- от автора admin
Содержание
- Проблемы обращения с отходами ЛПУ
- Утилизация медицинских отходов
- Организации обращения с отходами ЛПУ
- Существующая практика сбора и утилизации медицинских отходов
- Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)
- Состав проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение:
- Этапы разработки проекта образования отходов и лимита на их размещение (ПНООЛР)
- Необходимая информация для расчета нормативов
- Стоимость разработки проекта нормативов образования отходов
- Срок действия ПНООЛР
- Нормативные акты по разработке ПНООЛР
В настоящее время выделены такие виды отходов, как промышленные, муниципальные, строительства и сноса, транспортного комплекса, топливно-энергетического комплекса, лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), биологические, сельскохозяйственные и другие. Проблемы отходов тесно связаны с решением санитарно-эпидемиологических, экологических, технических и социальных вопросов, стоящих практически перед всеми странами мира. Это — сбор, транспортировка, обезвреживание, хранение, утилизация, переработка и захоронение отходов производства и потребления.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» и другими нормативно-правовыми актами. Прогрессивным моментом, безусловно, стала разработка региональных целевых программ управления отходами, направленных на обеспечение эколого-гигиенической безопасности
После вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» идет процесс наработки общих и специальных технических регламентов. С гигиенических позиций важно, чтобы в них, в каждом на своем уровне, решались вопросы безопасности для жизни, здоровья населения и окружающей среды. Одним из серьезных вопросов, требующих должного отражения является решение вопросов обращения с отходами производства и потребления. По данным ООН от 25 до 33% регистрируемых в мире заболеваний напрямую связаны с низким качеством окружающей человека среды; в 18% случаев причиной преждевременной смерти являются неблагоприятные условия окружающей среды, из них 1% приходится на негативное воздействие промышленных и бытовых отходов.
Однако, этим вопросам в некоторых технических регламентах уделяется мало внимания. Как правило, заявляемый в преамбуле документа тезис «о безопасности для жизни, здоровья населения и окружающей среды» не находит своего последовательного освещения (решения) в самом документе. Теряется значимость выдвинутого тезиса уже при определении целей и задач.
Забывается, что любая продукция и процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации продукции и отходов производства выступают в качестве объекта технического регулирования, а основным предметом регламента является установление требований, обеспечивающих безопасность, в том числе санитарно-эпидемическую и эколого-гигиеническую. Последнее предполагает использование существующих нормативных актов в области экологии, гигиены и эпидемиологии.
Разработка технических регламентов может и должна рассматриваться как один из элементов комплексного упреждающего подхода к производственным процессам, выпускаемой продукции и, соответственно, к отходам производства и потребления с целью минимизации их негативного воздействия на здоровье человека и окружающую среду с учетом всех ранее разработанных нормативных актов. Глобальность существующей проблемы вызывает необходимость осуществления гармонизации на региональном, национальном, и международном уровнях рассматриваемого частного вопроса и общей проблемы безопасности для жизни, здоровья человека и окружающей среды. Однако большинство разработчиков технических регламентов пока отличает достаточно узкий профессиональный подход, отсутствие внимания к решению уже в них столь глобальной проблемы, как проблема обращения с отходами производства и потребления.
Особого внимания требуют медицинские отходы, которые опасны в эпидемиологическом отношении, поскольку содержат патогенные микроорганизмы и яйца гельминтов, а также могут быть загрязнены токсичными и радиоактивными веществами.
Проблемы обращения с отходами ЛПУ
После выхода СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» и проведения рекомендуемых ими мероприятий позволило добиться определенного прогресса в области обращения с отходами ЛПУ. В тоже время ряд важнейших вопросов безопасного обращения с отходами ЛПУ остаются нерешенными и даже не обеспеченными нормативными актами. Это, прежде всего отсутствие единой терминологии по однозначному пониманию состава и опасности отходов ЛПУ, так как нет законодательно закрепленного понятия «медицинские отходы».
Большая часть (по данным различных авторов от 60 до 85%) отходов ЛПУ не представляют опасности и вполне могут быть отнесены к ТБО. В тоже время, существенная часть этих отходов (15% и более) представляет серьезную реальную опасность, как для медицинского персонала, так и для окружающей среды, что и требует выделения понятия «медицинские отходы».
Последние не могут быть отнесены к бытовым отходам, так как инфицированность их превышает в 1000 и более раз инфицированность городских ТБО. Кроме того, они содержат большое количество токсичных соединений (прежде всего цитостатики, антибиотики и другие лекарственные препараты) и радиоактивные вещества.
Медицинские отходы не могут быть отнесены в полной мере и к отходам производства, так как создание и обращение с медицинскими отходами идет на принципиально другой основе. Требование к отходам производства: минимизация отходов и рециклинг, по отношению к медицинским отходам может оказаться признаком ухудшения качества оказываемой медицинской помощи.
Исходя из вышеизложенного, адаптируя материалы лондонской инструкции по обращению с отходами ЛПУ термин «медицинские отходы» определяется следующим образом: это любые отходы, образующиеся в результате деятельности медицинских учреждений или лечебно-профилактических мероприятий проводимых населением (полностью или частично состоящие из тканей человека или животных, крови или других жидкостей тела, экскрементов, фармацевтических препаратов, бинтов, предметов медицинского ухода и др.).
Утилизация медицинских отходов
Системность — необходимое условие решения сложных проблем, к коим и относится утилизация медицинских отходов. Термическая переработка, как превалирующий метод утилизации медицинских отходов, предусмотрен СанПиНом 2.1.7.728-99. Этих методов существует множество, но предпочтение должно быть отдано экологически чистым технологиям.
К настоящему времени появились и альтернативные методы, например паровая стерилизация под давлением на установках «Экое» и «Ньюстер», СВЧ-обезвреживание. К сожалению единых требований по их эколого-гигиенической оценке до настоящего времени нет.
Совершенно очевидно, что один из ключевых моментов трудности в решении вопросов утилизации опасных отходов, является транспортировка. В настоящее время в стране отсутствует транспортное средство, удовлетворяющее критериям безопасной транспортировки опасных медицинских отходов, хотя аналоги в мире существуют, в частности в Великобритании и других странах. Такое транспортное средство представляет собой обычный грузовой автомобиль с крытым кузовом, который отделен от кабины. Внутренняя отделка кузова является идеально гладкой (для успешной дезинфекции).
Контейнер в кузов поднимают автоматически, в то же время сами контейнеры в области крышки находятся в конгруэнтном состоянии с входным отверстием термоустановки, чтобы исключить ручную перекладку пакетов. Разработка отечественного транспортного средства является актуальнейшей задачей утилизации медицинских отходов.
Безусловно, основной нормативный документ СанПиН 2.1.7.728-99 нуждается в определенной переработке, предусматривающей уточнение основополагающих понятий и проблем, корректировка классификации, введение новых методов обезвреживания медицинских отходов, уточнение требований к инвентарю и устройствам, применяемым на различных этапах обращения с медицинскими отходами.
Анализ материалов, поступивших из территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по выполнению требований СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений», показал, что решение вопросов, связанных с обращением медицинских отходов является важной составляющей их деятельности. Вопросы исполнения законодательства об обращении с медицинскими отходами обсуждались на заседаниях Министерств здравоохранения (Республика Башкортостан, Пензенская область, Чувашская Республика); разрабатываются областные целевые программы; проводится паспортизация опасных отходов в лечебно-профилактических учреждениях (Ярославская область и др.).
Организации обращения с отходами ЛПУ
Для целенаправленной работы по организации деятельности в части выполнения требований Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-99 «Об отходах производства и потребления» и СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» были изданы следующие организационно-распорядительные документы: приказы «Об организации сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений»; «Об организации перекрестных проверок в лечебно-профилактических учреждениях по обращению с отходами»; «Об усилении государственного санитарного надзора за обращением с отходами ЛПУ»; «О временном порядке уничтожения наркотических средств и психотропных веществ»; «Об усилении мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций» «Инструкции по правилам сбора, хранения и удаления отходов в лечебно-профилактических учреждениях» (Республика Башкортостан, Тамбовская, Ярославская, Пермская, Свердловская области, Чувашская Республика и др.). Изданы постановления «О мерах по улучшению организации обращения медицинских отходов на территории области», «Об усилении мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций»; «О мерах по организации безопасного обращения с медицинскими отходами в лечебно-профилактических учреждениях».
Организованы и проводятся комплексные проверки лечебно-профилактических учреждений по соблюдению правил по обращению с медицинскими отходами совместно с Министерствами здравоохранения, территориальным управлением Министерства природных ресурсов, природоохранной прокуратурой.
В Орловской области была организована внеплановая проверка соблюдения законодательства РФ, регламентирующего обращение с отходами ЛПУ. По результатам проверки вынесено 10 постановлений об административном правонарушении.
Лица, ответственные за сбор, хранение и удаление отходов в лечебно-профилактических учреждениях, проходят специальную подготовку с получением свидетельства установленного образца. В Орловской области была проведена сестринская конференция «Актуальные вопросы дезинфекции и стерилизации».
В лечебно-профилактических учреждениях разрабатываются и внедряются программы «Дезинфекция», «Стерилизация», «Удаление медицинских отходов». Во всех лечебно-профилактических учреждениях разработаны системы сбора, удаления отходов и инструкции, устанавливающие правила обращения с отходами.
В большинстве лечебно-профилактических учреждениях приказом руководителей определены лица, ответственные за сбор, хранение и удаление отходов.
Сбор отходов производится в соответствии с принятой классификацией. Медицинскими организациями заключены договора на вывоз твердых отходов с MYII «Спецавтохозяйство», «Вторресурсы», «Оргтехника» и другими. Для этого приобретаются и используются специальные средства (одноразовые пакеты соответствующей цветовой и текстовой маркировки, многоразовые емкости, одноразовые твердые упаковки для сбора использованного острого инструментария).
Дезинфекция отходов классов Б, В производится в соответствии с действующими нормативными документами. Сбор острого инструментария (иглы, перья), прошедшего дезинфекцию, осуществляется отдельно от других видов отходов. Все чаще они сдаются для промышленной переработки на соответствующие предприятия. В Республике Алтай это практикуется в 16,8% ЛПУ. В отсутствие установок термического обезвреживания отходы класса Б и В вывозятся на полигоны ТБО.
Органические материалы (операционные отходы) утилизируются методом сжигания в котельных ЛПУ, крематориях, захораниваются на кладбищах в специальных могильниках через бюро судебно-медицинской экспертизы или морги (Алтайский край, Владимирская, Ростовская области. Еврейская АО и др.).
Обеззараживание отходов из микробиологических лабораторий проводится путем автоклавирования на местах. Отходы класса «В» утилизируются после их предварительной дезинфекции в режиме инфекционных заболеваний, относящихся к этой группе.
Отходы класса «Г»: ртутьсодержащие лампы, приборы с ртутным заполнением и отходы металлической ртути (термометры) собираются в ЛПУ в специально отведенном месте в герметичные короба и затем сдаются по договорам. В Ярославской области утилизация ртутьсодержащих приборов и люминисцентных ламп проводится в соответствии с Постановлением Правительства Ярославской области.
Отходы класса «Д»: радиоактивные отходы от радиофармпрепаратов, используемых в радиоизотопных лабораториях. В ЛПУ используются короткоживущие радионуклиды. Транспортировка их обычно производится в контейнерах с высокой степенью защиты от повреждений. Хранятся они в контейнерах, специальных хранилищах. Отработанные генераторы помещают в хранилище на несколько периодов полураспада (2-2,5 месяца), после чего отправляют на завод изготовитель, но не ранее 40 дней с момента поставки. Расходные материалы, используемые в процессе работы с радионуклидами (перчатки, перевязочный материал), хранятся в специальных свинцовых домиках до полного распада, затем утилизируются.
Имеются определенные сложности с утилизацией фармпрепаратов с истекшим сроком годности и фальсифицированных лекарственных средств. Их утилизация осуществляется в присутствии комиссии с оформлением соответствующих актов, при этом жидкие медикаменты сливают в канализацию при условии их нейтрализации и отсутствия в их составе токсичных веществ (Камчатская область). Стеклянная упаковка разбивается и утилизируется с ТБО. Медикаменты, содержащие токсичные вещества, утилизируются в соответствии с классом опасности данного вещества по согласованию с органами Госсанэпиднадзора и охраны окружающей среды (Владимирская область). В Ульяновской области такие препараты актируются и отправляются поставщикам для уничтожения. В Белгородской области они подвергаются термическому уничтожению. В Ямало-Ненецком АО фармацевтические препараты с просроченным сроком годности уничтожаются в зависимости от формы лекарственных средств: ампулы вскрываются и обеззараживаются 5% раствором хлорамина, после чего упаковываются в картонные коробки и утилизируются как отходы класса Б. Таблетированные препараты измельчаются, обеззараживаются, вывозятся на полигон и сжигаются (Республика Дагестан).
Утилизация медицинских отходов осуществляется преимущественно методом захоронения и складирования на выделенных участках на полигонах твердых бытовых отходов, а также пофракционная утилизация отходов по договорам со специализированными организациями.
Нерешенным остается вопрос по приобретению специальных тележек для установки одноразовых пакетов и иглоотсекателей (Астраханская область, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Дагестан. Оренбургская область).
Источником финансирования обращения медицинских отходов являются бюджетные средства муниципальных образований районов и городов, фонд обязательного медицинского страхования и средства платных услуг. В настоящее время лечебно-профилактическими учреждениями ведутся расчёты годовых затрат по обращению с отходами. По предварительным расчётам на многопрофильную больницу мощностью 1000 коек затраты составляют в среднем на 100-110 тыс. рублей; на больницу мощностью 200 коек — 20-50 тыс. рублей (Республика Башкортостан); по Ямало-Ненецкому АО годовые затраты варьируются от 275 тыс. руб. до 6 млн. руб; в Тамбовской области годовые затраты составили 1 млн. 600 тыс. руб.; в Еврейской АО — 1 млн. 160 тыс. руб.
В лечебно-профилактических учреждениях случаев внутрибольничных инфекций, обусловленных нарушением правил обращения с отходами, не выявлено.
Проблемы обращения с медицинскими отходами ярко проявились при рассмотрении системы их сбора и утилизации при иммунизации в лечебно-профилактических учреждениях. В 2003 году при участии экспертов Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в Российской Федерации была проведена оценка безопасности инъекций при иммунизации среди населения в 8-ми субъектах Российской Федерации.
По итогам были даны рекомендации экспертов ВОЗ о необходимости проведения анализа существующей практики сбора и утилизации отходов, образующихся при проведении иммунизации, и внедрения безопасных методов работы по трем основным направлениям: — манипуляции со шприцами и иглами после проведения инъекций, сбор и хранение использованного инъекционного инструментария, способы утилизации инъекционного материала. Неправильное обращение с медицинскими отходами подвергает работников здравоохранения и население риску заражения и травм. Помимо этого, такие отходы создают возможность для сбора разового медицинского оборудования (особенно шприцев) для перепродажи и повторного использования без стерилизации, что увеличивает риск заражений.
По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно во всем мире в результате небезопасной практики инъекций регистрируется от 8 до 16 миллионов случаев инфицирования вирусом гепатита В, от 2,3 до 4,7 миллионов случаев инфицирования вирусом гепатита С, от 80 000 до 160 000 случаев инфицирования ВИЧ. Среди небезопасных видов практики особую озабоченность вызывает повторное использование шприцев и игл без стерилизации.
Связанную с инъекцией передачу патогенов с кровью можно предотвратить, разработав стратегию обеспечения безопасности инъекций, для чего необходимо разностороннее и полное изучение существующей системы сбора и утилизации медицинских отходов, возникающих при иммунизации в России.
Существующая практика сбора и утилизации медицинских отходов
Анализ существующей практики сбора и утилизации медицинских отходов проведен по 65 415 медицинским учреждениям, в том числе по 8992 амбулаторно-поликлиничсским учреждениям, 44462 больничным учреждениям, расположенным в сельской местности (центральным районным, районным, участковым больницам, фельдшерско-акушерским пунктам), 2245 учреждениям охраны материнства и детства, 9506 здравпунктам вузов, медико-санитарным частям (МСЧ) предприятий и 210 коммерческим центрам вакцинации.
Необходимо отметить, что в практике отечественного здравоохранения по-прежнему остается много ручных манипуляций со шприцами и иглами после проведения инъекций, не везде решены проблемы безопасного хранения использованного инъекционного материала, применяются устаревшие методы сбора и утилизации медицинских отходов, что увеличивает риск заражения гемоконтактными инфекциями для медицинского персонала и населения и наносит вред окружающей среде.
Так, ручные манипуляции по разборке шприцев и изъятию игл практикуются в 95,6% проверенных медицинских учреждений. И лишь в 891 (1,4%) ЛПУ для изъятия игл используются отсекатели, которые позволяют существенно снизить риск получения травм медицинскими работниками. Несколько чаще иглоотсекатели применяются в коммерческих центрах вакцинации (7,1%) и амбулаторно-поликлинических учреждениях (2,6%). Лучше всего отсекателями обеспечены проверенные лечебно-профилактические учреждения Орловской и Челябинской областей (от 10 до 30%).
Не проводят разборку шприцев после использования в среднем 3,2% ЛПУ, в том числе 3,9% амбулаторно-поликлинических учреждений, 3,0% сельских больничных учреждений, 4,4% учреждений охраны материнства и детства, 3,0% здравпунктов ВУЗов, МСЧ предприятий и 3,8% коммерческих центров вакцинации. Условия обеззараживания, сбора, транспортирования, утилизации и захоронения отходов в указанных ЛПУ требуют дополнительного изучения.
Дезинфекция в местах первичного сбора отходов — шприцев и игл — проводится в 98,0-98,9% проверенных медицинских учреждений, преимущественно химическим способом.
Не проводят дезинфекцию в 149 (0,2%) ЛПУ, в связи с чем при сборе и транспортировке отходов существует риск инфицирования как медицинского персонала, так и населения.
Для сбора и хранения использованных шприцев и игл в подавляющем большинстве медицинских учреждений применяется приспособленная тара, в ряде случаев не отвечающая требованиям СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» и не обеспечивающая безопасность медперсонала при обращении с острыми отходами.
По представленным из субъектов Российской Федерации данным мягкая упаковка для сбора игл используется в Хабаровском крае в 510 (71,3%) медицинских учреждениях, в Саратовской области — в 370 (21,1%) ЛПУ в Псковской и Московской областях соответственно в 101 (15%) и в 154 (9,1%) ЛПУ, что недопустимо, так как создает реальную угрозу травматизма для лиц, участвующих в сборе, транспортировании и утилизации отходов.
Всего по стране мягкую упаковку для сбора и временного хранения игл используют в 2014 медицинских учреждениях (3,1%).
Также недопустимо применение для сбора игл пластиковых бутылок, которые не являются достаточно прочными, чтобы обеспечить полную безопасность от травм. Несмотря на это, в целом по стране количество лечебно-профилактических учреждений, где используются пластиковые бутылки для сбора, хранения и транспортировки игл, значительное — 40046 (61,2%).
Специальная одноразовая твердая упаковка (пластиковые контейнеры) для сбора игл, корпусов и поршней шприцев имеется всего в 4,7-5,7 % медицинских учреждений. Лучше всего обеспечены такой тарой лечебно-профилактические учреждения Республики Татарстан, Дагестан, Мордовия, Бурятия, что является положительным опытом для остальных территорий.
В среднем только в трети сельских больничных учреждений (35,7%), здравпунктов и МСЧ (27,3%), а также в половине амбулаторно-поликлинических (50,8%) и учреждений охраны материнства и детства (51,6%) упорядочено хранение отходов при иммунизации -выделены помещения для сбора и временного, хранения контейнеров с отходами. В коммерческих центрах вакцинации выделение специальных помещений предусмотрено в 68,1%.
Практически все коммерческие центры вакцинации (96,7%) и большинство амбулаторно-поликлинических учреждений (75%), учреждений охраны материнства и детства (67,3%) и здравпунктов (67,5%) заключают договоры на вывоз отходов со специализированными организациями, и только около 20% указанных ЛПУ, за исключением коммерческих, утилизирует отходы после иммунизации самостоятельно. Сельские больничные учреждения практикуют заключение договоров и самостоятельную утилизацию в равных долях — соответственно 43,3% и 40,2%.
Выбор способов утилизации, применяемых в перечисленных медицинских учреждениях, обусловлен влиянием ряда факторов: спецификой территории (город-село), удаленностью от перерабатывающего предприятия, объёмом медицинских отходов, экономическими затратами на их утилизацию, в том числе транспортными расходами и др.
Наиболее часто в перечисленных ЛПУ применяют не требующие больших финансовых затрат методы — сброс шприцев (15,9%) и игл (37,3%) в мусоросборники вместе с техническими и бытовыми отходами (ТБО), а также, особенно в сельской местности, термическую утилизацию (сжигание) открытым способом (17,3-19,6% ЛПУ). Существенным недостатком этих методов является сохранение риска причинения случайных травм от укола иглой, а последнего способа утилизации, не отвечающего требованиям СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений», — задымление и выброс в окружающую среду токсичных загрязнителей.
Термическая утилизация шприцев и игл в специальных малогабаритных комплексах, а также использование установок, основанных на химической дезинфекции с последующим измельчением, встречается гораздо реже: соответственно в 1,5% и 0,5% ЛПУ.
Другие методы, в том числе вывоз шприцев и игл для последующей утилизации в печах промышленного типа или переработки термопластическими компаниями, используют соответственно 27,9% и 13,9% медицинских учреждений. Главная проблема при реализации данной системы удаления отходов заключается в относительно высоких затратах.
Мировая практика решения проблемы обеспечения безопасности при иммунизации предлагает новые подходы: использование неразборных самоблокирующихся шприцев, повторное применение которых технически невозможно, и герметичных одноразовых непрокалываемых контейнеров для их сбора и транспортирования к месту утилизации; применение иглоотсекателей с интегрированными одноразовыми контейнерами для сбора игл; отказ от химического способа дезинфекции, применение метода автоклавирования; преимущественно централизованная система утилизации и переработки отходов. Такая система сбора и утилизации медицинских отходов при иммунизации успешно прошла апробацию в пилотном проекте на Украине в 2003-2004 годах и рекомендована к внедрению на ее территории, однако требует серьезных финансовых вложений для своей реализации.
Учитывая высокую значимость решения проблемы безопасности для медицинских работников и населения, а также экологической безопасности страны, руководителям Территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации, главным врачам ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации необходимо осуществлять дальнейшее совершенствование системы обращения с медицинскими отходами в лечебно-профилактических учреждениях. Обеспечить надлежащий контроль за выполнением СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» в медицинских учреждениях страны. Организовать регулярную подготовку медицинских работников ЛПУ по вопросам безопасности при обращении с отходами.
Г.Г. Онищенко
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Главный государственный санитарный врач РФ. академик РАМН
Решение Верховного Суда РФ от 21.02.2017 № АКПИ17-10
Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 6, 12 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
при секретаре С.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М. о признании частично недействующими пунктов 6, 12 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 г. № 50, и приложения к нему,
приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 г. № 50, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 апреля 2010 г., № 16796, и опубликованным 26 апреля 2010 г. в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 17, утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — Порядок), а также приложение к нему, содержащее примерный образец документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Абзацем первым пункта 6 Порядка закреплено, что лимиты на размещение отходов в недрах для юридических лиц — пользователей недр, имеющих лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов, утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на срок действия такой лицензии, но не более чем на 5 лет.
Абзацем первым пункта 12 Порядка установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, данными в пункте 5 Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — технический отчет).
Примерный образец документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение также содержит строку с указанием на установленный срок их действия.
М. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими указанных положений Порядка в части, предусматривающей установление срока действия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, ссылаясь на то, что оспариваемые предписания противоречат Федеральному закону от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ) и Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ), которыми временные рамки действия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не установлены, а органы исполнительной власти функциями и полномочиями по установлению или определению срока их действия не наделены, и нарушают права хозяйствующих субъектов на свободу экономической деятельности, возлагая на них не предусмотренную законом обязанность по периодичному составлению проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В обоснование своих требований административный истец указала, что будучи заместителем генерального директора по социальным вопросам и экологии ООО «Авангард», она была привлечена к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, иными опасными веществами. Основанием для привлечения административного истца к административной ответственности послужило то обстоятельство, что ООО «Авангард», в процессе хозяйственной деятельности которого образуются отходы жизнедеятельности животных — навоз крупного рогатого скота, — не были в установленном порядке разработаны нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Между тем разработка проекта нормативов требует значительных финансовых затрат.
М. в судебном заседании поддержала заявленное требование.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее — Минприроды России) и Министерство юстиции Российской Федерации (далее — Минюст России) в своих возражениях указали на то, что Порядок утвержден компетентным органом в установленном законом порядке, оспариваемые положения не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представители Минприроды России И. и представитель Минюста России К. поддержали изложенные в возражениях правовые позиции.
Выслушав объяснения сторон, проверив оспариваемые положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 5.2.56.1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404, действовавшего на дату принятия Порядка, в установленной сфере деятельности Минприроды России самостоятельно принимает нормативные правовые акты, к числу которых относится порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности).
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт издан полномочным федеральным органом исполнительной власти в установленном законом порядке.
Статья 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ к основным принципам охраны окружающей среды, на основе которых должна осуществляться хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, относит: научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрану, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов.
В целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, осуществляется нормирование в области охраны окружающей среды, которое заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также федеральных норм и правил и нормативных документов в области охраны окружающей среды (пункты 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ).
Исходя из положений пункта 1 и 2 статьи 22 упомянутого закона нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение, являясь одним из видов нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, устанавливаемых в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц — природопользователей, должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение (пункты 1, 3 статьи 21 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ).
Из приведенных законоположений следует, что соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (в частности нормативов образования отходов и лимиты на их размещение) в совокупности должно ограничивать негативное воздействие на отдельные компоненты окружающей среды как от одного природопользователя, так и от всех природопользователей, расположенных на определенной территории, и таким образом обеспечивать нормативное состояние качества окружающей среды.
Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ (пункт 1 статьи 24 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ под нормативами образования отходов понимается установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции (абзац тринадцатый). Лимит на размещение отходов представляет собой предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории (абзац двенадцатый).
Лимиты на размещение отходов в силу пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
Поскольку нормативы образования отходов являются одним из видов нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, установление лимитов на размещение отходов неразрывно связано с установлением нормативов образования отходов.
С учетом того, что, что закон предусматривает установление лимитов на размещение отходов на определенный срок, нормативы образования отходов устанавливаются на тот же срок.
В силу положений статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, а также пунктов 4 и 5 Порядка проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатывается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
С учетом изложенного доводы административного истца о том, что законом не предусмотрено установление срока действия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, являются несостоятельными.
Следовательно, Минприроды России в пределах своих полномочий, а также исходя из целей правового регулирования в данной сфере, установило пятилетний срок их действия. Положения оспариваемых пунктов Порядка соответствуют целям государственной политики и принципам правового регулирования в области охраны окружающей среды и обращения с отходами и не противоречат нормативным правовым актам большей юридической силы.
Кроме того пункт 6 Порядка не затрагивает права, свободы и законные интересы административного истца.
Субъектами отношений, регулируемых пунктом 6 Порядка, являются только юридические лица — пользователи недр, имеющие лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов.
Как следует из представленных в материалы дела документов, ООО «Авангард», заместителем генерального директора по социальным вопросам и экологии которого является административный истец, не обладает лицензией на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов.
Учитывая, что оспариваемые положения не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав, свобод и законных интересов административного истца, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175 — 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления М. о признании частично недействующими пунктов 6, 12 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 г. № 50, и приложения к нему отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
Лимиты на размещение опасных отходов устанавливаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Лимиты на размещение отходов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами на Байкальской природной территории, пересматриваются ежегодно.
Лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности).
За выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со ст.8.2, «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства влечет наложение административного штрафа:
- на граждан — от одной тысячи до двух тысяч рублей;
- на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (КОАП Статья 8.2).
НПО «Экологический центр» предлагает Вам услуги по подготовке документации для получения лимитов на размещение отходов и подачи ее в территориальное управление Росприроднадзора.
Если у Вас появились вопросы или необходима консультация — мы всегда рады Вам помочь.
Разработка и согласование проекта ПНООЛР
В Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» говорится, что накопление отходов — временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования».
Какие же основные требования предъявляются к местам временного накопления отходов на предприятии?
В СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» указано:
«Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Целью данных правил является снижение неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления путём предупреждения их рассеивания или потерь в процессе промежуточного складирования.
Временное накопление каждого вида отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека.
В зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить:
- в производственных или вспомогательных помещениях;
- в нестандартных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями);
- в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных ёмкостях;
- в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах;
- на открытых приспособленных для хранения отходов площадках.
Накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно.
Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки с учётом агрегатного состояния и надёжности тары».
Конкретные требования к местам временного накопления отходов можно найти в региональных документах. Для примера рассмотрим постановление правительства Москвы от 12.12.2006 № 981-ПП «Об утверждении единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках», которое конкретизирует все предписания СанПиН 2.1.7.1322-03.
Согласно указанному постановлению для хранения отходов 1-3-го классов опасности в зависимости от их свойств необходимо использовать закрытую или герметичную тару:
- металлические или пластиковые контейнеры, лари, ящики и др.;
- металлические или пластиковые бочки, цистерны, баки, баллоны, стеклянные ёмкости и др.;
- прорезиненные или полиэтиленовые пакеты, бумажные, картонные, тканевые мешки, кули и др.
Отходы производства и потребления 4-го и 5-го классов опасности могут храниться в открытой таре. Не допускается хранение в открытой таре отходов, содержащих летучие вредные вещества.
Временное хранение твёрдых отходов 4-го и 5-го классов опасности в зависимости от их свойств допускается осуществлять без тары — навалом, насыпью, в виде гряд, отвалов, в кипах, рулонах, брикетах, тюках, в штабелях и отдельно на поддонах или подставках.
Тара и упаковка должны быть прочными, исправными, полностью предотвращать утечку или рассыпание отходов, обеспечивать их сохранность при хранении. Тара должна быть изготовлена из материала, устойчивого к воздействию данного вида отхода и его отдельных компонентов, атмосферных осадков, перепадов температур и прямых солнечных лучей.
Контейнеры, используемые для хранения отходов производства и потребления, изготавливают из материалов, обеспечивающих качественное проведение их очистки и обеззараживания. Ёмкости, используемые для хранения жидких отходов, должны быть установлены на поддонах, обеспечивающих сбор и хранение всей разлившейся жидкости. Стеклянная тара, используемая для хранения жидких отходов, должна помещаться в деревянные, пластиковые ящики или иметь обрешётку. Стенки ящиков и обрешёток должны быть выше закупоренных бутылей и банок на 5 см.
Размещаемые отходы производства и потребления следует складировать таким образом, чтобы исключить возможность их падения, опрокидывания, разливания, чтобы обеспечивалась доступность и безопасность их погрузки для отправки на специализированные предприятия для обезвреживания, переработки или утилизации.
Для временного хранения отходов производства и потребления могут эксплуатироваться специально оборудованные открытые и (или) закрытые площадки. Временное хранение в пределах закрытой площадки осуществляется в случае:
- принадлежности отходов к 1-3-му классам опасности в зависимости от их свойств;
- необходимости создания особых условий хранения, а также надёжной изоляции отходов от доступа посторонних лиц;
- необходимости создания особых условий хранения отходов для сохранения их ценных качеств как вторичного сырья;
- сбора и накопления отходов в непосредственных местах их образования (в цехах, производственных помещениях).
Для организации закрытых площадок временного накопления отходов могут использоваться специально предназначенные для этой цели стационарные складские здания, отдельные помещения или выделенные площади внутри складских и (или) производственных, вспомогательных зданий, а также нестационарные складские здания и сооружения.
Чтобы проверить правильность обустройства открытых площадок для временного хранения отходов, вновь откроем Сан Пи Н 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», где сказано:
«При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приёмников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязнённого ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоёмы без очистки не допускается».
Временное хранение отходов производства и потребления должно осуществляться в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППВ 01-03), утверждённых приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313. Площадка, на которой осуществляется временное хранение отходов производства и потребления, обладающих пожароопасными свойствами, должна быть оборудована первичными средствами пожаротушения.
Какое же количество отходов может быть размещено при временном их накоплении?
В упомянутом постановлении Правительства Москвы от 12.12.2006 № 981-ПП сказано, что «предельное количество временного накопления отходов производства и потребления, которое допускается размещать на территории природопользователей, определяется на основе баланса сырья и материалов в соответствии с необходимостью формирования транспортной партии отходов для их вывоза, с учётом компонентного состава отходов, их физических и химических свойств, агрегатного состояния, токсичности и летучести содержащихся вредных компонентов и минимизации их воздействия на окружающую среду. Временное хранение отходов производства и потребления должно осуществляться в условиях, исключающих превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, в части загрязнения поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, почв прилегающих территорий, не должно приводить к нарушению гигиенических нормативов и ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на данной территории».
Дополнительно можно рассмотреть различные рекомендации по хранению конкретных видов отходов. Для примера можно открыть «Практические советы и рекомендации по разработке, согласованию и продлению разрешительных документов», которые были изданы в Москве в 1998 г.
Так, люминесцентные лампы (1-й класс опасности) необходимо временно хранить в крытом помещении, недоступном для посторонних, желательно с ровным кафельным либо металлическим полом, в специальных контейнерах, желательно металлических.
Не допускается:
хранение ламп под открытым небом; хранение ламп без тары; хранение ламп в мягких картонных коробках, наваленных друг на друга;
хранение на фунтовой поверхности; передача ламп в какие-либо сторонние организации, кроме специализированных по переработке данного вида отходов.
Аккумуляторы свинцовые отработанные неповреждённые с неслитым электролитом (2-й класс опасности) следует хранить в крытом помещении, недоступном для посторонних, в штабелях либо на стеллажах.
Не допускается хранение аккумуляторов под открытым небом, на фунтовой поверхности, также не допускается передача аккумуляторов в какие-либо сторонние организации кроме специализированных по переработке данного вида отходов.
Отработанные масла (3-й класс опасности) накапливаются непосредственно в цехах и должны храниться в металлических или в пластиковых бочках, канистрах, установленных на металлических поддонах. Подразумевается обязательно раздельное хранение различных видов масел (индустриальных, моторных, трансмиссионных и т.д.) в рамках требований перерабатывающих предприятий. Конечное хранение отходов до их сдачи на специализированное предприятие должно осуществляться в специальных цистернах, установленных на площадке с водонепроницаемым покрытием, имеющей бортики, желательно огороженной, обеспеченной удобными подъездными путями. В обязательном порядке предусматривается надёжная водонепроницаемая кровля.
Не допускается переполнение емкостей для хранения масла и излитие его на рельеф, попадание воды внутрь ёмкостей для хранения масла.
Металлолом (5-й класс опасности) должен храниться на площадке с твёрдым покрытием, желательно огороженной, имеющей бортики, обеспеченной удобными подъездными путями.
Металлическую стружку следует хранить в специальных металлических контейнерах, установленных на площадке с твёрдым покрытием, желательно огороженной, имеющей бортики, обеспеченной удобными подъездными путями. В случае если стружка загрязнена нефтепродуктами, эмульсией и т.п., контейнеры должны быть снабжены крышками.
Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (4-й или 5-й класс опасности) должен храниться в специальных металлических контейнерах, установленных на имеющей бортики площадке с твёрдым покрытием, желательно огороженной с трёх сторон сплошным ограждением, обеспеченной удобными подъездными путями. Не допускается переполнение контейнеров (должен быть обеспечен своевременный их вывоз) и поступление в контейнеры для мусора отходов, не разрешённых к приёму на полигоны ТБО, в особенности отходов 1-го и 2-го классов опасности.
Отработанные шины и камеры (4-й класс опасности) как отходы представляют опасность, прежде всего как элемент замусоривания территории, поэтому требования к их хранению сводятся к недопущению попадания их в окружающую среду. Желательно хранение их на огороженной крытой площадке с твёрдым покрытием, в штабелях либо на стеллажах.
Промасленная ветошь (3-й или 4-й класс опасности) накапливается в металлических ящиках с крышкой на удалении от других горючих материалов и источников возможного возгорания (хранение в цехе не должно превышать недельную норму образования). Еженедельно ветошь необходимо убирать из помещения в место хранения (металлический ящик, расположенный на расстоянии от строений с точки зрения противопожарной безопасности) и вывозить на обезвреживание в соответствии с установленным лимитом в специализированную организацию.
Не допускается:
- поступление промасленной ветоши в контейнеры для других отходов;
- поступление посторонних предметов в контейнеры для сбора промасленной ветоши. Определенные требования предъявляются и к транспортированию отходов. Предприятие имеет право перевозить свои отходы самостоятельно, но для специфических видов отходов понадобится специальный транспорт. Лицензия для транспортирования отходов с 03.11.2011 (с вступлением в силу Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ) не требуется. Конструкция и условия эксплуатации транспорта должны исключать потери и загрязнение окружающей среды по пути следования и при перевалке отходов. Периодичность вывоза накопленных отходов с территории предприятия зависит от формирования транспортной партии.
✚ Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от специалистов компании «ЭкоЭксперт» с опытом работы с 2001 г.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение – планируемые объемы отходов для природопользователя за определенный период (как правило – за год). Цифры, карты-схемы и характеристики согласовываются Росприроднадзором, а затем служат для сдерживания негативного воздействия на окружающую среду. Как проконтролировать, что природопользователь платит взносы за НВОС в достаточном количестве и не загрязняет окружающую среду свыше той нормы, которая ему позволена? Регулярно измерять и утверждать допустимые нормативы и лимиты на образование отходов. С 2019 г. в этой области экологического законодательства произошли заметные изменения.
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)
С 1 января 2019 года обязаны разрабатывать не все природопользователи, а только юридические лица и индивидуальные предприниматели, действующие на объектах I категории и II категории по НВОС (негативному воздействию на окружающую среду). Ранее, до внесения изменений в № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», расчет и согласование нормативов требовали ото всех организаций и предпринимателей (кроме субъектов малого и среднего предпринимательства), если в процессе их работы образовывались отходы. Это существенно усложняло работу природопользователей, чья нагрузка на окружающую среду была незначительной. С 2019 года контроль стал более четким и упорядоченным. Простые уведомления и отчетность об образующихся отходах подаются для объектов III категории, а IV категория освобождена и от этой обязанности.
Как подтвердить право на заявленные лимиты и нормативы? Сопроводить расчетные данные грамотными обоснованиями и вложить в ПНООЛР все необходимые документы.
Но предварительно нужно встать на экологический учет и получить соответствующее подтверждение с указанием категории предприятия по НВОС. Тогда станет понятно, каковы требования к разработке ПНООЛР для конкретного объекта, куда будут включены нормативы и лимиты. Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение устанавливаются:
- для I категории – в комплексном экологическом разрешении (КЭР);
- для II категории – в декларации о воздействии на окружающую среду.
Состав проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение:
- 1. Общие сведения о предприятии.
- 2. Описание технологических процессов, где образуются отходы.
- 3. Сведения о физико-химических свойствах, количестве, составу отходов.
- 4. Характеристика, планы и карты-схемы мест временного складирования отходов.
- 5. Паспорта опасных отходов.
- 6. План мероприятий по снижению количества отходов.
- 7. Противоаварийные и профилактические мероприятия.
Этапы разработки проекта образования отходов и лимита на их размещение (ПНООЛР)
Разработка ПНООЛР состоит из следующих этапов:
- 1. Сбор и анализ исходных данных об объекте.
- 2. Проведение лабораторных исследований для получения дополнительных данных, количественных и качественных характеристик.
- 3. Разработка паспортов отходов I–IV классов опасности и самого ПНООЛР.
- 4. Согласование ПНООЛР.
Результатом работы по составлению ПНООЛР в компании «ЭкоЭксперт» является передача заказчику согласованного всеми инстанциями проекта, пригодного для экологического контроля деятельности предприятия.
Необходимая информация для расчета нормативов
Часть исходной информации для составления ПНООЛР предоставляет заказчик, но большинство данных приходится получать непосредственно при проведении обследований на объекте. Для расчета нормативов образования и определения лимитов на размещение отходов понадобится определить и собрать:
- количество (объем) используемого сырья и материалов в единицу времени;
- количество (объем) произведенной продукции;
- количество (объем) сырья и материалов, использованных в произведенной продукции;
- нормы естественной убыли;
- объемы выбросов в атмосферный воздух и сбросов сточных вод;
- рецептуры, технологические карты, регламенты и прочие документы, нормирующие использование сырья и материалов;
- данные учета полученной продукции;
- результаты инвентаризации источников выбросов, сбросов и образования отходов и т. д.
Сбор информации и составление проекта со всеми расчетами и обоснованиями – задача для специалиста-эколога. Срок ее выполнения отчасти зависит от масштабов объекта, но в большей степени определяется необходимостью получения согласований с контролирующими органами представительствами Росприроднадзора и другими региональными органами исполнительной власти. Получение согласований, во-первых, имеет нормативные сроки – в каждой инстанции свои, во-вторых, подразумевает полное соответствие проекта методическим указаниям, утвержденным приказом Минприроды РФ № 349 от 5 августа 2014 г., и другим законодательным и нормативным требованиям.
Высокая профессиональная квалификация специалистов «ЭкоЭксперта», большой опыт в разработке ПНООЛР и другой экологической документации, постоянный мониторинг изменений законодательных требований к природопользователям – это гарантия составления качественного проекта и его согласования в оптимальные сроки.
Стоимость разработки проекта нормативов образования отходов
Стоимость разработки ПНООЛР рассчитывается для каждого объекта и зависит от таких параметров, как:
- масштабы и специализация предприятия,
- классы опасности и объем образующихся отходов,
- необходимость химического анализа и проведения биотестирования отходов и т.д.
Индивидуальный подход к клиентам, гибкое ценообразование и оптимальный подбор исследований, необходимых для разработки ПНООЛР специалистами компании «ЭкоЭксперт», позволят Вам составить экологическую документацию в оптимально короткие сроки по выгодной цене. Уточнить предварительную стоимость работ можно у наших менеджеров. Процесс разработки ПНООЛР начнется только после утверждения Вами подробной сметы и подписания договора.
Срок действия ПНООЛР
В соответствии с законодательством нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются на определенный срок и зависят от типа организации:
- организации, специализирующиеся на размещении отходов, получают согласование ПНООЛР на срок, равный сроку действия их лицензии на работу с отходами (а лицензия не ограничена по сроку действия, если только не изменились данные предприятия или действующие на нем технологические процессы – тогда ее придется переоформлять);
- организации, расположенные в Байкальской природной территории, оформляют ПНООЛР сроком на 1 год;
- прочие организации утверждают ПНООЛР сроком на 5 лет.
После окончания срока действия ПНООЛР разрабатывается и согласуется заново. Переоформление может потребоваться в случае изменения сведений о природопользователе или данных об объекте.
Нормативные акты по разработке ПНООЛР
- «Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», утв. приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703.
- Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
- Приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
- Письмо Росприроднадзора от 09.10.2013 № 12-44/19533 «О направлении разъяснений по вопросу разработки ПНООЛР».
- Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 № КТ-08-03-36/6068 «О сроках предоставления технических отчетов и порядке определения платы за размещение отходов».
Интересные материалы:
- Приказ 66 мониторинг
Приказ Минприроды РФ от 04.03.2016 N 66Зарегистрировано в Минюсте России 10 июня 2016 г. N…
- Журналы учета движения отходов приказ 721
Компания "ЭкоРасчетСервис" предлагает услуги по заполнению журнала отходов по 721 приказу. Мы работаем с предприятиями…
- Норматив утилизации отходов от использования товаров 2018
Норматив утилизации для экологического сбора (2020) — это объем отходов, который производители и поставщики определенных…
- Нормы образования отходов производства и потребления
О "Справочных материалах по удельным показателям образования важнейших видов отходов производства и потребления"ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ…
- Центр размещения заказа Нижегородской области
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 31.05.2017 по делу №А43-3930/2017 ГКУ НО "Центр размещения заказа…