Куперс

Бухучет и анализ

НК ст 286

Можно ли не платить ежемесячные авансовые платежи, если у организации есть уверенность в том, что в отчетном периоде будет получен убыток? Какими неприятностями это может обернуться для организации? В этой статье проанализированы все возможные последствия неуплаты авансовых платежей.

На практике часто встречается такая ситуация. По правилам, установленным Налоговым кодексом РФ, организация должна уплачивать в текущем квартале ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль. Но уже в начале квартала понятно, что по итогам отчетного периода будет получен убыток. Возникает соблазн вообще не уплачивать авансовые платежи.
Может быть и иная ситуация. У организации просто-напросто нет денег, чтобы заплатить ежемесячные авансовые платежи в полном объеме (по расчету).
И тогда возникает вопрос: а предусмотрены ли какие-то штрафные санкции за неуплату (или неполную уплату) ежемесячных авансовых платежей?
Вправе ли налоговые органы взыскать авансовые платежи за счет денежных средств, находящихся на счетах в банках (ст. 46 НК РФ), а также за счет иного имущества (ст. 47 НК РФ)?

ПРАВИЛА УПЛАТЫ АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Правила исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль закреплены в ст. 286 НК РФ.
Общее правило таково.
Отчетными периодами по налогу на прибыль признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года (п. 2 ст. 285 НК РФ).
По итогам каждого отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала года до окончания отчетного периода.
В течение отчетного периода налогоплательщики должны исчислять сумму ежемесячного авансового платежа (п. 2 ст. 286 НК РФ).
Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу на прибыль исчисляется следующим образом:
— в I квартале — сумма ежемесячного авансового платежа принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в последнем квартале предыдущего года;
— во II квартале — сумма ежемесячного авансового платежа принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за I квартал текущего года;
— в III квартале — сумма ежемесячного авансового платежа принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам I квартала;
— в IV квартале — сумма ежемесячного авансового платежа принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.
Если рассчитанная таким образом сумма ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, то указанные платежи в соответствующем (текущем) квартале не осуществляются (п. 2 ст. 286 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 287 и п. 3 ст. 289 НК РФ авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.
Таким образом, по общему правилу, установленному Налоговым кодексом, каждая организация, являющаяся плательщиком налога на прибыль, должна ежемесячно исчислять и уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль.
Исключение из общего правила составляют те организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 3 млн руб. за каждый квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ). Такие организации могут платить налог на прибыль ежеквартально.
Налоговым кодексом установлено, что все организации должны ежемесячно исчислять и уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль. Исключения из этого правила установлены п. 3 ст. 286 НК РФ.
Отметим, что есть и другой вариант уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль.
Плательщики налога имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли.
Но о таком порядке уплаты налога необходимо уведомить налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего году, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. Причем выбранная налогоплательщиком система уплаты не может изменяться в течение года.
В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится ежемесячно исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца. При этом сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей (п. 2 ст. 286 НК РФ).
Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и т.д. до окончания календарного года (п. 2 ст. 285 НК РФ).
В этой статье мы будем подробно говорить об общем порядке уплаты ежемесячных авансовых платежей (когда они уплачиваются исходя из 1/3 квартального платежа за предыдущий период), потому что именно при этом варианте уплаты авансовых платежей как раз и возникают те проблемы, о которых мы говорили выше.

КАК ЭТО БЫВАЕТ НА ПРАКТИКЕ

На практике нередко встречаются такие ситуации, когда организация осуществляет бесприбыльную (убыточную) деятельность в текущем квартале.
При этом по правилам ст. 286 НК РФ (рассмотрены выше) организация все равно должна платить в этом квартале ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль, так как размер этих платежей определяется на основании данных предыдущих отчетных периодов.

ПРИМЕР 1.
ООО «Фолд» — плательщик налога на прибыль.
Согласно Декларации по налогу на прибыль за 2005 г. организация должна уплачивать в течение I квартала 2006 г. ежемесячные авансовые платежи (сумма ежемесячного платежа принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежавшего уплате в IV квартале 2005 г.) по срокам не позднее:
— 28 января 2006 г. — 5000 руб.;
— 28 февраля 2006 г. — 5000 руб.;
— 28 марта 2006 г. — 5000 руб.
Сумма фактически полученной прибыли за I квартал 2006 г. составила 75 000 руб. Соответственно сумма авансового платежа по налогу на прибыль за I квартал 2006 г. составила 18 000 руб. (75 000 руб. х 24%).
По итогам деятельности за II квартал 2006 г. организация получила убыток в сумме 2000 руб.
В данной ситуации авансовые платежи должны уплачиваться ООО «Фолд» следующим образом.
I квартал 2006 г.
Ежемесячно (не позднее 28 января, 28 февраля и 28 марта) организация должна уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль в размере 5000 руб. ежемесячно, т.е. за I квартал: 5000 руб. х 3 мес. = 15 000 руб.
По итогам I квартала 2006 г. в срок не позднее 28 апреля 2006 г. организация должна доплатить в бюджет положительную разницу между исчисленной суммой квартального авансового платежа и фактически уплаченными авансовыми платежами, которая составляет 3000 руб. (18 000 — 15 000).
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во II квартале 2006 г. (по срокам 28 апреля, 28 мая, 28 июня), принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за I квартал 2006 г., т.е. 6000 руб. (18 000 руб. : 3 мес.).
II квартал 2006 г.
Ежемесячно организация должна уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль в размере 6000 руб.
Итого за полугодие сумма уплаченных авансовых платежей составит 36 000 руб. (15 000 + 3000 + 18 000).
С учетом итогов деятельности за II квартал 2006 г. величина прибыли за полугодие — 73 000 руб. (75 000 — 2000).
Сумма авансового платежа по налогу на прибыль за полугодие — 17 520 руб. (73 000 руб. х 24%).
При этом фактически уже уплачено 36 000 руб. Соответственно у организации образуется переплата в бюджет по налогу на прибыль по состоянию на 30 июня 2006 г. в сумме 18 480 руб. (36 000 — 17 520).
При этом в III квартале 2006 г. организация не должна уплачивать ежемесячные авансовые платежи.
Приведенный пример показывает, «как это должно быть» по правилам.
Но на практике часто организация, не получая прибыли (либо осуществляя убыточную деятельность), не имеет достаточно денежных средств, чтобы в полном объеме и в срок заплатить ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль.
Или же налогоплательщик сознательно не платит авансовые платежи по причине того, что уверен: прибыли в текущем квартале не будет, поэтому ему совсем не хочется переплачивать налог в бюджет для того, чтобы потом его возвращать.
В таких ситуациях и возникает вопрос: что грозит организации в случае неуплаты (или неполной уплаты) ежемесячных авансовых платежей в отчетном квартале?
Могут ли налоговые органы взыскать неуплаченные суммы в принудительном порядке?
Начисляются ли на них пени?
Можно ли организацию оштрафовать за неуплату ежемесячных авансовых платежей?

ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ВЗЫСКАНИЕ

Статьями 46 и 47 НК РФ возможность принудительного взыскания предусмотрена только в отношении сумм неуплаченных налогов.
В соответствии с п. 1 ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 НК РФ.
Можно ли распространить нормы этих статей на суммы авансовых платежей по налогу?
На сегодняшний день, к сожалению, на этот вопрос следует ответить утвердительно: да, можно.
«Благодарить» за это следует Пленум ВАС РФ, который в п. 12 информационного письма от 22.12.2005 N 98 высказал свою позицию по этому вопросу. И позиция эта такова.
Отсутствие в статьях 46, 47 НК РФ положений об их применении к авансовым платежам не может быть расценено как отсутствие у налогоплательщика обязанности по уплате таких платежей (в том числе платежей, исчисляемых в течение отчетного периода).
При этом не имеет правового значения, каким образом исчисляется авансовый платеж: в зависимости от реальных финансовых результатов деятельности организации или в отсутствие таковой обусловленности.
Следовательно, если в текущем квартале организация не заплатит начисленные и отраженные в Декларации по налогу на прибыль ежемесячные авансовые платежи, то налоговые органы могут взыскать их в принудительном порядке.
Даже если организация представит в налоговый орган Декларацию, из которой будет видно, что в текущем квартале деятельность была бесприбыльной (убыточной), налоговый орган может воспользоваться своим правом на принудительное взыскание неуплаченных по сроку ежемесячных авансовых платежей. Это право сохраняется у него до конца срока камеральной проверки представленной Декларации.
Налоговые органы могут принудительно взыскать с организации отраженные в Декларации, но не уплаченные в установленные сроки ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль.
И только если по итогам камеральной проверки будет подтверждено отсутствие у организации обязанности по уплате авансовых платежей, налоговый орган теряет право на принудительное их взыскание. В этом случае он должен принять решение о прекращении принудительного взыскания ежемесячных авансовых платежей (если они еще к этому моменту не были взысканы) либо отменить ранее принятые решения об их взыскании.
Вот такое «замечательное» решение принял ВАС РФ. И можно не сомневаться, что налоговики примут его на вооружение.
Поэтому вероятность того, что неуплаченные организацией суммы ежемесячных авансовых платежей будут списаны с ее расчетного счета в бесспорном порядке, на сегодняшний день крайне велика.

ШТРАФ

В силу п. 1 ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ.
Пунктом 1 ст. 122 НК РФ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) по результатам налогового периода.
При этом Налоговым кодексом РФ не предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату авансовых платежей по результатам отчетных периодов (см. письмо Минфина от 16.02.2005 N 03-02-07/1-31).
Поэтому в случае невнесения или неполного внесения авансового платежа по налогу на прибыль с налогоплательщика не может быть взыскан штраф, предусмотренный ст. 122 НК РФ (п. 16 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71).
Отметим, что Пленум ВАС РФ в вышеупомянутом информационном письме от 22.12.2005 N 98 тему штрафов за несвоевременную уплату авансов не рассматривал. Но поскольку механизм принудительного взыскания налога распространен им на авансовые платежи, вызывает опасение, что этот подход будет распространен и на порядок взыскания штрафов и пени.

ПЕНИ

Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние сроки по сравнению со сроками, установленными законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 75 НК РФ).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным Налоговым кодексом дня уплаты налога или сбора (п. 3 ст. 75 НК РФ).
Пеня определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ (п. 4 ст. 75 НК РФ).
Обратите внимание! В статье 75 НК РФ речь идет исключительно о суммах налогов и сборов. Вопрос о возможности применения этой статьи к авансовым платежам был рассмотрен Высшим Арбитражным Судом РФ. Позиция ВАС РФ по этому вопросу изложена в п. 20 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
Она заключается в том, что пени, предусмотренные ст. 75 НК РФ, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 НК РФ.
Это значит, что в рассматриваемой нами ситуации пени, предусмотренные ст. 75 НК РФ, могут быть взысканы с налогоплательщика только за несвоевременную уплату квартальных авансовых платежей, поскольку именно эти авансовые платежи исчисляются по итогам отчетных периодов (I квартал, полугодие, 9 месяцев) исходя из реальных финансовых результатов деятельности организации за данный отчетный период.
Однако у налоговых органов, как водится, существует свое особое мнение, которое выражено в письме МНС России от 08.02.2002 N ВГ-6-02/160@.
Из этого письма следует, что налоговые органы считают возможным начисление пени на сумму не уплаченных в срок ежемесячных авансовых платежей. Пени на ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль исчисляются со дня, следующего за установленным законодательством о налогах и сборах сроком уплаты ежемесячных авансовых платежей (см. с. 36).
Но в указанном письме (видимо, с оглядкой на позицию Пленума ВАС РФ, изложенную в письме от 28.02.2001 N 5) уточняется, что размер авансового платежа для целей начисления пени не должен превышать сумму, определенную исходя из фактически полученной прибыли.
Это значит, что если сумма исчисленного за последний квартал авансового платежа окажется меньше суммы начисленных ежемесячных авансовых платежей за этот квартал, то налоговые органы производят пересчет ежемесячных авансовых платежей за последний квартал отчетного (налогового) периода. Одновременно с уменьшением начислений по ежемесячным авансовым платежам производится перерасчет пеней на сумму уточненных ежемесячных авансовых платежей в случае их несвоевременной или неполной уплаты.

ПРИМЕР 2.
ООО «Фолд» должно уплачивать во II квартале 2006 г. ежемесячные авансовые платежи в размере 1000 руб. по срокам 28 апреля, 28 мая и 28 июня. Итого общая сумма авансовых платежей за II квартал — 3000 руб. (1000 руб. х 3 мес.).
Авансовые платежи за апрель и май были уплачены вовремя. А авансовый платеж за июнь был уплачен 3 июля 2006 г.
В связи с тем что уплата авансового платежа произведена после установленного срока (срок 28 июня 2006 г.), на его сумму начисляется пеня.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ (п. 4 ст. 75 НК РФ). В настоящее время процентная ставка пени составляет 0,04% (12% : 300).
По данным Декларации по налогу на прибыль сумма авансового платежа исходя из фактически полученной прибыли за I квартал 2006 г. составила 5000 руб., за полугодие 2006 г. — 6800 руб.
Таким образом, в данном случае сумма квартального авансового платежа за II квартал фактически составила не 3000 руб., а 1800 руб. (6800 — 5000). В такой ситуации налоговый орган производит пересчет ежемесячных авансовых платежей за II квартал. Для этого сумма фактически исчисленного квартального платежа в размере 1800 руб. разбивается на три срока уплаты. Получаем сумму ежемесячного платежа — 600 руб. (1800 руб. : 3 мес.).
Расчет пеней производится на сумму уточненных ежемесячных авансовых платежей:
600 руб. х 0,04% х 5 дней = 1,2 руб.
Если за отчетный (налоговый) период сумма исчисленного за последний квартал квартального авансового платежа равна или превышает сумму начисленных за этот же квартал ежемесячных авансовых платежей, то начисление пени производится исходя из сумм начисленных ежемесячных авансовых платежей, которые налогоплательщик должен был уплатить в течение квартала в соответствии с Налоговым кодексом РФ, но в установленные сроки не уплатил.
Предположим, что в условиях примера 2 по окончании первого полугодия 2006 г. сумма авансового платежа по налогу на прибыль, исчисленная исходя из фактически полученной прибыли, составила 8900 руб. В этом случае сумма авансового платежа за II квартал 2006 г. составит 3900 руб. (8900 — 5000). Эта сумма превышает сумму начисленных ранее за этот же квартал ежемесячных авансовых платежей, отраженных в Декларации, — 3000 руб. (по 1000 руб. на каждый срок уплаты).
В такой ситуации пеня будет начислена на сумму 1000 руб., потому что именно эту сумму налогоплательщик согласно Налоговому кодексу РФ обязан был уплатить в качестве ежемесячного авансового платежа по сроку 28 июня 2006 г.
Сумма пени в этом случае составит 2 руб. (1000 руб. х 0,04 % х 5 дней = 2 руб.).
Еще раз отметим: в свете позиции, высказанной Пленумом ВАС РФ в вышеупомянутом письме от 28.02.2001 N 5, приведенный подход налоговых органов к начислению пени представляется более чем спорным.
Шансы доказать в суде неправомерность начисления пени на суммы ежемесячных авансовых платежей на сегодняшний день есть. Положительные решения по этому вопросу принимают суды в разных округах (см. постановления ФАС Уральского округа от 22.07.2003 N Ф09-2119/03-АК, Западно-Сибирского округа от 07.04.2003 N Ф04/1506-118/А81-2003).
При этом в Постановлении от 28.01.2003 N Ф09-22/03-АК ФАС Уральского округа не принял во внимание ссылку налогового органа на письмо МНС России от 08.02.2002 N ВГ-6-02/160@, указав, что это письмо согласно ст. 1 НК РФ не относится к законодательству о налогах и сборах, а довод о том, что ежемесячные авансовые платежи исчисляются исходя из фактически полученной прибыли, основан на неправильном толковании норм права.
Однако нельзя исключить, что в свете позиции, высказанной Пленумом ВАС РФ в информационном письме от 22.12.2005 N 98 по вопросу возможности принудительного взыскания неуплаченных ежемесячных авансовых платежей (см. с. 40), суды на местах изменят свой подход и к вопросу о начислении пени на такие платежи.

* * *

А вывод из всего изложенного следует простой.
Ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль нужно уплачивать, независимо от того, каковы результаты деятельности организации в текущем квартале.
В противном случае неуплаченные суммы могут быть взысканы налоговым органом в бесспорном порядке да еще и с начислением пени. Если у вас в течение года часто возникают ситуации, рассмотренные в данной статье, то, может быть, вам имеет смысл подумать о выборе другого варианта уплаты ежемесячных авансовых платежей — исходя из фактически полученной прибыли.

1. Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со статьей 274 настоящего Кодекса.

2. Если иное не установлено пунктами 4, 5 и 7 настоящей статьи, сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

По итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном настоящей статьей.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во втором квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в третьем квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.

Если рассчитанная таким образом сумма ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, указанные платежи в соответствующем квартале не осуществляются.

Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

При этом сумма авансовых платежей (сумма налога), подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода (за исключением случая, указанного в пункте 2.1 настоящей статьи). Указанный в настоящем абзаце порядок применяется также и в случае перехода с уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли на уплату ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода.

В консолидированной группе налогоплательщиков сумма авансового платежа по этой группе исчисляется и уплачивается ответственным участником в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

При переходе налогоплательщика, исчислявшего ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, на уплату ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода сумма указанного ежемесячного платежа, подлежащего уплате в первом квартале налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия предыдущего налогового периода.

2.1. Налогоплательщики, уплачивающие в налоговом периоде 2020 года ежемесячные авансовые платежи в течение отчетного (налогового) периода, вправе перейти до окончания налогового периода 2020 года на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли. При этом указанные налогоплательщики вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли начиная с отчетного периода четыре месяца, пять месяцев и так далее до окончания календарного года. Сумма авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.

Изменение порядка исчисления авансовых платежей по налогу должно быть отражено в учетной политике организации. Чтобы воспользоваться предусмотренным настоящим пунктом правом, налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган по месту нахождения организации (по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) не позднее 20-го числа месяца, на который приходится окончание отчетного периода, начиная с которого он переходит на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли. При переходе на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли начиная с отчетного периода четыре месяца налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган не позднее 8 мая 2020 года.

3. Организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал, а также бюджетные учреждения (за исключением театров, музеев, библиотек, концертных организаций), автономные учреждения, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг), участники простых товариществ, инвестиционных товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах, в инвестиционных товариществах, инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений, выгодоприобретатели по договорам доверительного управления уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

Театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи.

4. Если налогоплательщиком является иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, не связанные с постоянным представительством в Российской Федерации, обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика и перечислению налога в бюджет возлагается на российскую организацию или иностранную организацию, осуществляющую деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (налоговых агентов), выплачивающих указанный доход налогоплательщику.

Налоговый агент определяет сумму налога по каждой выплате (перечислению) денежных средств или иному получению дохода.

5. Российские организации, выплачивающие налогоплательщикам доходы в виде дивидендов, а также в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, подлежащим налогообложению в соответствии с настоящей главой, определяют сумму налога отдельно по каждому такому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов:

1) если источником доходов налогоплательщика является российская организация, обязанность удержать налог из доходов налогоплательщика и перечислить его в бюджет возлагается на этот источник доходов.

В этом случае налог в виде авансовых платежей удерживается из доходов налогоплательщика при каждой выплате таких доходов;

2) при реализации государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых предусмотрено признание доходом, полученным продавцом в виде процентов, сумм накопленного процентного дохода (накопленного купонного дохода), налогоплательщик — получатель дохода самостоятельно осуществляет исчисление и уплату налога с таких доходов.

При реализации (выбытии) государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых не предусмотрено признание доходом, полученным продавцом в виде процентов, сумм накопленного процентного дохода (накопленного купонного дохода), налогоплательщик — получатель дохода самостоятельно осуществляет начисление и уплату налога с таких доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 284 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Информация о видах ценных бумаг, по которым применяется порядок, установленный настоящим пунктом, доводится до налогоплательщиков уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. Организации, созданные после вступления в силу настоящей главы, начинают уплачивать ежемесячные авансовые платежи по истечении полного квартала с даты их государственной регистрации.

7. В консолидированной группе налогоплательщиков сумма налога по этой группе по итогам налогового периода определяется ответственным участником этой группы.

8. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащего уплате ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков в первом квартале налогового периода, в котором начала действовать эта группа, определяется как сумма ежемесячных авансовых платежей всех участников этой группы, подлежащих уплате в третьем квартале налогового периода, предшествующего созданию этой группы.

9. В случаях, если в соответствии с законодательством о налогах и сборах договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков регистрируется уполномоченным налоговым органом после начала налогового периода, уплаченные участниками консолидированной группы налогоплательщиков авансовые платежи по итогам истекших с начала налогового периода отчетных периодов подлежат зачету (возврату) соответствующему участнику консолидированной группы налогоплательщиков.

При этом пени на сумму недоимки, возникшей в результате определения консолидированной налоговой базы ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков по итогам истекших с начала налогового периода отчетных периодов, начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков обязанности по уплате налога (авансовых платежей), следующий за установленным настоящей статьей днем уплаты налога (авансовых платежей) по итогам отчетного (налогового) периода, в котором консолидированная группа была зарегистрирована.

10. В случае осуществления налогоплательщиком вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с главой 33 настоящего Кодекса установлен торговый сбор, налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, фактически уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа).

Положения настоящего пункта не применяются в случае непредставления налогоплательщиком в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

См. все связанные документы >>>

Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций и авансовых платежей по нему установлен статьями 286, 287 НК РФ.

Исчисленные в соответствии со статьей 286 НК РФ суммы авансовых платежей, а также сумма налога на прибыль организаций распределяются по обособленным подразделениям и уплачиваются в бюджет налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, в соответствии с положениями, предусмотренными статьей 288 НК РФ.

Это указано в письме Минфина России от 19.07.2010 N 03-03-06/2/126.

Сумма налога уплачивается по итогам налогового периода (пункт 1 статьи 55, пункт 1 статьи 285 НК РФ). В течение налогового периода (календарного года) организации должны уплачивать авансовые платежи. НК РФ предусматривает три возможных способа их уплаты:

— по итогам I квартала, полугодия и 9 месяцев плюс ежемесячные авансовые платежи внутри каждого квартала. Такой способ на основании абзаца 2 пункта 2 статьи 286 НК РФ используют все организации, за исключением применяющих порядок, установленный абзацем 7 пункта 2, пунктом 3 статьи 286 НК РФ;

— по итогам I квартала, полугодия и 9 месяцев без уплаты ежемесячных авансовых платежей. Этот порядок установлен пунктом 3 статьи 286 НК РФ, и его могут использовать организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, не превышали в среднем 10 млн. руб. за каждый квартал, а также бюджетные учреждения, автономные учреждения, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг), участники простых товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах, инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений, выгодоприобретатели по договорам доверительного управления;

— по итогам каждого месяца исходя из фактически полученной прибыли. Данный порядок могут применять любые организации, которые своевременно уведомили об этом налоговый орган.

Таким образом, абзацем 7 пункта 2 статьи 286 НК РФ предусмотрена возможность налогоплательщиков перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению. При этом исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

Сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.

Налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей, исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода (абзац 8 пункта 2 статьи 286 НК РФ).

Как указано в письме Минфина России от 30.07.2010 N 03-03-06/1/501, глава 25 НК РФ не содержит положений, обязывающих налогоплательщика уведомлять налоговый орган до начала налогового периода о переходе с уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли на общеустановленный порядок уплаты ежемесячных авансовых платежей.

Вместе с тем на налоговые органы возложен контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов (пункт 1 статьи 30 НК РФ), в связи с чем они должны обладать полнотой информации, необходимой для осуществления такого контроля, включая применяемый налогоплательщиком порядок исчисления и уплаты авансовых платежей.

Учитывая изложенное, для правильного учета налоговых обязательств налогоплательщику целесообразно направить в налоговую инспекцию сообщение о переходе с уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли на уплату авансовых платежей в ином порядке, составленное в произвольной форме.

Кроме того, порядок исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль организаций должен быть отражен в учетной политике организации на очередной налоговый период.

Внимание!

В соответствии с изменениями, внесенными в пункт 3 статьи 286 НК РФ Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ, вступившими в силу с 01.01.2011, организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, не превышали в среднем десяти миллионов рублей за каждый квартал, уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

Налогоплательщик применяет данный порядок уплаты налога начиная с квартала, следующего за предыдущими четырьмя кварталами, доходы от реализации в которых соответствуют указанному выше критерию.

Учитывая изложенное, если у ООО доходы от реализации за I, II, III и IV кварталы 2010 г. в среднем не превысили 10 млн. руб. за каждый квартал (то есть сумма строк 010 листа 02, 010 и 020 листа 05 налоговой декларации за 2010 г., деленная на 4, не превысила 10 млн. руб.), то с I квартала 2011 г. оно должно уплачивать только квартальные авансовые платежи.

Аналогичные разъяснения приведены в письме ФНС России от 11.02.2011 N КЕ-4-3/2151.

До 01.01.2011 предельная сумма доходов от реализации за предыдущие четыре квартала, при которой организация уплачивает только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода по налогу на прибыль, должна была не превышать в среднем 3 млн. руб. за каждый квартал.

Следует учитывать также письмо ФНС России от 13.04.2010 N 3-2-09/46.

Как указали налоговые органы, НК РФ не ограничивает возможность перехода на уплату только квартальных авансовых платежей началом налогового периода. Налогоплательщик применяет данный порядок уплаты налога начиная с квартала, следующего за предыдущими четырьмя кварталами, доходы от реализации в которых соответствуют указанному выше критерию.

При этом НК РФ не устанавливает для налогоплательщика обязанности по представлению в налоговый орган заявления (уведомления, сообщения) об изменении им порядка уплаты авансовых платежей налога на прибыль организаций в соответствии с пунктом 3 статьи 286 НК РФ. Вместе с тем налогоплательщик в изложенном в письме случае вправе сообщить налоговому органу об изменении им порядка уплаты авансовых платежей для исключения вопросов о причине неуплаты в I квартале 2010 г. ежемесячных авансовых платежей, начисленных исходя из данных налоговой декларации за 9 месяцев 2009 г.

Внимание!

При применении пункта 4 статьи 286 НК РФ необходимо иметь в виду следующее.

Поскольку Российская Федерация (эмитент облигаций) является публично-правовым образованием и не отвечает определению организации для целей НК РФ, Российская Федерация не может являться налоговым агентом для целей удержания налога на прибыль организаций с доходов в виде процентов по облигациям у источника выплаты. Кроме того, лица, участвующие в процессе перевода процентов по облигациям (включая Министерство финансов Российской Федерации, любой банк, производящий платежи от имени эмитента облигаций, любого фискального агента в отношении облигаций, любого платежного агента в отношении облигаций и любую депозитарную организацию в отношении облигаций вне зависимости от того, являются ли они налоговыми резидентами Российской Федерации), не считаются лицами, выплачивающими доход в виде процентов по облигациям, и, соответственно, не могут быть признаны налоговыми агентами для целей удержания налога с доходов в виде процентов по облигациям у источника выплаты.

Таким образом, статус эмитента облигаций является исчерпывающим основанием, в соответствии с которым в Российской Федерации не удерживается налог у источника выплаты с доходов в виде процентов по облигациям, получаемых иностранными организациями, не имеющими постоянного представительства.

Внимание!

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 925 обязанность по доведению до налогоплательщиков информации о видах ценных бумаг, по которым применяется порядок, установленный пунктом 5 статьи 286 НК РФ, закреплена за Минфином России.

Приказом Минфина России от 05.08.2002 N 80н утвержден Перечень государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых предусмотрено признание получения продавцом процентного дохода. В данный перечень входят:

— облигации федеральных займов;

— государственные краткосрочные бескупонные облигации;

— облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации;

— облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа;

— государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, а также муниципальные ценные бумаги, условия эмиссии которых зарегистрированы в установленном порядке и аналогичны условиям эмиссии и обращения государственных ценных бумаг Российской Федерации, указанным выше.

Федеральный закон от 16.11.2011 N 321-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков» внес ряд изменений в нормы статьи 286 НК РФ. В частности, были добавлены пункты 7, 8, 9.

В соответствии с данными изменениями сумма налога в консолидированной группе налогоплательщиков определяется ответственным участником данной группы, а сумма ежемесячного авансового платежа в первом квартале определяется как совокупность авансовых платежей всех участников консолидированной группы, которые должны уплачиваться в третьем квартале, предшествующем созданию консолидированной группы.

Кроме того, определен порядок взимания пени в случае недоимки. Так, пени начисляются за каждый календарный день просрочки.

Продолжаем облегчать жизнь индивидуальным предпринимателям и тем, кто только собирается открыть собственное дело. Сегодня разбираемся со сложной для многих темой упрощенной системы налогообложения.

Что такое упрощенная система налогообложения?

Говоря простым языком УСН – это особый налоговый режим, характеризующийся сравнительно несложной системой расчета сумм налогов.

Кому доступна упрощенная система налогообложения?

Согласно последней редакции закона, плательщиками в УСН могут быть:

  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ
  • НОТАРИУСЫ, осуществляющие нотариальную деятельность в нотариальном бюро
  • АДВОКАТЫ, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально

То есть УСН доступна всем предпринимателям?

Не совсем так – существует ряд ограничений. УСН не могут применять предприниматели:

  • которые производят подакцизные товары (алкоголь, бензин, машинные масла и пр.);
  • продающие ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • реализующие имущественные права на фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания и другое;
  • резиденты СЭЗ, специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал», Парка высоких технологий, парка «Великий камень»;
  • предоставляющие в аренду недвижимость, не находящуюся у них в собственности;
  • владельцы интернет-магазинов;
  • оказывающие услуги по размещению информации о продаже товаров в сети Интернет.
  • осуществляющие деятельность в рамках простого товарищества.

Также важно помнить, что применение упрощенной системы налогообложения прекращается, если валовая выручка предпринимателя в течение календарного года превысила 168 900 белорусских рублей.

В чем плюсы и минусы УСН?

Во-первых, преимущество применения УСН состоит в простоте учета: ведется всего одна основная книга. Во-вторых, упрощенная система налогообложения выгодна при осуществлении большинства видов деятельности (оказания услуг, торговли и пр.). Минус только один: ограничения по размеру выручки.

Мнение эксперта
Когда от УСН лучше отказаться и почему? Если у бизнеса есть перспектива расширения, то стоит ли изначально пользоваться УСН, а потом отказываться от него?

Партнёр адвокатского бюро «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий СБХ” Анастасия Малахова: От УСН лучше отказаться, если характер деятельности предполагает растущие затраты или если в перспективе планируется привлечение инвестора c долей в уставном фонде более 25 %. При оценке инвестиционной привлекательности инвестор, как правило, оценивает бухгалтерскую отчетность компании, финансовый результате деятельности. УСН может быть удобна в начале осуществления деятельности, когда затраты не велики. При этом целесообразно с самого начала применять ведение бухгалтерского учета и отчетности, чтобы было легко перейти на общую систему налогообложения.

Сколько придется платить?

В статье 289 Налогового кодекса установлены следующие размеры ставок:

  • 5% – для индивидуальных предпринимателей, НЕ УПЛАЧИВАЮЩИХ налог на добавленную стоимость;
  • 3% процента – для индивидуальных предпринимателей, УПЛАЧИВАЮЩИХ налог на добавленную стоимость;
  • 16% в отношении внереализационных доходов, в виде стоимости безвозмездно полученного имущества (товаров), имущественных прав, работ (услуг), выполненных (оказанных) на безвозмездной основе в интересах индивидуального предпринимателя (нотариуса, адвоката).

Нужно ли платить подоходный налог при УСН?

Нет, если выручка в течение календарного года не превысила 168 900, ИП не платит подоходный налог. Однако это не значит, что отменяются все налоги полностью. Патентные сборы, утилизационный сбор и экологический сбор платить все равно придется. По вы найдете полный список налогов, сборов (пошлин), в отношении которых сохраняется общий порядок исчисления и уплаты. Это, например, государственные и патентные пошлины, консульский, гербовый и оффшорный сборы и пр.

Как перейти на УСН?

Перейти на УСН можно со следующего календарного года (с момента государственной регистрации). Для этого необходимо подать уведомление в налоговую инспекцию с 1 октября до 31 декабря (в течение 20 рабочих дней со дня государственной регистрации ИП). Обратите внимание, что, если размер валовой выручки за первые девять месяцев текущего года ПРЕВЫШАЕТ 126 700 белорусских рублей, переход на УСН невозможен.

Индивидуальные предприниматели, прошедшие государственную регистрацию в году, в котором они претендуют на применение упрощенной системы, вправе применять упрощенную систему, начиная со дня их государственной регистрации. Для этого нужно в течение 20 рабочих дней со дня государственной регистрации подать в налоговую по месту постановки на учет уведомление о переходе на упрощенную систему. Форму уведомления о переходе на упрощенную систему можно скачать .

Что признается налоговым и отчетным периодом на УСН?

Налоговым периодом налога при упрощенной системе признается календарный год.

Отчетным периодом по налогу при упрощенной системе признается:

  • календарный месяц – для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему с уплатой ндс ежемесячно;
  • календарный квартал – для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему без уплаты налога на добавленную стоимость либо с уплатой налога на добавленную стоимость ежеквартально.

Как рассчитать налог при УСН?

Система упрощенная – поэтому и формула расчета проста:

НАЛОГ = Налоговая база х Ставка

Налоговая база налога при упрощенной системе определяется как денежное выражение валовой выручки за отчетный период. Рассмотрим все это на примере. Допустим, Василий Иванович получил 13000 валовой выручки за отчетный период (квартал в его случае). Он работает без НДС, поэтому ставка у него будет 5%. Соответственно, ему понадобится уплатить 650 рублей налога.

Когда надо платить налог и подать декларацию?

Уплата налога при упрощенной системе производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Декларацию же нужно предоставить не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ОШИБКИ И ОСОБЕННОСТИ ОТЧЕТНОСТИ ПРИ УСН

Партнёр адвокатского бюро «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий СБХ” Анастасия Малахова:

  • Налоговым кодексом установлены условия, при которых УСН применять нельзя (п. 5 ст. 286 НК РБ). Например, нельзя применять УСН, если организация реализует имущественные права на средства индивидуализации участников гражданского оборота, например, товарные знаки (пп. 5.1.2-1 п. 5 ст. 286 НК). Не вправе применять УСН организации, являющиеся участниками холдинга (абз. 2 пп. 5.6 п. 5 ст. 286 НК), а также коммерческие организации, более 25 % акций (долей в уставном фонде) которых принадлежит одной или в совокупности нескольким другим организациям (пп. 5.7 п. 5 ст. 286 НК).
  • Налоговым кодексом установлены основания (п. 6 ст. 286 НК РБ), когда организация обязана прекратить применять УСН и перейти на уплату налогов в общем порядке. Например, если численность работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно превысила 100 человек или валовая выручка организации нарастающим итогом в течение календарного года превысила соответственно 1 542 600 белорусских рублей. Важно не допускать нарушения указанных выше условий.
  • Чтобы не допустить необоснованного применения УСН, важно соблюдать период, с которого применения УСН необходимо прекратить, а также последующий срок, в течение которого УСН не может применяться. Например, если организация перешла после 1 января календарного года на общий порядок налогообложения, то она не вправе в следующем календарном году применять УСН (п. 7 ст. 286). Исключение установлено только для организаций, которые заявили о применении УСН, но так и не начали ее применять п. 5 ст. 287 НК.
  • Правила определения валовой выручки как объекта налогообложения УСН установлены в ст. 288 НК. На практике возникают вопросы по составу учитываемых для УСН внереализационных доходов и порядке их учета. Не все доходы, которые относятся ко внереализационным для целей уплаты налога на прибыль, облагаются УСН, в отношении отдельных внереализационных доходов сохраняется общий порядок уплаты налога на прибыль (ч. 7 п. 2 ст. 288, пп. 3.10 п. 3 ст. 286 НК).
  • По общему правилу организации, применяющие УСН, со средней численностью работников не более 15 человек и размером валовой выручки не более 410 000 белорусских рублей, а также ИП вправе вести учет в книге учета доходов и расходов (п. 1 ст. 291 НК). Такие организации вправе не вести бухгалтерский учет и отчетность. Однако это не всегда удобно. Так, при выплате дивидендов возникает вопрос о том, как рассчитать прибыль. У организаций, ведущих учет в Книге, и применяющих УСН с НДС, возникают вопросы по моменту исчисления и принятия к вычету НДС.

Полезные ссылки

  • Упрощенная система налогообложения регулируется главой 34 налогового кодекса «Налог при упрощенной системе налогообложения».
  • Упрощенная система налогообложения на 2017 год.

Читайте нас в Telegram и Яндекс.Дзен первыми узнавайте о новых статьях!

1. Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со статьей 274 настоящего Кодекса. 2. Если иное не установлено пунктами 4, 5 и 7 настоящей статьи, сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно. (в ред. Федерального закона от 16.11.2011 N 321-ФЗ) По итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном настоящей статьей. (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во втором квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года. (абзац введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ) Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в третьем квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала. (абзац введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ) Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия. (абзац введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ) Если рассчитанная таким образом сумма ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, указанные платежи в соответствующем квартале не осуществляются. (абзац введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ) Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца. КонсультантПлюс: примечание. Абз. 8 п. 2 ст. 286 (в ред. ФЗ от 22.04.2020 N 121-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2020. При этом сумма авансовых платежей (сумма налога), подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода (за исключением случая, указанного в пункте 2.1 настоящей статьи). Указанный в настоящем абзаце порядок применяется также и в случае перехода с уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли на уплату ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода. (в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 24.11.2014 N 366-ФЗ, от 22.04.2020 N 121-ФЗ) В консолидированной группе налогоплательщиков сумма авансового платежа по этой группе исчисляется и уплачивается ответственным участником в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей. (абзац введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ) При переходе налогоплательщика, исчислявшего ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, на уплату ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода сумма указанного ежемесячного платежа, подлежащего уплате в первом квартале налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия предыдущего налогового периода. (абзац введен Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ) КонсультантПлюс: примечание. П. 2.1 ст. 286 (в ред. ФЗ от 22.04.2020 N 121-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2020. 2.1. Налогоплательщики, уплачивающие в налоговом периоде 2020 года ежемесячные авансовые платежи в течение отчетного (налогового) периода, вправе перейти до окончания налогового периода 2020 года на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли. При этом указанные налогоплательщики вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли начиная с отчетного периода четыре месяца, пять месяцев и так далее до окончания календарного года. Сумма авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Изменение порядка исчисления авансовых платежей по налогу должно быть отражено в учетной политике организации. Чтобы воспользоваться предусмотренным настоящим пунктом правом, налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган по месту нахождения организации (по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) не позднее 20-го числа месяца, на который приходится окончание отчетного периода, начиная с которого он переходит на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли. При переходе на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли начиная с отчетного периода четыре месяца налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган не позднее 8 мая 2020 года. (п. 2.1 введен Федеральным законом от 22.04.2020 N 121-ФЗ) КонсультантПлюс: примечание. При применении п. 3 ст. 286 в налоговом периоде 2020 года используется предельная величина доходов от реализации, определяемых в соответствии со ст. 249, в сумме в среднем 25 миллионов рублей за каждый квартал (ФЗ от 22.04.2020 N 121-ФЗ). 3. Организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал, а также бюджетные учреждения (за исключением театров, музеев, библиотек, концертных организаций), автономные учреждения, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг), участники простых товариществ, инвестиционных товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах, в инвестиционных товариществах, инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений, выгодоприобретатели по договорам доверительного управления уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода. (в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 28.11.2011 N 336-ФЗ, от 23.07.2013 N 215-ФЗ, от 08.06.2015 N 150-ФЗ) Театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи. (абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 215-ФЗ) 4. Если налогоплательщиком является иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, не связанные с постоянным представительством в Российской Федерации, обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика и перечислению налога в бюджет возлагается на российскую организацию или иностранную организацию, осуществляющую деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (налоговых агентов), выплачивающих указанный доход налогоплательщику. Налоговый агент определяет сумму налога по каждой выплате (перечислению) денежных средств или иному получению дохода. 5. Российские организации, выплачивающие налогоплательщикам доходы в виде дивидендов, а также в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, подлежащим налогообложению в соответствии с настоящей главой, определяют сумму налога отдельно по каждому такому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов: 1) если источником доходов налогоплательщика является российская организация, обязанность удержать налог из доходов налогоплательщика и перечислить его в бюджет возлагается на этот источник доходов. В этом случае налог в виде авансовых платежей удерживается из доходов налогоплательщика при каждой выплате таких доходов; 2) при реализации государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых предусмотрено признание доходом, полученным продавцом в виде процентов, сумм накопленного процентного дохода (накопленного купонного дохода), налогоплательщик — получатель дохода самостоятельно осуществляет исчисление и уплату налога с таких доходов. (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) При реализации (выбытии) государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых не предусмотрено признание доходом, полученным продавцом в виде процентов, сумм накопленного процентного дохода (накопленного купонного дохода), налогоплательщик — получатель дохода самостоятельно осуществляет начисление и уплату налога с таких доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 284 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. (абзац введен Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ) Информация о видах ценных бумаг, по которым применяется порядок, установленный настоящим пунктом, доводится до налогоплательщиков уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 6. Организации, созданные после вступления в силу настоящей главы, начинают уплачивать ежемесячные авансовые платежи по истечении полного квартала с даты их государственной регистрации. (п. 6 введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 7. В консолидированной группе налогоплательщиков сумма налога по этой группе по итогам налогового периода определяется ответственным участником этой группы. (п. 7 введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ) 8. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащего уплате ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков в первом квартале налогового периода, в котором начала действовать эта группа, определяется как сумма ежемесячных авансовых платежей всех участников этой группы, подлежащих уплате в третьем квартале налогового периода, предшествующего созданию этой группы. (п. 8 введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ) 9. В случаях, если в соответствии с законодательством о налогах и сборах договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков регистрируется уполномоченным налоговым органом после начала налогового периода, уплаченные участниками консолидированной группы налогоплательщиков авансовые платежи по итогам истекших с начала налогового периода отчетных периодов подлежат зачету (возврату) соответствующему участнику консолидированной группы налогоплательщиков. При этом пени на сумму недоимки, возникшей в результате определения консолидированной налоговой базы ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков по итогам истекших с начала налогового периода отчетных периодов, начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков обязанности по уплате налога (авансовых платежей), следующий за установленным настоящей статьей днем уплаты налога (авансовых платежей) по итогам отчетного (налогового) периода, в котором консолидированная группа была зарегистрирована. (п. 9 введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ) 10. В случае осуществления налогоплательщиком вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с главой 33 настоящего Кодекса установлен торговый сбор, налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, фактически уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа). Положения настоящего пункта не применяются в случае непредставления налогоплательщиком в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора. (п. 10 введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ) КонсультантПлюс: примечание. С 01.01.2028 ст. 286.1 (ред. от 26.07.2019) утрачивает силу (ФЗ от 26.07.2019 N 210-ФЗ). КонсультантПлюс: примечание. С 01.01.2028 ст. 286.1 утрачивает силу (ФЗ от 27.11.2017 N 335-ФЗ).

Способы уплаты авансов по налогу на прибыль в 2016 году

Согласно ст 286 НК РФ с комментариями 2016 года, есть три способа отчислять авансы по налогу на прибыль. Каждый из них подходит не всем организациям. Способы уплаты подбираются по критериям. Итак, существуют следующие варианты:

  1. По итогам 1-го квартала, полугодия и 9-ти месяцев одновременно с ежемесячными платежами внутри каждого квартала. Этот способ доступен всем фирмам, кроме тех, которые используют порядок, указанный в пункте 3.
  2. По итогам 1-го квартала, полугодия и 9-ти месяцев без ежемесячных внутриквартальных платежей. Такой вариант могут использовать фирмы, чьи доходы за предшествующие 4 квартала не превысили 10 млн. руб. за каждый квартал. Этот расчёт также доступен бюджетным учрежд.; иностранным фирмам, действующим через представительство; НКО; участникам простых товариществ; инвесторам по соглашениям о разделе продукции; выгодоприобретателям по договорам доверительного управления. Все эти учреждения и организации могут использовать данный способ уплаты только в рамках своей деятельности, а не в отношении дополнительных доходов.
  3. По итогам каждого месяца по факту получения прибыли. Такой порядок доступен всем фирмам, своевременно уведомившем о его применении Налоговую службу (не позже 31 декабря предшествующего года). В середине года изменить систему нельзя. Чтобы вернуться к первому или, при возможности, ко второму способу исчисления налога, нужно дождаться наступления нового налогового периода. При таком способе авансовые платежи вносятся ежемесячно исходя из налоговой ставки и фактической прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала года и до конца соответствующего месяца.

Итак, ст 286 НК РФ с комментариями 2016 г устанавливает три варианта исчисления авансов по налогу на прибыль. Какой бы способ уплаты авансовых платежей не выбрала организация, он обязательно должен быть отражен в её учётной политике за очередной налоговый период. Налоговая служба обязана контролировать правильность расчёта и перечисления налога в бюджет, поэтому она должна располагать информацией о том, какой вариант расчёта авансов использует та или иная фирма. Для того, чтобы воспользоваться 2-м вариантом, организации необходимо подтверждать своё право на это, подавая документы и заявление в налоговый орган. Чтобы перейти с 1-го варианта на 3-й, также необходимо обязательно уведомить Налоговую. А вот при переходе с 3-го способа на 1-й никаких уведомлений НК РФ не предусматривает. На общеустановленный порядок уплаты авансов можно перейти просто с начала нового года. Некоторые эксперты выражают мнение, что для правильности учёта налоговых обязательств плательщику всё же целесообразно направить в Налоговую инспекцию заявление о переходе на первый вариант, написанное в произвольной форме.

Допустимость взыскания ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль

Обратимся к ст 286 НК РФ с комментариями 2016 года. Она определяет порядок исчисления авансов по налогу, но не содержит разъяснений касающихся таких взысканий. В настоящий момент есть две судебные позиции, и расхожие мнения экспертов. Есть множество судебных решений и информ. письмо ВАС РФ, которые выражают мнение о допустимости принудительного взыскания авансов по налогу на прибыль. Суды указывают, что налоговая служба вправе направить требование об уплате ежемесячных платежей и, при его невыполнении, взыскать долг принудительно. При этом такое же большое количество судебных решений содержит противоположный вывод о недопустимости такого взыскания. Судьи называют авансовые платежи промежуточными, так как они платятся не за весь отчётный период, а лишь за его часть. На этом основании неуплата аванса не признаётся налоговой недоимкой, а значит и требование об уплате аванса не направляется. При этом есть эксперты поддерживающие как одну, так и за другую позицию. Поэтому при возникновении спора правоту придётся доказывать.

Как платить налог на прибыль авансом при переходе с УСН на ОСН?

Когда доходы плательщика налога, использующего «упрощенку”, за квартал, превысят определённую сумму (в 2016 году предел поднялся почти до 80 млн. руб.), он потеряет право использовать этот налоговый режим. Также право использовать УСН исчезает, если нарушаются иные установленные НК РФ требования. Например, организация увеличит число своих работников или начнёт заниматься подакцизной деятельностью, или доля чужого участия в её уставном капитале внезапно увеличится и займет более 25 %. При наступлении таких обстоятельств, право применения УСН исчезает для фирмы с начала того квартала, в котором началось превышение допустимого дохода или имели место нарушения. Налоги в таком случае платятся так, будто организация была вновь создана, но на базе применения ОСН. При переходе с упрощенной на общую налоговую систему организация начнёт относиться к тем, кто платит налог на прибыль. Возникнет необходимость платить авансы по налогу на прибыль. Как рассчитать эти платежи в 2016 году? Авансы вносятся вновь созданными организациями за отчётный период, если выручка составит не больше 5 млн. руб в одном месяце 2016 года или не больше 15 млн. руб. в одном квартале (т.к. квартал — это три месяца, то расчёт идет по 5 млн. руб. в месяц). Когда происходит превышение ограничения по выручке, то порядок уплаты авансов меняется с месяца, следующего за месяцем превышения. Тогда налоговая декларация должны быть представлена не позже 28 марта года идущего за истёкшим налоговым периодом. А все авансовые платежи уплачены не позднее срока подачи декларации. Ежемесячные авансы вносятся до 28 числа каждого месяца. Например, если фирма потеряла право на УСН в 1-м, 2-м или 3-м квартале, то не позже 28 числе следующего за этим кварталом месяца ей нужно заплатить квартальный аванс по налогу на прибыль. Если право на УСН потеряно в 4-м квартале, то налог на прибыль рассчитывается за последний квартал, но платится за год да 28 марта следующего года. Вместе с этим организация, у которой за предшествующие 4 квартала выручка в среднем за квартал 2016 года не превысит 15 млн. руб. (если в расчёт берется 2015 год, то 10 млн. руб.), может ежемесячные авансы не вносить, а платить налог только ежеквартально. Осталось уточнить, как считается налог на прибыль. Размер налога равен налоговой ставке умноженной на налоговую базу. Основная ставка по налогу на прибыль в нашей стране 20%. Кроме основной, существуют специальные ставки — как более высокая 30-ти процентная, так и более низкие (льготные) вплоть до нулевой. Применение ставок зависит от вида деятельности, статуса организации и прочих факторов.

Как считается налог на прибыль фирмой, добровольно поменявшей УСН на ОСН?

Добровольно перейти с упрощенной на общую систему можно с начала нового календарного года, уведомив об этом налоговую инспекцию до 15 января. Мы уже выяснили, что фирмы, утратившие право использовать «упрощенку”, начинают применять общую систему налогообложения как только что созданные. Но как быть фирмам добровольно выбравшим общую систему. Должны ли они платить налог на прибыль организаций 2016, авансовые платежи внося ежемесячно, как вновь созданная фирма? Или могут воспользоваться правилом п 3 ст 286 НК РФ и вносить платежи ежеквартально? НК РФ этого не уточняет, судебной практики по схожим вопросам тоже нет. Однако Минфин разъясняет, что правила, распространяющиеся на вновь зарегистрированные организации и фирмы, не относятся к налогоплательщикам добровольно сменившим режим на основной. Так, по мнению государственного органа, те, кто платит налог на прибыль, добровольно поменяв режим, вправе воспользоваться льготой п 3 ст 286 НК РФ. То есть, если её доходы за предыдущие 4 квартала (еще в период применения УСН) не превышали 15 млн. руб. в каждом квартале, то организация может вносить авансы по налогу на прибыль ежеквартально, а не ежемесячно. Таким образом, при добровольной смене налогового режима фирма может выбрать, когда платить налог на прибыль. Считается налог на прибыль по стандартной формуле: ставка 20% (или иная, если есть основания) умножается на налоговую базу (доходы фирмы минус расходы и минус убытки прошлых периодов, если они были).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх