Куперс

Бухучет и анализ

Налогообложение субъектов предпринимательства



В современных условиях малое предприятие выступает, как самая массовая форма деловой жизни. Развитие современной экономики невозможно без активной политики поддержки малого бизнеса. Основные проблемы бухгалтерского учета на малых предприятиях связаны с существующими противоречиями в законодательстве и его нестабильностью. Цель статьи состоит в изложении и обосновании особенностей, методических и организационных подходов к ведению учета на предприятиях малого бизнеса. Раскрыты особенности ведения учета и составления отчетности на малых предприятиях.

Ключевые слова: учет, финансовая отчетность, субъект малого предпринимательства.

Одним из перспективных направлений для рыночной экономики в настоящее время является развитие малого предпринимательства. Поэтому особое внимание при разработке изменений и дополнений, вносимых в законодательство, уделяется представителям малого бизнеса. Связано это с тем, что учет и отчетность представителей субъектов малого предпринимательства на территории России постоянно меняются, добавляются новые и корректируются уже имеющиеся нормативные и законодательные акты и документы.

Субъект малого предпринимательства — это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли.

К субъектам малого предпринимательства относятся хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу устанавливаются Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» .

Таблица 1

Критерии отнесения субъектов ккатегории малого предпринимательства

Категория субъекта

Микропредприятие

Малое предприятие

Среднее предприятие

Выручка без НДС за год

120 млн рублей

800 млн рублей

2 млрд рублей

Среднесписочная численность работ

не более 15 человек

не более 100 человек

не более 250 человек

Субъекты малого предпринимательства имеют право на основании Типового Плана счетов составлять свой план счетов. Такой план счетов будет являться упрощенным и может содержать в себе только те счета, которые организация будет использовать в процессе ведения бухгалтерского учета.

При составлении своего «упрощенного» плана счетов малым предприятиям рекомендуется обобщать информацию с нескольких счетов Типового Плана счетов на одном синтетическом счете.

Применяя рабочий план счетов СМП следует руководствоваться Инструкцией по его применению (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению») .

Бухгалтерский учет на малых предприятиях можно систематизировать следующим образом: -первичная документация;

‒ бухгалтерский учет;

‒ отчетность.

В настоящее время нет обязательных к применению форм первичных документов. Субъекты малого предпринимательства, по желанию, могут использовать типовые формы.

Протоколом от 25 апреля 2013 года № 4/13 Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» утверждены «Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощённых способов ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской (финансовой) отчётности», которые предусматривают три формы ведения учета на малых предприятиях:

‒ полная форма упрощенного учета;

‒ сокращенная форма;

‒ простая форма .

Полная форма предполагает использование регистров бухгалтерского учета. В них записываются все факты хозяйственной жизни. Данная форма предусматривает использование комплекта ведомостей:

‒ ведомость учета основных средств и амортизации — форма № 1МП;

‒ ведомость учета материально-производственных запасов — форма № 2МП;

‒ ведомость учета затрат на производство — форма № 3МП;

‒ ведомость учета денежных средств — форма № 4МП;

‒ ведомость учета расчетов и прочих операций — форма № 5МП;

‒ ведомость учета продаж — форма № 6МП;

‒ ведомость учета расчетов с поставщиками — форма № 7МП;

‒ ведомость учета расчетов с персоналом по оплате труда — форма № 8МП;

‒ сводная ведомость (шахматная) — форма № 9МП.

При этом ключевым моментом является то, что СМП могут разрабатывать учетные регистры самостоятельно, применительно к условиям своей деятельности, но при условии, что учет будет вестись посредствам двойной записи.

Следует обратить внимание на то, что при использовании сокращенной формы учета все хозяйственные операции регистрируются в Книге учета фактов хозяйственной жизни по форме № К-1МП. Наряду с ней предпринимателям малого бизнеса рекомендуется использовать Ведомость учета расчетов с персоналом по оплате труда — форма № 8МП. Таким образом, данная форма предусматривает ведение учета без применения учетных регистров, но обязует применение двойной записи.

Наименьшее давление при организации и ведении учета, со стороны законодательной базы, испытывают микропредприятия, поскольку только им дозволено использовать «простую» форму учета. Простая форма предполагает ведение бухгалтерского учета без применения двойной записи. В этом случае хозяйственные операции сразу формируются по группам статей Баланса и Отчета о финансовых результатах. Также может использоваться Книга учета фактов хозяйственной жизни.

Существует также ряд особенностей, определяющих состав финансовой отчетности, и предусмотренных только для малого бизнеса.

Состав бухгалтерской отчетности СМП определяется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Согласно ему финансовая отчетность малых предприятий должна содержать бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств и приложения к ним .

СМП, применяющие упрощенные способы ведения учета, вправе составлять отчетность в сокращенном объеме, а также самостоятельно разрабатывать формы отчетности. При этом СМП, подлежащие обязательному аудиту обязаны вести учет по общим правилам. За ведение учета на таких предприятиях отвечает руководитель.

Для субъектов малого предпринимательства Налоговым Кодексом Российской Федерации установлены специальные режимы налогообложения, которые могут предусматривать особый порядок налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам относятся:

‒ УСН, или упрощенная система налогообложения, предлагающая на выбор сразу два объекта налогообложения — «доходы» и «доходы за вычетом расходов»;

‒ ЕНВД, или единый налог на вмененный доход, когда фактические доходы не имеют значения, а налогом облагается предполагаемый объем поступлений;

‒ ЕСХН, или единый сельхозналог, применяемый к производителям сельскохозяйственной продукции;

‒ ПСН, или патентная система, требующая приобретение патента на ведение определенной деятельности на ограниченный срок .

Специальные режимы налогообложения создают более благоприятные условия для определенных отраслей, а также для стимулирования малого предпринимательства, поскольку ощутимо снижают налоговую нагрузку.

Выводы.

Предприятия малого бизнеса играют все более важную роль в экономической жизни страны. За последние годы количество малых предприятий значительно увеличилось.

Однако в сфере малого бизнеса существует ряд особенностей и ряд недостатков, которые влияют на организацию, и ведение бухгалтерского учета.

Это позволяет говорить о несовершенстве законодательной базы, применяемой в отношении ведения учета на малых предприятиях. Возникает необходимость разработки нормативной базы, которая бы учитывала специфику деятельности и отраслевую принадлежность малых предприятий.

Создание малых аудиторских фирм, которые, в свою очередь, проверяли бы отчетность СМП, оказало бы положительное влияние на ведение учета и составление отчетности. Так как часто на таких предприятиях ведением учета занимается руководитель, который менее осведомлен в данной области.

Литература:

  1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
  2. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».
  3. Протокол Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25 апреля 2013 года № 4/13 утверждены «Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощённых способов ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской (финансовой) отчётности»
  4. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
  5. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 23.04.2018).

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 15 мая 2018 г.

Мы рассказывали в нашем отдельном материале о критериях отнесения организаций и ИП к субъектам малого предпринимательства. О праве малых предприятий на ведение упрощенного бухгалтерского учета, а также составление бухгалтерской отчетности по упрощенной форме мы также рассказывали в отдельных консультациях. А существуют ли особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства?

Есть ли особенности налогообложения малого бизнеса?

По НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы (ст. 19 НК РФ). И в общем случае субъекты малого предпринимательства от налогообложения не освобождены. Более того, в НК РФ не предусмотрены специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства.

Тем не менее, те налоговые режимы, переход на которые возможен лишь при соблюдении определенных условий и ограничений, обычно рассматриваются как наиболее широко распространенные среди малого бизнеса. Речь идет, к примеру, об упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства (УСН), о патентной системе налогообложения для предпринимателей (ПСН) или системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

Налогообложение малых предприятий в соответствии со спецрежимами наиболее привлекательно для малых и средних предприятий в силу относительной простоты таких режимов.

Для тех же организаций и ИП, которые не соответствуют критериям специальных налоговых режимов или отказались от них по собственной инициативе, налогообложение малого и среднего бизнеса производится в общем порядке.

В то же время, несмотря на то, что в НК РФ нет налоговых режимов, предназначенных исключительно для малых или средних предприятий, нельзя говорить о полном отсутствии налоговых послаблений для малого бизнеса.

Ведь, к примеру, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут быть предусмотрены льготы по региональным и местным налогам именно для субъектов малого предпринимательства. Так, например, в соответствии с п. 1 ст. 4.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64 при соблюдении иных условий малое предприятие имеют налоговую льготу по объекту недвижимости, налоговая база по которому определяется как его кадастровая стоимость.

Налоговый учет на малых предприятиях ведется в соответствии с правилами, установленными для соответствующего налогового режима, который применяет такое малое предприятие.

Налоговые каникулы для малого бизнеса

Напомним, что вновь зарегистрированные ИП относятся к микропредприятиям (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Для таких ИП региональные власти могут предусматривать особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства в виде временного освобождения от уплаты налога при применении УСН или ПСН (п. 4 ст. 346.20, п. 3 ст. 346.50 НК РФ). Речь может идти только об ИП, которые ведут предпринимательскую деятельность в производственной, социальной или научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению. Другие налоги и страховые взносы ИП даже в условиях так называемых «налоговых каникул» уплачивают в общем порядке.

28 января Рубрика: Налогообложение малого бизнеса

Значение малого бизнеса на любой стадии рыночной экономики очень велико. И если во многих развитых странах доля малого бизнеса от валового национального продукта составляет 60-70%, то у нас в России ситуация совсем другая, и здесь особенности налогообложения малого бизнеса нашей страны могут сказать о многом.

С 1 января 2005 года малый бизнес России начал новую жизнь: без господдержки, без 4-х летнего моратория на ухудшение от изменений в налоговом «законотворчестве», без гарантий и привилегий, без форсированной амортизации. Не стало государственной денежной поддержки мероприятиям, направленным на поддержку малого бизнеса. Не стало поддержки законодательства и фондам помощи предпринимательства.

Такое стало возможным после принятия федерального закона под номером 122 от 22 августа 2004 года, который отменил, с началом 2005, действие очень важных статей другого 88-ФЗ от 14 июня 1995, который давал хоть какую-то господдержку малому предпринимательству в РФ. Этим самым власти «Великой Сырьевой Державы» подчеркнули, что малый бизнес ей совсем не нужен.

В своих занятиях бизнесом малые предприятия имеют возможность применения, наравне с общепринятым режимом налогообложения, особых налоговых систем – единого налога на расчетный вмененный доход (ЕНВД) и упрощённую систему налогообложения (УСН).

ЕНВД вводится на своей территории властями субъектов РФ для установленных видов деятельности (услуги по ремонту; бытовые услуги; ТО и мойка автотранспорта; розничная торговля с площадью зала не больше 150 м2, лотки, палатки, другие объекты; услуги кафе, столовых, у которых площадь зала не больше 150 м2).

УСН замещает платеж налога на прибыль, а ИП – подоходный налог, НДС (кроме товаров, ввозимых из-за рубежа), налог на имущество и ЕСН – уплатой иного налога. Доход от реализации для юридических лиц не должен превышать 15 миллионов рублей.

Как должно идти совершенствование налогообложения малого бизнеса в госорганах Российской Федерации? Вот основные принципы:

  • предоставление равного доступа всех субъектов к участию в проектах поддержки малого бизнеса;
  • разграничение полномочий разных уровней власти;
  • возможность участия представителям малого, среднего бизнеса в вырабатывании и реализации государственной политики по развитию малого бизнеса;
  • возможность экспертизы законопроектов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх