Куперс

Бухучет и анализ

Нужно ли разрешение на спил деревьев

Иногда возникает необходимость спилить дерево, однако перед этим нужно получить разрешительный документ.

Самовольная вырубка деревьев без получения специального разрешения незаконна.

Поэтому за нее можно получить крупные штрафы или даже попасть под уголовное преследование.

Поэтому важно знать:

  • кто и на каких условиях выдает такие разрешения;
  • сколько стоит разрешение;
  • какие документы подтверждают право на вырубку или спиливание дерева;
  • куда обращаться, если необходимо удалить мешающее растение.

Кроме того, мы расскажем, в каких случаях можно спилить дерево без получения разрешения и избежать наказания за это.

Кто имеет право запрашивать разрешение на вырубку или спил?

Дерево — это такое же недвижимое имущество, как дом или квартира, ведь оно расположено на земельном участке, у которого есть собственник.

Согласно статье 209.1 Гражданского Кодекса РФ, у собственника участка есть право самостоятельно распоряжаться своим имуществом, поэтому обращаться за разрешением может лишь он.

Если же за разрешением обращается кто-то другой, то для рассмотрения его обращения у него, как минимум, должна быть доверенность на предоставление интересов собственника. Поэтому невозможно законно получить порубочный билет или разрешение на спил/вырубку дерева, расположенного на чужом участке, даже если оно сильно мешает.

Исключение составляют лишь аварийные и представляющие угрозу деревья, однако и в отношении них за разрешением может обратиться лишь наделенный полномочиями человек. При этом собственник участка может быть как против спиливания вообще, так и против использования тех или иных методов и с его мнением придется считаться даже представителю местной власти.

Кто выдает разрешительные документы?

В большинстве случаев такие разрешения выдает Департамент природопользования или Отдела защиты природы при городской администрации, однако возможны ситуации, когда его функции выполняют другие отделы, в том числе Департамент жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).

В большинстве городов существует свой порядок выдачи разрешений со списком организаций, которые оказывают такие услуги.

Нередко заказать разрешение можно через службу «Единого окна», в этом случае весь пакет документов будет направлен тому чиновнику, который занимается этими вопросами, а владельцу земли не придется бегать по кабинетам и спрашивать, кто выдает разрешения или порубочные билеты.

Процедура получения

Подготовку к подаче заявления на получение разрешения необходимо начинать со сбора документов, полный список которых предоставят работники отдела или департамента, занимающегося этими вопросами.

В базовый пакет обязательно войдут документы, подтверждающие право собственности на участок.

Это может быть как выписка из ЕГРН (единого государственного реестра недвижимости), так и другие документы.

Также в пакет входит заявление, в котором владелец участка описывает координаты и назначение участка, а также основные параметры дерева, то есть:

  • породу;
  • размеры;
  • возраст;
  • расположение на участке;
  • причины, по которым требуется вырубка.

Кроме того, в заявлении должно быть указано согласие оплатить проведение экспертизы дерева и уплаты экологического сбора.

После этого специалист выедет на место, чтобы оценить состояние дерева, а также степень представляемой им угрозы. Если растение не относится к ценным или особо ценным, а также в тех случаях, когда его возраст, а значит и толщина, не достигли определенного значения, то вместо разрешения заявитель получит уведомление о том, что для удаления этого дерева не требуется разрешения.

Чаще всего это относится к плодовым, особенно гибридным, сортам, а также деревьям, возраст которых не превышает 30–50 лет.

Если вдруг дерево оказывается ценным, то специалист оценивает степень представляемой им угрозы и размеры расходов, необходимых для восстановления зеленого фонда.

Это требование основано на Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», однако в каждом регионе и крупном городе, а нередко и в небольших населенных пунктах, существует собственный порядок расчета таких сборов с учетом местных факторов.

Убедившись, что все указанные в заявлении данные верны и дерево действительно мешает или представляет угрозу, специалист передаст заявление и свое заключение по нему специальной комиссии при городской или районной администрации. После утверждения заявления комиссией заявителю выдают разрешение, в котором прописаны координаты и адрес участка и расположение дерева на нем относительно других деревьев.

Если под спил предназначено несколько деревьев, растущих рядом друг с другом, то помимо разрешения необходимо получить порубочный билет, однако есть вероятность, что его придется получать даже для спиливания одного дерева.

Ведь эти вопросы регулируют законы, которые издает местный орган самоуправления.

Получив разрешение, необходимо найти предприятие или частного предпринимателя, который сможет выполнить эту работу и заключить с ним договор на оказание услуг.

После этого нужно оплатить услуги по удалению дерева, а также предусмотренные законом сборы и все документы, включая одобрение, предоставить в Департамент природопользования.

Нередко предприятия и предприниматели, занимающиеся удалением деревьев, за небольшую оплату самостоятельно оформляют разрешение и порубочный билет.

В этой статье вы найдете подробную информацию о:

  • выборе подрядчиков;
  • выполняемых ими работах;
  • стоимости их услуг.

Разные ситуации

Несмотря на всю пользу, которую приносят деревья, иногда возникают ситуации, когда они мешают или являются источником опасности. Поэтому мы расскажем, кто и как имеет право поступать в таких ситуациях, а также, что делать, если дерево мешает, но по закону удалить его самостоятельно не получается.

Дальше мы расскажем, можно ли спиливать деревья:

  • на своем участке;
  • на участке соседа;
  • во дворе многоэтажного дома;
  • в черте города;
  • в лесу.

На своем участке

Несмотря на то, что пункт 1 статьи 209 ГК РФ дает право собственнику земли самостоятельно распоряжаться своим недвижимым имуществом, в том числе пилить деревья на своем участке, необходимо учитывать требования других документов, в первую очередь:

  1. Лесного кодекса ­РФ.
  2. Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).
  3. Земельного кодекса.
  4. Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  5. Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13 сентября 2016 г. № 474 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации».

К сожалению, в российском законодательстве не существует единого документа, который подробно отвечал бы на вопрос, можно ли спиливать деревья на своем участке. Кроме того, не существует четкого понятия леса как группы деревьев, поэтому в одних населенных пунктах одиночное дерево не ценной породы можно удалить даже не получая разрешения, а в других результатом такой вырубки может стать крупный штраф или даже возбуждение уголовного дела.

В большинстве случаев подобные дела в суде разваливаются, ведь четкого запрета на такие действия нет, однако это не является гарантией того, что так будет происходить всегда. Поэтому, чтобы спокойно спилить дерево на своем участке, разрешение все же лучше получить.

То же самое касается необходимости спилить дерево на дачном участке — перед этим желательно получить разрешение на спил конкретного объекта, так вы обезопасите себя от возможных последствий.

На участке соседа

Все деревья, находящиеся на частной территории, являются собственностью владельца участка, а также имеют какую-то цену, которая зависит от таких факторов, как:

  • порода;
  • возраст;
  • размер;
  • расположение на участке.

Любая попытка спилить дерево соседа без разрешения является достаточной причиной для того, чтобы он обратился в полицию, ведь возникла угроза его собственности, а она находится под защитой закона.

Поэтому насчет мешающего дерева необходимо договариваться, ведь только сосед, как владелец земельного участка, имеет право законно удалить его.

Во дворе многоквартирного дома

Придомовая территория может находиться как в совместной собственности всех владельцев квартир многоквартирного дома, так и принадлежать какому-то другому частному или юридическому лицу.

В любом случае, решать судьбу мешающего или опасного ветхого дерева может только собственник, то есть либо собрание жильцов дома, если придомовая территория оформлена в собственность, либо тот, кому принадлежит земля.

Любая попытка самовольно удалить дерево будет воспринята правоохранительными органами как причинение финансового ущерба.

Причем для расчета будет принята не только собственность дерева, которую определят в процессе таксации, но и стоимость восстановительных мероприятий, в процессе которых воздействие на экологию должно вернуться к состоянию до удаления растения.

Поэтому будут учитывать:

  • стоимость саженца;
  • оплату доставки и высадки;
  • затраты на уход за растением.

В черте города

Любой участок земли в городской черте, а значит и растущее на нем дерево, находится на балансе какого-то собственника. В большинстве случаев земля принадлежит муниципалитету, однако может принадлежать какому-то юридическому или физическому лицу.

Незаконный спил дерева в черте города, без получения разрешения от собственника участка, приведет к серьезным проблемам.

Чтобы удалить такое дерево, нужно или получить разрешение на спил деревьев в городе у собственника, или каким-то способом убедить его самостоятельно провести всю работу.

В лесу

Статья 5 Лесного Кодекса РФ не дает четкого определения леса, называя его экологической системой и природным ресурсом. Поэтому под понятие леса подпадает как одиноко растущее дерево, так и огромные искусственно высаженные или дикорастущие группы деревьев.

Статья 6 ЛК сообщает, что леса располагаются на землях лесного фонда и иных категорий. Эти категории описаны в статье 7 Земельного Кодекса РФ.

Земли лесного фонда всегда принадлежат государству, поэтому любая попытка спилить дерево в лесу на этих территориях является поводом для административного или уголовного преследования.

Леса, расположенные на участках иного назначения, могут принадлежать юридическим или физическим лицам, владеющим этими участками, поэтому для удаления дерева необходимо получить разрешение собственника участка.

Поэтому самовольный спил дерева в лесу всегда является нарушением закона. Чтобы удалить его по закону, необходимо согласие собственника.

Кроме того, даже если лес расположен на участке, находящемся в частной собственности, велика вероятность, что помимо разрешения его владельца потребуется еще и разрешение лесничества, отдела охраны природы или других отделов/организаций. Это связано с тем, что часть лесов, расположенных на частных участках, относятся к особо охраняемым, поэтому даже получив разрешение собственника, лучше проконсультироваться по этому вопросу в городской или районной администрации.

Ответственность за незаконное спиливание

Незаконное спиливание дерева является административным, а в некоторых случаях и уголовным правонарушением. Ответственность за незаконный спил прописана в статье 260 Уголовного Кодекса РФ и статьях 8.25–28 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ.

Проблема в том, что не существует четкого понятия леса, поэтому степень тяжести урона природе определяет человек, причем исходя из собственного понимания. Кроме того, при определении размера ущерба оценивают не только стоимость уничтоженного растения, но и затраты на восстановительные работы.

За спил молодого плодового дерева на чужой или государственной территории можно отделаться небольшим штрафом, если же срубить растение ценных пород, да еще и солидного возраста, то ущерб может оказаться настолько большим, что нарушителя настигнет уголовная ответственность.

Кроме того, штрафы предусмотрены не только за самовольную вырубку, но и за нарушение процедуры получения разрешения. Поэтому услуга оформления разрешения и порубочного билета, которую оказывают многие арбористы и предприятия, занимающиеся вырубкой деревьев, пользуется огромной популярностью.

Ошибки в оформлении документов, таксации деревьев, предназначенных для вырубки и расчете стоимости восстановительных мероприятий, также ведут к штрафам, пусть и менее крупным. Размер штрафа за все виды нарушений, допущенные при удалении деревьев, укладывается в диапазон 4 тысяч – 3 миллиона рублей.

Кроме того, таксация древесины и стоимость восстановительных мероприятий сильно зависят от региона и климата в нем. Поэтому в северных регионах общая сумма ущерба может оказаться заметно выше, чем в южных, ведь там вырастить дерево гораздо сложней.

Где можно законно пилить деревья без разрешения?

Без разрешения можно пилить деревья на своем участке, если он находится в частной собственности.

При этом должны быть соблюдены условия:

  1. Не должно быть редких и особо ценных пород.
  2. Участок не должен примыкать к лесу или располагаться неподалеку.
  3. Возраст деревьев не должен превышать определенного уровня (зависит от региона и породы).
  4. Количество удаляемых деревьев должно быть незначительным (1–2 шт).
  5. Удаляемые деревья не должны располагаться в местах обитания птиц и животных, находящихся под угрозой вымирания и занесенных в Красную книгу.
  6. Удаление деревьев не вызовет негативной реакции со стороны соседей или защитников экологии.
  7. Необходимо продумать и реализовать план восстановительных мероприятий.

Если любой из этих пунктов не выполнен, то перед началом вырубки или спиливания желательно получить разрешительный документ. В этом случае вся ответственность будет лежать на тех, кто выдал разрешение.

Кроме того, удаление деревьев негативно влияет на количество кислорода в воздухе, поэтому восстановительные мероприятия нужны не только государству, но и владельцу участка, ведь чем больше там растений, тем более чистым будет воздух.

Вывод

Получение разрешения на спил необходимо не только для того, чтобы избежать административной или уголовной ответственности, но и для сохранения экологии, ведь бесконтрольная вырубка негативно влияет на экологию и сокращает количество кислорода в воздухе.

Прочитав статью, вы узнали:

  • почему необходимо получать разрешение;
  • кто его выдает;
  • как и из чего формируется стоимость разрешения;
  • какое наказание предусмотрено за незаконную вырубку или спиливание деревьев.

Вы можете в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и его должностных лиц

Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и его должностных лиц при предоставлении государственной услу

Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» , Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы , утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 года N 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве» , настоящим Регламентом.

Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:

1. Нарушения срока регистрации запроса (заявления) и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.

Требования от заявителя:

1. Документов или информации либо осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственных услуг, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.

2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.

3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

4. Документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Нарушения срока предоставления государственной услуги.

Отказа заявителю:

1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.

Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы рассматриваются руководителем указанного органа исполнительной власти города Москвы.

Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы, органы местного самоуправления, подведомственные им организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб, в соответствии с настоящим Регламентом в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:

1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).

2. Почтовым отправлением.

3. С использованием официальных сайтов органов и организаций, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Жалоба должна содержать:

1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа (организации) либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.

2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного гражданского служащего, работника, решения и действия (бездействие) которых обжалуются.

3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.

4. Дату подачи и регистрационный номер запроса (заявления) на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).

5. Сведения о решениях и действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.

6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

7. Требования заявителя.

Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).

Дату составления жалобы.

Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.

Полномочия представителя заявителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании федерального закона, иных нормативных правовых актов или учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.

Статус и полномочия законных представителей физического лица подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.

Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.

Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:

1. Отказа в приеме документов.

2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.

По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об ее удовлетворении (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении.

Решение должно содержать:

1. Наименование органа или организации, рассмотревших жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.

2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).

3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица.

4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.

3. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.

4. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).

5. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.

6. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.

7. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).

8. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).

9. Информацию о действиях, осуществляемых органами исполнительной власти города Москвы, подведомственной органу исполнительной власти организацией, предоставляющими государственную услугу, в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной услуги, а также извинения за доставленные неудобства и информацию о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги (в случае удовлетворения жалобы).

10. Аргументированные разъяснения о причинах принятого решения (в случае отказа в удовлетворении жалобы).

Порядок обжалования решения.

Подпись уполномоченного должностного лица.

Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.

К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:

1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).

2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).

3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).

4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Орган или организация, уполномоченные на рассмотрение жалобы, отказывают в ее удовлетворении в случаях:

1. Признания обжалуемых решений и действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.

2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.

Наличия:

1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.

2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).

Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:

1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.

2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.

3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.

4. При поступлении в орган или организацию, уполномоченные на рассмотрение жалобы, ходатайства заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.

Решения об удовлетворении жалобы и об отказе в ее удовлетворении направляются заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем их принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.

В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (представителю заявителя) направляется письменное мотивированное уведомление с указанием оснований или сообщение о недопустимости злоупотребления правом (при наличии в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей) (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление или сообщение о недопустимости злоупотребления правом направляются в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.

Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:

1. Размещения соответствующей информации на Портале, официальном сайте Департамента и стендах в местах предоставления государственной услуги.

2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.

В случае установления в ходе рассмотрения жалобы признаков состава административных правонарушений или уголовных преступлений соответствующие материалы должны быть незамедлительно направлены в органы, уполномоченные возбуждать производство по делам об административных правонарушениях и (или) по уголовным делам.

В соответствии со статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации и статьей 260 Уголовного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить:

таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, согласно приложению N 1;

таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается, согласно приложению N 2;

методику исчисления размера вреда, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, согласно приложению N 3.

2. Министерству природных ресурсов Российской Федерации до 1 июля 2007 г. представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения, касающиеся такс для исчисления размера ущерба и методики исчисления размера вреда в случаях причинения вреда лесам, не предусмотренных пунктом 1 настоящего постановления.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2001 г. N 388 «Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 22, ст. 2236).

Председатель

Правительства Российской Федерации

М. Фрадков

Приложение N 3

Методика исчисления размера вреда, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства

1. В соответствии с настоящей методикой определяется размер вреда, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, и представляющего собой ущерб и упущенную выгоду.

Под упущенной выгодой понимаются не полученные в результате нарушения лесного законодательства доходы от использования лесов.

2. Размер ущерба определяется в соответствии с таксами для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства (далее — таксы).

3. При уничтожении или повреждении деревьев, кустарников и лиан вследствие воздействия сточных вод, химических, радиоактивных и других вредных веществ, отходов производства и потребления, ввода в эксплуатацию производственных объектов без устройств, предотвращающих вредное воздействие, лесных пожаров, возникших в результате поджога или небрежного обращения с огнем, в состав ущерба включаются расходы, связанные с приведением соответствующей территории в состояние, пригодное для дальнейшего использования, а также расходы, связанные с тушением лесных пожаров.

4. В случае если в соответствии с таксами размер ущерба исчисляется исходя из размера затрат, связанных с выращиванием сеянцев и саженцев, созданием лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций, молодняка естественного происхождения и подроста, применяются действующие на момент совершения правонарушения установленные уполномоченными органами исполнительной власти цены и нормативы затрат, которые непосредственно связаны с выращиванием сеянцев и саженцев, созданием лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций, молодняка естественного происхождения и подроста, а также с уходом за ними до возраста уничтоженных или поврежденных.

5. В случае если в соответствии с таксами размер ущерба исчисляется исходя из ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, применяются ставки платы, установленные Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации в отношении вывозки древесины на расстояние до 10 км.

6. При исчислении стоимости древесины разделение ее на деловую и дровяную не производится. В этом случае применяется ставка платы, установленная в отношении деловой древесины средней крупности.

Для определения объема уничтоженных, поврежденных или срубленных деревьев, кустарников и лиан на площади более 1 гектара используются материалы лесоустройства.

7. Диаметр ствола деревьев при исчислении размера ущерба измеряется на высоте 1,3 метра.

8. Размер ущерба исчисляется с точностью до 1 рубля.

9. Размер ущерба, исчисленный в соответствии с таксами, увеличивается:

в 2 раза, если нарушение лесного законодательства совершено в защитных лесах и на особо защитных участках эксплуатационных лесов;

в 3 раза, если нарушение лесного законодательства совершено на особо защитных участках защитных лесов.

10. Размер ущерба, исчисленный в соответствии с таксами, указанными в приложении N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. N 273, увеличивается в 2 раза в случае незаконных рубки, уничтожения или повреждения деревьев и кустарников хвойных пород, осуществляемых в декабре — январе.

11. Ущерб, причиненный в результате нарушения лесного законодательства, подпадаемый одновременно под действие пунктов 9 и 10 настоящей методики, определяется исходя из наибольшего размера ущерба.

12. Размер ущерба, причиненного деревьям (кустарникам), заготовка древесины которых не допускается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2007 г. N 162 «Об утверждении перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 13, ст. 1580), исчисляется как произведение такс, указанных в приложении N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. N 273, и объемов древесины (количества) уничтоженных, срубленных или поврежденных деревьев (кустарников).

13. При исчислении размера ущерба, причиненного не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, применяются действующие на момент совершения правонарушения установленные уполномоченными органами исполнительной власти цены и нормативы затрат, которые непосредственно связаны с выращиванием деревьев, кустарников и лиан, а также с уходом за ними до возраста уничтоженных или поврежденных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх