Куперс

Бухучет и анализ

НДФЛ сколько процентов от зарплаты 2018

Украинцам готовят очередные налоговые сюрпризы. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) или как его называют в обиходе, подоходный налог, хотят сделать «плавающим» — чем больше получаешь, тем больше платишь.

То есть, в Украине вводится прогрессивная шкала налогообложения, которая распространена в странах ЕС и от которой в нашей стране отказались в 2004 году ради борьбы с теневыми зарплатами.

Инициатива содержится в законопроекте № 3076, который недавно подали в Раду депутаты от «Слуги народа» (Андрей Холодов, Олег Воронько, Алексей Леонов и другие), что указывает на существенную вероятность принятия этого документа.

Максимальная ставка НДФЛ может вырасти с нынешних 18% до 27%. Отдавать государству по максимальной ставке придется гражданам в доходом больше 200 минимальных зарплат (940 тысяч гривен в месяц). В тоже время украинцам с невысокими и даже средними зарплатами (до 5 минималок, что на сегодняшний день составляет 23,5 тысяч гривен) обещают снижение подоходного налога с нынешних 18% до 15%. А те, кто сидит на минимальной зарплате и вовсе не будут ничего платить.

Также в проекте прописана отмена налога на депозиты включая военный сбор (всего 19,5%).

На первый взгляд, большинству украинцев такие нововведения на руку, так как позволят сэкономит на налогах. Скажем, сейчас те, кто получает минималку, а таких людей немало в бюджетных учрежнениях, скажем, в больницах, платят с и без того скромной зарплаты 940 гривен, то есть на руки получают уже меньше 4 тысяч. Также минимальную зарплату получают многие работники частного сектора, которым доплачивают зарплаты «черным налом».

Но, не исключено, что пересмотр налоговых ставок — это лишь первый шаг. И следом за ним последует всеобщее декларирование, а оно подразумевает, что платить налоги нужно будет не только с официальной зарплаты, а со всех доходов.

«На 2021 год намечена масштабная налоговая реформа. И за «пряником» в виде сниженного подоходного налога может последовать «кнут» — всеобщее декларирование», — считает глава секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский.

Такие предположения далеко не беспочвенны. В одном из недавних интервью, рассуждая о необходимости пересматривать ставки подоходного налога, глава профильного парламентского комитета Данил Гетманцев отметил, что финалом налоговой реформы должно стать введение всеобщего декларирования.

Собственно, проверка общественной реакции на эту идею уже идет. Стоит вспомнить хотя бы недавний разгон информации о том, что со всех карточных счетов будут взимать 19,5%. Что, впрочем, налоговики тут же назвали это фейком. Хотя в банковской среде подтвердили подготовку к ужесточению контроля за денежными переводами граждан.

«Страна» разбиралась как будут менять налоги для украинцев, и сколько в итоге придется платить.

Минималка без налогов и 27% для богатых

Идею о пересмотре налогов для физлиц власти анонсировали уже давно. В одном из интервью в конце прошлого года глава профильного парламентского комитета Данил Гетманцев отметил, что «пока обсуждается ядро налоговой реформы».

Одним из вариантов, по его словам, может стать объединение НДФЛ, ЕСВ и военного сбора в один налог. Сам подоходный налог (НДФЛ), по его словам, могут, наоборот, разделить на три — с пониженной, базовой и повышенной ставкой. Но какими они будут Гетманцев тогда не уточнил, отметив, что цифры просчитывает Минэкономики. Заявил лишь, что минимальная ставка составит 15%.

В законопроекте №3076, который недавно был зарегистрирован в парламенте, минимальная ставка в 15% также фигурирует. Она прописана для граждан, чьи доходы не превышают 5 минимальных зарплат, а это 23,5 тысячи гривен. Учитывая, что средняя зарплата в Украине, по результатам прошлого года, составила чуть больше 12 тысяч гривен, на налоговые послабления (минус 3% к нынешнему НДФЛ) может рассчитывать подавляющее большинство работающего населения страны.

Те, кто получает минимальную зарплату (порядка 4,7 тысяч гривен) вообще не будут платить подоходный налог.

Для тех, чьи доходы составляют от 5 до 15 минималок (23,5-70,5 тысяч гривен) предлагается сохранить действующую ставку подоходного налога, то есть, 18%.

Заработок от 15 до 50 минималок (70,5- 235 тысяч гривен) будет облагаться по ставке 21%. Для дохода в 50-200 минимальных зарплат (до 940 тысяч гривен) налог составит 24%, а свыше этой суммы — 27%.

Как указано в пояснительной записке, минимальная зарплата подразумевает, что доход работающего человека не может быть ниже ее суммы (в этом году — порядка 4,7 тысяч гривен).

«С точки зрения принципа социальной справедливости нецелесообразно облагать налогом минимальную зарплату. К примеру, лицо, получающее 4723 гривен в месяц платит 921 гривну в бюджет в качестве налога», — говорится в пояснительной записке. А с учетом еще и ЕСВ (22%) налоговая нагрузка на минимальную зарплату составляет 1960 гривен или 41,5%. По этой причине многие предприятия не выдерживают даже требований по минимальной зарплате, к примеру, переводят сотрудников на неполную занятость, — отмечают авторы законопроекта.

Поэтому предлагается сделать минималку необлагаемым минимальным доходом физлиц. Причем, эту сумму хотят исключать и из более высоких зарплат — до 70,8 тысяч гривен (то есть, налог при доходе в 20 тысяч нужно будет платить с суммы порядка 15,3 тысячи, 70,8 тысяч — с 66 тысяч и т.д). Но эта льгота будет действовать только для зарплат, премий, доходов, полученных по договорам и доходов самозанятых лиц.

Если человек, скажем, имеет несколько источников дохода, то ему нужно будет самому пересчитать свой необлагаемый минимум (с учетом реального дохода) и в случае необходимости доплатить в бюджет.

Авторы проекта подсчитали, что годовой размер необлагаемого минимума составит для среднестатистического украинца с невысоким и средним уровнем дохода порядка 2107 евро, что находится на нижней границе аналогичного показателя в ЕС. Эти деньги, по расчетам депутатов, направятся в экономику (на потребление). Также, они рассчитывают, что налоговые льготы поспособствуют выведению отечественного рынка труда из тени.

А компенсировать возможные потери бюджета должна повышенная ставка для украинцев с высокими доходами — им придется отдавать государству почти треть заработанного.

«Начнут со скидок, а закончат тотальной слежкой за доходами»

С одной стороны, предложения по изменению подоходного налога эксперты называют разумными.

«Вычитать НДФЛ с минимальной зарплаты, которая по-сути является прожиточным минимумом — это вообще странно. Нужно было уже давно убрать налог с минималки», -говорит глава департамента по вопроса экономического развития и ценообразования Федерации профсоюзов Олег Пендзин.

«Получается, что вначале государство забирает у человека с минимальным доходом часть средств, а потом возвращает их ему в виде субсидий и различных социальных выплат», — добавил Алексей Кущ.

Также по его мнению, государству следовало бы постепенно отказаться от «подушного» налогообложения и перейти к налогообложению домохозяйства. Ведь, скажем, в семье может работать только один человек, а остальные — жить за его счет. В этом случае взимать налог с одной зарплаты, пусть и высокой, по полной ставке не совсем правильно. Впрочем, так далеко авторы проекта пока не зашли, и предлагают ограничиться просто прогрессивной шкалой налогообложения, то есть, чем больше человек получает, тем больше он платит.

Но тут возникает сразу несколько проблем. Во-первых, как будет администрироваться прогрессивная шкала.

«Предположим человек совмещает две работы и на каждой НДФЛ за него платит работодатель по базовой ставке. Но если суммировать его общий доход, то вполне возможно, что налог должен будет взыматься уже по другой ставке. По идее, человек должен сам прийти в налоговую, заполнить декларацию и доплатить разницу. Хотя сильно сомневаюсь, что именно так люди и будут поступать», — говорит Олег Пендзин.

То есть, увеличение бюджетных доходов за счет налогов с обеспеченных украинцев — под вопросом. А вот уменьшение поступлений от НДФЛ со всех остальных — практически не вызывает сомнения.

Ведь, к примеру, если человек официально будет получать только минималку в 4,7 тысяч, то он ничего платить не будет. А если, скажем, его зарплата будет на уровне средней по стране (больше 12 тысяч), то платить налог уже придется. Получая 4,7 тысячи официально, а остальное в конверте, можно сэкономить на налогах приличную сумму.

Точно также могут поступить в частном секторе и с большими зарплатами. Их официальный размер могут уменьшить до 23,5 тысяч гривен (тем более, что это и так считается очень хорошей зарплатой по украинским меркам) и платить всего 15% подоходного налога. А остальное доплачивать в конвертах.

Чтобы введение нового необлагаемого минимума не стало очередной схемой, нужен серьезный фискальный контроль. Иначе — неминуемо возникнет огромная дыра в бюджете.

И тут самое интересное. Похоже, такой контроль власти готовы внедрять. Речь идет о всеобщем декларировании, которым давно пугают граждан.

Так, Данил Гетманцев заявлял, что финалом налоговой реформы должно стать введение всеобщего декларирования. И оно будет обязательным для всех. Правда, по словам Гетманцева, украинцы сами будут в нем заинтересованы.

«Если вы платите налог по обычной, базовой ставке, можете не подавать декларацию. Но если вы ее подадите, вам пересчитают налог по минимальной ставке и государство вернет вам расписку в налоге и, возможно, выплатит кешбек. Мы также хотим использовать практику, которая есть в зарубежных странах. Вычитать из дохода расходы на аренду жилья, лечение, содержание пожилых родителей старше 80 лет, на отдых в Украине. Наша задача – максимально приблизить доход к чистому доходу, то есть, к реальному объекту налогообложения», – заявил Германцев в одном из недавних интервью.

Но пока неясно, как в итоге будет выписана схема декларирования, и как фискалы будут отслеживать платы налогов.

Один из вариантов — контроль доходов через расходы То есть, в поле зрения налоговиков могут попасть любые дорогие покупки, которые не обеспечены вашими официальными доходами. И тогда придется объяснить, где вы на все это взяли деньги и заплатить налог (плюс — немалый штраф).

В этом свете недавние слухи о налоге в 19,5% с карточных счетов, которые налоговая служба, впрочем, тут же опровергла, уже не кажутся такими уж фантастическими. Государство постепенно готовится закручивать гайки, но начнет, судя по всему, не с непопулярных мер, а именно с «бонусов», скажем, тех же налоговых льгот.

Забота о вкладчиках или новая схема?

В законопроекте заявлена также отмена налога на банковские депозиты (сейчас это 18% НДФЛ и 1,5% военного сбора).

«Проект об отмене налога на депозиты уже есть в парламенте. Но, судя по всему, решили сделать более комплексный документ, и собрать все новации по налогам для физлиц в одном законе», — говорит Забловский.

Как указано в пояснительной записке, на момент введения налога на депозиты (в 2015 году) учетная ставка НБУ составляла 30%, а процентные ставки по вкладам — 20-22%.

Но с тех пор учетная ставка сильно упала и сейчас составляет уже только 11%, следовательно, снизились и ставки по депозитам (средняя ставка по гривневым вкладам — 14,8%)

«Это означает, что если в 2015 году физлицу было выгодно размещать деньги на депозите, зарабатывая на этом 16-17,5%, то сейчас процентный доход после налогообложения составляет порядка 12%», — подсчитали авторы проекта. По их мнению, с учетом запланированного дальнейшего снижения учетной ставки НБУ (а значит, и процентов по депозитам), не исключен отток денег из банковской системы. Отмена налога на депозиты может это предотвратить», — считают они.

Кроме того, на сегодняшний день депозиты облагаются налогом, а, скажем, государственные ценные бумаги (те же ОВГЗ) — нет. То есть, одинаковые по своей сути доходы облагаются налогом по- разному.

Впрочем, как считает аналитик института Growford Алексей Кущ, отмену налога на депозиты пролоббировали крупные вкладчики, среди которых немало и самих депутатов.

«Для держателей небольших вкладов налог не является такой уж большой проблемой. А для те, кто держит на счетах миллионы гривен это достаточно серьезная сумма. Кроме того, у чиновников и депутатов появляется еще одна схема легализации доходов для деклараций. До недавнего времени многие светили проценты по ОВГЗ, которые не облагают налогами. Теперь такой же фокус можно будет проделывать с депозитами», — говорит эксперт.

По мнению Алексея Куща, аргумент о возможном оттоке денег из банковской системы из-за налог на депозиты, который приводят авторы проекта, не выдерживает никакой критики.

«Только если ставка по депозитам снизится до 4-5% годовых, то не будет смысла вкладывать деньги. Но до этого пока далеко», — пояснил он,

Впрочем, Олег Пендзин считает отмену налога с депозитов разумным решением.

«На проценты по сбережениям живут многие пенсионеры, которым удалось что-то накопить, продать имущество и пр. Почему они должны платить налоги с этих средств», — недоумевает он.

Зарплата — основной вид дохода у большей части граждан. Для пополнения федерального бюджета заработок облагается НДФЛ. Платит его работник, а удерживает работодатель — налоговый агент. Hасскажем о расчете и перечислении налога, льготах и вычете по налогу на доходы.

Что облагается НДФЛ

Доход физлица — это не только зарплата. Это и призы в конкурсах, полученные дивиденды, премии и поощрения на работе и не обязательно в виде денег. Подарки в натуральной форме также облагаются НДФЛ.

Считают подоходный налог так:

НДФЛ = (Налогооблагаемые доходы — Вычеты) * 13 % (или 9 %,15 %,30 % и 35 %)

Налогооблагаемые доходы — это все виды заработка, не перечисленные в статье 217 НК РФ. Вот перечень доходов, с которых не берется подоходный налог:

  • госпособия по безработице, родам;
  • пенсии;
  • выплаты на детей;
  • возмещения вреда здоровью и т.д.

Ставка подоходного налога

В первую очередь на ставку влияет статус резидентства. Резидент — лицо, более 183 дней находившиеся в России и не выезжающее из нее в течение этого срока. В ином случае плательщик будет признан нерезидентом.

Из зарплаты резидентов вычитают 13 % дохода. Однако есть и более специфичные ставки. Например, 35 % — при выигрыше сверх 4 000 рублей, на проценты по депозитам и купоны по облигациям и так далее. НДФЛ 30 % облагаются доходы некоторых ценных бумаг. Самая низкая ставка 9 % доступна для облигаций с ипотечным покрытием, которые были выпущены до 01.01.2007 года, и для доходов учредителей доверительного управления ипотечным покрытием.

У нерезидентов с доходов снимают 30 %, но есть исключения. Например, ставка 15 % актуальна для нерезидентов, которые получают дивиденды от отечественных компаний. Иностранцы могут претендовать на 13 % НДФЛ при следующих условиях:

  • они высококвалифицированные специалисты;
  • они члены экипажей морских судов под флагом РФ;
  • они беженцы;
  • они участники госпрограммы по переселению соотечественников;
  • они работают по найму по патенту.

Налоговые вычеты по НДФЛ

Необязательно платить налог в полном размере. Законодатель разрешает пользоваться правом на получение вычетов для снижения налоговой базы. Снизить налог к уплате можно в разных жизненных ситуациях: покупка жилья, оплата лечения или обучения и так далее. Вот самые частые варианты:

  • стандартные вычеты, например, вычеты на детей — 1 400 рублей на 1 и 2 ребенка, 3 000 рублей на последующих или вычет для Героев СССР и РФ, участников ВОВ, блокадникам, инвалидам и так далее — 500 руб.;
  • за покупку жилья или оплату ипотечных процентов можно получить имущественный вычет;
  • за обучения себя, братьев, сестер, детей или лечение можно претендовать на социальный вычет;
  • профессиональные вычеты актуальны для ИП, нотариусов, адвокатов и т.д.

Например, сотрудник получает 60 000 рублей в месяц. Без допусловий НДФЛ с зарплаты составит 7 800 рублей. А если у работника есть 4 детей, то подоходный налог за месяц составит:

(60 000 — 1 400*2 — 3000*2) * 13 % = 6 656 рублей.

«Уйти в минус» в рамках года нельзя. К вычету принимают только ту сумму НДФЛ, которая была заплачена. К тому же многие вычеты ограничены по размеру. Например, в 2018 году Сидоров Иван оплатил обучение в университете за 150 000 рублей. К вычету он примет всего 120 000 рублей. Это максимум по расходам на обучение.

Вычетом можно воспользоваться двумя способами. Первый — уменьшить текущий НДФЛ к уплате. Второй — обратившись с заявлением в ФНС, забрать подоходный налог, уплаченный за прошлый год. Тогда налоговая после проведения камеральной проверки единовременно вернет на счет причитающуюся сумму.

Удержание подоходного налога

Статья 226 НК РФ обязывает работодателя вычитать подоходный налог с зарплаты сотрудников. Расчет происходит ежемесячно нарастающим итогом. На практике расчет НДФЛ делается в день выдачи зарплаты — в последний день месяца. В первую очередь вычитают налог, а затем другие платежи: алименты, погашение кредитов и т.д.

В рамках месяца сумма вычета может превышать базу по НДФЛ. Тогда подоходный налог равен или меньше нуля. Излишки налога переходят на следующий месяц, но только в рамках года. По итогам года излишне удержанный НДФЛ на следующий год не переносится. Исключение — имущественные вычеты.

Сроки перечисления НДФЛ

Сроки варьируются в зависимости от способа выплаты зарплаты:

  • наличными — день перечисления налога равен дню получения денег в банке;
  • безналичный расчет — следующий рабочий день после перевода зарплаты сотруднику;
  • иные источники, в том числе выдача дохода в натуральном виде — следующий рабочий день

Важно различать понятия: перечислить и удержать НДФЛ. Перечисление обычно делают на следующий день после выдачи зарплаты, а удерживают в тот же день.

НДФЛ перечисляют в ФНС, где компания стоит на учете. Филиалы переводят налог в ту налоговую, где зарегистрированы.

НДФЛ с аванса

Трудовой кодекс в статье 136 ТК РФ устанавливает выдачу зарплаты не реже 1 раза в полмесяца. Первая часть известна как аванс — зарплата за половину отработанного месяца. Вторая часть — остаток зарплаты за вторую половину. Промежуток между выдачами не может быть больше 15 дней.

Доходы сотрудников облагаются НДФЛ. На первый взгляд кажется, что подоходный налог нужно удерживать два раза в месяц. Первый с аванса, второй с остатка зарплаты. Но это не так. Есть два обоснования.

Во-первых, Письмо ФНС №БС-4-11/10126@ от 26.05.14. В нем прямо сказано: подоходный налог удерживают с полной зарплаты при окончательном расчете один раз в месяц. То есть, с аванса НДФЛ не платят.

Во-вторых, Письмо Минфина №03-04-06/33737 от 10.07.2014. Министерство разделяет позицию налоговой. Вычитать НДФЛ можно только с полной зарплаты. Аванс подоходным налогом не облагается.

Например, зарплата работника 50 000 рублей. Аванс — половина зарплаты. В итоге авансом на руки ему выдадут 25 000 рублей. Со второй части удержат 6 500 рублей налога и на руки отдадут 18 500 рублей.

Но есть исключения из этого правила:

  • аванс был выдан последним числом месяца — подоходный налог удерживается и перечисляется на следующий день;
  • у сотрудника долг по НДФЛ — с аванса нужно удержать сумму в пользу погашения долга, при этом на сам аванс НДФЛ не начисляется;
  • сотруднику выдали натуральный доход или он получил матвыгоду — эти доходы облагаются НДФЛ, который нужно удержать со следующей денежной выплаты, даже если это будет аванс, а на сам аванс НДФЛ не начисляется.

Штрафы за нарушения по НДФЛ

Подоходный налог — весомая статья доходов госбюджета. Поэтому за просрочку предусмотрены штрафы. За безосновательное неудержание налога — штраф 20 % от НДФЛ. За крупное уклонение штрафы серьезнее:

  • 100 000 — 300 000 рублей;
  • зарплата за 1-2 года;
  • лишение права занимать конкретные должности на 3 года;
  • арест на 6 месяцев;
  • лишение свободы на 2 года.

В последнее время количество запросов от налоговых органов неуклонно растет. Запрашивают всевозможные данные – пояснение причин убытка, величины налоговой нагрузки, наличие системы оценки добросовестности контрагентов и многое другое. Наряду с этим довольно часто претензии налоговиков касаются величины зарплаты, которая «ниже средней по отрасли».

Очень часто это замечание озадачивает бухгалтеров. И неудивительно. Во-первых, нередко очень трудно понять, о какой среднеотраслевой заработной плате идет речь. Ведь, наверное, только новичок будет считать, что такой показатель один. Среднеотраслевая заработная плата может быть по конкретному городу (району), а может быть областной.

Во-вторых, не так легко подверить и уровень заработной платы по данному показателю. Ведь требование-то с указанием нужной величины в любом случае уже приходит по факту, то есть тогда, когда подправить прошедшие периоды практически нереально. В тоже время нередки случаи некорректного составления запроса, в котором размер среднеотраслевой оплаты труда вообще просто не указывается, да еще и исполнитель неизвестен.

И что делать в такой ситуации? Конечно, самое главное и самое первое – это не паниковать, а спокойно в ней разобраться.

Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» определяет систему планирования выездных налоговых проверок, а заодно устанавливает оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Так, в пункте 5 данного приказа определено, что одним из критериев оценки рисков для налогоплательщиков является выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

Сразу становится понятней, какое среднеотраслевое значение нужно считать. Субъектом РФ будет являться в этом случае не конкретный город, в котором зарегистрирован налогоплательщик, а субъект РФ. Перечень субъектов приведен в статье 65 Конституции РФ.

Например, организация, зарегистрированная в г. Смоленске и относящаяся к ИФНС России по г. Смоленску, будет брать среднеотраслевой показатель по Смоленской области.

Читайте также «Ответственность собственников за невыплату зарплаты ужесточат»

Не успели

А вот оперативно получать эти значения будет проблематично, несмотря на то, что рассматриваемые данные открытые, – статистика подводит официальные итоги, которые и поступают в свободный доступ, с определенной объективной задержкой.

Например, на текущий момент времени (август 2018 года) на сайте статистики (https://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/) доступны данные по май 2018 года. И то без разбивки по регионам страны. Поэтому подправить возникшее расхождение можно будет только в перспективе.

Хотя, подчеркнем, это совсем необязательно. Ведь, по факту, получается, что размер среднеотраслевой оплаты труда влияет лишь на то, будет ли налогоплательщик включен в списки для налоговой проверки. А штрафов или вообще обязанности поддерживать зарплату, равную среднеотраслевой или превышающую ее, закон не устанавливает. Ведь административная ответственность установлена только за выплату зарплаты ниже МРОТ.

В письме УФНС России по Московской области от 23.07.2007 № 18-19/0372 так и говорится, что доначисления «зарплатных» налогов не зависят напрямую от уровня среднестатистической заработной платы. Налог будет доначислен только в случае установления фактов выплаты налогоплательщиком «теневой» заработной платы или выявления каких-либо ошибок, повлекших за собой неполную уплату налогов.

Об этом же говорят и судьи (Постановление ФАС Московского округа от 30.07.2007 № КА-А41/7118-07 по делу № А41-К2-3115/ 07). Определением ВАС РФ от 05.12.2007 № 15995/07 отказано в передаче данного постановления в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

Читайте также «Кого в 2018 году вызовут на зарплатную комиссию»

Объективные причины

Но, конечно, попадать «на карандаш» налоговой тоже не хочется. Особенно если есть объективные причины в отношении выплаты заработной платы ниже отраслевой.

Надо спокойно разобраться в ситуации и изложить объективные доводы в ответе в налоговый орган.

К примеру, если начисления были меньше среднеотраслевого значения в связи с тем, что работники находились на больничных, в отпусках без сохранения заработной платы, работали согласно условиям трудовых контрактов неполное рабочее время и т. п., то эти пояснения и надо изложить в ответе.

ПРИМЕР 1. «ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ» ЗАПИСКА

Выдержка из ответа в налоговый орган:

Уровень оплаты на нашем предприятии, сопоставляемый со среднеотраслевой оплатой труда, определен налоговым органом некорректно, только по формальным цифровым значениям.

Однако надо учесть тот факт, что на предприятии имеются лица, работающие исходя из специфики работы предприятия неполный рабочий день.

Например, Миронов Д. В., выполняющий обязанности главного бухгалтера при окладе 18 000 руб. согласно трудовому договору должен отработать не более четырех рабочих часов в день. В его обязанности входят сводный контроль первичных документов, выявление ошибок, формирование налоговой отчетности по итогам работы за квартал.

А в соответствии с п. 79.3 Приказа Росстата от 22.11.2017 № 772 «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации»» лица, работавшие неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором, штатным расписанием или переведенные с письменного согласия работника на работу на неполное рабочее время при определении среднесписочной численности работников учитываются пропорционально отработанному времени.

Таким образом, при пересчете сумм оплат труда на полный рабочий день согласно методике Росстата РФ получаем, что величина оплаты труда на предприятии не только не ниже среднеотраслевой величины, а значительно превышает ее.

Исходя из вышеизложенного отрицательных отклонений заработной платы от среднеотраслевого уровня оплаты труда не наблюдается.

Если все же будет установлена правота налогового органа в отношении соответствия фактического уровня заработной платы среднеотраслевому, надо понять, какова величина расхождения, насколько статистический показатель соответствует объективной экономической реальности в вашей местности.

Ведь не всегда «средняя температура по больнице» будет отображать состояние конкретного больного. Все эти доводы надо также аргументированно изложить в ответе.

ПРИМЕР 2. ПРИЧИНЫ РАСХОЖДЕНИЙ

Выдержка из ответа в налоговый орган (цифровые значения условные):

Заработная плата на нашем предприятии составляет 21 200 руб., что действительно ниже среднеотраслевой заработной платы в нашем регионе, которая составляет 27 380 руб. Однако повысить заработную плату мы не имеем финансовой возможности по определенным экономическим причинам. Сильная конкуренция, невысокие цены на наши услуги не позволяют пойти на такой шаг. Наша чистая прибыль за последний отчетный период составила 182 тыс. руб. Мы планируем провести ремонт нашего офисного здания, плановая стоимость которого составит 130 тыс. руб.

При этом в нашей организации трудится 15 человек. Повышение оплаты труда на 6180 руб. (27 380 руб. – 21 200 руб.) приведет к росту расходов на 92 700 руб., что в совокупности с запланированными расходами на ремонт отрицательно скажется на финансовом состоянии организации и выразится в получении убытка в размере 40,7 тыс. руб. (182 тыс. руб. – 130 тыс. руб. – 92,7 тыс. руб.).

Таким образом, на текущий момент наша организация не имеет финансовой возможности для увеличения заработной платы.

Естественно, аргументы могут быть различными. Здесь может быть и сопоставление реальной зарплаты с МРОТ, и наличие убытков, и готовящиеся крупные инвестпроекты, влияющие на платежеспособность компании. Главное, чтобы они были обоснованы.

И, конечно, еще один вариант действий – это повышение оплаты до рекомендованной величины.

ПРИМЕР 3. НЕ ВИНОВАТЫ, НО ИСПРАВИМСЯ

Выдержка из ответа в налоговый орган:

Ваш запрос относительно того, что уровень заработной платы в нашей организации ниже среднеотраслевого значения, был тщательно рассмотрен. После анализа финансового состояния нашей компании было принято решение с 1 числа будущего месяца произвести повышение заработной платы до рекомендованных размеров.

Бухгалтер и руководство предприятия должны тщательно оценить все возможные варианты действий, плюсы, минусы и последствия и после этого по любому варианту обязательно составить письменный ответ.

Сергей Данилов, корреспондент «ПБ»

электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ

Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
7 выпусков издания доступно подписчикам бератора бесплатно.

Получить издание

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Ю. Загретдинова, САР,

профессиональный бухгалтер РК,

сертифицированный бухгалтер-практик

См. Налогообложение доходов иностранных работников в 2018 году

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ В 2019 ГОДУ

Индивидуальный подоходный налог

Социальный налог

Социальные отчисления

Обязательные пенсионные взносы

Обязательное социальное медицинское страхование

Разница в налогообложении заработной платы иностранных работников в 2018 и 2019 годах

Порядок возврата и корректировки ошибочно перечисленных ОПВ и социальных отчислений за нерезидента

В соответствии со статьей 217 Налогового кодекса резидентом Республики Казахстан в целях Налогового кодекса признается физическое лицо:

— постоянно пребывающее в Республики Казахстан;

— непостоянно пребывающее в Республике Казахстан, но центр жизненных интересов которого находится в Республике Казахстан.

Физическое лицо признается постоянно пребывающим в Республике Казахстан для текущего налогового периода, если оно находится в Республике Казахстан не менее ста восьмидесяти трех календарных дней (включая дни приезда и отъезда) в любом последовательном двенадцатимесячном периоде, оканчивающемся в текущем налоговом периоде.

Центр жизненных интересов физического лица признается находящимся в Республике Казахстан при одновременном выполнении следующих условий:

1) физическое лицо имеет гражданство Республики Казахстан или разрешение на проживание в Республике Казахстан (вид на жительство);

2) супруг (а) и (или) близкие родственники физического лица проживают в Республике Казахстан;

3) наличие в Республике Казахстан недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности или на иных основаниях физическому лицу и (или) супругу(е) и (или) его близким родственникам, доступного в любое время для его проживания и (или) для проживания супруга(и) и (или) его близких родственников.

Согласно статье 4 Закона РК от 19 июня 1995 года № 2337 «О правовом положении иностранцев», постоянно проживающими в Республике Казахстан признаются иностранцы, получившие на то разрешение и документ на право постоянного проживания в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. Следовательно, если работник-иностранец имеет вид на жительство, данный работник в целях налогообложения будет рассматриваться как резидент.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх