Куперс

Бухучет и анализ

О поддержке малого и среднего предпринимательства

I. Общие положения об инфраструктуре поддержки малого и среднего предпринимательства

В целях оказания содействия развитию малого и среднего предпринимательства в организации и осуществлении предпринимательской деятельности, создания системы непрерывного сопровождения субъектов малого предпринимательства с момента их государственной регистрации, на этапе становления, достижения ими финансовой самостоятельности и в ходе ведения хозяйственной деятельности, в республике действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты инфраструктуры).

Справочно: деятельность субъектов инфраструктуры регламентируется Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г.
”О поддержке малого и среднего предпринимательстве» (далее – Закон), указами Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г.
№ 255 ”О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» и от 29 марта 2012 г. № 150
”О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом», а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 1911 ”О мерах
по реализации Закона Республики Беларусь ”О поддержке малого
и среднего предпринимательства» (далее – Постановление № 1911).

Согласно статье 4 Закона, к субъектам инфраструктуры относятся центры поддержки предпринимательства (далее – центры) и инкубаторы малого предпринимательства (далее – инкубаторы), основной целью деятельности которых является оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в организации и осуществлении предпринимательской деятельности.

Основными задачами центра являются обеспечение экономической и организационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства посредством оказания содействия в получении финансовых и материально-технических ресурсов, информационных, методических и консультационных услуг, подготовке, переподготовке и привлечении квалифицированных кадров, проведение маркетинговых исследований, иное содействие в осуществлении предпринимательской деятельности; инкубатора– создание организационно-экономических условий для развития субъектов малого предпринимательства путем предоставления им помещений и имущества, информационных и консультационных услуг, оказание содействия в поиске партнеров, получении финансовых ресурсов, а также осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством и направленной на выполнение основных задач инкубатора малого предпринимательства.

Регистрация юридических лиц в качестве центров или инкубаторов носит заявительный характер и осуществляется Министерством экономики как административная процедура в соответствии с условиями и порядком, определенными Постановлением № 1911.

Справочно: Юридическое лицо, претендующее на регистрацию
в качестве центра (инкубатора) согласно Постановлению № 1911 должно:

иметь на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или на ином законном основании помещения, оборудование, в том числе средства связи, доступ к глобальной компьютерной сети Интернет (касается центров);

иметь помещения для размещения офисов и производства товаров, выполнения работ, оказания услуг (касается инкубаторов);

иметь соответствующий персонал для реализации основных задач центра (инкубатора);

не иметь задолженности по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды на первое число месяца, в котором осуществляется подача заявления о регистрации в качестве центра (инкубатора).

В отношении юридического лица не должны быть приняты решения о реорганизации, ликвидации либо вынесено решение
о возбуждении процедуры экономической несостоятельности (банкротства).

II. О деятельности субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства

На 1 января 2020 г. в республике действовали 109 центров и
26 инкубаторов (в Брестской области – 13 центров, 3 инкубатора; Витебской – 8 центров, 2 инкубатора; Гомельской – 11 центров,
2 инкубатора; Гродненской – 22 центра, 2 инкубатора; Минской –
17 центров, 7 инкубаторов; Могилевской – 13 центров, 5 инкубаторов; г. Минске – 26 центров, 5 инкубаторов).

В целом по республике 60 субъектов инфраструктуры (47 центров
и 13 инкубаторов) или около 44,5 % от общего количества субъектов инфраструктуры сконцентрированы в городах областного значения.

В малых и средних городских поселениях и сельской местности осуществляют деятельность 44 субъекта инфраструктуры (38 центров
и 6 инкубаторов) или 32,6 % от общего количества.

Из действующих в республике субъектов инфраструктуры 79,3 %
от общего их количества являются организациями частной формы собственности, 20,7 % – государственной (16,3 % – коммунальной,
4,4 % – республиканской).

Численность сотрудников субъектов инфраструктуры составила 1091 человек, которые в основном имеют высшее образование (экономическое, юридическое, педагогическое и техническое образование).

Основными задачами центров являются оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в получении финансовых и материально-технических ресурсов, информационных, методических и консультационных услуг, подготовке, переподготовке и привлечении квалифицированных кадров, проведение обучающих курсов и маркетинговых исследований, а также оказание иного содействия в осуществлении субъектами малого и среднего предпринимательства их деятельности.

Численность сотрудников центров составила 879 человек, которые в основном имеют высшее образование (экономическое, юридическое, педагогическое и техническое образование).

В 2019 году центрами оказывались консультации по различным вопросам организации и осуществления предпринимательской деятельности, бухгалтерские и юридические услуги, услуги по ведению кадрового учета, проводятся маркетинговые исследования, разрабатываются бизнес-планы, курсы, семинары, тренинги, стартап-мероприятия, проводятся биржи деловых контактов и другие деловые мероприятия.

Также центрами коммунальной формы собственности осуществляется оценка движимого и недвижимого имущества, организуются аукционы по продаже недвижимого коммунального имущества, права аренды земельных участков, на право заключения договоров аренды нежилых помещений, а также по распоряжению местных исполнительных и распорядительных органов осуществляются административные процедуры по выдаче разрешений на размещение средства наружной рекламы.

В центры в 2019 году по различным вопросам организации и осуществления предпринимательской деятельности обратилось около 127,4 тысяч человек. По актуальной для предпринимателей тематике (по основам предпринимательской деятельности, по повышению финансовой грамотности, новеллам законодательства, вопросам налогообложения, охраны труда, осуществления инновационной, экспортной деятельности и другим) проведено 3 721 семинар с участием 71,8 тысяч человек.

Из общего количества клиентов начинающие предприниматели (осуществляющие деятельность до 1 года) составили 15,6 тысяч человек
или 12,3 %, работающие свыше 1 года предприниматели – 50,8 тысяч человек или 39,9 %, безработные – 5,3 тысячи человек или 4,1 %, другие категории граждан – 55,7 тысяч человек или 43,7 %.

Деятельность инкубаторов направлена на создание условий для роста и развития субъектов малого предпринимательства, в том числе инновационного. Субъектам малого предпринимательства предоставляются в аренду помещения, офисное оборудование и иное имущество, оказываются информационные, консультационные услуги, содействие в поиске партнеров, получении финансовых ресурсов, внедрению в производство современных технологий и др.

Инкубаторы действуют во всех областях республики и г. Минске.

Общая площадь помещений инкубаторов в 2019 году составила
92,4 тысячи кв.м, в том числе площади республиканской формы собственности составили – 0,3 тысячи кв.м, коммунальной – 46,3 тысяч кв.м, частной – 45,7 тысяч кв.м.

В 2019 году инкубаторами предоставлено 838 субъектам малого предпринимательства с численностью персонала 3,9 тысяч человек 37,6 тысяч кв.м.

Деятельность в сфере производства осуществляет 141 инкубируемый субъект или 16,8 % от общего количества инкубируемых, строительства – 52 субъекта или 6,2 %, инновационной деятельности – 66 субъектов или 7,9 %, оказания услуг – 429 субъектов или 51,2 %, иной деятельности – 150 субъектов или 17,9 %. Количество выпущенных инкубаторами арендаторов в 2019 году составило 190 субъектов хозяйствования.

III. Оказание государственной финансовой поддержки субъектам инфраструктуры

В целях оказания содействия в реализации задач по поддержке малого и среднего предпринимательства, проектов и мероприятий, направленных на его развитие, в 2019 году субъектам инфраструктуры оказана поддержка на общую сумму 1 644,0 тысяч рублей.

В 2019 году субъектами инфраструктуры и субъектами малого предпринимательства (арендаторами инкубаторов) уплачено налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей в бюджет
на сумму 12,2 млн. рублей.

Выручка субъектов инфраструктуры от осуществляемой ими деятельности в 2019 году составила около 22, 2 млн. рублей.

Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «О поддержке малого и среднего предпринимательстве»
pdf, 166 кб

Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства»
pdf, 192 кб

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 1911 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства»
pdf, 178 кб

УДК 004.031.42

П.В. Сенченко, В.С. Масляев, И.В. Лазарев

Веб-ориентированная автоматизированная информационная система поддержки малого и среднего бизнеса Томской области

Рассматривается веб-ориентированная автоматизированная информационная система поддержки малого и среднего бизнеса Томской области. Определяются назначение и область применения системы. Строится обобщенная архитектура и выявляются функции системы. Ключевые слова: информационные технологии, малый и средний бизнес, информатизация, система межведомственного электронного взаимодействия, документооборот.

Описание предметной области. В настоящее время в Российской Федерации малое и среднее предпринимательство оказывает значимое влияние на развитие экономики, что способствует увеличению численности занятых работников и решению социальных проблем. Создание новых рабочих мест способствует наращиванию налоговых поступлений в бюджет, при этом увеличивается производство товаров, повышается качество оказываемых услуг и расширяется их ассортимент в соответствии с меняющимися запросами потребителей.

Субъекты малого и среднего бизнеса (предпринимательства), несомненно, играют ведущую роль в организации рабочих мест и фактически являются лидерами по различным параметрам: численности занятых специалистов, объему производимых и реализуемых товаров, оказываемых услуг. В нашей стране малый и средний бизнес находится в процессе своего становления и нуждается в поддержке и стимулировании своей деятельности со стороны государства. В субъектах РФ сформированы государственные структуры, чья деятельность направлена на поддержку малого и среднего бизнеса. Существующие механизмы поддержки предпринимательства в РФ и в Томской области в частности способствуют созданию благоприятных условий для создания и развития малого и среднего бизнеса, эффективному взаимодействию субъектов малого и среднего предпринимательства с хозяйствующими субъектами других регионов России и зарубежными партнерами.

На текущий момент большинство функций по организационному обеспечению процесса поддержки малого и среднего бизнеса сводится к сбору и обработке документов заявителей на получение государственной поддержки (далее — Заявитель), представленных на бумажных носителях (начиная с заявления на получение господдержки, заканчивая выписками из Единого государственного реестра юридических лиц и других сопроводительных документов). Отсутствие автоматизации процесса приема и обработки документов, а также проблемы, связанные с организацией межведомственного информационного взаимодействия, приводят к увеличению сроков рассмотрения заявлений на получение государственной поддержки, многочисленным ошибкам как со стороны заявителя (при подготовке документов), так и со стороны специалистов по их обработке и как следствие — к большому количеству отказов в получении господдержки, зачастую по формальным поводам.

Организация поддержки малого и среднего предпринимательства Томской области. В Томской области функции обеспечения поддержки малого и среднего бизнеса возложены на департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики администрации Томской области (далее — департамент), а также на Фонд поддержки малого и среднего бизнеса. В настоящее время разработан комплекс мер, обеспечивающих предоставление материальной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, среди которых можно выделить следующие механизмы государственной поддержки :

— субсидирование затрат в связи с внедрением энергосберегающих технологий;

— субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, производящим товары, работы, услуги, предназначенные для реализации за пределами Томской области и для экспорта;

— предоставление из областного бюджета субсидий местным бюджетам муниципальных образований Томской области в целях поддержки муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства;

— предоставление субсидий на возмещение части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства по договорам лизинга оборудования;

— предоставление субсидий на возмещение части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства — действующим инновационным компаниям, реализующим инновационные проекты;

— субсидирование начинающих малых инновационных компаний, претендующих на получение субсидии;

— конкурсный отбор молодежных предпринимательских проектов «Перспектива»;

— поручительство Гарантийного фонда;

— субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам, затрат по договорам лизинга и франчайзинга;

— субсидирование части размера платы за технологическое присоединение.

Для каждого из видов государственной поддержки утвержден особый регламент ее получения, при этом набор документов, сроки и порядок согласования могут значительно отличаться друг от друга.

Предпосылки к автоматизации процессов поддержки малого и среднего бизнеса. Рассматривая процессы получения господдержки субъектами малого и среднего предпринимательства Том -ской области, можно сделать следующие выводы:

— государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами администрации Томской области;

— осуществление механизмов государственной поддержки происходит на основании заявления, поданного субъектом малого и среднего предпринимательства в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Томской области, по форме, утвержденной соответствующим нормативно-правовым актом, и пакетом документов, перечень которых также устанавливается нормативно-правовыми актам администрации Томской области;

— заявление и сопроводительные документы регистрируются уполномоченным органом в день поступления;

— уполномоченный орган выносит решение о предоставлении государственной поддержки в срок, оговоренный соответствующим нормативно-правовым актом.

Обобщенный порядок получения господдержки можно представить в терминах функционального моделирования в виде диаграммы IDEF0 (рис. 1).

Постановление Администрации Томской области № 384а от 05.12.2011

Возвращенные документы с замечаниями комиссии

Предоставленная субсидия

Субъект малого бизнеса

Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики

Фонд развития малого и среднего предпринимательства Томской области

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Обобщенная функциональная модель процесса предоставления господдержки

Из представленной диаграммы видно, что функциональные блоки А1-А3 описывают фактически работу с документами как со стороны заявителя, так и со стороны специалистов департамента -от формирования пакета документов до принятия решения о выдаче субсидий господдержки.

Проведенные исследования опыта работы сотрудников департамента в части реализации механизмов государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса выявили ряд проблем, в том числе:

— недостаточная информированность представителей малого и среднего бизнеса о существующих механизмах государственной поддержки;

— проблемы сбора и обработки первичных данных субъектов малого и среднего бизнеса;

— существенные временные затраты при предоставлении субъектом малого и среднего бизнеса пакета документов на получение государственной поддержки;

— отсутствие возможности предоставления и проверки электронных документов, подаваемых заявителем;

— отсутствие обратной связи представителей малого и среднего бизнеса и уполномоченного органа исполнительной власти на этапе рассмотрения заявки на получение государственной поддержки.

Решение обозначенных проблем может быть достигнуто путем создания и внедрения информационной системы (далее — система), позволяющей автоматизировать процессы, направленные на предоставление господдержки субъектам малого и среднего предпринимательства. В такой системе должны быть реализованы механизмы, обеспечивающие автоматизированный сбор и обработку информации о заявителях, а также технологию обратной связи, посредством использования сети Интернет, возможность электронного взаимодействия с заявителями, а также пенсионным фондом и налоговой службой. Реализация такого взаимодействия обусловлена требованиями Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ, согласно которому органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, обязаны «… обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме…» .

Автоматизация процесса обеспечения поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Уровень автоматизации деятельности, направленной на поддержку малого и среднего бизнеса в настоящее время преимущественно сводится к разработке интернет-сайтов, на которых представлен перечень вариантов поддержки, порядок ее предоставления, рекомендации заявителям по подготовке документов, а также некоторые полезные сервисы, не обеспечивающие, однако, какую-либо автоматизацию процесса получения господдержки .

По результатам анализа предметной области разработан набор алгоритмов решения задачи автоматизации процесса предоставления государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на территории Томской области. Так, на рис. 2 представлен обобщенный алгоритм обеспечения автоматизированного процесса сбора и обработки первичных данных заявителя на получение субсидий. Данный алгоритм разработан в нотации диаграммы деятельности языка UML (Unified Modeling Language — унифицированный язык моделирования) .

В соответствии с разработанными алгоритмами выделены основные функциональные задачи, решаемые системой:

1. Формирование и ведение в базе данных (БД) первичных сведений о заявителях.

2. Организация ролевого регламентированного доступа к данным в системе согласно действующим нормативным документам, определяющим порядок предоставления заявителем необходимых документов на получение господдержки;

3. Ввод заявителем в систему полнотекстовых электронных документов (с последующим их хранением в БД), необходимых для предоставления различного вида господдержки с возможностью информирования сотрудника департамента (или иного уполномоченного лица), отвечающего за работу с данными документами, о предоставлении полного комплекта необходимых документов.

4. Хранение в БД документов, сформированных сотрудниками департамента (или иными уполномоченными лицами).

5. Просмотр сотрудником департамента (или иным уполномоченным лицом) документов и первичных сведений заявителя.

6. Ввод в систему информации о результатах работы с документами заявителя.

7. Добавление (изменение) документов заявителем при получении соответствующего заключения о необходимости добавления (изменения) состава (содержания) документов со стороны сотрудника департамента.

8. Ввод информации в систему о результатах рассмотрения заявлений на предоставление господдержки.

9. Формирование запросов на выборку данных и сводных отчетов с использованием набора различных фильтров.

10. Организация автоматизированного контроля исполнения документов: постановка документов на контроль; формирование напоминаний и писем предупреждений о необходимости исполнения в срок соответствующих документов; продление срока исполнения и снятие документа с контроля.

11. Ведение технологии электронного взаимодействия между заявителем, департаментом, Пенсионным фондом России (ПФР), Федеральной налоговой службой (ФНС) и Фондом социального страхования (ФСС) на основе технологии межведомственного электронного взаимодействия.

12. Связь между документами различного уровня исполнения.

Админи

-.стратор

/Конфигурирование^ I пользователей и ] V прав доступа у

Уполномоченный пользователь

Комиссия по рассмотрению заявок

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соответствует формальным требованиям

Рассмотрение заявки \ на получение субсидии )

Рис. 2. Общий алгоритм решения задачи автоматизации процесса обеспечения поддержки субъектам

малого и среднего предпринимательства

Поскольку для основного потока заявителей предпочтительно использовать удаленный доступ к системе, то одним из вариантов технической реализации архитектуры системы является ее разра-

ботка как веб-приложения в идеологии клиент-серверных систем с использованием «тонкого клиента» . Обобщенная архитектура системы представлена на рис. 3.

Из представленной архитектуры видно, что система может функционировать как в режиме интернет-приложения (для пользователей, являющихся заявителями), так и в режиме интранет-приложения — когда пользователями системы являются сотрудники департамента. В обоих случаях роль клиента играет интернет-браузер. Также реализован механизм технического взаимодействия со сторонними БД посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) на уровне обмена структурированной информацией между базами данных.

Входными данными программного обеспечения (ПО) системы являются электронные документы, представленные пользователями системы в различных форматах (doc, docx, pdf, rtf), в соответствии с действующими положениями и регламентом предоставления документов заявителями в зависимости от вида запрашиваемых субсидий. Фактически в разрабатываемой системе могут быть сохранены документы любого содержания и любого из предложенных форматов. Выходными данными ПО системы являются электронные документы, формируемые в системе в формате pdf, а также в виде отчетов в формате xls.

Сервис взаимодействия со СМЭВ работает в асинхронном режиме. Опыт использования СМЭВ в части предоставления государственных и муниципальных услуг населению в других регионах, рассмотренный в , позволяет сделать вывод, что данный режим является наиболее предпочтительным. Это обусловлено в первую очередь тем фактом, что обеспечить взаимодействие на уровне сервисов в режиме реального времени в настоящее время затруднительно, а иногда и просто невозможно по причине отсутствия соответствующих аппаратных и программных возможностей у заинтересованных сторон. Например, в рамках взаимодействия системы с системой-провайдером ПФР для запроса сведений об отсутствии/наличии задолженности по страховым взносам и иным платежам участвуют следующие типы сообщений:

— первичный запрос на получение сведений;

— ответ на первичный запрос, содержащий идентификатор запроса;

— повторный запрос на получение сведений по полученному ранее идентификатору запроса;

— ответ на повторный запрос сведений, содержащий запрашиваемые сведения либо код обработки запроса.

Тонкий веб-клиент (пользователи — сотрудники» Департамента)

Рис. 3. Обобщенная архитектура системы

Выполнение таких запросов будет происходить с определенной задержкой, что, однако, не влияет на быстродействие системы и не снижает актуальность предоставляемых сведений. Физически в

базе данных системы реализована возможность безызбыточного хранения данных — нет необходимости хранить полнотекстовые выписки из организаций, подключенных к СМЭВ: в системе предусмотрена возможность получения только необходимой информации из соответствующих баз данных. Подробное описание технологии взаимодействия с СМЭВ представлено в , а учет рисков может быть использован по методике .

Заключение. Основной целью разрабатываемой системы может быть определено повышение эффективности предоставления форм государственной поддержки за счет автоматизации процесса сбора и обработки первичных данных заявителей на получение субсидий и иных форм государственной поддержки, а также обеспечение безбумажного документооборота при рассмотрении документов заявителей. Приоритетными задачами системы, являются:

1. Развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства.

2. Создание благоприятных условий и устранение барьеров для развития бизнеса (условия для ведения бизнеса по финансовому, кадровому, правовому и информационному обеспечению деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, развитие межрегионального и международного сотрудничества).

3. Формирование позитивного образа предпринимательской деятельности.

4. Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность.

Представленная Система разработана сотрудниками кафедры автоматизации обработки информации ТУСУРа и внедрена в департаменте развития предпринимательства и реального сектора экономики администрации Томской области.

Литература

2. Методология функционального моделирования IDEF0. Руководящий документ РД IDEF0-2000. — М.: Госстандарт России, 2000.

3. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»: Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ // Российская газета. — 2010. — № 5247.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Буч Г., Якобсон А., Рамбо Дж. UML. Классика CS / пер. с англ.; под общ. ред. С. Орлова. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 736 с.

9. Сенченко П.В. Обоснование целесообразности применения web-ориентированных технологий при разработке информационных систем электронного документооборота // Проблемы теории и практики управления. — 2011. — № 6. — С. 33-37.

Сенченко Павел Васильевич

Канд. техн. наук, доцент каф. АОИ ТУСУРа Тел.: 8-906-947-82-83 Эл. почта: pvs@tusur.ru

Масляев Владимир Сергеевич

Инженер каф. АОИ ТУСУРа

Тел.: 8-923-419-19-77

Эл. почта: mavose@rambler.ru

Лазарев Иван Васильевич

Ст. преподаватель каф. АОИ ТУСУРа

Тел.: 8-913-812-46-79

Эл. почта: yalazarev@gmail.com

Senchenko P.V., Maslyaev V.S., Lazarev I.V.

Web-based information system for small and medium enterprises of the Tomsk region

В ходе обращения к главам регионов президент РФ сообщил в эфире «Первого канала» о мерах, которые принимаются для поддержки бизнеса.

Так, власти страны уже снизили размер социальных взносов для малого бизнеса в 2 раза – с 30 до 15%. Это сделано, чтобы у предприятий появились средства для выплаты зарплат. Президент подчеркнул, что это долгосрочная мера. В качестве срочной меры бизнес, пострадавший от эпидемии, может получить отсрочку по страховым взносам на 6 месяцев. Также предприниматель может получить отсрочку по всем налогам, кроме НДС на 6 месяцев.

– Но они не должны будут сразу по истечении срока выплачивать всю сумму задолженности. Гасить можно будет плавно, долями, в течение года после завершения отсрочки, – пояснил Владимир Путин.

В первую очередь помощь будет оказываться предприятиям, которые сохраняют рабочие места. Президент не исключил расширения кредитных каникул. Также правительство вместе с Центральным Банком за 5 дней подготовит программу поддержки бизнеса, чтобы сохранить занятость населения и доходы работников.

Ранее сообщалось о том, что московские власти отменяют сборы с торговцев в метро.

Кроме того, льготные кредиты для бизнеса станут доступны в начале мая.

Владимир Путин объявил о мерах поддержки малого бизнеса https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png243 67 https://www.retail.ruВладимир Путин объявил о мерах поддержки малого бизнеса https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png



Инновационный путь развития экономики связан с тесным взаимодействием современной науки и предпринимательства. Сектор малого и среднего предпринимательства активно принимает участие в инновационной деятельности. Для формирования зрелого инновационного рынка необходимо содействие государства и создание поддерживающей инфраструктуры.

Ключевые слова: инновации, инфраструктурная поддержка, малое и среднее предпринимательство, инновационное развитие.

Key words: innovations,infrastructure of support, small and medium entrepreneurship,innovative development.

Переход экономики на инновационный путь развития сопряжен с необходимостью решения ряда сложных задач системного характера. Инновационный тип экономики основывается на использовании в производстве новейших достижений науки и техники, экспорте высокотехнологичной продукции с высокой добавочной стоимостью. Для данного типа экономики, в отличие от традиционного (индустриального) типа, характерна большая доля интеллектуального труда разработчиков в общей прибыли по сравнению с материальными затратами.

Основная проблема в инновационной деятельности связана с финансированием и поиском капитала. Главным аргументом при привлечении инвестиций является то, что новые технологии являются чуть ли не единственным способом достижения высокого долгосрочного дохода. Результаты исследований, указывают на прямую зависимость экономического роста от технологического и институционального развития, а также макроэкономической среды .

Модель инновационного развития экономики была выдвинута ещё в 20-е годы XX в. Йозефом Шумпетером и предполагает, что всегда находятся такие предприниматели, которых не устраивает получение средней прибыли. Ради её увеличения они готовы к большим рискам и инвестициям в новые технологии. Теоретически, конкурентная среда развитых рынков с низкой нормой прибыли должна являться хорошей мотивацией для использования технологических инноваций. Тем не менее, как показывает опыт западных стран, одних лишь рыночных механизмов недостаточно для активной инновационной деятельности, поэтому есть необходимость в мерах стимуляции и государственной поддержке. В странах с развитой экономикой сформированы целостные системы комплексной поддержки и стимулирования инновационных процессов, которые включают в себя широкий спектр инструментов прямого и косвенного воздействия. Лидерами в этой области традиционно считаются: США, Япония, Германия, Великобритания, Франция. В последнее время к ним можно также добавить Южную Корею, Израиль, Китай.

С 2011 г. в России действует, утвержденная Правительством РФ «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». В рамках данной программы реализуется много проектов, направленных на формирование инфраструктуры инноваций, развития эффективной науки, развитие инновационного бизнеса, в том числе поддержка инновационных малых и средних предприятий .

Россия активно заимствует опыт развитых стран по поддержке и стимулированию инновационной деятельности среди малых и средних предприятий, т. к. имеет хорошие перспективы развития в данном направлении. Традиционно конкурентными преимуществами России для развития инновационной деятельности считаются: высокий научный потенциал (по некоторым оценкам около 10–12 % от мирового) ; развитая система научно-исследовательских учреждений, высокий уровень подготовки инженерных специалистов и естественно-научного профиля, активное участие государства в научно-исследовательской и инновационной деятельности. С другой стороны есть ряд факторов, замедляющих развитие инновационных технологий, среди которых: низкая предпринимательская инициатива, невосприимчивость предприятий реального сектора к инновациям; недостаточно развитая инфраструктурная поддержка инновационного развития, особенно применительно к малому и среднему предпринимательству (МСП), техническая и технологическая отсталость многих отраслей отечественной промышленности, неэффективность мер по защите интеллектуальных прав. Поэтому, при оценке положения в российской инновационной сфере необходимо уделять внимание не только её научно-кадровому потенциалу, но и усилить предпринимательскую составляющую (см. рис.1).

Рис. 1. Взаимодействие науки и предпринимательства

Инновационная деятельность зачастую сталкивается с проблемами финансирования. Особенно это касается малых и средних предприятий. Им трудно привлечь необходимые финансовые ресурсы в свои проекты, т. к. инвестиции в новые разработки несут в себе большие риски, ведь далеко не все инновационные проекты дают результаты, приносящие прибыль своим инвесторам. Наличие в России других видов высокодоходного бизнеса, таких как торговая, финансовая деятельность, а также относительно высокие проценты по депозитам — все это снижает интерес к инновационным проектам с непредсказуемыми результатами. Такое положение дел при отсутствии стимулирующих мер со стороны государства приведет к уменьшению количества инновационных проектов, имеющих коммерческий потенциал.

В силу объективных обстоятельств, например, из-за непредсказуемости результатов и связанной с этим рисками, инновационная деятельность не всегда может регулироваться рыночными механизмами, а также в силу того, что технологические изменения несут в себе перемены и прогресс для общества в целом, роль государства в поддержке инновационной деятельности особенно важна. В основном поддержка выражается в создании благоприятных условий для предприятий, работающих в области новых технологий: создание нормативно-правовой базы, регулирующей инновационные процессы, прямое финансирование проектов, создание соответствующей инфраструктуры.

В России вмешательство государственного сектора в инновационные процессы происходит более активно, чем в других странах. Это связано с тем, что даже в постсоветское время, государство традиционно сохраняет ведущую роль в области научных исследований и разработок. Частный капитал в большей части ориентирован на быструю самоокупаемость в краткосрочной либо среднесрочной перспективе, поэтому для перехода к инновационной модели развития влияние государства возрастает ещё больше.

Приоритетными задачами для вовлечения в инновационные процессы малых и средних предприятий России являются:

‒ системный подход в создании инфраструктурной поддержки. То есть все принимаемые и реализуемые в связи с этим меры (финансирование, техническая и материальная поддержка, льготное налогообложение, помощь в регистрации патентов на изобретение и др.) должны быть согласованы и комплексны;

‒ выделение наиболее приоритетных направлений инновационной деятельности. Например, актуальными для современного общества являются разработки в области энергосберегащих технологий, экологических вопросов, в особенности мусороперерабатывающих технологий, повышение производительности труда за счет автоматизации и робототизации и развитие информационных технологий и т. д;

‒ углубление сотрудничества между частными предприятиями и научно-исследовательскими организациями: привлечение частного капитала к научным разработкам, стимулирование научных институтов на проведение исследований прикладного характера и др.;

‒ ведение реестра инновационной и изобретательской деятельности по международным стандартам.

Процесс перехода к инновационному методу развития может проходить путем создания малых инновационных предприятий, которые в качестве уставного капитала будут вносить объекты интеллектуальной собственности. Наличие такой возможности особенно важно для субъектов МСП с ограниченными материальными ресурсами. Хотя здесь и существует трудность в корректной оценке таких объектов.

Важнейшими инструментами государственного регулирования, которые можно было бы использовать в целях стимулирования инновационной деятельности МСП являются:

‒ снижение налоговых ставок для инновационных субъектов МСП, упрощение ведения бухгалтерской и налоговой отчетности, создание льгот для инвестиционного капитала в научно-технический сектор, в том числе из-за рубежа;

‒ поддержка МСП в вопросах регистрации и защиты интеллектуальной собственности. Для этого можно применять специальные патентные сборы, создавать специальные центры по продвижению патентов за рубежом, расширить перечень предоставляемых консультаций и информационных услуг и т. д.;

Использование вышеуказанных и других подобных механизмов поможет сформировать инновационную инфраструктуру, развить рынок патентных изобретений, обеспечит благоприятные условия для развития инновационных субъектов МСП.

Вопрос создания инновационной инфраструктуры важен прежде всего для малых и средних предприятий, т. к. именно они чаще всего испытывают дефицит в ресурсах, необходимых для развития. На начальных этапах деятельности предприятий малого и среднего бизнеса нужна любая помощь: информационно-консультационная, техническо-материальная, финансовая и др. Как показывает опыт других стран, развитость инфраструктуры имеет самое непосредственное прямое влияние для инновационного развития МСП. По мнению специалистов, инфраструктурная поддержка является катализатором долгосрочного развития инновационного роста МСП. При этом важнейшими элементами инновационной инфраструктуры становятся ее институциональные, образовательные, финансовые, информационные и другие компоненты[6].

Инфраструктурная поддержка инновационной деятельности коррелирует и в чем-то совпадает с общей инфраструктурой поддержки субъектов МСП. Основные направления её формирования см. в таблице 1.

Таблица 1

Основные направления формирования инфраструктуры поддержки инновационной деятельности МСП.

Создание инновационных бизнес-инкубаторов, научно-технических парков, центров прототипирования, центров патентной информации и т. д. с соответствующим имущественным, техническим и финансовым обеспечением.

Помощь в процессе инкубации малых инновационных предприятий, функционирующих в рамках инновационных инкубаторов. Здесь прежде всего важна поддержка опытных и профессиональных наставников.

Создание и совершенствование консультационной инфраструктуры. Малым и средним предприятиям, работающим в инновационной сфере, важно получать поддержку не только в технологических процессах. Но и в других областях (маркетинг, вопросы патентования, инжиниринг и др.).

Формирование экспертного компонента для инфраструктуры, спрос на который будет расти при привлечении к финансированию инновационной деятельности частного капитала.

Постепенное увеличение коммерческой составляющей в функционировании инфраструктуры, в том числе через механизм государственно-частного партнерства. Это позволит повысить ее эффективность и снизить уровень коррупции.

Источник: составлено автором на основе данных .

Отдельно хотелось бы отметить важность создания информационно-консультационных служб (ИКС), для малых и средних предприятий, работающих в регионах России в аграрном секторе. Являясь частью информационной инфраструктурной поддержки, ИКС смогут оперативно доводить до предпринимателей самую актуальную научную, технологическую и рыночную информацию, с помощью консультаций оказывать им содействие в освоении инновационных разработок и передового сельскохозяйственного опыта .

Эффективность деятельности ИСК можно оценить по следующей формуле:

Q = D— Z,

где

Q — эффект от функционирования ИКС

D — доход (поступления денежных средств) от деятельности консультантов

Z — расход (суммарные затраты) на информационно-консультационные услуги .

Общим критерием эффективности от деятельности информационно-консультационных служб является рост рентабельности обслуживаемых предпринимателей.

Инновационная инфраструктура тесно взаимосвязана с вопросами квалификации кадров, организации информационной поддержки и др.

Инфраструктура образования и подготовки кадров является одним из ключевых компонентов инновационных процессов. Подготовленный соответствующим образом персонал становится двигателем новых идей и технологий. Повышение качества образования и совершенствование образовательной инфраструктуры способствует повышению роли человеческого капитала, продвижению высокотехнологических процессов, подготовке квалифицированных управленцев, что особенно актуально для сектора МСП.

Информационная поддержка связана вопросами создания информационных сетей, единого информационного пространства, доступа малого и среднего бизнеса к информации. Все это будет иметь положительный эффект для научных исследований, разработок, патентной деятельности. Совершенствования в информационной сфере включает в себя следующие мероприятия:

‒ создание системы по обмену информацией между малыми и средними инновационными предприятиями, научными центрами, органами власти и разными структурами инфраструктурной поддержки МСП;

‒ формирование федеральной сети информационных баз, служащих для содействия инновационной экономики;

‒ предоставление для инновационных предприятий малого и среднего бизнеса доступа к информационным данным патентных организаций на безвозмездной основе и т. д.

В заключение хотелось бы отметить, что для развития инновационных процессов важна не только поддержка государства, но и готовность к принятию новых технологий у общества в целом, а также активные действия деловых кругов. Формирование здоровой конкуренции, цивилизованного инновационного рынка, повышение культуры деловой этики, соблюдение прав интеллектуальной собственности — всё это является залогом успеха в формировании инновационной экономики.

Литература:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх