Куперс

Бухучет и анализ

Напротив меня сидит человек

Сегодня 49-летний Гетта в солнечных очках Ray-Ban и белой футболке. Его обычно длинные волосы подстрижены, рыжеватая борода с проседью. На часах 15.30. «В Ибице все происходит поздно», – утешает он. Не глядя в меню, Гетта заказывает цыпленка-гриль, овощи на пару и рис. Пить предпочитает воду – выбор заботящегося о здоровье подтянутого мужчины среднего возраста, которому нужно поддерживать форму, – на ум приходит In Love with Myself («Влюблен в себя»), один из треков из его альбома 2004 г. с безукоризненным названием Guetta Blaster (одно из значений слова blaster – звукогенератор. – «Ведомости»). Но когда я стал брать рыбу, Гетта передумал. Он просит сибаса, и официантка между делом бросает на английском, что он «более чистый», чем мой солнечник.

«Это единственное время в году, когда я становлюсь немного социальным», – признается Гетта. Он говорит на английском с легким американским акцентом: «Люди думают, что мы развлекаемся на вечеринках. На самом деле все иначе. Ты идешь из отеля на сцену (есть специальный коридор, ведущий за кулисы), а потом возвращаешься в отель. Добравшись до Ибицы, я приглашаю всех друзей. У меня здесь дом, я хожу послушать других диджеев, и мы отрываемся вместе, что обычно себе не позволяем. Это действительно отличное время».

Официантка возвращается со стаканами, наполненными льдом, чтобы охладить воду. Гетта, которому лед не нужен, резким движением выбрасывает его в окно, но кубики попадают в раму и отскакивают на пол. Я замечаю ему, что так недалеко до несчастного случая. Он встает и пинает злополучный лед подальше от прохода. «Не хочу, чтобы вы сломали ногу», – говорит он официантке.

Да, Ибица – естественная среда обитания для Гетта, но США – второй дом. Хотя музыка тек-хаус – американское изобретение и сформировалась в тех же Детройте и Чикаго, потом, когда ею увлекся весь мир, страна отстала. Все изменилось 10 лет назад с «ребрендингом» – направление преобразовалось в электронную танцевальную музыку EDM. Гетта сделался знаменосцем нового стиля.

В 2009 г. will.i.am – Вильям Адамс, лидер калифорнийской рок-группы The Black Eyed Peas, попросил Гетта спродюсировать их песню I Gotta Feeling. Гибрид от объединения быстрого евроданса и американского поп-рэпа получился неотразимо притягательным и стал одним из самых продаваемых синглов в истории чартов. Гетта вспоминает, как музыкальный магнат Джимми Айовин сказал ему: «Смотри, Давид, эта запись изменит мир. Это новый формат поп-музыки».

Так и вышло. Альбом Гетта One Love, изданный в 2009 г., добавил в его портфолио ряд хитов под его собственным именем, в том числе Sexy Bitch («Сексуальная шлюха») в исполнении R&B-певца Эйкона (R&B – Rhythm and Blues. – «Ведомости»). В радиоэфир хит вышел под более сдержанным названием Sexy Chick («Сексуальная цыпочка»).

«В тот момент в 2009 г. случилось что-то уникальное. И продолжало происходить, я бы сказал, с 2009 по 2016 г. Был момент, когда музыка в США и Европе была одинаковой. Такого никогда не было. Может быть, разве что во времена «Битлз», но это редчайший случай», – рассуждает Гетта.

Гетта замечает перемены: «Музыка в США возвращается главным образом к хип-хопу и стилям поп и дэнс». Но гений EDM не хочет загонять себя в эту клетку. Француз остается частым звездным гостем мегарейвов (дискотеки с электронной музыкой. – «Ведомости») в Майами и Лас-Вегасе, появляясь на гигантских подиумах в окружении фейерверков и световых эффектов, крича: «Я пришел тусить с вами!» тысячам гуляк, будто он сошел с дискотечного Олимпа. «Это колоссально. Это целая индустрия сейчас», – восторгается Гетта. И хотя в прошлом году рост замедлился, рынок EDM достиг отметки в $7,1 млрд.

Сам Гетта опустился немного ниже в списке Forbes музыкантов с крупнейшими доходами и считает, что пора приспосабливаться: «Так как это конец цикла, с его смертью открываются разные возможности. Как будто образовывается пустое пространство, которое нужно заполнить». В сентябре он летит в Лос-Анджелес, чтобы работать над седьмым альбомом. В него войдут последние хиты, в том числе 2U («Для тебя». – «Ведомости») Джастина Бибера, которого высмеивали как анфан террибль поп-музыки, а сейчас расхваливают как солидную знаменитость. «На него вылили немало помоев за его стиль. Думаю, такое неизбежно прилагается к успеху. А когда ты держишься на вершине, люди такие – а что, все OK!» Он типично по-французски пожимает плечами и тянется за оливкой.

Свои ненавистники есть и у Гетта. Его называли распространителем трэша для масс – низкопробных песен с топорным исполнением и видеорядом. Другая суперзвезда EDM – Deadmau5 назвал его «дерьмовым переоцененным диджеем» в 2015 г., когда в Pacha на открытие вечеринки Гетта «Чтоб меня, я знаменит» привели лошадь (это вызвало протесты защитников животных. – «Ведомости»). Видео к его синглу 2014 г. Dangerous – фантазия, в которой влюбленный в скоростные машины Гетта выигрывает «Формулу-1» при помощи команды девушек-механиков в непрактично-откровенной униформе. «В клубе ничто не имеет значения», – читает стихи механический голос в одном из его треков. В этом месте те, кто не любит Гетта, подводят черту под его бессодержательностью.

«Я никогда не чувствовал себя продажным, предателем, потому что всегда занимался музыкой, которую люблю. Я просто пытался делать ее для широкой аудитории. В моей карьере был момент, когда я потерял уверенность. Было очень сильное давление, и я засомневался немного, буду ли играть на андеграундных вечеринках, – припоминает он времена превращения EDM в икону. – Но тогда я сказал себе: «Эй, я – это я, это то, что чувствует мое сердце, то, что я хочу сделать с моей жизнью, да и люди счастливы – так в чем проблема?» И с того дня никогда не прислушивался ко всякой критике».

Я интересуюсь, сожалеет ли он о шовинистских нотках, проскальзывающих в хите Sexy Bitch, написанном им в Атланте вместе с Эйконом, на долю которого выпало придумать слова и название.

«Нет. Правда нет. Было супервесело, – отвечает Гетта. – В то время я был женат и во многом был хорошим мальчиком, а он был что-то вроде: «Да ты ничего не понимаешь в женщинах, мой друг. До тебя должно дойти, что песня вроде этой сделает девчонок сексуально озабоченными». «Нет, – ответил я. – они будут чувствовать себя оскорбленными». Но когда я выпустил эту запись, началось чистое сумасшествие, девчонки бросали мне нижнее белье. Он был прав! – Гетта смеется. – Это было безумием! Это было как запоздалый урок женской психологии».

Когда он говорит, его тело подергивается в такт фоновой музыке. Он излучает уверенность человека, который провел добрую часть жизни, стоя перед тысячами людей с поднятыми вверх руками и полными восторга лицами. «Я пытаюсь сделать что-то вечное, – рассказывает он о своей музыке. – Люди всегда хотят послушать более новое, но эмоции всегда все те же. И других не будет, потому что мы человеческие существа».

Нам приносят еду – рыбу и овощи с шариками риса. Гетта отправляет в рот немного риса. На пальцах одной руки у него два толстых кольца – украшения рок-звезды.

Прозрение настигло его в 1988 г., когда он сходил в лондонский клуб Shoom в разгар моды на эйсид-хаус (аcid house – «кислотный склад», разновидность хаус-музыки. – «Ведомости»). Диджей Дэнни Рамплинг стоял в лучах света – звезда шоу, а не какой-то аноним, который в темноте выбирает композиции. «Это полностью изменило мою жизнь», – вспоминает Гетта. Он вернулся в Париж, взял жену Кэти в бизнес-партнеры и создал ночную мини-империю, в которую входило два ресторана и бурлеск-бар.

Гетта вспоминает тот опыт как «увлекательный социальный эксперимент». А если с коммерческой точки зрения, то, по его словам, «это один из тех бизнесов, который труднее всего сделать прибыльным». «Нужно подсчитывать практически все, но тут я не большой любитель», – сообщает Гетта.

Тот бизнес уже канул в Лету, но коммерческая жилка у него осталась. После выхода I Gotta Feeling встреча с Айовином привела к сотрудничеству с маркой наушников Beats Electronics, принадлежащей магнату. В аэропорту Ибицы Гетта на рекламе щеголяет в часах люксового бренда TAG Heuer. Одни из них красуются на его запястье во время нашей встречи в Destino. «Когда я впервые участвовал в рекламе, все сообщество было в шоке: «Бог мой, да как ты можешь, это ужасно». А теперь это стандартно. Каждый диджей этим занимается. На самом деле это признак, что ты успешен».

Гетта мечтал о работе диджея с 12 лет. «Это безумие, потому что в то время не было ни одного знаменитого диджея. Не было ни гламура, ни денег, ничего подобного». Он вкусно хрустит овощами. «Ммм… Я был просто одержим музыкой, и я отлично разбирался в технических аспектах ее создания. Я даже не понимал почему – ведь моя семья не была ни музыкальной, ни даже близкой к этому».

Его мать Моника, уроженка Бельгии, работала психологом, а отец, марокканский еврей Пьер, был социологом и занимался исследованиями рынка труда. «Оба моих родителя – интеллектуалы, а интеллектуалы всегда совершенно неправильно понимают реальную жизнь», – говорит он с набитым ртом, улыбаясь.

Когда Давиду было семь лет, отец решил обрести более спокойную жизнь, открыв традиционный французский ресторан. «Но, конечно, это оказалось намного беспокойнее, хотя ресторан был очень маленьким. Он понятия не имел, во что ввязался, – с усмешкой говорит Гетта. – Но это было чудесное место. Отец расхаживал там, декламируя поэмы Бодлера про еду».

Содержимое его тарелки быстро перемещается туда-сюда, вилка деловито расправляется с сибасом. «Мама считала очень глупым все, что бы я ни делал, – говорит Гетта. – Она была коммунисткой, для нее вся эта поверхностная жизнь и меркантильные мечты – пустая трата времени».

Они спорили? «О да, в то время конечно», – отвечает Гетта, сжимая кулак. А сейчас? «Ммм, думаю, она гордится моим успехом. Об обществе же она прежнего мнения. Мы схватывались как сумасшедшие, когда я был молод. Я такой… бунтарь «Я хочу зарабатывать деньги». Он снова фыркает от смеха: «Я в глазах своих родителей был мятежником. Не смешно ли это? Мама чувствовала почти отвращение, что я так ориентирован на бизнес».

В 2000-х гг. он решил продать рестораны, бурлеск-бар и сосредоточиться на музыке. «Моя мама сказала что-то вроде: «Я так горжусь тобой, ты наконец станешь человеком искусства». Это она-то! Полное безумие!»

Его тарелка опустела раньше моей. Пара женщин делают селфи, стоя позади Гетта, – то ли, чтобы запечатлеть голову суперзвездного диджея, то ли лицо обозревателя поп-культуры FT, жующего солнечника. Первое более вероятно.

Гетта отказывается от десерта, но я хочу попробовать. «Конечно! Почему бы и нет?» – с чувством отвечает он, заказывая себе черный чай. Мобильный телефон материализуется в его руке, пока я инспектирую меню, и ложится на стол, когда я выбираю мороженое и кофе.

В ноябре ему исполнится 50 лет – знаменательная дата, к которой он проявляет безразличие. «Почему меня не волнует возраст? Я хожу на вечеринки, где люди передо мной всегда одного возраста – им всегда 20 с небольшим. И я ощущаю себя таким же. Во мне столько же энергии и страсти, пусть это немного безумно, и иногда 25-летние друзья смеются: «Мужик, знаешь, ты вдвое старше нас».

В 2014 г. он расстался с Кэти, которая была его женой 22 года. В пропитанном желчью иске, который вызвал интерес у многих СМИ, она заявила о притязаниях на половину состояния в $30 млн («Было тяжело, потому что, конечно, это повлияло на моих детей»).

Его нынешняя партнерша – 24-летняя кубинская модель Джессика Ледон, папарацци недавно застукали их за «жарким поцелуем» (как писал таблоид) на пляже. «Конечно, мне не нравится, когда я не здорово выгляжу на фотографиях», – смеется Гетта.

Присущая ему черта – эскапизм. Но последний вопрос о неспокойном мире за пределами микросферы Ибицы – терроризм в других странах, ставший причиной нашествия на остров туристов, – вызывает на свет что-то вроде ремикса Гетта на тему свободы, равенства и братства.

«Никогда не лез в политику, но в жизни и музыке мой выбор всегда заключается в том, чтобы объединять людей, – говорит он. – Я не особо VIP – я хочу сказать, что у меня есть деньги и я живу такой вот жизнью, но я люблю быть с разными людьми. Тот факт, что мы все вместе танцуем в одном ритме, люди из разных стран мира приезжают на Ибицу, – это для меня лучший ответ на все, что творится».

Танец как утопия? Его мама это бы одобрила. «Именно так!» – радостно соглашается Гетта.

Перевел Антон Осипов

17 марта 2018, 06:37

Даже если вы этого не осознаете, ваша поза при сидении – это типичный сигнал языка тела

Фото: .com

То, как вы сидите, действительно, многое говорит о вашей личности. Все люди сидят, исходя из своего представления об удобстве и комфорте, и на это также влияет и ваше текущее настроение. Даже если вы этого не осознаете, ваша поза при сидении – это типичный сигнал языка тела. Давайте посмотрим, что же вы собой представляете.

1. Нога на ногу
Такая поза показывает, что вы беззаботны и спокойны, а также открыты к новым идеям. Скорее всего, вы эмоционально гибкий человек. Однако, если вы сидите на стуле в таком положении, это демонстрирует, что вы застенчивый человек и стараетесь несколько отдалиться от незнакомцев. Не исключено, что вы типичный интроверт.

2. Нога на ногу, спина прямая
Эта поза особенно красноречиво говорит о вашей личности. Она показывает, что вы человек уверенный, надежный и сильный. Вам присуща жизнерадостность, вы любите удовольствия и проявляете интерес к любым мелочам в жизни.

3. Лодыжки скрещены
Если вы сидите со скрещенными лодыжками, это показывает, что вы являетесь авторитарным и доминирующим человеком, который обладает мощными лидерскими качествами. Вы любите управлять ситуациями и людьми, а также обожаете командовать. Еще один интересный аспект заключается в том, что вы, оказывается, ревнивый человек.

4. Наклон вперед
Эта поза демонстрирует, что вы человек, легко отвлекающийся на посторонние внешние факторы. Вы не очень общительны, но всё же любите заводить новых друзей. Вы такой человек, который может льстить другим, делать им комплименты и всячески расхваливать.

Будь первым: ТОП-5 качеств победителя

5. Ноги вместе
Когда люди смотрят на вас впервые, им кажется, что вы хладнокровный и сдержанный человек. Но когда они узнают вас поближе, то находят вас добрым, дружелюбным и искренним. Однако вы всё же личность довольно прямолинейная и серьезная. Кроме того, вы строго придерживаетесь своих планов и приоритетов, и вам присуща пунктуальность.

6. Скрещенные руки на груди
Это показывает, что вы человек, обладающий сильным характером и определенной глубиной эмоций. Вы нередко выстраиваете вокруг себя защиту от всего мира. У вас обычно сосредоточенное выражение лица. Поскольку вы чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно, вы не сразу раскрываетесь для окружающих.

7. Руки между ног
Если вы сидите в этом положении, значит вы чувствительный и очень добродушный человек. Вы проявляете интерес к проблемам других людей и всегда изыскиваете все способы, чтобы помочь им. Но такая поза также свидетельствует о том, что вы порой стесняетесь и сомневаетесь в своих личных решениях.

ТОП-5 советов, как избавиться от апатии

8. Руки на коленях
Человек, который сидит в этой позе, – это абсолютно уверенный в себе лидер. Вы не боитесь давать это понять окружающим! Кроме того, эта поза показывает, что вы человек сосредоточенный и умственно активный. Если у вас возникают какие-либо проблемы, вы их не страшитесь и немедленно приступаете к их решению.

9. Руки в замке
Поза демонстрирует, что вы эмоциональный и импульсивный человек. Вы всегда веселы, оптимистичны и общительны. Взаимодействуя с вами, люди получают заряд энергии, и вы вдохновляете их своим позитивом. Это говорит о том, что вы всегда окружены своими «фанатами» и никогда не бываете одиноки.

10. Руки на подлокотниках
Если вы постоянно держите руки на подлокотниках, то вы внимательны как к себе, так и к своему окружению. Вам всегда нужен комфорт и ощущение безопасности. Вы эмоционально стабильный человек, а ваши друзья и семья считают вас своим наставником и советчиком.

11. Руки за головой, а вы откинулись назад
Это показывает, что вы чувствительный человек, которому присуща эмпатия. Вы всегда осведомлены о потребностях других людей, но очень осторожны в своих действиях. Более того, вы склонны анализировать все аспекты, прежде чем принимать определенные решения в своей жизни. Вы всегда взвешиваете все за и против и тщательно готовитесь к тому, что планируете делать.

Ранее сайт «Сегодня» выяснял, как добиться успеха с помощью правильных привычек: четыре ежедневных правила. Будьте любопытным – на собраниях, мероприятиях, за чашкой кофе во время обеда.

Читайте также о ТОП-5 типах женщин, которых бросают мужчины.

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Организуя пространство вокруг себя, люди на бессознательном уровне сообщают дополнительную информацию о своем статусе в коммуникации. Всем спектром пространственных координат — расположением предметов, мебели, людей друг относительно друга в различных формах общения (переговоры, тренинги, семинары, лекции, личное общение) занимается психотопография — отрасль прикладной психологии.

Михаил Пелехатый
руководитель NLP-проекта, психолог, NLP-терапевт,
Институт групповой и семейной психологии и психотерапии (Москва)

Психотопография, пусть и в неосознанных формах, известна человеку очень давно, с тех пор как расположение людей друг относительно друга без слов говорило о том, кто является главным, а кто подчиненным. Например, на Руси существовало понятие «красный угол». Про того, кого сажали на это место, сразу становилось ясно: это почетный гость. В современных политических протокольных мероприятиях почетный гость садится справа от приглашающей стороны, второй почетный гость — слева.

📌 Реклама

Очевидно, это уже не просто традиция, а некий язык коммуникации, который принят в политике и бизнесе. Это тот язык, который так или иначе всегда был понятен в большинстве культур.

Если вы хотите показать, что являетесь стороной, доминирующей в каком-то процессе, например в переговорах, то вы должны показать оппоненту, что владеете большим пространством. В процессе тренингов, семинаров, лекций это сделать проще, потому что вы можете по собственному желанию рассадить студентов и перемещаться в пространстве, показывая, что оно ваше, что вы владеете им, что вы здесь главный. Если на лекции или тренинге вы просите человека выйти к доске и сделать какое-то упражнение, стоя лицом к аудитории, то у него возникают трудности. Он на бессознательном уровне понимает, что вторгается в ваше пространство. Можно наблюдать, как в процессе тренинга, когда ведущий уходит со своего места и предлагает использовать для выполнения упражнения все пространство комнаты, полукруг, где находился тренер, все равно остается почти неиспользованным.

📌 Реклама

Психотопография выдвигает три основных фактора управления пространством: овладение, защищенность и внешние опоры.

Следует отметить, что у людей в процессе общения существуют «личные зоны». Это зоны, на расстоянии которых человек чувствует себя комфортно при общении с другими людьми. Самая меньшая из этих зон — интимная, величина которой колеблется у разных народов от 15 до 50 сантиметров. Человек, который допускается в эту зону, является или близким другом, или родственником. Он может рассчитывать на интимные отношения. Сбоку эта зона бывает чуть меньше, чем спереди или сзади.

Соответственно, если вы хотите договориться с человеком о каких-то личных, интимных вещах, которые не могут быть озвучены при посторонних или изложены в письменном виде, то лучше сесть сбоку от него, тогда говорить об этих вещах легче. Тут слово «интимные» нужно понимать именно в смысле доверительных отношений.

📌 Реклама

Если же вы с собеседником сидите друг напротив друга, то подсознательно у обоих может возникнуть чувство противостояния. Удаляясь друг от друга или приближаясь друг к другу, вы либо вторгаетесь в личные зоны, либо занимаете то комфортное положение, когда ваши зоны не пересекаются.

Здесь возникает проблема защищенности пространства. Человек в процессе коммуникации сообщает 80—85% информации невербально. Поэтому если вы сидите перед человеком, ничем не защищенный, то вы передаете ему намного больше информации, чем, например, если бы между вами стоял стол. Стол закрывает около половины информации, которая иначе была бы открыта. И кроме того, если между вами стоит стол, возникает некое общее пространство, за которое можно бороться, и здесь тоже бессознательно можно показать, кто является главным.

Если, например, вы пришли к кому-то на переговоры и партнер по переговорам сидит за столом — это его пространство. Как только вы попытаетесь претендовать на это его пространство, он начнет проявлять неудовольствие. Вспомним, что обычно на столе с краю стоят пепельницы, стаканчики, дневники и прочие мелочи, создающие дополнительную границу, за которую вас не пускают. Попробуйте в процессе разговора передвинуть какой-нибудь небольшой предмет с края стола в центр по направлению к вашему оппоненту и понаблюдайте за его реакцией.

📌 Реклама

Борьба за пространство может выражаться множеством способов. Например, если вы свои бумаги сразу кладете на стол к человеку, то вы захватываете его пространство. Если вы эти бумаги сперва отдаете ему в руки, а потом он сам кладет их к себе на стол, то тем самым он признает, что здесь, на его столе, есть часть вашей территории. По сути это означает, что вы завоевали часть его внимания.

Если понаблюдать, как рассаживаются люди в аудитории, то можно увидеть, например, таких, которые с одной стороны от себя кладут сумку, с другой — еще какие-то вещи. Это они ограждают свое интимное пространство, они не хотят, чтобы в него сразу кто-то вторгался, показывают, что они владеют этим пространством. Приходя в кабинет к начальнику, вы видите, как он показывает свое владение пространством кабинета: это может быть стол, который стоит перед ним, и еще стол для заседаний, который выдвинут. Хозяин кабинета обычно сидит где-то около стены, вы входите и сразу видите его. Это человек, которому принадлежит кабинет. Входя, вы уже неосознанно чувствуете себя в позиции подчиненного. Более того, вам в некоторых случаях показывают еще и место, где нужно находиться в кабинете. Обычно это довольно далеко от места начальника, но если вы — человек, «приближенный к особе», то вас и сажают ближе.

📌 Реклама

Пространственное расположение предметов и людей может выражать идеи равенства и неравенства. Например, всем знакомы круглые столы, которые собирают для проведения мозгового штурма или какой-либо дискуссии. В их основе лежит идея равенства всех участников, которые могут высказывать одинаково интересные и ценные идеи. Апофеоз идеи круглого стола — случай, когда между людьми нет вообще никакого стола, когда эмоциональная составляющая каждого человека передается другому на сто процентов, когда нет никакой эмоциональной защиты. Это наиболее эффективная форма проведения мозговых штурмов, хотя поначалу и наименее комфортная для участников. Как только вы ставите внутри стол, вы закрываете половину информации, и эмоциональная вовлеченность участников в процесс становится значительно меньше. Если, как в последнее время принято, на столе размещаются еще и компьютеры, то люди перестают вообще видеть друг друга, и сама идея круглого стола теряется, поскольку нет неформального эмоционального общения. Если при проведении мозгового штурма есть те, кто сидит за столом, и есть кто-то вне этого круга, то не получается ни равенства, ни собственно штурма. Оказывается, что если есть какой-то внешний наблюдатель, то система уже не замкнута и отчасти теряет свою эффективность.

📌 Реклама

Когда в какой-нибудь компании проводится тренинг, то очень интересно наблюдать за тем, как руководитель показывает, что он все равно руководитель, даже в ситуации равенства участников тренинга. Во время корпоративных тренингов обычно существует договоренность, что в процессе работы все равны. Все садятся в круг, и вдруг становится видно, как один человек — руководитель — начинает выделяться из него, показывая, что ему принадлежит больше пространства: он выдвигается чуть назад, и вместо круга получается парабола, сфокусированная на нем. Грамотный тренер, разумеется, пресекает такие попытки. Обычно руководитель делает это совершенно бессознательно, он привык сосредотачивать в своих руках власть.

Важность эмоциональной защищенности очень хорошо прослеживается на публичных выступлениях. Часто можно видеть, как люди, которые хотят выступить перед публикой, встают из-за стола президиума или со своего места в зале, но оттуда они говорить не могут — они не готовы показать свою эмоциональную составляющую. Зато когда перед ними стоит трибуна и эмоциональная составляющая равняется одной пятой тела (только на уровне головы), они говорят прекрасно. А когда человек готов доносить до слушателей информацию, открывая и свою эмоциональную составляющую полностью, стоя перед ними в полный рост, — это говорит о его хорошей подготовке.

📌 Реклама

Важный фактор владения пространством согласно психотопографии — это использование внешних опор. Мы постоянно находимся в системном взаимодействии с внешним миром. Поэтому нам нужна некоторая стабильность окружающего мира. Есть, например, такой детский аттракцион: вы идете по прямой неподвижной дороге, а вокруг нее вращается огромная бочка. Вы со стороны видите, что дорога совершенно ровная, не шатается, надежно закреплена. Но когда вы идете внутри вращающегося пространства, возникает эффект, что вас качает: ощущение устойчивости исчезает от взгляда на вращение бочки вокруг вас. Ведь все время, не осознавая этого, вы фиксируете координаты пространства вокруг себя.

Когда стабильность окружающего пространства нарушается, нам становится труднее что-то делать, в том числе ходить и говорить.

Именно в силу такого эффекта «сравнения координат» очень часто получается так, что лектор в аудитории выбирает человека и рассказывает все как бы только ему. Метафора того, что происходит, такая: попробуйте встать так, чтобы ваши ноги стояли на одной линии и пятка правой ноги, например, касалась носка левой. Расставьте руки в стороны и закройте глаза. Насколько трудно вам удерживать равновесие?

📌 Реклама

А теперь проделайте то же самое, но запомнив любой зрительный образ перед собой. Насколько проще теперь?

Люди стабилизируют свое состояние внешними опорами. Этот «единственный» человек — стабилизатор окружающего пространства для лектора, он более или менее постоянно дает ему обратную связь. Лекторы, как правило, не умеют получать обратную связь от всей группы, они просто не научены таким специальным навыкам. Поэтому человек, которому лектор рассказывает и который время от времени, например, кивает или слушает с заинтересованным видом, — это внешняя опора для лектора. Такие внешние опоры тоже могут рассматриваться как предмет психотопографии.

Или, например, вы заходите в кабинет начальника и видите, что сзади него висит портрет президента. Это внешняя опора для начальника, он чувствует, что за спиной есть еще какая-то власть. Как внешнюю опору человек может использовать грамоты, дипломы, кубки и награды, развешенные по стенам кабинета, — этим он как бы напоминает себе и другим о своих успехах.

📌 Реклама

Трибуна тоже может являться внешней опорой. Человек выходит, кладет руки на трибуну, опирается на нее, чувствуя себя более стабильно. При отсутствии трибуны внешней опорой может являться все что угодно, хотя бы и стул, на который опирается человек, произнося речь. При этом если тот же самый человек отойдет в сторону, то вполне возможно, что он не сможет так же хорошо повторить свои слова и будет сбиваться. И все потому, что он в этот момент не готов стабилизировать свое положение каким-то другим образом.

Все описанные вещи можно с успехом применять и в процессе переговоров. Чтобы научиться применять данные психотопографии в ведении переговоров, начните с простого. Когда вы с кем-то разговариваете, посмотрите, как устроено место, куда вас пригласили: если у человека за спиной есть стена, значит, он чувствует себя защищенным. Некоторые сидят в углу, когда им не хватает уверенности, потому что в этом случае они закрыты со всех сторон — не подойти. Если вас сажают так, чтобы за вашей спиной было незащищенное пространство (окно, дверь или посторонний человек), то вы бессознательно можете почувствовать себя менее уверенно. А за столом переговоров вы можете заметить, как некоторые люди начинают завоевывать ваше пространство — передвигают в вашу сторону пепельницу, сахарницу или начинают ограждаться; если разговор для них неприятный —строить «баррикады» из салфеток, стаканов и других мелочей, которые вполне уместны на столе, но могут выполнять еще и роль психологических барьеров. Загораживаясь этими вещами, собеседники хуже видят вас, получают меньше эмоциональной составляющей разговора.

📌 Реклама

Или такой случай: начальник стоит напротив вас, а вы даете ему бумаги со словами: «давайте я вам поясню…» Если он уверяет, что и сам прекрасно во всем разберется, то вам сразу станет понятно, что он хочет сохранить дистанцию и, возможно, настраивается на неприятный разговор. Если же он соглашается, позволяет подойти к себе и встать рядом, то это может быть сигналом к переходу на более неформальное общение.

Стоит упомянуть и о восприятии расположения людей и предметов справа/слева от человека. То, что находится справа, чаще всего воспринимается как рациональная составляющая. Если вы видите в правой руке человека фломастер, ручку, газету, то у вас складывается впечатление, что ему не хватает рациональной стабильности, рациональных внутренних доводов. Человек, которому не хватает внешних эмоций, опирается на левую руку. Если с этих позиций понаблюдать за окружением какого-нибудь лидера, то можно сказать о том, что те, кто находится справа от него, представляют его рациональную составляющую, — это советники, подсказывающие в нужный момент нужную мысль, а те, кто находится слева, — «серые кардиналы», отвечающие за эмоциональную составляющую.

📌 Реклама

Попробуйте оценить обстановку собственного кабинета. Если вы хотите показать, что вы тут главный, то ваше кресло должно быть достаточно большим, стол должен занимать много пространства. А чтобы чувствовать себя уверенно, нельзя сидеть спиной к окну и к открытому пространству вообще, за спиной должна быть стена, угол и т.д. Если вы хотите беседовать с пришедшим человеком доверительно, то его можно посадить за угол стола, чтобы не возникало борьбы за территорию. Если вы хотите беседовать в рамках ситуации начальник—подчиненный, то человека следует посадить напротив себя, через стол, чуть дальше от стола.

Иногда руководители интуитивно поступают правильно: у них есть большой стол, за которым они сидят, разговаривая с подчиненными, и есть какой-нибудь маленький журнальный столик, за который они садятся с тем, с кем хотят вести более мягкую, приватную беседу, — с журналистом, друзьями. Когда люди сидят под углом друг к другу, а не напротив, возникает другой тип коммуникации.

📌 Реклама

Как видите, психотопография — дело увлекательное и полезное. Сделав один-два шага в сторону, можно как по мановению волшебной палочки изменить настроение людей, с которыми вы общаетесь, а чуть внимательнее приглядевшись к окружающей обстановке, вы, возможно, чуть снисходительнее отнесетесь к своему шефу, которому так хочется почувствовать себя царем зверей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх