Куперс

Бухучет и анализ

Нормативное регулирование бухгалтерского учета основных средств

Нормативно-правовое регулирование учета основных средств

Страница 1

ООО «ПЗСП» является юридическим лицом и в процессе своей хозяйственной деятельности руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, а именно законами РФ, Указами Президента РФ, Инструкциями, Методическими рекомендациями и прочими нормативно-законодательными актами. В России система нормативного регулирования бухгалтерского учета включает 4 основных уровня.

Документы первого уровня закрепляют обязательность единообразного ведения учета всеми хозяйствующими субъектами, основные требования по его организации, правила и процедуры ведения учета. К этому уровню нормативного регулирования относятся следующие законодательные акты: федеральные законы, утвержденные ими кодексы (Гражданский, Налоговый, Трудовой и др.), указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Основным законодательным актом, регулирующим бухгалтерский учет, является принятый 21 ноября 1996 г. Федеральный закон «О бухгалтерском Учете» № 129-ФЗ.

В законе определены понятия бухгалтерского учета, его объекты, основные требования и правила, порядок регулирования и организации бухгалтерского учета, правила организации аналитического и синтетического учета, его регистров, порядок оценки имущества и обязательств, их инвентаризации, правила составления и представления бухгалтерской отчетности.

Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 2, утвержденная 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 01.04.2010 г.) является основным нормативным документом в системе налогового законодательства. Он устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения налогового учета в Российской Федерации; содержит понятие амортизируемого имущества, его состав, порядок определения стоимости амортизируемого имущества, перечень амортизационных групп, методы и порядок расчета сумм амортизации.

Постановлением Правительства РФ «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» от 01.01.2002 г. № 1 (в ред. от 12.09.2008 г. №676) утверждена классификация основных средств, включаемых в амортизируемые группы в соответствии со статьей 258 НК РФ.

Документы второго уровня включают Положения по отдельным участкам бухгалтерского учета (ПБУ), которые разрабатывает Министерство финансов РФ по поручению Правительства РФ. В положениях перечислены общие требования государственного регулирования бухгалтерского учета, основанные на международной практике и национальных традициях. Эти документы содержат основные понятия, базовые правила и приемы бухгалтерского учета. Действующие в настоящее время ПБУ раскрывают различные вопросы бухгалтерского учета: формирование учетной политики ПБУ 1/98, учет материально-производственных запасов ПБУ 5/01, учет основных средств ПБУ 6/01, и т.д.

Для целей организации учета фактических затрат на производство продукции (работ, услуг), калькулирования себестоимости выпуска всей товарной продукции, в том числе отдельных ее видов и единиц, а также при решении иных проблем управленческого характера в настоящее время необходимо руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. №ЗЗн, в редакции от 18.09.2006).

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 29.07.1998 г. № 34н (в ред. от 26.03.2007 г. № 26н) определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы, а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации, дает определение основных средств, способы начисления амортизации для целей бухгалтерского учета и отражения в отчетности.

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 06.10.2008 г. № 106н (в ред. от 11.03.2009 г. № 22н) устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. В частности, в учетной политике организации по основным средствам подлежит раскрытию следующая информация: о выбранных способах начисления амортизации; о порядке списания затрат по ремонту основных средств; о принятых сроках полезного использования; об объектах основных средств, стоимость которых не погашается.

Страницы: 1 2

Немного больше об экономике

Как действует рынок фьючерсных контрактов?
Рынок фьючерсных контрактов представляет собой централизованное место, где встречаются покупатели и продавцы фьючерсны …

Заработная плата в системе управления предприятием
При переходе к рыночным отношениям главным требованием к организации заработной платы на предприятии, отвечающим как и …

Анализ доходов и расходов от обычной деятельности
Организационно-экономическая характеристика ООО «Капитал» Объектом для написания диплома является ООО «Капитал» (Унив …

Нормативное обеспечение Страница 2

Документами 4-го уровня в системе регулирования бухгалтерского учета являются рабочие документы организации, формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах.

Аудит. В течение последних трех-четырех лет в России проводятся аудиторские проверки, интенсивно готовятся кадры аудиторов, но все это до принятия Указа Президента Российской Федерации «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» от 22 декабря 1993г. не имело под собой должной правовой основы. Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденные этим Указом, подвели юридический фундамент под деятельность аудиторов, легализовали их профессиональную подготовку. До этого работа аудиторских фирм осуществлялась лишь на основе стандартов бухгалтерского учета, отчетности и аудита зарубежных стран. Стандарты – правила ведения финансового учета и составления отчетности с целью отражения эффективности финансовых решений, принятых за отчетный период компанией, которые отражают ее положение на рынке (в том числе и ценных бумаг). Они являются определенного рода юридически закрепленным консенсусом различных субъектов рыночной экономики и разрабатываются, исходя из накопленного опыта, практической необходимости, результатов научных исследований, здравого смысла, традиций и других подобных факторов. Самая свежая информация решетки с грязезащитными вставками у нас на сайте.

Что же из себя с правовой точки зрения представляют стандарты бухгалтерского учета и аудита? Отметим, что хотя на Западе различаются стандарты по бухгалтерскому учету и по отчетности и аудиту, но правовая природа их одинакова. Более того, они неразрывно связаны между собой, так как аудитор, занимаясь проверкой, обязательно должен знать стандарты учета и отчетности. На первом заседании Методологического совета по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ обсуждалась концепция системы нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет в России. Для определения сферы его правового регулирования необходимо выделить, как отмечает М.А. Волович, три вида учета, применяемых сейчас на предприятиях: финансовый, производственный (управленческий) и налоговый. Управленческий учет обслуживает внутренние потребности предприятия, его результаты, в отличие от финансового не служит удовлетворению потребностей внешних пользователей. Предлагается четырехуровневая система правового регулирования бухгалтерского учета.

Первый уровень – закон о бухгалтерском учете, который непосредственно входит в группу основных элементов, регламентирующих хозяйственное право.

Второй уровень составляют акты Правительства России, других исполнительных органов, которые раскрывают, детализируют требования законов.

Третий уровень – стандарты по учету и отчетности, в которых должны быть определены основные принципы ведения бухгалтерского учета. Задача стандартов состоит в том, чтобы регламентировать организацию и ведение бухгалтерского учета на отдельных его участках.

Наконец, документы четвертого уровня – рекомендации, которые обеспечивают практическую деятельность и носят вспомогательный характер. Основная их цель – реализовать учетный процесс с использованием прогрессивных приемов и рациональных способов работы.

Изложенная систематизация нормативных актов, на мой взгляд, в целом правильно ориентирует правовое регулирование бухгалтерского учета в России. Отметим лишь, что место и соподчиненность закона о бухгалтерском учете с другими актами хозяйственного права следует определить не в самом этом законе, а в хозяйственном (предпринимательском) кодексе. Основное же замечание касается определения роли и природы стандартов бухгалтерского учета. В позиции М.А. Воловича более четко (по сравнению с пониманием Т.Б. Крыловой) определяется стандарт как вид правового акта – «стандарты должны раскрыть в терминах и понятиях закрепленные в законе правовые нормы». Другими словами, стандарты бухгалтерского учета, отчетности и аудита – это разновидность нормативного акта, утверждаемого органами государственного управления. Такой подход просматривается в нормативной практике Германии и Франции, где основные принципы и правила бухгалтерского учета изложены в правовых актах, что характерно и для России. Конечно, роль профессиональных бухгалтерско-учетных организаций в подготовке документов никто не умаляет, но стандарты в континентальной Европе – это скорее набор или «кодекс» норм профессиональной этики и деловых обыкновений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Понятие учетной политики организации

Определение 1

Учетная политика организации – это обязательный документ, который освещает порядок и методику бухгалтерского учета в каждой отдельной организации.

Необходимость составления учетной политики диктуется на нормативно-правовом уровне, а именно:

  • ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»
  • Федеральный закон РФ 420-ФЗ «О бухгалтерском учете»
  • Прочие ПБУ
  • Налоговый кодекс РФ

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»

При составлении учетной политики организации, прежде всего, руководствуются положениями, которые отражены в ПБУ 1/2008.

Так, данный документ определяет учетную политику как свод различных правил и утверждений, которые должны быть в организации. Кроме того, в данном документе указывается ее обязательное наличие в любой организации.

В части структуры учетной политики, в ПБУ приводится список необходимых ее составляющих:

  • содержание перечня всех первичных документов и их форм на уровне организации;
  • содержание перечня всех бухгалтерских регистров и их форм на уровне организации;
  • содержание перечня бухгалтерской отчетности для внешних пользователей и для внутреннего пользования;
  • порядок, сроки и виды инвентаризаций в организации;
  • способы оценки различных активов в организации;
  • правила и сроки документооборота, а также ответственных лиц за обработку тех или иных документов;
  • наличие рабочего плана счетов для аналитического и синтетического учета отдельных операций;
  • правила обеспечения внутреннего контроля на различных участках учетных работ;
  • прочие составляющие, обеспечивающие бесперебойную деятельность организации.

Данный нормативный документ регламентирует требования к учетной политике, которые должны обеспечивать:

  • полноту отражения всех операций в организации;
  • своевременность отражения хозяйственных операций;
  • соблюдение превуалирования экономического содержания факта хозяйственной деятельности над правовой формой;
  • соответствие показателей на счетах учета и в бухгалтерской отчетности.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете»

В данном документе при формировании учетной политики, прежде всего, ориентируются на статью 8, где отражены определение учетной политики и основные требования к ней. Кроме того, формируя методику учета различных объектов, опираются на остальные нормы данного закона. Например, статья 9 помогает разработать формы первичных документов в организации. Статья 10 сориентирует при регламенте учетных регистров. При утверждении инвентаризации, ссылаются на статью 11.

Прочие ПБУ

При детальном регламенте учета отдельных объектов, необходимо принимать во внимание различные ПБУ. Так ПБУ 6/01 «Основные средства» регламентирует порядок признания объектов имущества в качестве основных средств и методику начисления амортизации. ПБУ 9/99 «Доходы организации» помогает определить классификацию видов доходов, которые ожидаются в конкретном предприятии.

Остальные ПБУ также принимают участие при составлении учетной политики, по мере необходимости учета объектов.

Налоговый кодекс РФ

Данный документ регламентирует раздел учетной политики для целей налогообложения. Так, исходя из главы 26.2, предприятия, разрабатывают учетную политику предприятия, которые находятся на упрощенной системе налогообложения. А предприятия, которые избрали общую систему налогообложения — ориентируются на содержание главы 25.

Замечание 1

Кроме вышеуказанных документов, в организации могут ссылаться на различные методические рекомендации, инструкции, приказы и т.д. Важно соблюдать соответствие действующей редакции таких документов и их применимость к каждой отдельной организации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх