Куперс

Бухучет и анализ

Налог на имущество в хозяйственном ведении

Снегирев А. Г., эксперт журнала

Журнал «Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение» № 9/2019

Должно ли муниципальное казенное предприятие (МКП) исчислять налог на имущество в отношении объектов недвижимости, закрепленных за ним на праве оперативного управления, исходя из кадастровой стоимости этих объектов?

Объект налогообложения.

Российские организации признаются плательщиками налога на имущество в отношении недвижимого имущества (в том числе имущества, переданного во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенного в совместную деятельность или полученного по концессионному соглашению), учитываемого на балансе в качестве объектов ОС по правилам бухгалтерского учета. Иное может быть предусмотрено ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.

Так, согласно п. 1 ст. 378 НК РФ имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежат налогообложению (за исключением имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд) у учредителя доверительного управления.

Из статьи 378.1 НК РФ следует, что в отношении имущества, переданного концессионеру и (или) созданного им в соответствии с концессионным соглашением, налогоплательщиком является концессионер.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ объектом обложения налогом на имущество признаются также жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов ОС.

Налоговая база.

По общему правилу налоговая база по налогу на имущество организаций рассчитывается как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 1 ст. 375 НК РФ). Исключение из этого правила касается отдельных объектов недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ.

Налог на имущество и право оперативного управления.

Итак, в ст. 378.2 НК РФ закреплены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимости исходя из их кадастровой стоимости. Одна из особенностей состоит в том, что объект недвижимости, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, подлежит налогообложению у собственника такого объекта или организации, владеющей им на праве хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено ст. 378, 378.1 НК РФ (пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ).

Для справки:

Унитарное казенное предприятие (казенное предприятие) создается на базе государственного или муниципального имущества в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 8 Федерального закона № 161-ФЗ, и является унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления. Учредителем унитарного предприятия, в том числе казенного, может выступать Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование. Соответственно, имущество казенного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит ему на праве оперативного управления.

Находящиеся на балансе у государственных или муниципальных организаций на праве оперативного управления или хозяйственного ведения объекты недвижимого имущества – собственность РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, которые не являются организациями. Соответственно, собственник указанного имущества не исчисляет налог на имущество организаций и положения ст. 378.2 НК РФ на него не распространяются (см. письма Минфина РФ от 06.10.2016 № 03-05-04-01/58164, от 15.08.2016 № 03-05-04-01/47752).

Поэтому в отношении объектов недвижимого имущества, закрепленных на праве оперативного управления за муниципальным казенным предприятием, учредителем которого является муниципальное образование, применяется общеустановленный порядок определения налоговой базы – исходя из среднегодовой стоимости объекта недвижимого имущества (п. 1 ст. 375 НК РФ).

Подтверждение можно найти на официальном сайте ФНС, где в разделе «Новости налогового законодательства» 13.04.2018 была опубликована информация под названием «О налоге на имущество организаций в отношении объектов, находящихся в оперативном управлении»:

С 1 января 2018 года Пермский край перешел на исчисление налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов, перечисленных в пп. 1, 2, 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ (Закон Пермского края от 13.11.2017 № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае»).

В соответствии с пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ объект недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, подлежит налогообложению у собственника такого объекта или организации, владеющей таким объектом на праве хозяйственного ведения.

Недвижимость в оперативном управлении облагается налогом по среднегодовой стоимости независимо от включения здания (помещения) в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ.

Следовательно, в отношении имущества, которое принадлежит организации на праве оперативного управления, действует общее правило: недвижимость, например административное здание, облагается налогом по среднегодовой стоимости.

Таким образом, налоговая база в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении вышеуказанных организаций, определяется исходя из среднегодовой стоимости имущества.

* * *

Муниципальное казенное предприятие рассчитывает налог на имущество в отношении объектов недвижимого имущества, закрепленных за ним на праве оперативного управления, исходя из среднегодовой стоимости этих объектов.

Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Рассчитывать и платить налог на определенное имущество самостоятельно должны российские и иностранные организации. Правда, последние должны делать это, только если работают в России через постоянные представительства или имеют на ее территории недвижимость. Такой порядок следует из пунктов 1–3 статьи 374 Налогового кодекса РФ. Прочтите также, на какой счет в 1С уплачивать налог на имущество.

Порядок расчета

При расчете налога на имущество воспользуйтесь следующим алгоритмом:

  1. определите, какое имущество нужно облагать налогом;
  2. проверьте, можно ли применить льготы;
  3. определите базу для расчета налога;
  4. узнайте, по каким ставкам считать налог;
  5. рассчитайте сумму налога к уплате в бюджет.

Что облагать налогом на имущество

По общему правилу российские организации платят налог с имущества, которое отразили в бухучете в составе основных средств. Это могут быть и те объекты, что принадлежат организации на правах собственности, и те, что получены во временное владение, пользование, распоряжение, а также в доверительное управление или совместную деятельность. Например, налог с лизингового имущества обычно платит тот, на чьем балансе оно учитывается. А это может быть как лизингодатель, так и лизингополучатель.

Особый порядок предусмотрен только в отношении объектов недвижимости, налоговой базой для которых является кадастровая стоимость. Во-первых, с жилых строений налог на имущество надо платить, даже если эти объекты в бухучете не отражены в составе основных средств. А во-вторых, если «кадастровые» объекты не переданы в доверительное управление или концессию, платить за них налог на имущество должны только их собственники или организации, которые владеют этим имуществом на праве хозяйственного ведения.

Все это следует из положений пункта 1 статьи 374, подпункта 3 пункта 12 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.

К объектам, с которых надо платить налог, относят и движимое и недвижимое имущество. Правда, с определенными оговорками.

Существует две категории основных средств, налог с которых платить не нужно.

Первая – это льготируемое имущество. Разобраться, какие льготы вы можете использовать, помогут справочные таблицы по федеральным льготам (они действуют для всех) и по региональным (для объектов на отдельных территориях).

Вторая категория – это имущество, которое не признается объектом налогообложения. Например, это основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Полный перечень есть в пункте 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ.

Льготируемое имущество исключайте из расчета налоговой базы, но в декларации или расчете авансовых платежей его все равно надо указать. Сначала включите стоимость льготируемого имущества в графу 3 раздела 2 декларации, а затем отразите отдельно в графе 4 раздела 2. Имущество, которое не признается объектом налогообложения (указанное в подп. 1–8 п. 4 ст. 374 НК РФ), в графах 3 и 4 отражать не нужно. Однако основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, нужно отразить по строке 210 раздела 2 расчета авансовых платежей и по строке 270 раздела 2 декларации.

Состав объектов налогообложения для иностранных организаций, имеющих в России постоянное представительство, аналогичен тому, что предусмотрен для российских организаций. Они обязаны вести учет основных средств по правилам российского бухучета, то есть в соответствии с ПБУ 6/01. Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 374 Налогового кодекса РФ.

У иностранных организаций, не имеющих в России постоянного представительства, налогом облагают только недвижимость, которая находится на территории России (п. 3 ст. 374 НК РФ).

Налоговая база

Базу для расчета налога на имущество определяйте отдельно по следующему имуществу:

  • расположенному по местонахождению головного отделения российской организации или постоянного представительства иностранной;
  • каждого обособленного подразделения с отдельным балансом;
  • вне местонахождения организации (отдельно по каждому объекту);
  • входящему в состав Единой системы газоснабжения;
  • налог с которого считают исходя из кадастровой стоимости;
  • облагаемому по разным налоговым ставкам;
  • задействованному в рамках договора простого или инвестиционного товарищества;
  • переданному в доверительное управление или приобретенному в рамках такого договора;
  • при исполнении концессионных соглашений.

Это следует из положений пункта 1 статьи 376, статей 377, 378, 378.1 и 378.2 Налогового кодекса РФ.

Особый порядок определения налоговой базы действует в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории нескольких субъектов РФ (трубопроводы, электросети, железнодорожные магистрали и т. п.). Налоговую базу в этом случае определяйте раздельно. То есть долю налоговой базы, которая относится к тому или иному региону, следует рассчитывать пропорционально части стоимости объекта, расположенного в соответствующем регионе. Об этом сказано в пункте 2 статьи 376 Налогового кодекса РФ.

Некоторые особенности имеет порядок определения налоговой базы организациями, на балансе которых имеются объекты транспортной инфраструктуры. Они вправе уменьшать базу по налогу на имущество на стоимость законченных капвложений в строительство, модернизацию и реконструкцию:

  • судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях России. Например, шлюзов, судоподъемников;
  • портовых гидротехнических сооружений. Например, волноломов, пирсов, причалов и т. п.;
  • сооружений инфраструктуры воздушного транспорта, за исключением систем централизованной заправки самолетов и космодрома. Например, сооружений и оборудования на территории аэропортов.

При расчете налога на имущество не учитывают перечисленные виды капвложений, которые включены в балансовую стоимость названных объектов или учтены в качестве основных средств начиная с 1 января 2010 года. При этом период ввода в эксплуатацию самого объекта, подвергшегося реконструкции или модернизации – до или после 1 января 2010 года, значения не имеет.

Это следует из положений пункта 6 статьи 376 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 25 июня 2013 г. № 03-05-05-01/23974 и ФНС России от 24 июня 2011 г. № ЗН-4-11/10123.

При определении состава объектов транспортной инфраструктуры, капвложения в которые уменьшают налоговую базу, руководствуйтесь отраслевыми нормативными актами. Например:

  • в отношении воздушного транспорта – Воздушным кодексом РФ, Законом от 8 января 1998 г. № 10-ФЗ;
  • в отношении гидротехнических сооружений – законами от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ и от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ.

Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 25 октября 2011 г. № 03-05-04-01/37.

Как считать налоговую базу

Налоговой базой по налогу на имущество может быть:

1) кадастровая стоимость – для расчета налога по следующим объектам:

  • административно-деловые и торговые центры или комплексы, а также отдельные помещения в них. К ним приравниваются здания, которые предназначены (фактически используются) для одновременного размещения офисов, объектов торговли, общепита и бытового обслуживания (п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ);
  • нежилые помещения, которые согласно технической документации предназначены для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания, а также помещений, которые фактически используют для этих целей. То есть когда перечисленные объекты занимают не менее 20 процентов общей площади помещения;
  • любые объекты недвижимости иностранных организаций, которые не имеют в России постоянных представительств;
  • любые объекты недвижимости иностранных организаций, которые не используются в деятельности постоянных представительств в России;
  • жилые дома или помещения (в т. ч. и те, которые не учитываются на балансе в качестве основных средств);

2) среднегодовая стоимость имущества (при расчете авансовых платежей применяется средняя стоимость имущества за I квартал, полугодие или девять месяцев) – для расчета налога по всем остальным объектам.

Решение о расчете налога на имущество исходя из кадастровой стоимости недвижимости принимают власти субъектов РФ и оформляют законами. Для этого предварительно утверждают результаты кадастровой оценки недвижимости – без этого принимать законы власти регионов не вправе. Более того, они должны заранее утвердить и опубликовать перечни конкретных объектов недвижимости, указав их кадастровые номера и адреса, по которым налог надо определять исходя из кадастровой стоимости. Если к началу очередного налогового периода полный комплект региональных документов не подготовлен, рассчитывать налог на имущество в этом периоде нужно исходя из среднегодовой (средней) стоимости имущества. Однако после вступления в силу нового порядка возврат к прежним правилам определения налоговой базы будет невозможен.

Такие правила установлены статьями 375 и 378.2 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 29 ноября 2013 г. № 03-05-07-08/51796 и ФНС России от 31 октября 2013 г. № БС-4-11/19535.

Узнать, в каких регионах действует (планируется к введению) новый порядок и к какому имуществу он применяется, поможет таблица.

Средняя (среднегодовая) стоимость имущества

При расчете средней стоимости имущества за отчетный период применяйте формулу:

Средняя стоимость имущества за отчетный период = Остаточная стоимость имущества на начало отчетного периода + Остаточная стоимость имущества на начало каждого месяца внутри отчетного периода + Остаточная стоимость имущества на начало первого месяца, следующего за отчетным периодом : Количество месяцев в отчетном периоде + 1

При расчете среднегодовой стоимости имущества за налоговый период воспользуйтесь формулой:

Среднегодовая стоимость имущества за налоговый период = Остаточная стоимость имущества на начало налогового периода + Остаточная стоимость имущества на начало каждого месяца внутри налогового периода + Остаточная стоимость имущества на конец налогового периода (31 декабря) : Количество месяцев в налоговом периоде + 1

Остаточную стоимость имущества определите по формуле:

Остаточная стоимость имущества = Первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства Начисленная амортизация (износ)

Остаточную стоимость имущества определяйте по данным бухучета.

При определении остаточной стоимости основных средств на конец года учитывайте операции, влияющие на формирование этого показателя и отраженные в бухучете в течение 31 декабря. Из остаточной стоимости исключите суммы оценочных обязательств по ликвидации основных средств и восстановлению окружающей среды (если при постановке объекта на учет такие затраты закладывались в первоначальную стоимость).

Такие правила установлены пунктом 3 статьи 375 и пунктом 4 статьи 376 Налогового кодекса РФ и разъяснены в письме Минфина России от 14 июля 2010 г. № 03-05-05-01/26.

Пример определения средней (среднегодовой) стоимости имущества для расчета налога на имущество. Организация ведет деятельность в течение полного календарного года

По данным бухучета остаточная стоимость основных средств, признаваемых объектами обложения налогом на имущество, у ООО «Альфа» составляет:

  • на 1 января – 6 000 000 руб.;
  • на 1 февраля – 5 950 000 руб.;
  • на 1 марта – 5 800 000 руб.;
  • на 1 апреля – 5 750 000 руб.;
  • на 1 мая – 5 700 000 руб.;
  • на 1 июня – 5 650 000 руб.;
  • на 1 июля – 5 500 000 руб.;
  • на 1 августа – 5 450 000 руб.;
  • на 1 сентября – 5 400 000 руб.;
  • на 1 октября – 5 350 000 руб.;
  • на 1 ноября – 5 200 000 руб.;
  • на 1 декабря – 5 150 000 руб.;
  • на 31 декабря – (с учетом операций, отраженных в бухучете в течение 31 декабря) – 5 100 000 руб.

Ситуация: влияют ли на определение налоговой базы по налогу на имущество различия в стоимости основных средств по данным бухучета и данным независимого оценщика? Организация провела экспертную оценку своего имущества для получения банковского кредита.

Нет, не влияют.

Организация не обязана отражать в бухучете результаты независимой оценки своего имущества. Сделать это придется, только если независимого оценщика наняли для переоценки имущества. Когда решение о переоценке закреплено в учетной политике. Если такое решение не принято, результаты оценки никак не скажутся на расчете налога на имущество.

Если же организация проведет переоценку всех основных средств или их отдельной группы с привлечением независимого оценщика, то налог на имущество нужно будет рассчитывать исходя из остаточной стоимости основных средств с учетом переоценок.

Во всех остальных случаях оценка независимым экспертом имущества на учет не повлияет.

Это следует из пункта 15 ПБУ 6/01 и пункта 3 статьи 375 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: с какого момента для расчета налога на имущество нужно увеличивать первоначальную стоимость основного средства (здания) после его реконструкции?

Увеличенную первоначальную стоимость объекта учитывайте с 1-го числа месяца, следующего за окончанием реконструкции.

Первоначальную стоимость основных средств для расчета налога на имущество нужно определять по правилам бухучета, в котором первоначальная стоимость реконструируемого основного средства увеличивается после завершения реконструкции. Таким образом, на среднегодовую стоимость имущества результаты реконструкции окажут влияние с 1-го числа месяца, следующего за окончанием реконструкции.

Такой вывод следует из пункта 3 статьи 375, пункта 4 статьи 376 Налогового кодекса РФ и пункта 42 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91Н.

Пример расчета налога на имущество при реконструкции здания

ООО «Альфа» принадлежит производственное здание. Его первоначальная стоимость составляет 15 000 000 руб. Срок полезного использования – 18 лет (216 мес., седьмая амортизационная группа). Налог с этого здания платят исходя из средней (среднегодовой) стоимости. И в бухгалтерском, и в налоговом учете имущество в «Альфе» амортизируют линейно, амортизационную премию не применяют. В регионе, где зарегистрирована «Альфа» и находится здание, ставка налога на имущество установлена в размере 2,2 процента.

Месячная норма амортизации по зданию:
0,46296% (1 : 216 мес. × 100)

Ежемесячная амортизация составляет:
69 444 руб. (15 000 000 руб. × 0,46296%)

Здание эксплуатировали в течение восьми лет, вплоть до марта текущего года. То есть март был 97-м месяцем эксплуатации. В нем было принято решение провести реконструкцию. В апреле здание после реконструкции ввели в эксплуатацию. Срок его полезного использования не изменился, а вот первоначальную стоимость увеличили до 16 000 000 рублей. То есть расходы на реконструкцию составили 1 000 000 руб.

В апреле здание продолжали амортизировать. Общий срок эксплуатации на начало мая составил 98 месяцев.

Начиная с мая здание амортизируют с учетом изменений в первоначальной стоимости. Поэтому месячная норма амортизации составляет:
0,84746% (1 : 118 мес. × 100)

Для расчета ежемесячной амортизации бухгалтер определил остаточную стоимость здания на начало мая (с учетом затрат на реконструкцию и за минусом амортизации, начисленной в апреле по прежней норме):
9 194 488 руб. ((15 000 000 руб. + 1 000 000 руб.) – 98 мес. × 69 444 руб.)

Исходя из этих данных, бухгалтер определил ежемесячную сумму амортизации, которая будет уменьшать стоимость реконструированного здания начиная с мая:
77 920 руб. (0,84746% × 9 194 488 руб.)

Для расчета авансовых платежей за I квартал и за полугодие бухгалтер считал среднюю стоимость. Для этого были определены остаточная стоимость имущества на начало года, на начало каждого месяца внутри отчетного периода и на начало месяца, следующего сразу за ним.

Авансовый платеж за I квартал составил:
46 025 руб. (8 368 098 руб. × 2,2% : 4)

Авансовый платеж за полугодие составил:
47 789 руб. (8 688 865 руб. × 2,2% : 4)

Ситуация: с какого момента для расчета налога на имущество нужно учитывать объекты, включенные в состав основных средств (доходных вложений в материальные ценности) 1-го числа текущего месяца?

Такие объекты следует включать в расчет средней стоимости имущества начиная со следующего месяца.

Дело в том, что при определении средней стоимости имущества для расчета налога на имущество за отчетный период учитывают показатели остаточной стоимости основных средств на 1-е число каждого из четырех месяцев – трех отчетного периода и еще одного, следующего за ним. Эти данные формируют в порядке, который установлен для бухгалтерского учета и отчетности. Это предусмотрено в пункте 3 статьи 375 и пункте 4 статьи 376 Налогового кодекса РФ.

Согласно этому порядку учитывать нужно сведения о тех хозяйственных операциях, которые были проведены до 00 часов 00 минут указанных дат. То есть на начало дня, без учета операций, которые были в его течение. Поэтому, например, если основные средства оприходованы 1 марта, при расчете средней стоимости имущества сведения о них учитывают по состоянию на 1 апреля.

Все это следует из пункта 12 ПБУ 4/99. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 16 декабря 2011 г. № 03-05-05-01/97.

Ситуация: на какое количество месяцев необходимо разделить сумму остаточной стоимости основных средств при расчете налога на имущество? Организация создана (ликвидирована) в середине года.

Сумму среднегодовой остаточной стоимости имущества разделите на 13 месяцев.

Порядок определения среднегодовой стоимости основных средств для расчета налога на имущество не зависит от времени создания или ликвидации организации. Поэтому применяют общее правило: сумму остаточной стоимости имущества на начало, каждый месяц и на конец года делят на 12 месяцев плюс еще один. Такой порядок установлен пунктом 4 статьи 376 Налогового кодекса РФ.

Из этого правила есть одно исключение. Оно сделано для организаций, созданных в период с 1 по 31 декабря. Первым налоговым периодом по налогу на имущество для них будет только следующий календарный год. Объясняется это тем, что сумму налога за год рассчитывают исходя из среднегодовой стоимости имущества, а не из средней за фактический период деятельности организации. Возможность расчета налога на имущество за период с 1 декабря года создания организации по 31 декабря следующего года главой 30 Налогового кодекса РФ не предусмотрена. Форма декларации по налогу на имущество также не позволяет заполнять ее за 13 месяцев.

Такие разъяснения есть в письме Минфина России от 30 декабря 2004 г. № 03-06-01-02/26.

Такой же порядок применяют, когда происходит реорганизация в середине года. На это указано в письме Минфина России от 24 февраля 2012 г. № 07-02-06/28.

Пример определения среднегодовой стоимости основных средств для расчета налога на имущество. Организация ведет деятельность в течение неполного календарного года

ООО «Альфа» создано 10 июля. По данным бухучета остаточная стоимость основных средств, признаваемых объектами обложения налогом на имущество, равна:

  • на 1 августа – 6 000 000 руб.;
  • на 1 сентября – 5950 000 руб.;
  • на 1 октября – 5 800 000 руб.;
  • на 1 ноября – 5 750 000 руб.;
  • на 1 декабря – 5 700 000 руб.;
  • на 31 декабря (с учетом операций, отраженных в бухучете в течение 31 декабря) – 5 650 000 руб.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх