Куперс

Бухучет и анализ

О биржевой торговле ФЗ

В самом общем виде инвестиционный капитал — это сбережения, преобразованные в богатство: как реальное (например, фабрика), так и представительное (например, деньги или ценные бумаги).

Капитал имеет три важных свойства.

  • Первое — редкость. Капитал нельзя синтезировать или увеличить по указу правительства. Потому он является одним из наиболее ценных товаров в мире.
  • Второе — мобильность. В своей денежной форме капитал быстро появляется и быстро исчезает.
  • Третье — обостреннаячувствительность к изменениям в среде обитания и отсюда крайняя разборчивость.

Курсируя по всему миру, капитал пускает ростки развития там, где для него существует питательная среда. Эта среда не возникает сама по себе, а является результатом борьбы различных политических сил. Одни политические силы боятся зависимости от иностранного капитала и создают враждебную для него среду. Другие приветствуют такую зависимость и проводят политику открытых дверей. Нигде та или другая сторона не побеждает до конца. Везде политика по отношению к иностранному капиталу строится на компромиссах. Даже те государства, которым он принес очевидные экономические и социальные плоды, временами обращаются с ним довольно жестко. 📌 Реклама Отключить

Специалисты в области финансов и эксперты по возникающим рынкам полагают, что плюсы рынка ценных бумаг перевешивают его минусы. Эту чистую выгоду можно представить себе в полной мере, если рассматривать рынок ценных бумаг как часть финансового рынка и средство достижения экономических и социальных целей страны. Кроме того, полезно анализировать ее на микроуровне, где рынок ценных бумаг выполняет две функции: открывает цену и поставляет ликвидность.

На первый взгляд может показаться, что рынок ценных бумаг — место, где торгуют капиталом. Это нормальный, но близорукий подход. Торговля капиталом, если она принимает национальные масштабы, способствует решению многих задач общественного развития. Среди них:

  • мобилизация сбережений;
  • эффективность финансовой системы;
  • гармонизация интересов эмитентов и инвесторов;
  • эффективное распределение инвестиций между субъектами хозяйства;
  • контроль за денежной массой;
  • развитие национального предпринимательства;
  • приватизация на взаимоприемлемых условиях.

Хорошо отрегулированный рынок ценных бумаг может повысить эффективность финансовой системы, так как он создает конкуренцию между различными финансовыми активами и финансовыми институтами за кошелек инвестора. Предоставляя инвесторам широкий ассортимент средств для достижения инвестиционных целей, такой рынок в состоянии повысить номинальную норму сбережений и понизить процентные ставки. А если капитал обходится компаниям и государству дешевле, то быстрее развивается экономика и все общество. 📌 Реклама Отключить

В тех странах, где господствовала безрыночная экономическая система, возникновение рынка ценных бумаг означало гигантское улучшение для владельцев сбережений . В СССР банковские вклады приносили до 3% годовых, и никаких легальных альтернатив этому не было. Аналогично обстояло дело и с коллективными сбережениями в форме прибыли предприятий. После нормативных отчислений прибыль просто отбиралась, а денежные средства предприятий передавались банкам на беспроцентные счета. Предприятия пользовались практически бесплатным банковским кредитом, а инвестиционные деньги получали от своих министерств из Москвы в соответствии с планом. В странах с рыночной экономикой к известным демократическими свободам (слова, печати, собраний и др.) добавляется свобода распоряжаться своими сбережениями как товаром, извлекать из них максимальную выгоду.

📌 Реклама Отключить

Безусловно, рынок ценных бумаг дает возможность нажиться нечестным путем, и поэтому правительственные органы, ассоциации профессиональных участников рынка и сами участники делают много для профилактики и раскрытия злоупотреблений. Но кто осмелится утверждать, что безрыночная экономика не плодит махинаторов, которые расхищают национальное богатство? Но главный ее минус — тоофициальное расточительство, с которым расходуются личные и коллективные сбережения, образующие инвестиционный фонд страны. Дисциплина рынка, вынуждающая дорожить каждым рублем, умеряющая аппетиты как отдельной компании, так и целого государства, подменялась «плановой дисциплиной», которая на деле оказывалась ширмой для разбазаривания инвестиционного фонда.

Там, где собственность сильно концентрирована, возникают монополистические тенденции, особенно если процентные ставки лимитируются или как-то иначе администрируются. В тех странах, где банки тесно связаны по капиталу с нефинансовыми компаниями, «свои» получают льготные кредиты, а аутсайдеры, «пробивающие» более доходные проекты, не получают ничего. Рынок акций позволяет расширить социальную базу собственности, ослабить унию банков и промышленности, а с ней и проблему несправедливого распределения кредитных ресурсов.

📌 Реклама Отключить

Рынок ценных бумаг содействует повышению устойчивости отдельных компаний и всей финансовой системы . У компаний, лишенных возможности получать капитал посредством выпуска акций, отношение долга к уставному капиталу может быстро достигать опасной отметки. Это угрожает не только их долгосрочной жизнеспособности, но и жизнеспособности их кредиторов из банковской системы. И наоборот, у компаний, лишенных возможности получать капитал посредством выпуска облигаций, плата за капитал может быть завышенной из-за необходимости иметь дело с отдельными финансовыми институтами. Предоставляя компаниям обе эти возможности, рынок ценных бумаг позволяет им иметь оптимальную структуру капитала.

Правительства и компании хотят занимать много и надолго, а инвесторы настаивают на ликвидности. Этот конфликт разрешается на вторичном рынке, где ценные бумаги меняют своих владельцев. Чем ликвиднее вторичный рынок, тем охотнее инвесторы вступают в долгосрочную связь с заемщиками. Без долгосрочных заимствований общественное развитие не может быть полнокровным. Если бы в свое время правительства и железнодорожные компании не смогли размещать в Лондоне свои долгосрочные облигации, то такие страны, как США, Канада или Россия, остались бы без железных дорог.

📌 Реклама Отключить

Рынок ценных бумаг способствует росту нормы сбережений. Инвесторы быстро откликаются на изменения реальных (за вычетом налогов и инфляции) процентных ставок. Когда государственное вмешательство делает реальные ставки отрицательными, вклады в кредитные учреждения сокращаются, инвесторы находят иные, менее социально значимые сферы инвестиций — от покупки избыточной недвижимости, драгоценных металлов до «бегства капитала» за границу. Подсчитано, что в менее развитых странах уровень развития финансовой системы, в частности, уровень «рыночности» процентных ставок, положительно связан с уровнем общего экономического развития.

В той мере, в какой ценные бумаги надежны и привлекательны своей доходностью, они стимулируют сбережения и финансовые инвестиции за счет потребления, покупки недвижимости или вывоза капитала за границу. К пользе для всей финансовой системы они конкурируют с банковскими депозитами, которые могут быть объектом государственного контроля.

📌 Реклама Отключить

Рынок ценных бумаг ставит правительства и компании в равные условия в их соперничестве за кошелек инвестора. Больше денег получает тот, кто работает эффективнее, хотя один рынок ценных бумаг не может «заставить» весь капитал работать на благо общества. Он — важный компонент финансовой системы. Когда вносимые государством искажения становятся избыточными, рынок ценных бумаг служит клапаном, через который эти опасные пары выпускаются из финансовой системы.

Одной из болезней роста государств, особенно тех, которые зависят от иностранного капитала и помощи, является экономический национализм. Это политическое течение пытается ослабить иностранное влияние, иногда ценой экономического роста, за счет благосостояния граждан. В некоторых странах оно становится важным фактором общественной жизни. Рынок ценных бумаг полезен здесь в том смысле, что население имеет возможность приобретать ценные бумаги отечественных компаний и филиалов зарубежных компаний и тем самым усиливать национальный контроль над экономикой.

📌 Реклама Отключить

Еще одна серьезная проблема многих стран заключается в медленном развитии частного сектора. Если имеется хорошо отлаженный рынок акций, то возможен упорядоченный переход собственности из рук государства в частные руки (не создающий отрицательных побочных эффектов). В странах с большим государственным сектором приватизация не только увеличивает государственные доходы, но и повышает эффективность производства, так как рынок акций направляет имущество туда, где оно используется лучше и дольше.

Рынок облигаций позволяет государству тратить больше, чем оно»зарабатывает» на налогах и продаже своего имущества.Бюджетный дефицит, финансируемый выпуском государственных ценных бумаг, можно удерживать в разумных рамках, которые определяются прежде всего способностью государства собирать налоги. Если рынок облигаций позволяет наращивать государственный долг, то рынок акций позволяет его сокращать. Когда государство продает пакет акций предприятия, выручка может пойти на погашение государственного долга. Возможен и прямой обмен ГЦБ на акции частных, смешанных или государственных компаний.

📌 Реклама Отключить

Перечисленные выгоды от рынка ценных бумаг находятся на макроуровне, т.е. они касаются таких общих понятий, как сбережения, инвестиции, процентные ставки, государственный долг. Но рынок ценных бумаг имеет и микроплюсы. Он может приносить пользу не всем сразу, а отдельным компаниям или группам компаний.

Не все компании крупные и известные. Но только крупные и известные попадают в торговые списки признанных бирж. Только такие компании могут использовать местный рынок акций для получения капитала из-за границы. С этой целью известные иностранные банки, покупают акции таких компаний, хранят их в стране выпуска, а для своих инвесторов выпускают ценные бумаги, именуемыедепозитарными расписками. Эти расписки являются гарантией того, что акции куплены и депонированы в стране выпуска. Эмитенты акций получают деньги от иностранных банков, а иностранные инвесторы получают дивиденды и пользуются иными правами акционеров (хотя акции не покидают страну выпуска).

📌 Реклама Отключить

Там, где нет рынка ценных бумаг, компании часто прибегают к краткосрочным банковским ссудам и овердрафтам, чтобы пополнить свои оборотные средства. Это приводит к несовпадению активов и пассивов по срокам погашения долга и росту отношения долга к акционерному капиталу. В результате риск для кредиторов нарастает.

Есть компании, для которых шанс получить капитал связан почти исключительно с рынком акций. Это венчурные компании. У них есть идея, концепция, проект, может быть, прототип нового изделия и больше ничего. Эти компании источают такойвысокий риск, что получить помощь от банков или выпустить облигации почти невозможно. Даже акции продать очень трудно. Вся надежда на посредников, которые специализируются на изыскании венчурного капитала. Эти посредники часто «вкладываются» в венчурные компании с надеждой продать их акции, когда цена последних намного повысится. Чтобы эта надежда оправдалась, нужен рынок акций.

📌 Реклама Отключить

Развитие рынка ценных бумаг не обходится без проблем для местной экономики. Рынок чутко реагирует на внутренние и международные события, и часто нельзя понять, почему он реагирует так или иначе. На ранних этапах этого развития сильнее проявляется рыночный цикл: если курс падает, то падает с большой высоты. В результате потери (и прибыль) участников рынка выглядят особенно внушительными. Инвесторская психика травмируется, и доверие к молодому рынку от этого не возрастает. Проблема доверия усугубляется самим переходом от привычной финансовой системы к непривычной и потому опасной. Из-за своего малого размера нарождающийся рынок уязвим для монополистических тенденций, нестабильности цен, процентных ставок и валютных курсов. Не понимая этого поначалу, участники склонны винить в своих потерях саму идею торговли ценными бумагами.

📌 Реклама Отключить

Рынок ценных бумаг дает возможность нажиться нечестным путем.Среди инвесторов и профессиональных участников всегда есть желающие вступить на этот путь. Даже самое изощренное регулирование (как в США) не избавляет рынок от махинаторов. Когда многие пытаются манипулировать рынком в одно и то же время, происходят трагедии вроде краха на Уолл-стрит в 1920-х годах, в Гонконге в 1973 г. и Кувейте в 1982 г. Миллионы россиян стали жертвами махинаторов из МММ, Чара-Банка, «Властелины», «Российского дома Селенга» и тому подобных организаций.

С точки зрения национальных интересов, рынок ценных бумаг — не средство от неэффективного распределения инвестиций. Он безразличен к социальной сфере и другим сферам общественной жизни, где не действует мотив денежной прибыли. Может даже показаться,что он отвлекает деньги из этих сфер. Рынок ценных бумаг добавляет к правам человека еще одно: право свободно распоряжаться своими сбережениями. Одновременно он добавляет к обязанностям государства еще одну: обязанность регулировать сам этот рынок.

📌 Реклама Отключить

Рынок ценных бумаг может создавать или обострять сложности в отношениях с внешним миром. Беспрепятственный доступ иностранных инвесторов на рынок акций создает угрозу национальному суверенитету, национальной самобытности и национальному капиталу. Например, иностранный контроль над кредитными учреждениями может вызвать отток сбережений за границу и проблемы для кредитно-денежной политики.

В развитых странах в целом можно говорить об устойчивой и продуманной политике регулирования иностранных инвестиций. Вот ее основные параметры.

  • Некоторые отрасли полностью или частично закрыты для иностранных инвестиций, среди них:
  • Ограничены способы проникновения иностранных инвесторов(новые инвестиции, скупка действующих компаний).
  • Проникновение иностранных компаний связывается с выполнением ими определенных «заданий», например, по производительности труда и занятости местных кадров.
  • Государство следит за тем, чтобы иностранные инвестиции не противоречили национальным интересам.
  • В некоторых отраслях национальный режим не распространяется на филиалы иностранных фирм.

В тех странах, где иностранные инвесторы имеют свободный доступ к рынку ценных бумаг, существует возможность дестабилизации финансовых потоков с негативными последствиями для обращающейся массы и цены местных денег. Правительства неохотно открывают рынок ценных бумаг для иностранцев еще и потому, что не могут контролировать приток и отток иностранных фондов. 📌 Реклама Отключить

Здесь важно отметить, что некоторые страны, в том числе США, Великобритания, Канада, Австралия, ввели ограничения на иностранные инвестиции через много лет после того, как в полной мере испытали на себе их созидательную силу. Великобритания превратилась в индустриальный центр мира, поглотив избыток голландского капитала. США и бывшие британские доминионы выросли на иностранных инвестициях как на дрожжах. Дореволюционная Россия была близка к тому, чтобы реализовать эффект масштабного иностранного присутствия в своей добывающей и обрабатывающей промышленности. Но здесь реакция на частную, в том числе иностранную, собственность была неадекватной. Упущенная выгода от интеграции в мировое хозяйство гигантски превысила «плюсы» социалистической индустриализации и развитого социализма. В общем, открытие рынка ценных бумаг для иностранцев только повышает благосостояние местного населения.

Биржи

Современному экономическому обороту известно три вида бирж: товарные, фондовые и валютные. Все они более или менее успешно работают на территории Российской Федерации.

Правовое регулирование деятельности товарных бирж осуществляется Федеральным законом «О товарных биржах и биржевой торговле», ведомственными нормативными актами (в основном министерства финансов), а также локальными нормативными актами: уставом биржи, правилами биржевой торговли, положением о биржевой арбитражной комиссии и порядке разрешения споров и другими.

Товарная биржа — организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, публичных и гласных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.

Основной вид деятельности биржи организация и регулирование биржевой торговли, поэтому она не вправе осуществлять иную, в том числе торговую, торгово-посредническую деятельность, приобретать доли и паи организаций не занимающихся биржевой торговлей. Товарные биржи, как правило, создаются в виде некоммерческих организаций, хотя закон не содержит прямого запрета на создание товарных бирж в форме коммерческих организаций.

В любом случае доля участника биржи в уставном капитале не может быть более 10%. Не могут быть учредителями биржи государственные органы, кредитные, страховые и инвестиционные организации, общественные организации, благотворительные, религиозные и иные фонды, физические лица не имеющие статуса индивидуального предпринимателя.

Биржевая деятельность относится к лицензионным видам предпринимательской деятельности.

Биржевая торговля осуществляется путем совершения биржевых сделок. Биржевая сделка это зарегистрированная биржей сделка в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов. Если раскрыть содержание приведенного выше определения, то это будет означать, что все сделки купли-продажи, совершенные на бирже подлежат обязательной регистрации, предметом сделки может быть лишь специфический биржевой товар, а заключаться она может, только в ходе биржевых торгов, которые проводятся в строго определенном месте, в определенное время и по правилам установленным биржей.

Биржевой товар — это не изъятый из оборота определенного качества товар, в том числе, стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенные в установленном порядке к биржевой торговле. Биржевой товар должен соответствовать стандарту установленному биржей по качеству, количеству и другим параметрам.

На товарной бирже могут совершаться следующие виды сделок:

реальные (с реально существующим товаром и сроком поставки до 5 дней);

форвардные (с отсрочкой исполнения на более поздний срок, а товара еще может и не быть);

фьючерсные (по взаимной передаче прав и обязанностей на стандартные контракты);

опционные (по уступке прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого контракта или права на поставку биржевого товара).

Фьючерсные и опционные сделки относятся к числу спекулятивных и, как правило, не заканчиваются поставкой товара. Основная их цель котировка (установление) цен на биржевой товар, который будет продаваться в будущем.

Сделки на бирже имеет право совершать строго определенный круг лиц: члены биржи и посетители. Причем посетители, специфические субъекты которые могут торговать только на товарной бирже. На фондовой и валютной бирже никакие посетители к биржевой торговле не допускаются.

Члены биржи могут быть полные, имеющие право торговать во всех секциях биржи, и неполные, имеющие право торговать в одной или нескольких секциях.

Посетители биржевых торгов тоже делятся на две группы. Постоянные посетители имеют право на совершение биржевых сделок в срок до трех лет. Их число не может превышать 30% от общего числа членов биржи. Разовые посетители имеют право совершить единственную сделку с реальным товаром, от своего имени и за свой счет. Посетители выплачивают бирже вознаграждение за право участвовать в биржевых торгах.

Ключевой фигурой на бирже является биржевой брокер. Брокером может быть предприниматель член биржи или организация член биржи. Все сделки на бирже совершаются через брокера. Для совершения фьючерсных и опционных сделок он должен получить лицензию.

Биржа не несет ответственности за неисполнение сделок, но отвечает за действительность сделки. Однако биржей предоставляются определенные гарантии при совершении сделок: проведение клиринговых расчетов, возможность устанавливать свободные цены, проведение экспертизы, разрешение споров и т.д.

Деятельность биржи находится под контролем государства. В министерстве финансов имеется комиссия по товарным биржам, а на биржевых торгах присутствует государственный комиссар.

Фондовая биржа это организатор торговли на рынке ценных бумаг, которая не может заниматься никакими иными видами деятельности, кроме депозитарной и клиринговой. Под деятельностью понимается предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг. Основная цель фондовой биржи — организация гласных и публичных торгов. Создается она как некоммерческая организация (юридическое лицо) в форме некоммерческого партнерства. Правовой статус и порядок деятельности биржи регулируется Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» от 22.04.96 №39-ФЗ.

Закон обязывает фондовые биржи в обязательном порядке раскрыть следующие сведения любому заинтересованному лицу:

правила допуска участника рынка ценных бумаг к торгам;

правила допуска к торгам ценных бумаг;

правила заключения и сверки сделки;

правила регистрации сделок;

порядок исполнения сделок;

правила ограничивающие манипулирование ценами;

расписание предоставления услуг организатором торговли;

регламент внесения изменений в выше перечисленные правила;

список ценных бумаг допущенных к торгам;

информацию о сделке заключенной в соответствии с установленными правилами торговли.

Фондовая биржа организуют торговлю только между своими членами, все остальные лица могут осуществлять сделки только через посредничество членов биржи. Членами биржи могут быть только профессиональные участники рынка ценных бумаг осуществляющие брокерскую, дилерскую, клиринговую, депозитарную деятельность, управление ценными бумагами и т.д. Деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг лицензируемая. Кроме того, сотрудники профессиональных участников рынка ценных бумаг, работающие с ценными бумагами, должны иметь специальную подготовку и получить сертификаты. Государственное регулирование, в том числе и по выдаче лицензий, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и фондовых бирж осуществляет Федеральная комиссия по ценным бумагам и ее региональные подразделения.

На фондовой бирже могут совершаться все виды сделок, предусмотренные для товарных бирж, но сейчас во всем мире подавляющее большинство фондовых бирж являются фьючерсными. Основная их функция котировка цен, прогнозирование и информация участников рынка о складывающейся конъюнктуре на мировых и региональных рынках.

К деятельности валютной биржи нормативные акты, регулирующие деятельность товарных и фондовых бирж не применимы. Ее деятельность регулируется подзаконными нормативными актами Центрального банка (ЦБ) и Министерства финансов. Валютная биржа это юридическое лицо в форме некоммерческого партнерства. Основная ее задача организация гласных и публичных торгов валютными ценностями. Членами биржи могут быть банки и другие финансовые организации, имеющие лицензии ЦБ на осуществление валютных операций (уполномоченные банки). Валютная биржа закрытая, все операции на ней совершаются только через ее членов.

Перед началом торгов на валютной бирже необходимо подать заявку на приобретение или продажу валютных ценностей на сумму эквивалентную не менее 10 тысячам долларов США. В ходе торгов можно делать дополнительные заявки, изменять сумму и курс валюты. Непосредственные операции по купле-продаже ведет курсовой маклер. В качестве начального курса на торговой сессии берется курс валюты, зафиксированный на предыдущих торгах. Последующее изменение курса происходит поэтапно и один шаг составляет 0,1 рубля. По результатам торгов определяется фиксированный курс — в момент равновесия спроса и предложения. В конце торгов, лицам совершившим сделки выдается биржевое свидетельство, имеющее силу договора. На основании свидетельства оформляются платежные поручения на проведение операций с валютными ценностями через уполномоченные банки.

Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20.02.1992 N 2383-1 (последняя редакция)

Документ утратил силу или отменен 20 февраля 1992 года N 2383-1
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН О ТОВАРНЫХ БИРЖАХ И БИРЖЕВОЙ ТОРГОВЛЕ

Список изменяющих документов

(в ред. Законов РФ от 24.06.1992 N 3119-1, от 30.04.1993 N 4919-1, Федеральных законов от 19.06.1995 N 89-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 15.04.2006 N 47-ФЗ, от 17.07.2009 N 164-ФЗ, от 25.11.2009 N 281-ФЗ, от 27.07.2010 N 224-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 23.07.2013 N 249-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 26.12.2005 N 189-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа) Настоящий Закон направлен на урегулирование отношений по созданию и деятельности товарных бирж, биржевой торговли и обеспечение правовых гарантий для деятельности на товарных биржах.

  • Раздел I. Общие положения
    • Статья 1. Законодательство о товарных биржах и биржевой торговле
    • Статья 2. Понятие товарной биржи
    • Статья 3. Сфера деятельности товарной биржи
    • Статья 4. Биржевые союзы, ассоциации и другие объединения
    • Статья 5. Ограничение использования слов «биржа» и «товарная биржа» в наименованиях организаций
    • Статья 6. Биржевой товар
    • Статья 7. Биржевая сделка
    • Статья 8. Виды биржевых сделок
    • Статья 9. Биржевое посредничество на товарных биржах
    • Статья 10. Биржевые посредники
  • Раздел II. Учреждение, организация и порядок прекращения деятельности товарной биржи
    • Статья 11. Учреждение товарной биржи
    • Статья 12. Лицензия на организацию биржевой торговли
    • Статья 13. Ликвидация товарной биржи
    • Статья 14. Члены товарной биржи
    • Статья 15. Категории членов товарной биржи
    • Статья 16. Общее собрание членов товарной биржи
    • Статья 17. Устав товарной биржи
    • Статья 18. Правила биржевой торговли
  • Раздел III. Организация биржевой торговли и ее участники
    • Статья 19. Участники биржевой торговли
    • Статья 20. Участие членов товарной биржи в биржевой торговле
    • Статья 21. Посетители биржевых торгов
    • Статья 22. Биржевые брокеры
    • Статья 23. Лицензирование биржевых посредников, биржевых брокеров
    • Статья 24. Учет биржевых сделок биржевыми посредниками
    • Статья 25. Отношения между биржевыми посредниками и их клиентами
    • Статья 26. Брокерские гильдии и их ассоциации
    • Статья 27. Товарная экспертиза на товарной бирже
    • Статья 28. Гарантии в биржевой торговле при заключении договоров, являющихся производными финансовыми инструментами
    • Статья 29. Гарантии свободных цен в биржевой торговле
    • Статья 30. Разрешение споров на товарной бирже
    • Статья 31. Внешнеэкономическая деятельность товарных бирж
    • Статья 32. Служащие товарной биржи
  • Раздел IV. Государственное регулирование деятельности товарных бирж
    • Статья 33. Утратила силу
    • Статья 34. Функции Банка России по контролю и надзору за деятельностью товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров
    • Статья 35. Полномочия Банка России по контролю и надзору за деятельностью товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров
    • Статья 36. Санкции за нарушение настоящего Закона
    • Статья 37. Государственный комиссар на товарной бирже
    • Статья 38. Гарантия самоуправления товарных бирж

Открыть полный текст документа

Российский рынок

Адрес для вопросов и предложений по сайту: website4@bcs.ru

Copyright © 2008–2020. ООО «Компания БКС». г. Москва, Проспект Мира, д. 69, стр. 1
Любое использование материалов сайта без разрешения запрещено.
Лицензия на осуществление брокерской деятельности № 154-04434-100000, выдана ФКЦБ РФ 10.01.2001 г.

Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ОАО Московская Биржа. ООО «Компания Брокеркредитсервис», лицензия № 154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия.

* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.

Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.

Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.

Организатор торговли (биржа и торговая система)

Согласно ст. 2 Федерального закона «Об организованных торгах» (далее — Закон об организованных торгах) организатор торговли — это лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы, а под организованными торгами понимают торги, проводимые на регулярной основе по установленным правилам, предусматривающим порядок допуска лиц к участию в торгах для заключения ими договоров купли-продажи товаров, ценных бумаг, иностранной валюты, договоров репо и договоров, являющихся производными финансовыми инструментами.

Организованные торги проводятся на основании договора об оказании услуг по проведению организованных торгов, в соответствии с которым организатор торговли обязуется согласно правилам торгов регулярно (систематически) оказывать услуги по проведению организованных торгов, а участники торгов обязуются оплачивать указанные услуги. Заключение договора об оказании услуг по проведению организованных торгов осуществляется путем присоединения к указанному договору, условия которого предусмотрены правилами организованных торгов.

Правила организованных торгов разрабатываются организатором торговли и регистрируются в Банке России. В правилах организованных торгов должны содержаться:

  • 1) требования к участникам торгов;
  • 2) требования к способам и периодичности идентификации участников торгов;
  • 3) указание времени или порядок определения времени проведения торгов;
  • 4) порядок допуска лиц к участию в организованных торгах;
  • 5) порядок допуска (прекращения допуска) товаров и (или) иностранной валюты к торгам;
  • 6) основания и порядок начала, приостановления или прекращения заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, договоров репо;
  • 7) правила листинга (делистинга) ценных бумаг;
  • 8) порядок и условия подачи заявок, в том числе заявок, в которых указывается клиринговый брокер;
  • 9) порядок установления соответствия заявок друг другу, включая признаки, по которым это соответствие определяется, и порядок фиксации такого соответствия;
  • 10) порядок заключения на организованных торгах договоров, в том числе договоров с участием центрального контрагента;
  • 11) иные положения в соответствии с Законом об организованных торгах.

Организатором торговли может являться только хозяйственное общество. Организованные торги могут проводить только лица, имеющее лицензии:

  • • биржи;
  • • торговой системы.

Законодатель установил определенные ограничения на деятельность, которую может осуществлять организатор торговли. Так, он не вправе заниматься следующими видами деятельности:

  • • производственной;
  • • торговой;
  • • страховой;
  • • банковской;
  • • ведением реестра владельцев ценных бумаг;
  • • управлением акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами;
  • • деятельностью специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • • деятельностью акционерных инвестиционных фондов;
  • • деятельностью негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Кроме того, организатор торговли не вправе являться центральным контрагентом.

Организатор торговли обязан осуществлять контроль:

  • 1) за соответствием участников торгов установленным требованиям, соблюдением участниками и иными лицами правил организованных торгов;
  • 2) за соответствием допущенных к организованным торгам товаров, ценных бумаг и их эмитентов (обязанных лиц) требованиям, установленным правилами организованных торгов;
  • 3) за соблюдением эмитентом и иными лицами условий договоров, на основании которых ценные бумаги были допущены к организованным торгам;
  • 4) за операциями, осуществляемыми на организованных торгах, в том числе в целях предотвращения, выявления и пресечения неправомерного использования инсайдерской информации или манипулирования рынком.

Организатор торговли обязан:

  • • составлять годовую консолидированную финансовую отчетность в соответствии с требованиями Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности», которая подлежит обязательному аудиту;
  • • осуществлять хранение информации и документов, которые связаны с проведением организованных торгов, и ежедневное резервное копирование таких информации и документов;
  • • обеспечить возможность представления в Банк России документов и сведений в электронной форме с электронной подписью в формате, порядке и сроки, которые установлены нормативными актами Банка России;
  • • вести реестр участников торгов и их клиентов, реестр заявок и реестр заключенных на организованных торгах договоров.

Организатор торговли вправе:

  • • застраховать риск своей ответственности перед участниками торгов за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств;
  • • проводить проверки, в том числе на основании обращения Банка России;
  • • требовать от участников торгов и эмитентов представления необходимых документов (в том числе полученных участником торгов от его клиента), объяснений, информации в письменной или устной форме.

Законодатель установил следующие требования к организатору торговли:

а) к органам управления и работникам организатора торговли.

Требования установлены в отношении следующих должностных лиц:

  • • лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа;
  • • членов совета директоров (наблюдательного совета);
  • • членов коллегиального исполнительного органа;
  • • руководителя филиала;
  • • главного бухгалтера (иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета);
  • • должностного лица, ответственного за организацию системы управления рисками;
  • • руководителя службы внутреннего аудита;
  • • контролера (руководителя службы внутреннего контроля);
  • • руководителя структурного подразделения, созданного для осуществления деятельности по проведению организованных торгов.

Указанные лица должны иметь высшее образование и соответствовать иным требованиям, установленным Законом об организованных торгах, в том числе соответствовать установленным Банком России требованиям к профессиональному опыту и квалификационным требованиям, а также иметь квалификационный аттестат в сфере деятельности по проведению организованных торгов (за исключением главного бухгалтера).

Указанными лицами не могут являться:

  • 1) лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа, входили в состав коллегиального исполнительного органа или осуществляли функции руководителя службы внутреннего контроля (контролера) финансовых организаций в момент совершения этими организациями нарушений, за которые у них были аннулированы (отозваны) лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, или нарушений, за которые было приостановлено действие указанных лицензий и указанные лицензии были аннулированы (отозваны) вследствие неустранения этих нарушений, если со дня такого аннулирования прошло менее трех лет или если в отношении указанных лиц имеются вступившие в законную силу судебные решения, установившие факты совершения указанными лицами неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и (или) фиктивного банкротства;
  • 2) лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;
  • 3) лица, имеющие судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти;
  • 4) лица, у которых был аннулирован квалификационный аттестат, если со дня такого аннулирования прошло менее трех лет;
  • б) к учредителям (участникам) организатора торговли.

Лицом, имеющим право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц), самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договорами (доверительного управления имуществом, простого товарищества, поручения, акционерным соглашением, иными), предметом которых является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) организатора торговли, распоряжаться 5% и более голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал организатора торговли, не может являться:

  • 1) юридическое лицо, зарегистрированное в государствах или на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим или не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации (Минфин России);
  • 2) юридическое лицо, у которого за совершение нарушения была аннулирована (отозвана) лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности финансовой организации;
  • 3) физическое лицо, указанное в ч. 6 ст. 6 Закона об организованных торгах.

Указанные лица обязаны направлять уведомления организатору торговли и в Банк России:

  • 1) о приобретении ими права прямо или косвенно распоряжаться 5% и более голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал организатора торговли;
  • 2) об изменении доли голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), которые составляют уставный капитал организатора торговли и которыми оно вправе распоряжаться, более чем на 1%, а в случае снижения указанной доли ниже 5% — независимо от количества отчужденных голосующих акций (долей);
  • 3) о своем соответствии (несоответствии) установленным требованиям;
  • в) к собственным средствам организатора торговли и иным обязательным нормативам.

Минимальный размер собственных средств лица, оказывающего услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках, должен составлять:

  • • па основании лицензии биржи не менее 100 млн руб.;
  • • на основании лицензии торговой системы не менее 50 млн руб. Состав собственных средств организатора торговли должен соответствовать требованиям, которые устанавливаются Банком России с учетом видов деятельности, с которыми совмещается деятельность по проведению организованных торгов.

Организатор торговли должен соблюдать следующие нормативы:

  • • ликвидности;
  • • достаточности собственных средств.

Биржей является организатор торговли, имеющий лицензию биржи и создаваемой только в форме акционерного общества.

Биржи осуществляют оказание услуг по проведению организованных торгов, на которых заключаются договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами (исключение составляют случаи, когда нормативными актами Банка России предусматриваются случаи, в которых услуги по проведению организованных торгов, где заключаются отдельные виды договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, могут оказываться торговой системой). Биржа не вправе совмещать свою деятельность со следующими видами деятельности:

  • • брокерской;
  • • дилерской;
  • • депозитарной;
  • • по управлению ценными бумагами.

Торговой системой является организатор торговли, имеющий лицензию торговой системы. Торговая система не вправе совершать действия и оказывать услуги, которые в соответствии с Законом об организованных торгах, иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами могут оказываться только биржей.

Торговая система при совмещении своей деятельности с клиринговой деятельностью не вправе совмещать такую деятельность с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью на рынке ценных бумаг, деятельностью но управлению ценными бумагами.

Деятельность организатора торговли лицензируется, при этом Банком России выдаются лицензии двух видов: лицензия биржи и лицензия торговой системы (обе разновидности — без ограничения срока действия указанных лицензий). Лицензия выдается лицу при соблюдении лицензионных требований и условий, которые устанавливаются Банком России:

  • 1) к организационно-правовой форме;
  • 2) наличию одного или нескольких отдельных структурных подразделений, созданных для осуществления деятельности по проведению организованных торгов, в случае совмещения указанной деятельности с иными видами деятельности;
  • 3) собственным средствам;
  • 4) лицам, имеющим право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц), самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договорами (доверительного управления имуществом, простого товарищества, поручения, акционерным соглашением, иным), предметом которых является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) организатора торговли, распоряжаться 5% и более голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал соискателя лицензии (лицензиата);
  • 5) лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа, членам совета директоров (наблюдательного совета), членам коллегиального исполнительного органа, руководителю службы внутреннего контроля (контролеру), главному бухгалтеру или иному должностному лицу организатора торговли, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, руководителю филиала организатора торговли, должностному лицу, ответственному за организацию системы управления рисками (руководителю отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками), а в случае совмещения деятельности по организации торгов с иными видами деятельности также к руководителю структурного подразделения, созданного для осуществления деятельности по организации торгов;
  • 6) правилам организованных торгов;
  • 7) порядку организации мониторинга организованных торгов, а также контроля за участниками торгов и иными лицами в соответствии с требованиями федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных актов;
  • 8) организации внутреннего контроля;
  • 9) документу, определяющему меры, направленные на снижение рисков деятельности по организации торгов.

Банк России проводит проверку соблюдения лицензионных требований и условий и в случае необходимости запрашивает у соискателя лицензии информацию, подтверждающую их соблюдение, и принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче в течение двух месяцев со дня получения всех необходимых документов, представленных для получения лицензии.

Основанием для отказа в выдаче лицензии являются:

  • 1) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, неполной или недостоверной информации;
  • 2) несоответствие документов, представленных соискателем лицензии, установленным требованиям;
  • 3) непредоставление запрашиваемой Банком России информации;
  • 4) несоблюдение лицензионных требований и условий.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством РФ, отказ Банка России в выдаче лицензии или бездействие Банка России.

Банк России ведет реестр лицензий бирж и торговых систем в соответствии с установленным им порядком. Сведения, включаемые в реестр лицензий, должны быть размещены на официальном сайте Банка России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх