Куперс

Бухучет и анализ

Нужна ли лицензия на продажу серебряных украшений

Документ : Торговля ювелирными изделиями

Торговля ювелирными изделиями

Разрешительные документы на осуществление торговой
деятельности ювелирными изделиями

Правилами розничной торговли ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней, утвержденными Постановлением КМУ от 25.03.1999 г. № 460 (далее — Правила № 460) установлено, что ювелирные изделия — это украшения из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней.

Законом Украины от 01.06.2000 г. № 1775-III «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности” определено, что торговля ювелирными изделиями с использованием драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется на основании лицензии. Для получения разрешительного документа в соответствующий орган лицензирования подается заявление, в котором должны содержаться следующие данные:

— сведения о заявителе (наименование, местонахождение, банковские реквизиты, идентификационный код — для юридического лица; фамилия, имя, отчество, паспортные данные, идентификационный номер — для физического лица);

— вид хозяйственной деятельности, на которую заявитель намеревается получить лицензию.

В заявлении отмечается местонахождение филиалов и других обособленных подразделений, которые будут осуществлять хозяйственную деятельность на основании полученной лицензии.

К заявлению о выдаче лицензии прилагается копия свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности и копия справки о внесении в ЕГРПОУ, заверенные нотариально или органом, выдавшим оригинал документа.

Для торговли ювелирными изделиями к заявлению прилагаются документы, перечень которых установлен Постановлением КМУ от 04.07.2001 г. № 756 «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии для отдельного вида хозяйственной деятельности”:

— заверенная в установленном порядке копия документа, подтверждающего право собственности субъекта хозяйственной деятельности или аренды им нежилого помещения по месту осуществления торговли;

— сведения с подписью заявителя — о наличии материально-технической базы, необходимой для осуществления соответствующего вида хозяйственной деятельности;

— заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих уровень образования и квалификации специалистов;

— сведения с подписью заявителя о состоянии охраны производственных помещений.

В соответствии с Постановлением КМУ от 14.11.2000 г. №1698 «Об утверждении перечня органов лицензирования” вопросы лицензирования торговой деятельности ювелирных изделий относятся к компетенции Минфина Украины. В соответствии с Постановлением КМУ от 29.11.2000 г. № 1755 «О сроке действия лицензии на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности, размерах и порядке зачисления платы, за ее выдачу” лицензия выдается сроком на 5 лет. Если субъект предпринимательской деятельности реализует ювелирные изделия по договору комиссии, выступая комиссионером, то ему необходимо приобретать также лицензию на право осуществления торговли ювелирными изделиями.

Если торговля осуществляется за наличный расчет или с использованием кредитных карточек, то для работающих на общей системе налогообложения субъектов предпринимательской деятельности необходимо наличие торгового патента на каждую торговую точку. Заявка на приобретение торгового патента должна содержать следующие реквизиты:

— наименование СПД;

— выписка из учредительных документов относительно юридического адреса или справки органа, зарегистрировавшего местонахождение структурного подразделения предприятия;

— вид предпринимательской деятельности;

— наименование документа о полной или частичной уплате стоимости торгового патента.

Согласно Закону Украины от 23.03.1996 г. № 98/96-ВР «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности” патент приобретается на 12 месяцев. Торговый патент должен быть размещен на фронтальной витрине магазина, а в случае ее отсутствия — возле кассового аппарата. Осуществление операций без получения торговых патентов или с нарушением порядка использования торгового патента влечет за собой наложение штрафа в двойном размере стоимости торгового патента.

Реализация ювелирных изделий. Основные требования

Основным документом, регулирующим торговлю ювелирными изделиями, является Закон Украины от 18.11.1997 г. № 637/97-ВР «О государственном регулировании добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней и контроле за операциями с ними” (далее — Закон № 637). Розничная торговля ювелирными изделиями должна осуществляться через специализированные магазины или специализированные отделы (секции) магазинов. Продажа ювелирных изделий в неспециализированной торговой сети или на рынках с рук запрещена.

При осуществлении торговли ювелирными изделиями следует разместить в местах торговли следующие документы:

— информация относительно действующих в Украине проб на драгоценные металлы;

— выдержки из нормативных документов о порядке проведения экспертизы качества драгоценных металлов и драгоценных камней;

— копия лицензии на право торговли;

— внутренняя инструкция и другая необходимая информация.

В соответствии с нормами Закона № 637 для ювелирных и бытовых изделий, содержащих драгметаллы и реализуемых в Украине, установлены такие пробы:

— платина: 900, 950;

— золото: 375, 500, 585, 750, 958, 999 (остаются в обороте и реализуются ювелирные и бытовые изделия из золота пробы с оттиском государственного пробирного клейма 333, 583);

— серебро: 800, 830, 875, 925, 960 (остаются в обороте и реализуются ювелирные и бытовые изделия из серебра пробы с оттиском государственного пробирного клейма 750);

— палладий: 500, 850.

Пунктом 2.3 Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по изготовлению изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценных камней, торговли изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценных камней, утвержденных приказом Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Министерства финансов Украины от 26.12.2000 г. № 82/350 (далее — Лицензионные условия), предусмотрены специальные требования, предъявляемые к торговле ювелирными изделиями:

— на основании приказа руководителя необходимо разработать и утвердить внутреннюю инструкцию о порядке торговли ювелирными изделиями;

— обеспечить торговые помещения специальным оборудованием и торговым инвентарем для хранения, подготовки к продаже, демонстрации и продажи ювелирных и бытовых изделий;

— обеспечить торговые и складские помещения системой охраны и противопожарной безопасности;

— наемные работники должны иметь квалификацию, соответствующую требованиям учебных программ Государственной пробирной службы и Государственного гемологического центра Украины;

— поставлять в торговую сеть ювелирные изделия как отечественного, так и иностранного производства при наличии на них отпечатков наименований производителей, отпечатков государственных пробирных клейм Украины и опломбированных товарных ярлыков. Для комиссионной торговли скупленными у населения ювелирными изделиями необходимо:

— оборудовать рабочее место оценщика весоизмерительными средствами необходимой точности и границ измерения, приборами, инструментом и т. п. согласно требованиям внутренней инструкции;

— расположить рабочие места оценщика таким образом, чтобы сдающий присутствовал при оценке изделий;

— скупать ювелирные и бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней только при наличии документа, удостоверяющего личность.

Прием ювелирных изделий от поставщиков осуществляется при наличии таких сопроводительных документов, как:

— товарно-транспортные накладные;

— документы, подтверждающие качество изделий.

Если ювелирные изделия приобретаются у СПДФЛ, то обязательно наличие товарного ярлыка с указанием данных этого предпринимателя: фамилии, адреса, номера свидетельства о госрегистрации. При приеме товара проверяется наличие маркировки, товарного ярлыка или индивидуальной упаковки, групповой, транспортной тары и упаковочного листа. Перечень необходимой информации, предусмотренной для типовой маркировки ювелирных изделий, определен п. 17 Правил № 460:

— на лицевой стороне товарного ярлыка изделия указываются:

— наименование предприятия-производителя (его товарный знак);

— наименование изделия или его шифр;

— наименование сплава металла и его проба;

— масса изделия;

— цена за 1 г (для весовых изделий) или цена изделия;

— на обратной стороне товарного ярлыка указываются:

— артикул;

— номер (размер) перстня или браслета;

— наименование камня;

— нормативно-правовой акт, в соответствии с которым изготовлено изделие;

— количество и качественные характеристики камней (цвет, дефектность, масса, форма огранки).

Ювелирные изделия как отечественного, так и иностранного производства должны иметь опломбированные товарные ярлыки. Товарный ярлык к весовому ювелирному изделию крепится нитью или помещается в индивидуальную упаковку и должен быть опломбирован. Обязательным условием торговли ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов (как отечественных, так и импортных) является наличие государственного пробирного клейма. Государственное пробирное клеймо — это знак установленного единого образца, удостоверяющий ценность изделий из драгоценных металлов. Клеймение производится органами, осуществляющими государственный пробирный контроль.

Не подлежат обязательному клеймению следующие виды ювелирных изделий:

— изделия из драгоценных металлов, имеющие историческую или археологическую ценность;

— ордена, медали и монеты;

— мелкая насечка (инкрустация) золотом и серебром на оружии;

— сусаль желтая и сусаль серебряная;

— предметах быта, религиозного культа;

— другие изделия, не подлежащие клеймению государственным пробирным клеймом, но предназначенные для продажи.

Качество таких изделий должно подтверждаться соответствующим документом органов, осуществляющих государственный пробирный контроль. Торговля ювелирными изделиями без оттисков государственного пробирного клейма Украины или документов, которые подтверждают их качество, запрещается.

Предприятия, занятые изготовлением ювелирных изделий, могут использовать именное клеймо. Использовать именное клеймо имеют право предприятия, включенные в Перечень субъектов предпринимательской деятельности-производителей ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, которые имеют право на клеймение собственных изделий государственным пробирным клеймом, утвержденный Постановлением КМУ от 02.03.1998 г. № 238. В данный Перечень включены :

Львовский государственный ювелирный завод;

Винницкое государственное предприятие «Кристалл”;

ОАО «Киевский ювелирный завод”, г. Киев;

АО «Харьковский ювелирный завод”.

Согласно ст. 22 Закона № 637 реализация ювелирных изделий без государственного пробирного клейма или без соответствующих документов, подтверждающих качество изделий, влечет за собой применение штрафных санкций в размере 100 % стоимости реализованных изделий. В торговом зале должны быть размещены все имеющиеся на день продажи образцы ювелирных изделий. В специализированных магазинах не запрещена торговля сопутствующими товарами и предоставление дополнительных услуг для покупателей (например, гравирование, упаковка приобретенных товаров и др.). На доске информации обязательно должно быть указано, что ювелирные изделия надлежащего качества обмену и возврату не подлежат. Если же изделие окажется некачественным или фальшивым, то покупатель в течение шести месяцев со дня покупки имеет право потребовать:

— замены на аналогичное изделие надлежащего качества;

— бесплатного устранения недостатков или возмещения расходов по ремонту;

— уменьшения стоимости;

— замены на такое же изделие другой модели с соответствующим пересчетом цены;

— расторжения договора и возмещения убытков, понесенных покупателем.

Для оформления возврата некачественного изделия покупателю необходимо написать заявление в двух экземплярах. На экземпляре, который остается у покупателя, обязательно должны быть указаны наименование ювелирного изделия, фамилия и должность лица, принявшего изделие и заявление, дата принятия заявления, подпись и печать (штамп) субъекта предпринимательской деятельности.

Субъект хозяйственной деятельности со дня получения письменного заявления от покупателя с претензией о некачественности ювелирного изделия обязан в трехдневный срок направить этот товар на экспертизу. Такая экспертиза осуществляется за счет субъекта хозяйственной деятельности по Закону о защите прав потребителей. Операции комиссионной продажи ювелирных изделий регулируются Правилами комиссионной торговли ювелирными изделиями из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней, утвержденными приказом Минфина Украины от 27.10.2004 г. № 678. Согласно этому документу, на каждое ювелирное изделие, принимаемое на комиссию, выписывается квитанция в двух экземплярах. Первый экземпляр квитанции выдается комитенту, второй — остается у комиссионера. Два экземпляра квитанции подписываются комитентом и комиссионером. Товарный ярлык должен иметь тот же номер, что и квитанция. Товарный ярлык к весовому ювелирному изделию крепится нитью. При продаже ювелирного изделия товарный ярлык не снимается.

Если комитентом является гражданин Украины, то оформление товара на комиссию осуществляется при условии предъявления паспорта, данные которого комиссионером записываются при оформлении квитанции о приеме товара на комиссию.

Не принимаются на комиссию:

— драгоценные металлы в самородках, в изделиях производственного и лабораторного назначения;

— эталонные стандартные образцы драгоценных металлов и их сплавы;

— холодное, огнестрельное оружие в оправе и тому подобное;

— алмазы как необработанные минералы;

— драгоценные и полудрагоценные камни не в оправе;

— ювелирные изделия от граждан в возрасте до 18 лет.

Сбор в Пенсионный фонд

Необходимость начисления сбора в Пенсионный фонд от продажи ювелирных изделий определена п. 6 ст. 1 Закона Украины от 26.06.1997 г. № 400/97-ВР «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование” (далее — Закон № 400). Этим же пунктом определено, что не является объектом обложения сбора в Пенсионный фонд стоимость обручальных колец.

Пунктом 5 ст. 2 этого Закона установлено, что объектом обложения является стоимость реализованных ювелирных изделий. Порядок начисления и перечисления сбора в Пенсионный фонд от продажи ювелирных изделий определен Постановлением КМУ от 03.11.1998 г. № 1740 «Об утверждении Порядка уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование с отдельных видов хозяйственных операций”. Согласно нормам п. 7 этого Постановления размер сбора составляет 5 % от цены реализации ювелирных изделий из золота, платины и драгоценных камней. Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование операций по продаже ювелирных изделий из золота, платины и драгоценных камней перечисляется в следующем порядке:

— если в течение рабочего дня сумма пенсионного сбора равна или превышает 50 гривень,- уплата сбора производится на следующий рабочий день;

— если в течение рабочего дня сумма сбора менее 50 гривень, — уплата сбора производится в тот день, в котором сумма сбора составляет 50 гривень.

Документом, подтверждающим продажу ювелирного изделия из золота, платины и драгоценных камней, является кассовый чек, в котором сумма сбора на обязательное государственное пенсионное страхование включается в общий налог и составляет цену товара. Следует отметить, что Закон № 400 не делает различий между торговлей ювелирными изделиями оптом и в розницу, поэтому Пенсионный фонд настаивает на уплате данного сбора оптовиками.

Применяемые системы налогообложения

Субъекты предпринимательской деятельности (юридические и физические лица) при реализации ими ювелирных изделий из драгоценных металлов могут применять не только общую систему налогообложения. Правда, в 2005 году имела место попытка ограничить использование упрощенной системы налогообложения такими плательщиками, — п. 4 раздела 11 «Заключительные положения” Закона Украины от 25.03.2005 г. № 2505-IV «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год” и некоторые другие законодательные акты Украины”.

Однако 30.06.2005 г. вступила в силу новая редакция этого пункта, утвержденная Законом Украины от 03.06.2005 г. № 2642-IV «О внесении изменений в некоторые законы Украины”, согласно которой упрощенная система налогообложения не распространяется на субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу и производство драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, оптовую и розничную торговлю промышленными изделиями из драгоценных металлов, которые подлежат лицензированию.

Первое, на что следует обратить внимание, — с единым налогом несовместима лицензируемая деятельность в сфере розничной и оптовой торговли не любыми изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, а только промышленными изделиями из драгоценных металлов. Согласно подпункту «ж” п. 1.3 Лицензионных условий к промышленным изделиям из драгоценных металлов относятся проволока, пластины, фильеры и т.п.

Налог на добавленную стоимость

Согласно п.4.1 Закона Украины от 03.04.1997 г. № 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость” (далее — Закон о НДС) база налогообложения операции продажи ювелирных изделий, не бывших в употреблении, определяется исходя из их договорной стоимости, но не ниже обычных цен (в случае если обычная цена превышает договорную цену более чем на 20 %) с учетом акцизного сбора, ввозной пошлины, других общегосударственных налогов и сборов (обязательных платежей). Из этого следует, что НДС облагается сумма продажи ювелирных изделий с учетом сбора от продажи ювелирных изделий в Пенсионный фонд.

Следует обратить внимание, что СПД, реализующие ювелирные изделия по договорам комиссии, применяют особый порядок обложения НДС. Налогообложение таких операций регламентируется нормами п 4.7 Закона о НДС. По договорам комиссии могут продаваться как новые товары, так и бывшие в употреблении. Учет реализации этих товаров следует вести отдельно. Если комиссионная торговля предполагает продажу бывших в употреблении товаров, приобретенных у лиц-неплательщиков НДС, то базой налогообложения является комиссионное вознаграждение такого СПД. Если на комиссию приняты новые товары, то налоговые обязательства по НДС возникают у комиссионера по дате возникновения первого из событий:

— предоплаты, полученной от покупателя ювелирных изделий;

— поставки (продажи) таких ювелирных изделий.

Датой увеличения налогового кредита комиссионера является дата перечисления денежных средств в пользу комитента. Датой увеличения налоговых обязательств по НДС комитента является дата получения денежных средств или других видов компенсации стоимости товара, полученных от комиссионера.

Налог на прибыль

Юридические лица, которые продают ювелирные изделия по договорам комиссии и при этом являются комиссионерами, должны руководствоваться нормами п. 7.9 Закона Украины от 28.12.1994 г. № 334/94-ВР «О налогообложении прибыли предприятий” в редакции от 22.05.1997 г. № 283/97-ВР. Нормами п.7.9 данного Закона определено, что денежные средства или имущество, полученные от операции привлечения имущества на основании договора комиссии, не включаются в валовые доходы. Не включаются в валовые расходы денежные средства или имущество, предоставленные на основании договора комиссии. В состав валового дохода комиссионера включается комиссионное вознаграждение. Датой возникновения валового дохода является дата, приходящаяся на первое из событий: либо дата оплаты комиссионного вознаграждения, либо дата подписания акта выполненных услуг в соответствии с договором комиссии.

Налог с доходов физических лиц

Если физическое лицо осуществляет продажу ювелирных изделий по договору комиссии, то доход, полученный им в результате такой продажи, облагается налогом с доходов физических лиц. Нормами п.12.1 Закона Украины от 22.05.2003 г. № 889-IV «О налоге с доходов физических лиц” установлено, что доход от продажи объекта движимого имущества в течение налогового года облагается по ставке 15 %. Если объект движимого имущества продается при посредничестве юридического лица, то такое юридическое лицо считается налоговым агентом в отношении налогообложения доходов, полученных от такой продажи. Доход от продажи, ювелирных изделий отражается комиссионером в Налоговом расчете по ф. № 1ДФ (утвержденной приказом ГНАУ от 29.09.2003 г. № 451 «Об утверждении формы налогового расчета сумм дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога (ф. № 1ДФ) и Порядка заполнения и предоставления налоговыми агентами налогового расчета сумм дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога” ) с признаком 07.

Применение регистраторов расчетных операций

Пунктом 24 Правил № 460 установлено, что расчеты с покупателями осуществляются за наличные на полную сумму покупки через зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы регистраторы расчетных операций с обязательной выдачей расчетного документа установленной формы. Дополнительно выписывается товарный чек в двух экземплярах, один из них выдается покупателю. В товарном чеке отмечаются: номер или название торгового предприятия, наименование товара, артикул, метрическая проба, вес изделия, его розничная цена, дата продажи, фамилия продавца, штамп торгового предприятия.

О правилах предварительного программирования цены ювелирного изделия в регистраторах расчетных операций (далее — РРО) говорится в совместном письме ГНАУ и ПФ Украины от 22.12.1998 г. № 15282/10/23-3117, от 15.12.1998 г. № 04/4834. Согласно этому письму в РРО необходимо программировать отпускные цены изделий, включая общую сумму налога, которая состоит из сбора на обязательное государственное пенсионное страхование и НДС. Общая сумма налога состоит из суммы сбора на обязательное государственное пенсионное страхование (1/5 часть общей суммы налога) и суммы налога на добавленную стоимость (4/5 части общей суммы налога).

При комиссионной торговле ювелирными изделиями, бывшими в употреблении, через РРО регистрируется продажа товара по цене, которая состоит из двух частей:

— стоимость товара, включающая сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, продажа которого не облагается НДС,

— комиссионное вознаграждение, подлежащее обложению НДС.

При этом программирование стоимости товара осуществляется по ставке налогообложения, равной 5 %, а сумма комиссионного вознаграждения программируется по общей ставке (включающей пенсионный сбор 5% и НДС 20%). Накопленная за день общая сумма сбора на обязательное государственное пенсионное страхование определяется из ежедневного Z отчета РРО как сумма двух составных частей:

общей суммы налога по ставке 5%,

1/5 части общей суммы налога по ставке 25 %.

Как указывается в письме ГНАУ от 11.08.2006 г. № 8861/6/23-8019, такое разъяснение ГНАУ не противоречит Положениям о форме и содержании расчетных документов, утвержденным приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

«Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 19 (645), 12 мая 2008 г.
Подписной индекс 40783

Уважаемые коллеги!

Информируем Вас о том, что работа начатая Ассоциацией еще 02 марта 2015 года наконец то завершилась. Наши совместные заседания руководства Министерства Финансов и представителей Ассоциации ювелиров Украины в формате рабочей группы, которые проходили 02 марта 2015 года и 28 мая 2015 года (протоколы заседаний с Повесткой дня — читай ниже в разделе «Заходи», «Новини» ) рассматривали вопросы изменения » Правил торговли драгоценными металлами, Правил розничной торговли ювелирными изделиями» принятые постановлением Кабинетом Министров Украины от 04 июня 1998 года №802.

Даем краткое разъяснение с комментариями содержания принятого постановления.

Кабинетом Министров Украины упрощены правила осуществления торговли драгоценными металлами, драгоценными камнями, ювелирными и бытовыми изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней.

КМУ принял постановление от 25.01.2017 №41 «О внесении изменений в постановление КМУ от 04 июня 1998г. №802 и признании такими, что утратили силу некоторых постановлений КМУ», которым объединил Правила торговли драгоценными металлами, Правила розничной торговли ювелирными изделиями и изложил новые единые Правила торговли драгоценными металлами (кроме банковских металлов) и драгоценными камнями, драгоценными камнями органогенного образования и полудрагоценными камнями в сыром и обработанном виде и изделиями из них, принадлежащих субъектам хозяйствования на праве собственности в новой редакции .

Документ устраняет дублирование положений решений Правительства, ранее принятых в указанной сфере, актуализирует положения этих нормативно-правовых актов в соответствии с современными условиями ведения бизнеса. При этом он стал значительно короче, чем каждое из ранее существующих Правил торговли драгметаллами или ювелирными изделиями.

Принятые изменения расширяют возможности субъектов хозяйствования, работающих на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней, в частности по внедрению средств телекоммуникационной сети в процесс розничной торговли ювелирными изделиями, упрощают условия этикетирования изделий и проведение расчетных операций за приобретенный товар.

Изменения требований новых Правил торговли в сравнении с действующей редакцией:

1. Торговля драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Все коллизионные ограничения и нормы, установленные Правилами торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями, в редакции 16.08.2012, исключены:

— например, п.4. Правил устанавливал ограничения по субъектному составу участников торговых операций слитками драгоценных металлов, минеральной и вторичным сырьем, вмещающий драгоценные металлы и драгоценные камни, изделиями из их содержанием, полуфабрикатами с содержанием драгоценных металлов, драгоценными камнями, драгоценными камнями органогенного образования и полудрагоценными камнями — их могли осуществлять на территории Украины в соответствии с настоящими Правилами в пределах своей компетенции Минфин, Национальный банк, пользователи недр, заготовители, переработчики, аффинажные предприятия, промышленные потребители, скупщики и ломбарды;

— или, п.10 Правил также ограничивал субъектный состав по операциям с вторсырьём, указывая, что вторичное сырье принимается от его владельцев заготовителями, переработчиками, афинажными предприятиями и Государственным хранилищем драгоценных металлов и драгоценных камней на основании заключенных договоров купли-продажи. Заготовители сдают вторсырье переработчикам, аффинажных предприятиям на основании заключенных договоров купли-продажи.

По-сути, после вступления в силу Постановления КМУ от 25.01.2017 №41, при торговле драгметаллами (кроме банковских) и драгоценными камнями останется лишь одно специальное правило – норма статьи 4 Закона Украины «О государственном регулировании добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней и контроле за операциями с ними»:

— Добытые драгоценные металлы из руд, песков, шлихов и другие продукты обогащения, лом и отходы драгоценных металлов передаются по договорам купли-продажи или на условиях давальческого сырья для аффинажа предприятиям, или могут вывозиться в соответствии с законодательством на условиях давальческого сырья за пределы Украины для аффинажа, изготовление и реализации изделий с использованием драгоценных металлов;

— Аффинированные драгоценные металлы в стандартном виде, а также добытые из недр или рекуперованные драгоценные камни в рассортированном виде при продаже субъектами их добычи и производства, скупленные, не выкупленные из-под залога ювелирные и бытовые изделия из драгоценных металлов, лом драгоценных металлов, а также драгоценные камни первого порядка в первую очередь предлагаются Национальному банку Украины и центральному органу исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственного пробирного контроля;

— Субъекты хозяйствования независимо от формы собственности, и физические лица в установленном порядке приобретают в собственность драгоценные металлы в слитках и изделиях, драгоценные камни, драгоценные камни органогенного образования и полудрагоценные камни на рынках драгоценных металлов и драгоценных камней по договорам купли-продажи, дарения, другим гражданско-правовым договорам, а также по праву наследования.

Вот и все специальные Правила. Все остальные торговые действия с указанными ценностями теперь будут производится в общем порядке, без каких-либо особенностей, установленных регулятором.

2. Торговля ювелирными и бытовыми изделиями из драгметаллов и драгкамней.

Действующие Правила розничной торговли ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней в редакции 04.05.2011 отменяются. Вместо них вводится раздел в общих Правилах, согласно которому:

1) Розничная торговля ювелирными и бытовыми изделиями из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней (далее — ювелирные изделия) осуществляется через специализированные магазины, специализированные отделы (секции) магазинов с универсальным ассортиментом товаров, а также с помощью средств дистанционного связи.

Продажа ювелирных изделий в мелкорозничной торговой сети, на рынках (кроме размещенных на них специализированных магазинов, отделов) и с рук запрещается.

Исключена существующая в Правилах в редакции 04.05.2011 коллизия о невозможности Интернет-торговли ювелирными изделиями.

2) Субъекты хозяйствования в местах торговли обязаны обеспечить выполнение общих требований:

— Закона Украины «О государственном регулировании добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней и контроле за операциями с ними» в части осуществления торговли ювелирными изделиями;

— реализацию прав потребителей, определенных Законом Украины «О защите прав потребителей»;

— Порядка осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания на рынке потребительских товаров, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 15 июня 2006 № 833 и требований других нормативно-правовых актов.

Исключены требования об обязательном оснащении торговых помещений специальным торгово-технологическим оборудованием и торговым инвентарем, а также обязанностью субъекта оборудовать их охранной и противопожарной сигнализацией.

Исключены требования об обязательном наличии у работников торгового предприятия, занятых обслуживанием покупателей, специальной профессиональной подготовки и квалификации.

3) Исключены требования об обязательном наличии весовой техники в магазинах, отделах, которые осуществляют розничную торговлю ювелирными изделиями.

Теперь весы предоставляются по требованию потребителя для возможности проверки веса продаваемого изделия – т.е. ее можно «взять в заем у соседа по торговому центру» только на время, необходимое для взвешивания потребителю, либо купить одни весы на несколько торговых точек и совместно использовать.

Требования к весовой технике (относительно точности измерений), которая используется в процессе продажи, оставлены без изменений.

4) Введены общие Правила для розничной и комиссионной торговли ювелирными изделиями.

Исключены нормы об отдельном регулировании комиссионной торговли ювелирными изделиями отдельными правилами, которые утверждаются Минфином (приказ МФУ от 27.10.2004 №678 должен быть отменен, его требования – спецформы квитанций, товарных ярлыков на каждую единицу продукции, актов — неприменимы с момента вступления в силу постановления КМУ от 25.01.2017 №41).

5) Изменены требования к товарным ярлыкам, их крепежу и сокращен объем информации, которую они должны содержать.

Исключены требования относительно обязательного крепления товарных ярлыков к изделиям нитками с пломбой. Теперь способ крепления товарных ярлыков (и вообще нужно ли их крепить к изделию) законодательством не урегулирован и выбирается самим субъектом самостоятельно.

Исключены требования об обязательном размещении информации на лицевой и обратной части ярлыка. Теперь этот вопрос регулируется предприятием самостоятельно.

Согласно новым Правилам торговли товарный ярлык ювелирных изделий предусматривает наличие следующей информации:

— наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;

— наименование изделия или его шифр;

— наименование сплава металла и его проба;

— масса изделия;

— номер (размер) кольца или браслета;

— наименование камня и его масса;

— отметки «изделие было в употреблении» или «б/у» для ювелирных изделий, бывших в употреблении.

Дополнительную информацию предприятие наносит либо в силу Закона Украины «О защите прав потребителей», либо в соответствии с ГСТУ или ТУ, на которые ссылается на этой этикетке, либо добровольно. При этом такая информация может быть размещена на ярлыке, например, в виде линейного (штрих-код) или двухмерного кода (QR-код), сканироваться и выводиться на экране монитора для ознакомления с ней потребителя (в том числе на смартфоне потребителя) при продаже и распечатываться, как паспорт изделия.

6) Исключены требования об обязательной продаже ювелирных изделий в индивидуальной упаковке.

7) Исключены обязательные требования к товарному чеку, выписываемому при продаже изделий. Теперь этот вопрос регулируется предприятием самостоятельно.

8) Исключены нормы об обязательном фиксированном в Правилах гарантийном сроке в 2 года.

Теперь этот вопрос регулируется предприятием и может быть установлен предприятием самостоятельно, с учетом применяемых таким предприятием стандартов и ТУ, общих положений Закона Украины «О защите прав потребителей» и заключенного договора с потребителем.

Например, согласно ДСТУ 3527-97 «Изделия ювелирные из драгоценных камней» сроки гарантии изготовителя составляют 12, 18 месяцев со дня продажи изделия через предприятия розничной продажи.

9) Исключены нормы, ограничивающие субъектный состав лиц, которые могут проводить аттестацию драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней в изделиях отечественного производства.

В Правилах в редакции 04.05.2011 такую аттестацию могли осуществлять только производители, Государственный геммологический центр Украины и уполномоченные ими на выполнение этой операции организации или лица.

Т.е. производители могут использовать при внесении в товарный ярлык данных о вставке информацию, содержащуюся в первичных документах, сопровождающих покупку драгкамней у третьих лиц и фактическую передачу указанных ценностей, без проведения их аттестации на собственном производстве при условии их закрепки без изменения свойств (например, огранки и т.п.).

Таким образом, документом сокращаются специальные требования к торговле драгоценными металлами, драгкамнями, ювелирными изделиями, что влечет значительное снижение возможностей административного давления органов государственного (надзора) контроля на деятельность субъектов хозяйствования частного сектора экономики, работающих в данной сфере.

Ассоциация планирует провести ряд семинаров по разъяснению данного постановления и ответить на возникшие у Вас вопросы!

С уважением,

Президент Ассоциации ювелиров Украины Г.И.Мажаровский

Внимание участников ювелирного рынка!

Доводим до Вашего сведения, о том, что совместная рабочая группа Министерства финансов Украины и Ассоциации ювелиров Украины провела совместные заседания и оговорила перечень вопросов работы отрасли о которых мы сообщали на своем сайте в разделе» Новости», смотри «Протоколы».

Заседания проходили 02.03.2015, 25.05.2015.

В работе группы принимали участие:

от МФУ — Начальник управления Троян В.В.

от АЮУ — Мажаровский Г. — Президент

Нечипуренко П. — Запорожье

Шевченко В. — Харьков

Власюк О. — Киев

Сова Л. — Киев

Дерун Т. — Винница

Скрыпник Р. — Краматорск

Малеванный В. — Винница

Работу, проделанную группой, считаем положительной.

Решен один из намеченных вопросов: отмена Инструкции № 84 от 06.04.1998г. «О порядке получения, использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней».

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ УКРАИНЫ

ПРИКАЗ

22.06.2015 г.

г. Киев

N 587

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины
07 июля 2015 г. за N 793/27238

О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства финансов Украины

В соответствии со статьей 4 Закона Украины «О государственном регулировании добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней и контроле за операциями с ними»

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Признать утратившими силу следующие приказы Министерства финансов Украины:

от 06 апреля 1998 года N 84 «Об утверждении Инструкции о порядке получения, использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 28 апреля 1998 года за N 271/2711;

от 28 ноября 2012 года N 1230 «О внесении изменений в Инструкцию о порядке получения, использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 26 декабря 2012 года за N 2191/22503;

от 08 ноября 2013 года N 929 «О внесении изменений в Инструкцию о порядке получения, использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 28 ноября 2013 года за N 2033/24565.

2. Установить, что учет драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней, изделий из них и материалов, которые их содержат (далее — драгоценные металлы и драгоценные камни), осуществляется субъектами хозяйствования, осуществляющими операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, на основании внутренних инструкций, разрабатываемых ими самостоятельно с учетом методических рекомендаций, утвержденных Министерством финансов Украины.

3. Управлению государственной политики в сфере пробирного надзора и документов строгой отчетности (Троян В. В.) обеспечить в установленном порядке:

предоставление этого приказа на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины;

обнародование этого приказа.

4. Этот приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

5. Контроль за исполнением этого приказа возложить на заместителя Министра Макееву А. Л.

Министр

Н. Яресько

«ДжиАр ЭлЭс» оказывает следующие услуги по оформлению и получению «ювелирной лицензии» (постановке на учёт):

  1. Консультация по всем вопросам, касающимся получения свидетельства о постановке на учёт;>
  2. Проверка предоставленных вами документов и оформление полного пакета документации, необходимой для получения лицензии на ювелирную деятельность;
  3. Подача полного пакета документов для постановки на учёт;
  4. Получение копии описи поданных документов с пометкой о дате приёма документов;
  5. Постоянный мониторинг процесса рассмотрения заявления о постановке на учёт.

После осуществления постановки на спецучет Вы получаете следующие документы:

  • Свидетельство о постановке на специальный учет;
  • Карта постановки на специальный учет.

Получение ювелирной лицензии или получение свидетельства о постановке на специальный учет в Центральной государственной инспекции пробирного надзора.

  • Срок оформления: 2 недели;
  • Орган: Центральная государственная инспекция пробирного надзора;
  • Территория действия: Российская Федерация;
  • Срок действия: 5 лет.

Виды деятельности, требующие получения лицензии

Свидетельство о постановке на специальный учет в Инспекции пробирного надзора («ювелирная лицензия») необходимо, если организация осуществляет:

  • оптовую и/или розничную торговлю драгоценными металлами и ювелирными изделиями;
  • огранку драгоценных камней;
  • производство ювелирных изделий и драгоценных металлов;
  • ломбардную деятельность;
  • хранение драгоценных камней, металлов и ювелирных изделий;
  • производство (чеканку) памятных монет и наград из драгоценных металлов.

Ранее для организаций осуществляющих вышеуказанную деятельность предусматривалось получение ювелирной лицензии. В настоящее время предусмотрена иная процедура — постановка на спецучет, призванная облегчить осуществление деятельностью по сравнению с лицензированием.

Для организаций осуществляющих прием, скупку, продажу ювелирных изделий и драгоценных металлов, необходимо наличие правил внутреннего контроля в соответствии с законодательством о противодействии легализации денежных средств, добытых преступным путем.

Документы

Для начала регистрации в Центральной государственной инспекции пробирного надзора каждый Заказчик должен предоставить нашим специалистам документы, перечень которых возможно скачать ниже:

Скачать документы для получения лицензии.

В случае затруднений в подготовке необходимых документов специалисты лицензионного отдела всегда окажут Вам помощь.

Ювелирными называют изделия, которые выполнены из драгоценных металлов (и их сплавов) и камней. В этот перечень включают:

Если вы планируете начатьиизготовление ювелирных изделий или их реализацию, то перед началом своей деятельности необходимо выяснить, какие разрешительные документы понадобится оформить. Получить бесплатную консультацию по этому вопросу вы сможете, обратившись в наш центр сертификации.

Основные нюансы сертификации ювелирной продукции

Поскольку ювелирные украшения не включены в перечни товаров, закрепленные Постановлением Правительства № 982 от 01.12.2009 и техническими регламентами Евразийского экономического союза, они не подлежат обязательному подтверждению соответствия. Это означает, что сертифицировать продукцию данного типа возможно исключительно в добровольном порядке.

Субъект предпринимательской деятельности вправе оформить следующие документы:

  1. Добровольный сертификатГОСТ Р – данный документ на официальном уровне подтверждает соответствие товаров требованиям национальных стандартов (срок его действия варьируется от года до 3 лет).
  2. Отказное письмо – его наличие свидетельствует о том, что ювелирные украшения не подлежат обязательной сертификации.Наличие этого документа позволяет избежать конфликтных ситуаций при перемещении товаров через таможенную границу, также его могут потребовать деловые партнеры, чтобы обезопасить себя при заключении сделок.
  3. Экспертное заключение Роспотребнадзора – служит подтверждением того, что прошедшие проверку изделия в полной мере отвечают гигиеническим и санитарно-эпидемиологическим нормам.

Для получения сертификата вам понадобится предоставить образцы продукции в лабораторию для проведения определенного перечня испытаний. Указанная разновидность товаров должна соответствовать требованиям, установленным ОСТ 117-3-002-95.

Данным отраслевым стандартом предусмотрено, что проверка может проводиться по следующим показателям:

  • наличию клейма и его подлинности:
  • соответствию техописанию – для серийного выпуска;
  • соответствию рисунку или авторскому образцу – для единичных изделий;
  • составу – не допускается использование материалов, содержащих токсические элементы;
  • наличию раковин, заусенцев, трещин и иных видимых дефектов;
  • и другим.

Если имеются драгоценные камни в ювелирных изделиях, для подтверждения их подлинности предусмотрено проведение геммологической экспертизы.

По итогам тестирования составляется протокол испытаний, служащий основанием для оформления сертификата.

Узнать подробнее про документ

требуется ли он для вашей продукции или услуги и как его можно заказать?

Как оформить сертификат на ювелирные изделия?

Проведение сертификации этой разновидности товаров включает в себя следующие этапы:

  • подачу заявки в наш Центр – это необходимо для уточнения всех деталей оформления;
  • формирование комплекта документов;
  • проведение испытаний образцов украшений и составление протокола;
  • выдачу заявителю готового документа.

Несмотря на то, что сертификат качества ГОСТ Р не входит в перечень обязательных документов, многие продавцы и изготовители украшений и сувенирной продукции из драгоценных металлов желают получить его на свою продукцию.

Такая позиция обусловлена наличием целого спектра преимуществ, к которым относят:

  • рост доверия покупателей и контрагентов;
  • повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности;
  • возможность выйти на новые рынки сбыта, включая международный уровень;
  • увеличение размеров прибыли за счет роста объемов продаж;
  • формирование положительного имиджа компании.

Какие документы необходимы для сертификации?

Для получения сертификата на ювелирные изделиявам понадобится подготовить и отправить на наш электронный адрес следующее:

  • заявку на оказание услуг;
  • копии свидетельств ОГРН и ИНН, устава;
  • описание продукции с указанием наименований, ассортимента, состава используемого сырья, кода и других данных (как правило, прилагают цветные изображения товаров);
  • техническую документацию, определяющую порядок производства изделий;
  • соглашение об аренде производственных помещений;
  • договор поставки с товаросопроводительной документацией – в отношении импорта;
  • образцы.

Остались вопросы, касающиеся оформления? Позвоните нам или оставьте заявку онлайн! Наши эксперты абсолютно бесплатно проконсультируют вас и помогут в получении разрешительной документации на выгодных условиях.

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх