Куперс

Бухучет и анализ

НДПИ какой налог

Организация занимается добычей песка. Данный вид деятельности является сезонным. Организация определяет налоговую базу по НДПИ исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
1. Как учитывать в бухгалтерском и налоговом учете расходы, связанные с добычей полезных ископаемых, в тех периодах, когда добыча отсутствует (под расходами на добычу полезных ископаемых понимаются расходы на охрану месторождения в период, когда добыча песка на нем не производится)? Использовать счет 97, а в месяце, когда будет произведена добыча, учитывать в расходах, при этом вся эта сумма расходов будет входить в налоговую базу по расчету НДПИ?
2. В зимний период, когда добыча отсутствует, помимо общехозяйственных расходов у организации будут расходы по охране месторождения. Как учитывать данные расходы? Также через 97 счет до момента начала добычи?

7 сентября 2018

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Затраты на охрану месторождения в период, когда на нем не ведутся работы по добыче полезных ископаемых, могут учитываться на 97 счете как расходы будущих периодов.
Указанные затраты учитываются при определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых и, как следствие, при определении налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых.

Обоснование позиции:

1. Бухгалтерский учет

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций) установлены ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99).
В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
При этом п. 19 ПБУ 10/99 предусмотрено, что расходы признаются в отчете о финансовых результатах:
— с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов);
— путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем;
— по расходам, признанным в отчетном периоде, когда по ним становится определенным неполучение экономических выгод (доходов) или поступление активов;
— независимо от того, как они принимаются для целей расчета налогооблагаемой базы;
— когда возникают обязательства, не обусловленные признанием соответствующих активов.
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению (далее — Инструкция), утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предусмотрено, что для обобщения информации о затратах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, предназначен счет 97 «Расходы будущих периодов». Причем приведенный в Инструкции перечень затрат, которые относятся к расходам будущих периодов (затраты, связанные с горно-подготовительными работами; подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером и т.д.), не является исчерпывающим. Расходами будущих периодов могут быть признаны и другие затраты, если они относятся к будущим отчетным периодам.
Согласно Инструкции учтенные на счете 97 затраты списываются в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.
Отметим, что до 01.01.2011 п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (далее — Положение N 34н), утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, было предусмотрено, что затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся.
С 01.01.2011 п. 65 Положения N 34н изложен в новой редакции, согласно которой затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.
На наш взгляд, изменения, внесенные в п. 65 Положения N 34н приказом Минфина России от 24.12.2010 N 186н, не исключают возможность применения счета 97 в целях бухгалтерского учета затрат, произведенных организацией в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам.
Так, в письме Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01 указано, что на счете 97 могут быть отражены существенно различающиеся по характеру затраты, произведенные аудируемым лицом в данном отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам. В письме Минфина России от 12.01.2012 N 07-02-06/5 (текст письма доступен в сети Интернет) разъяснено, что в случае, если какие-либо затраты, произведенные в текущем отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, соответствуют условиям признания определенного актива, установленным нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету (ПБУ 6/01 «Учет основных средств», ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» и др.), то они отражаются в бухгалтерском балансе в составе этого актива и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости этого актива. В ином случае такие затраты отражаются в бухгалтерском балансе как расходы будущих периодов и подлежат списанию путем их обоснованного распределения между отчетными периодами в порядке, установленном организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся.
Можно также отметить, что в соответствии с п. 37 Основных положений по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях (утверждены ЦСУ СССР, Госпланом СССР, Госкомцен СССР и Минфином СССР 20.07.1970 N АБ-21-Д), которые не признаны утратившими силу, в период сезонных перерывов в работе все затраты на обслуживание производства и управление представляют собой расходы будущих периодов.
В рассматриваемом случае организация несет затраты на охрану месторождений с тем, чтобы обеспечить их сохранность и возможность осуществления на этих месторождениях в период выполнения сезонных работ деятельности по добыче полезных ископаемых. Поскольку такие затраты необходимы для осуществления производственной деятельности организации в будущих отчетных периодах, они, по нашему мнению, могут быть квалифицированы как затраты, относящиеся к следующим отчетным периодам. Поэтому мы полагаем, что затраты на охрану месторождений возможно включать в состав расходов будущих периодов и учитывать на счете 97. Полагаем, что эти затраты могут признаваться в составе расходов по обычным видам деятельности с момента начала добычи песка на месторождении. В связи с этим в бухгалтерском учете организации могут быть сделаны следующие записи:
Дебет 97 Кредит 60 (70)
— затраты на охрану месторождений включены в состав расходов будущих периодов;
Дебет 20 (23 и т.д.) Кредит 97
— списана в расходы по обычным видам деятельности часть затрат на охрану месторождений (с начала выполнения работ по добыче песка).
Применяемый порядок учета необходимо закрепить в учетной политике организации.

2. Налог на добычу полезных ископаемых

В силу пп. 1 п. 2 ст. 338 НК РФ налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по общему правилу определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, рассчитанная в соответствии со ст. 340 НК РФ.
В случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого налогоплательщик применяет способ оценки стоимости добытых полезных ископаемых исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых (пп. 3 п. 1, абзац первый п. 4 ст. 340 НК РФ). При этом расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. В этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций (абзац второй п. 4 ст. 340 НК РФ).
В абзаце третьем п. 4 ст. 340 НК РФ перечислены виды расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде, которые учитываются при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого. К ним, в частности, относятся расходы на оплату труда, определяемые в соответствии со ст. 255 НК РФ, за исключением расходов на оплату труда работников, не занятых при добыче полезных ископаемых, а также прочие расходы, определяемые в соответствии со ст.ст. 263, 264 и 269 НК РФ, за исключением прочих расходов, не связанных с добычей полезных ископаемых (пп.пп. 2, 7 п. 4 ст. 340 НК РФ).
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ к расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на услуги по охране имущества.
Таким образом, расходы на охрану имущества организации, осуществляемую как с привлечением сторонних организаций, так и силами работников самой организации, относятся к расходам, которые учитываются при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого, при условии, что такие расходы связаны с добычей полезных ископаемых.
Поскольку в рассматриваемом случае охрана месторождения направлена на обеспечение его сохранности в период, когда в связи с сезонным характером деятельности работы на месторождении не выполняются, и, как следствие, необходима для нормального производства работ по добыче полезных ископаемых в период, когда работы возобновятся, полагаем, что расходы на охрану учитываются при определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых в целях определения налоговой базы по НДПИ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

Однако еще предстоит обсуждение с бизнесом

Фото: Евгений Епанчинцев/ТАСС

Москва. 16 сентября. INTERFAX.RU — Правительство РФ на заседании в среду одобрило повышение НДПИ для целого ряда горнодобывающих компаний. Однако у них еще есть шанс повлиять на содержание напугавшего бизнес законопроекта до внесения в Госдуму: в четверг состоится совещание с участием министра финансов.

«Мы завтра встречаемся с компаниями и будем обсуждать наше предложение», — сообщил Силуанов журналистам.

Источник «Интерфакса», знакомый с подготовкой к совещанию, говорит, что в нем также ожидается участие главы Минпромторга Дениса Мантурова. Отраслевое ведомство поддерживает компании в борьбе с инициативой Минфина по увеличению НДПИ.

«Правительство одобрило этот законопроект, он будет внесен в Госдуму. Мы завтра встречаемся с компаниями. Вы все их знаете, начиная от «Норникеля», компаний в области минеральных удобрений, компании по многокомпонентным рудам. Не хочу их называть, вы все их знаете», — сказал Силуанов.

По его словам, повышение НДПИ для этих компаний должно принести бюджету порядка 56 млрд рублей в год. В финансово-экономическом обосновании к законопроекту («О внесении изменений в главы 25(4) и 26 части второй Налогового кодекса РФ») говорится, что «реализация положений, предусматривающих повышение эффективности взимания налога на добычу полезных ископаемых, приведет к дополнительным поступлениям в федеральный бюджет порядка 90 млрд рублей в год». Это – общая сумма планируемых поступлений от всех предложенных корректировок НДПИ, не только для твердых полезных ископаемых, пояснил «Интерфаксу» источник, знакомый с обсуждением проекта.

Как сообщалось, поправки обсуждались во вторник на заседании правкомиссии по законопроектной деятельности и были одобрены с оговоркой, что до рассмотрения в правительстве их нужно согласовать с Минэкономразвития, Минпромторгом и Минэнерго, а также получить позицию государственно-правового управления президента.

Предлагаемые изменения вводят увеличивающий «рентный коэффициент» 3,5 к ставке НДПИ для большинства видов твердых полезных ископаемых, в том числе калийных солей (действующая ставка — 3,8%), апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд (4%), руд черных и редких металлов (сейчас — 4,8%), нефелинов, бокситов, соли природной и чистого хлористого натрия (5,5%), кондиционных руд цветных металлов (8%), а также многокомпонентной комплексной руды, содержащей медь, никель и платину и добываемой на территории Красноярского края (действующая ставка — 730 руб./т). Повысить НДПИ предлагается с 1 января 2021 года, следует из текста поправок.

Предложения Минфина не затрагивают добычу алмазов, золота, угля, а также ряда других полезных ископаемых.

Поправки сделают налогообложение более справедливым, считает Минфин.

Отвечая на вопрос, закладывает ли Минфин в проект бюджета на 2021 год потенциальные поступления штрафа в связи с инцидентом на ТЭЦ «Норникеля», Силуанов сказал: «Нет, эта позиция в бюджет не заложена, в бюджет заложена норма, в соответствии с которой, если такие поступления будут, то мы эти ресурсы сможем использовать на увеличение расходов. Такая норма заложена в поправках в Бюджетный кодекс».

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — прямой, федеральный налог, взимаемый с недропользователей.
С 1 января 2002 г. НДПИ определяет глава 26 НК РФ.
Плательщиками НДПИ признаются пользователи недр — организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели.
В РФ практически все полезные ископаемые (за исключением общераспространенных: мел, песок, отдельные виды глины) являются государственной собственностью, и для добычи этих полезных ископаемых необходимо получить специальное разрешение и встать на учет в качестве плательщика НДПИ (см. статью 335 НКРФ).
Налогоплательщики уплачивают НДПИ по месту нахождения участков недр, предоставленных им в пользование.
Если добыча полезных ископаемых проводится в зоне континентального шельфа РФ или за пределами РФ (если территория находится под юрисдикцией России или арендуется ею), то пользователь становится на учет по месту нахождения организации или по месту жительства физлица.
Налоговой базой является стоимость добытых полезных ископаемых (для всех полезных ископаемых, кроме нефти и природного газа).
Для нефти и природного газа налоговой базой является количество добытого полезного ископаемого.
К 2015 г ставка НДПИ для Газпрома вырасла в 2 раза -до 1062 руб/1000 м3, для всех остальных газовых компаний (в тч НОВАТЭКа) — более чем в 4 раза — до 1049 руб/1000 м3.

Колесник М.А., советник налоговой службы РФ III ранга, Управление ресурсных и имущественных налогов ФНС России.
Налог на добычу полезных ископаемых ≈ это федеральный налог, который действует на территории России с 1 января 2002 года . Но несмотря на почти трехлетний «возраст» этого налога, ему в нашем журнале было посвящено немного публикаций. В этой статье рассмотрены основные принципы исчисления НДПИ, его плательщики и ставки с учетом накопленного опыта в администрировании этого налога.
Плательщики НДПИ
Плательщиками НДПИ признаются пользователи недр ≈ организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели. Об этом сказано в статье 334 НК РФ. Как следует из статьи 9 Закона РФ от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах» (далее ≈ Закон о недрах), статус пользователя недр лицо приобретает с момента государственной регистрации лицензии на право пользования участком недр или вступления в силу соглашения о разделе продукции .
Отсутствие лицензии на право пользования недрами означает, что нет и обязанности по уплате налога, поскольку в данном случае в соответствии с пунктом 1 статьи 17 НК РФ не определен налогоплательщик. Однако в такой ситуации (отсутствие обязанности по уплате НДПИ) лицо, пользующееся недрами без соответствующей лицензии, должно возместить государству убытки. Это установлено статьей 51 Закона о недрах и распоряжением Правительства РФ от 22.08.98 № 1214-Р «О возмещении убытков, причиненных в результате самовольного пользования недрами».
Нередко на практике складываются ситуации, когда полезные ископаемые добываются в рамках осуществления совместной деятельности или для фактического выполнения работ по добыче привлекаются подрядчики. Плательщиком НДПИ в таком случае является лицо, которому выдана лицензия на право пользования недрами. Именно оно должно вести учет количества добытого полезного ископаемого, исчислять и уплачивать налог, а также представлять налоговую декларацию.
Постановка на учет в качестве плательщика НДПИ
Налогоплательщики уплачивают НДПИ по месту нахождения участков недр, предоставленных им в пользование. Для этого организации и предприниматели должны быть зарегистрированы в качестве плательщиков налога. На это указывает пункт 1 статьи 335 НК РФ.
Если полезные ископаемые добываются на территории России, постановка на учет в качестве плательщика НДПИ осуществляется по месту нахождения участка недр, предоставленного в пользование. Что следует понимать под местом нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование? Для целей 26-й главы Налогового кодекса это — территория субъекта (субъектов) РФ, на которой (которых) расположен участок недр.
Если же добыча полезных ископаемых производится на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне России, а также за пределами России, но на территории, находящейся под ее юрисдикцией или арендуемой у иностранных государств, постановка на учет в качестве плательщика НДПИ происходит по месту нахождения организации (месту жительства физического лица).
Особенности постановки на учет в качестве плательщика НДПИ определены приказом МНС России от 31.12.2003 № БГ-3-09/731 «Об утверждении особенностей постановки на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых» .
Как следует из этого документа, постановка на учет (снятие с учета) происходит в уведомительном порядке. Лицензирующие органы передают в налоговые органы соответствующие сведения о предоставлении прав на пользование природными ресурсами. Те в свою очередь направляют налогоплательщику уведомление о постановке на учет в налоговом органе. На все эти операции государственным органам отведено 30 дней с момента выдачи лицензии (разрешения) на пользование участком недр.
Обратите внимание: если налогоплательщик ведет добычу полезных ископаемых на нескольких участках, расположенных в разных муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, постановка на учет производится только в одном налоговом органе.
Тот факт, что плательщики НДПИ подлежат постановке на учет по месту нахождения участка недр, определяет особенности уплаты этого налога и порядок заполнения платежных документов. Что же касается взаимодействия налогоплательщика с налоговыми органами ≈ представления налоговой декларации, подачи заявлений о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога или излишне взысканного налога, ≈ то оно осуществляется через инспекцию по месту нахождения (жительства) налогоплательщика или межрайонную (межрегиональную) инспекцию (в случае постановки на учет в такой инспекции).
Налоговая декларация, налоговый период и сроки уплаты налога
Согласно статье 341 Налогового кодекса налоговый период по НДПИ — один календарный месяц. Налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 344 НК РФ). Как уже упоминалось, уплата налога осуществляется на территории того субъекта (субъектов) РФ, в котором налогоплательщик зарегистрирован в качестве плательщика НДПИ (п. 2 ст. 343 НК РФ).
Налоговая декларация представляется не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Она заполняется в единственном экземпляре в целом по всей добыче, произведенной налогоплательщиком, и подается в тот налоговый орган, в котором налогоплательщик зарегистрирован по месту своего нахождения (жительства), а не в тот, где он зарегистрирован в качестве плательщика НДПИ. Обязанность по представлению декларации возникает у налогоплательщика с того налогового периода, в котором фактически началась добыча полезных ископаемых. Так сказано в статье 345 НК РФ. В случае приостановления добычи обязанность по представлению декларации сохраняется.
Объекты налогообложения по НДПИ
Объекты налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых определены в пункте 1 статьи 336 НК РФ. Ими признаются полезные ископаемые:
— добытые из недр на территории России на участке, предоставленном налогоплательщику в пользование;
— извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством о недрах;
≈ добытые из недр за пределами территории России (на территориях, находящихся под юрисдикцией России, арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке, предоставленном налогоплательщику в пользование.
Полезное ископаемое, добытое из недр на лицензионном участке, признается объектом налогообложения вне зависимости от вида пользования недрами, указанного в лицензии. Так, если полезное ископаемое добыто при пользовании недрами на основании лицензии только на поиск и оценку месторождений (только на строительство и эксплуатацию подземных сооружений), оно подлежит налогообложению. Если лицензия на право пользования недрами отсутствует, добытое полезное ископаемое не является объектом налогообложения.
Что касается полезных ископаемых, извлеченных из отходов (потерь) добывающего производства, то они являются самостоятельным объектом налогообложения, только если на их использование выдана отдельная лицензия в соответствии с Законом о недрах. Полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь), подлежат налогообложению, если использование последних выделено в отдельный объект лицензирования, отличный от добычи полезных ископаемых из недр.
Что же такое полезное ископаемое? В статье 337 НК РФ дано такое определение: это — продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту. Если для отдельного добытого полезного ископаемого такие стандарты отсутствуют, то применяется стандарт организации (предприятия).
Таким образом, для налогообложения значение имеет не производство продукции, соответствующей какому-либо стандарту, а извлечение из недр минерального сырья, содержащего (потенциально) такую продукцию. Минеральное сырье может быть реализовано без проведения каких-либо операций по производству из него соответствующей продукции — объект налогообложения тем не менее возникнет.
Не признается полезным ископаемым продукция обрабатывающей промышленности, то есть продукция, полученная в результате дальнейшей переработки. Например, бензин и другие нефтепродукты, аффинированный (химически чистый) металл, известь и др.
Налоговая база
Налоговая база по НДПИ — это стоимость добытых полезных ископаемых. Сказанное не относится к добыче нефти, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. При их добыче налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении. Это следует из статьи 338 НК РФ.
Из сказанного выше можно сделать вывод, что для формирования налоговой базы по НДПИ нужны две составляющие: количество добытого полезного ископаемого и его стоимость.
Методы определения количества добытого ископаемого
Порядок определения количества добытого полезного ископаемого установлен статьей 339 НК РФ. Как сказано в пункте 7 этой статьи, при определении количества добытого полезного ископаемого учитывается только то полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по его добыче (извлечению) из недр (отходов, потерь). Комплекс технологических операций устанавливается в техническом проекте разработки конкретного месторождения полезных ископаемых.
Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым или косвенным методом. Прямой метод — это определение количества путем применения измерительных средств и устройств непосредственно к добытому полезному ископаемому. Косвенный — это метод, при котором количество добытого полезного ископаемого определяется по данным о его содержании в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье.
Метод, который применяет налогоплательщик, должен быть зафиксирован в его учетной политике. В течение всей деятельности налогоплательщика по добыче полезного ископаемого этот метод изменению не подлежит. Единственное исключение из правила ≈ внесение корректив в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.
Прямой метод. При его применении налогоплательщик должен учитывать фактические потери, определяя количество добытого полезного ископаемого. Об этом сказано в пункте 3 статьи 339 НК РФ.
Фактические потери полезного ископаемого — это разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы, и количеством фактически добытого полезного ископаемого. Налогообложению подлежит расчетное количество полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы. Забегая вперед, заметим, что нормативные потери полезных ископаемых (а ими признаются фактические потери, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, но только в пределах нормативов, утвержденных в порядке, определяемом Правительством РФ), облагаются по налоговой ставке 0% (руб.).
Расчетное количество полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы (при добыче твердых полезных ископаемых используется также термин «погашенные запасы»), определяет геолого-маркшейдерская служба на основании соответствующих замеров. При добыче углеводородного сырья расчетное количество определяется на основании замеров, производимых на устье скважины (с учетом данных анализа о содержании в минеральном сырье добытого полезного ископаемого).
Запасы полезных ископаемых могут уменьшаться как по причине добычи, так и в результате разведки, переоценки, списания неподтвердившихся запасов, изменения технологических границ и т. д. В целях налогообложения учитывается количество полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы в результате добычи (сюда же относятся потери при добыче). Количество списываемых запасов по причинам, не связанным с добычей, не может быть отнесено к количеству добытого полезного ископаемого.
Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение. При этом размер потерь определяется по итогам этих измерений. Это означает, что если, например, количество фактических потерь рассчитывается ежеквартально, то в налоговом периоде, когда они были определены, они будут в полном объеме учтены и в целях налогообложения. Причем независимо от того, относятся они к другим налоговым периодам в пределах соответствующего квартала или нет.
ПРИМЕР 1
ООО «Альфа» определяет фактические потери добываемого полезного ископаемого один раз в квартал.
Количество фактически добытого полезного ископаемого (без учета потерь) составило:
— в июле 2004 года — 100 т;
— в августе 2004 года — 120 т;
— в сентябре 2004 года — 140 т.
Таким образом, подлежат налогообложению по общеустановленной налоговой ставке:
— по итогам июля 2004 года — 100 т;
— по итогам августа 2004 года — 120 т;
— по итогам сентября 2004 года — 140 т.
По итогам проведенных в октябре 2004 года измерений установлено, что фактические потери за III квартал 2004 года составили 20 т. Количество добытого за III квартал 2004 года полезного ископаемого с учетом фактических потерь составило:
100 т + 120 т + 140 т + 20 т = 380 т.
Норматив потерь составляет 5%. Рассчитаем нормативные потери полезных ископаемых, которые можно учесть при налогообложении:
380 т х 5% = 19 т.
В октябре 2004 года добыто 110 т полезных ископаемых. Следовательно, по итогам октября 2004 года обложению НДПИ подлежат:
— по налоговой ставке 0% (руб.) — 19 т;
— по общеустановленной налоговой ставке — 110 т + 20 т — 19 т = 111 т.
При определении количества добытого полезного ископаемого не учитывается то его количество, которое содержится в минеральном сырье, не доведенное до качества полезного ископаемого. То есть количество в остатках незавершенного производства. Это следует из пункта 7 статьи 339 НК РФ. Указанное количество нужно учесть в том налоговом периоде, в котором минеральное сырье будет обработано (подготовлено) до требуемых кондиций, за исключением следующего случая. Если минеральное сырье, не доведенное до качества полезного ископаемого, реализовано и (или) использовано на собственные нужды, количество добытого в налоговом периоде полезного ископаемого определяется на момент реализации или отпуска в производство этого минерального сырья соответственно. Количество добытого полезного ископаемого в этом случае равно количеству полезного ископаемого, содержащегося в минеральном сырье.
Косвенный метод. Налоговый кодекс не содержит каких-либо положений или рекомендаций по применению косвенного метода при определении количества добытого полезного ископаемого. Существует лишь одно ограничение. Косвенный метод применяется только в том случае, если применение прямого метода невозможно (п. 2 ст. 339 НК РФ). То есть в рамках применяемой технологии не представляется возможным произвести замер непосредственно добытого полезного ископаемого. Это должно подтверждаться техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых. Косвенный метод будет применяться, в частности, в случае реализации или использования на собственные нужды минерального сырья до проведения комплекса необходимых операций.
Оценка стоимости добытых полезных ископаемых
В соответствии со статьей 340 НК РФ оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:
1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций;
2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
Итак, что означает оценить стоимость добытого полезного ископаемого, исходя из сложившихся цен его реализации? Это предполагает определить стоимость единицы добытого полезного ископаемого как средневзвешенной цены реализации по всем сделкам, по которым в налоговом периоде произошел переход права собственности на добытое полезное ископаемое. Средневзвешенная цена определяется так: сумма выручки от реализации полезного ископаемого в налоговом периоде делится на количество реализованного в этом же периоде добытого полезного ископаемого.
Полученный результат (то есть стоимость единицы реализованного полезного ископаемого) умножается на количество добытого в налоговом периоде полезного ископаемого. Это и есть стоимостная оценка налоговой базы.
Если налогоплательщик получает государственные субвенции из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью добытого полезного ископаемого, суммы этих субвенций он должен исключить из выручки.
ПРИМЕР 2
ООО «Альфа» в сентябре 2004 года осуществило добычу 300 т полезного ископаемого. В том же месяце 200 т этого или аналогичного полезного ископаемого было реализовано, в том числе (цены указаны без НДС и расходов на доставку):
— 60 т по цене 130 руб./т ;
100 т по цене 100 руб./т;
— 40 т по цене 120 руб./т.
Выручка от реализации полезного ископаемого составила:
60 т х 130 руб. + 100 т х 100 руб. + 40 т х 120 руб. = 22 600 руб.
Стоимость единицы полезного ископаемого как средневзвешенная цена реализации равна:
22 600 руб. : (60 т + 100 т + 40 т) = 113 руб.
Таким образом, стоимость добытого в сентябре 2004 года полезного ископаемого составила:
113 руб. х 300 т = 33 900 руб.
Как правило, количество реализованного добытого полезного ископаемого не совпадает с количеством добытого. Это связано с наличием нереализованных остатков добытого полезного ископаемого на начало и на конец налогового периода. Для целей налогообложения не имеет значения, когда было добыто полезное ископаемое, реализованное в данном налоговом периоде. Если оно было реализовано, его цена должна быть учтена при определении выручки в соответствии со статьей 340 НК РФ. Также не имеет значения, было ли реализовано все добытое в налоговом периоде полезное ископаемое. Ведь для расчета налоговой базы берется все количество добытого полезного ископаемого, а не та его часть, которая была реализована.
Выручка от реализации добытых полезных ископаемых определяется исходя из цен, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки. К вычету принимаются все расходы налогоплательщика по доставке (транспортировке) соответствующей партии добытого полезного ископаемого вне зависимости от периода осуществления указанных расходов. Например, в случае если транспортировка началась в предыдущем налоговом периоде, а закончилась — в текущем. При этом статья 340 НК РФ содержит исчерпывающий перечень расходов по доставке (транспортировке), уменьшающих цену реализации в целях исчисления налога. Это расходы:
— на оплату таможенных пошлин и сборов при внешнеторговых сделках;
— по доставке (перевозке) добытого полезного ископаемого от склада готовой продукции (узла учета, входа в магистральный трубопровод, пункта отгрузки потребителю или на переработку, границы раздела сетей с получателем и тому подобных условий) до получателя;
— по обязательному страхованию грузов, исчисленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях главы 26 Кодекса к расходам по доставке (перевозке) добытого полезного ископаемого до получателя, в частности, относятся расходы по доставке (транспортировке) магистральными трубопроводами, железнодорожным, водным и другим транспортом, расходы на слив, налив, погрузку, разгрузку и перегрузку, на оплату услуг портов и транспортно-экспедиционных услуг.
Если у налогоплательщика не было реализации добытого полезного ископаемого в налоговом периоде, он должен применить способ оценки исходя из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого. Перечень расходов, учитываемых при определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых, указан в пункте 4 статьи 340 НК РФ. Заметим, что порядок определения расходов, поименованных в этом перечне, аналогичен порядку, установленному 25-й главой Кодекса. Но есть некоторые ограничения, которые в общем сводятся к следующему. При определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых не учитываются расходы, не связанные с добычей.
В соответствии с Налоговым кодексом можно выделить три группы расходов.
1. Прямые расходы. Это материальные расходы (подпункты 1 и 4 ст. 254), расходы на оплату труда (ст. 255), амортизация (статьи 258-259) и суммы ЕСН (ст. 264). Эти расходы, произведенные налогоплательщиком в течение налогового периода, распределяются между добытым полезным ископаемым и остатками незавершенного производства на конец налогового периода.
2. Косвенные расходы, относящиеся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым. Это материальные расходы (все подпункты статьи 254, кроме 1-го и 4-го), расходы на ремонт основных средств (ст. 260), расходы на освоение природных ресурсов (ст. 261), прочие расходы (статьи 264 и 265). Все косвенные расходы, относящиеся к добытым полезным ископаемым, в полном объеме включаются в расчетную стоимость этих ископаемых.
3. Сумма косвенных и внереализационных расходов, относящихся как к добыче полезных ископаемых, так и к другим видам деятельности. К таким расходам помимо перечисленных выше могут быть отнесены расходы на НИОКР (ст. 262) и расходы, связанные с реализацией имущества (ст. 268). Эти расходы должны быть распределены между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов.
Сумма указанных расходов даст расходы по добыче всех полезных ископаемых. Чтобы определить расчетную стоимость отдельного полезного ископаемого, нужно из общей суммы расходов выделить часть расходов, приходящуюся на количество этого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых.
ПРИМЕР 3
Организация осуществляет добычу нефти и песка. В течение сентября 2004 года ею добыто 50 т нефти и 8 т песка. Реализация песка в налоговом периоде не производилась.
Остаток незавершенного производства на начало сентября 2004 года (суммарно в отношении нефти и песка) — 2000 руб., а на конец — 5000 руб.
По итогам сентября 2004 года по обоим видам добываемых полезных ископаемых были сформированы:
а) расходы на оплату работ производственного характера по добыче полезных ископаемых, выполняемых сторонними организациями, — 3500 руб.;
б) расходы на оплату труда работников, занятых при добыче полезных ископаемых, а также сумма ЕСН, начисленного на указанные суммы расходов на оплату труда, — 8700 руб.;
в) суммы начисленной амортизации по амортизируемому имуществу, используемому при добыче полезных ископаемых, — 1400 руб.;
г) расходы на ремонт основных средств, используемых при добыче полезных ископаемых, — 2900 руб.;
д) расходы на освоение природных ресурсов — 1200 руб.;
е) расходы на управление организацией — 5000 руб.;
ж) общая сумма прямых расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде (включая иные виды деятельности), — 12 700 руб.
Прямые расходы по добыче полезных ископаемых (нефти и песка) составляют (подпункты «б» и «в»):
8700 руб. + 1400 руб. = 10 100 руб.
Сумма прямых расходов, относящаяся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым с учетом остатков незавершенного производства, составляет:
10 100 руб. + 2000 руб. — 5000 руб. = 7100 руб.
Сумма косвенных расходов, относящаяся к добытым полезным ископаемым (подпункты «а», «г» и «д»), равна:
3500 руб. + 2900 руб. + 1200 руб. = 7600 руб.
Косвенные расходы, которые связаны как с добычей полезных ископаемых, так и с другими видами деятельности (подпункт «е»), составляют сумму 5000 руб.
Доля косвенных расходов, приходящаяся на добытые в налоговом периоде полезные ископаемые (определяемая пропорционально доле прямых расходов), равна:
5000 руб. х (10 100 руб. : 12 700 руб.) = 3976,38 руб.
Общая сумма косвенных расходов, приходящаяся на добытые полезные ископаемые, составляет:
7600 руб. + 3976,38 руб. = 11 576,38 руб.
Общая сумма расходов по добыче полезных ископаемых (прямых и косвенных) равна:
7100 руб. + 11 576,38 руб. = 18 676,38 руб.
Доля добытого песка в общем количестве добытых полезных ископаемых составляет:
8 т : (50 т + 8 т) = 0,1379.
Сумма расходов по добыче песка, а следовательно, и его расчетная стоимость равна:
18 676,38 руб. х 0,1379 = 2575,46 руб.
КСТАТИ
Некоторые особенности применения налоговых ставок НДПИ
В период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2006 года при добыче нефти применяется налоговая ставка, установленная статьей 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 126-ФЗ, а не статьей 342 НК РФ. Налоговая ставка является «твердой», то есть установленной в рублях за тонну нефти, и применяется с коэффициентом динамики мировых цен на нефть. Заметим, что аналогичный порядок применялся также и в отношении газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений в период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2003 года. В 2004 году налоговая ставка на нефть установлена в размере 347 руб./т. Коэффициент динамики рассчитывается по формуле:
Кц = (Ц — 8) х Р : 252,
где Кц ≈ коэффициент динамики мировых цен на нефть;
Ц ≈ средний за налоговый период уровень цен нефти сорта «Юралс» (в долл. США за баррель; ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, публикуется в «Российской газете»);
Р ≈ среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Банком России (определяется налогоплательщиком самостоятельно как среднеарифметическое курсов Банка России, действовавших на каждый календарный день налогового периода).
Обратите внимание: с 2005 года налоговая ставка на нефть изменена. Она составит 419 руб./т. А коэффициент динамики будет рассчитываться по формуле:
Кц = (Ц — 9) х Р : 261.
С 2005 года увеличится налоговая ставка в отношении газа горючего природного: со 107 (в 2004 году) до 135 руб. за 1 тыс. куб. м.
В соответствии с последним абзацем пункта 2 статьи 342 НК РФ отдельным категориям налогоплательщиков предоставлено право применения к сумме налога понижающего коэффициента 0,7. Это право может быть реализовано при одновременном соблюдении двух условий. А именно:
1) при осуществлении налогоплательщиком за счет собственных средств поиска и разведки разрабатываемых месторождений полезных ископаемых или в случае полного возмещения всех расходов государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых;
2) при наличии освобождения по состоянию на 1 июля 2001 года согласно федеральным законам от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке соответствующих месторождений (что подтверждается наличием нормы в лицензии на право пользования недрами, действовавшей на указанную дату).
Ставки НДПИ
В соответствии с пунктом 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% (0 руб. — если налоговая база определяется в натуральном выражении) при добыче:
≈ полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. Нормативные потери полезных ископаемых ≈ это фактические потери в пределах нормативов, установленных в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 № 921 «Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения» ;
— попутного газа;
— полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения). Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным осуществляется согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2001 № 899 «Об утверждении Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства» ;
— в иных случаях.
Если нет оснований применять налоговую ставку 0% (руб.), применяются ставки, установленные пунктом 2 статьи 342 НК РФ.
Сумма налога исчисляется в целом по всем объектам налогообложения. Для определения суммы, подлежащей уплате по отдельному участку недр (месту постановки на учет в качестве налогоплательщика НДПИ), следует исходить из количества добытого на данном участке недр полезного ископаемого, включая количество, подлежащее обложению по налоговой ставке 0% (руб.), в общем количестве добытого полезного ископаемого данного вида.
Глава 26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых» введена Федеральным законом от 08.08.2001 № 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации». ≈ Примеч. ред.
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление участка недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 335 НК РФ особенности постановки на учет плательщиков НДПИ определяются Минфином России. Однако поскольку на сегодняшний день соответствующий документ Минфином России не принят, продолжает действовать приказ МНС России № БГ-3-09/731. ≈ Примеч. ред.
По твердым полезным ископаемым нормативы утверждаются МПР России по согласованию с Госгортехнадзором России (преобразован в Ростехнадзор). По углеводородному сырью ≈ Минпромэнерго России по согласованию с МПР России и Госгортехнадзором России.
По твердым полезным ископаемым решение принимается МПР России (Федеральным агентством по недропользованию). По углеводородному сырью ≈ МПР России по согласованию с Минпромэнерго России и Минэкономразвития России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх