Куперс

Бухучет и анализ

Название школьного музея в школе

Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств отражается какая — то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества.

«Любовь к Родине начинается с любви к своей семье,
к своему дому, к своей школе и к своему классу.
Она по-настоящему делает святой всю деятельность человека,
приносит ему счастье, избавляет от неудач».
Д.С. Лихачев

Наш музей «История школы» открыт в апреле 2005 года по инициативе Седуновой Веры Михайловны.

Основные материалы фонда музея собраны при подготовке празднования

50-летия школы, так же как и материалы о Великой Отечественной войне, многие учителя, выпускники, школьники принесли интересные экспонаты и материалы. Сейчас музей занимает две комнаты площадью 15м². Музей работает по трем направлениям:

• «История школы»,
• «История родного края»
• «Великая Отечественная война»

Музейные экспозиции постоянно пополнялись новыми материалами и экспонатами. Что представляет из себя школьный музей сегодня? Прежде всего — это база поисково-исследовательской деятельности. В связи с накоплением новых интересных экспонатов, возникла идея расширения экспозиций. Начались поиски экспонатов, представляющих исторический и художественный интерес. К этой работе были привлечены ученики, родители и учителя всей школы. Большую помощь в сборе экспонатов оказали Решня Т.П., Калинина Е.Г., Август Н.М, Молчанова Л.Д., Пидогина Л.В., Прусс В.Н.,Перемитина Л.А., Иванова Н.М.

Основные материалы по истории школы – это фотографии, отражающие школьную жизнь в разные ее периоды. Центральная экспозиция «Этапы школы» посвящена истории развития школы с момента основания и до наших дней. Был собран богатейший материал о школе, начиная с первого дня ее открытия 1952 года — альбомы, книги, письма, созданы фотоальбомы по темам: «Учительские династии», «Мы здесь учили, мы здесь учим», «Золотые и серебряные медалисты школы», «Учителями славится Россия», «Творчество учителей», «История детских организаций» и т.д. Самый ценный экспонат- это документ выпускницы женских Петербургских курсов, датируемый 1915 годом. Он принадлежит учительнице нашей школы Сергеевой Марии Сергеевны.

По окончанию учебного года составляется «Летопись школы», куда творческая группа учителей и учеников вносят все события, фотографии прошедшего года. Выпускные классы школы оставляют на память альбомы фотографий, которые рассказывают о жизни ребят в разное время их обучения. Эти альбомы так же находятся в фонде музея. Есть в музее и вещественные экспонаты: школьная форма, пионерские и комсомольские атрибуты, значки, старинные школьные принадлежности, спортивные кубки.

Материалы о ветеранах Великой Отечественной войны и тружениках тыла собраны учащимися школы в результате многолетней поисковой работы. В ней расположился поисковый материал, рассказывающий о земляках-участниках войны, тружениках тыла, творческие работы учащихся, личные вещи и письма фронтовиков. Материал собирался буквально по крупицам. Это и рассказы – воспоминания ветеранов, фотографии, награды тех лет.

Экспозиция «История нашего края» включает в себя внушительную коллекцию предметов и рукописных материалов, рассказывающие об истории нашего края, сюда входит и обширная выставка » Бабушкин сундук» . Смотря на предметы старины – прялку, утюги, кухонную утварь вышивку и т.д., которые ребята никогда не видели и теперь могут представить «как жили наши предки всего лишь век назад».

Силами ребят из актива музея организуются новые выставки, проводятся экскурсии. Организация экскурсий и музейных мероприятий – это живой контакт, взаимодействие с посетителями, способность передать особый мир исторической памяти, сохранённой в предметах, которые говорят на своём «безмолвном» языке об исторических свершениях, событиях разных эпох.

Музей строит свою работу на основе программы «О школьном музее»

В музее работает актив школы, в который входят ребята из 5-8 классов.

Такие ученицы как Трушина Саша 8 «в»кл., Эннс Алина 8 «в» кл., Иванова Ксения 7 «б»кл., Вятчинина Светлана 7 «б» кл.,Лобова Таня 6 «б»кл., Соснина Наташа 6 «б»кл., составляют ядро актива и ведут большую работу в музее. В прошедшем году ими были разработаны и проведены следующие мероприятия:

• экскурсии «История нашей школы», «Бабушкин сундук», «Животные нашего края», «Знакомство с музеем»

• музейные классные часы «История праздника 23 февраля», «Воины интернационалисты – наши земляки», » Пионеры – герои», «Зимний пейзаж» Надежды Вяловой.

В рамках работы музея учащиеся школы проводят исследовательские работы различной направленности, участвуя в окружных, городских и российских этапах конкурсов и фестивалей ученических исследовательских работ. Жюри конкурсов высоко оценивают работу наших исследователей, награждая их многочисленными дипломами, грамотами и благодарностями.

Так в прошедшем году Трушина Саша и Эннс Алина на школьной научно-практической конференции заняли второе место с работой «Сестра милосердия». С проектом » Солдатские письма» Колокольцова Карина и Сюткина Екатерина стали лауреатами на окружной краеведческой конференции «Сибирью связанные судьбы».

Сделать себя нравственнее, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя. Не забывать добрые дела предков, рассказывать о том, как жили люди раньше, что любили, чем занимались – вот основной принцип деятельности нашего музея.

Деятельность музея истории школы «Дом окнами в мир»

Школа… Наверное, каждый при этом слове подумает о чём-то своём. Для кого-то это настоящее, для кого-то будущее, а для кого-то уже прошлое. Школа — это дом, в котором мы живём в детстве, ДОМ ОКНАМИ В МИР. Школьное время неповторимо. Оно бывает лишь раз в жизни. Но есть место, где время останавливается. Это наш Музей истории школы, школьная машина времени. Благодаря музею современные школьники узнают о первых учителях школы, знакомятся с прекрасными традициями, которые были и есть в ней, узнают о выпускниках, которые прославили школу своими талантами. Музей Северской гимназии открылся 17 октября 2002 года. Открытие нового музея — это осмысление 50-ти летней истории школы; это создание летописи Северской гимназии, нового этапа в развитии школы. Музей создан с целью формирования осознания принадлежности к школьному коллективу, чувства ответственности и гордости за школу, воспитания патриотизма и гражданственности на материалах истории и традициях школы. При этом одна из главных задач музея — пробудить и усилить интерес учащихся не только к истории своей школы, но и к истории города, родного края; увидеть, как переплетаются история школы и города с историей нашего государства. Школьный музей расширяет образовательное пространство для школьников, создаёт условия, обеспечивающие развитие творческих и познавательных способностей обучающихся. Для многих ребят работа в музее становится школой творчества и поиска, общественной активности и гражданственности и привлекает многогранностью способов самовыражения и самореализации.

История создания Музея истории школы

«Дом окнами в мир» — такое необычное и красивое название носит наш школьный музей. Действительно, «школа — это дом, который распахивает свои окна для всех: учеников, педагогов, гостей. В эти распахнутые окна врывается ветер перемен, происходит знакомство с новым, полезным, интересным» (из научной концепции музея). Постоянную экспозицию открывает огромное деревянное стилизованное окно. Посетители музея видят старую парту с открывающейся крышкой, коричневую доску, школьную форму. Гости знакомятся с историей школы, рассматривая предметы, многим из которых более 50-ти лет. Но самое интересное в том, что эти вещи можно взять в руки, рассмотреть, узнать их в действии. Так ребята с интересом стучат в пионерский барабан, рассматривают знамёна. А самым любимым экспонатом стала школьная парта, за которой можно посидеть, сфотографироваться на память. За полвека школа прошла большой путь в своём развитии: школа № 2 (46), средняя школа № 77, затем «Центр образования». В 1999 году школа № 77 переехала в новое здание. В 2000 году школа получила новый статус, и теперь мы — «Северская гимназия». В 2002 году школе исполнилось 50 лет. В преддверии юбилея было принято решение открыть в новом здании школы новый музей. Началась большая поисковая работа. Многие ребята, педагоги, выпускники школы принимали активное участие в сборе материалов. Экспонатами музея стали архивные документы, фотографии, воспоминания, старые учебники, словом, всё то, что рассказывает об истории школы, об истории развития образования в городе и стране. Собранный материал позволил оформить интересную экспозицию, посвящённую истории школы.


Постоянная экспозиция

Постоянная экспозиция оформлена в зале № 1 и содержит следующие разделы: «История школы № 77»; «История детских школьных организаций (октябрята, пионеры, комсомол)»; «Северская гимназия».



Тематика выставки определяет основное направление культурно-массовых мероприятий: история школы, школьного образования в городе, стране. Не менее важным является направление, связанное с историей г. Северска, Томска, родного края. Это направление реализуется через организацию передвижных, временных выставок, по которым проводятся экскурсии, лекции, музейные занятия. Экспозиция вызывает большой интерес у ребят. Ведь здесь есть масса интересных предметов. Это не только уже названные парта, доска и форма. Большой интерес вызывает коллекция фотооборудования 1950-70х годов, с помощью которого школьники тех лет сами печатали фотографии. А портфель 60-х годов становится просто «головоломкой» для современных учеников. На экскурсии детям предлагается открыть портфель. Очень немногие догадываются, как это сделать. И когда они видят, как это просто (большой палец руки сдвигает металлическую задвижку вниз), приходят в восторг. На экскурсии об истории пионерской организации классные руководители неожиданно для себя становятся героями экскурсии. Педагогам предлагается вспомнить, как их принимали в пионеры. Надо видеть удивление ребят, когда их учитель почти без запинки произносит слова пионерской клятвы: «Я, …, вступая в ряды пионерской организации…» Проведение таких интерактивных экскурсий способствует повышению интереса учеников гимназии к работе школьного музея, позволяет более ярко представить события прошлого, вызывает у ребят положительные эмоции и, как следствие, желание ещё раз придти в музей. Витрина «Северская гимназия» знакомит с символикой, традициями гимназии, её успехами, с выдающимися учениками, педагогами. Здесь же оформляются тематические, авторские выставки, рассказывающие об увлечениях гимназистов, педагогов. Знакомство с этим разделом способствует воспитанию у ребят чувства гордости за родную гимназию.

70-летию Великой Победы посвящается

В зале № 2 оформлен раздел «Музей Боевой славы». Его экспонатами являются подлинные исторические документы и предметы времён Великой Отечественной войны. При создании выставки были использованы фонды Музея Боевой и трудовой славы, который существовал в школе № 77 с 1964 года. Более 30 лет музеем руководила Дьячкова Анастасия Васильевна, учитель немецкого языка. С начала 60-х годов ежегодно совершались походы по местам боевой славы. Из походов в своих рюкзаках ребята привозили военные реликвии: осколки снарядов, документы, вещи военных лет. Ученики посетили все города-герои. Многочисленные альбомы рассказывают о встречах с ветеранами, известными людьми. Изучению истории Великой Отечественной войны в настоящее время, к сожалению, отводится мало времени. События войны всё дальше уходят от нас, а для современных школьников это просто далёкая история. Но именно этот раздел стал самым популярным среди учеников гимназии (особенно у мальчиков), он вызывает у детей особые чувства. С большим интересом ребята берут в руки осколки снарядов, гильзы, примеряют солдатские каски. В 2015 году в музее оформлена новая выставка «Культура и искусство в годы войны». Рассказ о событиях Великой Отечественной войны идёт через призму искусства, посредством произведений, созданных композиторами, поэтами, художниками, артистами. Идея выставки. Огромная роль в Победе над фашистской Германией по праву принадлежит не только тем, кто воевал на фронтах, но и тем, кто жил и работал в тылу. Жить в те годы и быть в стороне от войны — невозможно. Лозунг того времени «Всё для фронта, всё для победы!» стал главным руководством для всех и для каждого. Деятели литературы и искусства почувствовали себя мобилизованными и призванными своим творчеством служить народу с первых же дней войны. Искусство укрепляло и закаляло дух народа, вдохновляло его на подвиги, поддерживало в нем уверенность в победе, оно само было сражающимся. Тысячи деятелей культуры встали в строй и защищали независимость Родины. Цель экспозиции: познакомить посетителей школьного музея с огромным вкладом деятелей культуры и искусства в Победу над врагом.

    Экспозиция состоит из нескольких тематических разделов:

  1. Вторжение. Вставай, страна огромная!
  2. Уходил на войну сибиряк. Частушка — душа народа.
  3. В блокадном Ленинграде. Симфония мужества.
  4. В землянке.
  5. Артисты — фронту.
  6. Кукольный театр в годы войны.
  7. Окна ТАСС.
  8. Афиши военного Томска.
  9. Поисковая работа школьного музея.

В ходе работы была организована большая поисковая деятельность: консультации с историками (научные работники музеев Северска, педагоги Северской гимназии,); встречи с людьми, пережившими годы войны (ветераны, «дети войны», вдовы войны); работа с литературой, интернет-ресурсами, материалами архива г.Томска.

    В экспозиции представлены следующие экспонаты:

  • подлинные документы, вещи, предметы быта 1930-1960 г.г.;
  • боевое вооружение, солдатское обмундирование, осколки;
  • копии фотодокументов, плакатов, пояснительные тексты; экспонаты-новоделы.

Всего подлинных экспонатов — 80 ед., из них предметы времён ВОВ — 52 ед. При проведении экскурсий применяются интерактивные методы: театрализация, исполнение песен, частушек, видеофильмы, кукольный спектакль «Петрушка и Гитлер». Участники занятий могут примерить варежку для бойца-стрелка, каску советского солдата, взять в руки осколки снарядов, стать артистом — кукольником. По выставке разработана образовательная программа, которая реализуется в музее в течение всего учебного года.
Воспитательная работа Северской гимназиия в 2014-2015 уч. году была посвящена 70-летию Победы. Ребята посещали военные выставки школьного музея, музеев г.Северска и Томска. Проводились встречи с ветеранами, людьми, чьё детство прошло в годы войны. В каждом классе прошли тематические классные часы. В течение двух лет наши ребята и педагоги принимали участие в написании книг о жителях г.Северска: ветеранах, вдовах, «детях войны». Активисты музея успешно представили свою поисковую, исследовательскую работу на городской и областной конференциях. Под руководством учителя музыки проведён ежегодный конкурс патриотической песни. Учащиеся 5-6 классов участвовали в конкурсе рисунков, посвящённом знаменательной дате. В библиотеке гимназии прошло заседание читательского клуба, посвящённое чтению книг об истории Великой Отечественной войны. Ученики 7 г класса под руководством классного руководителя подготовили и провели литературно-музыкальную композицию для учащихся 5-8 классов. Вот уже шестой год учащиеся и педагоги Северской гимназии ухаживают за территорией памятника погибшим работникам ДОКа. В волонтёрском движении принимают участие ребята 5-11 классов.

Уборка территории памятника. 4 мая 2015 г.
Митинг у памятника. 8 мая 2015 г.


Полныйтекст (pdf — откроется в новом окне)
Выставка «Искусство-фронту»(pdf — откроется в новом окне)

  • Авторы
  • Файлы

Горшкова В.В. 518 KB Каждый учитель в процессе своей профессиональной деятельности использует краеведческие знания, материалы по краеведению. Но более целесообразно, доступно, наглядно это можно сделать в школьном музее.

Термин «школьный музей» появился в конце 19-начале 20 веков. Созданные в то время музеи имели целью повышение качества образования за счет включения в образовательный процесс краеведческих материалов (в настоящее время функции школьных музеев значительно шире).

В современных условиях школьные музеи создаются с теми же целями, что и государственные музеи: комплектование, сохранение, экспонирование и популяризация памятников материальной и духовной культуры, являющихся первоисточниками знаний о развитии природы и человеческого общества. Отличие школьного музея от государственного состоит в том, что объем сохраняемого, экспонируемого материала в школьном музее значительно меньше, хотя и в школьном музее должны быть подлинные предметы (50 и более) и научная организация его функционирования.

Создание и открытие школьного музея — это определенный этап жизнедеятельности образовательного учреждения, которому предшествует долгая исследовательская, собирательская работа. Школьный музей может быть открыт как самостоятельно, так и на базе выставки, мемориального зала, уголка, комнаты при условии наличия подлинных предметов, систематизации их в тематико-экспозиционные разделы, выделении специального помещения и оборудования для хранения и показа собранных материалов, наличия руководителя-педагога, постоянного актива школьного музея из коллектива учащихся, представителей общественности.

Данное направление деятельности регламентируется государственными и региональными документами: Конституцией Российской Федерации, законами «Об образовании» (1991 г.), «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996 г.), приказом комитета по образованию депар-тамента социальной политики администрации Воронежской области №103 от 9.03.1995 г. «О работе музеев образовательных учреждений» и др.

Традиционно музейная сеть включает в себя музеи:

  • естественнонаучные (биологические, антропологические, ботанические, зоологические, географические, охраны природы и др.);
  • исторические:
  • археологические, этнографические, истории школы, интернациональной дружбы;
  • историко-революционные (ленинские, рассказывающие о событиях революционного прошлого страны, края);
  • военно-исторические (боевой, трудовой, пионерской, комсомольской славы, истории колхоза, предприятия);
  • общественно-политические;
  • общеисторические (истории страны, области, города, села);
  • сельскохозяйственные;
  • технические;
  • архитектурные;
  • литературные, художественные, музыкальные, театральные, медицинские, спорта, фотографии;
  • мемориальные;
  • краеведческие;
  • музеи-ансамбли, музеи-заповедники.

Эту же классификацию правомерно отнести и к школьным музеям.

В период массового создания школьных музеев (50-70 годы 20 века) это были, в основном, мемориальные, военно-исторические, историко-революционные, общеисторические музеи. Паспортизация школьных музеев 2000-2005 г.г. в Борисоглебском городском округе Воронежской области показала изменение их профиля и основной тематики. Сегодня и в городских, и в сельских школах преобладают комплексные музеи, так как имеют тематические разделы, посвященные истории школы, судьбам выпус-кников разных лет, выдающимся выпускникам или землякам (например, Героям Советского Союза), истории населенного пункта, быту русского народа 19 — начала 20 веков. Например, в Борисоглебском городском округе Воро-нежской области это: музей «Наследие» школы-гимназии №1, руководитель Черных О.В.; музей «Родной дом» школы-интерната основного образования, руководитель Караваев В.И.; музей «Оберег» МОУ СОШ №10, руководитель Нагибина Н.П.; музей «Вехи» МОУ СОШ №13, руководитель Ерина Н.Б.; музей «Память» МОУ Танцырейская СОШ, руководитель Перегудова Т.Ю.; «Музей родного края» МОУ Третьяковская СОШ, руководитель Мерзликин И.П.; музей «Наше наследие» МОУ Боганская СОШ, руководитель Солодкова М.В.; музей «История села» МОУ Макашевская СОШ, руководитель Старостина С.В. и др. Часть музеев сохранили ярко выраженную военно-историческую проблематику: это школьные музеи «История 217-ой стрелковой дивизии» МОУ СОШ №2 и «Патриот» МОУ СОШ №9.

Этнографическими признаны школьные музеи «Русская изба» МОУ Чигоракская СОШ, руководитель Попова Т.В.; «Быт русской крестьянской семьи конца 19-начала 20 веков» МОУ Тюковская СОШ, а также музей «Истоки» подразделения юных туристов Борисоглебского центра внешкольной работы, руководитель Иванников И.И. «Школьный музей им. Павловского Е.Н.» МОУ СОШ №5, руководитель Слукина И.Ю., остался мемориальным (и это один из первых школьных музеев, орга-низованных в г.Борисоглебске, дата открытия которого 1960 год).

50-70 годы 20 века можно охара-ктеризовать как период массового приобщения учащихся и педагогов к школьному краеведению. Результатом их активной работы стало открытие школьных музеев, которых только в Воро-нежской области в этот период насчитывалось около 1000.

На 1 августа 2002 года по Воронежской области насчитывалось 199 школьных музеев. Несмотря на то, что, на данном этапе интерес к данной проблематике вновь возрос, в Борисоглебском районе Воронежской области зарегистрированными оказалось всего 3 школьных музея.

Паспортизация школьных музеев 2000-2005 г.г. показала, что общее количество школьных музеев в Борисоглебском городском округе Воронежской области составило 14 музеев, из них подтвердивших звание «Школьный музей» — 7. 11 школьных музеев имеют отдельные помещения, и только3 расположены в приспособленных помещениях. Общее количество экспонатов в фондах музеев, имеющих свидетельство о регистрации, — 1588, в том числе подлинных — 868.

Функционирование школьных музеев на современном этапе имеет ряд особенностей.

Фонды школьных музеев комплектуются, экспонируются и используются в соответствии с учебно-воспитательными задачами образовательного учреждения, на базе которого они создаются. Например, у МОУ СОШ №10 всегда были тесные рабочие контакты с Борисоглебским высшим военным авиационным училищем летчиков им. В.П.Чкалова (воспри-емником боевых и трудовых традиций которого стал учебный авиационный центр подготовки летного состава), поэтому неслучайным разделом в экспозиции школьного музея являются материалы, посвященные истории военного училища, прославленному выпускнику — летчику В.П.Чкалову.

Так как школьные музеи работают при образовательно-воспитательных учреждениях, а в сельской местности зачастую на сегодняшний день школа — единственный центр культуры, развития подрастающего поколения, то на школьные музеи возлагаются нетрадиционные для них функции: ознакомления школьников с окружающей действительностью региона, социальной адаптации подрастающего поколения, духовно-нравственного воспитания детей на лучших исторических, героических образцах поведения людей.

Школьные музеи решают проблему организации свободного времени детей: привлечение школьников к поисковой, исследовательской, оформительской работе позволяет целенаправленно планировать, организовывать внеучебное время, формировать стойкое желание выполнить хорошо свою работу, стимулирует ценностный рост, формирует речевую культуру школьников.

Благотворно сказывается на работе школьного музея включение в его деятельность работы детского общественного объединения. Детское общественное объединение выполняет разнообразные функции, но на педагогическую функцию следует обратить особое внимание: это ориентация в системе социальных и нравственных ценностей, формирование культуры будущего гражданина своей страны, компенсация, коррекция личностных качеств. Все это создает условия для освоения опыта самореализации через социальное взаимодействие, удовлетворения потребностей, интересов. Цели детского объединения общественного профиля близки целям функционирования школьного музея. Объединение их возможностей позволяет усилить развивающую, культурную значимость воспитательной работы школы.

Очень важное направление деятельности образовательных учреждений — патриотическое воспитание. И школьные музеи являются непосредственным звеном в нравственном становлении гражданина своей страны, человека культуры.

Современные социокультурные условия поставили школьные музеи перед необходимостью расширения и видоизменения традиционных форм просветительской, образовательно-воспитательной деятельности. Для проведения мероприятий (например, краеведческих викторин, фольклорных праздников, уроков памяти и т.д.) совет школьного музея во главе с руководителем вовлекает широкие массы учеников, педагогов школы, объединяя ученический и педагогический коллективы в единое целое, создавая генеральную, ведущую идею воспитательной работы школы, заинтере-совывая учеников, их родителей, педагогов новой информацией — знаниями истории родного края. Заслуживает внимания, например, опыт МОУ Макашевская СОШ, разработавшей образовательную программу «Наследие» и реализующую ее совместно со школьным музеем; исследовательская и методическая работа музея «Истоки» структурного подразделения станции юных туристов Борисоглебского центра внешкольной работы, включающая школьников в реконструкцию обстановки русской избы, промыслов прошедших эпох; включение деятельности музея «Русская изба» МОУ Чигоракская СОШ в жизнь села; создание при музее «Оберег» МОУ СОШ № 10 инициативной группы, воссоздающей по старинным эскизам народные костюмы Тамбовской и Воронежской губерний (интерес к Тамбовской и Воронежской губерниям понятен: так как г. Борисоглебск в разные периоды своей истории относился к этим губерниям, то в культурных особенностях нашего города нашли отражение традиции и Тамбова, и Воронежа).

К недостаткам функционирования школьных музеев можно отнести:

  • отсутствие научной организации деятельности музея (инвентарные книги ведутся не всегда правильно и полно; выставляются для экспонирования все музейные предметы, даже если они однотипные);
  • неправильное хранение, экспонирование музейных предметов (отсутствие отдельных помещений, решеток на окнах, закрытых витрин);
  • частая смена руководителей школьных музеев.

Таким образом, в настоящее время школьные музеи — это развивающиеся образования, учитывающие изменения социо-культурной среды и отвечающие требованиям просвещения, воспитания, образования, социальной адаптации подрастающих поколений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Библиографическая ссылка

Горшкова В.В. Особенности функционирования школьного музея в пространстве образовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 8. – С. 98-100;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24819 (дата обращения: 26.10.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх