Куперс

Бухучет и анализ

Статья 129.1 регламентирует неправомерное несообщение сведений налоговому органу, что делает данную статью родственной ст. 126, раскрывающей непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Данный состав налогового правонарушения носит формальный характер, так как установление конкретного содержания общественно опасных последствий для привлечения к ответственности не требуется, но такие последствия подразумеваются.

Объектом правоотношений являются фискальные отношения, которым наносится ущерб. В данном конкретном случае состав правонарушения представляет собой воспрепятствование законной деятельности налоговых органов. Данное правонарушение является единичным, сумма штрафа, который является санкцией за совершение налогового правонарушения по комментируемой статье, определена в абсолютном размере.

Объективной стороной данного формального правонарушения по п. 1 представляется факт совершения самого правонарушения без указания на определенные последствия, а именно неправомерное несообщение или несвоевременное сообщение лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу. То есть de facto совершение правонарушения происходит посредством бездействия лица или действия с нарушением сроков, отведенных на сообщение сведений такого рода. Также пункт первый отграничивает данный состав от схожего состава по ст. 126 о непредставлении налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. В отличие от упомянутой статьи, ст. 129.1 в п. 1 подразумевает несообщение или же сообщение с нарушением срока сведений, отличных от тех, что необходимы для совершения налогового контроля. Как уже упоминалось при комментировании ст. 126 НК РФ, под сведениями в ст. 129.1 могут подразумеваться сведения, сообщаемые в том числе устно, тогда как ст. 126 НК РФ подразумевает под ними документированную информацию, подлежащую не сообщению, а представлению (см. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.08.2014 по делу N А11-7741/2013). Санкция за совершение данного правонарушения устанавливается в размере 5000 рублей, что значительно превосходит штраф за непредставление сведений по ст. 126 НК РФ.

П. 2 ст. 129.1, что интересно, говорит о неоднократности совершения деяния — отягчающем обстоятельстве, содержащемся в самом тексте статьи. Так, при повторном совершении деяния, описанного в п. 1, в течение календарного года штраф значительно увеличивается (в 4 раза) и составляет 20 000 рублей (см. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 09.09.2014 по делу N А72-16320/2013).

П. 2.1 опять же вводит собой совершение деяния, описанного в п. 1, особым субъектом — иностранной организацией или иностранной структурой без образования юридического лица — и конкретизирует предмет деяния, то есть те сведения, неправомерное непредставление или несвоевременное представление которых составляет правонарушение. Эти сведения указаны в п. 3.2 ст. 23 НК РФ и представляют собой сведения об участниках этой иностранной организации или об ее учредителях, бенефициарах и управляющих в том случае, если идет речь об иностранной структуре без образования юридического лица. Такие сведения по существу п. 3.2 ст. 23 должны представляться в том случае, если у иностранной организации или структуры без образования юридического лица есть признаваемое объектом налогообложения недвижимое имущество, по месту нахождения этого имущества. При множественности объектов упомянутого имущества сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения одного из них по выбору лица. Санкция за правонарушение по данной части устанавливается в виде штрафа в процентном выражении, а именно 100% от суммы налога на имущество организаций, исчисленного в отношении объекта или объектов недвижимого имущества, при их множественности, этой иностранной организации (структуры без образования юридического лица), сведения о которых не были представлены или были представлены несвоевременно. При этом указывается на то, что сумма штрафа исчисляется пропорционально доле участия в организации (структуре без образования юридического лица), сведения о которой не представлены или представлены несвоевременно, а при невозможности определения доли — пропорционально количеству участников.

Субъекты, на которых распространяется действие статьи 129.1, охватывают, по п. 1 и п. 2, физических лиц от 16 лет и организации (лиц, которые должны представлять требуемые сведения налоговым органам), которые являются по логике налогоплательщиками или налоговыми агентами, обязанными представлять сведения.

Субъекты по п. 2.1 определяются, как было указано выше, как иностранные организации или иностранные структуры без образования юридического лица, являющиеся налогоплательщиками.

Субъективная сторона данного правонарушения по всем пунктам может быть выражена как в форме умысла (неправомерное несообщение сведений), так и в форме неосторожности (несвоевременное сообщение сведений).

Статья 129.1 НК РФ. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу

1. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных пунктом 3 статьи 88 настоящего Кодекса пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

2. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года,

влекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей.

2.1. Неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком — иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) налоговому органу сведений, предусмотренных пунктом 3.2 статьи 23 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 100 процентов от суммы налога на имущество организаций, исчисленного в отношении объекта недвижимого имущества, принадлежащего этой иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица), которая не представила (несвоевременно представила) сведения, предусмотренные пунктом 3.2 статьи 23 настоящего Кодекса. При этом сумма штрафа исчисляется пропорционально доле участия в организации, сведения о которой не представлены (представлены несвоевременно), либо в случае невозможности определения доли участия лица в организации (иностранной структуре без образования юридического лица) пропорционально количеству участников.

3. Неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком — физическим лицом налоговому органу сообщения, предусмотренного пунктом 2.1 статьи 23 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, по которым не представлено (несвоевременно представлено) сообщение, предусмотренное пунктом 2.1 статьи 23 настоящего Кодекса.

Налогоплательщики и налоговые агенты за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, несут ответственность в соответствии со статьей 126 НК РФ. Таким образом, статья 129.1 применяется к иным категориям лиц, на которых возложена обязанность сообщать налоговым органам те или иные сведения.

Банки по статье 129.1 НК РФ к налоговой ответственности привлечены быть не могут.

Согласно позиции арбитражных судов размер штрафа, установленный в пункте 2 статьи 129.1 НК РФ, не зависит от количества не представленных в срок документов (сведений) и является фиксированным (см., например, решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.03.2008 N А60-1140/2008-С10, Постановления ФАС Уральского округа от 01.07.2008 N Ф09-4675/08-С3, ФАС Волго-Вятского округа от 13.02.2008 N А82-4228/2007-99).

Статья 129.1. «Налоговый кодекс РФ (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 26.03.2020)

Ответственность за неправомерное несообщение сведений налоговому органу установлена статьей 129.1 НК РФ.

Налогоплательщики и налоговые агенты за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, несут ответственность в соответствии со статьей 126 НК РФ. Таким образом, статья 129.1 применяется к иным категориям лиц, на которых возложена обязанность сообщать налоговым органам те или иные сведения.

К таким органам, в частности, относятся:

— органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющие нотариусов полномочиями (пункт 1 статьи 85 НК РФ);

— адвокатские палаты субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 85 НК РФ);

— органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц (пункт 3 статьи 85 НК РФ);

— органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (пункт 4 статьи 85 НК РФ);

— органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного (пункт 5 статьи 85 НК РФ);

— органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой (пункт 6 статьи 85 НК РФ);

— органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами (пункт 7 статьи 85 НК РФ);

— органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (пункт 8 статьи 85 НК РФ);

— органы и организации, осуществляющие аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц (пункт 9 статьи 85 НК РФ).

Пример.

Пункты 4 и 5 статьи 362 НК РФ закрепляют обязанность органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, сообщать налоговым органам сведения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства.

Пункт 2 статьи 375 НК РФ предусматривает обязанность уполномоченных органов и специализированных организаций, осуществляющих учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, сообщать в налоговый орган сведения об инвентаризационной стоимости каждого объекта недвижимости, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Таким образом, неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей. Если эти действия совершены повторно в течение календарного года, то штраф составит 5000 рублей (пункт 2 статьи 129.1 НК РФ).

Судебная практика:

Согласно позиции арбитражных судов размер штрафа, установленный в пункте 2 статьи 129.1 НК РФ, не зависит от количества не представленных в срок документов (сведений) и является фиксированным (решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.03.2008 N А60-1140/2008-С10, Постановления ФАС Уральского округа от 01.07.2008 N Ф09-4675/08-С3, ФАС Волго-Вятского округа от 13.02.2008 N А82-4228/2007-99).

Таким образом, размер штрафных санкций по пункту 2 статьи 129.1 НК РФ является фиксированным и не зависит от количества непредставленных документов.

Внимание!

Ответственность за правонарушение, предусмотренное статьей 129.1 НК РФ, наступает лишь в случаях, когда лицо, не являющееся участником конкретных налоговых правоотношений, в нарушение обязательств, возложенных на него законодательством о налогах и сборах, несвоевременно представляет сведения налоговому органу, причем указанное лицо обязано представить сведения без запроса налогового органа, в противном случае действия лица должны квалифицироваться по иным статьям НК РФ, в частности по статье 126 НК РФ. Такой вывод подтверждает судебная практика (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.03.2006 N А19-35754/05-15-Ф02-1166/06-С1).

Внимание!

Статьей 129.1 НК РФ установлен аналогичный статье 126 НК РФ состав налогового правонарушения — неправомерное несообщение сведений налоговому органу.

Однако в случае отказа проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки применять следует именно статью 126 НК РФ.

Дело в том, что статьей 126 НК РФ установлена ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Пункт 1 статьи 126 НК РФ распространяется только на налогоплательщиков и налоговых агентов. Ответственность по пункту 2 статьи 126 НК РФ наступает в случае, если сведения не представлены в силу запроса налогового органа, а не в силу прямого указания в НК РФ.

Статьей 129.1 НК РФ установлена ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ, т.е. субъектом данного налогового правонарушения являются участники налоговых правоотношений, отличные от налогоплательщика и налогового агента, например, пунктом 3 статьи 85 НК РФ установлена обязанность органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сообщать в налоговые органы сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.

На неправомерность применения статьи 129.1 НК РФ в случае отказа проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставлении их в установленные сроки указывает и судебная практика.

Судебная практика:

Пример.

Суть дела.

Налоговый орган 28.11.2003 направил в адрес налогоплательщика требование о представлении первичных документов для подтверждения правильности исчисления и своевременности уплаты налогов по налоговой декларации по налогу на прибыль. При этом требование содержало ссылки на статьи 31, 88, 93 НК РФ и срок для представления документов — 5 дней со дня получения требования, а также указание на то, что непредставление налоговому органу запрашиваемых документов (сведений) в установленный срок влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.

Решением налогового органа от 29.12.2003 налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ в виде взыскания штрафа за неправомерное несообщение налогоплательщиком сведений, которые в соответствии со статьями 31, 88, 93 НК РФ налогоплательщик должен был сообщить налоговому органу. При этом указано, что налоговым органом истребуемые документы не получены до 29.12.2003.

Позиция суда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.

Пунктом 2 статьи 93 НК РФ установлено, что непредставление в установленные сроки налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.

Налоговым органом при принятии решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ не учтено, что данной нормой предусмотрена специальная ответственность для лиц, не являющихся участниками налоговых отношений, но обладающих информацией, необходимой для налогового контроля, и обязанных самостоятельно представлять сведения о налогоплательщике.

Суд считает, что налоговым органом состав налогового правонарушения определен неверно и оснований для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ не имелось.

(Постановление ФАС Московского округа от 21.07.2004 N КА-А40/6066-04.)

Кроме того, в пункте 6 статьи 93.1 НК РФ установлено, что отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх