строке «4. Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г.Вене 8 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 апреля 1974 года (далее — Конвенция о дорожном движении): А, В, С, Д, прицепы.
Категория В — автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.
Перевод категорий транспортных средств в категории, соответствующие классификации Конвенции о дорожном движении, производится согласно совместному приказу МВД России, ГТК России и Госстандарта России от 23.06.2005 N 496/192/134 в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении (приведена в приложении 3 к данному приказу).
В паспорте конкретного транспортного средства, по которому задан вопрос (автомобиль ГАЗ-3221), в строке 4 указана категория транспортного средства В.
Согласно приложению 3 к Положению к транспортным средствам категории В (по классификации Конвенции о дорожном движении) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны.
Подтверждение того, что автомобиль ГАЗ-3221 является автобусом, имеется в строке 3 паспорта данного транспортного средства (ГАЗ-3221), в которой указан тип транспортного средства — «Автобус».
Во второй части VIN (идентификационного номера), в паспорте транспортного средства (ГАЗ-3221), которая является описательной частью идентификационного номера и состоит из шести знаков, обозначающих транспортное средство согласно конструкторской документации, также свидетельствует о том, что данное транспортное средство является автобусом, а не легковым автомобилем.
В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями», а также пунктом 26 Положения в строке 2 паспорта транспортного средства «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля). Для определения типа транспортного средства применяется следующий порядок: «1» — легковой автомобиль; «2» — автобусы; «3» — грузовые; «7» — фургоны; «9» — специальные. В строке 2 паспорта транспортного средства ГАЗ-3221 вторая цифра условного цифрового обозначения транспортного средства указана «2», означающая, что автомобиль этой марки является автобусом.
Учитывая вышеизложенное, автомобили марки ГАЗ-3221 следует относить к автобусам и при расчете налога применять ставки транспортного налога, установленные областным законом от 22.11.2002 N 51-оз для автобусов.

Заместитель руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы РФ 1 класса
Н.А.Дмитриева

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
рассылка

В Москве размеры таких тарифов определены приказом «Об установлении базовых (экономически обоснованных) тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств». Согласно документу, эвакуация транспортных средств категории А и В мощностью двигателя до 80 л. с. включительно обойдется водителю в 3 тыс. рублей. Перемещение автомобилей категории В с мощностью двигателя свыше 80 л. с. до 250 л. с. включительно, за исключением грузовых автомобилей, стоит 5 тыс. рублей. А за эвакуацию машины категории В с мотором мощнее 250 л. с., за исключением грузовых автомобилей, придется заплатить 7 тыс. рублей.

При этом в случае с «негабаритом», а также при эвакуации ТС категории D и грузовиков стоимость услуги к мощности мотора уже не привязывается — за услугу придется отдать 30 тыс. и 28 тыс. руб. соответственно. Стоимость хранения автомобилей также зависит от массы и габаритов.

Разные тарифы для одинаковых моделей

Сейчас, согласно действующим параметрам, например, Audi Q7 массой 2055 кг с дизельным двигателем мощностью 249 л. с. попадает под вторую категорию тарифа. В то время как такая же модель с бензиновым двигателем мощностью 333 л. с. или 252 л. с. и массой 2045 кг и 1985 кг соответственно попадает под третью категорию. При этом масса Audi Q7 с бензиновым двигателем ниже массы такого же автомобиля с дизельным двигателем. Высота, ширина и длина модели одинакова во всех комплектациях.

В случае с внедорожником Toyota Land Cruiser 200 ситуация аналогичная. Версия с дизельным двигателем мощностью 249 л. с. попадает под вторую категорию тарифа, а с бензиновым 309-сильным мотором — уже под третью. И все это при одинаковой массе в 3350 кг. Правозащитники с таким положением дел категорически не согласны.

«Мощность двигателя легкового транспортного средства никак не влияет на сложность его перемещения и противоречит правилам простой логики, поскольку на стоимость услуги по перемещению транспортного средства объективно могут влиять только характеристики, связанные с габаритами (длина, ширина и высота) и весом ТС, — пояснил автор заявления адвокат Кирилл Семученков. — Так, к примеру, два технических средства, обладающие одинаковыми габаритами и приблизительно одинаковым весом, но имеющие разные характеристики двигателей, попадают под действие двух разных льготных тарифов на перемещение. При этом ТС с меньшим объемом или мощностью двигателя имеют большую массу».

По его словам, установление тарифов в зависимости от лошадиных сил является экономически необоснованным, неоправданно завышенным, а потому ведет к существенному нарушению прав и законных интересов автовладельцев.

«Логики в такой тарификации я не вижу — возможно, ее авторы решили, что, поскольку автомобили с более мощными двигателями дороже стоят, то и за эвакуацию их владельцы должны платить больше», — добавил Семученков.

Правозащитники обращают внимание на то, что в Московской области тарифы на эвакуацию ТС устанавливаются как раз исходя из их категории. Кроме того, в «Коллективной защите» считают, что раз с 25 сентября на дорогах Москвы работают исключительно городские эвакуаторы (раньше город привлекал подрядчиков, поскольку не справлялся с нагрузкой), то и цена эвакуации должна быть ниже. Например, у частных компаний такая услуга в среднем стоит 3–5 тыс. рублей.

Организация приобрела два автомобиля Nissan NP-300 и Мицубиси L-200. По техническому паспорту это грузо-пассажирские автомобили. По каким ставкам уплачивать транспортный налог: как для легковых автомобилей или как для грузовых?

К. Смирнов, г. Липецк

Ответ. В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Согласно ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Как отметил Минфин России в Письме от 22.11.2005 № 03-06-04-02/15, в целях правильного применения ставок транспортного налога при отнесении транспортного средства к той или иной категории необходимо учитывать следующее.

Предусмотренное главой 28 «Транспортный налог» НК РФ распределение транспортных средств по категориям в целом аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968 (далее – Конвенция). Конвенция, в частности, предусматривает такие категории транспортных средств, как мотоциклы, легковые и грузовые автомобили, автобусы, и устанавливает ряд критериев – разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров, – позволяющих отнести конкретное транспортное средство к соответствующей категории.

Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 № 5938-VIII. Российская Федерация является договаривающейся стороной, поэтому правовые акты РФ в сфере дорожного движения должны учитывать положения данной Конвенции.

Документом, действующим на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, является паспорт транспортного средства, подтверждающий в том числе наличие Одобрения типа транспортного средства (далее – Одобрение) (Постановление Госстандарта России от 01.04.1998 № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов»).

Следовательно, тип транспортного средства, указанный в паспорте транспортного средства, должен соответствовать сведениям, указанным в Одобрении (сертификате соответствия). На это указал Минфин России в своем Письме от 10.12.2013 № 03-05-06-04/54111.

Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее – Положение), утвержденному Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005, зарегистрированным в Минюсте России 29.07.2005 № 6842, в строке 4 «Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией. При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится согласно данному Приказу в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции (Приложение 3 к данному Приказу).

Так, к транспортным средствам категории «В» (по классификации Конвенции) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 т (грузовые). Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории «В» не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковым либо к грузовым транспортным средствам.

В третьей строке «Наименование (тип ТС)» паспорта транспортного средства согласно вышеназванному Положению указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении, например: «Легковой», «Автобус», «Грузовой – самосвал, фургон, цементовоз, кран» и т. п.

Аналогично в соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» и п. 26 Положения в строке 2 паспорта транспортного средства «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например: «1» – легковой автомобиль; «7» – фургоны; «9» – специальные.

В соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 и п. 26 Положения в строке 2 «Марка, модель ТС» ПТС указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например: «1» – легковой автомобиль, «3» – грузовой (бортовой), «7» – фургон.

Пунктами 27–28 Положения установлено, что в строке 3 «Наименование (тип ТС)» ПТС указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением (легковой, грузовой и т. д.), а в строке 4 «Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)» указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией. Причем необходимо обращаться одновременно ко всем указанным строкам паспорта, поскольку в ряде случаев их обособленное применение не позволяет установить вид (категорию) автомототранспортного средства.

В рассматриваемой ситуации, как следует из Письма Минфина России от 13.08.2012 г. № 03-05-06-04/137, категория транспортного средства в целях налогообложения транспортным налогом должна определяться на основании представляемых уполномоченными органами в налоговые органы сведений исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства на основании Одобрения.

Аналогичные разъяснения даны в письмах Минфина России от 28.06.2012 № 03-05-06-04/111, от 21.10.2010 № 03-05-06-04/251.

Таким образом, правильность применения ставок транспортного налога зависит от указанного в выданном на транспортные средства ПТС наименования (типа) этих транспортных средств.

При этом, как отметил Минфин России в Письме от 28.10.2013 № 03-05-06-04/45552, налоговые органы не наделены правом самостоятельно определять тип и (или) категорию транспортного средства, в связи с чем при исчислении суммы транспортного налога, подлежащей уплате по конкретному транспортному средству, ставка этого налога должна применяться налоговыми органами исключительно на основании и в соответствии с данными о типе и категории автомобиля, представленными подразделением ГИБДД МВД России.

Если совокупность регистрационных данных, имеющихся по транспортному средству, не позволяет однозначно определить конкретный тип этого транспортного средства в целях налогообложения транспортным налогом, следует руководствоваться п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Правовой смысл облегченного порядка взимания платы в систему «Платон»

С началом работы системы «Платон» (в ноябре 2015 года) началась волна критики и негативных комментариев в отношении новых обязательных платежей. Кроме того, против системы «Платон» пытались бороться и юридическими методами.

Одной из основных претензий к новому сбору было то, что один и тот же объект (большегруз) облагается одновременно 2 платежами с примерно одинаковым назначением:

  • транспортным налогом (гл. 28 НК РФ), одним из основных назначений которого является содержание в приемлемом состоянии автодорог;
  • платой за проезд по федеральным автодорогам (постановление Правительства РФ от 14.06.2013 № 504), средства от взимания которой также должны направляться на ремонт дорог.

Единственным отличием между этими «поборами» было то, что транспортный налог — региональный, а платежи в «Платон» — федеральные. Но для обычных владельцев большегрузов, вынужденных платить и то, и другое, на практике такая разница роли не играла.

О том, какие авто относятся к числу большегрузов, читайте в статье «Система Платон — какие машины под нее попадают?».

В связи с этим, несмотря на то что КС РФ в своем постановлении от 31.05.2016 № 14-П/2016 заключил, что плата в системе «Платон» не содержит признаков налога, жизнь владельцам тяжелых грузовиков решено было облегчить. Сделал это закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ, внесший очередные корректировки в НК РФ и позволивший снизить нагрузку плательщика транспортного налога за счет платежей в систему «Платон».

ВАЖНО! Данный порядок расчета транспортного налога затронул и порядок отнесения его сумм на расходы для целей расчета налога на прибыль (доходы). Общий смысл изменений: на суммы, пошедшие в зачет, нельзя одновременно уменьшить налоговую базу по прибыли (доходу). В рамках данного материала мы не будем останавливаться на этом моменте.

Об особенностях бухучета платы в «Платон» за большегрузы читайте в материале «Как отразить в бухучете плату в систему «Платон» — рекомендации Минфина».

Как работает закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 2019 года описанный ниже льготный порядок взимания платежей свое действие завершил. Он вводился временно, сроком до 31.12.2018. Поэтому с 01.01.2019 за большегрузы следует платить и ТН, и авансы в «Платон». Подробности см. в материале «Вычет на «Платон» отменяется».

В соответствии с редакцией НК РФ до 2019 года владелец большегруза имел право уменьшить сумму транспортного налога, причитающуюся к уплате за налоговый период (год), на сумму платежей в систему «Платон», сделанных за тот же период.

Если сумма платы в «Платон» превышала исчисленный транспортный налог, последний не платился вовсе. Если платежи в «Платон» меньше, чем транспортный налог, доплате в региональный бюджет подлежала только разница.

Для обоснования права на уменьшение владелец грузового транспорта представлял в свою налоговую инспекцию пакет подтверждающих документов и заявление. Документы должны были содержать данные:

  • о владельце транспортного средства;
  • большегрузном (с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн) авто;
  • уплате платежей.

О том, как получить доступ в личный кабинет системы, читайте в статье «Система «Платон» — личный кабинет пользователя (нюансы)».

Следует заметить, что для уменьшения налога не имеет значения, является плательщиком физлицо или юрлицо. Вместе с тем в порядке расчета налога есть различия: «юрики» считают налог сами, а «физиков» обсчитывает ФНС с последующей рассылкой уведомлений.

См. также «Применение вычета по платежу в «Платон» не зависит от статуса «физика» — владельца большегруза».

Транспортный налог за 2019 — 2020 годы

С 1 января 2019 года, как было отмечено выше, вычет по транспортному налогу в размере платы за вред, который транспорт с разрешенной максимальной массой свыше 12 т причиняет дорогам федерального значения, отменен. То есть на сумму платежей в «Платон» больше нельзя уменьшить сумму налога.

В связи с этим упразднено и ограничение на учет расходов по налогу на прибыль — теперь всю сумму платы в систему «Платон» можно учитывать в составе прочих расходов (закон «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 249-ФЗ).

До 2018 года налогоплательщики не могли уменьшить налоговую базу по этому налогу на сумму платы в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам общего пользования федерального значения большегрузами, зарегистрированными в системе «Платон» (п. 48.21 ст. 270, п. 2 ст. 362 НК РФ).

С 2021 года порядок уплаты транспортного налога снова меняется. Как организации проверить и заплатить транспортный налог с 1 января 2021 г., рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Готовое решение.

Итоги

Изменения в НК РФ, внесенные законом № 249-ФЗ, были призваны снизить налоговую нагрузку для тех, кто одновременно уплачивает и транспортный налог, и платежи в «Платон». Снижение предусмотрено за счет возможности уменьшить сумму транспортного налога к уплате на платежи, внесенные в систему «Платон». Но эта возможность была временной (до конца 2018 года), и планов по продлению такого порядка больше никто не озвучивал. В 2019 — 2020 годах нагрузка на владельцев большегрузов увеличена. Они теперь платят и в систему «Платон» и транспортный налог в полном объеме. Но есть и плюсы: сумму платы в «Платон» можно учесть в расходах при подсчете налогооблагаемой прибыли.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх