Куперс

Бухучет и анализ

Неустойка за нарушение правил заготовки древесины

Вместо ранее действовавшего договорно-разрешительного порядка использования лесов на основе договора и лесорубочного билета, ордера или лесного билета для снятия административных барьеров в ЛК РФ предусмотрен договорный порядок использования лесов путем заключения договора аренды.

Большинство видов использования лесов осуществляются на основе договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, поэтому значение договора аренды лесного участка резко возрастает.

По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 ЛК РФ (ч. 1 ст. 72 ЛК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 71 ЛК РФ к договору аренды применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ. Тем самым ЛК РФ устанавливает приоритет норм ЛК РФ в регулировании арендных отношений.

Правовое регулирование данного договора также осуществляется приказом Рослесхоза от 26 июля 2011 г. № 319 «Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка».

В качестве общего правила в ЛК РФ установлено, что договор аренды лесного участка заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора (ч. 1 ст. 74).

Основанием возникновения арендных правоотношений является протокол об аукционе и заключенный в соответствии с протоколом договор аренды. Договор аренды лесного участка подлежит государственной регистрации.

Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:

  • а) использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
  • б) использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых;
  • в) использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
  • г) использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов;
  • д) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
  • е) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со ст. 43-46 ЛКРФ.

Существенной особенностью рассматриваемого договора является его целевой характер. Виды использования лесов обязательно указываются в заключенном договоре.

Арендодателем выступает соответствующий орган государственной власти или местного самоуправления. Ограничений по субъектному составу лиц, которые выступают арендаторами, ЛК РФ не устанавливает.

В соответствии с ч. 2 ст. 72 ЛК РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет, за исключением случая, предусмотренного ч. 7 ст. 53.7 ЛК РФ.

Подлежащий передаче в аренду лесной участок должен быть индивидуализирован. Индивидуализация лесного участка осуществляется путем описания в договоре сведений о лесном участке, в том числе площади, его местоположения и границ, кадастрового номера. Кроме того, к договору прилагается кадастровая карта (план), которая является неотъемлемой частью договора.

Особенностью договора аренды лесного участка является его срочный характер. В отличие от ГК РФ, который допускает заключение договора без определенного срока (ч. 2 ст. 610), договор аренды лесного участка заключается на определенный срок, который определяется в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом (ч. 4 ст. 72 ЛК РФ).

Действующий ЛК РФ устанавливает минимальный и максимальный срок заключения договора аренды по использованию лесов в предпринимательских целях — по общему правилу от 10 до 49 лет. Однако ЛК РФ установил исключения из данного правила в ч. 3 ст. 72. Договор аренды лесного участка заключается от одного года до 49 лет при строительстве и эксплуатации водохранилищ, гидротехнических сооружений и специализированных портов, при предоставлении лесных участков для переработки древесины и иных лесных ресурсов. Данный договор заключается на срок до 49 лет при выполнении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, а также при заготовке древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со ст. 43-46 ЛК РФ.

Гражданский кодекс РФ допускает признание договора аренды заключенным при отсутствии в нем условия о сроке (п. 2 ст. 610) и арендной платы (п. 1 ст. 614), поэтому по существу единственным существенным условием договора аренды является его предмет. Однако круг существенных условий договора аренды лесного участка существенно шире, хотя они в отличие от ранее действовавшего ЛК РФ 1997 г. предусмотрены не ЛК РФ, а Правилами подготовки и заключения договора аренды лесного участка. К ним отнесены 1) подробные сведения о лесном участке; 2) срок договора; 3) виды использования лесов; 4) размер арендной платы, условия и сроки ее внесения; 5) объемы рубок лесных насаждений и изъятия других лесных ресурсов.

В отличие от других видов арендованного имущества, арендная плата по договору аренды лесного участка устанавливается только в денежной форме. Статья 73 ЛК РФ предусматривает различный порядок определения размера арендной платы при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов и без их изъятия. В обоих случаях в основу определения арендной платы положен ее минимальный размер. При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом участке. При использовании же лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.

Ставки платы, с учетом которых определяется арендная плата, устанавливаются соответствующими органами государственной власти или местного самоуправления в зависимости от формы собственности на лесные участки. Так, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 г. №310.

Важным является вопрос о возможности передачи арендованных лесных участков в субаренду. Лесной кодекс РФ 1997 г. запрещал субаренду участков лесного фонда. Действующий ЛК

РФ не регулирует данный вопрос, поэтому на отношения по субаренде распространяют свое действие правила ГК РФ, в соответствии с которыми передача арендованного имущества в субаренду допускается только с согласия арендодателя.

В литературе отмечается, что подобные распорядительные полномочия арендатора, с одной стороны, соответствуют поставленной законодателем задаче либерализации лесопользования, а с другой — их реализация может способствовать «…массовой скупке высокоплатежеспособными хозяйствующими субъектами прав аренды и передаче их другим структурам по своему усмотрению, что может вызвать негативные последствия как социального, так и экологического свойства».

Передача лесного участка в субаренду существенно затрагивает интересы арендодателя, может ухудшить условия использования лесных участков, поэтому с целью обеспечения интересов арендодателя в законодательном порядке необходимо предусмотреть правила о том, что при передаче лесного участка в субаренду запрещается изменять предусмотренный в договоре аренды вид использования лесов и объемы изъятия лесных ресурсов.

Следует отметить, что в соответствии с действующим ЛК РФ круг обязанностей арендаторов лесных участков увеличился. Арендаторы обязаны в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной или муниципальной экспертизы (ст. 88, 89 ЛК РФ), ежегодно представлять в установленном порядке лесную декларацию, т.е. заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (ст. 26 ЛК РФ).

Действующий ЛК РФ возлагает обязанность по противопожарному обустройству лесов (в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения и др., создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности) на арендатора (ст. 53 ЛК РФ).

Кроме того, арендаторы обязаны осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) (п. 4 ч. 1 ст. 55 ЛК РФ).

Арендаторы, осуществляющие предпринимательскую деятельность по заготовке древесины, осуществляют также лесовосстановительные мероприятия. Лесной кодекс РФ данные обязанности и бремя затрат возлагает на арендаторов, осуществляющих один из основных видов предпринимательской деятельности по использованию лесов — заготовку древесины. Арендаторы, осуществляющие другие виды деятельности, такой обязанности не несут.

Указанные обязанности имеют публично-правовой характер, однако конкретизация порядка и срока исполнения данных обязанностей осуществляется посредством внесения соответствующих условий в заключаемые договоры.

Таким образом, рассмотренные условия договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, свидетельствуют о существенных особенностях данного договора, сочетающего в себе частноправовые и публично-правовые элементы, что позволяет рассматривать его в качестве отдельного вида договора аренды.

Возросшее значение этого договора обусловливает необходимость сформулировать определение данного договора в ЛК РФ, в котором отразить его специальные признаки: «По договору аренды лесного участка, находящего в государственной или муниципальной собственности, арендодатель обязуется предоставить арендатору лесной участок за плату во временное владение и пользование для осуществления одного или нескольких видов использования лесов, а арендатор обязуется уплачивать арендную плату, использовать лесной участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенными видами использования лесов и соблюдать установленные законодательством требования». Существенные условия договора аренды лесного участка следует предусмотреть в ЛК РФ, а не в подзаконном нормативном акте.

1. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, либо совершенные в лесопарковом зеленом поясе, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.

3. Приобретение, хранение, перевозка или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

См. все связанные документы >>>

Комментируемая ст. 8.28 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной лесов.

Объективную сторону правонарушения по ст. 8.28 КоАП РФ составляют действия, выразившиеся:

а) в незаконной рубке, повреждении лесных насаждений или самовольном выкапывании в лесах деревьев, кустарников, лиан (ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ);

б) вышеуказанных действиях, которые совершены с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, либо совершенные в лесопарковом зеленом поясе, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, предусмотренного ст. 260 Уголовного кодекса РФ (ч. 2 ст. 8.28 КоАП РФ);

в) приобретении, хранении, перевозке или сбыте заведомо незаконно заготовленной древесины, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, предусмотренного ст. 191.1 Уголовного кодекса РФ (ч. 3 ст. 8.28 КоАП РФ).

Привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ за причинение повреждений лесным насаждениям (в виде штрафа в таком же размере, что и за незаконную рубку деревьев) допустимо при наличии повреждений, причинение которых может свидетельствовать о негативном воздействии на объекты охраны окружающей среды в соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (истощение, деградация, порча, уничтожение таких объектов и проч.) (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.12.2015 N Ф05-17414/2015).

Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (ч. 1 ст. 260 Уголовного кодекса РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, административная ответственность за которую предусмотрена ч. ч. 1 и 2 ст. 8.28 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать 5 000 рублей (примечание к ст. 260 Уголовного кодекса РФ).

Рубка лесных насаждений арендаторами лесных участков, имеющими проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, с нарушением технологии заготовки древесины, в том числе рубки, без подачи отчета об использовании лесов подлежит квалификации по ст. 8.25 КоАП РФ.

При разграничении преступления, предусмотренного ст. 260 Уголовного кодекса РФ, и административных правонарушений, ответственность за которые установлена ч. ч. 1 и 2 ст. 8.28 КоАП РФ, необходимо учитывать, что квалификации по указанным частям ст. 8.28 КоАП РФ подлежит допущенное лицом повреждение лесных насаждений, которое не привело к прекращению их роста, независимо от размера причиненного ущерба, либо повреждение лесных насаждений до степени прекращения их роста при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных п. п. «а» и «в» ч. 2 ст. 260 Уголовного кодекса РФ, если размер причиненного ущерба не достиг размера, определяемого в качестве значительного в соответствии с примечанием к ст. 260 Уголовного кодекса РФ (п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»).

При этом при повреждении лесных насаждений критерием отграничения преступления от административного правонарушения является степень повреждения указанных насаждений. Так, повреждения до степени прекращения роста, к которым относятся такие повреждения, как слом ствола, ошмыг кроны, обдир коры, следует квалифицировать по ст. 260 Уголовного кодекса РФ, а в иных случаях — по ст. 8.28 КоАП РФ (письмо Рослесхоза от 15.11.2012 N ЮД-03-54/13234 «О Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации»).

Субъектами административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.28 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица, юридические лица.

Субъективная сторона правонарушения по ст. 8.28 КоАП РФ характеризуется умыслом или неосторожностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх