- от автора admin
<strong>МОСКВА, 1 янв — РИА Новости</strong>. Закон, повышающий ставку налога на добавленную стоимость (НДС) c 18 до 20 процентов, вступил в силу с 1 января 2019 года в России. Одновременно документ сохраняет все действующие льготные ставки по этому налогу, которые установлены на уровне 10 или 0 процентов.Ставка НДС повышена для того, чтобы определить долгосрочные источники финансирования, в том числе нацпроектов, пояснял ранее министр финансов Антон Силуанов. Такое решение позволит получить несырьевые источники дохода, размер которых не будет меняться в связи с колебаниями внешней экономической конъюнктуры, отмечал он. Президент России Владимир Путин в ходе ежегодной пресс-конференции в декабре заявил, что изменение ставки призвано сдержать ненефтегазовый дефицит страны на приемлемом уровне.По оценке правительства, повышение НДС даст федеральному бюджету 620 миллиардов рублей дохода ежегодно, начиная с 2019 года.В России НДС действует с 1 января 1992 года, тогда была введена максимальная для страны ставка – 28 процентов. С 1 января 1993 года она была понижена до 20 процентов, а с 1 января 2004 года составляла 18 процентов.Льготная ставка в 10 процентов применяется при реализации ряда продовольственных (мясная продукция, хлеб, яйца и другие) и детских товаров, учебников и книг, медицинских товаров. Нулевая ставка НДС применяется в отношении экспортных товаров, а также товаров, помещенных под процедуру свободной таможенной зоны. Она также применяется в отношении товаров, работ и услуг, реализуемых для официального использования международными организациями в России.От маневра к ставке в 20 процентовИзначальное предложение Минфина РФ предполагало повышение ставки НДС до 22 процентов. Путин поручал правительству определить в 2017 году контуры налоговой системы на следующий электоральный цикл. Министерство финансов помимо других мер разработало так называемый маневр 22/22: снизить ставку страховых взносов и повысить НДС до общего уровня 22 процента.Сейчас общий объем страховых взносов в РФ составляет 30 процентов от фонда оплаты труда: 22 процента — взнос в Пенсионный фонд (ПФР), 5,1 процента — в Фонд обязательного медицинского страхования и 2,9 процента — в Фонд социального страхования. Начиная с 2021 года, общая ставка должна была вырасти до 34 процентов — за счет повышения до 26 процентов взноса в ПФР. Вступающий в силу закон сохраняет ее на уровне 30 процентов.Идею Минфина о маневре поддержало Минэкономразвития, но против выступил социальный блок правительства. В результате обсуждений было принято решение повысить ставку налога до 20 процентов, а страховые взносы сохранить на уровне 30 процентов. Это предложение правительства было озвучено главой кабинета министров Дмитрием Медведевым в середине июня 2018 года.После этого вице-премьер Татьяна Голикова объяснила такой подход тем, что повышение ставки до 22 процентов оказало бы «достаточно серьезное влияние на инфляцию».По словам Силуанова, повышение НДС является самым безобидным из обсуждавшихся правительством налоговых решений. Он отметил, что рассматривались разные предложения, в том числе введение новых налогов на потребление, налог с продаж. Однако введение новых налогов потребовало бы от властей дополнительных усилий по администрированию и привело бы к новым издержкам со стороны бизнеса.Влияние на инфляциюВласти в целом ожидают роста цен в связи с повышением налога, но отмечают, что эффект будет ограниченным. В конце ноября глава ЦБ Эльвира Набиуллина говорила, что повышение НДС является фактором краткосрочного влияния на инфляцию, но может иметь и длительные эффекты.По оценкам Банка России, в результате в начале года инфляция может достичь 5,5 процента. Во втором полугодии 2019 года темп прироста потребительских цен начнет замедляться и вернется к 4 процентам в первой половине 2020 года.
Переход на применение ставки НДС 20% с 2019 года
С 1 января 2019 года основная ставка НДС повышена с 18% до 20% (Федеральный закон от 03.08.2018 N 303-ФЗ). Соответственно, независимо от того, какая ставка указана в договоре, при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), передаче имущественных прав с 2019 года поставщик обязан исчислять НДС и уплачивать его в бюджет по ставке 20%. Также и при получении авансов после этой даты необходимо будет исчислять НДС по ставке 20/120 (пп. 2 п. 1 ст. 167, абзац 2 п. 1 ст. 154, п. 4 ст. 164 НК РФ).
В то же время сумма НДС является частью цены договора, подлежащей оплате покупателем (п. 1 ст. 424 ГК РФ). Указание в договоре, что его цена включает в себя НДС, по существу направлено на достижение определенности в отношениях сторон по вопросу о том, учитывается ли сумма НДС в цене договора, или этот налог предъявляется покупателю (заказчику) к уплате сверх договорной цены.
Внимание
Налоговые правоотношения гражданским законодательством не регулируются (п. 3 ст. 2 ГК РФ). То есть гражданско-правовым договором нельзя произвольно устанавливать налоговые ставки.
Чтобы избежать споров с контрагентами об окончательной стоимости товаров (работ, услуг), включающей НДС, целесообразно при заключении до 1 января 2019 года долгосрочных договоров при определении стоимости товаров (работ, услуг) не указывать конкретную ставку налога (и тем более — не указывать сумму НДС), а сделать отсылку на п. 3 ст. 164 НК РФ.
Можно, например, указать, что стоимость товаров (работ, услуг) установлена без НДС, а НДС исчисляется дополнительно по ставке, установленной п. 3 ст. 164 НК РФ на дату отгрузки (получения предоплаты). В таком случае окончательная стоимость товаров (работ, услуг), приобретенных покупателем в 2019 году и подлежащая оплате, увеличится, что будет уже отражаться в выставленных счетах-фактурах и накладных.
Либо можно закрепить в договоре, что стоимость товаров (работ, услуг) включает НДС, исчисленный по ставке, предусмотренной п. 3 ст. 164 НК РФ. В таком случае общая стоимость товаров (работ, услуг) для покупателей (заказчиков) в 2019 году не изменится, однако «внутри» этой стоимости произойдет перераспределение: себестоимость покупки (без налога) уменьшится, а величина НДС увеличится. *(1)
Естественно, если в уже заключенных договорах условия о цене прописаны с указанием конкретной ставки и суммы НДС, то разумный выход — заключение дополнительного соглашения с новым порядком расчета налога.
Неправомерное применение продавцом ставки НДС — налоговые риски для покупателя
Никаких переходных положений и исключений для применения новой ставки НДС Федеральный закон от 03.08.2018 N 303-ФЗ не предусматривает (см. также письмо Минфина России от 06.08.2018 г. N 03-07-05/55290). Поэтому нельзя, например, выставить в 2018 году счет-фактуру на отгрузку «заранее» с НДС 20% (с расчетом на то, что оплата поступит в следующем году). А с 1 января 2019 года нельзя будет выставить счет-фактуру с НДС 18% (например, под прошлогодний аванс). По таким счетам-фактурам покупатель, скорее всего, не сможет принять НДС к вычету.
Одно из условий принятия к вычету «входного» НДС — наличие надлежащим образом оформленного счета-фактуры, выставленного продавцом (п. 1 ст. 169 НК РФ). К числу обязательных реквизитов счета-фактуры относятся, в частности, налоговая ставка и сумма налога, предъявляемая покупателю и определяемая исходя из применяемых продавцом налоговых ставок (пп.пп. 10, 11 п. 5 ст. 169 НК РФ).
Ранее специалисты ФНС России (см., например, письмо от 02.06.2005 N 03-4-03/925/28) считали, что при реализации товаров в случае указания в счете-фактуре налоговой ставки, не соответствующей размеру ставки, установленной ст. 164 НК РФ для соответствующей операции, счет-фактура не соответствует требованиям пп.пп. 10 и 11 п. 5 ст. 169 НК РФ. Следовательно, он не может являться основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету. См. также письма Минфина России от 17.06.2009 N 03-07-08/134, от 12.04.2007 N 03-07-08/76, ФНС России от 13.01.2006 N ММ-6-03/18@.
В письме ФНС России от 17.07.2015 N СА-4-7/12693@ со ссылкой на определения КС РФ от 15.05.2007 N 372-О-П, ВС РФ от 20.02.2015 N 302-КГ14-8990 разъяснено, что налоговая ставка по НДС является обязательным элементом налогообложения и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения.
Президиум ВАС РФ в постановлении от 25.02.2009 N 13893/08 отметил, что налогоплательщик не вправе по своему усмотрению изменять предусмотренную налоговым законодательством ставку налога (см. также постановления Президиума ВАС РФ от 20.06.2006 N 14555/05, от 19.06.2006 N 1964/06, от 04.04.2006 N 15865/05). Аналогичные выводы делают арбитражные суды: неправомерно включенный в счет-фактуру НДС по иной ставке, чем предусмотрено соответствующими требованиями ст. 164 НК РФ, не может приниматься налогоплательщиком, получившим такой счет-фактуру, к вычету вне зависимости от исполнения контрагентом, выставившим такой неправомерный счет-фактуру, корреспондирующей обязанности по исчислению суммы НДС в декларации и уплате в бюджет, поскольку вопрос применения надлежащей ставки по НДС и применения или неприменения в зависимости от этого налоговых вычетов решается исключительно в соответствии с требованиями налогового законодательства, а не добросовестного или недобросовестного исполнения контрагентом своих налоговых обязательств (см. постановление Девятого ААС от 23.12.2010 N 09АП-29714/2010, 09АП-29991/2010).
Таким образом, правовым последствием применения продавцом иной налоговой ставки (вместо установленной в отношении соответствующей операции) может стать отказ со стороны налогового органа контрагенту такого налогоплательщика (покупателю) в применении вычета по НДС (смотрите, например, постановления АС Московского округа от 01.10.2015 N Ф05-11410/15, ФАС Уральского округа от 18.06.2014 N Ф09-3204/14, ФАС Московского округа от 14.02.2013 N Ф05-86/13, ФАС Дальневосточного округа от 27.05.2008 N Ф03-А51/08-2/1161, от 19.03.2008 N Ф03-А04/08-2/171 и от 14.02.2007 N Ф03-А73/06-2/5137, Девятого ААС от 09.12.2008 N 09АП-4768/2008).
Аванс получен до 1 января 2019 года, а отгрузка произошла после этой даты
Независимо от того, какие условия стороны закрепили в договоре относительно цены товара, в реальности может сложиться ситуация, когда аванс получен до 1 января 2019 года по стоимости с НДС 18%, а отгрузка произошла уже после 1 января 2019 года.
Если до 1 января 2019 года была получена предоплата в счет предстоящей отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), по которой был исчислен НДС в размере 18%, то в случае отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) после 1 января 2019 года исчисление налога должно производиться в любом случае по ставке 20%.
Пример
В такой ситуации возможны два варианта:
1. В договоре установлена цена товара без НДС (например, 100 руб.) со ссылкой на действующую в момент совершения операции ставку налога. Аванс получен в 2018 году на сумму 118 руб., в т.ч. НДС 18 руб. Продавец перечислил в бюджет НДС в сумме 18 руб., в авансовом счете-фактуре указан налог также 18 руб., который покупатель может принять к вычету.
Далее товар отгружен в 2019 году на сумму 120 руб., в т.ч. НДС 20 руб. Недостающая сумма может быть доплачена покупателем. Продавец примет к вычету авансовый НДС в сумме 18 руб. и перечислит в бюджет 20 руб. налога. Эту же сумму он укажет в счете-фактуре на отгрузку. Покупатель восстановит авансовый НДС в сумме 18 руб. и примет к вычету НДС в сумме 20 руб.
2. Если в договоре цена установлена в твердой сумме с учетом НДС, например, 118 руб., то и стоимость товара при отгрузке должна быть указана в размере 118 руб., однако НДС следует рассчитать и указать в счете-фактуре исходя из ставки 20%:
118 руб. : 120% х 20% = 19,67 руб.*(1)
__________________________________________________
*(1) Отметим, что этот вариант решения проблемы не совсем корректен. Дело в том, что покупатель получает таким образом некую преференцию — уменьшает свои затраты и увеличивает сумму вычета по налогу. Кроме того, формально нарушаются требования п. 1 ст. 168 НК РФ, который гласит, что при реализации налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога. То есть расчетный способ исчисления НДС при реализации не предполагается. К тому же применение расчетной ставки НДС (20/120) не предусмотрено п. 4 ст. 164 НК РФ для случаев обычной реализации.
Федеральная налоговая служба в связи с принятием Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее — Федеральный закон № 303-ФЗ) сообщает следующее.
Статьей 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» утверждены обязательные реквизиты кассового чека и бланка строгой отчетности (далее — БСО), к числу которых также относится налоговая ставка по налогу на добавленную стоимость (далее — НДС).
В соответствии с форматами фискальных документов, утвержденных приказом ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию», кассовый чек (БСО) и кассовый чек коррекции (БСО коррекции) должен содержать не менее одного из следующих реквизитов: «сумма НДС чека по ставке 18%» (тег 1102), «сумма НДС чека по ставке 10%» (тег 1103), «сумма расчета по чеку с НДС по ставке 0%» (тег 1104), «сумма расчета по чеку без НДС» (тег 1105), «сумма НДС чека по расч. ставке 18/118» (тег 1106), «сумма НДС чека по расч. ставке 10/110» (тег 1107).
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом № 303-ФЗ с 1 января 2019 года в отношении товаров (работ, услуг), указанных в пункте 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая ставка по НДС увеличена с 18% до 20%.
При этом Федеральным законом № 303-ФЗ не предусмотрено какого-либо переходного периода (аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 06.08.2018 № 03-07-05/55290).
В связи с указанным, в целях приведения приказа ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@ в соответствие с требованиями Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ подготовлен проект приказа, которым вносятся изменения в форматы фискальных документов, в том числе в реквизиты «сумма НДС чека по ставке 18%» (тег 1102) и «сумма НДС чека по расч. ставке 18/118» (тег 1106), и государственная регистрация которого запланированы на IV квартал 2018 года.
Таким образом, после государственной регистрации Минюстом России и вступления в силу вышеуказанного проекта приказа, но не ранее 1 января 2019 года в кассовом чеке (БСО) и кассовом чеке коррекции (БСО коррекции) ставка НДС должна быть указана в размере 20% или 20/120, а также расчет соответствующей суммы должен быть произведен по ставке НДС 20% или, соответственно, по расчетной ставке 20/120.
Учитывая изложенное, пользователям необходимо заблаговременно установить к 1 января 2019 года соответствующие обновления в программном обеспечении своей контрольно-кассовой техники, которые обеспечат формирование фискального документа с действующей ставкой НДС при первом расчете с 1 января 2019 года.
Доведите настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов, а также до налогоплательщиков.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.В.ЕГОРОВ
Интересные материалы:
- Закон о повышении НДС 2018
Отметим, что все льготы по налогу сохраняются. Речь идет о пониженных ставках НДС в размере…
- Семинар 2018
Возврат к списку 28.02.2018 – Семинар "3D-коучинг для руководителя" 28 февраля 2018, Среда Ведущая: Татьяна…
- 14 июня 2018 г
14 июня 2018 года 14 июня 2018 какой день недели? четвергКакой лунный день? 1 лунный…
- Рост акцизов на бензин 2018
Дизельное топливо не останется в стороне - размер акциза на него с 1 января увеличится…
- ОКПД ОСАГО 2018
Поиск по классификатору «ОКПД2» (ОК 034-2014) При публикации сведений в ЕИС в 2018-2019 годах и…