Куперс

Бухучет и анализ

Неприкосновенность часового ФСИН приказ 21

Содержание

13 марта 2017 г., понедельник

13 марта т.г. сотрудником Аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан была проведена выездная проверка по жалобам следственно-арестованных Б. и Н. на условия содержания в оперативно-служебном автомобиле для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

В целях проверки указанных доводов представителем Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан был осуществлен выезд в Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Татарстан и Питомник служебного собаководства УФСИН России по Республике Татарстан.

В ходе проверки были осмотрены автомобили для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей (далее — Спецавтомобиль), в результате чего было установлено, что в спецавтомобилях поддерживается удовлетворительное санитарное состояние и, согласно приказу ФСИН России для начальников территориальных ФСИН России, производится дезинфекция, что подтверждается соответствующей отметкой в журнале «Учет дезинфекции спецавтомобилей».

Кроме того, согласно требованиям и предписаниям ФСИН России и стандарта отрасли ПР 78.01.0024-2010 «Правила стандартизации. Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Специальные технические требования», спецавтомобили оборудованы системой приточно-вытяжной вентиляции и обогревателем.

Таким образом, доводы заявителей в части неудовлетворительного санитарного состояния спецавтомобиля для перевозки осужденных и лиц, заключенных под стражу, в ходе проверки не нашли своего подтверждения.

В части доводов заявителей о наличии служебных собак в спецавтомобилях для перевозки осужденных и лиц, заключенных под стражу, заявителям было дано разъяснение, что согласно Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной приказом Минюста России и МВД России от 24 мая 2006 г. № 199дсп/369дсп и приказу ФСИН РФ от 29.04.2005 № 336 «Об утверждении Наставления по организации кинологической службы Федеральной службы исполнения наказаний» при конвоировании осужденных и лиц, содержащихся под стражей, специалист-кинолог с собакой размещается на автомобиле встречного караула или автомобиле временного караула.

Иными словами, при перевозке осужденных и лиц, заключенных под стражу, специалист-кинолог с собакой в спецавтомобиле не присутствует.

Часовой 184. Часовой есть лицо неприкосновенное. Неприкосновенность часового заключается: — в особой охране законом его прав и личного достоинства; — в подчинении его строго определенным лицам — начальнику караула, помощнику начальника караула и своему разводящему; — в обязанности всех лиц беспрекословно выполнять требования часового, определяемые его службой; — в предоставлении ему права применять оружие в случаях, указанных в настоящем Уставе. 185. Часового имеют право сменить или снять с поста только начальник караула, помощник начальника караула и разводящий, которому подчинен часовой. В случае гибели начальника караула, его помощника и разводящего или физической невозможности для них выполнять свои обязанности снятие или смена часового производится дежурным по караулам (по воинской части) в присутствии своего командира роты (батареи) или батальона (дивизиона). 186. Заступая на пост, караульный должен в присутствии разводящего (начальника караула или его помощника) и сменяемого часового лично осмотреть и проверить наличие и исправность всего, что надлежит принять под охрану согласно табелю постам; при заступлении на пост для охраны арестованных (заключенных под стражу) он должен проверить исправность запоров, решеток и количество арестованных (заключенных под стражу), находящихся в камерах. 187. Часовой обязан: — бдительно охранять и стойко оборонять свой пост; — нести службу бодро, ничем не отвлекаться, не выпускать из рук оружия и никому не отдавать его, включая и лиц, которым он подчинен; — продвигаясь по указанному маршруту или находясь на наблюдательной вышке, внимательно осматривать подступы к посту, ограждение и докладывать по средствам связи о ходе несения службы в установленные табелем постам сроки; — не оставлять поста, пока не будет сменен или снят, даже если его жизни угрожает опасность; самовольное оставление поста является воинским преступлением; — иметь на посту оружие заряженным по правилам, указанным в ст. 105, и всегда готовым к действию; — не допускать к посту ближе расстояния, указанного в табеле постам и обозначенного на местности указателями запретной границы, никого, кроме начальника караула, помощника начальника караула, своего разводящего и лиц, которых они сопровождают; — знать маршруты и график движения транспортных средств караула, а также их опознавательные знаки и сигналы; — уметь применять находящиеся на посту средства пожаротушения; — вызывать начальника караула при обнаружении неисправности в ограждении объекта (на посту) и нарушениях порядка вблизи своего поста или на соседнем посту; — услышав лай караульной собаки или при срабатывании технических средств охраны, немедленно сообщать об этом в караульное помещение. 188. Часовой на посту должен иметь оружие с примкнутым штыком (автомат со складывающимся прикладом — без штыка-ножа; штык-нож в ножнах на поясном ремне): в ночное время — в положении изготовки для стрельбы стоя; в дневное время — в положении «на ремень» или в положении изготовки для стрельбы стоя (Приложение 9); на внутренних постах и на посту у Боевого Знамени автомат с деревянным прикладом находится в положении «на ремень», автомат со складывающимся прикладом — в положении «на грудь», карабин — у ноги; сумка со снаряженным магазином (обоймами) должна быть застегнутой. Пистолеты находятся в застегнутых кобурах на поясном ремне. В случае тушения пожара или ликвидации последствий стихийного бедствия часовому разрешается иметь оружие в положении «за спину». 189. Часовому запрещается: спать, сидеть, прислоняться к чему-либо, писать, читать, петь, разговаривать, есть, пить, курить, отправлять естественные надобности или иным образом отвлекаться от выполнения своих обязанностей, принимать от кого бы то ни было и передавать кому бы то ни было какие-либо предметы, досылать без необходимости патрон в патронник. Часовой должен отвечать на вопросы только начальника караула, его помощника, своего разводящего и лиц, прибывших для проверки. 190. Часовой обязан применять оружие без предупреждения в случае явного нападения на него или на охраняемый им объект. 191. Всех лиц, приближающихся к посту или к запретной границе, кроме начальника караула, помощника начальника караула, своего разводящего и лиц, сопровождаемых ими, часовой останавливает окриком «Стой, назад» или «Стой, обойти вправо (влево)». При невыполнении приближающимся к посту или к запретной границе этого требования часовой предупреждает нарушителя окриком «Стой, стрелять буду» и немедленно вызывает начальника караула или разводящего. Если нарушитель продолжает приближаться к посту или к запретной границе, часовой досылает патрон в патронник и производит предупредительный выстрел вверх. При невыполнении нарушителем и этого требования и попытке его проникнуть на пост (пересечь запретную границу) или обращении в бегство после такой попытки часовой применяет по нему оружие. 192. В условиях плохой видимости, когда с расстояния, указанного в табеле постам, нельзя рассмотреть приближающихся к посту или к запретной границе, часовой останавливает их окриком «Стой, кто идет?». Если ответа не последовало, часовой предупреждает: «Стой, стрелять буду» — и задерживает нарушителя. О задержанном нарушителе часовой сообщает в караульное помещение, следит за его поведением и, не ослабляя внимания, продолжает охранять порученный ему пост. Если нарушитель продолжает приближаться к посту или к запретной границе, часовой производит предупредительный выстрел вверх. При невыполнении нарушителем и этого требования и попытке его проникнуть на пост (пересечь запретную границу) или обращении в бегство после такой попытки часовой применяет по нему оружие. Когда на окрик часового последует ответ: «Идет начальник караула (помощник начальника караула, разводящий)», часовой приказывает: «Начальник караула (помощник начальника караула, разводящий), ко мне, остальные — на месте»; если необходимо, часовой требует, чтобы приближающийся к нему осветил свое лицо. Убедившись, что назвавшийся действительно является начальником караула (помощником начальника караула, разводящим), часовой допускает к себе всех прибывших лиц. Если же назвавшийся начальником караула (помощником начальника караула, разводящим) окажется неизвестным или находящиеся с ним лица не выполнят требования часового оставаться на месте, часовой предупреждает нарушителей окриком «Стой, стрелять буду». При невыполнении нарушителями этого требования часовой применяет по ним оружие. 193. При необходимости вступить в рукопашную схватку для защиты себя или охраняемого объекта часовой должен смело действовать штыком и прикладом. 194. В случае возникновения пожара на посту часовой немедленно сообщает об этом в караульное помещение и, не прекращая наблюдения за охраняемым объектом, принимает меры к тушению пожара. При пожаре на технической территории охраняемого объекта или на объекте, имеющем внешнее и внутреннее ограждения, а также вблизи поста он сообщает об этом в караульное помещение, продолжая нести службу на посту. 195. В случае внезапного заболевания (ранения) часовой вызывает разводящего или начальника караула, продолжая нести службу. 196. В крайних, не терпящих отлагательства случаях или при неисправности средств связи часовой может вызвать на пост начальника караула или разводящего выстрелом вверх. 197. Часовой приветствует начальников, которым он подчинен, и других начальников, прибывших на пост в их сопровождении, по правилам, изложенным в Строевом уставе Вооруженных Сил Российской Федерации. При этом автомат из положения для стрельбы стоя предварительно берется «на ремень», а карабин — «к ноге». 198. Часовой на посту у Боевого Знамени выполняет свои обязанности, находясь в положении «вольно». При приветствии военнослужащими Боевого Знамени часовой принимает строевую стойку. Во время приема Боевого Знамени под охрану караульный обязан проверить исправность чехла (шкафа) и печати на нем. Выдачу Боевого Знамени часовой производит только по личному приказу начальника караула и в его присутствии. Если посту у Боевого Знамени угрожает опасность (пожар или стихийное бедствие), часовой выносит Боевое Знамя в безопасное место и вызывает начальника караула. 199. Часовой контрольно-пропускного поста кроме изложенного в ст. 184 — 190 обязан: — знать описание и время действия пропусков, документы, удостоверяющие личность, а также обязанности, изложенные в табеле постам; — пропускать всех лиц, проходящих через пост, только по личным пропускам, соответствующим образцам, имеющимся на посту, при этом пропуска обязательно брать в руки; — проверять по материальному пропуску (путевому листу) при выносе (вносе) или вывозе (ввозе) какого-либо имущества, что именно и в каком количестве (число мест) разрешено пронести или провезти; пропускать только те машины, которые имеют путевые листы; — задерживать лиц, пытающихся проникнуть на объект (с объекта) с нарушением пропускного режима, а также по недействительным пропускам (документам), и вызывать начальника караула. Часовому контрольно-пропускного поста запрещается: давать справки о действии пропусков и шифров на них, вступать в разговор, не связанный с проверкой пропусков, допускать нахождение на посту посторонних лиц и каких-либо предметов. 200. Часовой у вскрытого хранилища (склада, парка) или во время производства работ на месте стоянки боевых машин (другого вооружения и военной техники) выполняет обязанности, указанные в табеле постам. Часовой у огнеопасного хранилища (склада), кроме того, обязан: — не допускать кем бы то ни было курения, разведения огня, стрельбы, а также пользования осветительными приборами, не предусмотренными табелем постам, около охраняемого объекта ближе расстояния, указанного в нем; — не допускать в хранилище (на склад) в обуви и с фонарями, не предусмотренными табелем постам, а также с холодным и огнестрельным оружием. 201. Часовой, охраняющий арестованных (заключенных под стражу) на гауптвахте, обязан: — знать число арестованных (заключенных под стражу), находящихся под его охраной; — находиться снаружи у дверей камер и наблюдать через смотровые окна, чтобы арестованные (заключенные под стражу) не нарушали установленных для них правил, следить за их действиями и поведением, не допускать порчи арестованными (заключенными под стражу) оконных рам, решеток, полов и стен; — следить, чтобы в ночное время в камерах с арестованными (заключенными под стражу) было включено освещение; — не выпускать арестованных (заключенных под стражу) из камер и не допускать к ним никого без личного приказа начальника караула, помощника начальника караула или своего разводящего; — не разговаривать с арестованными (заключенными под стражу), ничего не передавать им и ничего не принимать от них; — не допускать приема арестованными (заключенными под стражу) каких-либо передач с улицы, выбрасывания ими вещей и записок через окно на улицу и разговора арестованных (заключенных под стражу) с посторонними; — получив просьбу арестованного (заключенного под стражу) о вызове выводного, докладывать об этом своему разводящему (начальнику караула или его помощнику); — немедленно вызывать начальника караула, его помощника или разводящего при невыполнении арестованными (заключенными под стражу) его требований; — предупреждать арестованных (заключенных под стражу), совершающих побег, окриком «Стой, стрелять буду», а при невыполнении этого требования применять по ним оружие. При перевозке арестованных (заключенных под стражу) из одного пункта в другой, а также при передвижении их вне пределов гауптвахты обязанности часового по охране арестованных (заключенных под стражу) выполняет назначенный конвойный. Его особые обязанности и порядок охраны арестованных (заключенных под стражу) в этих случаях изложены в Приложении 14. 202. Часовой у входа в караульное помещение обязан охранять и оборонять караульное помещение, не допускать к нему никого, кроме лиц, которым караул подчинен, если он знает их в лицо, и лиц, ими сопровождаемых. О приближении этих лиц часовой извещает установленным сигналом начальника караула и беспрепятственно пропускает их в караульное помещение. Всех остальных лиц, приближающихся к караульному помещению, часовой останавливает на расстоянии, указанном в табеле постам, и вызывает начальника караула или его помощника. При плохой видимости, когда с расстояния, указанного в табеле постам, нельзя рассмотреть приближающихся к караульному помещению, часовой останавливает их окриком «Стой» и вызывает начальника караула или его помощника. О всех происшествиях вблизи караульного помещения и о всем замеченном, что может помешать выполнению караулом своей задачи, а также об услышанных сигналах с постов часовой немедленно докладывает начальнику караула или его помощнику. 203. Особые обязанности часовых применительно к условиям охраны и обороны каждого объекта указываются в табеле постам.

19 июля 2018 года N 197-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О СЛУЖБЕ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ»

Принят Государственной Думой 3 июля 2018 года
Одобрен Советом Федерации 13 июля 2018 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные термины

Статья 2. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Статья 3. Правовое регулирование службы в уголовно-исполнительной системе

Статья 4. Принципы службы в уголовно-исполнительной системе

Статья 5. Взаимосвязь службы в уголовно-исполнительной системе, государственной гражданской службы, военной службы, государственной службы иных видов и муниципальной службы

Глава 2. Должности в уголовно-исполнительной системе. Специальные звания

Статья 6. Должности в уголовно-исполнительной системе

Статья 7. Классификация должностей в уголовно-исполнительной системе

Статья 8. Специальные звания

Статья 9. Квалификационные требования к должностям в уголовно-исполнительной системе

Глава 3. Правовое положение (статус) сотрудника

Статья 10. Сотрудник

Статья 11. Права сотрудника

Статья 12. Служебные обязанности сотрудника

Статья 13. Требования к служебному поведению сотрудника

Статья 14. Ограничения и запреты, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе

Статья 15. Ответственность сотрудника

Статья 16. Форменная одежда, знаки различия сотрудника и ведомственные знаки отличия

Глава 4. Возникновение и изменение правоотношений на службе в уголовно-исполнительной системе

Статья 17. Право поступления на службу в уголовно-исполнительной системе

Статья 18. Документы, представляемые гражданином для поступления на службу в уголовно-исполнительной системе

Статья 19. Рассмотрение документов, представленных гражданином для поступления на службу в уголовно-исполнительной системе, и принятие по ним решений

Статья 20. Основания возникновения правоотношений на службе в уголовно-исполнительной системе

Статья 21. Контракт

Статья 22. Виды и срок действия контракта

Статья 23. Содержание контракта

Статья 24. Испытание при поступлении на службу в уголовно-исполнительной системе

Статья 25. Замещение должностей в уголовно-исполнительной системе по конкурсу

Статья 26. Возникновение и изменение правоотношений на службе в уголовно-исполнительной системе в период действия военного положения

Глава 5. Порядок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе

Статья 27. Назначение на должности в уголовно-исполнительной системе

Статья 28. Присяга сотрудника уголовно-исполнительной системы

Статья 29. Должностная инструкция

Статья 30. Перевод сотрудника

Статья 31. Временное исполнение обязанностей

Статья 32. Прикомандирование сотрудника

Статья 33. Аттестация сотрудника

Статья 34. Совмещение обязанностей на службе в уголовно-исполнительной системе. Совместительство

Статья 35. Прохождение службы в уголовно-исполнительной системе в особых условиях

Статья 36. Особенности прохождения службы при сокращении должностей в уголовно-исполнительной системе. Зачисление сотрудника в распоряжение учреждения или органа уголовно-исполнительной системы

Статья 37. Приостановление службы в уголовно-исполнительной системе

Статья 38. Стаж службы (выслуга лет) в уголовно-исполнительной системе

Статья 39. Персональные данные сотрудников, ведение кадрового учета сотрудников

Статья 40. Реестр сотрудников

Глава 6. Присвоение специальных званий

Статья 41. Общие условия присвоения и сохранения специальных званий

Статья 42. Сроки выслуги в специальных званиях

Статья 43. Присвоение первых и очередных специальных званий

Статья 44. Присвоение специальных званий досрочно либо на ступень выше

Статья 45. Приостановление присвоения очередного специального звания

Статья 46. Присвоение специальных званий гражданам, проходившим военную службу, государственную службу иных видов, государственную гражданскую службу или муниципальную службу

Глава 7. Служебная дисциплина в уголовно-исполнительной системе

Статья 47. Служебная дисциплина

Статья 48. Меры поощрения

Статья 49. Нарушение служебной дисциплины

Статья 50. Дисциплинарные взыскания

Статья 51. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции

Статья 52. Порядок применения к сотрудникам мер поощрения и порядок наложения на них дисциплинарных взысканий

Статья 53. Порядок наложения на сотрудников взысканий за коррупционные правонарушения

Статья 54. Служебная проверка

Глава 8. Служебное время и время отдыха

Статья 55. Служебное время

Статья 56. Режим служебного времени

Статья 57. Время отдыха

Статья 58. Отпуска на службе в уголовно-исполнительной системе

Статья 59. Основной отпуск

Статья 60. Дополнительные отпуска

Статья 61. Продление основного отпуска или дополнительного отпуска

Статья 62. Каникулярный отпуск

Статья 63. Отпуск по личным обстоятельствам

Статья 64. Отпуск по окончании образовательной организации высшего образования федерального органа уголовно-исполнительной системы

Статья 65. Другие виды отпусков

Статья 66. Отзыв сотрудника из отпуска

Статья 67. Освобождение сотрудника от исполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью

Глава 9. Гарантии социальной защиты сотрудника

Статья 68. Денежное довольствие

Статья 69. Социальные гарантии сотруднику и членам его семьи

Статья 70. Страховые гарантии сотруднику и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с исполнением служебных обязанностей. Гарантии в связи с увольнением со службы в уголовно-исполнительной системе

Статья 71. Вещевое и продовольственное обеспечение сотрудника

Статья 72. Пенсионное обеспечение сотрудника и членов его семьи

Глава 10. Урегулирование конфликта интересов и разрешение служебных споров в уголовно-исполнительной системе

Статья 73. Конфликт интересов в уголовно-исполнительной системе

Статья 74. Служебный спор в уголовно-исполнительной системе

Статья 75. Временное отстранение сотрудника от исполнения служебных обязанностей

Статья 76. Восстановление на службе в уголовно-исполнительной системе

Глава 11. Формирование кадрового состава уголовно-исполнительной системы

Статья 77. Принципы и основные направления формирования кадрового состава уголовно-исполнительной системы

Статья 78. Подготовка кадров для уголовно-исполнительной системы

Статья 79. Государственный заказ на подготовку кадров для уголовно-исполнительной системы

Статья 80. Кадровый резерв для замещения должностей в уголовно-исполнительной системе

Статья 81. Кадровая работа в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы

Глава 12. Прекращение службы в уголовно-исполнительной системе

Статья 82. Основания прекращения службы в уголовно-исполнительной системе

Статья 83. Увольнение со службы в уголовно-исполнительной системе

Статья 84. Основания прекращения или расторжения контракта

Статья 85. Увольнение в связи с утратой доверия

Статья 86. Расторжение контракта по соглашению сторон

Статья 87. Расторжение контракта и увольнение со службы в уголовно-исполнительной системе по инициативе сотрудника

Статья 88. Расторжение контракта и увольнение со службы в уголовно-исполнительной системе по инициативе руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя

Статья 89. Прекращение срочного контракта в связи с истечением срока его действия

Статья 90. Расторжение контракта вследствие нарушения обязательных правил при его заключении

Статья 91. Прекращение контракта по достижении предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе

Статья 92. Порядок увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе

Статья 93. Погребение и отдание почестей

Глава 13. Финансирование службы в уголовно-исполнительной системе. Надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о службе в уголовно-исполнительной системе

Статья 94. Финансирование службы в уголовно-исполнительной системе

Статья 95. Органы надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о службе в уголовно-исполнительной системе

Статья 96. Применение настоящего Федерального закона к правоотношениям, возникшим до дня вступления его в силу

Статья 97. Применение законодательных актов Российской Федерации в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона

Глава 14. Заключительные положения

Статья 98. О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»

Статья 99. Вступление в силу настоящего Федерального закона

УДК 343.819.3

Никитенко Мария Евгеньевна

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного процесса, криминалистики и основ судебной экспертизы Юридического института Красноярского государственного аграрного университета

Дмитриев Максим Дмитриевич

магистрант Юридического института Красноярского государственного аграрного университета

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕЖИМА

И БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ КОНВОИРОВАНИИ В УИС

Аннотация:

Проанализированы понятия «изоляция», «изоляция при конвоировании», «режим», «режим при конвоировании», «обыск», «досмотр», рассмотрены особенности, организационно-правовые средства их обеспечения при реализации конвоирования в системе ФСИН и раскрыты вопросы совершенствования последних. Сделаны выводы о необходимости закрепления в российском уголовно-исполнительном законодательстве категорий «режим при конвоировании», а также совершенствования методики определения запрещенных к хранению предметов.

Ключевые слова:

подозреваемый, обвиняемый, осужденный, конвоирование, изоляция, изоляция при конвоировании, установленный порядок отбывания наказания, режим, режим при конвоировании, средства обеспечения режима, обыск, досмотр, материальное оснащение при конвоировании, безопасность.

Nikitenko Maria Evgenyevna

Dmitriev Maksim Dmitrievich

Applicant for a Master’s Degree, Law Institute, Krasnoyarsk State Agrarian University

SECURITY CONTROL OF CONVOYING IN PRISONS

Одними из существенных проблем при регулировании перемещения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из одного учреждения УИС в другое являются регламентация содержания таких основных понятий, как «режим при конвоировании» , «обыск», «досмотр» , в подзаконных нормативно-правовых актах ограниченного доступа, а также отсутствие в уголовно-исполнительном законодательстве определения категории «изоляция».

Использование для отражения содержания важнейших понятий, определяющих правовой статус осужденных, подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, нормативно-правовых актов ограниченного доступа приводит к возникновению ряда вопросов. Во-первых, вызывает сомнение соблюдение ч. 3 ст. 15 Конституции РФ . Во-вторых, данное обстоятельство на практике может стать причиной нарушения прав спецконтингента в части информирования о правах и обязанностях , они не имеют возможности самостоятельно ознакомиться с режимными требованиями при конвоировании. Доведение требований режима содержания при конвоировании осуществляется в устной форме, что в соответствии со ст. 35 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными является исключительным случаем и применяется в отношении неграмотных подозреваемых, обвиняемых и осужденных . Подобный способ доведения информации мало приемлем по разным субъективным причинам (сотрудник может допустить ошибки при доведении информации случайно либо преднамеренно, спецконтингент в свою очередь может неверно воспринять указания, не придав им должного значения, и пр.). Разрешить указанную проблему возможно, законодательно установив обязанность доводить информацию о режиме при конвоировании до этой категории граждан в письменной форме.

Отметим, что УИК РФ устанавливает такие виды перемещения осужденных, как направление для отбывания наказания, следование для отбывания наказания, перемещение из одного места отбывания наказания в другое (ст. 75, 75.1, 76) . Способами перемещения являются самостоятельное следование, а также направление и перемещение под конвоем .

Конвоирование по плановым маршрутам в уголовно-исполнительной системе РФ осуществляется специальными подразделениями по конвоированию, которые занимают особое положение в структуре УИС. В соответствии с абз. 2 ст. 5 закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», а также перечнем видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему , подразделения по конвоированию не являются учреждениями, исполняющими наказания, основную задачу которых составляет конвоирование по плановым маршрутам.

При выполнении задач специальные подразделения по конвоированию пользуются правами, установленными законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» . Отдельно нужно заметить, что перечень обязанностей в свою очередь в данном акте не прописан. В связи с этим представляется необходимым дополнить рассматриваемый закон статьей 14.2 «Обязанности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию при выполнении возложенных на них задач».

В содержание этой статьи предлагаем включить следующие обязанности:

— обеспечение порядка конвоирования осужденных, подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— создание условий для обеспечения безопасности осужденных, подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу и находящихся под охраной караула;

— создание условий для обеспечения безопасности персонала, должностных лиц и граждан, находящихся в транспортных средствах, а также на территории с установленными режимными требованиями и на территории, прилегающей к ним;

— обеспечение охраны здоровья осужденных, подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, при их перемещении под конвоем;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— соблюдение правил раздельного содержания при перемещении под конвоем осужденных;

— обеспечение изоляции при перемещении под конвоем подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, от осужденных;

— осуществление деятельности по развитию материально-технической базы и социальной сферы;

— оказание содействия органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность в пределах компетенции;

— обеспечение соблюдения прав осужденных, подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также исполнение ими своих обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Укажем, что некоторые из обязанностей призваны обеспечивать соблюдение режима (порядок конвоирования; безопасность осужденных, подозреваемых и обвиняемых; безопасность персонала, должностных лиц и граждан; раздельное содержание конвоируемых по категориям; содействие органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность; соблюдение прав осужденных, подозреваемых и обвиняемых). Основная задача специальными подразделениями УИС по конвоированию выполняется за пределами учреждений, исполняющих наказания, и в отрыве от места дислокации подразделения, зачастую на территории нескольких субъектов Российской Федерации. В этом проявляются особенности режима при конвоировании.

Общей целью для учреждений, исполняющих наказания, и специальных подразделений УИС по конвоированию является создание условий, позволяющих обеспечить безопасность осужденных, персонала, должностных лиц и граждан; охрану и изоляцию осужденных; постоянный надзор за осужденными; исполнение возложенных на них обязанностей; реализацию их прав и законных интересов; раздельное содержание разных категорий осужденных . Места содержания под стражей обвиняемых и подозреваемых и специальные подразделения УИС по конвоированию также имеют ряд общих функций, позволяющих гарантировать соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых; исполнение подозреваемыми и обвиняемыми своих обязанностей; строгую изоляцию подозреваемых и обвиняемых от общества, а при необходимости — друг от друга . В силу выполнения задач по конвоированию в особых условиях на первый план выходит обеспечение охраны и изоляции, а также безопасности конвоируемых, состава караула, персонала и граждан.

В научном сообществе в понимании соотношения понятий «режим» и «изоляция» единства не наблюдается. Например, К.В. Мазняк полагает, что изоляция осужденного является средством обеспечения режима и его элементом . Р.З. Усеев в свою очередь говорит

об обратном отношении данных категорий, рассматривая режим как средство обеспечения изоляции .

В нашем представлении понятия «режим» и «изоляция» не могут существовать автономно друг от друга. Они являются центральными категориями в уголовно-исполнительном праве. Несмотря на это, законодательное определение термина «изоляция» отсутствует . В широком смысле под изоляцией мы понимаем строгое отграничение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, позволяющее исключить разного рода нежелательные связи. Связи, которые необходимо исключить либо разорвать, определяются целями изоляции.

Изоляция данной категории граждан при перемещении также предусмотрена и на международном уровне. В ст. 45 «Минимальных стандартных правил обращения с заключенными» установлено, что при перемещении заключенных необходимо обеспечить их строгое укрытие от посторонних (изоляцию) в целях их защиты от оскорблений, проявлений любопытства и любых видов огласки (цели изоляции) .

Изоляция в силу особого положения специальных подразделений УИС по конвоированию, а также их особых задач (конвоирования) выходит на первый план, конвоирование осуществляется за пределами исправительных учреждений, вблизи от посторонних граждан. Контакты конвоируемых с обществом могут нести негативный характер для обоих субъектов.

На практике в представлении Р.З. Усеева изоляция осужденных, подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, во время их перемещения осуществляется путем водворения в транспортное средство . Данное утверждение недостаточно полно отражает практический способ изоляции. При перемещении в форме конвоирования — при конвоировании на транспорте — мы понимаем изоляцию как водворение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в специальные транспортные средства с установлением режимных требований. При пешем конвоировании — водворение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, на территорию (участок местности) с режимными требованиями, отграниченную линией охраны, устанавливаемой через выставление часовых.

Перейдем к детальному рассмотрению категории «режим». В доктрине уголовно-исполнительного права под ней принято понимать явление, имеющее сложную структуру. А.В. Машнин выделял такие его разновидности, как режим исполнения, режим отбывания наказания, режим содержания осужденных . С.В. Михеева и В.А. Шиханов предлагают данную классификацию дополнить таким элементом, как режим при конвоировании .

В качестве правовой категории режим при конвоировании мы понимаем как особый правовой статус на территории — участке местности, транспортном средстве, в пределах которой конвоируемые и посторонние лица несут ряд специфических обязанностей, ограничений прав и свобод. В свою очередь специальные подразделения УИС по конвоированию наделяются правом применения мер безопасности и правовых средств в отношении нарушителей, понуждающих к выполнению определенных действий, служащих для обеспечения изоляции конвоируемых, а также безопасности конвоируемых и иных лиц.

Р.З. Усеев выделяет такие основные средства обеспечения режима при перемещении осужденных, как охрана; надзор; меры безопасности, применяемые к осужденным; меры их личной безопасности; технические средства охраны и надзора; а также инженерные средства, отвечающие за изоляцию осужденных . Представляется необходимым дополнить данный перечень мерами обеспечения личной безопасности сотрудников караула, лиц, проверяющих несение службы караула, лиц, сопровождающих конвоируемых, а также сотрудников РЖД (проводников) при железнодорожном конвоировании, экипажа при конвоировании на воздушных и водных судах.

Р.З. Усеев для законодательного отражения режима изоляции и правового статуса осужденных при перемещении предлагает дополнить УИК РФ статьей 82.1 «Режим изоляции и правовой статус осужденных при их перемещении» . Эти дополнения представляются достаточными за некоторыми исключениями. Мы считаем, что ч. 2.2 ст. 82.1 необходимо изложить иным образом. Корректировка позволит отразить требование обеспечения личной безопасности сотрудников караула, лиц, проверяющих несение службы караула, лиц, сопровождающих конвоируемых, а также сотрудников обеспечивающих служб (медицинского персонала, работников РЖД при железнодорожном конвоировании, экипажа при конвоировании на воздушных и водных судах).

Таким образом, часть 2.2 ст. 82.1 должна быть изложена в следующем виде: «Надзор за осужденными при их перемещении — это основанная на требованиях правовых норм система отношений, направленная на обеспечение правопорядка, прав и законных интересов осужденных, их безопасности и безопасности персонала транзитно-пересыльного пункта, сотрудников караула по конвоированию, лиц, проверяющих несение службы караула, лиц, сопровождающих конвоируемых, сотрудников обеспечивающих служб (медицинского персонала, работников РЖД, экипажа воздушного либо водного судна), а также на недопущение совершения осужденными противоправных деяний».

Для обеспечения изоляции, личной безопасности конвоируемых и сотрудников караула, снижения возможности совершения осужденными и лицами, содержащимися под стражей, побегов и преступлений караулы применяют обыск осужденных и лиц, содержащихся под стражей, и досмотр их вещей. Данное право предоставлено специальным подразделениям УИС по конвоированию пунктом 5 абз. 1 ст. 14.1 закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» . В соответствии с ч. 6 ст. 82 УИК РФ на объектах с установленными режимными требованиями администрация учреждений имеет право производить досмотр и обыск лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы .

На наш взгляд, наиболее соответствуют реалиям определения понятий «обыск» и «досмотр», которые даны С.Д. Аверкиным . Хотя они и не лишены недостатков: не в полной степени учитывают особенности режимных мероприятий при перемещении, конвоировании осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Полагаем, что под режимным досмотром при конвоировании нужно понимать принудительные действия предупредительно-профилактического характера специальных подразделений УИС по конвоированию, направленные на обследование вещей осужденных и лиц, содержащихся под стражей, целью которых являются обнаружение и изъятие запрещенных предметов. Считаем, что режимный обыск при конвоировании — это комплекс принудительных действий специальных подразделений, направленных на поиск и изъятие у лиц, подлежащих конвоированию, а также в помещениях, в которых они содержатся и в которые имеют доступ, запрещенных к хранению и использованию предметов.

Перечень запрещенных к хранению предметов в исправительных учреждениях устанавливается правилами внутреннего распорядка . Подобные правила следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы не содержат исчерпывающего перечня запрещенных к хранению и применению предметов. Администрация изоляторов получает большую свободу при составлении списка предметов, подлежащих изъятию. Например, в ст. 25 ПВР СИЗО содержатся оценочные характеристики: «представляют опасность для жизни и здоровья»; «могут быть использованы в качестве орудия преступления»; «для воспрепятствования целям содержания под стражей» . К запрещенным относятся также предметы, не включенные в перечень предметов первой необходимости (приложение № 2) . Это приводит к тому, что лица, содержащиеся в следственных изоляторах, получают меньше свобод в вопросе хранения и использования вещей и предметов , нежели содержащиеся в исправительных учреждениях.

Представляется обоснованной позиция С.В. Михеевой, В.А. Шиханова, согласно которой угрозы совершения правонарушений и преступлений во время перемещения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, за пределами учреждений существенно возрастают . Способствовать их реализации может наличие запрещенных предметов. В связи с этим целесообразно объединить методики установления запрещенных предметов, используемые в ИУ и СИЗО, для специальных подразделений УИС по конвоированию. При осложнении оперативной обстановки, наличии индивидуальных особенностей контингента, подлежащего конвоированию, дающих основание полагать, что конвоируемые могут совершить побег, нападение, акт членовредительства либо иные правонарушения, желательно наделить подразделения УИС по конвоированию правом расширять перечень предметов, подлежащих изъятию на период перемещения. При этом федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, следует установить список предметов первой необходимости, не подлежащих изъятию при конвоировании ни при каких обстоятельствах.

Значительная часть предметов, запрещенных к хранению и пользованию, может способствовать совершению нападения или побега осужденными и лицами, содержащимися под стражей, а также умышленному или неумышленному причинению вреда окружающим либо себе. При подготовке спецконтингента к конвоированию органом-отправителем выполнение требований в части изъятия запрещенных предметов приобретает особую значимость. Однако практика свидетельствует, что такие требования не всегда реализуются в должной степени. Это приводит к осуществлению данных действий силами караулов по конвоированию и становится дополнительной нагрузкой в более сложных условиях, чем в ИУ, СИЗО, ИВС:

— во-первых, в караул по конвоированию заступает ограниченное количество сотрудников, для сравнения — в караул по охране учреждения заступают вдвое больше человек, а то и втрое ;

— во-вторых, при конвоировании в спецвагонах порой крайне трудно проводить обысковые и досмотровые мероприятия (отсутствуют помещение-накопитель и качественно оборудованное помещение для обыска и досмотра).

Немаловажной проблемой является отрыв караулов, например по железнодорожным маршрутам, от населенных пунктов, а соответственно — от разных обеспечивающих служб. Трудности создает отсутствие медицинских служб. Могут возникнуть сложные ситуации при необходимости своевременного оказания медицинской помощи конвоируемым в случае причинения вреда себе или окружающим, в том числе неумышленного (например, при отравлении продуктами питания). Это может повлечь нарушение ст. 12 УИК РФ , а также ст. 9 «Основных принципов обращения с заключенными» . Снижение вероятности возникновения перечисленных ситуаций возможно при помощи комплексного совершенствования нормативно-правового обеспечения, с одной стороны, и материально-технической базы режима и проведения режимных мероприятий — с другой, в частности обысковых и досмотровых мероприятий при конвоировании.

Предложения Р.З. Усеева в части дополнения УИК РФ статьей 82.1 «Режим изоляции и правовой статус осужденных при их перемещении» являются, по нашему мнению, качественными и достаточными . Однако остается неурегулированным вопрос о конвоировании караулами, назначенными от управлений (отделов) по конвоированию территориальных органов ФСИН, таких категорий лиц, как подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу.

Для преодоления данного пробела федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» необходимо дополнить статьей 15.1 «Режим при перемещении подозреваемых и обвиняемых под конвоем» следующего содержания: «При перемещении подозреваемых и обвиняемых из следственных изоляторов в изоляторы временного содержания на подозреваемых и обвиняемых распространяется режим конвоирования, установленный уголовно-исполнительным законодательством РФ». Считаем, что данные изменения нормативно-правовых актов будут способствовать большей эффективности обеспечения режима при конвоировании.

Ссылки и примечания:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Об утверждении Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию (для служебного пользования) : приказ Минюста России/МВД России № 199-ДСП/369-ДСП от 24 мая 2006 г. (Настоящий нормативный правовой акт не подлежит обязательному официальному опубликованию как содержащий сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера).

2. Об утверждении Порядка проведения обысков и досмотров в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы и прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования (для служебного пользования) : приказ Минюста России № 64-ДСП от 20 марта 2015 г. (Не подлежит опубликованию).

5. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными : приняты на первом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в Женеве в 1955 г. : одобрены Экономическим и социальным советом в резолюциях № 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 г., № 2076 (LXII) от 13 мая 1977 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/prison (дата обращения: 12.01.2017).

6. Уголовно-исполнительный кодекс …

7. Там же.

10. Там же.

12. Мазняк К.В. Изоляция преступников и некоторые вопросы борьбы с побегами // Правовые вопросы лишения свободы и перевоспитания заключенных : материалы научной конференции 1-3 марта 1962 г. Томск, 1964. С. 120-127.

15. Минимальные стандартные правила …

16. Усеев Р.З. Указ. соч. С. 108.

19. Усеев Р.З. Указ. соч. С. 93.

20. Там же. С. 107.

21. Об учреждениях и органах …

22. Уголовно-исполнительный кодекс …

25. Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 14 окт. 2005 г. № 189 : в ред. от 21 июля 2016 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

26. Там же.

27. Нерсесянц В.С. Философия права : учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2013. 848 с.

28. Михеева С.В., Шиханов В.А. Указ. соч. С. 59.

29. Там же.

30. Уголовно-исполнительный кодекс …

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Усеев Р.З. Указ. соч. С. 107.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх