Куперс

Бухучет и анализ

Независимость судебной власти предполагает

ПРАВОСУДИЕ

С. Ч. Коблов*

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ — САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ И НЕЗАВИСИМАЯ ВЕТВЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИИ

Глобальные изменения в политико-правовой и социально-экономической сферах общества и переустройство власти в России в конце прошлого столетия послужили мощным импульсом создания новой системы государственной власти, основанной на принципах разделения и самостоятельности ветвей власти.

Развитие российской государственности требует от власти поиска рациональных путей для реализации норм, принципов и положений Конституции Российской Федерации, цель которых заключается в надлежащем и более эффективном решении стоящих перед ней задач в рамках международных стандартов.

Конституция Российской Федерации (ст. 118) предусматривает три вида государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная.

Согласно нормам Конституции все ветви государственной власти самостоятельны, подчинены только закону и действуют исключительно в рамках предусмотренных полномочий. Каждая из ветвей власти выполняет свои функции, обладая в конституционно-правовом пространстве собственными предметами ведения и конкретным объемом полномочий. При этом независимость предусматривает как их самостоятельность, так и принцип сотрудничества и согласованности в системе государственной власти.

Приданием конституционным законодательством самостоятельного значения институту судебной власти подчеркивается, что разделение властей становится политическим и организационным началом построения в России демократического правового государства.1

Конституционный принцип разделения властей требует постоянного поддержания равновесия властных структур, исключающих возможность возвышения одной ветви власти над другой.

* Коблов Скифарц Черменович — аспирант Российской Академии правосудия, помощник судьи Арбитражного суда РСО-Алания.

© С. Ч. Коблов, 2010 E-mail: Skifarts@mail.ru

1 Комментарии к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В. П. Кашепова и др. М., 2002. С. 823-824.

«Господство права возможно лишь при надлежащей организации самой государственной власти… Как показал опыт, наилучшим способом такой организации является разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судеб-ную».2

Судебная власть согласно нормам Конституции Российской Федерации занимает особое место в иерархии государственной власти и представляет собой систему судов различной отраслевой направленности и компетенции.

Впервые законодательно разделение властей в России и выделение судебной власти в самостоятельную ветвь государственной власти было зафиксировано в «Основных положениях судоустройства», изданных 29 сентября 1862 г.: «Власть судебная отделяется от исполнительной, административной и законодательной».3

С принятием Конституции Российской Федерации в 1993 г. судебная власть приобрела все атрибуты самостоятельной ветви государственной власти, располагая собственной, автономной системой органов управления, источниками финансирования, выполняя функции, присущие только ей. В качестве приоритетного направления демократических основ организации и деятельности судов нормами Конституции Российской Федерации провозглашены доступность судебной власти и эффективная защита прав и свобод человека.

Созданы условия, обеспечивающие реализацию положений ст. 48 Конституции Российской Федерации о праве каждого на получение квалифицированной юридической помощи, предусмотрено многообразие форм ее оказания как гарантия обеспечения квалифицированной и при этом доступной юридической помощи.

В настоящее время судебная власть в России прочно заняла свое место в правовой системе как неотъемлемая часть цельного механизма государственной власти, что свидетельствует о ее авторитете и социальной значимости в обществе и государстве.

«Настал новый этап в развитии российского суда: происходит переход от формирования и становления судебной власти к ее самостоятельному функционированию на основе собственного конституционно-правового статуса в системе разделения влас-тей».4

Конституцией Российской Федерации предусмотрены самостоятельные ветви судебной власти: Конституционный Суд Российской Федерации, система судов общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации и система арбитражных судов во главе с Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. Определены формы осуществления судебной власти в виде конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства.

Глава 7 Конституции Российской Федерации содержит основы устройства судебной системы Российской Федерации, нормы, определяющие компетенцию различных судов, правовое положение судей и основополагающие принципы судебной деятельности.

Судебная власть в Российской Федерации является одним из важнейших элементов стабильности экономических отношений. При этом в ее функции входит создание условий для обеспечения самостоятельной и независимой судебной ветви государственной

2 Витрук Н. В. Конституционное правосудие. М., 2005. С. 39.

3 Ершов В. В. Судебная власть в правовом государстве: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 1992. С. 15.

4 Анишина В. И. Конституционные принципы как основа самостоятельности судебной власти: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2006. С. 5.

власти, установление принципов судопроизводства и судоустройства, гарантированный доступ граждан к правосудию.

Среди составляющих принципов судебной системы центральное место занимает право на судебную защиту, которое в соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантируется и обеспечивается государством каждому гражданину Российской Федерации, в том числе лицам без гражданства и иностранцам.

Независимость судебной власти предполагает возможность осуществления судом своих конституционных полномочий собственными силами и средствами, при гарантии отсутствия давления извне, в рамках действующих норм права.

«Независимая судебная власть, таким образом, становится сердцевиной правового государства и конституционализма, главной гарантией свободы народа».5

Для правильного и справедливого рассмотрения любого дела первостепенное значение имеют правовое регулирование судебной деятельности, реальная независимость суда, профессионализм, неподкупность судебного аппарата, а самым важным является доверие, которое суд в демократическом обществе должен вызывать у людей и в первую очередь у сторон судебного разбирательства.

Каждый гражданин в ходе судебного разбирательства должен иметь возможность восстановить нарушенные либо оспариваемые права и законные интересы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом суд, являясь государственным органом, осуществляющим правосудие, обязан в ходе рассмотрения дела (судебного разбирательства) руководствоваться исключительно принципом подлинного равенства представителей всех социальных слоев, занимающих различное социальное, имущественное и служебное положение, и отстаивать важнейшую из конституционных свобод — равенство всех перед законом.

«Общепризнанные принципы и нормы права являются общеобязательными для всех органов публичной власти, включая и судебную власть».6

Профессионализм и компетентность судебной власти являются важнейшими аргументами в процессе утверждения идей самостоятельности судебной власти, так как профессионализм конкретного судьи является зеркальным отражением всей судебной системы страны.

Правосудие как вид государственной деятельности призвано обеспечивать справедливое рассмотрение дел, основываясь на нравственных и правовых началах одновременно, обеспечивать неуклонное соблюдение права всеми его субъектами, защищать права и свободы людей, утверждать законность и справедливость.

Сегодняшнее состояние судебной системы и правосудия выдвигает на первый план те проблемы, которые обозначены в концепции ее развития:

— недопустимость ослабления лежащих в основе правосудия принципов самостоятельности и независимости судебной власти;

— сохранение и дальнейшее обеспечение доступности и качества правосудия;

— обеспечение доверия общества к судебной власти.

Судебная реформа при своем завершении должна обеспечить реализацию единых конституционных принципов правосудия и статуса судей, поднять престиж судебной власти, гарантировать ее независимость и высокий профессионализм.

5 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2006. С. 630.

6 Витрук Н. В. Конституционное правосудие. М., 2005. С. 102.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх